Что красота почему ее обожествляют люди. Огонь, мерцающий в сосуде

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

с углублённым изучением отдельных предметов

Что такое красота и почему её обожествляют люди?

Выполнила учитель музыки и МХК

МОУ СОШ №10

С углублённым изучением отдельных предметов

Евдокимова М.В.

г.о. Жуковский 2015

«…Что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

(Н.Заболоцкий)

Что такое красота? Мы часто, увидев что-то, восклицаем: «Прекрасно!» Что же такое красота? О ней много написано, ею восхищались во все времена. Может это привлекательная внешность, может душа, может природа или любовь?

Вот об этом мы часто размышляем с моими учениками на уроках музыки и мировой художественной культуры.

За многовековым «вопрошанием» человечества: «Что есть Прекрасное?», «Как познать Как приобщиться к Красоте?»… - глубокая духовная потребность в Реальности бытия.

Я – УЧИТЕЛЬ с многолетним стажем, на своих уроках мы поём красивые песни, слушаем красивую музыку, смотрим красивые картины, и вообще, говорим о красоте .

Как же почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира?

Мы с ребятами выходим на красоту через произведения искусства.

Я – УЧИТЕЛЬ. А что такое работа учителя?Подвиг во имя будущего, растянутый в десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь… Вернее ЛЮБОВЬ и КРАСОТА! Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий учитель.

Именно в школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлечённого мышления, но слишком мало развивает духовные функции: воображение, наблюдательность, чуткость и находчивость, наконец, - духопонимание, человеколюбие и т.п., всё то, что в богатой мере даётся искусством и красотой.

Говоря о красоте, мы заполняем наши души любовью, счастьем. Я стараюсь, чтобы дети уходили с моих уроков счастливые, красивые духовно, со светлыми мыслями, с хорошим настроением, всегда с вопросом: « А почему во все времена красоту обожествляли люди?»

Красота – не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове о них.

В прекрасном мы видим некий духовный отблеск. Красота есть гармония, и в этом разгадка её всеобщности. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе.

Красивым» люди всегда восхищались, боготворили. Символом красоты, гармонии и грации издревле считают Мадонну, Богоматерь. В ней воплощён образ женщины-матери. На протяжении всей истории человечества женщину воспевали поэты, изображали художники, ей посвящали музыку и песни композиторы.

Одна из моих тем уроков «Женский образ в искусстве». Тема проходит через уроки музыки и мировой художественной культуры с 1 по 11 классы. И здесь говорим о красоте, слушаем красоту, видим её, поём о ней.

Идя на работу, на урок, мы снова будем говорить о прекрасном, о красоте, петь красивые песни, слушать чудесную музыку.

Вспомним и другое назначение музыки – очистительное, что она должна заставить сердце ребёнка вострепетать к благу.

На уроках музыки я обращаю особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и вникание в смысл гармонии, на развитие в ребёнке чувства ритма и цельности.

Мы говорим о том, что помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной , духовной красоте. Это категория применима к людям, независимо от их возраста и пола, и определяет отношение к мудрости, честности,порядочности человека.

На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасёт мир», произносим мы вслед за Ф.М. Достоевским.

Порой мы слышим о том, что красота – это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов, что никто не может устоять перед её загадочным притяжением.

В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (М. Сервантес)

Я учу своих учеников видеть красоту и находить её во всём, даже в малом.

С 1995 года в этот день в мире особенно приветствуется всё красивое, прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Поэтому во многих городах и странах именно 9 сентября повсеместно проводятся конкурсы красоты.

Красота, точнее, мода на определённый тип красоты, как и всё на земле, подвержена изменениям. Возможно, это одна из причин, по которой никто до сего дня не смог дать всеобъемлющее понятие красоты.

Для обычного человека красота – то, на что хочется смотреть и смотреть, будь это необычных красок закат над морем, Миланский собор, устремлённый в небо, произведение искусства, цветок или женское лицо.

