Бунин крещенская. Иван Бунин — Крещенская ночь (Темный ельник снегами, как мехом)

«Крещенская ночь» Иван Бунин

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, —
Только льются следы и дорожки.
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, — а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги,
В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, — и в дивном покое
Замирает морозная полночь
Я хрустальное царство лесное!

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он настолько влюбляется в орловские чащи, так трепетно и восторженно относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал лишь стихи, считая, что проза скучна для восприятия. Однако даже после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих повестях и рассказах.

В 1896 году накануне одного из самых значимых православных праздников Иван Бунин начал работу над стихотворением «Крещенская ночь». Со стороны может сложиться впечатление, что автор действительно провел ее в заснеженном лесу, наблюдая, как преображается мрачный ельник вод воздействием лютых морозов. Однако дневники поэта указывают на обратное: Крещение Бунин встретил на Украине, сожалея о том, что о снеге и морозе ему приходится лишь мечтать. Однако под воздействием нахлынувших воспоминаний автор написал несколько строк будущего стихотворения «Крещенская ночь», мысленно перенесших его в орловские леса, где «темный ельник снегами, как мехом, оглушили седые морозы». Фантазии литератора хватило ненадолго, и вскоре он отложил рукопись, довершив образ зимнего леса березами, украшенными инеем, словно алмазами.

Вернулся к этому стихотворению поэт спустя 5 лет, когда в незадолго до Крещения ему довелось побывать в лесу. После неудачного второго брака и разрыва отношений с Анной Цакни Бунин возвратился из Одессы в Москву, и накануне нового, 1901 года, решил навестить престарелых родителей. Его путь пролегал через такие знакомые и любимые орловские леса, и поэт не смог отказать себе в удовольствии побродить ночью по чаще, припорошенной снегом. Именно после этой поездки было дописано стихотворение «Крещенская ночь», ставшее настоящим гимном зимнему лесу. Примечательно, что о приближающемся Крещении в этом произведении нет ни слова. Но каждая строчка этого произведение дышит ощущением праздника: зимний лес, украшенный снегом и инеем, словно драгоценностями, замер в ожидании чуда, и является для автора настоящем воплощением забытой сказки.

Действительно, убаюканный седой вьюгой, лес предстает перед Буниным загадочным и восхитительно-прекрасным. Он щедро облит мягким лунным светом, пустынен и неподвижен, кругом царит «тишина, — даже ветка не хрустнет!». Однако автор знает, что она обманчива, и лесная чаща по-прежнему таит в себе угрозу для одинокого путника , которому чудятся тени диких животных. Вместе с тем, даже перспектива встретиться с волком не может заставить Бунина покинуть это царство снега, таинственное и манящее, которое освещает одинокая звезда, зажегшаяся «на востоке, у трона господня». Созерцание природы настолько увлекает автора, что он просто не в состоянии продолжить свое путешествие. Бунин не только наслаждается полночной тишиной, вдыхая колючий морозный воздух, но и ассоциирует себя с частью этого мира, утверждая: «Я хрустальное царство лесное!». Этой фразой поэт подчеркивает, что считает себя частью природы, ее сыном, который по недоразумению вынужден был покинуть родину. Однако скитания на чужбине позволили ему понять, что именно является самым ценным и догорим в его жизни, которая вряд ли будет счастливой без этого заснеженного леса, обжигающего мороза и ясного звездного неба .

Крещение - удивительно чистый и ясный христианский праздник. День Богоявления звучит финальным колокольным аккордом в длинной цепочке новогодних торжеств.

В этот великий день Создатель посылает на землю святую силу, наполняя ею реки и водоемы. Крещенская освященная вода становится прозрачным символом одного из величайших церковных праздников.

Особой волшебной силой обладает ночь, предшествующая Крещению. Накануне праздника Богоявления открываются небеса и можно напрямую обратиться к высшим силам.

