Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога.

Термин «гиперактивный ребенок» в последнее время у всех на устах: у врачей, воспитателей, учителей, психологов, родителей. Как отличить егозу от малыша с признаками дефицита внимания? Как разграничить обычное баловство от неврологических нарушений?

Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку». А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное - желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.

С чем связана гиперактивность

Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности - все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) - наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах - гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.

Как распознать гиперактивность у ребенка

Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?

  • Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков - все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
  • Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
  • Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
  • Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
  • Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
  • Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
  • Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
  • Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу приписывать ребенку «модный» диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша. Причиной может быть прорезывание зубов, смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже климатические условия влияют на состояние и поведение малыша.

Диагностика СДВГ

И все же до 6-7 лет никто не ставит неврологический диагноз, даже если есть признаки СДВГ. Это объясняется психологическими особенностями дошколят. В дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса - в 3 года и 7 лет. По каким критериям ставится медицинский диагноз СДВГ?

8 проявлений гиперактивности

  1. Хаотичные, суетливые движения.
  2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
  3. Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
  4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
  5. Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти.
  6. Чрезмерно разговорчив.
  7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
  8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

8 проявлений дефицита внимания

  1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
  2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может их запомнить, воспроизвести.
  3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
  4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
  5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что не может потом найти.
  6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
  7. Легко переключает внимание на другие объекты.
  8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

Как лечить ребенка

При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?




Медикаментозные способы

Медицинское лечение СДВГ психостимуляторами чаще применяется на Западе и в США. Стимуляторы помогают повысить концентрацию внимания у детей, дают быстрый положительный результат. Однако имеют ряд побочных эффектов: плохой сон, аппетит, головные боли, раздражительность, нервозность, нежелание общаться. Эти признаки, как правило, появляются в самом начале лечения. Их можно снизить следующим образом: уменьшение дозы и замена препарата аналогом. Психостимуляторы назначаются лишь при сложных формах дефицита внимания, когда ни один другой метод не работает. К ним относятся: «Декседрин», «Фокалин», «Виванс», «Аддерал» и многие другие. В России избегают назначения психостимулирующих препаратов, потому что согласно протоколу лечения СДВГ они запрещены. Их заменяют ноотропными препаратами. Широко применяется при лечении СДВГ у детей препарат «Страттера». Любые антидепрессанты при дефиците внимания следует применять с большой осторожностью и только под контролем врача.

Работа с психологом и психотерапевтом

Это важнейшая часть терапии, которая в сложных случаях проводится параллельно с медикаментозным лечением. Психолог и психотерапевт используют самые разные методики для коррекции поведения гиперактивного ребенка. Даются различные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, памяти, повышения самооценки, творческие задания. Также моделируются различные коммуникативные ситуации, которые помогут найти ребенку общий язык с родителями и сверстниками. Специалистам приходится работать с тревожностью и страхами у гиперактивных детей. Часто применяются релаксационные методы, которые помогают расслабиться, снять напряжение, нормализуют работу головного мозга и нервной системы. При дефектах речи рекомендуются занятия с логопедом.

О чем важно знать? Психокоррекция у ребенка окажется результативной лишь тогда, когда со специалистом будут сотрудничать родители и с точностью выполнять все задания и советы психолога или психотерапевта. Нередко у родителей бывает такая позиция - «вылечите ребенка», в то время как лечить нужно отношения в семье.


Коррекция образа жизни

Режим дня и гиперактивность - две вещи, на первый взгляд, несовместимые. И все-таки родителям необходимо устроить для непоседы жизнь по расписанию.

