Чем богат русский язык рассуждение. Сочинение-рассуждение на тему: "Русский язык"

6 июня 2011 года Президентом РФ был подписан Указ «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А.С. Пушкина». Сделано это было «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

Данная дата была выбрана неслучайно. Именно 6 июня родилось солнце русской поэзии , который является основоположником современного русского литературного языка. Этот день получил название пушкинского и отмечается по всей России ежегодно. Согласно Указу Президента РФ от 1997 года «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России» день рождения великого поэта приобрёл статус государственного.

Сегодня русский язык является официальным языком ООН наряду с французским, английским, арабским, испанским и китайским.

Русский язык занимает четвёртое место по распространённости. Более 260 миллионов человек используют его в своей речи.

Однако среди русоведов есть опасения относительно того, что уже к 2025 году великий могучий русский язык не будет иметь такую популярность. Эксперты говорят, что португальский язык будет даже более востребован, чем русский. Связывают данное явление с тем, что многие постсоветские государства сегодня всё чаще ставят вопрос о признании русского языка государственным, и, как, правило, этот вопрос решается не в пользу русского языка. В таких странах, как Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Украина русский язык фактически запрещён, образование ведётся полностью на национальных языках, не учитывается тот факт, что русскоговорящее население в этих странах до сих пор составляет достаточно большой процент.

В школах, начиная с первого класса, русский язык является обязательным предметом для изучения. Более того, он практически каждый день ведётся вплоть до одиннадцатого класса. Экзамен по русскому языку является обязательным, для того чтобы получить аттестат о среднем образовании и продолжить, при желании, учёбу.

Как же можно не дружить с русским языком? Ведь это наше родное, на этом языке мы говорим, мыслим, творим. Наше богатство заключается в языке, он всегда неповторим, уникален. Ни один самый лучший перевод не сможет донести до нас все те эмоции, переживания, страдания, мысли и чувства, которые вкладывает поэт, писатель. В связи с этим Гегель говорил, что бесполезно изучать философию на другом языке, кроме немецкого.

Русский язык очень красив. Он несёт в себе такую смысловую нагрузку, которую не несут многие другие мировые языки. Многих слов, которые есть в нашем языке, нет в других.

Например, при приветствии, американец скажет: «Hi! How are you?” (Привет. Как дела?). И каждый всегда должен, как робот, отвечать одно и то же: «Fine. How are you?” (Прекрасно. Как у тебя?) Если вы ответите не «fine», а как-то по-другому, то это будет считаться не по-американски.

У русских представить такие жёсткие речевые схемы невозможно. На вопрос: «Как дела?» вы услышите сотню разных ответов: «Отлично, нормально, ничего, более-менее, как сажа бела, лучше всех, как в сказке, терпимо, классно, великолепно, хуже всех, дела в Кремле – у нас делишки» и т. д. .

На самые просты вопросы носитель русского языка сможет придумать сотню ответов и не так, чтобы специально, надуманно, а практически «слёту». Такая вариативность в ответах помогает человеку ярче мыслить, осваивать те глубинные моменты языка, которые доселе не были известны.

Русский язык в ходе своего развития, становления претерпел существенные изменения. Сегодня мы уже не говорим «аз», «буки», не употребляем таких слов, как «челом», «град». Современные исследователи всё чаще говорят об упразднении буквы «ё». Но всё-таки пока остаётся непонятным, как можно сказать «ребенок» вместо «ребёнок», «ежик» вместо «ёжик». Тем не менее, несмотря на все исторические упрощения, русский язык остаётся весьма многогранным, богатым и могучим.

