Что для садко отечество. Кто такой Садко? Что Вы знаете про Садко

Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

Сюжетное былины строится в условных трех частях, каждая из которых обладает свойственной самодостаточностью. А само произведение имеет ярко-выраженный драматический конфликт исторического характера.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Цитаты былины

«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь»

«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках»

«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)

Главные герои

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

Садко - молодой гусляр из Великого Новгорода, герой былин с мифологическими чертами, разбогатевший при помощи морского царя. Бытует мнение, что прообразом этого героя является известный новгородский купец Сотко Сытинич, который построил церковь в благодарность за спасение на море. По сюжету былины Садко затеял спор с другими купцами о том, что он сможет скупить все товары города и при этом все еще остаться богатым. Спор этот был проигран и гусляр обязался выплатить купцам тридцать тысяч. После этого Садко построил тридцать кораблей и со скупленным добром отправился в морское путешествие. С большой выгодой распродав новгородские товары в заморских городах и странах, он возвращался домой. Однако на обратном пути случилось странное. Все корабли встали на море, двигаться дальше не хотели. Сам морской царь не давал им дорогу.

Тогда Садко принес себя в жертву и спустился в волшебный подводный мир. Там его радостно встречал царь и просил сыграть на гуслях, а сам пустился в пляс. От его плясок море стало неспокойным и потопило много кораблей. Кораблям Садко все же удалось благополучно добраться до Новгорода, а царь все не унимался. Тогда святой Микола Можайский шепнул на ухо гусляру, что можно струны порвать и музыку прекратить. Так Садко и поступил, чтобы море успокоилось. В благодарность царь предложил ему выбрать себе невесту и остаться в морском царстве. Микола Можайский посоветовал выбирать ту, которую зовут Чернавушкой. Так он и поступил, а наутро после пиршества очнулся в Новгороде на берегу, где стояли его корабли целые и невредимые. На вырученные из морского путешествия средства Садко построил церковь в честь Миколы Можайского. Больше он в море не выходил и жил себе поживал в славном Нове-Граде.

Древней Руси, как правило, богатырях, сражающихся со злом за землю русскую. Отражали они действительность 11-16 вв. Былина - своеобразный жанр в котором вроде бы отражаются исторические события, но с образными преувеличениями. Герои в них имеют сверхсилу или иные способности (умение играть, петь); а враги и вовсе фантастичны: Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Царь владыка морской. Поскольку былина - жанр песенный, она имеет ритм, особый слог. Читая её, будто попадаешь в историческое прошлое и видишь фильм, ведь она богата образными выражениями.

Былина "Садко"

Немного отличается от других историй былина "Садко", краткое содержание которой, кстати, вы будете читать не намного дольше, чем саму песню.

Если не поленитесь, то удовольствия и пользы от прочтения источника вы получите гораздо больше, чем от чужого пересказа. Хотя если у вас проблемы с пониманием древнеславянских слов, то, конечно, краткое содержание "Садко" вам поможет лучше понять суть мифической и немного фантастичной истории. Рекомендуем после прочтения изложения обратиться к первоисточнику и ощутить всю красоту игры слов.

О чем сказ?

Красива, необычна и отлична от других сказаний былина "Садко". Краткое содержание её, возможно, не произведёт должного впечатления. В ней нет героев-богатырей. В ней нет сражений с врагами явными. Но в ней есть идея о том, как важно иметь талант, покровительство Высших сил за личностные качества. Также в былине идёт речь о борьбе с человеческими пороками, в частности, хвастовством. Но всё это можно узнать косвенно, сделав свои выводы, причём необязательно такие, возможно, совсем другие. Читая же краткое содержание "Садко", вы узнаёте лишь последовательность событий.

Пересказ

В жил Садко - гусляр. Он был молод, красив и талантлив, вот только «гол как сокол». Гусли - всё его имущество было. Но любил Садко петь и играть настолько, что даже когда никто не желал его слушать, он приходил на берег Ильмень-озера и отдавался любимому делу в одиночестве. Во всяком случае, так ему казалось. Ведь стихало всё вокруг. Вся природа внимала чудесному пению.