  • Крайне важно выдерживать режим сна: вовремя ложиться и вставать. Если непоседа выбивается из графика, его трудно уложить, тяжело привести в чувства утром. Нельзя перегружать таких детей информацией перед сном, играть в активные игры. Воздух в комнате должен быть свежим и прохладным.
  • Организовать полноценное питание. Нужно исключить перекусы, особенно едой из фаст-фуда. Желательно сократить в рационе быстрые углеводы (сладости, выпечка), которые возбуждают нервную систему.
  • Прогулки перед сном. Свежий воздух успокаивает нервную систему. Кроме того, будет хорошая возможность поговорить, обсудить, как прошел день.
  • Физические нагрузки. Необходимы в жизни гиперактивного ребенка для разрядки его неуемной энергии. Можно попробовать себя в индивидуальных и командных видах спорта. Хотя последние будут даваться сложнее. Больше всего подходят легкая атлетика, гимнастика, езда на велосипеде, плавание. Хорошо, если ребенок занимается спортом для себя. Соревнования и любой состязательный момент будет привносить еще большее напряжение и агрессию. Многое в этой ситуации зависит от тренера и его педагогического мастерства.


Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ

Как воспитывать гиперактивного ребенка?

  • Повышать самооценку. Гиперактивных детей часто наказывают и осаживают: «сядь», «не крутись», «замолчи», «успокойся» и т.д. Это регулярно повторяется в школе, дома, в саду. Такие замечания формируют у ребенка ощущение ущербности. Всех детей нужно хвалить, но гиперактивные особенно нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале.
  • Выстраивать личностные границы с детьми. Воспитывать непосед нужно в строгости, но справедливости. Наказания и ограничения должны быть последовательными, адекватными и согласованными со всеми членами семьи. Дети с признаками СДВГ часто не имеют «тормозов». Задача родителей - показать собственные границы, проявить родительскую волю и дать понять, кто в доме хозяин, четко формулировать запреты. При этом не должно быть агрессии. Если у папы с мамой слишком мягкий характер, бразды правления непременно возьмет в руки гиперактивный член семьи.
  • Маленькие и полезные задания. Гиперактивных детей нужно привлекать к выполнению домашних обязанностей и поощрять их инициативу. Лучше давать простые, поэтапные задания. Можно даже нарисовать план, схему, пошаговый алгоритм действий. Эти задания помогут ребенку организовывать свое личное пространство и время.
  • Не нагружать информацией. При чтении книг, выполнении домашнего задания нужно давать небольшие нагрузки - по 15 минут. Затем делать перерыв с двигательной активностью, потом снова приступать к статическому занятию, требующему концентрации внимания. Переутомление вредно сказывается на состоянии детей с СДВГ.
  • Осваивать новый род деятельности. Гиперактивных детей трудно чем-либо заинтересовать надолго, уж слишком быстро они переключают свое внимание. Однако нужно искать разные виды деятельности (музыка, пение, рисование, чтение, лепка, танцы), в которых ребенок максимально раскроется. Нужно находить такое дело, которое невидимым способом будет «воспитывать» егозу и требовать каких-то личных усилий, мотивации.
  • Коммуникативные аспекты. Гиперактивным непоседам все прощается дома, но они часто оказываются в конфликтной ситуации с педагогами и отвергаются сверстниками. Важно обсуждать с детьми их жизнь вне дома, трудные ситуации, причины конфликтов. Это поможет им адекватно оценивать свои поступки в дальнейшем, контролировать себя, осознавать свои эмоции, извлекать уроки из собственных ошибок.
  • Дневник успеха. Психологи рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда можно записывать (или зарисовывать) все большие победы и маленькие успехи. Важно, чтобы ребенок осознавал результаты собственных усилий. Также можно придумать систему поощрений.

Некоторые родители считают, что лучшее лекарство от гиперактивности у детей - витамин «Ре», то есть ремень. Это жесткое средство лишь усугубляет проблему и никогда не устранит истинную причину непослушания. Поведение детей с СДВГ нередко вызывает праведный гнев родителей, но лучше все-таки избегать шлепков.

Трудности социальной адаптации

В детских садах и школах детей с СДВГ относят к категории «трудных». Иногда конфликты, связанные с неадекватным гиперактивным поведением, настолько обостряются, что приходится переводить малыша в другой детский сад или школу. Важно понимать, что система государственного образования не будет подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка. Искать подходящий сад или школу можно долго, но так и не найти. В этой ситуации важно учить ребенка проявлять гибкость, терпение, дружелюбие - все те качества, которые так важны для общения и нормальной социальной адаптации.

