Что означает грамматика. Грамматическое значение слова

Понятие «грамматика» (от греч. «запись» ) определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкций на этом языке.

Грамматика языка – это стройная система, формировавшаяся на протяжении веков и развивающаяся до сих пор. Свое начало грамматическая наука берет в индийской языковедческой традиции, а после совершенствуется на основе античной языковой традиции. В 19-20 вв. грамматика языка существенно преобразилась, развивая все новые и новые направления. Наиболее видными деятелями этого периода в области грамматики были Ф. Фортунатов, В. Виноградов, А. Шахматов, Л. Щерба и др.

Традиционно грамматика языка представлена морфологией – учением о частях речи и синтаксисом – учением о словосочетании, предложении и их структуре. Морфология дает представление о частеречном составе языка, а также о грамматических категориях каждой части речи. Синтаксис рассматривает словосочетание и предложение с точки зрения их значения, структуры, выполняемой функции, сочетаемости компонентов и др. Основными понятиями морфологии являются: словоизменение, формообразование, форма слова, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория и др. Основные понятия синтаксиса – предложение, член предложения, синтаксическая связь и др.

Грамматика тесно связана с другими науками о языке. Например, с орфоэпией, т.к. изучает звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм; с орфографией, т.к. охватывает правописание слов; со стилистикой, т.к. касается стилевых закономерностей употребления грамматических форм и др.

Грамматика языка представлена несколькими направлениями: так, универсальные для всех языков мира понятия разрабатывает универсальная грамматика, а понятия, касающиеся отдельного языка, – частная; язык на конкретном этапе его развития изучает синхронная грамматика, а исторические этапы развития языка – историческая и др.

Русская грамматика имеет много схожих черт с грамматикой иных языков, но при этом обладает рядом особенностей. Так, в русском языке выделена категория вида глагола, отсюда – отсутствие необходимости иметь много типов времен (как, например, в английском языке). До сих пор в русской морфологии наблюдаются живые процессы перехода одной части речи в другую (из прилагательного в существительное и причастие, из деепричастия в наречие и др.). Кроме того, на фоне выделения традиционных 10 частей речи все еще не утихают споры о количестве частей речи в русском языке и др.

Русская грамматика сложна, в первую очередь, обилием грамматических категорий. Вспомните, чтобы охарактеризовать простое предложение нам понадобится по крайней мере 6 характеристик! Тем не менее, без знания и умения ориентироваться в грамматике русского языка невозможно постичь саму языковую систему в целом.

Успехов в изучении русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Грамматика – самый высокий языковой уровень, самая высокая степень обобщения явлений в языке. Вначале грамматика означала искусство письма, теперь она изучает грамматические значения, формы слов.

2 раздела грамматики: морфология и синтаксис. Морфология – исследует правила построения форм слов, грамматические значения, части речи. Синтаксис – исследует связи между словами в словосочетании и предложении.

56. Основные единицы грамматического строя языка.

Слово является одной из основных грамматических единиц. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи, словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения,); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо.

Предложение как предмет грамматики представляет собой сообщающую единицу, строящуюся по определенному синтаксическому образцу, существующую в языке в разных своих формах и модификациях, функционально нагруженную и интонационно оформленную. Предложению как грамматической единице принадлежат предикативность, категории семантической структуры и компоненты актуального членения - тема и рема. Предложение, как и слово, вступает в синтаксические отношения с другими грамматическими единицами - предложениями и их аналогами; так образуются разные виды сложных предложений и бессоюзные соединения предложений. Грамматическая единица - это любое грамматически оформленное отдельное языковое образование: морфема, слово, словосочетание, предложение простое или сложное, - представленное либо во всей совокупности своих форм, либо в одной какой-то своей форме. Так, например, имя существительное стол является грамматической единицей, существующей как совокупность всех своих падежных форм единственного и множественного числа; глагол идти является грамматической единицей, существующей как совокупность всех своих спрягаемых форм, а также инфинитива, причастия и деепричастия. В то же время отдельная форма существительного (стол, столом, столами и т. д.) или глагола (иду, шли, шедший и т. д.) также является отдельной грамматической единицей.

57. Грамматическое значение слова.

Грамматическое значение охватывает большое кол-во слов. Грамматическое значение – обобщённо-отвлечённое языковое значение, присущее целому ряду слов или синтаксическим конструкциям, и находящееся в языке регулятивное выражение.

Отличие грамматического значения от лексического;

Лексическое значение присуще одному слову, грамматическое многим словам. Грамматическое значение является дополнительным по отношению к лексическому. Если говорящий не хочет употреблять лексическое значение, он не использует слово, грамматическое значение обязательно. Грамматическое значение в большей степени обобщённое, чем лексическое.

58. Способы выражения грамматического значения.