Услышал его однажды и поднялся из глубин, чтобы наградить гусляра за игру его дивную. Велел он Садко побиться об заклад с торговцами, заложив свою голову, что живёт в Ильмень-озере чудная рыба золото перо. А взамен велел попросить их заложить свои товары и торговые лавки (бизнес по-нашему). Три самых богатых купца согласились на сделку - погубить хотели Садко из зависти. Но певец выиграл спор. Морской царь сдержал слово и поймал Садко золотую рыбку в сети. По совету Владыки не спорил он больше и вскоре разбогател благодаря обретённому добру. Но прошло несколько лет, женился он и стал купцом, богаче которого не было в городе. Устроил пир он знатный, как положено тогда было. На нём многие вели речи: глупые хвастались молодой женой, умные почитали родителей своих. Не удержался и Садко, начал хвалиться богатством своим да об заклад биться, что весь Новгород выкупить может. Но когда он стал скупать все товары, злато и серебро быстро кончаться начало. Принял решение Садко поплыть в другие города, чтобы продать добро своё. Во время путешествия поднялся на озере сильный шторм. И потопил бы корабли, но Садко вовремя понял: Царь морской дань требует.

Велел он высыпать в воду бочку серебра, потом злата, но не унимались волны. Понял Садко: человеческая жертва нужна царю. Был (это интересный момент, в краткое содержание "Садко" всё не уместить). Выбран был Садко, хоть и пытался хитрить. Спустили его на воду на доске, где он уснул, а проснулся на дне морском перед палатами Владыки, который рад был гостю. Садко играл царю, пока струны не порвал (не без вмешательства других сил, что мы тоже в краткое содержание "Садко" не уместим). Тогда царь предложил певцу выбрать жену - одну из дочерей, что означало навсегда остаться в подводном царстве. Герой (тоже не без помощи Святого) выбирает живую девушку, тем самым освобождая пленницу и себя.

Кто был прототипами Садко и Буслая?

Вряд ли можно назвать более популярного новгородца, чем гусляр Садко. Выражаясь современным языком, его образ может считаться «брендом» древнего Новгорода. Многие задаются вопросом: был ли Садко порождением народной фантазии или у него имелся реальный прототип?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, напомним вкратце сюжет былины, который несколько отличается от всем известного фильма-сказки режиссера Птушко. Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу, чем доставил удовольствие самому царю морскому, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья». Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

На большом пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко признал, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко снарядил 30 кораблей и поехал торговать; но по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. Так Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Николай-угодник под видом старца явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской потребовал, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору. По совету Николы-угодника Садко выбрал девицу Чернаву; после свадебного пира Садко заснул и проснулся на берегу речки Чернавы. В это же время по Волхову воротились его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице Садке Сытинце (или Сотко Сытиниче), упоминаемом в летописи под 1167 годом в качестве строителя церкви Св. Бориса и Глеба в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам.

В новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, святой Никола слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым».

Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в свое царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в наших сказках, и в сказках других народов. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зеленой палки вернулся на землю и разбогател.

Садко. Рисунок на открытке. Художник И.Я. Билибин. 1903 г.

Ближайшие источники былины о Садко не выяснены. Академик А.Н. Веселовский указывает на сходство былины о Садко с эпизодом старофранцузского романа о Тристане. Герой романа, который носит имя Садок, убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и вместе с нею бежит на корабле; поднимается буря, которая, по мнению старейшины корабля, ниспослана ради грехов кого-нибудь из пассажиров; по жребию виновником бури оказывается Садок; он бросается в море, после чего буря затихает.

Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя Садко, Садок - еврейского происхождения (евр. Садок, Цалок - справедливый), что указывает на возможное влияние еврейской народной литературы.

Некоторые историки находят прототипы Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: они приравнивают морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прообразом Садко-гусляра мог стать музыкант и певец Вейнемейнен.

Мало уступает в известности Садко другой былинный герой - Василий Буслаев. В чем-то они схожи, но есть и отличия. Если Садко сочетает в себе артистический и купеческий таланты, то Буслаев представляет собой образец молодецкой удали. Для него не существует запретов, он делает то, что ему вздумается, не задумываясь о последствиях. Первая былина повествует о том, как собрав дружину таких же, как он сам, «безбашенных» молодцов, молодой Буслай держит в страхе весь Новгород, калеча встречных и поперечных. Подобно Садко он тоже бросает вызов всему Новгороду, но если Садко хочет скупить все товары новгородские, то Буслай обещает побить всех новгородских мужиков. Только вмешательство матери Василия спасает его противников от ярости Буслаева.