  • гиперактивные ученики должны быть в поле зрения учителя;
  • им лучше сидеть за первой или второй партой;
  • не акцентировать внимания на особенностях поведения таких детей;
  • часто хвалить, поощрять, но не завышать оценки;
  • давать мелкие задания, при которых ребенок будет двигаться: принести журнал, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску;
  • подчеркивать сильные стороны ученика, давать возможность их проявить.
  • быть на стороне ребенка, но при этом не создавать открытого конфликта с учителем;
  • находить компромиссные решения;
  • прислушиваться к мнению педагога, ведь объективный взгляд со стороны бывает ценным для понимания собственного ребенка;
  • не наказывать, не читать морали ребенку в присутствии педагога и сверстников;
  • помогать адаптироваться в детском коллективе (принимать участие в совместных мероприятиях, можно приглашать детей в гости и т.д.).

Важно найти не какую-то особенную школу или частный детский сад, а педагога, который с пониманием отнесется к проблеме и будет союзником родителей.

Лечение гиперактивного ребенка медикаментами целесообразно лишь при сложных формах СДВГ. В большинстве случаев проводится психокоррекция поведения. Терапия проходит гораздо успешнее, если в ней участвуют родители. Ведь гиперактивность ребенка нередко связана с взаимоотношениями в семье и неправильным воспитанием.

Распечатать

Симптомы гиперактивности у ребенка

Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет". Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

  • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
  • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
  • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
  • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
  • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
  • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
  • головные боли, появление фобий (страхов);
  • плохой сон.

Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

  1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
  2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
  3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

Гиперактивный ребенок. Что делать?

Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.

Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:

  • занятия с психологом и логопедом . Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
  • запрет участия в соревновательных играх . Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
  • сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
  • поведенческая коррекция . В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
  • семейная психотерапия . Налаживание спокойной атмосферы в семье;
  • медикаментозная терапия . Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.

Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?

Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.

  • Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
  • Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
  • обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
  • Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.

Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.

Предлагаем ознакомится в видеобзоре TEST.TV: все для детей.

Скачайте чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет"

Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Несмотря на то, что гиперактивность наиболее ярко проявляется в возрасте около 3-х лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в младенчестве. Ранняя диагностика и своевременное лечение позволит предотвратить множество проблем с развитием, обучением и адаптацией в дальнейшем.

Гиперактивность малыша первого года жизни

Гипервозбудимость у грудничков довольно трудно поддается диагностике. Поэтому самостоятельно назначать малышу лечение ни в коем случае нельзя.

ВАЖНО! При любых сомнениях наиболее разумным выходом станет посещение специалиста, способного точно поставить диагноз. Однако именно наличие характерных симптомов должно насторожить родителей, являясь серьезным поводом для визита к невропатологу.

Гиперактивный ребенок до года: признаки

  • любое расстройство сна;
  • частый плач и крик;
  • постоянные движения головкой, ногами и руками. Гиперактивный грудной ребенок активно сучит ножками;
  • гипертонус мышц ребенка;
  • частая рвота и срыгивание после кормления;
  • бурная реакция на внешние раздражители (яркий свет, резкие звуки и хлопки).

Гиперактивный малыш не любит пеленание и всегда старается освободиться из пеленок. Такие дети раньше других сверстников начинают сидеть, вставать и ходить.

Причины гиперактивности до года

Гипервозбудимость малыша нередко является результатом:

  • различных осложнений при беременности . Например, токсикоз, высокое давление, а также гипоксия плода;
  • осложнений при родах . Сюда относятся тяжелые роды, а также роды раньше положенного срока. Применение щипцов, стимуляция, кесарево сечение;
  • инфекционных заболеваний , перенесенные матерью в период беременности или ребенок в первые недели жизни;
  • генетической предрасположенности . Риск возникновения расстройства возрастает многократно, если один или оба родителей в детстве были гиперактивны;
  • вредных привычек матери . Например, распитие алкоголя и курение табачных изделий во время беременности.