Современный литературный русский язык окончательно был сформирован Александром Пушкиным. Он получил блестящее образование в Царскосельском лицее, что, несомненно, повлияло на качество его творчества. Он творил практически во всех литературных жанрах. Если Крылов обогатил жанр басни, то Пушкин смог ярко выразить свои идеи и в других жанрах. Уникальность этого поэта и в том, что в своих произведениях он смог отобразить все исторические эпохи, разные страны мира. Следует отдать ему должное, что воссоздавал он все события, как будто сам в них жил, рос, как будто сам принадлежал этому народу, его культуре. Ему удавалось это с лёгкостью. Он писал о разных социальных слоях, важное место в его произведениях занимал простой честной народ, он умело вводил в диалоги или монологи простую разговорную речь. Благодаря всему этому он закончил формирование того русского языка, который мы сегодня называем литературный, на котором мы говорим и излагаем мысли.

До Пушкина в русском языке было три стиля и, только придерживаясь их, желающие могли писать. Александр Сергеевич же как бы стёр границу между ними. Отныне люли творчества могли развивать свой индивидуальный стиль. Пушкин открыл дорогу разнообразию стилей, не забывая об общих нормах.

Николай Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство». Похожи и слова Ивана Тургенева, который сказал следующее: «...Нет сомнения, что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением».

Россия – очень большая страна. Её уникальность состоит в том, что на её территории испокон веков проживало огромное количество наций, народностей. У каждой народности есть свой язык, культура, обычаи, обряды. Даже у, казалось бы, одной нации – русских, в зависимости от региона проживания, есть свои языковые особенности, начиная от акцента и до некоторых слов, которые свойственны только им, другой их не поймёт. Но всех нас – таких разных, с разными особенностями объединяет одно – единый богатый русский язык.

Следуя за высказыванием Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», каждый из нас должен стремиться к сохранению языка, его развитию и процветанию.

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания писателя A.M. Горького: «Русский язык не­обыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Вариант 1

«Русский язык, - утверждал писатель A.M. Горький, - необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Я понимаю эту мысль так: наречия, изображая признаки действий или другие признаки, придают речи особую выра­зительность и ясность.

Приведем из текста В. Надыршина примеры, аргументи­рующие мысль A.M. Горького.

Так, в предложении 44 эта часть речи («медленно», «зловеще») используется для описания признаков действия Кольки, который решил избить «новенького». Наречия здесь передают тяжелую атмосферу происходящего.

А в предложении 57 наречие «жалобно» описывает эмо­циональное состояние рассказчика: он, измученный, подав­ленный, просит судьбу дать ему шанс искупить вину перед преданным им пареньком.

Очевидно, что без наречий наша речь была бы куда более скудной и маловыразительной.

Вариант 2

Известный писатель A.M. Горький так описывал функ­цию наречий: они «делают нашу речь точной, образной, вы­разительной».

Действительно наречия играют большую роль в нашей речи. Мы прибегаем к ним, чтобы разнообразить описание какой-то ситуации, добавить ему красок, передать произо­шедшее во всех оттенках.

Кажется, что наречие в словосочетании «били несерьез­но» (предл. 8) употреблено в переносном значении. «Несерь­езно» - значит несильно, «для формы». Однако у слова «несерьезно» прямое значение - «в шутку», «ради весе­лья». Это добавляет дополнительный недобрый оттенок в описание атмосферы, которая царила в кругу школьных мальчишек. Эту мысль подчеркивает и наречие «насмешли­во сказал» (предл. 20). Складывается впечатление, что ни­кто из мальчишек класса, в который пришел «новенький», не знал, что такое уважение, радушие.

Удивительно, как много могут рассказать нам наречия. Писатель A.M. Горький сделал точное, меткое наблюдение.

Вариант 3

Наречия способны не только описать различные обстоя­тельства каких-либо событий или ситуаций, но и передать массу смысловых оттенков, «расцветить» художественный текст. Об этом писал A.M. Горький: «Русский язык необык­новенно богат наречиями, которые делают нашу речь точ­ной, образной, выразительной».

Вот и в тексте В. Надыршина немало примеров, доказы­вающих правоту известного писателя.

Например, рассказчик «нехотя» (предл. 5) отвечал на вопросы новенького. Одно это слово дает нам возможность понять, что пришедшему в класс мальчику не были рады, считали его чужаком.