Во второй былине уже постаревший, много пограбивший и побивший людей Буслаев хочет замолить свои грехи, совершив паломничество в Иерусалим. Но на обратном пути его искушает нечистая сила, и Василий, не привыкший уступать, принимает вызов и погибает.

Был ли исторический прототип у Буслаева или это полностью вымышленный персонаж? В Никоновской летописи под 1171 годом упоминается «посадник Васка Буславич», что дает основание некоторым историкам отождествлять его с былинным героем. Недоверчивый Н.М. Карамзин отрицает такую возможность. Зато С.М. Соловьев считал Буслая историческим лицом. По мнению современного историка С.Н. Азбелева, вполне вероятно, что упоминание в Никоновской летописи «посадника Васки Буславича» обязано своим происхождением народному преданию, то есть фольклорному источнику.

И тем не менее, по выражению Максима Горького, «Васька Буслаев - не выдумка, а одно из величайших и, может быть, самое значительное художественное обобщение в нашем фольклоре». В работах крупнейших историков XIX века былина о Буслаеве использована как исторический источник, дающий достоверные сведения о быте, нравах и обычаях средневекового Новгорода. Воссоздание жизни Великого Новгорода в былине полностью соответствует имеющимся историческим сведениям, а в ряде случаев и дополняет их.

К примеру, мы узнаем, что семи лет мать отдала Василия учиться грамоте и письму. Это вполне отвечает исторической правде. Примерно в это же время по указу Ярослава Мудрого в Новгороде была открыта школа для 300 семилетних отроков, а благодаря берестяным грамотам мы знаем, что в древнем Новгороде читать и писать умели все слои населения - от ремесленников, купцов и бояр до простого люда. В домах горожан были найдены и звончатые гусли, и трехструнные гудки, и свирели, реконструированные замечательным новгородским реставратором Владимиром Поветкиным. Былина достоверно передает и другие новгородские реалии: заклады, братчины, набор дружины, драки на Волховском мосту, власть материнского авторитета над взрослым сыном. Но самое главное, в образах Садко и Буслая запечатлен новгородский характер - характер вольный, предприимчивый и отважный.

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Садко Герой русского былинного эпоса, сохранивший в своей характеристике древнейшие мифологические черты. Купец новгородский и гусляр Садко Художник Н. КочергинИсследователи предполагают, что образ Садко восходит к реальной исторической личности - новгородскому

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Садко А как ведь во славноем в Нове-градеА и как был Садко да гусельщик-от,А и как не было много несчетной золотой казны,А и как только он ходил по честным пирам,Спотешал как он да купцей, бояр,Веселил как он их на честных пирах.А и как тут над Садком топерь да случилосе:Не

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Вслед за русским Одиссем – Садко Известно, что страну Атланта посетили аргнавты, а после аргонавтов по тому же пути проплыл Одиссей. Его же путём в славянских преданиях плыл и Садко.Наиболее подробно описан именно путь Одиссея благодаря поэме Гомера. Последуем за

автора Базлов Григорий Николаевич

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги 1000 лет русского предпринимательства Из истории купеческих родов автора Платонов Олег Анатольевич

КУПЕЦ-БОГАТЫРЬ САДКО И «ИВАНОВО СТО» Широкое развитие предпринимательства в России, отмечает историк Иловайский, было связано с исторически сложившимся характером народа - «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Садко В славном в Новеграде Как был Садко-купец, богатый гость. А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко. ... Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестей пир И третий не зовут на почестей пир, По том

Из книги Века и воды автора Кондратов Александр Михайлович

В поисках судов Садко Яхты со дна озера Неми - первые античные корабли, ставшие известными историкам. А потом археологи-подводники нашли множество таких кораблей (именно кораблей, а не груды обломков и якорей). В 1968 году экспедиция Пенсильванского университета (США) у

автора Аверков Станислав Иванович

6. ШЕДЕВР ДРЕВНЕЙ РУСИ «БЫЛИНА О САДКО» Уважаемые читатели, найдите время и вчитайтесь в то, что вам поведает сказитель XIX века онежский крестьянин Андрей Пантелеевич

