Бунин солнечный удар сюжет. Анализ рассказа "Солнечный удар" Бунина И.А

И. А. Бунин известен тем, что был мастером коротких рассказов. Его небольшие произведения отличаются пронзительностью, эмоциональностью. Одним из его самых любимых сборников были "Темные аллеи", написанные им в период Второй мировой войны. Эти небольшие рассказы волнуют читателя, прочитав их, он начинает размышлять о загадочной силе любви. Наиболее близким по своей композиции и содержанию является "Солнечный удар", написанный автором в 1927 году.

Главные действующие лица

Герои "Солнечного удара" Бунина - офицер и замужняя дама. В рассказе нет имен, хотя мужчина пытался узнать имя женщины. Но она отказалась его назвать, решив остаться для него прекрасной незнакомкой. Отсутствие имен в повествовании - это интересная особенность рассказа, которая показывает читателю, что это история о простом мужчине и простой женщине.

Называя своих героев не иначе как "он" и "она", автор не наделяет их отличительными чертами или яркой внешностью. Это обычные мужчина и женщина, которые случайно встретились на пароходе. Бунин хотел, чтобы все внимание читателя было приковано к этим двум людям, тому, что происходило между ними. Поэтому нет детального описания их внешности и их знакомства. В центре повествования - только он и она.

Одним из пунктов анализа "Солнечного удара" Бунина является краткое описание сюжета рассказа. Повествование начинается сразу с того, что на палубу вышли мужчина и женщина, которые случайно встретились на пароходе. О них ничего не известно, кроме того, что он был поручиком, а она - замужней женщиной, возвращавшейся домой из Анапы.

Далее в повествовании "Солнечный удар" Бунина, краткое содержание которого мы приводим в статье, говорится о том, что незнакомка была опьянена встречей и теми эмоциями, которые внезапно возникли. Поручик предложил сойти на берег. Женщина соглашается, и они сошли с парохода на следующей же остановке. Они нашли какую-то гостиницу и провели вместе ночь. Утром женщина уже снова была такою же, как прежде, и сказала офицеру о невозможности их дальнейших отношений. Она покинула город на пароходе, а мужчина остался ждать следующего.

И неожиданно номер с ее отъездом показался ему пустым. Офицеру становилось все труднее оставаться одному, он все сильнее скучал по ней. Он мечтал вернуть ее, хотел признаться в своих чувствах, но это были пустые мечты. Мужчина бродит по городу, пытаясь отвлечься от мыслей о незнакомке.

Утомленный переживаниями, офицер заснул. Проснувшись, он не спеша собрался и уехал на прибывшем пароходе. Правда, после этой внезапной встречи офицер чувствовал себя старее на 10 лет. Это было краткое содержание "Солнечного удара" Бунина.

Тема рассказа

Следующий пункт анализа "Солнечного удара" Бунина - это определение тематики произведения. Конечно, это рассказ о любви и взаимоотношениях. Тема "Солнечного удара" Бунина схожа с темами большинства его рассказов.

Для писателя любовь - это не просто сентиментальные вздохи и платонические отношения. Для Бунина любовь - это вспышка, взрыв эмоций, накал страстей, который проявляется не только эмоционально, но и физически. Для Ивана Алексеевича не менее важен был чувственный аспект любви, о котором обычно не писали другие.

Но все это описывается не пошло, а акцентируется внимание читателя именно на эмоциях человека. Вот о такой любви-вспышке, слишком большом счастье повествуется в этом рассказе.

Особенности композиции

В анализе "Солнечного удара" Бунина следует рассмотреть композиционные особенности рассказа. Историю этого неожиданного влечения словно обрамляют два пейзажа - темнота и огни. Небольшие порывы ветра, приближающиеся огни - все это только подчеркивает стретимительность, стихийность их чувств. Темнота - это символ той неизвестности, которая ждет эти отношения.

