Чем отличаются гении от обычных людей. Успешные люди: чем они отличаются от обычных

Поясните, как понять вечную жизнь человека после воскресения, если в мире ином время отсутствует как измерение. В чем по христианскому вероучению состоит смысл жизни, какова ее цель?

Ее цель бытие в любви к Богу. И к ближним которые удостоились пребывание с Богом во веки веков. Это будет Царство Любви. Там даже солнце не будет заходить. Вместо солнца будет Христос.

-То есть это уже пребывание в блаженстве нескончаемом?

Да. В котором нет ни тени перемен.

-То есть каких-то движений, развитий в той жизни уже не предполагается?

Про это мы не знаем. Про развитие. Может быть в какой-то форме это и будет. Это уже нам не открыто.

-То есть особенности той жизни до поры до времени нам не известны?

Ну конечно. У нас нет такого аппарата, ну я имею ввиду аппарата не в техническом плане, а аппарата, которым можно оценить и осмыслить. Ни умом, ни сердцем, мы можем это только созерцать духом. Если угодно вот такое название.

-Некоторым людям не хватает очень стимула для того чтобы стремиться в эту вечность.

А не хватает - никто никого не заставляет идти. Оставайся так, как есть. Живи чем можешь.

Ребенок 10 лет стал много времени проводить в интернете какие можете дать рекомендации для пресечения дальнейшего усугубления зависимости?

Только можно договариваться. И убеждением. Когда в хорошем расположении духа, постараться уговорить его и этого придерживаться. Надо понимать что после каждого завершения сеанса будет битва. Потому что это уже как наркомания.

-А выключить интернет, лишить его вообще доступа?

Ну тогда он начнет искать другие возможности. А это уму очень просто. Просто может купить другой телефон. Или у соседей есть вай фай. Они же современные детки. Они быстро находят возможность.

-То есть здесь не путь запрета, а путь убеждения?

Нет, путь запрета должен быть, но должны быть временные рамки и конечно контроль того что он там делает. Если родители этого не знают, то это очень опасно.

-Но вообще за всем уследить это конечно надо над ним стоять. Смотреть как раб.

Да, смотреть, потом сканировать где он был, что делал. Потому что дети они не взрослые, они беспечны.

-Батюшка, ну вот современные дети к сожалению вообще такие, мало чем интересующиеся. И вот как заинтересовать?

Вот интернет как раз это чем опасное изобретение. Тем что он захватывает внимание человека и не выпускает его.

-При этом он предлагает не лучшие достижения…

А он предлагает, то что продается. А все исследование и с учетом психики ребенка все это делается, и дети - главные потребители. Известны же даже случаи, когда детки умирали за компьютером, просто умирали от истощения физического, умственного.

-Батюшка, на исповеди просил прощения за грех. Больше этого греха не совершаю, но это тяготит душу и не проходит, будет ли этот груз теперь всю жизнь?

Будет или не будет, я не знаю. Что будет это туго ослабевать - это точно, а может быть всю жизнь. Это зависит от того шрама на душе, который нанес этот грех. Мне один старец сказал, что это нужно воспринимать как епитимью. Вспоминать и смиряться. То есть Господь оставляет этот шрам на душе как некое напоминание. Чтобы как-то человек не задавался, а помнил кто он есть на самом деле. Это всегда полезно.

-Могут ли навязчивые пожелания зла навредить человеку?

Ну разумеется.

-Но ни того кто делает а тому кому они направленны?

Но если Господь попустит, будет возможно, но это все в руках Божьих.

Тел. Звонок: -Батюшка, в храмах продают кольца, на них изображен крест и написаны либо Иисусова молитва или 22й псалом. Женщины одевают их на руку и этими же руками моют попы детям, например?

А что плохого в детской попе? Ничего более симпатичного не бывает! Какие тут могут быть смущения?!

-Почему смертные грехи так называются. И чем они отличаются от обычных?

По степени разрушения души.

-Т.е. есть грехи, которые наносят травму, а есть те, которые разрушают?

Да. Ну вот каждый человек когда он в гневе может подойти к зеркалу. Он себя не узнает, увидит беса, а это именно ты!

