Бунин вечер смысл названия. Анализ стихотворения "вечер"

Иван Бунин

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Анализ стихотворения «Вечер»

Стихотворение «Вечер», написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нём поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы.

Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов.

В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути её решения, во второй – тема получает своё развитие, а проблема – объяснение, в третьей – делается окончательный вывод о том, что же делает человека счастливым.

В начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком. Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано». Влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. Он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа. Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем. Вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя.

Ведущим приёмом организации текста является упорядоченное перечисление однородных членов («сад», «воздух», «облако»), усиливающееся к концу произведения («Я вижу, слышу, счастлив»).

Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, проявлений "зоологических" инстинктов, писатель ищет удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, то отправляясь для этого в глубину веков, то заб

Идейные искания Толстого в 50-60-е годы нашли отражение и в его педагогической деятельности. Около трех лет, начиная с 1859 г., писатель занимается с крестьянскими детьми в открытой им Яснополянской школе. В 1862-1863 гг. Толстой издает педагогический журнал «Ясная Поляна», где публикует несколько статей на педагогические темы («Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у ребят?», «Прогресс и определение образования»).Своеобразие педагогических взгляд Толстого в том, что они были связаны с общими поисками писателем идеала жизни, проблемами нравственного совершенствования.

В. Г. Белинский писал, что Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» перенесся в историческое прошлое русской жизни, «подслушал биение его пульса... усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства, и как будто современник этой эпохи условия ее грубой и дикой общественности, со всеми их оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других, - и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории... Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое и столько же художественное

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”,- читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере относится это и к роману “Отцы и дети”. Что же значит любовь в жизни Базарова? Ве

Замечательный образец пейзажной лирики – написанное в 1909 году произведение Бунина «Вечер». На первый взгляд, стихотворение носит характер описания природы, на самом же деле оно имеет двойственную суть. Поэт в рифмованной форме изложил момент размышления лирического героя о главном в жизни человека – об ощущении счастья.

Пейзажная лирика поэзии выражена в следующих описаниях: внизу – за сараем в саду деревья с желтыми кронами, наверху – глубокое голубое небо и светящееся на его фоне облако. Бунин добавил в стих несколько разноплановых ощущений: обонянием лирический герой воспринял чистоту деревенского воздуха; слух привлек голос птицы, севшей на подоконник и гудение молотилки; зрением он выхватил момент наступления вечера. Все это сопровождается глубокими философскими раздумьями о понятии счастья в человеческой жизни.

В первой строке – утверждающая фраза о том, что людской натуре свойственно тосковать о пережитых в прошлом счастливых моментах. Следующая – повествует об ошибочности подобного видения счастья, ведь оно «всюду» – и в минувшем, и в настоящем мимолетном моменте, и в туманном будущем; оно в красоте растительного мира, в возможности дышать сладким свежим воздухом. Вторая катрена «Вечера» заканчивается мыслями персонажа о человеческой поверхностности: «Мы мало видим, знаем».

Следующий за ней трехстрочный стих показывает, как герой отвлекается от занятия с книгами на прилетевшую птичку. И финальный терцет выступает в виде прозрения автора: я «счастлив». Лирический герой, позабыв на миг о своем суетном занятии, сумел по-настоящему открыть глаза, уши, органы обоняния, все естество, он прозрел, ощутив единство с тем, что его окружало. Таким образом он познал счастье.

Название произведения «Вечер» способствует настроению погруженности во внутренний мир. Рефлексия дала возможность взглянуть на вещи иным взглядом, поняв их сущность. Плавное, лирическое творение обращает человека к живой природе, к ее живописным картинам, пьянящим ароматам и дивным звукам.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Вечер"

Иван Бунин удивительным образом чувствовал и передавал атмосферу удивительного и в тоже время обычного момента. Его изумление природному огромному миру пронизывает многие стихотворения. Поэт ощущает каждый миг, подаренный Вечностью, как благословенное чудо, как откровение.

В стихотворении «Вечер» очень точно и ярко передана обстановка окончания дня на селе. Поэт как будто набрасывает мазки, как художник. Вот заходящие лучики солнца, вот сад за нехитрыми постройками, молотильня. А воздух настолько легок и приятен, что это ощущается в каждом слове стихотворения. Поэт воистину наслаждается всем увиденным.

При этом в описании вечера у Бунина оживают и запахи. Волнующие и ароматные, они отвлекают мысли, заставляют любоваться всем пейзажем и настраиваться на лирическую волну. Нежданная птичка на подоконнике, едва доносящиеся звуки, спокойная природа - все это вызывает в поэте ворох чувств и переживаний.

Иван Бунин в коротеньком стихотворении передает всю грандиозность природы и человека в ней, понимая, насколько мало нужно для простого человеческого счастья. В его строках прекрасен мир, отдельные мгновения, прелесть теплого осеннего вечера.

Поэт приглашает отвлечься вместе с ним от рутинных дел и вместе прочувствовать, как важен миг, как много прекрасного вокруг, как это важно для человеческой души. Природа дышит, сияет, радует, взывает к жизни! А человек трудится, страдает, накапливает сложности и не находит времени отвести взгляд и окунуться в чудесное пространство волшебного вечера.

Вот она, шелковистая травка, пение птиц, бездонное небо с сияющими облаками. Это все для тебя, человек! Ведь для обычного счастья не требуется лишнего. Жить в гармонии с эти прекрасным миром - это великое счастье! Писк маленькой птички, легкая приятная тень облачка, ласка солнечных лучиков - это все звенья одного мирозданья.

