Что означает амбивалентно. Что такое амбивалентность в психологии? Амбивалентное отношение к тексту

valentia - «сила») - двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, в особенности - двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

История понятия

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания , то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт (см. также реактивное образование).
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

См. также

  • Коллизия

Примечания

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Одновременное существование у человека противоположных идей, желаний или же эмоций относительно одного лица, предмета либо явления получило в психологии название «амбивалентность». Человек, находящийся в таком состоянии, испытывает неоднозначность, двойственность либо противоречивость мыслей или чувств к одному и тому же объекту.

Описание

Амбивалентность чувств (с латыни ambo переводится как «оба», а valentia - как «сила») - это неоднозначное, противоречивое отношение к кому-то либо чему-то. Оно выражается в том, что один объект вызывает 2 противоположных чувства в одно и то же время. Это явление с давних времён отмечалось в повседневной жизни, а также описывалось в художественной литературе. Подобная амбивалентность чувств чаще всего приписывалась любовной страсти.

Сам термин «амбивалентность» был введён Блейлером в 1910 году. Он считал, что амбивалентность чувств может считаться главным признаком шизофренического расстройства. Вот что Блейлер писал об этом состоянии человека: «Недолгая амбивалентность является частью обычной психической жизни, а вот устойчивая либо выраженная амбивалентность является изначальным симптомом шизофрении. В этом случае она чаще всего относится к аффективной, волевой или идеаторной сфере».

В тех случаях, когда амбивалентность является характерной для поведения шизофреников, противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно. Однако это состояние могут испытывать и абсолютно нормальные люди. У них амбивалентность чаще всего переживается в таких чувствах, как печаль и ревность.

Психологии нашего времени известно 2 основных представления о таком состоянии:

  1. Под амбивалентностью в психоаналитической теории обычно понимают разнообразную гамму чувств, которую переживает человек по отношению к кому-то. Считается, что такое состояние абсолютно нормально по отношению к тем людям, роль которых является довольно неоднозначной для конкретного человека. А вот однополярность переживаний (исключительно положительные либо отрицательные эмоции) считается проявлением обесценивания либо же идеализации партнёра. Другими словами, человек просто не осознаёт, насколько амбивалентными являются его чувства. Это изменение отношения к важному объекту психоаналитики называют «расщеплением Эго»;
  2. Амбивалентностью в психиатрии и медицинской психологии называют общую периодическую смену отношения. К примеру, утром больной испытывает к кому-то лишь положительные чувства, в обед - негативные, а к вечеру - снова положительные.

Некоторые современные психологи, желая обогатить свой профессиональный словарь, не совсем верно используют этот термин, обозначая им любые неоднозначные побуждения и чувства. На самом деле, амбивалентность чувств – это не просто какие-то смешанные чувства либо побуждения, а противоречивые эмоции, которые человек испытывает практически одновременно, а не попеременно.

Факторы

Чаще всего амбивалентность чувств является одним из самАмбивалентность чувств: факторы и видыых выраженных симптомов шизофренического расстройства психики. Кроме того, она также может проявляться при обсессивно-компульсивных расстройствах, а также наблюдаться при МДП и затяжных депрессиях. При большой интенсивности проявления, патологическая амбивалентность чувств может значительно усугубить невроз навязчивости и психогенную депрессию.

Наиболее частой причиной амбивалентных эмоций у нормальных людей являются острые переживания, стрессы или конфликты. В одном исследовании участникам предложили посмотреть фильм под названием «Жизнь прекрасна», в котором очень тепло и с юмористической точки зрения рассказывалось о трагической обстановке в концентрационном лагере времён Второй Мировой Войны. Было выяснено, что до просмотра этого фильма лишь 10 процентов испытуемых испытывали амбивалентные чувства в сочетании «счастливый-грустный». После просмотра фильма этот процент увеличился до 44 процентов.

