Чем в психологии прославился бернштейн николай александрович. Бернштейн Николай Александрович: биография, фото и интересные факты

1896-1966) - выдающийся сов. психофизиолог. Концепция физиологии активности, созданная Б. на основе теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Б. новых методов их регистрации и обработки (циклография), послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения (см. Двигательная задача, Координация движении), механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. В работах Б. получили свое обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики. Концепция Б. нашла широкое практическое применение при восстановлении движений раненых во время Великой Отечественной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др. См. также Двигателъный навык, Двигательный состав, Действие, Живое движение, Рефлекторное кольцо. (Е. Е. Соколова.)

БЕРНШТЕЙН Николай Александрович

Николай Александрович (1896-1966) - российский физиолог, чьи работы по регуляции движений оказали большое влияние на психологию. Сын известного психиатра, ученика С.С. Корсакова, А.Н. Бернштейна. После окончания в 1919 г. медицинского отделения Московского ун-та был мобилизован на Гражданскую войну и служил врачом на Восточном фронте (1919-1920). Вернувшись в Москву, начал заниматься в ЦИТ, организованном А.К. Гастевым, регистрацией движений человека и анализом их физических параметров - биомеханикой (Общая биомеханика, 1926). Метод биомеханики, разработанный немецким анатомом О. Фишером и французским физиологом Ж. Мареем, заключался в фотографировании движений человека с прикрепленными к сочленениям лампочками. В этих исследованиях обнаружилось, что двигательный аппарат человека, в отличие от механизма, обладает огромным количеством степеней свободы движения. В начале XX в. над проблемой двигательной координации работали физиологи Ч. Шеррингтон (принцип воронки, или общего пути для нервных импульсов) и А.А. Ухтомский (принцип доминанты). Б. выдвинул в качестве основы координации принцип сенсорных коррекций, согласно которому нервная система отслеживает и корректирует складывающуюся по ходу движения ситуацию на двигательной периферии или же предваряет ее, посылая опережающие сигналы (Клинические пути современной биомеханики // Сборник трудов Гос. института усовершенствования врачей в Казани, 1929). Анализируя циклограммы - графики зависимости прикладываемых мышечных усилий от времени, - Б. выделил три типа волн: первые, спонтанно-иннервационные, были обусловлены импульсами из ЦНС; вторые, механически-реактивные, имели чисто периферическое происхождение, отражая механические процессы в ске-летно-мышечном аппарате движущегося органа; третьи, названные реактивно-ин-нервационными, по предположению Б., свидетельствовали о взаимодействии центральных команд и периферических процессов. Циклическая связь центра и периферии была выражена Б. с помощью дифференциального уравнения второго порядка (Проблема взаимоотношений координации и локализации // Архив биологических наук. 1935. Т. 38. № 1). Научной идеологией Б. на этом этапе был целостный подход, общий для некоторых биологов (X. Дриш), физиологов (К. Гольдштейн) и психологов (гештальт-психология) начала века. Уже в первой работе по биомеханике рабочего удара он сравнил ударное движение с монолитом, который отзывается весь в целом на каждое изменение одной из частей. Он считал движение морфологическим объектом, который реагирует, развивается, инволюционирует подобно живому существу (Биодинамическая нормаль удара / Исследования Центрального института труда. 1924. Т. 1. Вып. 2). В 1930-е гг. Б. много работал в разных сферах практики: изучал движения пианистов, патологические походки, ходьбу и бег ребенка, движения спортсменов, рабочее место вагоновожатых трамвая. Подобно рабочему удару, который он анализировал в ЦИТе, каждое движение Б. считал целенаправленными, отвечающим определенной задаче. Он в корне преобразовал представление прежней физиологии о проекте или моторном образе движения: если проект движения - закодированный в НС его двигательный состав - представлен в телесных категориях, то двигательная задача формулируется в пространственных терминах, категориях внешнего мира. Внешний мир (от чистого пространства до предмета и символа) представлен в руководящих движением афферентных синтезах. Афферентные синтезы распределены по уровням построения движений. За книгу О построении движений (1947), в которой развивались эти представления о двигательной координации, Б. получил Государственную премию (1948). В начале 1950-х Б. вынужден был уйти из всех учреждений, в которых он работал, в результате нападок на него на Павловской сессии и во время кампании против космополитизма. Тем не менее в последний период своей жизни, когда Б. не имел доступа к экспериментальным исследованиям, он много общался с кибернетиками, биофизиками и разрабатывал идеи физиологии активности. Б. переформулировал положения своей теории построения движений на кибернетический язык и получил понятия, близкие к теории систем или концепции регуляции (обратные связи, сличение и т.п.). Но при этом Б., который вырос на холистской идеологии, подчеркивал отличие живых организмов от машин, отмечая, что в отличие от кибернетических систем, инициатива движения принадлежит организму. В движении особым образом содержится то, что должно наступить в результате этого движения - его цель; только живое способно предвидеть ситуацию и моделировать будущее. Интерес психологов к работам Б. имел несколько пиков. В 1925-1927 гг. Б. был сотрудником Психологического ин-та, которым тогда руководил К.Н. Корнилов. Реактологи надеялись сделать форму движения дискриминативным признаком для определения типа реакций и найти по циклограммам психологические характеристики движения. В годы ВОВ и сразу после ее окончания идеи Б. о построении движений были использованы в работах группы психологов под руководством А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева по восстановлению движений у получивших ранения людей. Ведущие российские психологи середины XX в. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн сошлись на том, что концепция Б. предоставляет широкие возможности для психологического исследования движений. Наконец, идеи Б. об управлении движениями оказались созвучными нарождавшимся инженерной и когнитивной психологии: в 1960-х гг. Л.М. Веккер, Б.М. Величков-ский, В. П. Зинченко и др. стали говорить о построении образа в терминах теории построения движений. Посмертно вышли, ставшие классическими, Очерки по физиологии движений и физиологии активности, переизданы в книге Физиология движений и активность, М., 1990 и О ловкости и ее развитии, М., 1990. И.Е. Сиротки на

