Букварь ссср скачать pdf. Советский букварь

Один юзер писал :

- Неужели азбуку печатали за границей? Я всегда считал, что в СССР с полиграфической промышленностью все было хорошо... Молодцы немцы - везде успевали. И для себя старались, и нам помогали


Я тоже ломала голову - почему в азбуке и букваре разный порядок букв?))


lybimye_knigi
Для меня по-прежнему остается загадкой, где эта азбука применялась - в школе или садике? Помню свой синий букварь, его нам дали сразу в первом классе, у меня даже мое фото с ним за партой сохранилось. Азбуку тоже помню, но вот когда мы по ней учились? Обе книги одинаково учат чтению, зачем надо было дублировать?

elenka_knigolub
Думаю, что эта Азбука предназначалась для занятий детей с родителями или в детском саду.
Посмотрела сейчас Букварь - он сложнее: там уже и гласные/согласные, твердые/мягкие звуки, письмо, шарады, ребусы, и вообще он был утвержден Министерством Просвещения РСФСР, в отличие от Азбуки.
А эта Азбука, кстати, содержит помимо буквенного раздела, еще и материалы для обучения счету, а также посвященные детскому творчеству.

Для желающих "полистать" Азбуку в онлайне -

Букварь, 1987 год

Почти все советские дети учились по этому букварю.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Букварь 1970 год.

Первоклассникам 70-х годов повезло меньше - обложка "Букваря" образца 1970 года была более проста и лаконична. По нему я училась в первом классе в 1984 году.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Печатали в ГДР. А все же почему? И "Кто такой? Что такое?" в двух томах тоже некогда печатали в ГДР.

У меня и мужа в детстве был такой учебник из двух частях, по которому нас учили русскому языку.
Предназначен для подготовительных и первых классов национальных школ, а также для иностранцев, начинающих изучать русский язык.

Русский язык в картинках .

Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Старая редакция учебника. 1971 год.

У меня такой был. Вторая часть не найдена.

1.


2.


3.


4.На страницах учебника отражен советский быт 60-годов.


5. Обратите внимание - плита на дровах.


6.

Эти издания были у меня и мужа. Любили их листать в детстве - смотреть на картины и пытаться читать слова.

1982 год. Первая часть

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.Для меня этот огород был как живое существо)

14. Идеальный семейный обед. Опять бабушка жарит, мама варит суп.


Вторая часть.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9. Плита газовая. Советский быт конца 70-х и начала 80-х годов.

10.

11.

12. Советский супермаркет, а раньше это универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков. Магазин самообслуживания.

13. А небольшой торт оказался знаком - это "Сказка"!

14. И по сей день об этом вспоминаем, когда общаемся в Интернете - на форумах, в чатах: одни ложатся спать, а другие еще на работе.

17.

Мне всегда нравились иллюстрации в этом стиле. Эмоциональные. Животные как люди. Такие картины во всех учебниках и в пособиях для внеклассной работы. Долгое время я не могла найти фамилию художника. Методом исключения я предположила, что это Е.В. Викторов. О нем не нашла в Интернете. Может, кто-нибудь из читателей о нем знает?

Е.В. Викторов создал обложки и для тетрадей по математике.

Наверно, это одна из первых работ художника. Учебник "Родная речь. 1 класс" 1975 год.

А какие были первые советские азбуки?

26 декабря 1919года был издан декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. Среди пунктов декрета был такой:
8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
Значит, все умеющие читать и писать были обязаны обучить неграмотных, а те - ходить в школу. Видимо, в некоторых семьях не разрешили девочкам и женщинам идти в школы - мол, это не бабское дело.

Впрочем...
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

Полный текст декрета -

1.


2.

3.


4.


5.

6. Только при советской власти женщины могли научиться читать и писать - ведь считалось, что "баба" не способна к учёбе.

Букварь для взрослых "Долой неграмотность" (1920), начинающийся лозунгом "Мы не рабы. Рабы не мы",

1.


2.


3.


4.


5.

Были и другие - "Рабоче-крестьянский букварь", коммунистический букварь "Грамотный красноармеец" и "Антирелигиозная азбука" (1933).

Азбука революции, 1921 г.