Но кроме волнующего предвкушения в воздухе витало нечто печальное. Теплый летний вечер, заря, свет которой отражается в спокойной ряби воды, огни... Все это словно готовит читателя к печальному финалу случайной встречи на пароходе. Огни, мерцающие впереди, знаменуют счастье, которое ждет героев. Когда офицер покидает город, они остаются позади, словно показывая, что счастливые мгновения остались вместе с незнакомкой.

Но несмотря на небольшие описания, которые присутствовали в рассказе, основное место занимало описание внутреннего мира героев. Пейзажи должны были лишь обрамлять эту историю, красиво ее дополнять. Место встречи тоже довольно символичное - встретились люди совершенно случайно. А потом они так же просто расстались и каждый отправился в свое плаванье. Все это только подчеркивает концепцию рассказов Бунина.

Средства выразительности

В анализе "Солнечного удара" Бунина следует отметить, что в самом начале используется много глагольной лексики. Быстрая смена действий, повторение глаголов акцентирует внимание на стремительность чувства героев, их внезапном желании. Они торопятся, словно боятся, что это внезапное влечение пройдет. И тогда они вновь станут рассуждать благоразумно, а не повиноваться зову чувств.

Восторженные и сентиментальные эпитеты практически не встречаются в рассказе. Потому что у офицера и замужней дамы - совсем не возвышенное чувство, а какое-то затмение, солнечный удар.

Внутренний мир героини

В рассказе "Солнечный удар" Бунина героиня описывается как маленькая женщина, во внешности которой все было прелестно. Она отказывается называть свое имя офицеру, понимая, что тогда все волшебство их встречи растает. Женщину, скорее всего, привлекла в их встрече случайность.

Она легко согласилась на предложение нового знакомого сойти на берег. Хотя в то время для замужней дамы это было оскорбительно. Уже это говорит читателю о том, что она может быть легкомысленной особой.

Утром женщина была снова легка и весела, но уже руководствовалась разумом. Именно она была инициатором того, чтобы прекратить их дальнейшие отношения. Получается, что героиня легко рассталась с офицером. Из этого можно сделать вывод о том, что это встреча была для нее солнечным ударом, приключением, но не больше.

Внутренний мир героя

Для офицера эта встреча имела большее значение, чем для героини. В самом начале он относился к этому случайному знакомству не более как к приятному приключению. И когда на утро она сказала, что они не должны больше встречаться, мужчина с легкость согласился. Казалось бы, он не придавал серьезного значения этому мимолетному чувству.

Но когда герой осознает, что незнакомка покинула его навсегда, только тогда он понимает, что она ему была нужна. Его начинаеет пугать та буря эмоций, которая появилась с ее уходом. Он никогда не испытывал раньше ничего подобного. И стремительное влечение, счастье и тоска по ней соединились вместе, что привело к его понимаю того, что этот солнечный удар был слишком большим счастьем для него.

Но в то же время мужчина показан как человек слабый: ведь он не попытался ее остановить. И даже не думал о том, чтобы побороться за свою любовь. Ему оставалось только вспоминать об этой случайной встрече на пароходе.

Почему так был назван рассказ

Встреча героев и их внезапное влечение друг к другу было похоже на вспышку, которая появляется так же неожиданно, как и исчезает. А эмоции, которые они испытали от стремительного чувства, были такими же яркими, как солнечный свет. Еще в самом начале героиня удивляется тому, как на нее подействовало это знакомство.

Герои руководствовались желанием, эмоциями. Они словно были в горячке, весь мир перестал для них существовать на эти краткие счастливые мгновения. Смысл "Солнечного удара" Бунина состоит в том, что такая короткая любовь, в которой люди руководствовались лишь желанием, не могла долго продолжаться. Ведь для настоящих прочных отношений важно понимать и чувствовать другого человека.