Николай Александрович Бернштейн родился в Москве 5 октября 1896 г. Его отец был известным российским психиатром, дед Натан Осипович - врачом, физиологом и общественным деятелем. В ю-ношеском возрасте проявились незаурядные способности будущего ученого: музыкальные, лингвистические, литературные, математические, инженерно-конструкторские и др. Он с легкостью изучал иностранные языки, играл на фортепиано

Образование Н.А. Бернштейн получил в Московском университете. Сначала он поступил на историко-философский факультет, намереваясь посвятить себя филологии, но с началом Первой мировой войны перевелся на медицинский. Он попал в ускоренный выпуск: на войне нужны были врачи, и студентов, проучившихся четыре года, отправляли на фронт. Однако окончание университета пришлось на 1919 г., когда уже шла гражданская война. Н.А. Бернштейн был мобилизован в Красную армию в качестве военврача.

После демобилизации в 1920 г. он некоторое время проработал психиатром в клинике В А. Гиляровского, но вскоре перешел в Центральный институт труда, где возглавил лабораторию биомеханики. Основной задачей, которую решала эта лаборатория, было изучение трудовых движений человека в естественных условиях с целью облегчения труда и повышения его эффективности До сих пор проблема регуляции движения человека решалась только одним способом: выключением лишних степеней свободы. Бернштейн предложилдругое решение - непредсказуемую, складывающуюся по ходу движения ситуацию на периферии нужно отслеживать, предваряя изменения с помощью «опережающих коррекций». Таким образом, он понимал сенсорную коррекцию как неотъемлемый элемент двигательного акта, сравнимый по сложности с интеллектуальным процессом. То есть движение, по мнению ученого, - это не механическое выполнение команды, получаемой от нервной системы, процесс решения двигательной задачи

Такие теории Н.А Бернштейна шли вразрез с идеями и замыслами А К. Гастева, основателя и руководителя Института труда, намеревавшегося конструировать движение, как конструируют машину, давая человеку любые двигательные установки. В 1925 г. Бер-нштейн оставил работу и перешел в Институт психологии, где проблема живого движения вызывала большой интерес. В 1926 г. вышел его капитальный труд «Общая биомеханика».

Н.А. Бернштейн как человек с весьма разносторонними интересами написал множество работ, посвященных проблемам из области биологии, математики, кибернетики, медицины, музыки. Будучи прекрасным пианистом, он изучал закономерности музыкального обучения и творчества, посвятив этому ряд научных работ, в их числе «Исследования по биодинамике фортепьянного удара», изданные в 1930 г., «Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса», выпущенные в 1939 г., а также глава «О технике игры на скрипке и фортепиано» в книге «О повторении движения».