Наречие способно также передавать живую картину дей­ствия {«ловко увернувшись», «жалобно протянутых»), точно описывать эмоции {«хмуро смотрели»). Эта часть речи, не расширяя объем сообщения, помогает извлечь из прочитан­ного текста гораздо больше информации.

Действительно, в самой природе наречий заложена об­разность, поскольку они определяют качественные признаки действий, состояний, свойств.

Текст для работы

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать по­ложили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не по­нравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой

Лыковым - нельзя, посадите с Саней Табуховым - опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?»... (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как гово­рится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрыл­ся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтраш­него дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

(13)- Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой - музыку там по­слушать или чего еще... - попросил меня Колька. (15)- Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требу­ет смекалки и находчивости, по его мнению, могу выпол­нить только я.

(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(18) - Тебе чего?

(19) - Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! - на­смешливо сказал я. (21)- Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(22) -А ты-то при чем?

(23) - Как при чем? - удивился я. (24)- Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят... (26)Пройти-то можно?

(27)- Проходи...

(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки... (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31) - Давай только не сегодня!

(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33) - Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры...

(34) - Ну, раз так, то пойдем...

(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопли­во кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я ви­жу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски... (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, ре­шила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобож­дая мне путь.

(49)- Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показа­лось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела...

(55)...Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулига­нов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавлен­ное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает... (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.

(По В. Надыршину)

Может, уже и было это. Рискну поставить снова.

На одном из научных симпозиумов встретились четыре лингвиста: англичанин, немец, итальянец и русский. Ну и, естественно, заговорили о языках. Чей, мол, язык лучше, богаче и какому языку принадлежит будущее?

Англичанин сказал: Англия – страна великих завоеваний, мореплавателей и путешественников, которые разнесли славу её языка по всем уголкам мира. Английский язык - язык Шекспира, Диккенса, Байрона, несомненно, лучший язык мира.

Ничего подобного,- заявил немец, - наш язык – язык науки и философии, медицины и техники. Язык Канта и Гегеля, на котором написано лучшее произведение мировой поэзии - Фауст, Гёте.

Вы оба неправы, - вступил в спор итальянец. Подумайте, весь мир, всё человечество любит музыку, песни, романсы, оперы. На каком языке звучат лучшие любовные романсы, самые чарующие мелодии и гениальные оперы? На языке солнечной Италии.

Русский долго молчал, скромно слушал и наконец промолвил: Конечно, я мог бы также, как каждый из вас сказать, что русский язык – язык Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова – превосходит все языки мира. Но я не пойду по вашему пути. Скажите, могли бы вы на своих языках составить небольшой рассказ с завязкой, с последовательным развитием сюжета, причём, чтобы все слова этого рассказа начинались с одной и той же буквы?

Это очень озадачило собеседников и все трое заявили:

Нет, на наших языках это сделать невозможно.

А вот на русском языке вполне возможно, и я сейчас вам это докажу.

Назовите любую букву, - сказал русский, обращаясь к немцу. Тот ответил: Всё равно, допустим - буква "П".

Прекрасно, вот вам рассказ на букву "П":

Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий.

Приезжайте, писала прелестная Полина Павловна Перепелкина. Поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем. Приезжайте, Пётр Петрович, поскорей.

Петухову приглашение понравилось

Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папаша Полины Павловны, Павел Пантелеймонович.

Пожалуйста, Пётр Петрович, присаживайтесь поудобнее, проговорил папаша. Подошёл плешивенький племянник, поздоровался: Порфирий Платонович Поликарпов.

Просим, просим! Появилась прелестная Полина. Полные плечи покрывал прозрачный персидский платок. Поговорили, пошутили, пригласила пообедать.

Подали пельмени, плов, пикули, печёнку, паштет, пирожки, пирожное, пол-литра померанцевой.

Плотно пообедали. Пётр Петрович почувствовал приятное пресыщение.

После приёма пищи, после плотного перекуса, Полина Павловна пригласила Петра Петровича прогуляться по парку. Перед парком простирался полноводный пруд. Прокатились под парусами; после плаванья по пруду, пошли погулять по парку.