В эту ночь можно загадать любое, самое сокровенное желание и обратиться к небесам. Но для того, чтобы оно исполнилось, следует придерживаться некоторых правил.

Крещенская ночь. Как правильно загадать желание

Перед Крещением принято тщательно убирать свой дом, избавившись от пыли, хлама и ненужных вещей. Углы и двери своего жилища следует окропить святой крещенской водой, принесенной из храма. Тогда дом наполнится чистотой и благочестием.

Не менее важно навести порядок в душе. Постарайтесь отпустить обиды, нанесенные вам, даже если они кажутся непростительными. Важно мысленно попросить прощения у обиженных вами. Крещенская ночь - это такое время, когда важно изгнать из сердца злобу, раздражение, зависть, подозрительность. Пусть накануне святых событий в вашем сердце царят мир и любовь.

Только с таким открытым добру сердцем можно обращаться к Создателю. Просьба обязательно будет услышана и исполнена, если:

Будет искренней и чистой, как крещенская вода. Она должна быть самой заветной и идти из самой глубины вашей души;

Желание не должно иметь временных рамок. В небесах разберутся, когда его лучше осуществить;

Обращение к крещенскому небу ни в коем случае не должно принести вред и неприятности другим людям. Основой любого желание должны быть любовь и справедливость;

Просите только за себя. Вы не имеете права обращаться с просьбой от имени других людей, не зная, что принесет им исполненное желание.

Перед тем, как выразить свое желание, поблагодарите Всевышнего за все те блага, которыми Он одарил вас, попросите прощения за совершенные грехи и только потом обращайтесь к небу.

В полночь поставьте на стол емкость с водой и внимательно наблюдайте за ней. Когда на воде появится рябь, можно выйти на улицу и напрямую обратиться к ночным небесам.

Если нет возможности выйти из дома, то сокровенное желание можно загадать, как только увидите волнение на поверхности воды. Главное, успеть мысленно произнести просьбу, пока есть движение воды.

Есть еще один способ осуществления мечты. Можно написать мылом на зеркале свою просьбу и положить его под кровать на всю ночь. Если утром буквы исчезнут, можно быть уверенным, что задуманное сбудется.

Позволяет погадать и на осуществление желания. Для этого на стол высыпается горсть небольших предметов. Это могут быть камешки, орехи, фасоль. пуговицы. Если число высыпанных предметов будет четным, можно не сомневаться, что ваши чаяния будут услышаны и исполнены. Нечетное число заставит призадуматься и на время отложить свою просьбу.

В наше время, Крещенских гаданий очень много, от несколько страшных до забавных, и дело конечно в первую очередь, как относиться к ним. Если разумно с определенной долей юмора - то это отличная возможность здорово и весело провести несколько холодных зимних вечеров с друзьями.

Крещенская ночь - это удивительно загадочное время. И все-же важно не слишком серьёзно относиться к эффектам и гаданий, каковыми бы они ни были. Вернее, нет, скажем по-иному. Верьте и надейтесь только в добрые и светлые предсказания!

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Крещенская ночь"

Иван Алексеевич Бунин — известный русский поэт, прозаик, переводчик. Родился в дворянской семье, учился в гимназии. Первые стихотворения начал писать в 8 лет. В 1887 году впервые напечатал свои произведения. Был дважды удостоен Пушкинской премии. Позже эмигрировал за границу. И самые свои известные произведения он написал именно там. Бунин впервые в России был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Многие поэты писали про зиму и зимние праздники. К примеру, «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, «Чародейкою зимою» Тютчева, «Идет волшебница зима» Пушкина... Все лирике в ворохе снежинок и блестящих зеркалах водоемов видели что-то волшебное, неповторимое, магическое.