Главным оппонентом теорий Н.А. Бернштейна был И.П. Павлов. Их полемика тянулась долго, и как возражение Павлову Бернштейн написал книгу «История учения о нервном импульсе». Во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в 1936 г. была запланирована их очная дискуссия. Но Павлов умер. Узнав, что его оппонент больше никогда не сможет ему ответить, Бернштейн отменил издание книги

Изучая проблемы движения, Н.А. Бернштейн уделял большое внимание клинической медицине Он был прекрасным невропатологом, занимался восстановлением движений при различных заболеваниях и травмах нервной системы. Эти исследования позволили принципиально изменить представление о локализации функций в нервной системе, а также предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций, что оказалось очень важным для лечения раненых в период Великой Отечественной войны.

В 1947 г. вышла монография Н.А. Бернштейна «О построении движений». Особое значение в этой теории занимает построение нейрофизиологической и неврологической структуры действий и навыков. Ученый считал, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга.

Низший, подкорковый уровень (А) представляет чистейшую физиологию. Он обеспечивает ту преднастройку мышечного тонуса, которая делает возможным осуществление двигательных актов различной сложности. Затем следует высший подкорковый уровень (В), на определенных стадиях филогенеза в животном мире он выполняет ведущую роль. У человека он подчинен кортикальным уровням, но его роль весьма велика. По двигательному богатству он, в определенных отношениях, превосходит высшие уровни. Этот уровень ведает движениями, в которых требуется точная согласованность ритмически повторяющихся во времени сложных движений, охватывающих все конечности и туловище (например, ходьба, бег, плавание и другие). По выражению Бернштейна, этот уровень «берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного движения», когда другой, вышележащий уровень обеспечивает приспособление к внешнему миру и внешним предметам.

Первый среди кортикальных уровней построения движений (С), по мнению автора, представляет интерес уже не только для физиологов, но и для психологов. В его состав входят высший отдел подкорковых узлов и некоторые слои коры головного мозга (зрительное поле, осязательное поле и другие) Самый замечательный признак этого уровня - его объективированность. Он освобожден от влияния физиологии собственного тела, которое тяготело над предыдущими уровнями. Он приобрел точность и меткость в овладении пространством, заполненным объектами, имеющими размер, форму и массу. Движения уровня С имеют ясно выраженный целевой характер. Поэтому при болезненном распаде этого уровня страдают прежде всего произвольные движения.

Следующий уровень действий (D) почти монопольно принадлежит только человеку. Именно здесь можно, по мнению Н.А. Бернштейна, увидеть начало слияния физиологического с психологическим, их взаимопереходы. Ведущий мотив в этом уровне заключается даже не в самом предмете, а в смысловой стороне действий с предметами, поэтому сенсорное поле здесь уже более сложно топологически. Уровень D обладает большой упражняемостью и высокой автоматизируемостью. Автоматизируются не смысловые элементы, а технические свойства выполнения действий. Для этого привлекаются нижележащие уровни вплоть до уровня С. Но в них предметный уровень не находит готовых сноровок, а должен ихвырабатывать. Следовательно, эти высшие автоматизмы являются благоприобретенными.

Выше уровня D лежит группа уровней Е. НА. Бернштейн считал, что они объединяют действия всех предыдущих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется сложная смысловая коррекция в соответствии с «желаемым будущим». Уровень Е ответствен за все виды речевой деятельности: музыкальную, хореографическую и другие. При его выпадении страдают эти высшие психологические виды деятельности. Монография «О построении движений» была впоследствии удостоена Сталинской премии.

В 1950 г. во время объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук, известной как «павловская сессия», работы Н.А. Бернштейна были подвергнуты критике за «антипавловскую» направленность. Сам он вскоре был уволен из институтов и до конца дней уже не имел лабораторной базы для работы.

Ученый не отказался от своих работ, а напротив, продолжал развивать собственные идеи. Друзья устроили его работать в реферативном журнале.

Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. В начале 1960-х гг. он много общался с физиками и математиками, писал в кибернетические издания, выступал с лекциями на семинаре, организованном молодыми математиками, биологами и физиками.

В это время начали формироваться основы того, что впоследствии получило название физиологии активности. В противовес изучению организма в покоящихся состояниях новое направление исследований, считал Н.А. Бернштейн, должно делать упор на активное поведение организма, преодоление им среды, а не приспособление к ней.