Проблема "Солнечного удара" Бунина - это сложность взаимоотношений между людьми. Даже несмотря на то, что герои относились ко всему легкомысленно, офицер осознает, что это затмение было для него счастьем. Иван Алексеевич Бунин трепетно относился к любви, в своих рассказах он рассматривал различные стороны ее проявления. Она могла продолжаться и всю жизнь или быть такой мимолетной, как солнечный удар.

Сочинение

Название поэтического произведения всегда важно, потому что оно всегда указывает ими на главное из его действующих лиц, в котором воплощается мысль сочинения, или прямо на эту мысль.
В. Г. Белинский

Тема «Солнечною удара» (1925) - изображение любви, которая охватывает человека внезапно и остаётся в его душе ярчайшим воспоминанием на всю жизнь. Идея рассказа в том своеобычном понимании любви, которое связано с философскими взглядами писателя на человека и его жизнь. Любовь, с точки зрения Бунина, является моментом, когда обостряются все эмоциональные способности человека и он отрывается от серой, неустроенной, несчастливой действительности и постигает «чудное мгновение». Это мгновение быстро проходит, оставляя в душе героя сожаление о невозвратимости счастья и благодарность, что оно всё-таки было. Именно поэтому кратковременное, пронзительное и восхитительное чувство двух молодых людей, случайно встретившихся на пароходе и расставшихся через день навсегда, сравнивается в рассказе с солнечным ударом. Об этом говорит героиня: «Мы оба получили что-то вроде солнечного удара...».

Интересно, что это фигуральное выражение подтверждается реальной удушающей жарой описываемых суток. Автор постепенно нагнетает впечатление жары: на пароходе жарко пахнет кухней; «прекрасная незнакомка» едет домой из Анапы, где загорала под южным солнцем на горячем песке; ночь, когда герои сошли с парохода, была очень тёплая; лакей в гостинице одет в розовую косоворотку; в накалённом за день гостиничном номере страшно душно и т.д. Следующий за ночью день был тоже солнечный и до того жаркий, что к металлическим пуговицам на кителе поручика больно было притронуться. В городке раздражающе пахнет разной базарной снедью.

Все переживания поручика после мимолётного приключения действительно напоминают болезненное состояние после солнечного удара, когда (по медицинским показаниям) человек, в результате обезвоживания организма, ощущает головную боль, головокружение, раздражительность. Однако это взвинченное состояние героя не результат перегрева организма, но следствие осознания значимости и ценности порожного приключения, которое он только что пережил. Оно было ярчайшим событием в жизни поручика и «прекрасной незнакомки»: «оба много лет потом вспоминали эту минуту: никогда, ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой». Так у Бунина ценностями одного порядка становятся мгновение счастья и вся жизнь. Писателя привлекает «загадка бытия» - соединение радости и печали, чуда и ужаса.

Рассказ «Солнечный удар» небольшой, причём пять из шести страниц занимает описание переживаний поручика после расставания с «прекрасной незнакомкой». Иными словами, для Бунина неинтересно рисовать различные перипетии любви (их уже рисовали в русской и мировой литературе тысячи раз) - писатель осмысливает значение любви в человеческой жизни, не размениваясь на завлекательные мелочи-побрякушки. Поэтому любопытно сравнить изображение любви в рассказе Бунина «Солнечный удар» и в рассказе Чехова «Дама с собачкой», тем более что литературоведы отмечают сходство сюжетов этих произведений.

И Чехов, и Бунин показывают серую, обыденную жизнь, которая душит человеческие чувства, но показывают по-разному. Чехов показывает кошмар окружающей жизни, рисуя её пошлость; Бунин - изображая момент истинной страсти, то есть настоящую жизнь, по мнению писателя, которая так непохожа на серую обыденность. Чеховский Гуров, вернувшись в Москву, никому не может рассказать о своём знакомстве с Анной Сергеевной. Один раз он, правда, признаётся партнёру по картам, что встретил в Крыму очаровательную женщину, но в ответ слышит: «А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!»(III). Приведённая фраза заставила Гурова ужаснуться своей привычной жизни, потому что он понял, что даже «в образованном обществе» высокие чувства мало кого волнуют. И бунинских героев охватывает тот же страх и отчаяние, что и Гурова. Они в момент счастья сознательно отгораживаются от повседневного быта, и Бунин как бы говорит читателям: «А теперь подумайте сами, что стоит ваше привычное существование по сравнению с прекрасными мгновениями любви».