Для улучшения состояния гиперактивных малышей до года, как правило, применяют немедикаментозные средства лечения, например:


Гиперактивный ребенок что делать в 1-2 года

Диагностировать гиперактивность малыша в возрасте от 1 года до 2-х лет несколько легче, чем у детей до года, так как можно применить традиционную диагностику в 3 этапа:

  1. Сбор информации (доктор получает данные о течении беременности, родах и перенесенных крохой заболеваниях, а также собирает и обобщает семейный анамнез).
  2. Полное психологическое обследование ребенка.
  3. Аппаратное обследование (МРТ и электроэнцефалографическое исследование мозга).

Симптомы гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Итак, как понять что ребенок гиперактивный в год? К признакам в этом возрасте относят:


Причины гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Кроме причин, связанных с внутриутробным развитием плода, осложнениями при родах и перенесенными заболеваниями, в этом возрасте малыши могут проявлять симптомы дефицита внимания и гиперактивности из-за неблагополучной обстановки в семье.

ВАЖНО! Постоянные скандалы и ссоры могут привести ребенка в угнетенное, стрессовое состояние. При нехватке положительных эмоций, нуждаясь в любви и заботе, малыш будет пытаться таким образом обратить на себя внимание семьи.

К малышу с гиперактивностью родителям потребуется найти новый подход:


Гиперактивностью в медицине называют сложное поведенческое расстройство , которое проявляется в дошкольном раннем возрасте и не требует медицинского вмешательства.

Оно может быть заметным по моторной или чрезмерной психической активности, отражается на отношениях малыша с другими детьми и людьми, а также влияет на успехи в школе.

Признаки гиперактивности у всех детей проявляются по-своему. У большей половины детей расстройство связывается со спонтанными реакциями , подавить которые малыш сам не может. Реакции оказывают влияние на внимание, речь и подвижность детей.

Такие психические расстройства считаются признаками неуравновешенности, а среди взрослых их называют чрезмерной эмоциональностью.

Гиперактивные дети не могут ждать очереди, сидеть на одном месте. Они испытывают трудности с концентрированием внимания. Такие дети зачастую проявляют забывчивость , рассеянность и неорганизованность , тянут руку для того, чтобы раньше других дать ответ на вопрос, часто с места выкрикивают ответ.

Также гиперактивные дети очень часто:

  1. Прерывают разговоры взрослых и своих ровесников.
  2. Много разговаривают и двигаются.
  3. Некачественно выполняет поручения.
  4. Имеет плохую успеваемость в школе.

Симптомы и признаки расстройства проявляются в основном до семилетнего возраста. Часто их путают с нормальным поведением ребёнка или синдромом дефицита внимания. Именно из-за этого нельзя точно сказать, что малыш гиперактивен, если родители заметили у него один или несколько признаков расстройства. А если же признаки присутствуют во всех ситуациях (на прогулке, дома, в школе), то что необходимо делать? В подобной ситуации малыша необходимо показать врачам и психологам, они дадут определённые рекомендации и советы по устранению такого поведения.

Наиболее распространёнными причинами гиперактивност и детей являются:

  1. Плохой распорядок дня или неправильное питание.
  2. Отравление детского организма химикатами, которые несут опасность для здоровья или тяжёлыми металлами.
  3. Трудные роды, родовые травмы, роды позже или раньше срока.
  4. Инфекции различного рода.

Проведённые учёными исследования подтвердили, что чаще проявляется гиперактивность у мальчиков, нежели у девочек. Гиперактивность у детей может сопровождаться следующими проявлениями:

  1. Сердечными расстройствами.
  2. Разнообразными нарушениями речи.
  3. Нарушением режима сна.

Очень часто расстройство встречается в пределах синдрома дефицита внимания.

