Бунин темные аллеи краткое содержание для читательского. Иван Бунин, «Темные аллеи»: анализ

Темные аллеи - рассказ Ивана а, написанный в 1938 году.

На дворе стоял осенний непогожий день, когда тарантас въехал во двор. Во дворе находилась изба, в которой располагались почтовая станция и постоялый двор. Из тарантаса вышел пожилой человек. По его картузу и серой шинели было видно, что в прошлом он был военным и служил еще при Николае Павловиче.

Черты лица, взгляд и бакенбарды делали гостя похожего на Александра II. В горнице постоялого двора, куда прошел старик, аппетитно пахло щами. Хозяйка встретила постояльца. Она была уже немолода, но несмотря на свой возраст, еще была довольно красивой. Назвала гостя по имени, Николаем Алексеевичем, после чего и старик узнал женщину.

В Надежду, так звали женщину, некогда был страстно влюблен Николай Алексеевич, но со времени их последней встречи прошло около тридцати пяти лет. Увидев Надежду, Николай Алексеевич небывало взволновался и начал поспешно расспрашивать о ее жизни все это время. Оказалось, Надежде господа дали вольную. Она так и не вышла замуж, ведь всю жизнь любила только Николая Алексеевича.

Узнав об этом, старик смутился, и начал отговариваться, что за эти годы много воды утекло и что время все сглаживает. Надежда возмущена оправданиями Николая Алексеевича. Возможно, что с другими так получится, но не с ней. Всю жизнь ее сердце принадлежало лишь ему, хотя понимала, что Николай Алексеевич вел себя так, будто между ними не было никакой связи.

Жизнь Надежды нередко оказывалась на волоске, потому что она не раз подумывала окончить свою жизнь самоубийством от отчаяния вследствие разрыва с любимым. Хозяйка, недобро улыбаясь, вспоминает Николая Алексеевича, читавшего ей стихи про «темные аллеи». Старику же вспоминается вся прелесть и пышущая молодостью красота Надежды. Но и он в свое время был весьма красив, ведь неспроста она отдала ему всю свою молодость.

Николаю Алексеевичу было грустно и неспокойно от неожиданной встречи с Надеждой, поэтому он настоятельно просит оставить его. Старик решил, что она его простила и надеялся на прощение Бога. Николай Алексеевич ошибался - Надежда его никогда бы не смогла простить… Николая Алексеевича одолевало беспокойство, из глаз падали скупые слезы. Он решил незамедлительно покинуть это место.

Старик, вспоминая всю свою жизнь понял, что так и не испытал счастья. Женился он на женщине, которую также сильно любил, но она поступила с ним еще более бессердечно, чем он сам с Надеждой. Николай Алексеевич все же рассчитывал, что его сын станет достойным и благородным человеком, но ожидания не оправдались. Прощаясь, Надежда и Николай Алексеевич целуют друг у друга руки.

После отъезда Николая Алексеевича начинают одолевать муки совести, и он смущен своим стыдом за содеянное. Тем временем кучер сказал пару слов о Надежде - она долго провожала их взглядом из окошка. Кучер считает, что Надежда - умная и справедливая женщина, хотя и довольно прижимистая. В этот момент Николаю Алексеевичу приходит осознание того, что отношения с Надеждой - это лучшее время в его жизни.

Его воображение рисует удивительную картину - Надежда больше не владелица мелкого постоялого двора, а его любящая жена. Супруги живут в петербургском доме Николая Алексеевича, Надежда занимается воспитанием детей. Старик закрыл глаза и покачал головой, жалея об упущенных возможностях.

И. А. Бунин – первый из русских писателей, получивших Нобелевскую премию, достигший популярности и известности на мировом уровне, имеющий поклонников и соратников, но… глубоко несчастный, ведь с 1920 года он был оторван от Родины и тосковал о ней. Все рассказы периода эмиграции проникнуты чувством тоски и ностальгии.

Вдохновившись строками стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарева: «Кругом шиповник алый цвел /Стояла тёмных лип аллея», Иван Бунин выносил в себе замысел написать цикл рассказов о любви о тонких человеческих чувствах. Любовь разная, но всегда это сильное чувство, меняющее жизнь героев.

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящем владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его также подло, как когда-то он сам поступил, а сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду.

Бунин, «Темные аллеи» — аудиокнига

Слушать рассказ «Темные аллеи» необыкновенно приятно, ведь поэтичность языка автора проявляется и в прозе.

