Бунин помню долгий зимний вечер история создания. Картинка к сочинению анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез —
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я помню день, когда впервые — На третьем от роду году — Услышал трубы полковые В осеннем городском саду. И все вокруг, как по приказу, Как будто в строй вступило...
  2. Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и...
  3. Я помню, помню гениальность дня, и были радости, волненья, что без любви бы — не было меня, и без любви — уходит вдохновенье....
  4. Нива, моя нива, Нива золотая! Зреешь ты на солнце, Колос наливая, По тебе от ветру, — Словно в синем море, — Волны так и ходят, Ходят на просторе. Над тобою...
  5. Снегов немую черноту Прожгло два глаза из тумана, И дым остался на лету Горящим золотом фонтана. Я знаю — пышущий дракон, Весь занесен пушистым снегом, Сейчас порвет мятежным бегом Завороженной...
  6. «Потусклый месяц побледнел, Ночное небо голубеет, Петух в последний раз пропел, И ветер холоднее веет. Бог свет дает! Мороз скрыпит. Дорога чрез село лежит. Из хаты утренний дымок Над кровлей...
  7. Как живы в памяти моей Мои младенческие лета, Когда вдали от шума света Я возрастал среди полей, Среди лесов и гор высоких И рек широких и глубоких, Когда в невинной...
  8. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились...
  9. Не помню такого зловещего лета, — Один за другим уплывают гробы. Там первая женщина — мука поэта, Последняя женщина — шутка судьбы. И с первою — первая книга сгорела, С...
  10. Малость стемнело, девица поет, Машет платочком, ведет хоровод; Ходят над грудью и ленты и бусы. Парни опешили! Экие трусы! Будто впервые признали они Этих очей зоревые огни, Будто глядят на...
  11. Я не забыл мечты, Которые душа моя питала, Средь грозных ужасов и дикой красоты На берегах угрюмого Байкала. Я живо помню их: оне Везде унылого певца сопровождают — И в...
  12. А. А. Коринфскому В деревне, чуть заря вечерняя займется, Играет молодежь, сплетаясь в хоровод, Звучит гармоника, и песня раздается Такая грустная, что за сердце берет. Но грусть сроднилася с крестьянскою...
Вы сейчас читаете стих Помню — долгий зимний вечер, поэта Бунин Иван Алексеевич

Одна из сложных тем – анализ лирического произведения. Впервые шестиклассники встречаются с произведениями И. А. Бунина.

Оформление урока: портрет И. А. Бунина, картины И. И. Шишкина “Дубы”; А. И. Куинджи “Березовая роща”; Б. Щербакова “Подмосковье”; Н. Ромадина “Зимняя луна”.

И. А. Бунин. О чем вам говорит это имя? В какое время жил и писал Бунин? Какое произведение этого автора мы уже читали?

(Вспоминаем, что И. А. Бунин – русский писатель, годы жизни 1870 – 1953, принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1921 году написал рассказ “Косцы”. И. А. Бунин прожил более 30 лет за границей, в эмиграции. Разлученный с родными местами, писатель мысленно возвращается к теме Родины, в его произведениях звучит грусть и тоска).

Обращаюсь к классу с вопросом: мы познакомились с лирическим произведением Бунина “Листопад” и прозаическим “Косцы”. Чем отличается лирическое произведение от прозаического?

(В лирическом есть ритм и рифма, а главное есть настроение, впечатление. Это основное в стихотворении).

Чтение стихотворения – важный этап урока литературы. Первое впечатление от прочитанного стихотворения может повлиять на общий настрой в классе. Призываю ребят послушать стихотворение “Помню - долгий зимний вечер” и, во-первых, представить картину, описанную в стихотворении, во-вторых, обратить внимание на значение слов: лампада, грезы .

Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполненный специальным маслом, который зажигается перед иконой, божницей.

Грезы – светлые мечты, а также призрачные видения, сновидения.

После чтения задаю учащимся вопрос: какие возникли мысли после прочтения произведения? Чувства?

От чьего лица ведется повествование? В какой форме написано стихотворение?