Серия плакатов "Азбука революции", выполненная украинским художником Адольфом Страховым, была впервые издана в 1921 году. Главная тема этого комплекта - жизнь молодой Советской республики в первые послереволюционные годы. "Азбука революции", не смотря на не вполне совершенную литературную форму своих стихов-подтекстовок, явилась значительным явлением в агитационном искусстве 1920-х годов и впоследствии - в 1969 году - была переиздана Киевским издательством "Мистецтво".

Продолжение азбуки -

Антирелигиозная азбука. Вряд ли для первоклассников.

УТИЛЬБЮРО ИЗОГИЗА.
Москва 1933 Ленинград.
Художник Михаил Михайлович Черемных.

- В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу. Никакого креатива, исполнение - так себе. А тут - целая азбука с приличными и выразительными (говорю как специалист) иллюстрациями!
- "В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу" - в наше время все сильно "поумнели" и чуть что, так кидаются своими правами. Поэтому хорошей социальной рекламы вы не увидите..

1.

2.

3.

4.

Ну кто мог подумать, что доживем до времен, когда подобная картина снова станет актуальна.

5. Чем Ганди не угодил советским большевикам?

- Ну, видимо, во время его политических манёвров, возникала в его адрес различная критика.
- Это же коммунисты, они всегда за границей видели только врагов, вот и против Индии, равно как и против других стран, народ настраивали..
- Почитайте историю. СССР всегда старался поддерживать дружеские отношения с Индией, как с революционной страной, восставшей против ига английских колонизационных сил.
- Зря они так про Ганди.


6.
- Насколько я помню, Форд поддерживал фашистов во времена третьего рейха, вот его и приписали в эту азбуку

- Они его сюда его приплели только потому что так называемый фордовский конвейер в понимании коммунистов является наиболее выраженной формой эксплуатации, где личность человека при производстве какого либо предмета не имеет ни малейшего значения.


Продолжение букваря в

Была "Советская эротическая азбука", созданная в 1931 году будущим народным художником СССР Сергеем Дмитриевичем Меркуровым (1881—1952). Интересно, что автор этой азбуки был скульптором-монументалистом, автором многочисленных монументов Иосифу Сталину (в том числе трех крупнейших на территории СССР) и Ленину, а также надгробных памятников у Кремлевской стены — Ф.Э. Дзержинскому, А.А. Жданову, М.И. Калинину, Я.М. Свердлову, М.В. Фрунзе.

Азбука Владмира Конашевича - на этот раз для детей. Без революционных лозунгов.

Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

Издательство: Тв-во Р. Голике и А. Вильборг
Место издания: Петроград
Год издания: 1918

Интересно, твердый знак на конце слов отсутствует в азбуке, но сохранились буквы - фита и ижица.

1.

2.

3.

4.

5. Два варианта правописания - старое и новое.

6.

Полностью азбука -

Букварь 1937 год

Время такое, что надо славить вождей и дорогих товарищей чуть ли не на коленях...

И.С. Беляев. Букварь.1943г.

Госиздат К-ФССР.

Видный деятель народного образования Карелии. На преподавательской работе с 1930 по 1940г. с 1940г - заместитель наркома, а с 1944г. по 1951г. - нарком - министр народного просвещения К-ФССР. В 1944-1949гг. многое сделал для восстановления школьной сети Карелии. Заслуженный учитель Карелии, кандидат педагогических наук, автор более 20 учебников. Несколько учебников было им подготовлено и в годы войны.

После войны.

"Азбука", 1970 год .

Изд-во "Просвещение", издание десятое. Авторы: Воскресенская А.И., Редозубов С.П., Янковская А.В.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.Мама работает дома - кем?

9.

10.