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

7. «БЫЛИНА О САДКО» – ЯЗЫЧЕСКАЯ С ВКРАПЛЕНИЕМ ХРИСТИАНСТВА Былина «Садко» уникальна во многих отношениях – в ней соединились язычество и православие! Новгородец Садко путешествовал в былине в двух мирах – наземном (православном) и подводном (языческом).Эту былину

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Садко Герой русского былинного эпоса. Он был бедным, имел только и добра, что гусли звонкие, с которыми ходил на пиры званые, веселил народ. Сидел один раз Садко на берегу Ильмень-озера, играл на гуслях. Вдруг озеро заволновалась, и выплыл владыка царства подводного.

Изучая былины, мы знакомимся с героями киевского и новгородского цикла.

Если говорить о самых известных богатырях, то многие сразу назовут батюшку Илью Муромца, главного среди своих сотоварищей Добрыни и Алёши.

А вот о Садко трудно сказать, что он богатырь. Музыкант-гусляр, ставший купцом, и всё этим сказано! Сказано, да не всё...

Писатель Александр Торопцев, размышляя о загадках Садко, приходит к выводу, что такой человек жил в X веке в Новогороде и построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древней Руси православных церквей...

А. Торопцев

Загадки Садко

Жил Садко в славном городе Новгороде, что построили люди на берегу реки Волхов, вытекающей из могучего Ильмень-озера. Уже в IX-X веках город был велик и богат. Разный люд обитал здесь: мастера на все руки и купцы, рыболовы и охотники, дружинники и князья. Садко, хоть и бедный был, да известный всему городу, потому что играл он «в гуселки яровчаты», и любили его за это, звали то в один, то в другой дом «на почестен пир».

Да вдруг один раз его не пригласили «на почестен пир», другой раз, третий. Загрустил гусляр, отправился к Ильмень-озеру, сел на «бел-горюч камень», тронул весёлые струны гуселок, и легче стало на душе.

Не зовёте меня, вам же и хуже, а я здесь веселиться буду и радоваться!

Хорошо играл Садко «в гуселки яровчаты»! Сам повеселел, мир вокруг развеселил. Ветерок побежал по волнам прибрежной густой травы, «в озере вода заколыбалася», и оттуда, из-под воды, сам царь морской голову косматую высунул. Страшен на вид был повелитель подводного царства. Вышел на берег, приплясывая под музыку, и сказал булькающим говорком:

Повеселил ты меня, старика! И быть тебе за это богатым!

Садко и рад бы разбогатеть, да как это сделать, если даже на «почестей пир» его не пригласили в который уж раз! Царь морской, однако, слов на воду не бросал.

Ступай,- сказал он,- в Новгород и сделай всё, как я тебе говорю.

Выслушал гусляр подводного лохмача-повелителя и пошёл домой: невесёлый-негрустный. В Новгороде разбогатеть мечтали все, но вдруг обманул его морской царь?! Страшно Садко. Не хочется свою головушку закладывать, но и отступать он не привык.

На следующий день позвали Садко на пир. Веселил он купцов на славу, а под вечер сказал им громко, что есть в Ильмень-озере рыба с золотыми перьями.

Не бывает таких рыб! - закричали захмелевшие купцы.

Сам видел! - не сдавался Садко.- И место могу показать, где их поймать можно.

Не бывает! Не бывает! - галдели купцы.

Бьёмся об заклад великий! - предложил тогда гусляр.- Я заложу буйну голову свою, а вы - товара красного за каждую рыбку по лавке.

Ударили спорщики по рукам, пошли рыбку с золотыми перьями ловить. Закинули они шёлковый невод в Ильмень-озеро, вытащили тоньку на берег, глянь, а там рыбка бьётся - золотые перья! Обрадовался Садко: не обманул его морской царь лохматый. А купцы ещё два раза невод закидывали в Ильмень-озеро, и ещё две рыбки чудесные поймали они. Пришлось им три лавки товара красного отдать Садко.

Разбогател он, знатным купцом стал, и, как часто бывает в подобных случаях с быстро разбогатевшими по чьей-то доброй воле людьми, забыл гусляр про своего благодетеля, морского царя. А тот, хоть и волшебный был царь, но очень обидчивый. Подкараулил он однажды Садко с богатым караваном кораблей в синем море, расшевелил волны тяжёлые и стал топить корабли с товаром.