В середине 1960-х гг. у него обнаружили рак печени. Ученый рассчитал оставшиеся ему немногие годы жизни, оставил лабораторию и занялся дальнейшей разработкой теоретических проблем физиологии активности, биологических аспектов кибернетики, много работал со своими учениками, консультировал лингвистов, математиков, деятелей искусства, физиологов и медиков.

Н.А. Бернштейн умер в 1976 г. Он был разносторонне образованным человеком: работал на стыке психологии и физиологии, его теории посвящены проблемам из еще большего числа областей, его идеи используются в психологии, математике, биологии и физиологии,кибернетике. Изучая уровни построения движений, он пришел к созданию концепции физиологии активности. Его труды послужили примером и основой для творчества таких психологов, как Б.М. Ве-личковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и многих других.

В главное меню

(1896–1966)

Николай Александрович Бернштейн – один из немногих, кто сам никогда не относил себя к психологам, но тем не менее заслужил славу одного из крупнейших теоретиков психологии. Сегодня, по прошествии ХХ века, становится все более очевидно, что теоретические основания нашей науки сложились не столько из фантазий сексуально неудовлетворенных невротиков и пробежек подопытных крыс сквозь лабиринты, сколько из глубокого осмысленных наблюдений за реальной активностью живых существ. Природа этой активности, закономерности, которым она подчиняется, – и есть основа знания о поведении. Ценнейший вклад в познание этой природы внес наш соотечественник физиолог Н.А. Бернштейн.

Историки науки, исследуя творчество ученого, обычно много внимания уделяют влиянию на него других ученых и научных направлений. Влиянию же семьи, в которой прошли детские и юношеские годы будущего ученого, отводится меньше внимания. Однако нередко культурные традиции семьи передаются как эстафетная палочка, причем такая, на которой каждое поколение оставляет свои зарубки. Н.А. Бернштейн родился в Москве 5 октября 1896 г. в семье, культурные корни которой прослеживаются с ХVIII века. Дед со стороны отца, Натан Осипович Бернштейн, умер за пять лет до рождения Николая Александровича. Однако его влияние на детей и – через них – на внука не вызывает сомнений. Он был врачом, физиологом, общественным деятелем. Еще будучи студентом-медиком в Московском университете, он в 1853 г. был удостоен золотой медали за научные достижения. В 1865 г. его назначили приват-доцентом Новороссийского университета в Одессе по кафедре физиологии и анатомии. Натан Осипович изучал физиологию в лучших лабораториях того времени: в 1866 г. – в Берлинской физиологической лаборатории Р.Дюбуа-Реймона, в 1868–1869 гг. – в лаборатории К.Людвига в Лейпциге. В 1871 г. в Новороссийский университет пришел И.М. Сеченов. С этого года Натан Осипович оставил за собой только курс анатомии, передав физиологию Сеченову.

Отец Николая Александровича – Александр Николаевич (Натанович) Бернштейн – был известным московским психиатром, учеником С.С. Корсакова. Его деятельность оставила заметный след в психиатрии. Но, кроме эрудиции и творческого вклада в психиатрию, в его трудах ясно просматривается очень широкий круг интересов – от точных до гуманитарных наук и искусства. Вопросы психиатрии и психологии он связывал с передовой для того времени физиологией, с идеями Сеченова.

Нельзя не обратить внимание, что детские и юношеские годы Николая Александровича прошли среди людей с широким кругом интересов, в обстановке творческих поисков в науке и серьезного отношения к проблемам воспитания и образования.


Образование Н.А. Бернштейн получил в Московском университете. Поступил он на историко-философский факультет, намереваясь посвятить себя филологии, но с началом I мировой войны перевелся на медицинский. Он попал в ускоренный выпуск – проучившихся 4 года медиков отправляли на фронт. Однако окончание университета пришлось на 1919 г., фронты были уже другие. Бернштейн был мобилизован в Красную армию в качестве военврача. После демобилизации в 1920 г. недолго проработал психиатром в клинике В.А. Гиляровского, но вскоре перешел в Центральный институт труда (ЦИТ), где через короткое время возглавил лабораторию биомеханики.

Основатель ЦИТа, революционер и идеолог новой культуры труда А.К. Гастев искал специалиста для занятий биомеханикой трудовых движений. Основной задачей, поставленной Гастевым перед лабораторией Бернштейна, было изучение трудовых движений человека в естественных условиях с целью облегчения труда и повышения его эффективности.