Способность испытывать амбивалентность чувств является функцией зрелости. Большинство подростков способны чувствовать смешанные эмоции, а вот дети делать это не способны. Медицинский психолог Ларсен посредством исследования, проведенного в 2007 году, выяснил, что способность предсказывать, будет или нет какое-либо событие вызывать смешанные чувства, развивается у детей около 10-11 лет.

Амбивалентность не стоит путать с равнодушием. Человек, находящийся в двойственном состоянии ума переживает избыток мнений и идей, а не их отсутствие. Такой человек может очень сильно переживать о том, что вызывает у него подобную двойственность.

Некоторые из эмоций априори вызывают двойственные чувства. Одним из наглядных примеров является ностальгия, при которой люди испытывают ощущение теплой связи с каким-то событием либо объектом прошлого в сочетании с переживанием потери.

Виды

В психологии рассматривается несколько амбивалентных типов отношения:

  • Амбивалентность чувств. Негативное и позитивное чувство к людям, событиям, предметам, проявляющееся одновременно, получило название «эмоциональная амбивалентность». Ярким примером является ненависть и любовь к одной личности;
  • Амбивалентность мышления. Это чередование противоречащих идей в суждениях;
  • Волевая (амбитенденция). Постоянные колебания между двумя противоположными решениями и полная неспособность сделать свой выбор;
  • Амбивалентность намерений. Человек испытывает противоположные желания либо стремления (например, отвращение и вожделение).

Основатель психоанализа вкладывал в амбивалентность несколько иное понимание. Он называл этим термином одновременное сосуществование 2 противоположных внутренних побуждений, с рождения присущих всем людям. Наиболее фундаментальным из таких побуждений является влечение к жизни (либидо), а также влечение к смерти (мортидо). Кроме того, Фрейд рассматривал это состояние как совмещение противоположных влечений к одному сексуальному объекту. Эмоциональная жизнь людей, согласно психоаналитической концепции, также складывается из противоположностей. Например,
Фрейд приводил пример, когда ребёнок обожал своего родителя, и в то же время желал ему смерти.

Также термин «амбивалентность» применяется в психоанализе для описания такого специфического явления, как «трансфер» или «перенос». Фрейд не раз подчёркивал двойственный характер трансфера, одновременно имеющий как позитивную, так и негативную направленность.

В психологии также выделяют отдельное понятие, получившее название «амбивалентность чувств». Это неоднозначное переживание либо одновременно присутствие в человеке 2 противоположных стремлений относительно одного объекта - к примеру, одновременной антипатии и симпатии.

В философии есть отдельный термин «эпистемологическая амбивалентность». Такой термин применяется для того, чтобы обозначить двойственность и неоднозначность многих фундаментальных понятий бытия. Двойственные эмоции и креативность.

Многочисленные исследования показывают, что многие нормальные люди могут испытывать двойственные эмоции. Такая смесь положительных и отрицательных состояний иногда называется смешанными эмоциями. Учёные выяснили, что амбивалентные эмоции значительно повышают творческие способности человека.

Доказано, что переживание смешанных эмоций вызывает более широкий спектр воспоминаний. Это легко объясняется с точки теории конгруэнции: позитивное настроение и положительные эмоции вызывают более желательные мысли и воспоминания, а негативные чувства вызывают другие, нежелательные мысли и воспоминания. Поэтому смешанные эмоции, предоставляя человеку более широкий спектр познаний, гарантируют повышение гибкости мышления. Такие образом, значительно активируется мыслительный процесс, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для развития творчества.

Ещё Ф. Скотт Фицджеральд считал, что способность человека к амбивалентности усиливает его интеллектуальные способности: Он полагал, что способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи значительно увеличивает способности функционирования мозга».

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от лат. ambo - оба + valentis - имеющий силу). Характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в двойственности отношений к человеку или явлению, прежде всего при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности взрослого человека происходит объединение чувств любви и ненависти, а в печали - сладости и горести. Исследования. В соответствии с теорией 3. Фрейда считалось, что амбивалентность эмоций может господствовать на прегенитальной фазе психического развития ребенка.