Тел. Звонок: -Вот сказано – и бесы веруют и трепещут и в тоже время сказано –имейте веру и спасетесь. Здесь какое-то противоречие?

Дело вот в чем. Бывает вера христианская. А бывает вера бесовская. Вот и все. Очень многие люди даже ходящие в церковь. Они имеют веру бесовскую. Так некоторые и в летающие блюдца убеждены. Некоторые в порчи. А некоторые особенно продвинутые считают что Джуна и Ванга это вообще чудотворецы от Бога. Но что тут сделаешь. Тут даже психиатрия не поможет.

Тел. Звонок: - Можно ли избавиться от греха, если его не исповедовал в церкви, а просто покаялся дома, пережил. Можно ли таким путем от него избавиться?

Ну попробуйте. Теоретически, конечно, возможно. Просто Господь дал Таинство покаяния в помощь нам.

-Так дал и в помощь, и как следствие. То что нам необходимо, для того чтобы выбраться из этой греховной ямы. Нельзя сказать хочешь делай хочешь не делай.

Ну почему вот у меня был сосед в деревне, он сам, без таинства покаяния избавился, ну конечно с помощью Божьей избавился от смертного греха. Был пьяница и вот перестал. Под страхом смерти. Он чуть не замерз. Шел в деревню, упал, не смог встать. Так лежал, замерзал. И Бог послал другого человека. Может он про себя и помолился. После этого не пил.

Ответьте, пожалуйста, куда попадает душа некрещенного человека после смерти. И встретятся ли души крещеных и некрещеных?

Я не знаю про это ничего. Там, в мире ином, все по-другому.

-И даже если это будет встреча, что она из себя представляет нам трудно судить.

Ну те люди, которые возвращались оттуда вскоре после смерти, они свидетельствовали, что их встречают часто родственники, но имеет продолжение эта встреча в каком-то дальнейшем общении, мы же не знаем.

Я и сам наблюдал. Такие случаи бывают. Я пришел к одной женщине ей 90 лет было. Она была лежачая. И тут вдруг она при мне вдруг встала, подошла к балкону и говорит: «Ой, мама пришла!». Встала и пошла, какая сила ее подняла как будто ангелы ее подняли, она увидела мать и стала с ней говорить. Ну обычно после таких вещей люди умирают. Она вскоре умерла, но причастить мы ее причастили.

- Вообще конечно загадочный этот момент перехода человека в иную жизнь…

Да, я не раз присутствовал при переходе таком. Это как будто облако набегает на человека и так раз - и всё! Был живой, а сейчас это предмет. Вот это очень запоминающе. И для души полезно. Сейчас чаще люди в больнице умирают, и мы этого не видим, а вообще очень назидательно.

Действительно ли существуют какие-то церковные указания, о том что крестные одного младенца в дальнейшем не могут вступать в брак. Если действительно это так, то в чем причина такого запрета?

Причина в том, что у нас в Русской Церкви это считалось родством. Кум и кума - это родственники. Это духовное родство, и в силу этого духовного родства они не вступают в брак.

- С рождения я буддистка, но верю что Бог один. И очень хочу носить крестик, но так как я не крещена можно ли?

Ну, а кто запретит? Купи, да носи.

-Даже если он буддист?

Ну человек, который говорит что он буддист и хочет носить крестик, то он никакой не буддист, потому что в буддизме нет никакого учения о Боге. Ничего не знает о буддизме и говорит, что буддист. Может прадеды и были. Как в каждой религии, большинство не представляют, что это такое, что это за религия, адептами которой они являются.

-Мне часто приходилось слышать вопрос – что я вот не крещен, но хочу носить крестик.

Ну а в чем проблема? Пусть носит. Это уже есть свидетельство. Его отношение ко Христу. Поэтому ничего особенного нет. Он же не для того, чтобы хулить, глумиться. Возникло желание и он хочет его реализовать. Я такого человека понимаю.

- Господь разными путями ведет.

