Царский период (7 царей) в истории Рима.

Реферат по истории

«Период семи царей»


Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII-VI вв. до н. э.).

Рим возник в области Лациум, в IX в. до н. э. возникли первые поселения, состоявшие из пастухов и землевладельцев. Появлялись укрепленные поселки-города, которые постепенно слились друг с другом, были обнесены стеной и впоследствии стали городом Римом.

Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Однако основание Рима чаще всего связывают с легендой о близнецах Ромуле и Реме, вскормленными волчицей.

Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.

Римляне верили этой легенде и по этой причине вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города, а называть его стали Римом, или Roma, в честь имени Romulus.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину, которую по поверью организовал именно Ромул.

В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину.

Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго.

Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции.

Первоначально только они и считались римским народом, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя. Чтобы увеличить население города, он стал убежищем для беглецов.

Они становились другой большой прослойкой общества - плебеями. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства.

Плебеи - в переводе с латыни «простой народ».

Патриции - в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов»

Ромул установил знаки отличия верховной власти. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.

Римская традиция сохранила имена семи царей:

Ромул и Рем

Нума Помпилий (ему приписывается религиозное устройство Рима, создание коллегий жрецов, календаря и др.)

Тулл Гостилий

Анк Марций (по преданию, в царствование этого царя в город переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния прииска, которого после смерти Анка избрали царем)

Тарквиний Прииск (он вел удачные войны с соседними землями, увеличил количество сенаторов еще на сто человек, учредил общественные игры, притупил к осушению болотистых частей города)

Люций Тарквиний Гордый (сын Люция Тарквиния Приска)

Сервий Тулий

Таким образом, данный период римской истории называют периодом семи царей, или царским периодом, длившимся около двух с половиной столетий.

Ромул

политический древний рим царь

Поскольку ворота города были открыты всем, Рим быстро наполнялся жителями, в основном неженатыми мужчинами. Чтобы они могли обзавестись женами, Ромул организовал похищение девушек из соседнего племени сабинян. Сабиняне решили отомстить римлянам за этот дерзкий поступок и спустя некоторое время приступили с оружием в руках к стенам Рима. Но едва два войска сошлись в битве, как из города выбежали похищенные девушки, ставшие уже женами своих похитителей и родившие им детей. Поднимая на руках младенцев, сабинянки с плачем обратились к обеим сторонам, умоляя прекратить кровопролитие. Ведь на одной стороне находились их отцы и братья, а на другой - мужья. Воюющие вняли голосу сабинянок и заключили мир. С этой поры сабинский царь стал соправителем Ромула. Много сабинян переселилось в Рим, а знатнейшие из них вошли в сенат.

Легенда гласит, что Ромул царствовал около сорока лет и скончался при загадочных обстоятельствах. В народе говорили, что он живым вознесся на небо. Возможно именно из-за подобного мифического отношения к Ромулу, преемника ему выбирали долго.

Нума Помпилий

При преемнике Ромула Нуме Помпилии, который стал царем в 715 г. до н. э. римляне в течение сорока с лишним лет вообще не воевали. Интересно, что Нума Помпилии не был римлянином, а жил в сабинском городе Куры и славился своим умом и справедливостью, за что и был приглашен править в Рим.

Нума воздвиг храм Януса, своеобразный показатель войны и мира: открытые ворота означали, что государство воюет, закрытые - означали мир. После царствования Нумы ворота храма Януса закрывали лишь дважды.

Он учредил должности верховных жрецов, а также культ неугасимого огня. Для сохранения огня Нума возвел храм Весты.

При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами, ввёл новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней.

Учредил ремесленные цехи, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Народ был разделен, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других - римлянами, одних гражданами Тация, других - Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».

Тулл Гостилий

После смерти Нумы новый царь Тулл Гостилий сразу же затеял войну с соседним городом Альба-Лонга. По преданию, чтобы предотвратить кровопролитную битву, было решено выставить по три бойца с каждой стороны, чтобы определить победу. Против братьев Горациев из Рима вышли братья Куриации из Альбы-Лонги. В схватке погибли все Куриации и двое Горациев - победа, таким образом, досталась Риму. Однако мир с альбанцами продолжался недолго. Зная о недовольстве таким положением дел среди альбанцев, Тулл Гостилий с помощью хитрости представил их вождя предателем, после чего послал войска на павший духом город, чтобы разрушить его и переселить всех жителей в Рим.

Анк Марций

За гибелью Тулла Гостилия, побывшего царем совсем недолго, в Риме начался период царствования внука Нумы Помпилия Анк Марций, который сразу же выступил войной против латинов, разорявших римские поля и угонявших скот. После многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить укрепленный Яникульскии холм на правом берегу Тибра с городом. С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря, и Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - первый морской порт Рима.

