Что нового внес в литературу державин. Что нового внёс Державин в поэзию по сравнению с Ломоносовым
«Для возлюбивших правду глаз
Живописное начало широко представлено в поэзии Державина. Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в первую очередь Пушкин.
Они,суть смертных похвала» – и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом,
Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII века общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.
Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная, анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип – словам тесно, а мыслям просторно – еще не известен Державину. В его одах наличествует дидактический элемент. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.
Лишь добродетели прекрасны,
«В поэзии Державина,- указывал Белинский,- явились впервые яркие вспышки истинной поэзии, местами даже проблески художественности… и вместе с тем, поэзия Державина удержала дидактический и. риторический характер… который был сообщен ей поэзиею Ломоносова» . Отмеченная Пушкиным и Белинским двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. Но творчество Державина принадлежит позднему классицизму. Он доводит это направление до его вершин и вместе с тем. взрывает изнутри, открывая в литературе новые, неизвестные пути, которые объективно вели к романтизму и реализму. О связи Державина с классицизмом свидетельствуют следующие факты.
И вместе с тем, не объявляя классицизму войны и даже называя своими учителями лучших его представителей, Державин почти в каждом произведении в большей или меньшей степени нарушает его нормы. Так, например, он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров, изящной и грубой действительности. В его стихотворения, как это было в «Фелице» и «Вельможе», вошли и хвалебные и обличительные начала. Прежний барьер между одой и сатирой оказался разрушенным. Державин предвосхищал одну из черт политической лирики поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, в которой наличествовали и похвала и осуждение. В связи с этим сам термин «ода» теряет у Державина свое прежнее жанровое значение и становится синонимом слова «стихотворение». В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом:
К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.
Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко...
Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической...
И Г. Р. ДЕРЖАВИНА - ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво: раскрывая новые возможности классицизма,...
Тема смерти неотступно сопровождает поэзию Державина с его первых известных нам одических творений. В старости, на покое, живописуя званские красоты и застольные “натюрморты”, увенчанные голубым щучьим пером, поэт словно бы опять видит: “Где стол...
Поэтическую известность Державин приобрёл достаточно поздно, в конце 1770-х годов. В юности образцом совершенной поэзии Державину служили произведения Ломоносова, особенно оды, написанные высоким, пышным слогом. Однако время требовало демократизации поэзии, упрощения одического слога, приближения языка поэзии к реальной жизни. Именно этого удалось достичь Державину в первых заметных произведениях: оде «На смерть князя Мещерского» и стихах «На рождение в Севере порфирородного отрока». Эти произведения сразу привлекли внимание новизной и свежестью языка, бесспорным талантом автора и, главное, необычностью подхода к жанру оды. Вместо традиционного восхваления заслуг умершего князя Мещерского Державин в свободной и доверительной форме рассуждает о бренности жизни и одинаковой участи живущих, уравнивая в смерти монарха и узника:
Ничто от роковых когтей,
Никая тварь не убегает;
Монарх и узник — снедь червей, —
повторяя размышления Гамлета из трагедии У. Шекспира о посмертном странствовании короля в желудке нищего. А стихи на рождение внука Екатерины II, будущего императора Александра I, были первоначально задуманы как ода, однако в силу простоты и лёгкости стиха, обращения к монархам как обычным людям за жанром произведения осталось определение «стихи». Державин напутствует царственного младенца не как угодливый стихотворец, а как мудрый и доброжелательный наставник:
Возрастай, уподобляясь
Ты родителям во всём;
С их ты матерью равняясь,
Соравняйся с божеством.
Оставаясь поэтом-классицистом, Державин тем не менее совершил, по выражению литературоведа Ю.Н. Тынянова, «революцию» в словесном искусстве: он упростил оду, приблизил её язык и ритм к общедоступной, понятной всем лирике. Державин блестяще развил начинания своих предшественников в поэзии, обращаясь, например, в лирических посланиях к явлениям, близким и знакомым всем. Например, шутливое послание «Ласточка» (1792):
О домовитая ласточка!
О милосизая птичка!
Грудь красно-бела, касаточка,
Летняя гостья, певичка!
Державин внёс большой вклад в теорию русского стихосложения, он внимательно следил за всем новым в русской поэзии в начале XIX века, в его доме проходили заседания общества «Беседы любителей русского слова». Державин, как представитель классицизма XVIII века, был сторонником старинного слова, архаичных принципов в поэзии, однако в то же время он живо откликался на элегические стихотворения В.А. Жуковского, заметил талант юного А.С. Пушкина. В романе «Евгений Онегин» Пушкин вспоминает эпизод, когда Державин, присутствуя на выпускном экзамене в Лицее, обратил внимание на талантливого юношу:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Державин утвердил себя в поэзии как истинный поэт одой «Фелица» (1782), которая поразила современников небывалой новизной и смелостью. В своём творчестве Державин выступил новатором, во взглядах — гуманистом и просветителем, душой — гражданином и патриотом. Критик В.Г. Белинский справедливо назвал Державина «отцом русских поэтов». Цель и смысл своей деятельности Державин выразил в стихотворении «Памятник» (1795).