Амбивалентность (Кондаков, 2007)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - оба + valentis - имеющий силу). Характеристика направленности личности, описанная Э. Блейлером (Bleuler Е. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig; W., 1911), выражающаяся в одновременном возникновении несовместимых друг с другом чувств (любовь и ненависть), представлений (друг и враг), желаний (приближение и отталкивание), намерений (помочь и навредить). Исследования. Э.

Амбивалентность чувств

ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств) - 1. Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту - одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств. Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью отношений - с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков.

Амбивалентность (Гурьева, 2009)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. ambo - оба и valentia - сила) - термин, который был введен Э. Блейлером для обозначения двойственности переживания, отношения к чему-либо или кому-либо, иначе говоря, когда один объект вызывает у человека сразу два противоположных чувства, например, любовь и ненависть, жалость и отвращение и т.п.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 13.

Амбивалентность (Головин, 2001)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (двойственность, двусмысленность) - двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

Словарь практического психолога. - Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, с. 28.

Амбивалентность (Осипов, 2014)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - оба, valentia - сила - противоречивый, двойственный) - сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (например, любви и ненависти) по отношению к какому-либо объекту или человеку, одна из которых оказывается при этом вытесненной в область бессознательного и оказывает действие, не осознаваемое данной личностью. В художественной литературе это состояние описано и всесторонне проанализировано Ф.М. Достоевским. Сам термин «А.» введен в научный оборот психиатром Э. Блейлером, который видел в А.

Амбивалентность чувств

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi - приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia - сила) - сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 10.

Амбивалентность (Подопригора)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ [от лат. ambo - оба и valentia - сила] - наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) или одновременное присутствие двух взаимно непримиримых желаний, когда одно подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин А. ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в начале XX в.

Амбивалентность – это противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом. Другими словами какой-либо объект может провоцировать у личности одновременное возникновение двух антагонистических чувств. Данное понятие ранее было введено Э. Блейлером, который полагал амбивалентность человека ключевым признаком наличия шизофрении, вследствие чего выделил три ее формы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.

Эмоциональная амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительной и негативной эмоции к другому индивиду, объекту либо событию. Детско-родительские взаимоотношения могут служить примером проявления амбивалентности.

Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.

Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании антагонистических друг другу, противоречивых или взаимоисключающих мнений в размышлениях .

Современник Э. Блейлера З. Фрейд в термин амбивалентность человека вкладывал абсолютно иное значение. Он расценивал ее в качестве одновременного сосуществования двух первично свойственных личности противоположных глубинных побудительных мотива, из которых самыми фундаментальными являются направленность на жизнь и тяга к смерти.

Амбивалентность чувств

Нередко можно встретить пары, в которых превалирует , где сумасшедшая любовь переплетается с . Это является проявлением амбивалентности чувств. Амбивалентность это в психологии противоречивое внутреннее эмоциональное переживание или состояние, которое имеет связь с двояким отношением к субъекту либо объекту, предмету, событию и характеризуется одновременно его принятием и отказом от него, отвержением.

Термин амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность был предложен Э. Блейером швейцарским психиатром с целью обозначения присущих индивидам, страдающим шизофренией, двойственного реагирования и отношения, быстро друг друга сменяющих. Это понятие вскоре приобрело более широкое распространение и в психологической науке. Сложные двойственные чувства либо эмоции, зарождающиеся у субъекта вследствие разнообразности его потребностей и многосторонности явлений, которые непосредственно окружают его, одновременно притягивающие к себе и отпугивающие, вызывающие положительные и отрицательные ощущения, стали называть амбивалентными.

В соответствии с пониманием З. Фрейд, амбивалентность эмоций до определенных границ является нормой. При этом высокая степень ее выраженности говорит о невротическом состоянии.
Амбивалентность присуща некоторым представлениям, понятиям, которые одновременно выражают симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть. Зачастую одно из перечисленных чувств может бессознательно вытесняться, маскируясь другим. Сегодня в современной психологической науке существует две трактовки данного понятия.