Основные признаки заболевания

У детей гиперактивность можно распознать по таким признакам:

  1. Почти всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Когда малыш должен спокойно сидеть на стуле, то это невозможно: он теребит одежду, ёрзает, вертится, крутится, встаёт.
  2. Без какой-либо причины у детей проявляется высокая двигательная активность. Даже тогда, когда не позволяют взрослые, он залазает на кресла, диваны, стулья, бесцельно бегает и прыгает.
  3. Малыш не может заниматься определённым делом спокойно и тихо, сосредоточится на игре. Он выполняет неосознанные резкие движения, пищит и кричит.
  4. Малыш несдержан в разговоре, вопросы выслушивает не до конца и отвечает на них невпопад и не задумывается над ответом.
  5. Стоять и спокойно ждать своей очереди такие дети не могут. Они начинают капризничать и нервничать.
  6. Всем своим поведением дети с гиперактивностью мешают окружающим: они мешают игре, разговору или попросту пристают без дела.
  7. Спят такие дети и в дневное и в ночное время неспокойно. Они сбивают простыню, часто переворачиваются с бока на бок, любят позу калачиком, сбрасывают с себя одеяло.
  8. Неспособны такие дети распознавать чужие желания и потребности.
  9. Малыш не может контролировать ни плохие, ни хорошие эмоции, склонен к эмоциональным потрясениям. Совершенно без какой-либо причины гиперактивные дети устраивают истерики или в неподходящее время испытывают гнев и злость.
  10. Интерес проявляется ко многим вещам, но проблемы с пониманием вещей и обстоятельств присутствуют практически всегда. К примеру, начав рисовать, рисунок остаётся не законченным, а малыш полностью увлёкся музыкой. Интерес к рисованию при этом теряется полностью.
  11. Контролировать своё внимание ваше чадо неспособно даже тогда, когда смотрят прямо в лицо, обращаясь к нему. Речь он слышит, но повторить то, что было ему сказано, не может.
  12. По невнимательности такие дети часто ошибаются.

Отклонения и симптомы специалистами выясняются путём оценки и наблюдения действий малыша.

Если люди вокруг твердят, что ваш малыш гиперактивен, то это может свидетельствовать и о том, что у него ещё недостааточно внимания.

Этот синдром может определить только врач, опираясь на заключения таких специалистов, как: детский врач, психотерапевт и психолог.

В процессе обследования врач также постарается выяснить признаки прочих заболеваний и расстройств, которые требуют какого-либо лечения. В основном назначаются лекарственные препараты, которые помогают контролировать поведение. На сегодняшний день есть много лекарственных средств, помогающих от этого состояния избавиться навсегда. Современная медицина способна помочь детям улучшить внимание и память, уравновесить поведение, успокоить нервную систему, фокусировать внимание.

Некоторые лекарственные препараты назначаются только перед школой, а некоторые - ежедневно в рамках терапевтического курса. Они выпускаются в виде жевательных конфет, капсул, таблеток и сладкой жидкости (сиропа). Лечение может специалист назначить только после того, как проконсультируется и получит разрешение родителей.

Если малышу необходимо изменить образ жизни, а не только медикаментозное лечение, то в таких ситуациях психолог и терапевт могут предложить родителям разработать план по изменению образа жизни индивидуально, посоветовать чего следует избегать, а что будет полезно.

А ещё при таком диагнозе очень полезны поведенческая терапия и релаксация. Врач в релаксотерапии научит малыша расслаблять разнообразные группы мышц, делать дыхательные глубокие упражнения, успокаиваться и расслабляться. Поведенческая терапия предусматривает то, чтобы дети, поставив перед собой цель, смогли её достигнуть.

Если у малыша всё же подтвердился диагноз гиперактивности, то об этом должен быть уведомлен директор детского учреждения, которое он посещает (детский сад, школа), а не только врачи и родные. Только в этом случае при необходимости маленький человечек сможет получить нужную поддержку и помощь. Учителя и директор могут предложить родителям предоставить дополнительное время для выполнения заданий, спокойное место в классе, индивидуальный план обучения.