Тарквиний Древний

После Анка Марция римским царем стал Тарквиний Древний. Бывший его советником Анка Марция и искусным интриганом, он охотно принимал поручения, искусно их выполнял и скоро достиг того, что стал бывать на советах и общественных и частных, и в военное и в мирное время. Наконец, войдя во все дела, он был назначен по завещанию опекуном царских детей. Когда Анк Марций умер, сыновья его были почти что взрослые. Тем сильнее настаивал Тарквиний, чтобы как можно скорей состоялось собрание, которое избрало бы царя, а к тому времени, на которое оно было назначено, отправил царских детей на охоту. Он, как передают, был первым, кто искательством домогался царства и выступил с речью, составленной для привлечения сердец простого народа. Народ с великим единодушием избрал его на царство. Чтобы еще более укрепить свою власть, Тарквиний увеличил количество сенаторов до 300, записав в сенаторы 100 новых человек, которые с тех пор держали во всех делах сторону царя.

Войну он вел сначала с латинами и взял приступом город Апиолы. Затем внезапно началась война с сабинским городом Коллацией. Ее итог: город и все земли вокруг него были присоединены к римским владениям. Завершив сабинскую войну, Тарквиний пошел войной на латинов. Здесь ни разу дело не доходило до битвы, от которой бы зависел исход всей войны - захватывая города по одному, Тарквиний покорил весь народ латинов. Были взяты Корникул, Старая Фикулея, Камерия, Крустумерия, Америола, Медуллия и Номент. Затем был заключен мир.

С этого времени Тарквиний обратился к мирной деятельности. По его повелению город стали обносить каменной стеной. Были осушены низкие и топкие места вокруг форума и другие низины между холмами. Был заложен храм Юпитера на Капитолии и большой цирк. Все эти деяния принесли Тарквинию величайшую славу, а его царствованию сообщили невиданный прежде блеск. Тарквиний был также первым из царей, кто еще загодя стал готовить себе приемника, своего воспитанника Сервия Туллия. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда стало ясно, что Сервий Туллий пользуется великой честью у народа и сената, то это вызвало сильное негодование у двух сыновей покойного царя Анка Марция. Они и прежде считали себя глубоко оскорбленными, что происками опекуна отстранены от отцовского царства, но надеялись получить его хотя бы после смерти Тарквиния. Теперь же приходилось расстаться и с этой мечтой. Не в силах сдерживать далее свою ненависть, Марции решились на убийство Тарквиния.

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Мы не станем рассматривать вопрос о том, когда на Апеннинский полуостров ступила нога первого человека. Это случилось за несколько веков до нашей эры, и до сих пор никто в точности не может сказать, когда именно это произошло. Следует отметить, что история Древнего Рима продолжительное время считалась вымыслом, а знали о ней лишь по свидетельствам античных писателей, которые довольно-таки много фантазировали.

Но проводимые археологические раскопки, анализ и сопоставление событий говорят о том, что на самом деле из глубин веков кое-какие достоверные факты, все же, до нас дошли. Стоит учесть, что произошедшее в древности не документировалось, а приукрашать или нагнетать страсти везде и всегда любили. И хотя историческая подоплека под многими событиями имеется, годы правления древнеримских царей, а также их имена являются условными, а первые правители – и вовсе легендарными.

Федерико Бароччи. Бегство Энея из Трои

Начнем свой рассказ о царском периоде Древнего Рима с мифа о том, как после падения Трои Эней, сын Анхиса (потомка легендарного Троя) и Афродиты, считавшейся греческой богиней плодородия, любви и красоты, оказался у западных берегов нынешней Италии с горсткой своих соратников. Мнения историков разделились. Многие из них считают, что это не миф, а реальность, так как при раскопках были найдены фактические свидетельства культа Энея. Но не нам судить о том, насколько правдивыми являются события, тем более что скитания Энея в древнеримских и древнегреческих источниках описываются по-разному. Мы отдадим предпочтение латино-римским представлениям о происхождении первого древнеримского царя.

Клод Лоррен. Прибытие Энея в Италию

Поначалу, уставшие и оголодавшие путники, бежавшие из Трои после ее падения, принялись за разграбление италийских племен, в число которых входили латины. Их царь вышел навстречу врагам с оружием. Что произошло во время предварительных переговоров и устрашения друг друга – неизвестно, но результатом стал брачный союз царской дочери Лавинии и Энея. Возможно, что Латин, узнав о знатности происхождения пришельцев и их предводителя, а также о том, что им пришлось пережить, решил протянуть троянцам руку дружбы и даже одарил их землей для строительства города. После гибели латинского царя, Эней стал правителем переселенцев и коренных жителей. Он дал им единые права и стал называть всех латинами, что польстило аборигенам. Впоследствии его сын Асканий основал новый город – Альбу Лонгу, ставшую родиной первого древнеримского царя.

Возможные руины легендарной Альба-Лонги расположены в Альбано-Лациале

Эней и Лавиния, по преданию, считаются предками Ромула, подарившего нам вечный и неповторимый Рим. , ставших вместе с волчицей символом города, описана в одной из наших предыдущих статей.