Державин - поэт-новатор. Как отмечает А.В.Западов, он ввёл в литературу «забавный русский слог», умело сочетал лирику и сатиру, просторечие и высокий стиль, необычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью [Западов 1979: 179]. Значителен вклад Державина и в изображение природы. Если у поэтов-предшественников (Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова) природа не играла заметной роли и присутствовала лишь как некий условный фон, то Державин стал изображать природу как живое и полнокровное единство.
Поэзия Ломоносова стояло всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. Споследним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию ломоносов ввел и в порождавшую русскую литературу, где она потом и господствовала во все продолжение восемнадцатого века. Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, вводителем новых литературных форм. Он вполне сознает, что литература не может идти в перед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. Сюда направленны и чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения. Важнейшими трудами этого рода Ломоносова были: “российская грамматика”, “Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке” и “Письмо о правилах российского стихотворства” , или Рассуждение о нашей версификации”.
К изучению русской грамматики Ломоносов в первые применил строгие научные приемы, впервые. определенно и точно наметив отношение русского литературного языка к языку церковно-славянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитее.
Безусловно, вклад Державина в развитие русской литературы и культуры был значительный. Ода Фелица дала ему популярность и, выражаясь современным языком, вывела его в лидеры. Это произведение было замечено императрицей Екатериной Второй, что дало Державину возможность продвигаться по карьерной лестнице. Вскоре он станет Министром Юстиции. Во время службы он создаст новый жанр в русской литературе - философская ода, напишет оду "Бог" и оду "На смерть князя Мещерского". Далее Державин создаст текст неофициального первого гимна Российской Империи, что тоже дало ему славу среди населения и светского общества. Он смог соединить оду (высокий стиль) и сатиру (низкий стиль) - что кажется невозможным (другими словами - спускает оду с небес на землю). В жанре "сатиристическая ода" Державин напишет оду "Вельможа" и "Властителем и судиям".
Разрушая устои классицизма, Державин дал начало развитию нового художественного направления - реализм. Это его одно из самых важных достижений. Ставит авторское "я" выше нормы.
Обновлено: 2017-03-24
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Гавриил Романович Державин (1743-1816) — еще один выдающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия завершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской «поэзии действительности». По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом перехода от риторики к жизни».
Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду «Фелица», воспевающую Екатерину II. Хотя она написана с установкой на торжественную оду, но уже здесь явно заметно разрушение этого жанра. Впоследствии сам автор определит этот жанр — «смешанная ода». Классицизм запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам. Но у Державина в оде, восхваляющей императрицу, создается сатирический портрет порочного «мурзы» (вельможи), а «богоподобная» Фелица показана обытовленно («Почасту ходишь ты пешком…»), рисуется простыми словами, без всякой пышности. Это не снижает ее образ, а делает более реальным, человечным, как будто списанным с натуры.
Поэзия Державина многогранна. В ней есть сатирические или «гневные», как он сам их называл, оды, наибольшую известность из которых получило стихотворение «Властителям и судиям» (переложение 81 псалма Псалтыри). Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости и неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые ему не подчиняются — вот главная мысль державинской оды. Обличительная сила ее была такова, что современники восприняли это стихотворение как революционную прокламацию.
Но есть в поэзии Державина и стихи, обращенные к частной жизни человека. Здесь с наибольшей силой проявляется еще одно новое качество державинского творчества — автобиографичность, создание образа поэта, конкретного, наглядного, хотя еще не лирически углубленного, как в поэзии Жуковского. Это новое для русской поэзии явление хорошо видно в его анакреонтических одах — небольших, изящных стихотворениях, в которых, часто в шутливой форме, поэт рассказывает о себе, своих друзьях и возлюбленных («Венец бессмертия», «Русские девушки»).
Большое место в поэзии Державина занимают философские оды, среди которых наибольшую известность получила ода «Бог», еще при жизни поэта переведенная на многие европейские и восточные языки. Здесь отчетливо звучит главная тема творчества Державина: самосознание личности перед лицом мироздания. Для него человек по своей природе противоречив: он не только «умом повелевает громам», но и «телом истлевает в прахе». «Я царь — я раб — я червь — я Бог!» — таков диапазон человеческой личности. Если Ломоносов в своих духовных одах хочет проникнуть за грань непознанного, то Державин — принять Бога и Человека в их естественной данности, «в сердечной простоте беседовать о Боге». Если у Ломоносова человек — творец и исследователь, титан-первооткрыватель, то в державинской оде — человек постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца.
С этим связано и особое осознание своего предназначения в державинской поэзии. Именно он впервые в русской литературе так широко развил тему творчества, поэзии, ее роли и смысла в жизни человека. Среди стихов на эту тему — «Ключ», «Лебедь», «Видение Мурзы» и самое знаменитое — «Памятник» (1795). Это стихотворение представляет собой вольный перевод оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», посвященной подведению итогов своего поэтического творчества и его оценке. Оно заложило традицию осмысления темы поэта и поэзии в русской литературе («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина). Опираясь на перевод «Памятника», сделанный Ломоносовым, Державин выдвигает свои критерии оценки поэтического творчества, по- своему утверждает право на бессмертие. Сила поэзии для него оказывается могущественнее законов природы («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени) и выше славы «земных богов» — царей. Свое бессмертие поэт связывает с «родом славянов», подчеркивая национальный характер своего творчества.