Конечно, вначале крестоношение, потом иконка в доме. Как одна женщина однажды заявила: «Я, слава Богу, в Бога не верю». Ну что делать…

Является ли фиктивным церковный брак если муж намеренно до свадьбы скрыл, что у него отец алкоголик? Если бы я знала, что у него в роду алкоголики, не стала бы рассматривать его как жениха.

Нет, если бы он скрыл, что он сам алкоголик, тогда этот брак можно считать недействительным, и тут же написать прошение священноначалию. А если отец, то это совершенно необязательно, что он будет алкоголиком. Недоговорить - не значит обманывать. Но так как алкоголизм - это тяжелое психическое заболевание, то конечно, сам жених должен сказать об этом своей невесте.

Тел. Звонок: - В СМИ обсуждалась тема, нужно ли опускать планку возраста для тех, кто вступает в брак, как вы считаете, насколько это возможно?

Я считаю, что то, что есть - 18 лет, этого вполне достаточно.

-А может быть, даже увеличить, как вы считаете? По вашим наблюдениям, за молодежью?

Ну, не знаю… Дело в том, что сейчас обычно совершаются более поздние браки. Что, конечно, не совсем здорово. А снижать… ну какой же в этом смысл? Организм женщины не готов к этому, это будет совсем неполезно.

Читая духовные книги, столкнулась с тем, что бесы ведут со мной беседы в моем уме на богословские темы, посоветуйте что делать?

Если это не психическое заболевание, то тогда нужно просто отсекать попытку этих бесят молитвой к Богу. А если это навязчиво, то с помощью психиатра это легко аннулируется. Надо начинать с молитвы, а потом и к врачу.

- Мать все время затыкает отца, в прямом смысле. И при нас, детях, и при посторонних. Притом, что он чаще всего говорит по делу. Он образованный, работящий. Что надо делать, как на это реагировать?

По-разному. Можно, например, встать выйти, как только она это сказала. На 20й раз мать заметит, что ты выходишь. Это тяжело слушать, как родная мать такие слова говорит отцу. Это вполне можно как-то остановить.

Можно ли жениться троюродному брату и сестре? Мы хотим быть вместе, но родители против. И вообще, какая степень родства допускается при женитьбе?

Троюродные допускаются только с благословения архиерея. А четвероюродным можно.

- Молюсь о рождении ребенка, подскажите, что мне еще можно сделать как христианке, чтобы Господь услышал?

А что можно сделать больше, чем молитва? Это я не представляю. Ну можно съездить например в Зачатьевский монастырь в Москве. Когда мы будем молиться Иоакиму и Анне, тогда они, конечно, войдут в наше положение.

Мой муж с детства ходил в храм, причащался, но после гибели отца, смены работы и окружения уже в течение 8 лет в храм не ходит. Что я могу сделать, чтобы помочь ему вернуться к Богу и церкви?

Только молиться. Ведь нельзя же как-то свою голову представить другому человеку.

-Ну обычно ищут каких-то действий еще.

Ну действия бывают по ходу дела. Но еще в Евангелии сказано «нет пророка в чести в отечестве своем». Если кто-то со стороны скажет, воспламениться может любовью к Богу. А молитва… она таинственна. Молитесь и молитва сделает чудо.

Тел. звонок: В ноябре 2014 года нас постигло несчастье, дочь попала в дтп. И почти 1,5года пролежала в больнице. В апреле этого года она умерла, не дожив до 33 летия. Все это время жена не может успокоится и все спрашивает себя и меня – за что это испытание дочери и нам. Я не знаю чем ее успокоить подскажите слова которыми я мог бы успокоить жену?

Может быть это и не за что. Почему обязательно за что? Бывает и почему.

- Т.е. Господь хочет что-то этой семье дать взамен?

Людям что-то хочет объяснить через это. Надо постараться его понять.

Но вот жена прибывает похоже в глубокой депрессии.

Надо ей пойти в храм, пособороваться, со священник поговорить, причаститься, придти к Богу. С горем надо уходить не в себя, надо уходить к Богу. То есть если человек уходит в себя это неправильная дорога. Ты уходишь в темень своей души. А нужно выходить на свет Божий.