В физиологии было известно, что двигательный аппарат человека обладает огромным количеством степеней свободы движения. Это дает живому организму несравнимую с движениями механизма свободу, но эта особенность создает огромные сложности для регуляции движений: нервная система, в принципе, не способна управлять процессами на двигательной периферии с помощью одних только центробежных команд. До Бернштейна был известен только один способ решения проблемы степеней свободы – «выключение» лишних степеней свободы. Бернштейн предложил другое решение: непредсказуемую, складывающуюся по ходу движения ситуацию на периферии нужно отслеживать post factum или предваряя изменения с помощью «опережающих коррекций».

Идея проверки движения чувствованием разрабатывалась еще Сеченовым. Но Бернштейн усмотрел в сенсорной коррекции конститутивный элемент двигательного акта, сравнимый по сложности с интеллектуальным процессом. То есть движение, по Бернштейну, весьма далеко от механического выполнения команды, получаемой от нервной системы, и представляет собой процесс решения двигательной задачи.

После трех лет работы в ЦИТе стало ясно, что научные интересы Бернштейна трудно совместимы с полуутопическими замыслами Гастева, намеревавшегося конструировать движение, как конструируют машину, задавая человеку любые двигательные установки. В 1925 г. Бернштейн ушел из ЦИТа, перевезя исследовательскую аппаратуру в Институт психологии, где проблема живого движения вызывала большой интерес. В каких бы стенах по том ни работал ученый – он изучал движения пианистов в Государственном институте музыкальной науки, патологию походки в Институте профзаболеваний, ходьбу ребенка в Институте охраны здоровья детей и подростков, движения спортсменов в Институте физкультуры – он продолжал начатую в двадцатые годы линию – исследование живого движения. Подобно рабочему удару, который был классическим объектом исследований в ЦИТе, и все другие движения Бернштейн представлял целенаправленными, отвечающими определенной задаче.

Анализ движений в конечном счете перерос из задачи исследования в средство познания законов работы центральной нервной системы человека. Бернштейн считал, что «…моторика человека может и должна оказаться превосходным индикатором для изучения в ней процессов, происходящих в центральной нервной системе». Он подчеркивал, что этот «двигательный индикатор высшей нервной деятельности» отличается большой выразительностью, способностью отражать быстротекущие процессы работы мозга». «Движение уже перестает быть интересным нам своей чисто внешней феноменологической стороной. Мы уже уловили, что в нем содержится богатейший материал о деятельности ЦНС; правда, содержится он там в зашифрованном виде, но ведь нет такого шифра, которого нельзя было бы раскрыть при достаточном внимании и упорстве, при достаточной воле к этому».

Сформулированный Бернштейном принцип сенсорных коррекций стал одним из важнейших в современных подходах к регуляции поведения человека и животных. Предвосхитив основные принципы кибернетики, Бернштейн уже в 1929 г., опираясь на идеи высоко ценимых им Сеченова и Ухтомского, развил принцип обратной связи, предлагая перейти от павловского представления о разомкнутой рефлекторной дуге к представлению о замкнутом контуре регулирования.

Полемика с Павловым для Бернштейна была делом жизни: он не допускал мысли, что схема рефлекса приложима к образованию двигательного навыка, к любому человеческому движению. Для него рефлекс – «это не элемент действия, а элементарное действие», которое появилось на свет «там же, где возникло первое в мире «элементарное ощущение», – в обстановке лабораторного эксперимента». Как возражение Павлову он писал книгу «История учения о нервном импульсе». Во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в 1936 г. была запланирована их очная дискуссия. Но Павлов умер. Узнав, что его оппонент больше никогда не сможет ему ответить, Бернштейн отдал в типографию распоряжение рассыпать набор книги. В 1950 г. во время объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук (известной как «павловская сессия») работы Бернштейна были подвергнуты критике за «антипавловскую» направленность. Аргументом обвинения было то, что в его книге «О построении движений» (которая за два года до этого получила Государственную премию) не было ссылок на Павлова. Сам он вскоре был уволен из институтов и до конца дней уже не имел лабораторной базы для работы. Возвращение его работ в научный оборот состоялось в период хрущевской «оттепели». Когда кончилась насильственная «павловизация» наук о жизни, в обнаружившемся интеллектуальном вакууме альтернативные модели Бернштейна были подняты на щит физиологами, кибернетиками, психологами.