Крещение — очень важный праздник для христианина. В этот день хочется верить, что случится какое-то необыкновенное чудо. По настроению стихотворение можно разделить на две части. В первой части поэт описывает таинственную, загадочную зимнюю природу. Причем лес существует как бы сам по себе. Только в четвертой строфе мы замечаем присутствие в этом лесу человека:

Замело чащи леса метелью, —

Только вьются следы и дорожки,

Убегая меж сосен и елок,

Меж березок до ветхой сторожки.

В первой части стихотворения природа представляет собой какое-то живое существо. Эта цель достигнута благодаря олицетворениям: «задремали березы», «ветки застыли», «месяц глядит», «следы убегают», «спят чащи». Помимо этого, первая часть богата яркими эпитетами: «темный ельник», лес «сквозной, неподвижный и белый», «дикая песня» вьюги. Эти эпитеты создают мрачную атмосферу и немного нагнетают обстановку, готовят нас к чему-то опасному. Вторая часть стихотворения наполнена тревогой и беспокойством, благоговейным страхом перед диким зверем, который может наблюдать из чащи.

Тишина, — даже ветка не хрустнет!

А, быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, — а, быть может, он близко...

И стою я, исполнен тревоги,

И гляжу напряженно на чащи,

На следы и кусты вдоль дороги.

Настроение тревожности подчеркивает аллитерация — все чаще в строфах появляется звук «р». Словно этот зверь рычит, затаившись в кустах. Опасения героя подчеркивает антитеза «Тишина, - а, быть может, он близко...». Он боится того волка. Боится, но восхищается лесом, в котором очутился, что подчеркнуто в последней строфе с помощью восклицания:

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц, — и в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Стихотворение по-своему музыкально. Оно написано трехстопным анапестом, который придает произведению плавность, даже какую-то музыкальность. Природа оказывается сильнее и мудрее одинокого человека. И человек это признает. Именно такую мысль Бунин подчеркивает в своем стихотворении.

Произведение мне понравилось. В воображении возникли яркие картины зимнего леса, благодаря средствам выразительности автор заставил почувствовать то, что чувствовал его герой. В целом в своих произведениях Бунин дает нам представление о жизни, быте, тревогах и заботах людей своего времени. Этот человек был настоящим мастером своего дела.

Стихотворение Бунина «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году. Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства:

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное

Полный месяц глядит с небосклона.

В том, как поэт описывает сугробы («снежное лоно»), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты. Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства.

Замело чащи леса метелью, -

Только вьются следы и дорожки,

Убегая меж сосен и елок,

Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека - одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес:

Спят таинственно темные чащи,

Спят, одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем:

Тишина, - даже ветка не хрустнет!

А быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, - а быть может, он близко…

И стою я, исполнен тревоги,

И гляжу напряженно на чащи,

На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека - не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

Огонек из лесной караулки

Осторожно и робко мерцает,

Точно он притаился под лесом

И чего-то в тиши поджидает.

Этот огонек - точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:

Бриллиантом лучистым и ярким,

То зеленым, то синим играя,

На востоке, у трона господня,

Тихо блещет звезда, как живая.

Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель. С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок - символ Иисуса Христа). Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц, - и в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом - к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение «Крещенская ночь» было написано почти одновременно с рассказами «Мелитон» и «Сосны». Поэтому между ними немало общего. И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В «Мели тоне» и в «Крещенской ночи» описывается затерявшаяся в могучем лесу «ветхая сторожка» - символ одинокой человеческой жизни. А в «Соснах» и в стихотворении является сквозным образ звезды. В рассказе «звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона». Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, «огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает». Причем, в отличие от рассказа «Мелитон», в «Крещенской ночи» это - безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога.

Я гадала в крещенскую ночь на кольце,
Чтоб явился мне суженый - ряженый.
Шелестели в моем одиноком дворце
Карты старые: ляжет не ляжет ли
Мне бубновый король... Под оплывшей свечой
Карты на пол рассыпались веером.
Дама пик подмигнула, поддернув плечом:
"Видишь, здесь я! А ты мне не верила.
Не меня ли ждала, разложив инвентарь,
Колдовала полночи над золотом?"
Под окном седовласый бродяга - январь
Разметал свою длинную бороду.
Что-то шепчет средь голых замерзших берез,
Тычет носом в...