Подводя итог, следует признать, что в рассказе Бунина солнечный удар стал аллегорией высокой любви, о которой только может мечтать человек. В «Солнечном ударе» продемонстрированы и художественные принципы, и философские взгляды писателя.

Философия жизни у Бунина такова, что для него по-настоящему ценным является миг, когда человек сразу познаёт счастье любви (как в «Солнечном ударе») или ему открывается смысл бытия (как в «Тишине»), Миг счастья поражает бунинских героев, как солнечный удар, а остальная жизнь держится только восхитительно-грустными воспоминаниями о нём.

Однако кажется, что такая философия обесценивает всю остальную жизнь человека, которая становится всего лишь прозябанием между редкими минутами счастья. Гуров в «Даме с собачкой» не хуже бунинской «прекрасной незнакомки» знает, что после нескольких счастливых дней любви всё кончится (II), вернётся проза жизни, но он побит Анну Сергеевну и поэтому не оставляет её. Чеховские герои не бегут от любви, и благодаря этому Гуров смог почувствовать, что «теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему - первый раз в жизни» (IV). Иными словами, «Дама с собачкой» только начинается там, где кончается «Солнечный удар». У бунинских героев хватает страстных чувств на одну ярко эмоциональную сцену в гостинице, а чеховские герои пробуют преодолеть пошлость жизни, и это стремление меняет их, делает благороднее. Вторая жизненная позиция кажется более правильной, хотя редко кому удаётся.

К бунинским художественным принципам, которые нашли отражение в рассказе, следует отнести, во-первых, незамысловатый сюжет, интересный не захватывающими поворотами, но внутренней глубиной, а во-вторых, особую предметную изобразительность, которая придаёт рассказу правдоподобие и убедительность. В-третьих, критическое отношение к окружающей действительности у Бунина выражается опосредованно: он рисует в обыкновенной жизни героев необыкновенное любовное приключение, которое показывает в неприглядном виде всё их привычное существование.

Главные герои рассказа «Солнечный удар» — мужчина и женщина, случайно познакомившиеся на пароходе. Он – поручик. Она возвращается домой после летнего отдыха в Анапе, дома ее ждут муж и трехлетняя дочь. Между мужчиной и женщиной возникает чувство взаимности, настолько сильное, что на предложение поручика сойти на ближайшей пристани женщина отвечает согласием.

Была тихая теплая летняя ночь. Пара нанимает извозчика и едет в гостиницу. В гостинице они снимают номер и, оставшись одни, дают волю чувствам. Эта ночь запомнилась им на всю жизнь. Мужчина и женщина сравнивают свои ощущения с солнечным ударом.

Но утром женщина, будучи в хорошем и спокойном настроении, рассудительно приняла решение ехать дальше, а поручика попросила остаться в городе. По ее словам, дальнейшее совместное путешествие на пароходе разрушило бы впечатление о чудесной встрече. Поручик согласился с ее мнением и проводил даму на пароход.

Однако, когда он вернулся в номер, его посетило чувство, которого он никогда ранее не испытывал. Поручик ощутил, что потерял что-то очень важное. Ему остро не хватало присутствия этой женщины. Мысль о том, что он никогда более не увидит ее, казалась мужчине неправдоподобной.

Чтобы отвлечься, он отправился бродить по городу. Долгие часы он беспокойно ходил по улицам маленького города, но, вернувшись в гостиницу, понял, что гармонии так и достиг. В порыве отчаяния поручик помчался на почту, чтобы отправить объекту своей страсти телеграмму с признанием в любви. Но он вдруг вспомнил, что даже не знает ее имени.

