Буква ю, ю и звуки, которые она обозначает. Слова с буквой Ю

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].

Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

Буква «Ю»


Веселые стихи

Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.

Юнга вел корабль умело,

И вперед смотрел он смело.

Юрка катит снежный ком.

Вьюга кружит за окном.

Юру я не узнаю…

С комом он, как буква Ю .

В. Степанов

Юра тащит вкусный груз –

Замечательный арбуз.

На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

В. Степнов

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился –

Целый день юлой крутился.

Ф. Бобылев

* * *Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю .

А. Шибаев

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама!»

Значит, я для дочки шью.

Любят хрюшки букву Ю :

Без нее не скажешь: «Хрю!».

В пути, в неведомом краю

Нам компас – лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря, в южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву Ю .

Пословицы и поговорки

1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Скороговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Найди слово».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

Если во сне вы пишите прописные буквы на доске или бумаге, то вам предстоит принять участие в необычном деле, которое, вопреки вашему ожиданию, может осуществиться. Вообще писать буквы во сне - плохое предзнаменование, которое часто предвещает несчастье или неудачи. Если во сне вы произносите слово по буквам, то вас ждет успех в делах, который, однако, дастся вам не без труда. Сон, в котором вы заучиваете буквы, сулит вам много интересного и обещает удачу в делах. Если во сне вы видите отдельные буквы, то вас ожидает получение новостей, которые оставят вас в недоумении. Видеть буквы нечетко во сне предвещает получение плохих новостей о неожиданных препятствиях в делах. Видеть во сне буквы большого размера - знак успеха в науках. Увидеть во сне большие буквы своего имени, появляющиеся перед вами одна за другой, предсказывают вам назначение на высокую государственную должность. Однако если чередование букв нарушится, то ваша новая должность окажется слишком обременительной для вас. Если сон прервется на полуслове, то повышение, которого вы так ожидали, или перемены к лучшему не состоятся. Смотрите толкование: азбука.

Толкование снов из Семейного сонника

Сонник - Буквы

Видеть во сне буквы – к неожиданным новостям. Пытаться запомнить их – к материальному благополучию. Писать большие печатные буквы – ваша затея, которая многим покажется странной, тем не менее увенчается успехом. Писать буквы на лозунгах, плакатах, стенах – к несчастью.

Толкование снов из

Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.


Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"

Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.

Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.

"Ю" похожа на юлу,

Что кружилась на полу,

Повертелась как волчок

И упала на бочок.

"Юбка", "люстра" и "люблю", -

Вот словечки с буквой "Ю".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.

Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .

- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.

Обучение чтению. Слова с буквой Ю

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист.

Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.

Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.

Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"

Цель

Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:

Буква "Я" собой гордится:

Всех важнее быть стремится.

Яхта, яблоко, земля, -

Вот словечки с буквой "Я".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.

Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.

Проводим звуковой анализ слова МЯСО.

- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.

Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.

Поделите слова на слоги.

Поставьте в этих словах ударение.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.

Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?

Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.

Материалы : рабочий лист, карандаши.

- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).

Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.

- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).

Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5

Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Давайте правильно заполним домики цифрами.

В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.

Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.

В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.

В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.

Развитие мышления. Скажи наоборот

Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Подберите противоположные слова.

  • Веселый – ... (грустный).
  • Глубокий – ... (мелкий).
  • Острый – ... (тупой).
  • Гладкий – ... (шершавый).
  • Горячий – ... (холодный).
  • Мокрый – ... (сухой).
  • Яркий – ... (тусклый).
  • Сытый – ... (голодный).
  • Тонкий –... (толстый).
  • Широкий – ... (узкий).
  • Ясный – ... (пасмурный, ненастный).
  • Новый – ... (старый).
  • Математика. Примеры. Решение задач

    Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
    - Давайте составим задачу про птиц.
    - Сколько птиц сидит на ветке?
    - Сколько птичек прилетело?
    - Зная, эти данные мы можем составить задачу?
    - Составьте задачу.

    На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?

    - Назовите условие задачи.
    - Какой вопрос в задаче?
    - Решите составленную задачу.
    - Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
    - Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
    - Прочитайте получившийся пример.
    - Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
    - Какая задача у вас получилась?
    - Назовите условие и вопрос задачи?
    - Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.

    Развитие умственных действий. Анализ-синтез

    Цель : развитие анализа-синтеза.

    Материал : мяч.

    Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.

    Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.

  • Человек - сердце, машина - ...
  • Ужин – вечером, завтрак - ...
  • Птица – летает, змея - ...
  • Лето – жаркое, зима - ...
  • Ручка – пишем, ... - рисуем.
  • Хлеб – коричневый, молоко - ...
  • Самолет – ангар, машина - ...
  • Платье – портной, туфли - ...
  • Подготовка руки к письму. Палочки

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист

    Обведите и допишите палочки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.

    Оборудование: касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков, проектор, компьютер, учебник "Азбука" часть 2.

    Ход урока

    1. Орг. момент

    Долгожданный дан звонок,
    начинается урок.

    2. Актуализация знаний. (6 мин)

    А начинается наш урок с повторения.

    Игра "Звуковая эстафета" (2 мин.)

    Описание игры: Учитель показывает букву, а соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдый согласный, другой - мягкий);

    Молодцы!

    Следующая игра называется "Кто быстрее составит слово?" (4 мин)

    Оборудование: предметные картинки, касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков.