Рубенс. Марс и Рея Сильвия

Стоит лишь отметить, что Рим был основан в соответствии с этрусскими обрядами. Остатки хижин начального поселения, а также части древнейшей стены, относящейся к 8 веку до н.э., и даже следы окружавшего ее рва, археологи смогли обнаружить в районе сравнительно недавно.

Итак, кто же эти семь царей и когда они правили Римом? Приведем их имена и принятую хронологию.

Реферат по истории

«Период семи царей»


Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII-VI вв. до н. э.).

Рим возник в области Лациум, в IX в. до н. э. возникли первые поселения, состоявшие из пастухов и землевладельцев. Появлялись укрепленные поселки-города, которые постепенно слились друг с другом, были обнесены стеной и впоследствии стали городом Римом.

Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Однако основание Рима чаще всего связывают с легендой о близнецах Ромуле и Реме, вскормленными волчицей.

Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.

Римляне верили этой легенде и по этой причине вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города, а называть его стали Римом, или Roma, в честь имени Romulus.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину, которую по поверью организовал именно Ромул.

В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину.

Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго.

Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции.

Первоначально только они и считались римским народом, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя. Чтобы увеличить население города, он стал убежищем для беглецов.

Они становились другой большой прослойкой общества - плебеями. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства.

Плебеи - в переводе с латыни «простой народ».

Патриции - в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов»

Ромул установил знаки отличия верховной власти. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.

Римская традиция сохранила имена семи царей:

Ромул и Рем

Нума Помпилий (ему приписывается религиозное устройство Рима, создание коллегий жрецов, календаря и др.)

Тулл Гостилий

Анк Марций (по преданию, в царствование этого царя в город переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния прииска, которого после смерти Анка избрали царем)

Тарквиний Прииск (он вел удачные войны с соседними землями, увеличил количество сенаторов еще на сто человек, учредил общественные игры, притупил к осушению болотистых частей города)

Люций Тарквиний Гордый (сын Люция Тарквиния Приска)

Сервий Тулий

Таким образом, данный период римской истории называют периодом семи царей, или царским периодом, длившимся около двух с половиной столетий.

Ромул

политический древний рим царь

Поскольку ворота города были открыты всем, Рим быстро наполнялся жителями, в основном неженатыми мужчинами. Чтобы они могли обзавестись женами, Ромул организовал похищение девушек из соседнего племени сабинян. Сабиняне решили отомстить римлянам за этот дерзкий поступок и спустя некоторое время приступили с оружием в руках к стенам Рима. Но едва два войска сошлись в битве, как из города выбежали похищенные девушки, ставшие уже женами своих похитителей и родившие им детей. Поднимая на руках младенцев, сабинянки с плачем обратились к обеим сторонам, умоляя прекратить кровопролитие. Ведь на одной стороне находились их отцы и братья, а на другой - мужья. Воюющие вняли голосу сабинянок и заключили мир. С этой поры сабинский царь стал соправителем Ромула. Много сабинян переселилось в Рим, а знатнейшие из них вошли в сенат.

Легенда гласит, что Ромул царствовал около сорока лет и скончался при загадочных обстоятельствах. В народе говорили, что он живым вознесся на небо. Возможно именно из-за подобного мифического отношения к Ромулу, преемника ему выбирали долго.

Нума Помпилий

При преемнике Ромула Нуме Помпилии, который стал царем в 715 г. до н. э. римляне в течение сорока с лишним лет вообще не воевали. Интересно, что Нума Помпилии не был римлянином, а жил в сабинском городе Куры и славился своим умом и справедливостью, за что и был приглашен править в Рим.

Нума воздвиг храм Януса, своеобразный показатель войны и мира: открытые ворота означали, что государство воюет, закрытые - означали мир. После царствования Нумы ворота храма Януса закрывали лишь дважды.

Он учредил должности верховных жрецов, а также культ неугасимого огня. Для сохранения огня Нума возвел храм Весты.

При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами, ввёл новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней.

Учредил ремесленные цехи, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Народ был разделен, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других - римлянами, одних гражданами Тация, других - Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».

Тулл Гостилий

После смерти Нумы новый царь Тулл Гостилий сразу же затеял войну с соседним городом Альба-Лонга. По преданию, чтобы предотвратить кровопролитную битву, было решено выставить по три бойца с каждой стороны, чтобы определить победу. Против братьев Горациев из Рима вышли братья Куриации из Альбы-Лонги. В схватке погибли все Куриации и двое Горациев - победа, таким образом, досталась Риму. Однако мир с альбанцами продолжался недолго. Зная о недовольстве таким положением дел среди альбанцев, Тулл Гостилий с помощью хитрости представил их вождя предателем, после чего послал войска на павший духом город, чтобы разрушить его и переселить всех жителей в Рим.

Анк Марций

За гибелью Тулла Гостилия, побывшего царем совсем недолго, в Риме начался период царствования внука Нумы Помпилия Анк Марций, который сразу же выступил войной против латинов, разорявших римские поля и угонявших скот. После многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить укрепленный Яникульскии холм на правом берегу Тибра с городом. С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря, и Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - первый морской порт Рима.