Образ и характеристика главного героя (Николая)

Образ Николая Алексеевича вызывает антипатию: этот человек не умеет любить, видит только себя и общественное мнение. Он боится себя, Надежду, как бы чего не вышло. Зато если будет все внешне пристойно, можно поступать как угодно, например, разбивать сердце девушке, за которую никто не заступится. Жизнь наказала героя, но не изменила его, не прибавила твердости духа. Его образ олицетворяет привычку, обыденность жизни.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Гораздо сильнее Надежда, которая смогла пережить позор от романа с «барином» (хоть и хотела наложить на себя руки, но вышла из этого состояния), а также сумела научиться зарабатывать самостоятельно, причем честным путем. Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины, она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью. Надежда, несмотря на трагичность своей любви, сохранила ее в сердце на много лет, простила своего обидчика, но не забыла. Ее образ – душа, возвышенность, которая не в происхождении, а в личности.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно. Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь:

В осенний ненастный день по разбитой грязной дороге к длинной избе, в одной поло-вине которой была почтовая станция, а в другой чистая горница, где можно было отдох-нуть, поесть и даже пере-но-че-вать, подъ-ехал обки-данный грязью тарантас с полу-под-нятым верхом. На козлах таран-таса сидел крепкий серьезный мужик в туго подпо-я-санном армяке, а в таран-тасе — «стройный старик-военный в большом картузе и в нико-ла-ев-ской серой шинели с бобровым стоячим ворот-ником, еще черно-бровый, но с белыми усами, которые соеди-ня-лись с такими же бакен-бар-дами; подбо-родок у него был пробрит и вся наруж-ность имела то сход-ство с Алек-сан-дром II, которое столь распро-стра-нено было среди военных в пору его царство-вания; взгляд был тоже вопро-ша-ющий, строгий и вместе с тем усталый».

Когда лошади стали, он вылез из таран-таса, взбежал на крыльцо избы и повернул налево, как подсказал ему кучер. В горнице было тепло, сухо и опрятно, из-за печной заслонки сладко пахло щами. Приезжий сбросил на лавку шинель, снял перчатки и картуз и устало провел рукой по слегка курчавым волосам. В горнице никого не было, он приот-крыл дверь и позвал: «Эй, кто там!» Вошла «темно-во-лосая, тоже черно-бровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина... с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с боль-шими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Она вежливо поздо-ро-ва-лась.

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на легкие ноги и попросил самовар. Оказа-лось, что эта женщина — хозяйка посто-я-лого двора. Приезжий похвалил её за чистоту. Женщина, пытливо глядя на него, сказала: «Я чистоту люблю. Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алек-се-евич». «Надежда! Ты? — сказал он тороп-ливо. — Боже мой, боже мой!.. Кто бы мог поду-мать! Сколько лет мы не вида-лись? Лет трид-цать пять?» — «Трид-цать, Николай Алек-се-евич». Он взвол-нован, расспра-ши-вает её, как она жила все эти годы. Как жила? Господа дали вольную. Замужем не была. Почему? Да потому что уж очень его любила. «Все проходит, мой друг, — забор-мотал он. — Любовь, моло-дость — все, все. История пошлая, обык-но-венная. С годами все проходит».

У других — может быть, но не у нее. Она жила им всю жизнь. Знала, что давно нет его преж-него, что для него словно бы ничего и не было, а все равно любила. Поздно теперь укорять, но как бессер-дечно он её тогда бросил... Сколько раз она хотела руки на себя нало-жить! «И все стихи мне изво-лили читать про всякие „темные аллеи“, — приба-вила она с недоброй улыбкой». Николай Алек-се-евич вспо-ми-нает, как прекрасна была Надежда. Он тоже был хорош. «И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть». — «А! Все проходит. Все забы-ва-ется». — «Все проходит, да не все забы-ва-ется». «Уходи, — сказал он, отво-ра-чи-ваясь и подходя к окну. — Уходи, пожа-луйста». Прижав платок к глазам, он прибавил: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Нет, она его не простила и простить никогда не могла. Нельзя ей его простить.

Он приказал пода-вать лошадей, отходя от окна уже с сухими глазами. Он тоже не был счастлив никогда в жизни. Женился по большой любви, а она бросила его еще оскор-би-тельнее, чем он Надежду. Возлагал столько надежд на сына, а вырос негодяй, наглец, без чести, без совести. Она подошла и поце-ло-вала у него руку, он поце-ловал у нее. Уже в дороге он со стыдом вспомнил это, и ему стало стыдно этого стыда. Кучер говорит, что она смот-рела им вслед из окна. Она баба — ума палата. Дает деньги в рост, но спра-вед-лива.

«Да, конечно, лучшие минуты... Истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...“ Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содер-жа-тель-ница посто-ялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петер-бург-ского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, он качал головой.