А это букварь для детей с ограниченным слухом. Глухонемыми называли детей с 2-4 степенью тугоухости и с полной потерей слуха.Тогда не было специальной аппаратуры (наушники и микрофоны) и мощных слуховых аппаратов, которые бы помогли детям с 2-4 степенью. Не было современных методов обучения речи детей. Поэтому их учили писать грамотно, читать по губам - если не может сказать, то пусть напишет на бумажке. И читать книги - источник знаний. Дактильная азбука и жестовой язык в то время были, но сурдопереводчиков не очень много, в основном это слышащие дети глухих родителей, потерявших слух после болезни (приобретенная ненаследственная глухота)

Зыков С.А. Букварь для школ глухонемых

Издательство: Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Год: 1952

Настоящий букварь построен по звуковому (аналитико-синтетическому) методу. Обучение по нему рассчитано на полтора года. С целью поддержания интереса учащихся в букваре даны упражнения-игры, тексты сопровождаются иллюстрациями. Для развития чувства ритма в букваре помещены короткие стихи. При чтении по букварю дети знакомятся с такими понятиями по грамматике, как единственное и множественное число существительного, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский род глагола, образование слов путем прибавления приставки и т.д.
Обучение письму проводится одновременно с обучением чтению, поэтому в букваре также даны и упражнения для письма.

1.

2.

3.

4.

5. Быт советских граждан 50-х годов.Телевизор есть, а люстры не видно.

6. Артикуляция губ при звуке "а".

7.

8.

9.

10. Напоминает метод обучения иностранному языку. Это и понятно, для глухих детей родной язык все равно как иностранный. Учить слова, которые обозначают предметы, действия и др. Выделенные слога обозначают ударение, где надо поднять голос.

11.

12. Были наушники в школах для глухих детей. Но нет аппаратуры и кнопок. Видимо, почти не было их... В классе парты расположены по кругу, чтоб дети могли смотреть на учительницу, точнее на ее губы и на жесты дактильной азбуки.

13.

14.

Донская Н.Ю., Линикова Н.И. Букварь для школ слабослышаших.

Второе издание. М.: Просвещение, 1986 г. Именно по нему (первое издание) я училась в первом классе сразу после букваря в синей обложке.

Художник обложки Е. в. Викторов.


1.

2.

3.

4. В классе немного учеников - не только потому, что слабослышащих много меньше, чем слышащих. Но для учителя десяток учеников то же самое, что и 30 слышащих учеников. За их речью надо следить, исправлять произношение, а на это уходит немало времени.

Аппаратура для управления наушниками и микрофонами, по-видимому, встроенная в стол. Только что добавлено. Я сегодня поговорила на работе с глухим, у которого ребёнок идет в школу для детей с недостатком слуха. Он рассказал,что в таких школах давно нет аппаратуры, теперь все носят слуховые аппараты различной мощности.

5. Вот та самая аппаратура на столе учителя, но плохо видна. Учительница не поёт в микрофон, она говорит. Парта для двух учеников. У учениц наушники, но те не выделяются. Видимо, ходожник их не подчеркивал из эстичных соображений. Обычно это черные резиновые наушники на черном платмасовом гибком обруче.

8. Ударение в каждом слове. Забавный и поучительный рассказ. Художник все тот же Е.В. Викторов.

Ну, все, я заканчиваю пост на этом.)

А какие теперь буквари для современных школьников? Азбуки?

Разбирал старые книжки и наткнулся на свой старый школьный букварь 1984 года выпуска. Пролистал бегло и, честно говоря, обалдел. Эта детская книжка, по которой ребятишкам нужно весело и с удовольствием учиться читать, оказалась настолько густо пропитана коммунистической пропагандой, что даже удивительно, как нам, рождённым в СССР, удалось избежать окончательного и бесповоротного зомбирования.

Трэш начинается с первой же страницы. Цитирую: "Сегодня ты начинаешь свой путь в замечательную, необыкновенную страну — Страну знаний. Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин"

Дальше — больше. Ленин, партия, Великий Октябрь, СССР — лучшая в мире страна, ветераны, ВОВ, и — довольно настойчивое втюхивание идеи стать космонавтом. Создаётся ощущение, что СССР планировал масштабную космическую экспансию.

Так что не удивляйтесь количеству ваты в мозгах соотечественников. Скорее, удивляться нужно тому, что даже при таких грандиозных и систематических усилиях госпропаганды нормальные люди остались.

Лётчикам в полёте - Тем, кто в небе На работе!

Тем, кто у печей,- Нет работы горячей!

Трактористу -

Слава в поле,

А твоя работа В школе.

Труд твой Тоже на виду.

Честному труду!

Козлята и волк.

Жила-была коза. У неё было семеро детей. Сделала она себе избушку в лесу. Каждый день уходила коза за кормом в лес. Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не открывать...