В большей половине ситуаций дети с таким диагнозом имеют счастливое нормальное детство, а если к проблеме подойти правильно, то недуг можно устранить полностью.

Положительные эффекты

Кроме проблем, наблюдаются и положительные стороны. По результатам многочисленных наблюдений и исследований было установлено, что такие дети являются:

  1. Очень творческими и креативными . Дети с множеством разнообразных мыслей в голове и мечтами могут стать в будущем великими мастерами, которые выбрасывают фонтан идей и решают сложные задачи. Они легко отвлекаются, но видят то, чего иные дети попросту не замечают.
  2. Очень изворотливые и гибкие . Такой малыш одновременно может рассматривать несколько способов решения той или иной задачи, а также он открыт для разнообразных идей.
  3. Энтузиаст . Такие дети очень редко бывают скучными. Они заинтересованы множеством вещей и яркими личностями. У них много друзей, так как окружающих они к себе притягивают будто бы магнитом.
  4. Непредсказуемы и очень энергичны . Когда у таких детей есть мотивация на какую-нибудь идею, то они исполняют задания быстрее обычных детей. Если задача связана с активным образом жизни и маленький человечек ею заинтересован, то от решения их отвлечь сложно.

Ничего общего с талантом и интеллектом синдром дефицита внимания не имеет.

Все психологи мира пришли к выводу, что если признаки гиперактивности, которые обусловлены поведенческим расстройством, наблюдаются у малышей, то их можно как можно быстрее устранять.

Это позволить избежать трудностей и разочарований, возникающих от заниженной самооценки, а также стресса и трения, которые накапливаются у окружающих и семьи.

Если у маленького человечка были выявлены симптомы гиперактивности, то помощью и советами квалифицированного психолога и врача пренебрегать не нужно. Гиперактивность можно устранить вовремя, применив общедоступные простые меры.

На сегодняшний день существует множество идей, как устранить такой недуг. Могут назначаться такие терапевтические меры, как:

  1. Посещение детских кружков.
  2. Изменение домашней обстановки.
  3. Комплекс физических упражнений.
  4. Изменение диеты.
  5. Иные отвлекающие факторы, позволяющие к минимуму свести эту проблему.

Гиперактивные млыши от взрослых требуют много внимания и сил. Их нужно постоянно учить усидчивости, помогать завершить ему начатые дела, слушать. Они нуждаются в эффективных стратегиях воспитания, которые будут развивать чёткое взаимодействие, структурность и систематичность с окружающим миром. Их в обязательном порядке нужно поощрять и награждать, они требуют родительских одобрений, поддержки и любви.

Если ваш малыш гиперактивный, то психологи советуют следующее:

  1. Распорядок дня организовывать чётко и длительное время его не менять. В подобной ситуации формирующийся организм приобретёт необходимые рефлексы (как пример, после прочтения сказки он будет ложится спать).
  2. Для подрастающего малыша необходимо создать предсказуемую спокойную атмосферу без каких-либо раздражителей. Такая обстановка сведёт к минимуму случаи выброса энергии.
  3. Организовать для малыша физический активный режим с посещением спортивных занятий и секций.
  4. Когда позволяет обстановка не стоит ограничивать малыша в выполнении активных движений и действий. Так он скорее выплеснет наружу лишнюю накопившуюся энергию.
  5. Нельзя гиперактивного малыша заставлять подолгу находится на одном месте, наказывать его или принуждать выполнять утомительную работу.

Очень часто родители вкладывают положительный смысл, когда говорят о том, что их малыш гиперактивный. Но многие просто путают понятия «активность» и «гиперактивность». Это хорошо, когда малыш тянется к новым знаниям, проявляет интерес к миру, который его окружает, любознательный. Но гиперактивность, в отличие от активности, относится к поведенческим расстройствам. После пяти лет они наиболее болезненно проявляют себя, ведь ребёнок не может развиваться наравне со своими сверстниками.