В начале 60-х гг. Бернштейн много общается с физиками и математиками, пишет в кибернетические издания, выступает с лекциями на семинаре, организованном молодыми математиками, биологами и физиками. Семинары проходили в Институте нейрохирургии, в хорошую погоду все собирались в саду института. Это было похоже на аристотелевский Лицей: лектор гулял перед аудиторией, кто-то сидел на скамейке, кто-то лежал на траве… Бернштейн частично излагал идеи книги «О построении движений», а частично проигрывал на слушателях свои соображения относительно того, что потом получило название физиологии активности. В противовес изучению организма в покоящихся состояниях новое направление исследований, считал Бернштейн, должно делать упор на активное поведение организма, преодоление им среды, а не приспособление к ней.

Бернштейн писал о том, что тезис об активности был противопоставлен им гомеостазу. Однако физиология активности имела не только и не столько научное, сколько идеологическое звучание. Она была вдохновлена идеями двадцатых годов об организации труда, когда верили, что тяжелый механический труд может стать активным, целеустремленным, радостным. Идея активности была полумечтой, полуутопией в обществе, жизнь которого в сталинский период была основана на «реактивности» его членов по отношению к власти. Не случайно в период хрущевской «оттепели» физиология активности получила общественное звучание, а сам Бернштейн стал, как сказали бы в наши дни, культовой фигурой. И хотя теория построения движений была очень близка кибернетическим моделям управления, лежащая в основе этой теории идеология активности не позволяла Бернштейну согласиться с отождествлением «активного организма» с механизмом. Он неутомимо отстаивал свою излюбленную идею в полемике с кибернетикой, подчеркивая, что если кибернетическое устройство определяется программой, то инициатива движения организма находится в нем самом; только живое целеустремленно, способно формулировать цель и предвидеть – «моделировать» – будущее.

В начале 50-х гг. Бернштейн читал лекции на философском факультете Московского университета, где его слушали также преподаватели и студенты психологического отделения. Его работы многими прочитывались как философские, хотя в них и не было развернутых методологических дискуссий. Без долгих предисловий Бернштейн писал о психических процессах как о высшем уровне функционирования организма, используя как психологические, так и нейрофизиологические термины, которые он, в отличие от Павлова, не считал взаимоисключающими. В понятии об уровнях построения движения, которые в одно и то же время были и морфологическими, и функциональными образованиями, получила развитие идея Сеченова о движении как связующем звене между познанием объективного мира и субъективным чувством.

Интерес психологов к работам Бернштейна пережил несколько пиков. В 1925–1927 гг. Бернштейн был сотрудником психологичесского института, которым тогда руководил Корнилов. Реактологи надеялись сделать форму движения дискриминативным признаком для определения типа реакции. В годы Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания идеи Бернштейна о построении движений были использованы в контексте изучения восстановления движений. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн в это время сошлись во мнении о том, что концепция Бернштейна дает большие возможности для психологического исследования движений; Лурия даже назвал теорию построения движений психологической физиологией». Наконец, идеи Бернштейна об управлении движениями оказались созвучными нарождавшимся в 50–60-х гг. кибернетике и когнитивной психологии. Молодые психологи 60-х Л.М. Веккер, Б.М. Величковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и другие стали говорить о построении образа по аналогии с построением движения. Эти работы легли в основание инженерной и когнитивной психологии в нашей стране.

За год до смерти Бернштейн поставил себе безнадежный диагноз, созвал учеников, раздал им темы для работы и принялся лихорадочно готовить свою последнюю книгу. Он еще успел прочесть верстку, но «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» увидели свет уже посмертно.

Николай Александрович Бернштейн (5 октября 1896, Москва — 16 января 1966, там же) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности.

Сын психиатра Александра Николаевича Бернштейна, племянник математика Сергея Натановича Бернштейна, внук физиолога Натана Осиповича Бернштейна. Лауреат Сталинской премии второй степени по биологии (за 1947 год, присуждена в 1948. За 1947 год первая степень не была присуждена ни одному учёному или коллективу учёных).

Один из крупнейших нейрофизиологов XX века. Виртуозный экспериментатор, глубокий мыслитель, он заложил основы современной биомеханики движений человека и теории управления движениями, был основоположником физиологии активности. За его вклад в нейрофизиологию и психологию он признан классиком науки.