Когда собака подойдёт к болоту, то чибис слетает с гнезда и заманивает за собой собаку. Он бегает перед самой собакой. Собака бросается за ним, хочет поймать. А чибис отводит собаку от своего гнезда.

Дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Юра и Юля играют в шахматы:

А я знаю другую игру!

Учёный сын.

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне». А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл. Что такое грабли?» Только он пошёл по двору, наступил на грабли. Схватился за лоб и говорит: «И кто тут грабли бросил?»

Поиграем в эхо.

Когда вы ходили в лесу или вечером на речку, то слышали эхо. Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слыхали лишь конец слова.

Попробуем поиграть в эту игру.

Машина - шина.

Смех - мех.

Коса - оса.

Экран - кран.

Олень - лень.

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: - Ты.

Где обедал, воробей?

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва

За решёткою у льва. Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы. Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Старик сажал яблони.

Ему сказали:

Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик сказал:

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

Один льёт, Другой пьёт, Третий растёт.

Летом вырастают, Осенью опадают.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Зимние гости.

Опустели поля, леса, парки, сады. Словно пух, летит, порхает первый снег. Покинули родные места зяблики.

Холодно им и голодно.

Скоро появятся зимние гости - красногрудые снегири.

Пошли дети на гору, взяли салазки, сели на них верхом. Гора была очень скользкой. Салазки пошли шибко, задели другие салазки и вывалили всех ребят.

А. С. Пушкин.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский писатель. Весь мир знает имя Пушкина, читает его произведения. А. С. Пушкин - слава и гордость нашей Родины.

Знаете ли вы, из какой сказки Пушкина эти строки:

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые...

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

Владимир Ильич Ленин отдал свои силы борьбе за счастье народа. Ленин создал Коммунистическую партию. Партия продолжает дело Ленина. Она ведёт наш народ к светлой, счастливой жизни.

Ленин всегда заботился о детях. Поэтому октябрят называют внучатами Ленина.

Есть портрет у нашей дочки.

На портрете том Ленин запоздно читает, сидя за столом.

Дочке спать пора ложиться. Наступает ночь.

Мама, скоро ляжет Ленин? - спрашивает дочь.

Ты уснёшь, - и Ленин ляжет, - мама ей в ответ.

Встанешь, - Ленин вновь читает: он встаёт чуть свет.

Дочка спит. Но свет не гаснет на портрете том: всё читает и читает Ленин за столом.

Снег кружится,

снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

и, конечно, человек!

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на чёрной спинке

тают белые снежинки.

Тротуары замело.

Всё кругом белым-бело!

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

для лопат и для скребков,

для больших грузовиков.

Осколок снаряда.

Миша с папой гуляли в лесу.

Папа, посмотри, кусок железа.

Какой он старый и ржавый!

Нет, Миша, это не кусок железа.

Это - осколок снаряда.

Давно-давно была война.

В этом лесу шло сражение.

Здесь погибло много наших солдат.

Я был ранен в грудь.

Вот этим самым снарядом?

Может быть-этим. Я не знаю.

Папа, а больше не будет войны?

Мы не хотим войны, Миша.

Мы сделаем всё, чтобы её не было.

Сейчас во всех странах люди борются за мир. Борцов за мир очень много.

Их никто не сможет победить.

А ты тоже борец за мир, папа?

Конечно, Миша. В нашей стране все люди борются за мир.

Ледокол «ЛЕНИН».

На севере море покрыто толстыми льдами. Везде ледяные поля, ледяные горы. Как же здесь пройдут корабли?

Лёд их не пустит.

Но что это? Что это за могучий корабль? На его борту блестят золотые буквы: ЛЕНИН. Он идёт первым и разбивает лёд! А за ним по чистой воде идут и идут корабли.

Какая же сила движет этот чудесный ледокол?

Это сила атома.

Ауом может быть грозным.

Атом может быть добрым и мирным.

Наша страна, наша партия борются за то, чтобы атом был другом людей.

Сказка о красном шарике.

Лена встала рано. Форточка была открыта. И в комнату влетел красный шарик.

Шарик, ты чей? - спросила Лена.

Я - ничей, - сказал шарик.

И спел Лене песенку:

Я лечу, лечу, лечу,

облететь весь мир хочу.