Совершенно разбитый, одинокий человек отправился спать и проснулся лишь к следующему вечеру. Острое чувство утраты отпустило его, но при этом казалось, что та чудесная встреча была давно, лет десять назад.

Поручик отправился на пристань, по пути раздавая щедрые чаевые. И вскоре пароход унес его прочь от этого неприметного города, в котором он потерял свое счастье и постарел на десять лет. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Солнечный удар» заключается в том, что в любви невозможно что-либо предсказывать. Поручику казалось, что его встреча с той незнакомкой является лишь мимолетным пароходным романом. Но оказалось, что его чувство к ней было более глубоким, настолько глубоким, что он долго не мог прийти в себя после ее поспешного отъезда. И потрясение от осознания утраты осталось с поручиком на всю жизнь.

Какие пословицы подходят к рассказу «Солнечный удар»?

К кому сердце лежит, туда и око бежит.
Любить не люблю, а отказаться не могу.
Глубина любви познаётся лишь в час разлуки.

Множество произведений И. Бунина - гимны настоящей любви, в которой есть все: и нежность, и страсть, и ощущение той особой связи между душами двух любящих. Такое чувство описано и в рассказе «Солнечный удар», который писатель считал одним из лучших своих произведений. Ученики знакомятся с ним в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, воспользовавшись анализом произведения, представленным ниже. Разбор также поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - 1925 г.

История создания - На написание произведения И. Бунина вдохновила природа Приморских Альп. Рассказ был создан в период, когда писатель работал над циклом произведений, связанных любовной тематикой.

Тема - Главная тема произведения - настоящая любовь, которую человек чувствует и душой, и телом. В завершающей части произведения появляется мотив разлуки с любимым человеком.

Композиция - Формальная организация рассказа несложная, однако есть определенные особенности. Элементы сюжета размещены в логической последовательности, но начинается произведение завязкой. Еще одна особенность - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

«Солнечный удар» был написан И. Буниным в 1925 году. Стоит отметить, что год написания совпал с периодом, когда писатель работал над рассказами, посвященными теме любви. Это один из факторов, объясняющий психологическую глубину произведения.

Об истории создания И. Бунин рассказывал Г. Кузнецовой. После разговора женщина написала в своем дневнике следующее: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У И.А. (Ивана Алексеевича) это начинается с природы, какой-нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так солнечный удар явился от представления о выходе на палубу после обеда, из света во мрак летней ночи на Волге. А конец пришел позднее»

Тема

В «Солнечном ударе», анализ произведения следует начать с характеристики главных проблем. В рассказе отобразился мотив , очень распространенный как в мировой, так и в отечественной литературе. Тем не менее, автор сумел раскрыть его оригинально, углубившись в психологию героев.

В центре произведения тема искренней, пылкой любви, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, разлуки влюбленных, внутреннего противоречия, вызванного несовместимостью чувств и обстоятельств. Проблематика произведения основана на психологизме. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях - поручике и прекрасной незнакомке.

Начинается рассказ описанием обеда на палубе корабля. Именно в таких условиях познакомились молодые люди. Между ними сразу же пробежала искра. Мужчина предложил девушке сбежать от посторонних. Сойдя с корабля, они направились в гостиницу. Когда молодые люди остались наедине, пламя страсти сразу же охватило их тела и разум.

Время в гостинице пролетело незаметно. Утром поручик и прекрасная незнакомка вынуждены были расстаться, но сделать это оказалось очень сложно. Молодые люди раздумывают, что же с ними произошло. Они предполагают, что это был солнечный удар. В этих рассуждениях кроется смысл названия произведения. Солнечный удар в данном контексте - символ внезапного психического потрясения, любви, затмевающей разум.