Активные малыши в садике , на площадке, дома могут быть активными, но придя в место, где необходима тишина, они сразу же успокаиваются и ведут себя достойно . А вот на гиперактивных окружающие люди и новые места не влияют. Они как вели себя громко и неспокойно, так и будут продолжать это делать.

Просто активного ребёнка можно отвлечь какой-либо усидчивой игрой, а вот с гиперактивным такого не получится. Очень сложно чем-то удивить или испугать гиперактивного ребёнка. Они совершенно не думают о своей безопасности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нельзя называть гиперактивным малыша, который любознательный, любит подвижные игры и общение со своими сверстниками, если это не отражается на его успехах в садике и школе, а также не доставляет особых хлопот родителям. А вот если малыш не усидчив, не может довести начатое дело до конца, закатывает истерики без повода и требует к себе повышенного внимания, то такого ребёнка стоит показать специалистам-психологам для установления диагноза и возможного лечения.

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности? Читайте об особенностях поведения гиперактивного ребёнка: рекомендации родителям.

Гиперактивность и её признаки

Гиперактивный ребёнок сталкивается с многими проблемами

В середине прошлого столетия медики рассматривали гиперактивность как патологическое состояние, которое вызвано незначительными расстройствами функций мозга. Впоследствии чрезмерная двигательная активность стала восприниматься как самостоятельное заболевание, которое получило название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ) .

«Гиперактивный ребёнок сталкивается с проблемами концентрации внимания, слабой памяти, обучения. Его мозгу сложно переработать информацию. Ребёнок не может сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени, контролировать все свои действия. Он неусидчив, невнимателен и импульсивен».

Симптомы гиперактивного поведения:

  • неусидчивость
  • суета
  • беспокойство
  • импульсивность
  • эмоциональная нестабильность
  • плаксивость
  • несоблюдение правил и норм поведения
  • проблемы со сном
  • задержка и нарушения речевого развития
  • и прочие.

Симптомы СДВГ уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку с СДВГ, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Среди признаков гиперактивности выделяют следующие:

  1. Невнимательность, что проявляется в:
  • частой неспособности быть внимательным к деталям (из-за этого ребёнок будет допускать ошибки при выполнении школьного домашнего задания и в других видах деятельности)
  • сложности сохранять внимание
  • неумении слушать
  • неспособности придерживаться требований и инструкций (например, довести до конца выполнение уроков или других домашних обязанностей на рабочем месте
  • сложности самостоятельно организовать выполнение домашнего задания и другую работу
  • избегании вовлечения в выполнение заданий, требующих продолжительного сохранения умственного напряжения
  • частой потере предметов (игрушек, школьных принадлежностей, карандашей, книг, канцелярских принадлежностей)
  • лёгком отвлечении на посторонние стимулы
  • частой забывчивости в повседневных ситуациях.
  1. Гиперактивность, которая проявляется в:
  • беспокойных движениях кистей и стоп
  • кручении и верчении, сидя на стуле
  • частом вставании с места в классе во время урока или в других ситуациях
  • частом проявлении бесцельной двигательной активности: беге, кручении, попытках куда-то залезть, причём тогда, когда это недопустимо
  • неспособности спокойно, тихо играть или заниматься чем-либо
  • постоянном движении
  • болтливости, шумности.
  1. Импульсивности, что проявляется в:
  • ответах на вопросы, не выслушивая их до конца и особенно не думая
  • сложности дождаться своей очереди
  • частых помехах другим, приставаниях к окружающим (к примеру, н может спокойно вмешиваться в разговоры или игры).

Если описанные признаки сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то обязательно нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Лечение дома и со специалистом

Подходящий курс лечения для вашего гиперактивного ребёнка может подобрать только доктор

Заметив у ребёнка симптомы и признаки СДВГ, следует проконсультироваться с врачом-невпропатологом. Доктор проведёт обследование и выяснит, не является ли причиной гиперктивности ребёнка какое-либо тяжёлое заболевание.