И верно, у шарика на нитке - белый листок. Лена взяла его и прочитала:

Здравствуйте, дети всего мира!

Меня зовут Квеси. Я живу в жаркой Африке. Кто хочет со мной дружить, пусть напишет мне письмо.

Лена написала ответ:

Здравствуй, Квеси!

Я тоже хочу дружить со всеми ребятами. Я живу в Москве. У нас зима. На дворе снег. Мы играем в снежки. Жду ответа.

Твой новый друг Лена.

Лена привязала письмо к шарику.

И шарик улетел в окно.

Красный шарик летел над полями, лесами, горами. И вдруг он зацепился за балкон старого дома. Вдали синело море. Это была страна Италия. А в доме жил мальчик Джанни.

Откуда ты, шарик? И куда летишь? - спросил он. И шарик спел ему песенку:

Я лечу, лечу, лечу, облететь весь мир хочу.

У меня на нитке - письма и открытки.

Джанни огорчился и сказал:

Но я ещё не умею писать. Красный шарик, прошу тебя, передай ребятам мои слова:

Мир. Дружба. Джанни.

Это очень хорошие слова. Я их обязательно передам, - сказал шарик и полетел дальше.

Красный шарик прилетел в жаркую Африку. Он сел на пальму около дома, где жил Квеси. Но Квеси был в школе.

Высокий жираф снял шарик с пальмы. А полосатая зебра отнесла его прямо в школу.

Это ответ на моё письмо! - закричал Квеси. И все ребята стали читать письмо. А потом все вместе сочинили ответ:

Здравствуй, Лена!

Мы очень рады, что у нас есть друг в Советском Союзе. Напиши нам, как ты живёшь. И ещё напиши нам, что такое снег. У нас в Африке никогда не бывает снега.

Твои новые друзья.

Потом они привязали письмо к нитке. И шарик полетел обратно. Он летел, не уставая, до самой Москвы и пел:

Я лечу, лечу, лечу,

облететь весь мир хочу,

чтоб на всей планете

подружились дети.

Покорители космоса.

Ракета летит вверх всё выше и выше.

Вот она промчалась сквозь облака. Ещё выше, ещё быстрее. Голубое небо становится тёмным.

Ракета в космосе.

Сюда не залетают птицы.

Здесь не могут летать самолёты.

Небо здесь совсем чёрное.

А на чёрном небе космонавт видит сразу и солнце, и звёзды, и луну. Как в сказке! Космонавт открывает люк ракеты.

На космонавте надёжный скафандр. Впервые человек выходит в космос.

Это - советский человек.

Советские люди - покорители космоса!

Взлетел в ракете русский парень,

всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин...

Каким по счёту будешь ты?

Наша ракета.

По радио объявили о новом полёте в космос.

Наташа закричала:

Папа! Слушай! Слушай! А папа улыбнулся и сказал:

Это наша ракета!

Чья ракета? - удивилась Наташа.

Моя и моих товарищей.

Но ведь ты не космонавт, папа. Космонавт летит в ракете. А ты здесь, в комнате.

Да, я не космонавт. Я - сталевар.

Я варил сталь для этой ракеты.

Инженеры делали чертежи. Учёные придумали замечательные приборы. Много-много людей хорошо потрудилось.

И вот ракета полетела в космос.

И сегодня каждый из этих людей может сказать:

Это наша ракета!

На параде.

Папа взял Володю на парад.

Папа посадил Володю на плечо. Володя рад. Он теперь выше всех.

Всё ему видно.

Ярко сияет солнце.

Идут войска по Красной площади.

Ровным строем идут пограничники. Это они охраняют границы нашей Родины.

А вот идут храбрые моряки. Они берегут синие волны наших морей.

Едет мотопехота. Да, да, пехота едет! Это новая пехота.

По площади с грохотом ползут танки. Их ведут бесстрашные танкисты.

А когда же будут ракеты? - волнуется Володя.

И вот на Красную площадь выезжают ракеты. Сначала маленькие, потом побольше. А вот показались и самые большие ракеты.

Вот это да! - кричит Володя: - Эти ракеты, наверно, куда хочешь долетят!

Да. Сильна и крепка наша армия. Она надёжно охраняет наш мирный труд.

Самый лучший подарок.

У Кати был день рождения.