Тарквиний Древний

После Анка Марция римским царем стал Тарквиний Древний. Бывший его советником Анка Марция и искусным интриганом, он охотно принимал поручения, искусно их выполнял и скоро достиг того, что стал бывать на советах и общественных и частных, и в военное и в мирное время. Наконец, войдя во все дела, он был назначен по завещанию опекуном царских детей. Когда Анк Марций умер, сыновья его были почти что взрослые. Тем сильнее настаивал Тарквиний, чтобы как можно скорей состоялось собрание, которое избрало бы царя, а к тому времени, на которое оно было назначено, отправил царских детей на охоту. Он, как передают, был первым, кто искательством домогался царства и выступил с речью, составленной для привлечения сердец простого народа. Народ с великим единодушием избрал его на царство. Чтобы еще более укрепить свою власть, Тарквиний увеличил количество сенаторов до 300, записав в сенаторы 100 новых человек, которые с тех пор держали во всех делах сторону царя.

Войну он вел сначала с латинами и взял приступом город Апиолы. Затем внезапно началась война с сабинским городом Коллацией. Ее итог: город и все земли вокруг него были присоединены к римским владениям. Завершив сабинскую войну, Тарквиний пошел войной на латинов. Здесь ни разу дело не доходило до битвы, от которой бы зависел исход всей войны - захватывая города по одному, Тарквиний покорил весь народ латинов. Были взяты Корникул, Старая Фикулея, Камерия, Крустумерия, Америола, Медуллия и Номент. Затем был заключен мир.

С этого времени Тарквиний обратился к мирной деятельности. По его повелению город стали обносить каменной стеной. Были осушены низкие и топкие места вокруг форума и другие низины между холмами. Был заложен храм Юпитера на Капитолии и большой цирк. Все эти деяния принесли Тарквинию величайшую славу, а его царствованию сообщили невиданный прежде блеск. Тарквиний был также первым из царей, кто еще загодя стал готовить себе приемника, своего воспитанника Сервия Туллия. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда стало ясно, что Сервий Туллий пользуется великой честью у народа и сената, то это вызвало сильное негодование у двух сыновей покойного царя Анка Марция. Они и прежде считали себя глубоко оскорбленными, что происками опекуна отстранены от отцовского царства, но надеялись получить его хотя бы после смерти Тарквиния. Теперь же приходилось расстаться и с этой мечтой. Не в силах сдерживать далее свою ненависть, Марции решились на убийство Тарквиния.

Сервий Туллий

Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии Танаквиль, вдовы покойного царя, захватил власть с одобрения сената.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них - центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи - введены в состав римской общины. По реформе все население Рима (и патриции, и плебеи) было разделено на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу, каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего было 193 центурии, из них 1-й класс (имущественный ценз не менее 100 тыс ассов) выставлял 98 центурий, 2-й (ценз 75 тыс ассов) - 22 центурии, 3-й (ценз 50 тыс ассов) - 20 центурий, 4-й (ценз 25 тыс ассов) - 22 центурии, 5-й класс (ценз 11 тыс ассов) - 30 центурий, пролетарии выставляли 1 центурию и соответственно имели 1 голос в народном собрании. Таким образом, распределение политических прав и военных обязанностей происходило независимо от сословной принадлежности, в соответствии с имущественным цензом.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах.

Ему же приписывается денежная реформа: он первый в Риме начал чеканить серебряную монету. Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества. Так же царь вел успешные войны с Вейями и другими этрусскими городами.

Был убит в результате заговора, возглавляемого своим тестем Луцием Тарквинием Гордым, который и стал царем после Сервия Туллия.

Тарквиний Гордый

Луций Тарквиний, получив царскую власть ценой преступления, окружил себя целым отрядом телохранителей, понимая, что сам подал пример тому, каким путем можно занять царский трон. Кроме того, он истребил тех сенаторов, которых считал сторонниками убитого им Сервия Туллия, поскольку захватил царскую власть, не будучи избран ни сенаторами, ни народным собранием. Понимая, что после всего происшедшего, усугубленного тем, что он запретил с почетом похоронить старого царя, Луций вряд ли мог рассчитывать на уважение своих сограждан, он решил держать подданных в повиновении страхом.

Независимо от совета сенаторов он объявлял и заканчивал военные действия, произвольно заключал договоры и нарушал их. Ко всем без исключения Тарквиний относился высокомерно, не считаясь ни с заслугами, ни с достоинством своих сограждан. Волю сената и народа он не принимал во внимание. Функции сената фактически заменил совет приближённых царя.

Луций Тарквиний Гордый проводил активную завоевательную внешнюю политику. Он упрочил союз Рима и латинских городов путём физического устранения тех, кто считал Рим поработителем Лация и созданием родственных союзов. При Тарквинии Гордом в армию перестали брать представителей низших классов - их использовали в строительстве. Армию же комплектовали, в основном, из наёмников.