Возможно пройдёт ещё несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единому определению красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Задача и роль эстетического воспитания заключается в формировании такой личности, которая по своим эстетическим способностям была бы органично вписана в неувядаемую красоту мира, выступающую неотъемлемым условием осуществления морального выбора человека в обществе.

Истинная красота растёт из любви и страданий. Истинной красотой является только та, которая увеличивает любовь и жажду красоты вечной. Перед нами простая формула красоты в человеке: «Люби – и раскроешь красоту в себе и в других».

Когда поёт душа?

Когда её не душат.

Когда за слово каждое не отдерут за уши,

Когда она летит от края и до края,

Свободна и вольна, от счастья замирая.

Тогда она живёт, творит, не умирает…

Е. Победимская

“…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?”

(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть… и будет вечно. Никто, ничто не устоит перед ее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила – красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, – всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному – к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, – природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека идея замятинского романа “Мы”… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги “нумеров”, слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, – все это насилие над природой некрасиво! Уродливо – при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны, – а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота не обязательно и не только совершенство. Красота – это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, – сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота – самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, появляется в высшем обществе, – и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний “гадкий утенок”, с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа – одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой – духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она – воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота – шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! И любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в “Войне и мире” показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов – грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве – и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что “пополнела”, “подурнела”… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых – тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле – любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота – красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь – гимн ей!

Александр Блок. “Стихи о Прекрасной Даме”… Прекрасной! – вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал. не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, – нет, его идеал женской красоты был иным… Времена “гениев чистой красоты” ушли! – провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою –

Накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах – столько! Он тоже “короновал” и “душу цветущую любовью выжег”, – но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои – радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в “Облаке в штанах”, – этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное – даже тогда, когда ранит. Сергеи Есенин в “Персидских мотивах” заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары

Льет по каштанам в пролечь…

Лале склонясь на шальвары,

Я под чадрою укроюсь…

Но “рязанских раздолий” Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает “край свой милый” – красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю – весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина – мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота – это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое.

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое –

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.

(О. Мандельштам)

(No Ratings Yet)

  1. КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА 1 вариант Когда читаешь стихотворения замечательных поэтов XIX века И. С. Никитина, А. К. Толстого, А....
  2. КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА Каждый человек любит свою родину, но лишь великим поэтам дано так ясно и просто рассказать о дорогих сердцу местах, что их любовь...
  3. Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве...
  4. ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) 1 вариант М. Ю. Лермонтов – выдающийся поэт-лирик, посвятивший множество своих произведений воспеванию гармонии и красоты природы. Одним из...
  5. Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изображать внутренний мир человека в его развитии – как...
  6. После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил...
  7. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…” 1 вариант Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи...
  8. Я считаю, что Внутренний мир человека важнее, чем его внешность. Ведь со временем, то, как мы выглядим внешне, будет далеко от слова красиво. А внутренний мир человека, если он красив,...
  9. ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина “Осень”) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно, – Так нелюбимое дитя в...
  10. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного,...
  11. КЛАССИКА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ “НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало и...
  12. В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А. Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: “Платонов – удивительно однообразный писатель”. Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того,...
  13. Печорин – Онегин нашего времени. В. Г. Белинский Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но...
  14. “ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой) Мысль Л. Н. Толстого о том, что “простота есть необходимое условие прекрасного”, становится особенно близкой и понятной, когда любуешься красотой природы. Окружающий...
  15. Каждый человек индивидуален и неповторим – это бесспорное утверждение. Но по разным причинам люди испытывают различные чувства и эмоции. При одной и той же ситуации один будет нервничать, расстраиваться и...
  16. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ БЕДНЫЕ ЛЮДИ Повесть в письмах предваряет эпиграф: Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать Что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то Всю подноготную в земле вырывают!.. Вот...
  17. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  18. А. Н. ОСТРОВСКИЙ СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: “То ли дело отличаться с...
  19. Александр Николаевич Островский Свои люди – сочтемся Комедия (1850) Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, “какое приятное занятие эти танцы”,...
  20. Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова о том, что Максим Горький был настоящим “человеком из народа”. Действительно, пролетарский писатель отлично знал жизнь низов русского общества, быт “дна”. Рассказы...
  21. Пьеса А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения... Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина... С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии....
  22. Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,...
“…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?”