Грамматическое значение выражаются внутри слова и вне слова при помощи окончаний, флексии, суффиксов, аффиксов, чередований в корне, ударения, с помощью порядка слов, интонации, вспомогательных служебных слов. Грамматические значения образуют грамматические категории.

Понятие «грамматика» (от греч. «запись» ) определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкций на этом языке.

Грамматика языка – это стройная система, формировавшаяся на протяжении веков и развивающаяся до сих пор. Свое начало грамматическая наука берет в индийской языковедческой традиции, а после совершенствуется на основе античной языковой традиции. В 19-20 вв. грамматика языка существенно преобразилась, развивая все новые и новые направления. Наиболее видными деятелями этого периода в области грамматики русского языка были Ф. Фортунатов, В. Виноградов, А. Шахматов, Л. Щерба и др.

Традиционно грамматика языка представлена морфологией – учением о частях речи и синтаксисом – учением о словосочетании, предложении и их структуре. Морфология дает представление о частеречном составе языка, а также о грамматических категориях каждой части речи. Синтаксис рассматривает словосочетание и предложение с точки зрения их значения, структуры, выполняемой функции, сочетаемости компонентов и др. Основными понятиями морфологии являются: словоизменение, формообразование, форма слова, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория и др. Основные понятия синтаксиса – предложение, член предложения, синтаксическая связь и др.

Грамматика тесно связана с другими науками о языке. Например, с орфоэпией, т.к. изучает звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм; с орфографией, т.к. охватывает правописание слов; со стилистикой, т.к. касается стилевых закономерностей употребления грамматических форм и др.

Грамматика языка представлена несколькими направлениями: так, универсальные для всех языков мира понятия разрабатывает универсальная грамматика, а понятия, касающиеся отдельного языка, – частная; язык на конкретном этапе его развития изучает синхронная грамматика, а исторические этапы развития языка – историческая и др.

Русская грамматика имеет много схожих черт с грамматикой иных языков, но при этом обладает рядом особенностей. Так, в русском языке выделена категория вида глагола, отсюда – отсутствие необходимости иметь много типов времен (как, например, в английском языке). До сих пор в русской морфологии наблюдаются живые процессы перехода одной части речи в другую (из прилагательного в существительное и причастие, из деепричастия в наречие и др.). Кроме того, на фоне выделения традиционных 10 частей речи все еще не утихают споры о количестве частей речи в русском языке и др.

Русская грамматика сложна, в первую очередь, обилием грамматических категорий. Вспомните, чтобы охарактеризовать простое предложение нам понадобится по крайней мере 6 характеристик! Тем не менее, без знания и умения ориентироваться в грамматике русского языка невозможно постичь саму языковую систему в целом.

Успехов в изучении русского языка!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Структура языка, система правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложения на этом языке. В лингвистике и психолингвистике принято считать, что взрослый человек, говорящий и воспринимающий речь на данном языке, знает, в некоторой имплицитной форме, грамматику этого языка. То есть он знает свод правил: правила фонологии, морфологии, семантики и синтаксиса, которые делают возможным продуцирование (или "порождение") неопределенно большого количества грамматических конструкций. Таким образом,

это знание и пока еще не разрешенные вопросы о том, как усваиваются такие сложные вещи, делают грамматику важным предметом исследования для психологии.

Обратите внимание, что такое употребление этого термина отличается от того, как он употребляется в "грамматической" школе. Лучший способ увидеть это различие заключается в том, чтобы понять, что "грамматика", которую изучают в младших классах, является предписывающей, она состоит из правил, диктующих образцы использования, в то время как современные грамматики в лингвистике – порождающие, они определяют формальные правила продуцирования предложений (см. порождающая грамматика). Более подробно об образцах употребления см. следующие статьи.

Грамматика

греч. grammatike от gramma – написание) – строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства., служащих для передачи в понятном виде собственных впечатлений Основные понятия грамматики: 1. слово и словообразование, 2. предложение и 3. синтаксис. Усвоение правил грамматики происходит, повидимому, таким же образом, как и формирование других навыков. До 2-летнего возраста, как предполагается, развитие языка и мышления происходит параллельно одно другому. В норме дети в возрасте 5-6 лет, а нередко и много ранее, основными нормами грамматики владеют уже свободно, как и взрослые люди. Нарушение грамматической практики (аграмматизм) обычно наблюдаются при локально-органических повреждениях речевых зон мозга, а также при расстройствах мышления, особенно это касается некоторых форм шизофрении. Прямой связи аграмматизма и патологии мышления, повидимому, не существует, хотя этот вопрос нельзя считать до конца изученным.

Грамматика и ее разделы

Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα - «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке.Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

    историческую грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

    синхронную грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане (в 19-м веке эта дисциплина именовалась описательной грамматикой ).