Обратимся к отдельным строкам:

Помню – долгий зимний вечер…

Позабудь , что воет вьюга…

Вспомни тихий шепот леса…

Как мы назовем подчеркнутые слова? (Антонимы). Что такое антонимы? (Слова с противоположным лексическим значением).

Приходим к выводу, что в данных строках противопоставлены слова, а картины?

(Они, оказывается, тоже противопоставлены. Зимний – летний пейзаж).

Как в литературе называется этот прием? (Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий).

Какие слова в стихотворении непонятны, с какими из них вы встретились впервые?

Зимний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие зимний пейзаж? Найти метафоры, эпитеты. Какова роль метафор и эпитетов?

(Зимой – в доме: тускло льется свет лампады . Темно, мрачно, тревожно. Буря плачет, воет вьюга . Тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он).

Летний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие летний пейзаж? Найти эпитеты, метафоры.

(Тихий шепот леса, шумят березы, ходят медленно и плавно, золотые волны ржи. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение.)

Вернемся к вопросу, какое настроение создает автор, что дают нам картины природы? Какую роль выполняет олицетворение?

(Человек чувствует себя частью природы, понимание природы прогоняет страх. Вспоминая лето, рисуя картины лета, ребенок успокаивается и засыпает. Пейзаж передает состояние человека, его настроение).

Давайте попробуем представить картину лета. Какие краски взяли бы вы, чтобы изобразить летний пейзаж? Используйте текст стихотворения.

Летний зной – оранжевый, желтый.

Золотые волны ржи – золотой цвет, желтый.

Лес – зеленый.

Березы – пестрый, черный с белым.

А теперь представим зимний пейзаж. Какие краски помогут вам изобразить зиму?

Голубой, белый, серый – холодные тона и цвета.

Давайте посмотрим картины русских художников, сопоставим с нашими ответами. Мы, действительно, убеждаемся, что лето – это много света, тепла, радости. Летняя природа дает нам самые светлые, яркие картины. Зима тоже прекрасна, но она прекрасна в своем ледяном сне, она - как застывшая красавица. Приятно смотреть на зиму, но она не греет, не ласкает.

Подходим к заключительной части нашего урока. Поделимся впечатлениями и своими наблюдениями. Какое у вас любимое время года? Почему? К какому времени года вы обратитесь, если у вас на душе тревожно?

Итоговая письменная работа. Учащимся необходимо дополнить предложения.

Стихотворение… пронизано… настроением. Настроение меняется от…

Стихотворение делится на …части. Мы видим в нем краски…

Лирический герой этого стихотворения мне представляется…

Я хотел бы (не хотел) выучить это стихотворение.

Иван Алексеевич Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез -
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню - долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью, как в России, так и за ее пределами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Словарь: Полумрак – плохое освещение, почти темнота. Лампада – масляный светильник перед иконой. Зной – жара Межа – граница, полоса между полями Внимал – слушал Обвеянный – окруженный Забываться – засыпать Грезы – светлые мечты, сновидения.

Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “ Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”, - писал впоследствии Бунин. (1870 - 1953)

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Нобелевская премия – международная премия, названная в честь их учредителя шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, присуждается за выдающиеся работы в разных областях. Роман «Жизнь Арсеньева». Фотография портрета Нобелевского лауреата. И. Бунин.

Обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Картины. Зима ночь, мрак, тучи вечер долгий, зимний свет лампады - полумрак-тишина-буря Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности. Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Мама На душе спокойно. Защита, забота. Что желает мама? Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности

Лето “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

О чём это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. контраст

Выразительное чтение стихотворений И. Бунина. Спасибо за работу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Конспект урока литературы в 5 классе. Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и в музыке.

Второй урок,проведенный в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Иван Бунин, очевидно, природой был предназначен для литературного творчества. С детства он увлекался поэзией и сам писал стихи.

Это произведение было написано в 1887 году, когда писателю исполнилось семнадцать лет. В семнадцать лет, обычно не занимаются воспоминаниями о детстве, и поэтому мотив для написания этого стихотворения не понятен. Хотя, может быть, в момент написания, это было случайное воспоминание о матери и о тёплом уютном доме, где любые беды нипочём.