Годичный цикл завершается.
Январь ступает на порог.
Нам всем приходит срок покаяться
и, наконец, подбить итог
добру и злу, что мы посеяли
на ниве совести своей,
мечтам, которые развеяли
густой туман минувших дней,
всем нашим чувствам нерастраченным,
всем нашим мыслям и делам,
счетам, что все-таки оплачены,
хоть как-то, с горем пополам…

Мир ждет, дрожа от нетерпения,
следит за стрелками часов.
Вот-вот наступит ночь крещения,
Ночь отпущения грехов.
Пусть в эту...

Ночь - нам время сна опять пришло,
Ночь - она для отдыха дана.
Ночь - ложь, что оживает ночью Зло,
Ночь - нам, подарит свет звезды она.

Ночь - в ней, загадка, тайна и мечта,
Ночь - но, поэту вовсе не до сна.
Ночь - в ней, все краски сьела темнота.
Ночь - мгла, а в ней такая глубина!

Ночь - ты, меня спасая, дай покой.
Ночь - я, тебя кусочек в стих возьму.
Ночь - ты, меня укроешь мягкой мглой,
Ночь - спрячь, грехи и боль мою во тьму.

Ночь - ты, нам время для любви даёшь.
Ночь...

Ночь, любимый и любовь,
Пришедшая в сердца к нам вновь,
И закипает наша кровь,
Слова любви ты мне готовь.

Ночь, любимый, снегопад,
И твой желанный, нежный взгляд.
Он будто ночью звездопад,
И в небе молнии разряд.

Ночь, любимый и гроза,
В очах застывшая слеза.
Твои красивые глаза,
И тихо сказанная фраза.

Ночь, любимый и печаль,
Она как старая, никчёмная мораль.
Уносит душу мою вдаль,
Мне расставаться с тобой жаль.

Ночь, любимый и цветы,
Их подарил сегодня ты.
Они похожи...


Всё я бумаге доверю, как есть.
А через несколько лет ты, быть может,
Прочтёшь, - и захочешь опять перечесть.

Если согреет тебя моя строчка,
Если душою откликнешься ты,
Значит, бессонной не зря была ночка,
И не напрасными были мечты.

Ночью осеннею, ночью тревожною
Мне не до снов от нахлынувших слов.
Снова сквозь время,
сквозь даль невозможную
Быть я с тобой до рассвета готов.

В жизни пора уже ставить мне точку.
Только не все ещё сжёг я мосты...

Ночь. Ветер. Ветер. Ночь.
Крупный дождь. Исчезает снег.
Будто сняв морозов вуаль
Осень снова открыла лицо -
Это ветры играют косматые,
вращая времен колесо,
Это кто-то зовет со свечею
выйти к нему на крыльцо...

Там на мокром пороге тени
до две тысячи пятого года,
Там щурясь от серого ветра
неподвижно стоит человек...
- Не смотри, заваривай чай,
Это просто ночь, непогода
Это в жерлах трубопровода
Дождевой воды быстрый бег...

Есть лишь ночь. Только ветер и ночь.
Крупный...

Ночь, только ночь нам с тобою дана
Ночью всегда ты со мною, ты рядом.
Днем нам с тобой видно быть не судьба,
Ночь нас укроет своим одеялом.

В том одеяле есть множество звезд,
Звезд и созвездий с луною печальной,
Что нам с тобою сияют всю ночь
И не дают заблудиться случайно.

Мы под ночным одеялом с тобой
За руки взявшись, идем по дороге.
Дай поцелую тебя, ну постой,
Пусть нас покинут печаль и тревоги.

Я позабуду с тобой обо всем,
Ночь нам поможет найти все дороги.
И поцелуй...



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...