Дядя Юра принёс ей большой мяч. Мама подарила куклу. А папа подарил книгу «Русские народные сказки».

Поиграла Катя в мяч и бросила.

Поиграла с куклой и спать её уложила.

Катя, иди чай пить! - зовёт мама.

Подожди, мамочка! Дай я сказку дочитаю. Немножко осталось!

Какой самый лучший подарок получила Катя?

Праздник букваря.

Беру букварь,

В последний раз,

несу букварь

в просторный класс.

И дорогому

я говорю:

Благодарю!

На свете много

книжек есть.

Все книжки

Публикации раздела Литература

Букварь на службе ликбеза

10 октября 1918 года был подписан декрет «О введении новой орфографии», который исключил из алфавита буквы Ѣ, Ѳ, I, отменил написание Ъ в конце слов - и в целом привел русскую орфографию к тому виду, в котором мы знаем ее сегодня. «Культура.РФ» рассказывает о главных послереволюционных букварях разных лет.

«Азбука» Владимира Конашевича, 1918

Азбука Владимира Конашевича (обложка). Петербург, издательство Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. 1918

Азбука Владимира Конашевича. Петербург, издательство Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. 1918

Иллюстрированная «Азбука» советского художника Владимира Конашевича стала одним из первых пособий новой орфографии (без буквы «ять»). Идея книги родилась во время переписки художника с его семьей, застрявшей на отрезанном армией Колчака от Советской республики Урале. «Папа писал маме письма, а мне посылал картинки на каждую букву алфавита , - вспоминала дочь Конашевича Ольга Чайко. - Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы» . Позже Конашевич по совету знакомых решил издать эти рисунки - и в 1918 году в свет вышла «Азбука». Она включала в себя 36 картинок, раскрашенных акварелью. Предметы и явления в «Азбуке» были самыми разными, от животных и растений до транспортных средств и игрушек. Изображались они просто, без перспективных искажений, поскольку Владимир Конашевич считал, что «ребенок с первого взгляда должен понимать картинку».

Владимир Маяковский. Советская азбука (обложка). Москва, 1919

Владимир Маяковский. Советская азбука. Москва, 1919

«Интеллигент не любит риска. / И красен в меру, как редиска» - и так от «А» до «Я». Эта злободневная азбука вышла впервые в 1919 году, причем Владимир Маяковский был автором не только ее эпиграмм, но и карикатурных иллюстраций к каждой из букв алфавита.

Основной аудиторией этого букваря были красноармейцы, которых Маяковский хотел с помощью такого сатирического издания приучить к поэтическому языку. «Там были такие остроты, которые для салона не очень годятся, но которые для окопов шли очень хорошо» , - вспоминал он. Маяковский лично раскрасил около пяти тысяч экземпляров азбуки, напечатанных в пустующей Строгановской типографии, когда Центропечать отказала поэту в издании книги. Позднее многие двустишия из «Советской азбуки» Маяковский перенес на культовые «Окна РОСТА».

«Долой неграмотность», 1920

Дора Элькина. Долой неграмотность! (Букварь для взрослых). Москва, Внешкольный подотдел МОНО, 1920

Дора Элькина. Долой неграмотность! (Букварь для взрослых). Москва, Внешкольный подотдел МОНО, 1920

Под таким названием в 1919–1920 годах вышли первые издания советского букваря для взрослых, разработанные Дорой Элькиной и коллективом соавторов. Эти пособия обучали азам чтения и письма на основе политических лозунгов: например, учащимся нужно было прочесть по слогам фразы «Советы набат народа», «Мы несем миру свободу» и известный палиндром «Мы не рабы, рабы - не мы». Иллюстрациями первых советских азбук служили яркие агитплакаты, сцены из жизни пролетариата.

Через несколько лет было создано общество «Долой неграмотность», целью которого была ликвидация массовой безграмотности. Его работу курировали крупные государственные деятели: Михаил Калинин, Надежда Крупская, Анатолий Луначарский. Под началом общества выходили не только учебные пособия, но и культурно-просветительские журналы, такие как «Культпоход» и «Повысим грамотность». По оценкам историков, за 13 лет своего существования общество «Долой неграмотность» обучило около 5 миллионов советских граждан.