Присядем, предложила Полина Павловна. Присели.

Полина Павловна придвинулась поближе.

Посидели, помолчали, прозвучал первый поцелуй...

Поженим, поженим!, - прошептал плешивый племянник. Право, поженим, - пробасил подошедший папаша.

Пётр Петрович побледнел, пошатнулся, потом побежал прочь. Побежав, подумал:

Полина Павловна - прекрасная партия. Перед Петром Петровичем промелькнула перспектива получить прекрасное поместье. Поспешил послать предложение. Предложение Полина Павловна приняла. Поженились. Приятели приходили поздравлять, приносили подарки. Передавая пакеты, приговаривали: Прелестная пара.

государственное казенное учреждение Самарской области «Чапаевский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» Индивидуальная работа с детьми «группы риска» Тема: «Как богат Русский язык»

г.Чапаевск 2018г. В наказание за что Господь смешал языки? Что из этого вышло? Почему построенный потомками Ноя город назвали Вавилоном? Давайте поговорим о нашем родном русском языке. Существует библейская легенда о том, что когда­то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные страны, тогда они, чтоб оставить о себе навсегда памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигала неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название Вавилон, что значит «смешение». Это­то событие и называется Вавилонским столпотворением. ♦ ♦ Так произошли разные народы, говорящие на разных языках. Наш родной русский язык удивительно гибкий, точный, богатый и звучный. Для любой самой сложной мысли, для любого самого тонкого чувства можно подобрать подходящие и выразительные слова. Недаром говорится: «Народ русский могуч и велик, велик и его язык». Послушайте стихотворение. Родной язык Язык наш прекрасный - Богатый и звучный. То мощный и страстный, То нежно­певучий. В нем есть и усмешка, И меткость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки - Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык! ♦ Правильно! Потому что в нем очень много слов, позволяющих нам говорить и писать ясно, четко и красиво. В нашем языке немало близких, почти совпадающих по смыслу слов. Например: «путь» и «дорога». Но есть в них и небольшие отличия, придающие речи выразительность и четкость. Представьте, что вы были на концерте и слушали певца, голос которого произвел на вас сильное впечатление. Вы можете назвать его голос красивым, прелестным, чарующим, чудесным, прекрасным, обворожительным. Все эти слова близки по смыслу, но между ними можно найти различия. ♦ Есть слова и выражения, противоположные по смыслу, например: светлый - темный, день - ночь, подниматься - спускаться. Как вы думаете, почему русский язык называют богатым? Попробуйте подобрать близкое по смыслу выражение к слову огромный.

Попробуйте подобрать подобные выражения к словам: горячий, быстро, молчать. ♦ Русский язык богат словами, позволяющими выразить оттенки любого чувства. Например, о человеке, находящемся в грустном настроении, можно сказать: он грустит, невесел, печален, тоскует... А веселую песенку можно назвать задорной, радостной, зажигательной, бодрой... В нашем языке существуют устойчивые выражения, например, выражение «держать язык за зубами» означает - помалкивать. ♦ Попробуйте объяснить значение следующих выражений: чесать языком (болтать попусту); прикусить язык (замолчать); тянуть за язык (пытаться заставить человека о чем­то рассказать). Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, потешки, загадки, считалки. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. ♦ Попробуйте объяснить народные поговорки: «Язык до Киева доведет», «Языком не спеши, а делом не ленись», «Речь красна слушанием», «Речь, как меч, может сечь», «Доброе слово лучше мягкого пирога». Многие слова созданы самим народом, некоторые пришли к нам издалека, из других стран. Так, слово школа пришло к нам из Греции, портфель - из Франции, конфета - из Италии, а футбол - из Англии. Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о Царевне Лебеди: «Сладку речь­то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром речь и речка - слова, возникшие из одного корня. В народе о красивой, правильной речи говорится: «Слово молвит - соловей поет», «Слово толковое стоит целкового». Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами, учитесь правильно ставить ударения в словах. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался поколениями наших предков, и каждое слово в нем - словно крупица чистого золота! Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе. В нем есть такие строки: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. Ответьте на вопросы 1. Почему русский язык называют богатым, точным, звучным? 2. Богат ли русский язык словами, позволяющими выразить оттенки чувств? 3. Как народные пословицы, поговорки, загадки, потешки обогащают русский язык? 4. Объясните пословицу «Доброе слово лучше свадебного пирога». 5. Какими словами И.С. Тургенев охарактеризовал русский язык?