Раз Бог избрал такое лекарство для этой семьи, то в конце концов мысль придет, что сколько можно жить в тоске и горе. У жизни же должен быть смысл.

А может быть там надо определиться и за что.

Что мы делаем тоже важно. Так ко мне женщина когда-то приходила, у нее дочь пропала. А я возьми и спроси: «Кем вы работаете?». Она говорит: «Гинекологом». Спрашиваю: «Сколько абортов вы сделали?». Она говорит: «Да кто ж сосчитать может?». Я даже больше ничего спрашивать не стал…

- Господь избрал такое, чтобы ее в этом деле остановить…

- Насколько несоблюдение постов является грехом?

Еще в веке XVII считалось, что кто не поститься в среду и пяток, тот вообще не православный христианин. Потом народ физически стал слабее. Сейчас вообще не поймешь кто чего. Каждый что-то считает. У каждого своя точка зрения.

Раз вопрос задан, ясно что человек не хочет поститься. Какое мое дело? Будет Страшный суд, там нам все объяснят.

Тел. Звонок: Мне интересно что значит быть отлученным от синагоги. Тогда все были отлучены?

Ну как? Мы с вами - нет.

-А ученики и сам Иисус?

Иисус тоже не был. А ученики ходили в синагоги и там проповедовали Евангелие. Но угроза отлучения от синагоги она всегда присутствовала, потому что во все концы земли, когда уже Христа распяли, вышел такой рескрипт, что нужно не пускать этих людей, которые проповедуют Христа. А так, если ты отлучен, то уже являешься изгоем еврейского общества. А мы с вами не отлучены, потому что мы никогда и не принадлежали.

Я - отец двоих детей. Инвалид 3 группы. Работаю на двух работах. Живем в скромной двухкомнатной квартире. Заработок небольшой. Жена ждет третьего ребенка, но судя по диагностике, с синдромом Дауна. Ответьте, пожалуйста, почему Бог промышляет таким образом? Мы и так живем не в простой ситуации…

Во-первых, ребеночек еще не родился. Я вот, например, за всю практику свою священническую, ко мне много приходило мамаш, которым врачи обещали - и смерть при родах, и младенец урод, но пока, слава Богу, ни один диагноз еще не подтвердился. Поэтому не надо пока слезы проливать. А зачем?.. Это вы узнаете впоследствии.

-То есть порой человек пытается забежать вперед?

Не надо спешить.

-Как правильно вести себя с человеком, который говорит без умолку?

О-о-о, это трудно. Даже на исповеди бывает, и люди считают что, чтобы понять, надо всю медицинскую карту рассказать. Когда я был молодым священником, я решил слушать до конца, это длилось 6 часов. Больше такого я не делаю. Ограничиваю. Жить хочу J

- Какое отношение Церкви к науке, есть ли разногласие точек зрения. И много ли верующих среди ученых?

Среди ученых верующих большинство, но я имею ввиду таких крупных ученых. Но встречаются и атеисты. Но дело в том, что наука и вера, они как бы не пересекаются, это разные области. Наука изучает жизнь материального мира, исследует. Даже микромир и макрообъекты, которые существуют в материальном мире. А вера - это есть совершенно другое, это созерцание мира духовного.

-Но в свое время напирали на то, что наука опровергает некоторые библейские моменты.

Тогда Библию рассматривали как учебник по разным наукам. Это совершенно неправильный подход к Библии.

-То есть найти там неточности это не трудно.

Ну да. Вообще в этом нет ничего страшного. Но там зато есть такие точности, которые просто диву даешься. Как древний человек мог вообще это просто высказать, откуда он мог это узнать? Ну, например, что жизнь произошла из воды? На основании чего? А вот есть указания. Это потрясающе! И гораздо более удивительно. Библия - это откровение о Боге и о познании человеком Бога, а не сведения историко-географические, хотя и они присутствуют.

В школе, где я учусь, один парень из моего класса обзывает, дразнит моего друга. Друг хочет как-то ответить, но драки боится. Батюшка, подскажите, чем мне укрепить друга в этой ситуации?