Букварь «Пионер», 1925

Иван Сверчков. Пионер. Детский букварь (обложка и титульный лист). Ленинград, ГИЗ, 1925

Иван Сверчков. Пионер. Детский букварь. Ленинград, ГИЗ, 1925

Целью этого пособия было обучить школьников не только азам грамотности, но и устройству окружающего их мира и советского быта. «Пионер» рассказывал маленьким читателям о жизни в городах и селах, о разных пролетарских профессиях, о домашних и диких животных, об измерениях длины, веса и времени с помощью иллюстраций в гравюрном стиле. Конечно, сильна была в книге и идейная составляющая. Одними из главных образов букваря были Октябрьская революция и Владимир Ленин: им были посвящены многие стихотворения букваря.

А само детство в молодой советской стране «Пионер» неразрывно связывал с понятием «наше»: общими изображались сады, школы, лагеря и даже революция.

«Букварь» Николая Головина, 1937

Николай Головин. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1937

Николай Головин. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1937

«Детей учила вся страна / По букварю Головина» , - говорили в Советском Союзе, и не без преувеличения. Пожалуй, не было школы в конце 1930-х - начале 1940-х годов, где не читали этот учебник, составленный заслуженным учителем РСФСР Николаем Головиным. Материал в книге располагался от простого к сложному: от чтения по слогам до прописей, от коротких рассказов об обычных детских занятиях до стихотворений, посвященных Ленину и Сталину, с явным политическим подтекстом.

Отличительной чертой «Букваря» были иллюстрации, к которым редколлегия предъявляла особые требования. Изображения были яркими, позитивными и простыми, не перегруженными деталями, а также имели предельно ясный назидательный и воспитательный тон, демонстрируя читателям шаблоны правильного поведения.

«Букварь» Александры Воскресенской, 1944

Александра Воскресенская. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1956

Александра Воскресенская. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1956

«Букварь» за авторством методиста и педагога по русскому языку Александры Воскресенской был одним из самых успешных пособий для младшей школы: он переиздавался двадцать раз. Секретом успеха букваря было удачное сочетание заданий на развитие памяти, воображения и тренировку навыков письма и чтения. Материал в пособии усложнялся плавно и постепенно: от сочетания звуков к слогам, от них - к коротким словам, небольшим фразам, и так далее. Основным мотивом иллюстраций в книге была размеренная и счастливая деревенская жизнь (изначально по «Букварю» Воскресенской учились в сельских школах).

Александра Воскресенская также уделяла особое внимание подготовке к обучению дошкольников и создала знаменитую «азбуку с аистом» для обучения детей в семье.

«Букварь» Сергея Редозубова, 1945

Сергей Редозубов. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1946

Сергей Редозубов. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1956

Сергей Редозубов. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1950

Послевоенный букварь иллюстрировали сценками мирного труда и отдыха: юные пионеры изображались за внеклассным чтением, играми, спортом и уборкой. Описывая эти картинки и опираясь на вспомогательные, школьники учились придумывать короткие истории к каждому уроку. Ближе к концу «Букваря» находились стихи и рассказы для чтения, в том числе переработанные русские народные сказки. Правда, пособие было трудным для детей: в нем не всегда соблюдалось постепенное усложнение фраз и текстов для разбора, а также каждая его страница была перегружена столбиками слов с одинаковыми или похожими слогами.

Всеслав Горецкий. Букварь. Москва, издательство «Просвещение», 1993

Доктор педагогических наук Всеслав Горецкий построил свой букварь не согласно алфавиту, а по частоте употребления букв в речи и на письме: открывали книгу «а» и «о», а закрывали «ь» и «ъ». Также это был первый букварь, который выпустили вместе с прописями и дидактическим материалом.

Особенностью «Букваря» была его игровая форма. Путешествие в «страну знаний» вместе с учениками разделили популярные герои: Буратино, Незнайка и Мурзилка, - а заданиями часто были веселые загадки и ребусы. Также книга содержала множество простых для запоминания стихов, в том числе за авторством Александра Пушкина , Владимира Маяковского, Корнея Чуковского и Самуила Маршака .

«Букварь» Горецкого оказался настолько популярным и любимым у детей, что его продолжали издавать и переиздавать целых 30 лет, даже после распада Советского Союза.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...