Благодаря большой военной добыче, Луций Тарквиний занялся активным строительством в Риме. При нём была достроен храм Юпитера на Капитолийском холме, закончено строительство канализации (Cloaca Maxima). Тарквиний Гордый уничтожил сабинянские святилища и уровнял Тарпейскую скалу, возвышавшуюся над форумом, откуда сбрасывали осуждённых в Тибр.

Поводом для этого послужила распущенность его старшего сына Секста Тарквиния, который обесчестил Лукрецию, жену Луция Тарквиния Коллатина, дальнего родственника царя из сабинского города Коллаций. Лукреция рассказала мужу и отцу о случившемся и, выхватив нож, спрятанный под одеждой, покончила с собой. Родственники и друзья во главе с другом Коллатина Луцием Юнием Брутом (приходился племянником царю) вынесли окровавленное тело Лукреции на площадь и призвали граждан к восстанию против Тарквиниев. Толпы народа под руководством Коллатина и Брута двинулись в Рим. Возмущенные римляне сбежались на форум и постановили лишить царя власти и изгнать его вместе с женой и детьми. Тарквинию не удалось подавить движения, и он должен был с семьей уйти в изгнание на свою историческую родину Этрурию.

Так была уничтожена в Риме царская власть.


Литература

1. Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира.- М. 1980.

2. Кузищин В.И. История Древнего Рима.- М.: «Высшая школа»,1982.

3. История древнего мира / Под ред. Дьякова И.М. - М.: Высшая школа, 1989.

Два сословия - патриции (знать, жили на тех землях изначально) и плебеи (пришедшие, которым досталось мало земли). Отличия:

  • - Плебеи владели небольшим земельным наделом
  • - Не участвовали в войнах
  • - Не принимали участия в разделе завоеванных земель. Все эти земли переходили в фонд общественных - ager publicus.

Царский период - 6 век до н.э. Было 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. О каждом подробнее:

Ромул

Вмсете с братом, Ремом, вошел в историю как основатель Рима. Их мать, Сильвия, была жрицей Весты, что предполагало ее безбрачие. Когда она родила двух сыновей, ее дядя Амулий, желавший стать королем после смерти ее отца, решил избавиться от девушки и ее детей. Близнецов положили в корзину и отправили по течению реки Тибр, однако их вскоре прибило к берегу, и им удалось выжить. Детей вскормила волчица (ставшая потом символом Рима). Позже, когда они выросли, вернулись в город и убили Амулия. Спустя несколько лет Рем был убит братом в ходе ссоры - они не смогли решить, где основать новую колонию (непосредственно на холме или в низменности).

Ромул разлелил город на три части и оставил в каждой по правителю. Считается, что он также создал сенат.

Мало известно о его смерти. В некоторых источниках утверждают, что он просто вознесся к небу.

Не обладал какими-либо отличительными полномочиями.

После его смерти его наследника выбирали.

Нума Помпилий

Был выбран за таланты, поскольку после смерти Ромула не осталось законного правителя (до избрания Нумы полномочия патриции ежедневно передавали друг другу) Реформы:

  • - Учреждение объединения ремесленников
  • - Упорядочивание религиозной жизни (культ богини Весты и бога Януса).
  • - Запрет на человеческие жертвоприножения
  • - Введение нового календаря, состоявшего из 355 дней.

Тулл Гостилий

Ранее был земледельцем, однако, став царем, начал вести многочисленные войны.

Завоевал соседний город Альба-Лонга. В одной из войн армия этого города не спешила на помощь Риму, рассчитавая на избавление от его давления. Рим все победил, а Альба-Лонгу было приказано разрушить.

За это время границы рима существенно расширились.

Анк Марций

Внук Тулла. Как отмечали современники, отличался весьма тихим нравом, из-за которого соседние города (этруссков и латинов, например) начали действия по захвату Рима.

Продолжил завоевания. Вел успешную войну с латинами: она окончилась победой, а латины сформировали слой плебеев.

Анк Марций также захватил рял этрусских городов.

Тарквиний Древний

Этрусск, скопивший большое состояние и отправившийся в Рим. Попал на престол, женившись на дочери Анка.

Продолжал войны с латинами и этруссками.

Вывел Рим из образа деревни. Реформы:

  • - замостил форумы,
  • - провел канализацию ("Великая клоака"),
  • - провел водопровод,
  • - положил начало строительству каменных домов

Сервий Туллий

Был рабом, но хозяева его любили. Ему предсказали судьбу царя: современники описывают появление пламенной короны у него на голове. Позднее он получил хорошее образование. Как ни странно, предсказание сбылось: его возвела на престол жена Тарквиния. Реформы:

  • - Разделил Рим на 21 округ по территориальному принципу
  • - Изменил принцип комплектования войск. Позволил набирать плебеев. Разделил общество на 6 отрядов по определенному количеству войнов. Сначала шли колесницы, потом - всадники, а самые бедные просто выделяли деньги и малое количество войнов.
  • - Плебеи были введены в состав общины. Царь иногда освобождал и рабов, чем заслужил народную любовь
  • - Были построены мощные городские укрепления

Тарквиний Гордый

Сверг Сервия (жестоко убил при помощи своей жены) и сделал государственный переворот. Осуществил ряд действий, которые привели к революции.