Решил Садко задобрить его, кинул в море бочку с серебром. Но ещё сильнее ветер завыл, волны грозные «всколыбались». Пришлось бочку с золотом кинуть морскому царю. Только и этого оказалось мало - ещё пуще волны разбушевались. Понял Садко, что обидчивый царь морской требует человеческой жертвы, бросил по обычаю тех времён жребий - пал жребий на самого Садко. Что оставалось делать? Написал Садко завещание, взял в руки гуселки свои яровчаты, лёг на дубовую доску. Быстро уплыли вперёд корабли, купец, качаясь на крутых волнах, почему-то заснул и очутился на самом дне в палатах белокаменных царя морского обидчивого.

Но... Где же загадки, тайны? Про то, как Садко из подводного плена вырвался, можно и в «Новгородских былинах» прочитать. И то верно. Пора переходить к тайнам.

Вот первая из них.

Жил ли был на самом деле в Новгороде купец Садко или это всё выдумка, сказка?

В Новгородской летописи говорится о том, что в 1167 году «заложил Садко Сытиниц церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславовици...» Уж не былинный ли то был купец? Но ведь в былине говорится, что Садко «состроил церкву соборную Миколы Можайскому», который помог ему вырваться из пучины морской, а не святым Борису и Глебу, и что церковь-то построена была деревянная, обыкновенная. Значит, это не тот Садко? Может быть, и не тот.

Не так давно учёные провели в окрестностях Новгорода раскопки на месте бывшего святилища Перуна, языческого божества. Здесь были обнаружены остатки деревянного здания, построенного сразу после того, как в Новгороде дружина князя Владимира Святославовича низвергла языческого Перуна. Значит, какой-то Садко мог жить ещё и в X веке!

Да не жил он нигде и никогда - это же сказка, а в сказках всё выдумано, - может возразить любитель волшебных сказок, но мы его, в свою очередь, тоже можем спросить: «А кем выдумано?» - и перейдём к следующей загадке былины о Садко.

Разве мы знаем наверняка, кто впервые на земном шаре придумал сюжет о человеке, очутившемся в подводном царстве? Подобные сюжеты есть и в индийской поэме «Гариванса», и во фракийских мифах об Орфее. Но если это так, то не индийский ли сюжет (а ему от роду около 5 тысяч лет!) взяли за образец мифотворцы Фракии, а затем и сказители былин Новгорода?

А зачем это нужно знать? - опять может спросить читатель-сказочник. Разве сказки, былины, легенды не прекрасны сами по себе? Да, прекрасны! И можно читать их и радоваться. Но можно ещё и подумать. Разгадав, например, только эти две загадки Садко, человек узнает не только о том, как жили люди в славном городе Новгороде тысячу лет назад и раньше, но и многое другое из жизни всей планеты, потому что ни одно государство, ни один город, ни одно поселение не существовали сами по себе.

Многое забывалось людьми по самым разным причинам. Бывшие друзья становились врагами, вспоминать о них не хотелось, из памяти ускользало действительно очень многое, но доброе всё-таки оставалось! А самое доброе в любом народе - это сказка, былина, легенда. Вспомним, например, самую что ни на есть русскую сказку «Царевна-лягушка». Точно такой сюжет есть в индийской книге «Великая Махабхарата», которую стали записывать индусы в начале I тысячелетия до нашей эры - до этого они передавали её из уст в уста долгие века. Но каким образом два великих народа могли сочинить одну и ту же сказку? А может быть, её сочинили люди, более древние, чем индусы и русские? Да, много загадок в любой народной сказке...

Та же былина о Садко может поведать (если разгадать все её тайны) о человеке, который построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древней Руси православных церквей. А судьба строителя этого храма может подсказать решение другой трудной «русской задачи»: почему вчера ещё яростные язычники, русские люди, сначала приняли культ Перуна под давлением князя Владимира, а затем с плачем и воем расстались с ним, приняли - вместе с тем же князем Владимиром - православную веру?..

Литература

Сайт писателя Александра Торопцева http://аторопцев.рф/



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...