Укрепить, чтобы он не боялся. В любом случае нужно мужество, и в том, чтобы терпеть эту обиду и смеяться над нею, и в том, чтобы защищаться от обиды.

- На ваш взгляд, что лучше?

Да и то, и то хорошо. И обязательно будет польза в будущем.

Мнение окружающих

Успешные люди любят сами себя. Все остальное им “далеко лежало и мало болело“. И правильно делают: зачем тратить свою энергию и потенциал на то, от чего не будет толка?

Свое мнение

Представители данной прослойки общества не нуждаются в чьем-то одобрении своих решений. Они - профессионалы, действующие уверенно и самостоятельно. И делают они это потому, что так хотят, а не должны.

Дружба

Успешные люди ценят дружбу, но не зависят от нее. Горький опыт под названием “жизнь“ доказал, что любая зависимость рано или поздно заканчивается разочарованием. Излишняя привязанность тоже негативно может сказаться на дружбе. Поэтому на первом месте у таких товарищей собственные цели, желания и амбиции.

Работа

Они никогда не признаются, как и чем конкретно зарабатывают на жизнь. Это своего рода “барабанщики“: им все “по барабану“. Работа, бизнес, стартапы и инвестиции, все это - часть их мечты, которой они живут здесь и сейчас, а не в далеком будущем.

Место жительства

Не обязательно жить в пентхаусе одной из высоток в элитном районе города, чтобы чувствовать себя счастливиым. Успешные люди это понимают. Поэтому они часто переезжают на новые места жительства. Все потому, что им скучно оставаться на постоянном месте жительства, как и заниматься одним и тем же делом. Такие любят постоянно узнавать и открывать для себя что-то новое. Поэтому не обижайся, если на вопрос “где ты живешь“, они ответят “на планете Земля“.

Философия

Их философия - та, которая соответствует их внутренним убеждениям. У таких людей давно состоявшиеся и укомплектованные моральные устои. Поэтому религия, эзотерика и прочие учения таким давно уже до лампочки.

Недолговечность

Успешные люди понимают свою недолговечность. Поэтому они не только взвешивают все “за“ и “против“ прежде, чем сделать шаг. Еще они балдеют от каждого совершенного поступка. Эта жизнь коротка и ее нужно воспринимать так, как неизбежность. Это и помогает им наслаждаться каждым мгновением.

Реальность

Этот мир не такой, каким его навязывает реальность. Единственная настоящая реальность - та, в которой ты сам живешь. Успешные люди это понимают. Поэтому они - хозяева своей жизни и неподвластны любым обстоятельствам.

Настоящее

Постоянно жить, думая о будущем - пальто, которое успешные люди не примеряют.Они понимают, что только настоящее может сделать счастливым. Поэтому такие мечтают и к чему-то стремятся, но это не мешает им бежать с улыбкой и распростертыми объятиями навстречу этой жизни.

Окружение

Нужно не пытаться изменить, а научиться воспринимать и любить окружающих такими, какие они есть. Вместо того, чтобы давить, отпусти хватку и научись спокойно реагировать на все вокруг происходящее. Не выходит - смирись и отступись. Это еще одно из золотых правил успешных людей, которое отличает их от обычных обывателей этой жизни.

Казачьи фамилии во многом повторяют судьбу русских фамилий. Однако самобытные культура и быт казачества внесли свои коррективы в образование фамилий, часть из которых мы больше нигде не встретим.