В старших классах часто задают писать сочинение-рассуждение о русском языке. Перед Вами — прекрасный образец такого сочинения. В нем на примерах показано, как можно использовать слово и какой потенциал кроется в русском языке.

Сочинение-рассуждение о русском языке.

Мне кажется, что самые чудесные и точные слова - в русском языке. Ни в одном другом языке нет слов, с помощью которых можно было бы так ярко и точно выразить все то, что чувствует, видит, слышит человек. «Русский язык - богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы передать на русском языке»,- писал мастер слова К. Г. Паустовский. Но русский язык - это хрупкий материал, которым владеет, увы, не каждый человек. Только люди необычайно одаренные - русские поэты и писатели - создают удивительные произведения, ловко и умело владея гибким и упрямым русским словом. Особенные, волшебные преобразования происходят с обыкновенным словом в поэзии А. С. Пушкина. Например, в стихотворении «Осень» с помощью нескольких, на первый взгляд простых слов Пушкин показывает свое отношение к природе всех времен года, рисуя ясные картины русской природы:

…Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен,

Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены…

Изображая весну такой, какая она есть в России, без прикрас, используя довольно грубые слова: «вонь, грязь», Пушкин не разрушает легкости и простоты стихотворения.

Весело и легко звучат слова в описании зимы:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега, в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен…

…Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих ровных рек!

В каждом описании чувствуется свое настроение. С любовью и нежностью пишет Пушкин о своем любимом времени года - осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

С помощью простых слов вся русская природа оживает под пером Пушкина:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Поэзия Пушкина всегда светлая и ясная, как березовая роща, в которой светло даже в пасмурный и ненастный день.

Русские слова удивительны. Как писал К. Г. Паустовский, «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобную тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Удивительно то, что, если переводить русскую поэзию на какой-нибудь другой язык, сразу же исчезает их мелодия, изящество стихотворений, теряется их простота и таинственность. В этом драгоценность и неподражаемость нашего языка.

Но и в прозе видна эта необычность русского языка. Например, проза Паустовского - чудесна, особенно в описаниях русской природы. Паустовский - художник слова, для него слова - краски, бумага - полотно. Но у обыкновенного художника в палитре среди красок нет света, звуков, как у Паустовского: «Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленеющем предрассветном небе».

Когда читаешь Паустовского, картины русского леса оживают, и мы не только видим весь лес - от маленькой травинки до сосен-великанов,- но и осязаем и ощущаем каждую деталь: «Между сосенок на песчаной земле растет высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава режет руки. Тут же цветет много желтых, шуршащих под пальцами чешуйчатых бессмертников…» Это тоже особенность и русского слова, и мастерства писателя: с помощью слова можно чувствовать, видеть, осязать все то, что описывает автор. Прозу Паустовского можно назвать поэзией, потому что сама русская природа, описание которой мы встречаем почти в каждом произведении писателя, поэтична: «В небе как застыли на одном месте, так и простояли до ночи тугие облака. Ближе к закату солнце вошло в лиловую мглу и раскаленным диском опустилось к земле». Да и сам Паустовский писал: «Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией». Поэтичность прозе придает ритм, а ритм ей придает звучание точно подобранных слов. Вот как писал Н. В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи». Вот конкретный пример: «Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю». Эти слова передают, как бы включают в себя все разнообразие звуков во время грозы.

Многие слова - как волшебные палочки, с помощью которых, дотронувшись до чего-нибудь обыкновенного, мы совершаем чудо, и это обыкновенное становится волшебным.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...