В частности, начал репрессивные действия по отношению к простому народу и окружил себя личной охраной для полной безопасности. Сократил полномочия органов. Армия стала компектоваться из наемных войнов. при этом существенно сократились права низших классов. Вместе с сыновьями был изгнан, а затем - убит во время одного из восстаний.

В 510 г. его свергли. Тем самым закончилась царская эпоха.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Этруски - предшественники римлян: быт, госустройство, культура, религия
Следующая тема:   Ранняя республика Рим: гражданство, сословия, законы и борьба за власть

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену


Царский период (754/753 - 510/509 до н. э.).

Царский период Древнего Рима , Римское царство - древнейший период истории Древнего Рима, в который существовала выборная монархия во главе с римскими царями. Традиционная хронология - с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э. Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и в значительной степени носят легендарный характер.

Царский период

В VIII - VI вв. до н.э. отдельные посёлки, расположенные на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в крупный союз, в котором массе рядовых общинников плебсу, противостоит родовая (гентильная) знать патриции. Вожди этого союза, называвшиеся царями, правили с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.

Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Царь Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.) разделил всех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним, а не по родовым подразделениям (куриям), как это было раньше, начал комплектовать войско и созывать народное собрание.

Недовольные этим патриции свергли в конце VI в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица магистраты.

Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

Римские цари были выборные и не обладали властью.

Человек должен был отслужить в армии, должен быть хорошим политиком и человеком - тогда его выбирали в цари Рима.

Древнеримские цари - легендарные и полулегендарные правители Древнего Рима в так называемый царский период до основания Республики. Римские первоисточники (в том числе Тит Ливий) упоминают семерых царей:

ДРЕВНЕРИМСКИЕ ЦАРИ

Царь

Годы правления

753 - 716 до н. э.

Нума Помпилий

715 - 674 до н. э.

Тулл Гостилий

673 - 642 до н. э.

Анк Марций

(внук Нума Помпилия, сабин)

642 - 617 до н. э.

Луций Тарквиний Приск

(этруск, старший)

616 - 579 до н. э.

Сервий Туллий

(неэтруское происхождение)

578 - 535 до н. э.

Луций Тарквиний Гордый

(сын Тарквиния Приска, этруск, младший)

535 - 509 до н. э.

Личности римских царей отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (были переплавлены в 410 году для того, чтобы откупиться от Алариха). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации - римского полиса.

Ромул

Ромулу приписывали укрепление Палатина и организацию римской общины. Он создал сенат из 100 «отцов», установил знаки отличия верховной власти (12 ликторов), разделил народ на 30 курий по именам сабинских женщин, учредил три трибы - Рамнов, Тициев и Люцеров, устроил убежище для беглецов (asylum), чтобы таким путём увеличить население города, и проч. При Ромуле произошло слияние с сабинской общиной. Предание рассказывает об этом следующим образом. Римлянам нужны были жены, а так как никто из соседей не хотел отдавать своих дочерей в их разбойничье гнездо, то Ромул решил пойти на обман. В городе устроили праздник, на который пригласили соседей. Явилось много жителей окрестных городов, в том числе и весь сабинский народ с жёнами и детьми. В разгар праздника римская молодёжь бросилась на девушек и похитила их. Испуганные и оскорблённые родители бежали, жалуясь на нарушение закона гостеприимства. Из-за этого вспыхнула война с теми городами, откуда происходили похищенные. Особенно серьёзной была война с сабинами, во главе которых стоял царь Тит Таций. Однако сабинские женщины уже успели привыкнуть к своим мужьям, и когда начался решительный бой, они бросились между рядами сражающихся и помирили их. После этого сабины переселились в Рим и образовали с римлянами одно государство. Тит Таций стал соправителем Ромула. Когда же он погиб, Ромул соединил в своих руках единую верховную власть. О конце Ромула существовало две версии: согласно одной - он был живым взят на небо, согласно другой - убит «отцами».

Мы уже видели, что легенда о Ромуле - чисто этиологическая. Некоторым отзвуком исторической действительности может служить только объединение римской и сабинской общин. Детали и здесь выдуманы: похищение девушек - для объяснения римских свадебных обычаев, двойственность власти Ромула и Тита Тация - как параллель двойственности высшей республиканской магистратуры (консулата).

Историчность шести других царей

Несколько в ином положении находятся шесть других царей. Современная наука, в общем, склонна признать их историчность. В пользу этого приводят следующие соображения. Неизменность списка царей говорит в пользу того, что он сложился очень рано, вероятно, ещё задолго до III в.. Среди имён царей нет ни одного, который был бы связан с патрицианскими родами, игравшими крупную роль в V - IV вв., что, несомненно, имело бы место, если бы список был составлен в эту эпоху. Наконец, среди царских имён нет ни одного эпонимного (подобно Ромулу). Однако признание историчности римских царей в целом ещё не означает, что вся масса легенд, сложившихся вокруг каждого из них, соответствует действительности. Самое большее - здесь можно говорить о каком-то историческом ядре, лежащем в основе каждого цикла преданий.