Под амбивалентностью психоаналитической теорией понимается сложный комплекс чувств, которые личность ощущает в отношении предмета, другого субъекта либо явления. Считается ее возникновение нормальным в отношении к тем индивидам, чья роль является неоднозначной в жизни личности. А наличие исключительно лишь положительных эмоций или негативных чувств, то есть однополярность, интерпретируется в качестве идеализирования или проявления обесценивания. Другими словами психоаналитическая теория предполагает, что эмоции всегда амбивалентны, но сам субъект этого не понимает.

Амбивалентность психиатрия рассматривает в качестве периодической глобальной смены отношения индивидуума к тому или иному явлению, индивиду либо предмету. В психоаналитической теории подобное изменение отношения, зачастую, называется «расщеплением Эго».

Амбивалентность в психологии – это противоречивые ощущения, чувствуемые людьми практически одновременно, а не смешанные чувства и мотивы, испытываемые попеременно.

Эмоциональная амбивалентность согласно теории Фрейда может доминировать на догенитальной фазе психического формирования крохи. Одновременно с этим наиболее характерным считается то, что агрессивные желания и интимные мотивы возникают одновременно.
Блейлер во многом был идейно близок к психоанализу. Поэтому именно в нем термин амбивалентность получил наиболее детальное развитие. Фрейд рассматривал амбивалентность в качестве грамотного обозначения Блейлером противолежащих влечений, зачастую выражающихся у субъектов в виде чувства любви наряду с ненавистью к одному желаемому объекту. В труде, касающегося теории интимности, Фрейд описал противоположные влечения, соединенные в пару и имеющие отношение к личностной интимной активности.

В ходе исследования фобии пятилетнего ребенка он также заметил, что эмоциональное бытие индивидуумов состоит из противоположностей. Выражение маленьким ребенком одного из антагонистического переживания в отношении к родителю не мешает проявлять ему одновременно противоположное переживание.

Примеры амбивалентности: малыш может любить родителя, но в тоже время желать ему смерти. По мнению Фрейда, в случае, если зарождается конфликт, то разрешается он благодаря смене ребенком объекта и перенесения одного из внутренних движений на иную особу.

Понятие амбивалентность эмоций употреблялось основателем психоаналитической теории также при исследовании такого феномена, как перенос. Во многих своих трудах Фрейд акцентировал противоречивый характер переноса, который играет позитивную роль и одновременно обладает негативной направленностью. Фрейд утверждал, что перенос амбивалентен сам по себе, так как охватывает дружелюбную позицию, то есть положительную, и враждебный аспект, то есть отрицательный, в отношении психоаналитика.

Термин амбивалентности в последующем получил в психологической науке чрезмерно широкое распространение.

Амбивалентность чувств особо ярко проявляется в пубертатном периоде, поскольку эта пора является переломным моментом взросления, вследствие полового созревания. Амбивалентность и парадоксальность характера подростка проявляется в ряде противоречий как результате кризиса самопознания, при преодолении которого личность приобретает индивидуальность (становление идентичности). Повышенный эгоцентризм, устремленность к неизвестному, незрелость нравственный установок, максимализм, амбивалентность и парадоксальность характера подростка являются особенностями подросткового периода и представляют собой факторы риска в образовании виктимного поведения.

Амбивалентность в отношениях

Человеческая особь является сложнейшим существом экосистемы, вследствие чего гармоничность и отсутствие противоречивости в отношениях – это, скорее, эталоны, к которым индивиды устремлены, нежели характерные черты их внутренней реальности. Чувства людей, зачастую, несогласованны и двойственны. При этом они могут ощущать их одновременно в отношении к одной и той же особе. Подобное качество психологи именуют амбивалентностью.

Примеры амбивалентности в отношениях: когда супруга испытывает одновременно чувство любви наряду с ненавистью к партнеру вследствие ревности, или безграничную нежность к собственному дитяти в соединении с раздражением, вызванным непомерной усталостью, либо желание быть ближе к родителям в комплексе с мечтаниями о том, чтобы они перестали лезть в жизнь дочери или сына.