    Грамматика состоит из двух разделов:

    – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Таким образом, грамматика представлена грамматическими категориями, грамматическими единицами и грамматическими формами . В этом смысле грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами), предложения и их сочетания;

    2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу.

Понятие о грамматическом строе языка

Грамматический строй языка – это внутреннее устройство языка. Грамматический строй неоднороден. В нём различаются морфологический и синтаксический уровни языка, каждый из которых являет собой сложную и упорядоченную систему. Грамматический строй существует независимо от говорящего, т.е. объективно, и является отражением реального мира, который сам по себе также имеет сложную структуру. Строение объективного мира проявляется в том, что он распадается на отдельные элементы (предметы, явления, признаки и т.д.), которые связаны между собой. Отношения между фактами объективной действительности разнородны. Это отношения : а) между субъектом и действием, б) действием и объектом, в) объектом и его признаком, г) временные отношения, д) пространственные, е) причинные, ж) целевые и т.д. Эти разнородные отношения и получают своё отражение в языке.

Основные единицы грамматического строя

Как и все уровни языка, грамматический строй имеет свои единицы . Это: 1) морфема; 2) словоформа; 3) словосочетание; 4) предложение. К единицам грамматического строя относится и слово, которое является предметом изучения прежде всего лексикологии. В грамматике слово изучается иначе: с т. зр. его грамматических форм, а также наличия в нём тех минимальных смысловых элементов (морфем), которые входят в состав, которые входят в состав словосочетания и предложения не прямо, а опосредовано, через слово. В этом отношении слово также является единицей грамматики.

Понятие о ГЗ

Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании и предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.п.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений.

2 Понятие о морфеме.

Морфема – минимальная, кратчайшая, т.е. далее неделимая на компоненты того же ранга единица, обладающая значением. Минимальность морфемы проявляется в том, что её дальше нельзя разделить на более мелкие морфемы. В результате такого деления появляются фонетические единицы: лес – л, е, с . Морфема – двустронняя единица языка, обладающая как планом выражения, так и планом содержания. Планом выражения является её звуковой состав. Планом содержания – её словообразовательное значение. Так, в слове вод а окончание а является выразителем трёх грамматических значений: ж. р., ед. ч., им. пад. В слове подводный приставка под имеет словообразовательное значение – «направление под что-то»

Типы морфем

Корневые (корни), обязательные

Корень - основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)», хотя в искусственном эсперанто такие слова далеко не редкость, напр. aĵ-o - вещь (суффикс-окончание), aĉ-aĵ-o - гадость (суффикс-суффикс-окончание)). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно. Главная морфема - корень, без него не может существовать слово. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (беленький, белый, беловатый, белизна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением "цвета снега или мела, светлый", а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, очернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением - "цвета сажи, угля, тёмный".

Аффиксальные (аффиксы), необязательные

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не может самостоятельно

образовывать слово (в русском языке) - только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамт ,стеклярус ), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

3 Значения, выражаемые морфемами (вещественное, деривационное, реляционное).

По мнению американского ученого Эдуарда Сепира, морфемы выражают три типа значений: вещественное, деривационное и, наконец, реляционное.

Вещественное значение, или лексическое – это предметное значение. Это понятие, соотносительное с конкретными предметами и явлениями действительности. Оно выражается при помощи корня, но может быть выражено префиксом и суффиксом: лет, вылет, летчик.

Деривационное значение близко к вещественному, но не равно ему: оно выражает чувства – уменьшительность, ласкательность, пренебрежительность. Иначе его называют экспрессивно-эмоциональным (лат. expressio «выражение (чувств)», лат. emovere «волновать»). Деривационное значение выражается суффиксами. Например, в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»: близехонько, глазки, носок, голосок, сестрица, мастерица. Деривационное значение уточняет вещественное.

Реляционное значение является сопутствующим и вещественному, и деривационному значениям. Оно выражает отвлеченное, абстрактное значение, которое может быть реальным, а может иметь относительный, условный характер. Например, значения мужского, женского и среднего рода обусловлены иногда естественным разделением живых существ по полу. В этом случае значение рода реально. Но значение среднего рода уже не реально, оно является чисто грамматическим. Сравните еще: грамматическое значение числа: единственное и множественное значения реально применимы к счетным предметам (дом-дома), но грамматическими становятся в других случаях: сани, брюки, ножницы – предмет один, а значение числа – множественное. Грамматическое значение может широким или узким, общим и частным. Например, все имена существительные имеют значение предметности, т.е. отвечают на вопрос «кто, что?». Это самое широкое и самое общее значение из всех грамматических значений существительных, у них же есть значения рода и числа – это уже значения несколько меньше, значения же мужского, женского и среднего родов – еще меньше.

4 Морфемные процессы опрощения, переразложения, аналогии.