С именем Н.А. Бернштейна связаны многие идеи современной науки, значение которых далеко выходит за рамки физиологии. Николай Александрович родился в культурной семье, где много внимания уделялось воспитанию и образование детей. И в том, что Николай Александрович вырос крупным ученым — физиологом, психологом, мастером слова, знатоком литературы — во всем это большую роль сыграла семья, в которой прошли его детские годы.

Концепция физиологии активности, созданная Бернштейном на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека в норме и патологии (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Бернштейном новых методов их регистрации, послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения, механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. В работах Бернштейна получило своё обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики.

Книги (6)

Биомеханика и физиология движений

В данную книгу избранных трудов выдающегося ученого вошли его работы, синтезировавшие достижения биомеханики, физиологии, теории автоматического регулирования, вплотную подойдя к психологическим проблемам организации и функционирования исполнительного действия.

Намеченные Н.А. Бернштейном перспективы для психологии и физиологии активного поведения, одной из форм которого является двигательная активность, остаются главным ориентиром для всех, кто работает над проблемами моделирования живого движения и производных от него форм психической жизнедеятельности.

О ловкости и ее развитии

Книга создавалась в конце 1940-х годов. Но свет не увидела: ее автора обвинили в космополитизме, вульгаризаторстве, сочинении лженаучных теорий и книгу к производству не допустили.

И вот теперь работа эта впервые попадает в руки читателей. Хотя со времени ее написания минуло более четырех десятков лет, она современна и во многом по-прежнему оригинальна.

О построении движений

Книга основоположника биомеханики движений члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Бернштейна Николая Александровича.

За монографию «О построении движений» удостоен Государственной премии СССР (1948). Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1947 года (издательство «Государственное издательство медицинской литературы»).

Физиология движений и активность

В настоящее издание вошли две основные книги Н.А.Бернштейна: «О построении движений» (1947 г.), удостоенная Государственной премии СССР, и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» (1966 г.), подводящая итог научной работы автора.

Трудами Бернштейна начата новая глава в физиологии движений - живой организм рассматривается не как реактивная (только лишь реагирующая на стимулы), а как активная система, стремящаяся к достижению «потребного будущего».

Комментарии читателей

Валерия / 8.04.2016 Спасибо огромное! Для меня, это клад!

Алексей Викторович / 8.12.2015 Бернштейн это будущее, которое начинается сегодня.
Хорошо бы иметь его очерки в оригинальной публикации.

Дмитрий / 10.10.2015 Спасибо! Находка для реабилитолога, тренера.

Михаил / 22.10.2014 Огромное спасибо за книги Бернштейна!

Чистяков Игорь / 14.10.2014 Возьмите книгу "современные изыскания...", которая якобы написана и уже рассыпана в... 1936 году. И в этой книге, якобы погибшей уже в 1936 году есть ссылки на книгу... 1939 года (стр.36). Но ещё не была изобретена машина времени. Как Фейгенберг, так и Сироткина просто осуществляют научный подлог и пытаются ввести всех в заблуждение... Просто обмануть. Будьте очень бдительны.

Чистяков Игорь / 1.10.2014 Бернштейн - выдающийся русский учёный - просто ВОР. плагиаторщик. Термин "рефлекторное кольцо" введён др него в 1930 году. А.Ф.Самойловым. А он его своровал. Вся его наука - фигня. Я внимательно читал книгу О построении движений (есть в моей библиотеке) просто это бред...

Виктор / 15.08.2014 Низкий Вам поклон.

Каллиграф / 4.02.2014 Извините, Бернштейна действительно коснулись некоторые гонения, он даже был уволен с работы,но это случилось позже, в начале 50-х. Как известно, Бернштейн в 1947 году был удостоен Сталинской премии. Книга "Ловкость..." создавалась в 40-е годы. Набор книги был рассыпан вовсе не по обвинениям в вульгаризаторстве, которых тогда и в заводе не было, а по указанию самого Николая Александровича. Эта книга жестко полемизировала с теорией Павлова. Узнав о смерти великого физиолога, Бернштейн сам позвонил в типографию и приказал рассыпать набор. Очевидно, он руководствовался понятиями научной этики, полагая, что громить умершего недопустимо. Набор сохранился чудом.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...