Двойственность отношений может в равной мере, как мешать субъекту, так и помогать. Когда она зарождается в качестве противоречия с одной стороны между устойчивыми чувствами к живому существу, работе, явлению, предмету и с другой стороны кратковременными эмоциями, спровоцированными ими, то подобная двойственность считается соответствующей нормой.

Подобная временная антагонистичность в отношениях нередко зарождается при коммуникативном взаимодействии с близким окружением, с которым связывают индивидов стабильные отношения со знаком «плюс» и к которым они испытывают чувство любви и нежности. Однако вследствие различных причин порой близкое окружение может провоцировать возникновение у индивидов , стремление избежать общения с ними, нередко, даже ненависть.

Амбивалентностью в отношениях другими словами называется состояние психики, в котором всякая установка сбалансирована своей противоположностью. Антагонистичность чувств и отношений в качестве психологического понятия необходимо отличать от присутствия смешанных ощущений в отношении предмета или чувств относительно какого-либо индивидуума. На базе реалистического оценивания несовершенства природы объекта, явления или субъекта возникают смешанные чувства, в то время как амбивалентность – это установка глубинного эмоционального характера. В такой установке антагонистические отношения следуют из универсального источника и являются взаимосвязанными.

К. Юнг амбивалентность употреблял с целью характеристики:

— соединения положительных эмоций и отрицательных ощущений относительно объекта, предмета, события, идеи или другого индивида (при этом такие чувства выходят из одного источника и не представляют собой смесь свойств, характерных субъекту, на которого они устремлены);

— интереса к множественности, фрагментации и непостоянства психического (в этом смысле амбивалентность является лишь одним из состояний индивидуума);

— самоотрицания всякого положения, описывающего это понятие;

— отношения, в частности, к образам родителей и в общем к архетипической образности;

— универсальности, так как двойственность присутствует повсеместно.

Юнг утверждал, что сама жизнь является примером амбивалентности, ведь в ней уживаются множество взаимоисключающих понятий – добро и зло, успешность всегда граничит с поражением, надежде сопутствует отчаяние. Все перечисленные категории призваны уравновешивать друг друга.

Амбивалентность поведения обнаруживается в проявлении двух полярно противоположных попеременно. К примеру, у множества видов живых существ реакции нападения сменяются бегством и проявлением страха.

Выраженная амбивалентность поведения также может наблюдаться в реакциях людей на незнакомых индивидов. Незнакомец провоцирует возникновение смешанных эмоций: чувство страха наряду с любопытством, желание избегнуть взаимодействия с ним одновременно со стремлением установить контакт.

Ошибочно полагать, что противоположные чувства оказывают нейтрализующее, усиливающее либо ослабляющее влияние друг друга. Образуя неделимое эмоциональное состояние, антагонистические эмоции, тем не менее, более или менее явственно в этой неделимости сохраняют собственную индивидуальность.

Амбивалентность в типичных ситуациях обусловливается тем, что определенные особенности сложного объекта неодинаково воздействуют на потребности и ценностное ориентирование индивида. К примеру, индивидуума можно уважать за трудолюбие, но в тоже время осуждать его за вспыльчивость.

Амбивалентность человека в некоторых ситуациях являет собой противоречивость между устойчивыми эмоциями в отношении к предмету и образующимися из них ситуативными ощущениями. Например, зарождается обида в случаях, когда эмоционально позитивно оцениваемые индивидом субъекты обнаруживают невнимательность к нему.

Субъектов, часто испытывающих двойственные чувства в отношении того или иного события, психологи именуют высоко амбивалентными, а менее амбивалентными называют тех, кто к однозначному мнению всегда стремится.

Многочисленные исследования доказывают, что в определенных ситуациях нужна высокая амбивалентность, но при этом в иных – она будет лишь мешать.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...