Диагностика СДВГ проводится в 3 этапа:

  1. Сбор информации. Врач собирает информацию о ребёнке, выясняя особенности течения беременности и родов, историю болезней ребёнка, особенности воспитания. Доктор просит родителей охарактеризовать ребёнка. Далее он даёт субъективную оценку поведению ребёнку на основе определённых диагностических критериев.
  2. Психологическое обследование. С помощью особых методик (тестов) специалист диагностирует внимание ребёнка.
  3. Аппаратное обследование. СДВГ диагностируется с помощью электроэнцефалографического исследования или исследования на основе магнитно-резонансной томографии (что позволяет регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения). Процедуры являются безболезненными и безопасными.

Совокупность полученных результатов определит наличие СДВГ и необходимость специального лечения.

Иногда ребёнок становится настолько неуправляем, что родители готовы предпринять всё, что угодно, чтобы прекратить безобразие и отдохнуть от него. Здесь важно помнить, что нельзя самовольно давать ребёнку успокоительные препараты: их может назначить только врач, проведя обследование. Подбор препаратов, нормализующих сон, снимающих раздражительность, уменьшающих тревожность подбирается врачом строго индивидуально для каждого ребёнка.

«Совет. Помните, что подходящий курс лечения для вашего гиперактивного крохи может подобрать только доктор. Выбирая домашние методы лечения, остановитесь на тех, которые не принесут ребёнку вреда. В качестве домашнего лечения лучше всего выбрать стратегию бережного, спокойного, ласкового отношения к малышу».

Как организовать жизнь гиперактивного ребёнка

Внимательное и бережное отношение к гиперактивному ребёнку поможет правильно организовать его жизнь

  1. Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.
  2. Задачи ставьте чётко. Детей с СДВГ отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.
  3. Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.
  4. Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.
  5. Приучайте к режиму дня. Распорядок дня - основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спасть (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.
  6. Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.
  7. Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность - не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как - нет.
  8. Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  9. Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты

«Совет. Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты. Не рекомендуется употреблять газированные напитки, шоколад, острую и солёную пищу».

Народные методы коррекции поведения

Иногда врач может назначить не только медикаментозное лечение, но и усилить его народными методами, например:

  1. Настои успокаивающих травяных сборов. Настой от тиков: 2 ст. ложки сухих листьев ежевики заварить литром кипятка и давать пить ребёнку по полстакана дважды в день.
  2. Укрепляющие нормализующие смеси. Например: клюкву и алоэ нужно перекрутить на мясорубке и заправить мёдом. Давать по чайной ложе три раза в день в течение полугода. Такая смесь усиливает концентрацию внимания и усидчивость.
  3. Успокаивающие фитованны. Некоторые травы (ромашка, валериана, пустырник) и эфирные масла (пихта, нероли) имеют расслабляющее действие. Травы нужно заварить, а потом настой вылить в ванну, а эфирного масла капнуть пару капель.

«Чудесный старинный успокоительный способ – стакан тёплого молока с мёдом. Лучше предлагать ребёнку пить его на ночь».

Подбирайте индивидуально способы, чтобы успокоить гиперактивного ребёнка

Пока диагностика ещё не проведена, родителям пригодятся советы, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

  1. При перевозбуждении ребёнка нужно сменить обстановку: дайте попить воды и уведите его в другую комнату.
  2. Если кроха огорчён, лучшим лекарством будут объятия родителей, ласковое поглаживание по голове: физический контакт очень важен для гиперактивных детей.
  3. Эффективным домашним способом лечения гиперактивных детей являются фитованны перед сном. В успокоительный сбор для такой ванны могут войти шишки хмеля и хвойных деревьев. Посоветуйтесь с доктором при выборе такого метода домашней терапии.
  4. Любимая сказка, книжка с красочными иллюстрациями, массаж, спокойная музыка – с помощью всего этого малыш сможет быстрее успокоиться и заснуть.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...