Неочевидное тождество

Несмотря на некоторые утверждения, что казаки являются отдельным от русских народом, большинством ученых они признаны русским субэтносом. Об этом говорят и казачьи фамилии, которые во многом имеют идентичное с русскими фамилиями словообразование. Такими считаются фамилии, оканчивающиеся на: «-ов», «-ев», «-ин», которых в казачьей среде большинство. Но здесь не все так однозначно. Фамилии с подобным окончанием более древнего происхождения, чем великорусская народность, формирование которой началось в XIII веке. Так, в списке договора Киевского князя Игоря с греками от 912 года встречаются прозвища Гудов, Вузлев, Утин. Изначально возникшие в Киевской Руси окончания на «-ов», «-ев», «-ин» к XVI веку получили большее хождение в среде великороссов, однако параллельно они распространились и на территорию Тмутараканского княжества, где позднее расселилось казачество. Владимир Даль в очерке «Уральские казаки» писал, если хотите знать прозвание казака и хотите, чтобы он понял вопрос ваш, то спросите его: «чей ты?». Казак непременно ответит: «Карпов, Донсков, Казаргин. При этом ученый добавил, „во всех без изъятия прозваниях уральские казаки кладут ударение на -ов“. Еще одна особенность ряда казачьих фамилий - это тенденция к нагнетанию суффиксов, что, по мнению ученых, связанно со стремлением писарей прийти к единому стереотипу окончаний на »-ов»: Бабкинов, Бородинов, Ильинов, Маминов, Харинов.

Украинские корни

Очень часто фамилии казаков отличаются от лежащих в их основе украинских фамилий на «-о» или «-ий» добавлением суффикса «-ов»: Сулацкий - Сулацков, Кадацкий - Кадацков, Демченко - Демченков. Суффикс «-а» обычно менялся на «-ин»: Рында - Рындин, а –«ей» на «-еев»: Кочубей - Кочубеев. Однако нередко изменения суффикса, в частности, «-о» на «-ов» происходило еще в малороссийской среде. Так, из многих документов, устанавливающих вступление в ряды донского казачества в конце XVI - первой половине XVII века отдельных представителей украинского народа, именуемых, в казачьих и московских документах «черкасами» фамилий с типично украинскими окончаниями почти не встречается. Например, из двухсот с лишним фамилий списка черкасов от 1647 года нет и десятка с окончанием на «-ко» - встречаются преимущественно на «-ов», «-ев»: Купреянов, Талалаев. Сохранившиеся окончания казачьих фамилий на «-ий», «-ич», «-ек» указывают, что предки носителей таких фамилий были либо из западной Украины, либо из Польши : Буковский, Левицкий, Кохановский, Венсович, Кундилек.

Тюркские корни

Ученые имеют все основания предполагать, что у предков донских, кубанских и уральских казаков прозвища имевшие тюркские корни были также распространены, как и прозвища со славянской основой. Сегодня в некоторых станицах фамилии неславянского происхождения являются преобладающими. Среди наиболее распространенных фамилий - Мержанов, Дурмасов, Катасонов, Коломанов, Болдырев. Если удается определить регион изначального бытования фамилии, то как правило можно установить национальную принадлежность исконных носителей фамилии, что зачастую подкрепляется историческими документами. Так, Мержан - основоположник рода Мержановых - был арабом, бежавшим вместе с донскими казаками в 1640 году из турецкого плена. После принятия христианства он присоединился к славному казачьему роду. Мисустов - фамилия черкесского княжеского рода, получившая распространение в среде казачества в середине XVIII столетия.

Хорошо известная нам фамилия

Менделеев происходит от калмыцкого слова «менделе» (здравствуй), Кунделековы, как установили документы, происходят от калмыцкого мурзы, принявшего христианство и ставшего казаком в первой половине XVIII века. В основе фамилии Галдаев - имя Галда, также с калмыцкими корнями. Это подтверждают антропологические черты многих носителей этой фамилии и семейные предания. Фамилия Туроверов имеет более сложное происхождение. Она состоит из двух слов: тюркского «тур» (неправильный) и славянского - «вера», что буквальном смысле означает иноверца. Один из представителей семейства Туроверовых утверждает, что его род ведет свое происхождение от перса.

Особый ареал

На Дону существует особый ареал русских фамилий, что подтверждается, в первую очередь наличием ядерной группы фамилий, устойчиво бытующей в наиболее старых поселениях Подонья. Это во многом распространенные в России фамилии, однако здесь они отличаются своей концентрацией в отдельных станицах. В семантике этих фамилий нашли отражение социально-исторические и географические особенности края, а также преобладание в них моделей, типичных для данного ареала. Среди примеров широкой распространенности таких фамилий - Попов (80 станиц), Кузнецов (51) Калмыков (33) Чеботарев (27) Ковалев (26), Макаров (25), Фролов (24), Табунщиков (11).