С течением времени морфемы могут изменяться. Наиболее интересными процессами изменения морфем являются опрощение и переразложение.

Опрощение – это изменение в морфологическом строении слова, в результате которого непроизводная основа, ранее распадавшаяся на отдельные морфемы, превращается в непроизводную, морфологически нечленимую. Например, в + кус = вкус ; воз + дух = воздух ; за + щит = защита.

Причины опрощения :

1.Утрата семантической связи со словами, на базе которых они образованы: дворец от слова двор, белка от слова белый .

2.Утрата производящей основы и родственных слов, соотносительных с данным: льгота – льзя (нельзя);лепесток – лепест ; нужный – нужа .

3.Фонетические изменения в словах: усопший – уснувший, весло – везти . В словах сутки, супруг, дар, пир в результате утраты продуктивности соответствующей приставки и суффикса (су-, -р).

Переразложение – это перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь членимой, производной, членится сейчас иначе, чем когда-то. Например: живность – живный (жив-н-ость) , затем выходит из употребления слово живный, и слово членится иначе жив-ность. (То же самое готовность от готовный , удилище от удило , а сейчас от слова удить ). В результате переразложения появляются не только новые суффиксы, но и новые приставки: недо-, обез- (недовыработать, обезлесить ).

Интересным морфемным процессом является закон аналогии (гр. Analogia «сходство, подобие»). В русском языке, например, был глагол вынять в системе глаголов принять, унять, занять, то есть в нем была приставка вы- , корень -н-, суффиксы -я, -ть . Но получилось так, что слово вынять оказалось под влиянием глаголов на -нуть: дунуть , плюнуть и изменило морфемный состав по аналогии с ними – получилось слово без корня: вы-нуть

Закон аналогии мешает усвоению правильного употребления форм расноспрягаемого глагола хотеть:

Ед. ч. мн.ч.

Хоч хот -им

Хоч -ешь хот -ите

Хоч -ет хот -ят

Формы хотишь, хотит; хочем, хочите, хочут возникают под влиянием взаимной аналогии форм единственного и множественного числа и все оказываются ошибочными.

6 Слово - часть речи. Учение о частях речи.

Часть речи - это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи.

Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):

1Имя существительное

3Имя прилагательное

4Имя числительное

5Местоимение

7Причастие

8Деепричастие

Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):

2 Частицы

4 Междометия, звукоподражательные слова.

Понятие о частях речи

Слова как единицы грамматические и лексические группируются в части речи, т. е. в грамматические классы слов, объединенные по трём признакам: обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, действие); одинаковым составом постоянных и переменных грамматических признаков; общностью основных синтаксических функций.

Другими словами, говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками.

Обобщенное значение, характеризующее все слова той или иной части речи, есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака - процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство).

Каждая часть речи имеет свой собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями рода, числа и падежа; значение процесса, свойственное глаголу, – категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

7 Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса

К синтаксическим единицам, как уже было сказано, относят словосочетание и предложение. Под словосочетанием понимают номинативную единицу, которая в расчлененном виде передает единое понятие (письменный стол, четырехэтажный дом) . Основная функция словосочетания проявляется в том, что оно служит строительным материалом для предложения. Спецификой сочетания как синтаксической единицы является ее производство непосредственно в речи (сравните с воспроизводимыми фразеологическим сочетаниями). Производство сочетаний осуществляется по определенным моделям, поэтому единицами синтаксического уровня являются модели сочетаний.

Надо отметить, что в определении словосочетания нет единства. Помимо выше­приведенного определения, есть более широкое понимание термина. Словосочетанием называют любое сочетание слов, между которыми существует формально выраженная смысловая связь. В этом случае в числе словосочетаний оказываются сочетания подлежащего со сказуемым.

При широком определении словосочетания ими будут являться не только сочетания с подчинительной связью, но и с сочинительной. Подчинительная связь – это формально выраженная связь между двумя словами, отношения между которыми неравноправны: один элемент сочетания оказывается главным, другой – подчиненным, зависимым.

Более сложной единицей синтаксиса является предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, с помощью предложений осуществляется общение людей. Каждое предложение соотнесено с определенной ситуацией. Эта соотнесенность проявляется в темпоральности и модальности. Темпоральность – это выражение в предложении отношения ко времени, модальность – выражение отношения к действительности. Темпоральность выражается обычно морфологической категорией времени, модальность – глагольными наклонениями.

Предложение может реализоваться в одном слове или в нескольких словах. Отличие предложения от слова проявляются прежде всего в интонационной оформленности предложения: Пожар! Пожар?! Интонация в этих предложениях является средством передачи предикативности и соотносит предложение с конкретной реальной ситуацией. Слово пожар лишь называет класс предметов, не соотнося их с временным планом и действительностью.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...