Нума Помпилий

Вторым царём был Нума Помпилий. Традиция называет его сабином из г. Кур (Cures). После смерти Ромула сенат избрал его римским царём за справедливость и набожность. Ему приписывается религиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и проч. В этой части в легенде есть несомненные этиологические черты. Но сабинское происхождение Нумы отражает какие-то моменты реальной действительности, тем более, что имя Помпилий - сабинское. Традиция рассказывает, что, прибыв в Рим, он сначала поселился на Квиринале, а затем построил себе дворец на Велии, между Квириналом и Палатином. Получается интересное совпадение с археологическими данными о первом появлении могил «погребателей» на внешних холмах. В науке высказывалось предположение, не означает ли постройка дворца Нумы на Велии объединения обеих общин - палатинской и квиринальской? Указывают также, что введение Нумой 12-месячного календаря вместо старого 10-месячного имеет под собой какой-то реальный факт, поскольку такая реформа не могла произойти стихийно, а была актом сознательной воли законодателя.

Учредил календарь, хорошо знал законы, был образцом поведения.

Тулл Гостилий и Анк Марций

В образах двух следующих царей - Тулла Гостилия и Анка Марция - есть моменты дублирования Ромула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он переселил в Рим, дав им права гражданства, а знать зачислил в сенат. В лице Анка Марция Рим снова получил царя-сабина. Он был внуком Нумы и в области богопочитания старался во всем подражать деду.

Однако не все здесь дублирует двух первых царей. Разрушение Альбы - по-видимому, исторический факт, хотя и окутанный густым покровом легенды (битва трёх братьев Горациев с тремя братьями Куриациями, жестокая казнь изменника Меттия Фуфеция и проч.). Несомненно, исторична постройка царём здания для заседаний сената, получившего название «Гостилиева курия». Такое здание действительно существовало в Риме и считалось очень древним. Во всяком случае, оно существовало задолго до того, как в конце III в. выдвинулся род Гостилиев, который мог бы дать ему своё имя.

Что касается Анка Марция, то его многочисленные войны, во всяком случае, не дублируют Нуму, который не вёл ни одной войны. Конечно, многое в деятельности Анка является позднейшей выдумкой: переселение жителей завоёванных латинских городов на Авентин, присоединение Яникула (холм на правом берегу Тибра) и обнесение его городской стеной, постройка римской гавани Остии у устья Тибра и проч. Но в целом расширение Рима в сторону моря и этрусского берега Тибра показательно . Это свидетельствует о начале каких-то реальных отношений с этрусками, отношений, которые становятся более интенсивными в правление следующего царя.

Тарквиний Приск

По преданию, в царствование Анка Марция в Рим из этрусского города Тарквиний переселился богатый и энергичный человек по имени Лукумон,* сын коринфянина Дамарата. В Риме он обосновался и принял имя Люция Тарквиния Приска (Древнего). Богатство и обходительный нрав сделали его настолько заметным среди римского общества, что после смерти Анка его избрали царём. Тарквиний вёл удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов ещё на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению посредством каналов болотистых частей города и проч. Таким образом, традиция подчёркивает этрусское происхождение пятого римского царя. Седьмой царь, Люций Тарквиний Гордый, был сыном Приска, и поэтому можно, как будто, говорить о целой этрусской «династии» в Риме. В пользу этого приводят ещё ряд доводов: многочисленные «этрускизмы» в языке, обычаях, политическом устройстве и религии римлян; широкая «экспансия» этрусков, в частности в Лации и Кампании (Тускул, Капуя); наличие в Риме целого этрусского квартала (vicus Tuscus); наконец, надписи подтверждают этрусское происхождение Тарквиниев. Например, в так называемой «могиле Франсуа» в г. Вульчи около одной из фигур, изображённой на стене, есть этрусская надпись:

«Gneve Tarchu Rumaches» («Гней Тарквиний Римский»). В этрусском г. Цере найдена богатая гробница рода Тарквиниев. Но в Цере, по Ливию (I, 60), бежал изгнанный из Рима Тарквиний Гордый.

Этрусское название знати. Римская историческая традиция по ошибке принимала его за имя собственное.

Проблема этрусской «династии» в Риме

Все эти факты, по-видимому, подтверждают гипотезу о том, что Тарквиний были не только этрусского происхождения, но что во второй половине царского периода Рим был завоёван этрусками, посадившими там свою династию. Эта гипотеза кажется настолько вероятной, что её принимает большинство современных учёных.

Однако присмотримся к ней поближе. Присутствие этрусков в Лации, Кампании, долине По и в других местах ещё не является безусловным аргументом в пользу «экспансии», а тем более в пользу завоевания.