Вместо фамилии - отчество

В делах Московского Посольского Приказа сохранились обширные списки казаков Зимовых станиц (посольств с Дона в Москву), в которых мы не встретим фамилий. Московский царь в грамотах обычно не называл фамилии Донского атамана, а только его имя и отчество. Это считалось особым почетом. Впоследствии отчества превратились в фамилии, которые стали носить потомки донских атаманов - Ермака Тимофеева, Осипа Петрова , Наума Васильева.

Откуда родом?

Несколько подгрупп фамилий казаков отражают названия мест, из которых пришли на Дон поселенцы. Например, фамилия Букановский говорит о том, что предок носящего эту фамилию был выходцем из станицы Букановской, расположенной сейчас на северо-западе Волгоградской области . Богучарсковы, Самарины, Калуженины - также говорящие фамилии, чаще всего их носили представители боярских и стрелецких сословий, вынужденных переехать на Дон.

Внешние признаки

В донских документах XVIII века можно было встретить много антропонимических прозвищ, которые позднее, сохраняя прежнюю структуру, стали обрастать суффиксами. Это особенно заметно в разновременных документах одних и тех же станиц. Так, в станице Голубинской прозвище Растяпа, которое фиксировалось в 1745 году в 1800 году переросло в фамилию Растяпин, а в станице Багаевской Сивоха (1752 год) превратился в Сивохина (1894 год).

Природа и ремесло

Очень часто в основе казачьих фамилий лежало прозвище, связанное с промыслом, либо оно отражало флору и фауну данной местности. Среди донских казаков около 9% носителей подобных фамилий. Так, фамилия Бугаев произошла от прозвища Бугай (бык), Витютнев - витютень (дикий голубь), такое же словообразование и у фамилий Бакланов, Дятлов, Раков, Щучкин. Более 100 донских фамилий отражают названия трав, деревьев, плодов и овощей. В их числе Вербичев, Рогозин, Шипшин (шипшина - шиповник). Немалую долю в фамилиях донских казаков составляют виды охотничьего промысла: Камышанов, Камышкин - от прозвищ охотников на водоплавающую дичь (распространена была в станице Верхнечирской) или Гулебщиков - от прозвища Гулебщик - охотник на крупную дичь (станица Елизаветинская).

Памятные события

Особое место среди казаков занимают фамилии, которые связаны с памятными событиями. Так, фамилия Драницын (станица Дурновская) - производная от слова дранец: человек, которого драл медведь. Фамилия Купленов (станица Иловлинская) произошла от прозвища казака, которого когда-то выкупили из азовского плена. Но есть фамилии, которые свидетельствуют о том, что казак не учувствовал в конкретном событии. Например, предок Недуванова (станица Старочеркасская) не принимал участия в каком-то памятном дележе (дуване) военной добычи после набега на турок или татар. В целом казачьи фамилии при заметном родстве с типично русскими фамилиями имеют уникальную историю, которая отражает специфику и колорит жизни казачества. Свои судьбы у фамилий казаков-черноморцев, которые имеют больше сходства с украинским фамилиями, преимущественно оканчивающимися на «-ий», «-ой», «-ый», «-а», «-ас». В основе их славянские и тюркские слова, позаимствованные у предков - черных клобуков, известных как черкасы.

Неслучайно именно в России появилась поговорка «Щи да каша - пища наша» - у нас всегда любили блюда из круп. Более других популярны гречка, рис, манка и овсянка. Две последние любили ещё и за то, что они готовились быстрее других. Почему именно эти две каши так удобны при варке?

Манная крупа, по сути, является мукой, точнее, отходами мукомольного производства. Её крупинки лишь немного больше частиц муки и из-за очень малого размера быстро развариваются. С овсянкой ситуация другая: оригинальная каша из цельных зёрен тоже готовится очень долго. Но сами зёрна после обработки горячим паром становятся более рыхлыми и хорошо расплющиваются в хлопья. В таком виде они готовятся быстро. А если их дополнительно порезать, то время готовки будет ещё меньше. В виде хлопьев, называемых «Геркулес» и «Экстра», овсянка и стала популярной, окончательно вытеснив цельные зёрна овса.