В поэме Гомера «Илиада» красота Елены Прекрасной часто упоминается как сила, способная сдвинуть с места тысячу кораблей. Математики задались вопросом: какое количество женской красоты достаточно, чтобы в путь тронулся один корабль? Единицу измерения решено было назвать «миллиелен» — для одного корабля вполне достаточно. Сама же Елена Прекрасная, ставшая причиной Первой мировой войны древности, разразившейся в XIII—XII веках до нашей эры, обладала красотой, равной 1186 миллиеленам. Именно столько кораблей, пустившихся к берегам Трои, упоминалось Гомером в «Илиаде».

Красота — это всегда что-то необъяснимое. Вот и с Еленой Прекрасной связано множество мифов и легенд, которые обожествляют красавицу и запутывают ее биографию. Если верить одному из популярных мифов, Елена была дочерью богини Немесиды и Зевса, который явился богине в образе лебедя. Царица Леда, прогуливаясь по берегу реки Еврот, нашла в зарослях гиацинтов совершенное по форме лебединое яйцо и принесла его во дворец. Из яйца и «вылупилась» Елена, с детства отличавшаяся необыкновенной красотой. Царь Тиндарей, муж царицы Леды, воспитывал Елену как родную дочь. Но красота Елены была столь притягательна, что ее, едва ли не с самого рождения, то и дело похищали. Пленниками ее красоты становились и герои, и боги: Тесей, Пирифой, хитроумный Одиссей, Парис, Аполлон.

Красота Елены была сравнима с властью и с мудростью — а именно их обещали богини Гера и Афина Парису, когда он раздумывал, кому отдать яблоко с надписью «Прекраснейшей», подкинутое богиням на свадебном пиру обиженной Эринией, которую забыли позвать на праздник. Афродита пообещала Парису Елену Прекрасную, и он, забыв о предложенных мудрости и власти, выбрал Красоту, а Афродита получила призовое яблоко. Парис с помощью Афродиты выкрал Елену Прекрасную у ее супруга Менелая, царя Спарты, привез в Трою, и это стало причиной девятилетней войны. Когда Троя пала, Елене предстояло умереть. Только так Менелай мог вернуть себе утраченную честь. Елена должна была пасть от меча оскорбленного Менелая или быть побитой камнями, пущенными его соратниками. Но когда разгневанные воины увидели Елену, то и меч, и камни сами собой выпали из их рук — столь прекрасна была Елена.

Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, и у каждого из нас свое понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, ее видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может в ней рассмотреть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на глазах!.. Странный народ эти Люди!..»

Но как только человек начинает видеть прекрасное в обычном, он становится добрее, терпимее и душевнее, это именно те качества, который так не хватает современному обществу. Хотя видеть прекрасное так легко! Нужно только с самого раннего детства приучать ребенка видеть не просто первый снег, а «... сотни тонн разбитого стекла рассыпали на белых простынях...»; или не просто туман, а «... в этом огромном белом мире, словно разлитое молоко...»; грустную осеннюю пору тоже можно увидеть по-особому красиво «... горят пожаром рощи и сады, леса в кумач и золото одетые...». И так во всем нужно просто быть внимательнее к окружающему.

Так что же такое красота? Сколько бы мы не рассуждали, единого ответа на этот вопрос мы не найдем, а следовательно не сможем объяснить это явление. Но именно поэтому мы можем ответить на вторую часть вопроса. Издревле люди обожествляли то, чему не могли найти объяснения: гром, молнию, извержение вулкана, например. Прошла не одна сотня лет, прежде чем ученые сумели разгадать эти загадки природы. Возможно, пройдет еще несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единого определения красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...