Этрусский квартал в Риме вряд ли был особенно большим, и вообще этрусское население едва ли было многочисленным, так как в Риме и его окрестностях почти нет этрусских погребений. К тому же присутствие даже большой иностранной колонии ещё не говорит о том, что эти иностранцы являются господствующими. Скорее наоборот: если бы этруски прочно и долго владели Римом, они не были бы там на положении иностранцев, живущих особой колонией.

Что касается культурных влияний этрусков на римлян, то их легко объяснить без всякого завоевания. Нет ничего удивительного в том, что два народа, в течение столетий жившие бок о бок, влияли один на другой.

Обращает на себя внимание тот факт, что появление Тарквиния в Риме носит по легенде совершенно мирный характер. Это обстоятельство сторонники этрусского завоевания объясняют патриотической фальсификацией: традиция-де пыталась таким путём скрыть факт завоевания, неприятный для римского самолюбия. Но разве римская традиция всегда фальсифицировала факты? Почему же она не пыталась скрыть галльского погрома 390 г.?

К этому нужно добавить, что фигура старшего Тарквиния не вполне ясна и кое в чем дублирует Младшего. Тем не менее, в целом Тарквиний Старший, по-видимому, является исторической личностью. Очень вероятно и его этрусское происхождение. Но разве этруск не мог стать царём в Риме без завоевания? Среди этрусских эмигрантов могли быть лица знатного происхождения, которые при благоприятных условиях могли проникнуть в ряды латино-сабинского патрициата и таким путём добиться царского места.

Сервий Туллий

Преемником Тарквиния был Сервий Туллий, образ которого является, пожалуй, наиболее историческим. Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам. Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почётом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии вдовы покойного, захватил власть с одобрения сената.

Другой рассказ резко отличается от первого и стоит особняком в нашей традиции. Его сообщает император Клавдий (I в. н. э.) в речи, произнесённой им в сенате. По словам Клавдия, этрусские писатели рассказывали, что Сервий Туллий - не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме. Он переменил там имя и достиг царской власти. Вариант Клавдия находит некоторую аналогию в живописи на стенах гробницы Франсуа.

Эти два варианта легенды, резко отличные друг от друга, не дают возможности с полной точностью решить вопрос о происхождении шестого римского царя. Вероятнее, по-видимому, общепринятый вариант о латинском происхождении С. Туллия. Рассказ Клавдия в значительной степени основан на непонимании этрусских сказаний. (К этому вопросу мы ещё вернёмся ниже.) Во всяком случае, традиция приписывает С. Туллию такие конкретные и важные дела, которые едва ли могли быть выдуманы. Прежде всего - знаменитую реформу, состоявшую в учреждении имущественного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности . Далеко не все в ней достоверно, но самое ядро реформы производит впечатление подлинного факта. Далее С. Туллию приписывается постройка городской стены . Остатки её сохранились среди сооружений более поздней эпохи. Наконец, характерно чрезвычайно сочувственное отношение к С. Туллию традиции. Плебеи чтили его память ежемесячными возлияниями. Эти положительные черты предпоследнего римского царя не только служат лишним аргументом в пользу его историчности, но и подтверждают его неэтрусское происхождение.

Тарквиний Гордый

С этой точки зрения показательно совершенно иное освещение традицией образа преемника С. Туллия - Тарквиния Гордого. Он - сын Тарквиния Приска, следовательно, этруск. Власть он захватывает насильственным образом, путём убийства своего тестя (Тарквиний был женат на дочери С. Туллия, свирепой Туллии). Правление его носило деспотический характер: он не считался с мнением сената, прибегал к казням, изгнаниям и конфискациям. Когда Тарквиний был изгнан из Рима, этруски пытались оказать ему помощь и восстановить на троне.

Таким образом, черты этрусского господства выступают яснее всего при последнем царе. Но остаётся спорным, было ли и здесь внешнее завоевание. Более вероятной, кажется гипотеза, что Рим ненадолго был захвачен этрусками только после смерти последнего царя.

Предания основания Рима

1-е предание

Герой Эней с сыном Асканием - Юлом (от него выводит свой род Юлий Цезарь) и троянцами приплыл к побережью Лации, где одна троянская женщина, которую звали Ромой, предложила больше не скитаться, а осесть в Лации. В честь неё назвали основанный город Римом.

2-е предание

Асканий - Юл основал город Альба - Лонго и стал царём в нём.

Амулий, 15-й царь Альба - Лонго, отдал свою племянницу Рею Сильвию, 14 - го царя Нумитора, в жрицы богини Весты (стала весталкой), где она должна была сохранять безбрачие 30 лет, для того, чтобы обезопасить себя от захватов своего трона со стороны, который он сам захватил насильственно.

Весталку Рею посетил Марс, от которого родились близнецы: Ромул и Рем. Когда они выросли, то узнали своё божественное происхождение, и они восстановили царство деда, но в Альба - Лонге не остались.

Близнецы отправились на поиски нового места для создания нового поселения и нашли его на Палатине , но в ссоре Рем был убит Ромулом, своим братом, который, вскоре, стал первым царём основанного им города Рима. (Далее про Ромула смотри выше).



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...