Название произведения: Тёмные аллеи
Иван Алексеевич Бунин
Год написания: 1938 год
Жанр произведения: рассказ
Первая публикация: 1943 год, Нью-Йорк
Главные герои: хозяйка постоялого двора Надежда и пожилой военный Николай Алексеевич

Иван Алексеевич Бунин известен как мастер любовной прозы, сюжетную линию одного из целой серии романтических произведений раскроет краткое содержание рассказа «Тёмные аллеи» для читательского дневника.

Сюжет

Осень. Бричка с извозчиком бандитского вида и немолодым военным на пассажирском месте в поисках ночлега останавливается возле небольшого постоялого двора.

Путники оказываются в чистой, светлой и уютной горнице. На зов барина Николая Алексеевича вышла хозяйка гостевой избы Надежда: немолодая уже, но ещё очень приятной внешности. В процессе непринуждённой беседы выяснилось, что барин и хозяйка давние знакомые.

Больше 30-ти лет назад Николай Алексеевич и Надежда встречались, их связывали нежные чувства, но разделяло разное социальное положение в обществе. Она - простая дворовая девка, а он - юный отпрыск из знатного рода. Молодой барин любил, но не женился на простолюдинке. Надежда всю жизнь оставалась одна, так и не сумев забыть своего возлюбленного и их романтичных свиданий. Обиды она ему не простила и, как выяснилось в дальнейшем разговоре, жизнь за разбитое сердце девушки Николая Алексеевича наказала сполна. Он так и не обрёл счастья: супруга от него ушла, а сын вырос негодяем. Прощаясь, Надежда и барин поцеловали друг у друга руки. Николай Алексеевич осознал, что лучшие дни в его жизни прошли рядом с этой простой женщиной. А Надежда долго смотрела в след отдаляющейся повозке.

Вывод (мое мнение)

История учит читателя понимать, как ничтожны социальные неравенства, общественное мнение и прочие преграды, когда идёт речь о любви. Неверный выбор на всю жизнь может сделать человека несчастным, как это случилось с героями рассказа.

В осенний ненастный день грязный тарантас подъезжает к длинной избе, в одной половине которой размещается почтовая станция, а в другой - постоялый двор. В кузове тарантаса сидит «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником». Седые усы с бакенбардами, бритый подбородок и устало-вопрошающий взгляд придают ему сходство с Александром II.

Старик заходит в сухую, тёплую и опрятную горницу постоялого двора, сладко пахнущую щами. Его встречает хозяйка, темноволосая, «ещё красивая не по возрасту женщина». Приезжий просит самовар и хвалит хозяйку за чистоту. В ответ женщина называет его по имени - Николай Алексеевич - и тот узнаёт в ней Надежду, свою бывшую любовь, с которой не виделся лет тридцать пять.

Взволнованный Николай Алексеевич расспрашивает её, как она жила все эти годы. Надежда рассказывает, что господа дали ей вольную. Замужем она не была, потому что уж очень любила его, Николая Алексеевича. Тот, смутившись, бормочет, что история была обыкновенная, и всё давно прошло - «с годами всё проходит».

У других - может быть, но не у неё. Она жила им всю жизнь, зная, что для него словно ничего и не было. После того, как он её бессердечно бросил, она не раз хотела наложить на себя руки.

С недоброй улыбкой Надежда вспоминает, как Николай Алексеевич читал ей стихи «про всякие „тёмные аллеи“». Николай Алексеевич помнит, как прекрасна была Надежда. Он тоже был хорош, недаром она отдала ему «свою красоту, свою горячку».

Взволнованный и расстроенный, Николай Алексеевич просит Надежду уйти и прибавляет: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Но она не простила и простить никогда не могла - нельзя ей его простить.

Переборов волнение и слёзы, Николай Алексеевич приказывает подавать лошадей. Он тоже не был счастлив никогда в жизни. Женился по большой любви, а жена бросила его ещё оскорбительнее, чем он Надежду. Надеялся на сына, но тот вырос негодяем, наглецом без чести и совести.

На прощание Надежда целует Николаю Алексеевичу руку, а он целует руку у неё. В дороге он со стыдом вспоминает это и стыдится этого стыда. Кучер говорит, что она смотрела им вслед из окна, и добавляет, что Надежда - баба умная, даёт деньги в рост, но справедлива.

Теперь Николай Алексеевич понимает, что время романа с Надеждой было лучшим в его жизни - «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи...». Он пытается представить, что Надежда - не хозяйка постоялого двора, а его жена, хозяйка его петербургского дома, мать его детей и, закрыв глаза, качает головой.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Темные аллеи. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...