Сюжет стихотворения чрезвычайно прост: ночь, мама у постели ребёнка, за окном холодно, неуютно. Мама убаюкивает сына, просит его вспомнить о лете, а когда он проснётся, то всё будет хорошо. Лета завтра за окном, конечно, не будет, но для мамы главная задача, чтобы ребёнок спокойно уснул. Завтра он проснётся здоровым и весёлым и не важно: какая на рассвете будет пора года за окном, метёт ли вьюга, или сияет солнце. Главное – чтобы мальчик уснул. И правильно. Мама тоже устала. И мама тоже хочет спать.

Стихотворение, по сути своей, очень сентиментальное. Ничего выдающегося в этом стихотворении нет. Оно может стать темой для очередной колыбельной песни, но таких стихотворений миллионы. Вряд ли оно было популярным в те годы, когда было написано и издано. Возможно, значительно позже, когда Бунин стал известен во всём мире, стихотворению придали статус талантливости. Но, может быть, в нём есть литературная гениальность, новизна темы или философская прозорливость? Отнюдь.

Вот Пушкин был человеком попроще, чем Бунин и, вспоминая своё детство, писал: «…выпьем старая подружка бедной юности моей». Констатируем, не приводя в пример других поэтов, что тема не нова. Философии в стихотворении никакой нет. Стиль стихотворения совершенно обычный для того времени.

Но стихотворение написано складно. Для начинающего литератора довольно добротное стихотворение. Но каждое стихотворение несёт в себе больше эмоций, чем логики. И эмоционально оно должно вас в чём-то убедить. Вот, к примеру, Маяковский эмоционально писал: Левой! Левой! Левой! Почему левой? Потому что это «Левый марш», зовущий к революции.

В стихотворении Бунина противопоставлены друг другу: зимняя пурга за окном (но в доме уют) и тёплое лето, колосящаяся рожь и шелест берёз. Вспомни о лете, знай, что оно придёт, мой мальчик. Это основной эмоциональный ключ стихотворения – беда пройдёт, кончатся неудобства и всё будет хорошо.

Вариант №2

Для каждого ребенка мама является, безусловно, самым главным человеком в мире, рядом с которым всегда тепло, спокойно и уютно. По крайней мере, так должно быть. Ведь человек может быть счастливым, только если у него есть мама, которая заботиться и любит его таким, какой он есть.

Иван Алексеевич Бунин был человеком, очень привязанным к своей маме. Он всегда с особой нежностью и трепетом вспоминал зимние вечера, которые они проводили с ней вдвоем.

Стихотворение "Помню долгий зимний вечер...", написанное в 1877 году, как раз таки является одним из таких воспоминаний поэта. Он очень четко описал природную стихию, которая разыгралась за окном и тихий вечер, который он проводил с мамой.

В целом же это стихотворение, которое является очень простым по своему строению, но одновременно обладает глубоким и пронизывающим смыслом.

Что касается литературных приемов, то здесь можно встретить метафору, олицетворение, эпитеты и красочные прилагательные.

В заключение хотелось бы сказать, что даже память самого маленького ребенка откладывает лучшие моменты, проведенные вместе с мамой. Поэтому каждой маме, несмотря на различные жизненные трудности необходимо находить время для своих детей, ведь их детство будет длиться не вечно, и так важно не упустить каждый момент. Многим кажется это сложным, но все возможно, стоит только захотеть. Тем более, что мама может многое.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина

Стихотворение И.А. Бунина "Помню долгий зимний вечер" напоминает цепочку фрагментов из прошлого, которые вспоминаются автором с чувством легкости и тихой грусти.