Вот если бы так можно было делать и другие каши. Пищевые технологи долго колдовали над ними, особенно над гречневой и рисовой крупами. Но эти зёрна не плющились, как овёс, и вместо хлопьев превращались в осколки, которые никак не хотели развариваться быстрее. Рис отличался особым «упорством» - после пропарки он варился ещё дольше. Но пищевики смогли укротить и их. В конце 1980-х годов в Англии компания, занимающаяся преимущественно кормами для лошадей, разработала методику, благодаря которой практически все зёрна стало можно не то что быстро варить, а просто заваривать - залить кипятком, и через 3-5 минут каша готова. А в сыром виде они стали более питательными для животных.

Так появились не только быстро-завариваемые гречка, рис, пшено, пшеница, ячмень, но ещё и рожь. Раньше из неё кашу не делали, а теперь - пожалуйста. Всё это сегодня продаётся и как отдельные хлопья - рисовые, гречневые и т. д., и как их смеси из нескольких злаков. Полезнее ли такие каши обычных, требующих варки?

«Процесс получения растворимых хлопьев называется микронизацией, - рассказывает Дмитрий Зыков, кандидат технических наук, специалист по пищевым технологиям . - Чтобы понять его суть, нужно вспомнить обычную микроволновку: она, в отличие от других методов готовки, разогревает блюдо как бы изнутри. Под действием СВЧ-лучей вода в продукте нагревается и передаёт ему своё тепло. Нечто похожее происходит и при микронизации, но для облучения используют специальные инфракрасные (ИК) лучи, проникающие только в маленькие зёрна. Предварительно крупу пропаривают, чтобы воды в ней было много, она вскипает, испаряется и вспучивает или взрывает зёрна (кстати, примерно так же бывает, когда готовят попкорн). Потом их расплющивают, и благодаря малому размеру и повышенной пористости они быстро завариваются».

Еда, да не та

Но все эти процессы неизбежно сказываются и на других свойствах крупы. Например, на наш вкус из рисовых хлопьев получается не рисовая каша, а что-то другое. Но главное в другом - благодаря повышенной пористости из таких хлопьев белок усваивается лучше, чем из обычных круп. И это хорошо - белок важный и ценный компонент питания. Хуже, что часть крахмала превращается в сахара и что они к тому же легче усваиваются. Это нехорошо: сахаров мы едим много, и чем они труднее усваиваются организмом, тем продукт полезнее - он не повышает резко сахар в крови и тем самым меньше способствует увеличению веса. Но чем крупы быстрее и проще готовятся, тем они легче усваиваются из них.

«Это очень важная проблема, - говорит Виктор Конышев, доктор медицинских наук и извест-ный специалист по питанию . - В последние годы обращают особое внимание на способность углеводистых продуктов повышать сахар в крови - это так называемый гликемический индекс продукта. Чем он выше, тем хуже для здоровья. К сожалению, указывать этот индекс на продуктах, в том числе на кашах, у нас не принято.

Проблема полезности каш ещё и в том, что производитель в них добавил. Сегодня всё чаще их выпускают уже с заведомо неполезными сахаром и солью, а также с вкусо-ароматическими добавками. Подчас они имитируют полезные компоненты, совершенно отсутствующие в продукте. Например, производители быст-рых овсяных каш добавляли кусочки яблок, но с помощью вкусоароматических веществ создавали иллюзию присут-ствия более дорогих фруктов. Впрочем, и самих яблок часто добавляют мало.

Если говорить о самих кашах, то лучше других гречневая, овсяная, ячменная - в них много полезных веществ. А вот манка - не очень, в ней немного минеральных веществ, главным образом это калий и фосфор, есть витамин В1, а вот нужных пищевых волокон крайне мало, к тому же она дефицитна по аминокислоте лизину. Можно сказать, что важнейшая часть манной каши - это молоко с его благоприятным составом».



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...