Поэт подчеркивает, что умение все это подмечать дано только знающим и открытым людям. Умение радоваться каждому дню, вечеру, моменту - вот истинное счастье. Стихотворение наполнено огромной радостью от созерцания природы и человека в ней. Поэт призывает присоединиться к его восторженному пониманию и ощущению прекрасного вечера.

Идиллия ощущается в каждой строчке. И в том, как спокойна речь автора, и в том, как коротки фразы, как четкие и весомые мазки художника по холсту. Бунин обозначает мгновение, одно из многих, но как велико их количество в жизни. Вдуматься в это, отряхнуться от рутины важно каждому человеку, потому что он един с природой.

/ / / Анализ стихотворения Бунина «Вечер»

Стихотворение «Вечер» И. Бунин написал в 1903 году, в период, когда имел возможность путешествовать. Возможно, именно осуществление давней мечты о путешествиях подтолкнуло поэта к раздумьям о счастье, что и является темой произведения. Автор хочет показать, что счастье есть повсюду, оно скрывается за простыми вещами, но распознать его может только «знающий». Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике, чем определяется и система образов, состоящая из лирического героя, традиционных образов-символов природы и абстрактного образа счастья.

Уже в первых строках привлекают внимание пейзажные образы-символы осени и вечера. Не удивительно, что автор выбрал именно такой фон для своего творения. Осень – это пора, которая замедляет ритм жизни, заставляя задуматься о главном, а вечер – время спокойствия, когда человек расслабляется, остается один на один со своими мыслями. Вот в такие моменты и задумываешься о вечном, например, о счастье. Последнее ¬– ключевой образ-лейтмотив, тоненькой ниточкой протянутый через каждую строчку.

Лирический герой «Вечера» сплетается с образом автора. Это человек, который погряз в работе, но писк птички отрывает его «усталый взгляд» от книги. Как раз в этот момент, созерцая простую красоту осеннего вечера в деревне, герой понимает, что счастлив. Он осознает, что для счастья нужно совсем мало, достаточно лишь научиться находить его в окружающем тебя мире.

Пейзаж, созданный И. Буниным, гармонично дополняет тему счастья. От картин природы веет идиллией и радостью. Такого эффекта поэт достигает использованием эпитетов («сад осенний», «бездонное небо», «белый край»), метафор (воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»). Художественных средств не так уж много, но этот лаконизм соответствует идейному смыслу произведения.

Несмотря на то, что за окном дома лирического героя осенний вечер, автор не раскрашивает его серыми красками, напротив он выбирает пастельную, сияющую палитру с белыми вкраплениями облаков. Он наполняет пейзаж приятными деревенскими звуками (пение птички, гул молотилки). А по этой пейзажной зарисовке повсюду разбрызгано счастье: о нем вспоминается почти в каждой строфе стихотворения «Вечер».

Для воплощения своих раздумий И. Бунин выбрал классическую форму сонета (2 катрена и 2 терцета). Первые две строфы автор посвятил природе и ненавязчивым мыслям о счастье. В 6-ти последних строках плавно переводит внимание на лирического героя. Он ставит точку в полете мыслей: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Но именно эта точка стает отправной для размышлений читателя.

Стихотворение написано ямбом, чередующимся с пиррихием. Строки «Вечера» разностопные (сочетание шести и пятистопных), рифма перекрестная. Такое строение произведения придает ритму плавности и легкости, побуждает читателя к собственным философским рассуждениям. Этому способствует и интонационный рисунок. В «Вечере» нет вопросительных или восклицательных предложений, зато есть предложения с многоточием, останавливают читателя, дабы тот поразмышлял вместе с автором, поискал вместе с ним счастье.

В литературном мире Иван Алексеевич Бунин известен своими невероятно лирическими поэтическими работами, характерными для раннего периода его творчества. Одним из таких примеров является стих «Помню - долгий зимний вечер», написанный поэтом в возрасте 17 лет. Предлагаем краткий анализ «Помню - долгий зимний вечер» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1887 году.

Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.

Композиция – Произведение условно разделено на три основные части.

Жанр - Колыбельная песня.

Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрестной рифмовки.

Метафоры - «невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шепот ветра».

Эпитеты – «тихий», «невнятный», «полдневный летний ».

Олицетворения – «буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны ».

История создания

Иван Алексеевич с детства был увлечен поэзией, и с ранних лет увлеченно писал стихи. Уже к семнадцати годам одаренный юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьезные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.

Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.

Именно к таким произведениям относится и стих «Помню - долгий зимний вечер», написанный в 1887 году. Удивительно, что семнадцатилетний юноша коснулся темы детства. Возможно, толчком к написанию стихотворения стало душевное состояние автора, при котором вновь хочется почувствовать себя маленьким ребенком, надежно защищенным от житейских бурь материнской любовью.

Тема

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Композиция

Произведение условно разделено на три части: в первой автор указывает на давно прошедшее время, во второй части происходит разделение между сном и бодрствованием, а третья часть является символом перехода из реальности в сладостное царство Морфея.

Жанр

Стихотворение написано в жанре колыбельной песни, благодаря чему очень легко воспринимается как на звуковом, так и эмоциональном уровне. Поэту удалось донести состояние неги, полудремы лирического персонажа.

Стихотворный размер - хорей с применением перекрестной рифмовки и мужской рифмы.

Средства выразительности

Для создания столь пленительного образа поэт использовал широкую гамму средств выразительности. К ним стоит отнести красочные метафоры (« золотые волны ржи», «невнятный шум берез», «шепот ветра »), эпитеты (« тихий», «невнятный», «полдневный летний »), олицетворения (« буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны»).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...