Возлюбленная уговаривает поручика проводить ее на палубу. Здесь мужчина, кажется, снова поражается солнечным ударом, ведь позволяет себе поцеловать незнакомку при всех. Герой долго не может оправиться после разлуки. Его терзают мысли о том, что у его возлюбленной, скорее всего, есть семья, поэтому им не суждено быть вместе. Мужчина порывается написать возлюбленной, но потом понимает, что не знает ее адреса. В таком мятежном состоянии герой проводит еще одну ночь, недавние события понемногу отдаляются от него. Тем не менее, они не проходят бесследно: поручику кажется, что он постарел лет на десять.

Композиция

Композиция произведения простая, но на некоторые особенности стоит обратить внимание. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Тем не менее, начинается рассказ не экспозицией, а завязкой. Такой прием усиливает звучание идеи. Герои знакомятся друг с другом, а потом уже мы узнаем о них больше. Развитие событий - ночь в гостинице и утренняя беседа. Кульминация - сцена расставания поручика и незнакомки. Развязка - вспыхнувшая любовь понемногу забывается, но оставляет глубокий след в душе героя. Такое завершение предоставляет читателю возможность сделать определенные выводы.

Особенностью композиции произведения можно считать и обрамление: рассказ начинается и заканчивается сценой на палубе.

Жанр

Жанр произведения И. Бунина «Солнечный удар» - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия влюбленных, главных героев всего два. Направление рассказа - реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 101.

Они знакомятся летом, на одном из волжских пароходов. Он - поручик, Она - прелестная, маленькая, загорелая женщина, возвращающаяся домой из Анапы.

Поручик целует её руку, а сердце его блаженно и страшно замирает.

Пароход подходит к пристани, поручик умоляет её сойти. Через минуту они едут в гостиницу и снимают большой, но душный номер. Как только лакей закрывает за собой дверь, оба так исступлённо сливаются в поцелуе, что потом много лет вспоминают эту минуту: никто из них никогда ничего подобного не испытал.

А утром эта маленькая безымянная женщина, шутя называвшая себя «прекрасной незнакомкой» и «царевной Марьей Моревной», уезжает. Несмотря на почти бессонную ночь, она свежа, как в семнадцать лет, немного смущена, по-прежнему проста, весела, и уже рассудительна: просит поручика остаться до следующего парохода.

И поручик как-то легко соглашается с нею, довозит до пристани, садит на пароход и при всех целует на палубе.

Легко и беззаботно возвращается он в гостиницу, но номер кажется поручику каким-то другим. Он ещё полон ею - и пуст. Сердце поручика вдруг сжимается такой нежностью, что нет сил смотреть на неубранную постель - и он закрывает её ширмой. Он думает, что это милое «дорожное приключение» окончено. Не может же он «приехать в этот город, где её муж, её трёхлетняя девочка, вообще вся её обычная жизнь».

Эта мысль поражает его. Он чувствует такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватывает ужас и отчаяние. Поручик начинает верить, что это действительно «солнечный удар», и не знает, «как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой».

Поручик идёт на базар, в собор, потом долго кружит по заброшенному садику, но нигде не находит успокоения и избавления от этого непрошенного чувства.

Возвратясь в гостиницу, поручик заказывает обед. Все хорошо, но он знает, что не задумываясь умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть «прекрасную незнакомку» и доказать, как он мучительно и восторженно любит её. Он не знает, зачем, но это для него необходимее жизни.

Поняв, что избавиться от этой неожиданной любви невозможно, поручик решительно отправляется на почту с уже написанной телеграммой, но у почты в ужасе останавливается - он не знает ни её фамилии, ни имени! Поручик возвращается в гостиницу совершенно разбитый, ложится на кровать, закрывает глаза, чувствуя, как по щекам катятся слезы, и, наконец, засыпает.

Просыпается поручик вечером. Вчерашний день и нынешнее утро вспоминаются ему как далёкое прошлое. Он встаёт, умывается, долго пьёт чай с лимоном, расплачивается за номер и едет к пристани.

Пароход отчаливает ночью. Поручик сидит под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...