Осознавая невозможность вернуть время назад, он стремится подробно восстановить в памяти эпизоды того зимнего вечера. События давних лет очень дороги лирическому герою. Мысленное воскрешение некоторых моментов происходит благодаря существованию человека и природы в их тесном взаимодействии. Испытанные переживания беспокойства и счастья происходят в вечернее время, зимой. Непогода, разыгравшаяся за окном, отсутствие яркого освещения в доме ("Тускло льется свет лампады") - все это могло вызвать мрачное настроение мальчика, скуку, чувство одиночества. Однако, ласковое обращение к нему матери с наставлением ("Позабудь, что воет вьюга... Вспомни тихий шепот леса") подбадривает, поднимает настроение.

Метель теперь видится ему в ином свете. На задний план уходят темные тона, завывание вьюги. Вкрадчивый, добрый голос родного человека внушает уверенность и успокоение. Мать предлагает мысленно вернуться в жаркие дни, вспомнить "полдневный летний зной".

Сопоставив летнюю картину по цветовой гамме ("золотые волны"), по динамике происходящих вокруг действий ("ходят медленно и плавно"), по звуковым характеристикам ("шепот леса") изображению зимнего пейзажа ("полумрак и тишина", "буря плачет",) лирический герой забывает о ненастье. На смену тревожному эмоциональному напряжению приходит то трогательное детское ощущение защищенности, которое во взрослой жизни способно спасти человека от бед.

Разговор о теплом времени года отвлекает мальчика от чувства страха, медленно погружая в сон. Томительное ожидание окончания вьюги создается за счет эпитетов (долгий, зимний). Благодаря олицетворениям, вечер представляется огромным воющим зверем, который пугает ребенка в начале стихотворения ("буря плачет", "волны ходят"). Устрашающий образ растворяется к концу произведения. Переход из зимы в лето происходит благодаря использованию женщиной глаголов повелительного наклонения ("позабудь", "вспомни").

Произведение построено на противопоставлениях. За счет антитезы ярко проявляется изображение зимы и лета, выделяются особенности каждого времени года ("плачет" - "шепот"). Нежный образ доброй мамы складывается из выражений, входящих в состав прямой речи с обращением "Дорогой мой". Внимая ее наставлениям, мальчик успокаивается, прислушиваясь к спокойному голосу.

Стихотворение "Помню долгий зимний вечер" - очередной образец возвышенной лирики поэта, в котором проникновение природных явлений в душу мальчика рождает неповторимые эмоции, способствует возникновению умиротворения, а обращение к прошлому становится во взрослой жизни для него источником побед и вдохновения.

Вариант №4

Иван Алексеевич Бунин с самого раннего детства писал стихотворения и другие произведения, которые в будущем стали очень популярными и любимыми многими. Именно с поэзии этот человек начал покорять Олимп литературного искусства.

Вообще стоит отметить, что у данного поэта очень большое количество популярных произведений, одним из которых является "Помню долгий зимний вечер...". Это стихотворение было написано в 1877 году.

Основной его темой стали детские воспоминания, а так же прекрасные ощущения, которые хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек. Из самых первых строчек данного произведения можно понять, что во время описания действий за окном бушует настоящая буря. Природная стихия описана автором очень хорошо и доподлинно.

Нужно отметить, что данное произведение пронизано особой теплотой, нежностью и любовью. Основными героями данного стихотворения являются мать и сын, и их трепетные отношения. Согласитесь ведь, почти у каждого человека есть прекрасные воспоминания из детства, связанные с его родителями, в частности с мамой. Только мама может найти время для своего ребенка и провести с ним вечер, несмотря на различные дела, проблемы и так далее. Многие порой кажется, что для детей это не важно, но это вовсе не так. Дети, даже самые маленькие все чувствуют и понимают.

Чтобы произведение получилось, более красивы поэт использует литературные приемы. В частности здесь можно найти красивые эпитеты, красочные прилагательные, интересные метафоры и так далее.

В целом это очень и очень красивое произведения, читая которое у каждого на душе становится тепло и радостно.

В заключении хотелось бы сказать, что вы являетесь очень важным человеком для своего ребенка, поэтому, несмотря на любые жизненные обстоятельства, всегда находите время для них.

5, 6 класс кратко по плану, главная мысль

Картинка к стихотворению Помню долгий зимний вечер




Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...