    Описание игры. Учитель показывает предметную картинку и предлагает детям составить слово-название предмета и звуковую схему-модель этого слова. Соседи по парте договариваются между собой, кто какую часть задания будет выполнять, и работают: один из фишек выкладывает схему, второй из букв набирает слово под ней. Побеждает пара, которая раньше других выполнит задание.

    3. Постановка темы и целей урока. (2 мин.)

    Педагог: "Отгадайте загадку".

    Я в июне, и в июле,
    Что бы ни случилось вдруг,
    Вместе с мамой уезжаю.
    А куда? На... (юг).

    На какую букву начинается слово отгадка?

    Д.- букву Ю .

    Назовите тему нашего урока?

    Д.- Тема нашего урока - буква Ю.

    Какую цель мы поставим себе на уроке?

    4. Новая тема. (7 мин.)

    Знакомство со звуками [у], [й"у], которые обозначаются буквами Ю, ю.

    (По картинке КЛЮЧ.) (2 мин )

    (Схема слова не делится на слоги. В слове не ставится ударение. Схема закрашена не полностью. Звук [у] закрашен красным цветом.)

    Педагог обращается к детям: "Что это? (Ключ.) Произнесём это слово и хорошо потянем гласный звук. ([Кл"-у-у-уч]) Какой слышим звук? ([у-у-у].) Как произносится согласный звук, который составляет с ним слог-слияние? (Он звучит мягко [л"].) Как читались согласные звуки, когда за ними следовал гласный [у]? (Твёрдо.) Вот эту проблему мы сегодня и будем решать".

    Звуко-буквенный анализ слова и определение слоговой структуры. Работа со звуковой схемой. (2 мин)

    Педагог: "Произнесите слово ещё раз и скажите, сколько в нём слогов. (В этом слове один гласный звук, значит, один слог.) Составим схему и подтвердим ту необычную ситуацию, которая у нас получилась". Один ученик выходит к доске.

    Знакомство со звуком [й"у], который обозначается буквами Ю, Ю. (По картинке ЮБКА.) (1 мин)

    (Схема делится на слоги. Ставится ударение на первый слог, схема закрашена не полностью. Звук [й"у] закрашен зелёно-красным цветом.)

    Педагог: "Произнесём слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки. Особенно самые первые. ([й"у б к а]. Произнесите первый слог. ([й"оу б ].) Какие звуки слышите? ([й"] и [у].) Вот ещё одна проблема возникла у нас на уроке. Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой? Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносит слово ЮБКА.) Какая буква просится для обозначения звуков ([й"] и [у])? (Буква ю , она может обозначать сразу два звука [й"] и [у].)

    В каких случаях это происходит?"

    Д.-Когда буква ю стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й"] и [у]. Например: Юра, Юг.)

    Игра "Поймай букву" (2 мин)

    Оборудование: Текст из учебника "Азбука" с. 47

    Описание игры: Дети сначала читают текст, а затем начинают просматривать его по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Один ученик называет слова, где буква Ю обозначает 1 звук, другой - где буква Ю обозначает 2 звука.

    В каких случаях это происходит?

    5. Физминутка (2 мин)

    Раз, два, три, четыре-
    Топаем ногами.
    Раз, два, три, четыре-
    Хлопаем руками.
    Руки вытянуть пошире-
    Раз, два, три, четыре.
    Наклониться - три, четыре-
    И на месте поскакать.
    На носок, потом на пятку,
    Все мы делаем зарядку.

    Гимнастика для глаз

    6. Закрепление. (10 мин)

    1. Игра-ребус. Работа с нетбуками (3мин)

    "Послушайте загадки:

    Назовите самую кислую ягоду (Клюква)

    Плетусь по стенам, очень вьючь
    А называют меня:. (плющ)

    Мальчика узнаю я, без особой муки.
    Потому, что надевает вместо юбки:(брюки)

    Отыщите среди рисунков отгадку. К каждой отгадке-рисунку подберите схему."

    2. Работа со слогами. (3 мин)

    Педагог: "Прочитайте слоги в таблице. С любым из слогов составьте слово. Произнесите его и объясните, какие звуки обозначает в вашем слове буква ю".

    [ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю]

    [юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют]

    Педагог: "Присоедините слоги [лю, рю, тю, юл] к определённым слогам и получите слова. (2 мин)

    Игра "Мы присядем". (2 мин)

    (Игра на дифференциацию на материале прямых и обратных слогов.)

    Педагог: "Прочитайте слоги: ню, пю, рю, вю, шю, гю, сю, юш, юр, юл, ют, юк, юв . Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком".

    7. Физминутка (1 мин)

    Гимнастика для глаз

    8. Закрепление (5 мин)

    Педагог: "Назовите предметы на сюжетной картинке, в названиях которых звуки обозначаются буквой ю. Укажите, какие звуки обозначает каждая буква ю. (люстра, брюки, утюг - ([у]). Юбка - [й"у].)

    Педагог просит детей самостоятельно составить рассказ по сюжетным картинкам.

    Озаглавьте текст".

    9. Рефлексия (1 мин)

    С какой буквой мы сегодня работали?

    Что мы узнали о ней?

    Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

    Посмотрите на экран и выберите смайлик, который вам больше подходит:

    • Первый смайлик говорит о том, что вам было легко на уроке,
    • Второй - нужна была помощь учителя,
    • Тритий - было сложно.

    Список литературы.

    1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте.1 класс" УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
    2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
    3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
    4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
    5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.


    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...