Что понималось под сущностью. Индивидуальное и общественное сознание

Духовная жизнь советского общества в гг.


Начало «оттепели» Середина 50-х годов - новая точка отсчета нашей литературы. Знаменитый доклад Н.С. Хрущева на «закрытом» заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 года положил начало освобождению сознания многомиллионного народа от гипноза культа личности Сталина. Эпоха получила название «хрущевской оттепели», породившей поколение «шестидесятников», его противоречивую идеологию и драматичную судьбу.


Изменения в духовной жизни: Время "оттепели" характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры.


Изменения в духовной жизни: Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соц.реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соц.реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Возобновление связей с зарубежными странами. Возобновление связей с зарубежными странами.


Литература Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа. Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.


Обновленческое направление в литературе. Главной платформой представителей оттепели стал литературный журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т Твардовский.Журнал возглавил новое направление в советской литературе- обновленчество. Главной платформой представителей оттепели стал литературный журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т Твардовский.Журнал возглавил новое направление в советской литературе- обновленчество.Новый мирНовый мир


Эренбург Илья Гиршевич (Григорьевич) (, Киев, Москва). публицист и общественный деятель, дважды лауреат Сталинской премии (1942, 1948). В 1955 г. была опубликована вызвавшая полемику повесть Эренбурга «Оттепель». Повесть дала название целому периоду в жизни СССР. Наиболее значительное произведение писателя мемуары «Люди, годы, жизнь» (1965 г.). Но лишь в 1990 г. мемуары были изданы полностью (в издании 1965 г. выпущена глава о смерти А. Фадеева).


Ф.И. Панферов (1896–1960) Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве «Борьба за мир», 1945–1947; «В стране поверженных», 1948; Государственные премии СССР, 1948, 1949; Большое искусство, 1954); трилогии «Волга- матушка река», обращенной к проблемам сельского хозяйства (Удар, 1953; Раздумье, 1958; Во имя молодого, 1960). Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, а также стилистические бесцветность, «клишированность» и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно- злободневных и отвечавших каждому зигзагу «генеральной линии».


Основные черты произведений о прошедшей войне. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.), М.А.Шолохов(«Судьба человека»). В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.), М.А.Шолохов(«Судьба человека»).


Основные черты произведений о прошедшей войне. Эммануил Генрихович Казакевич () Русский писатель. Произведения о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни: романтическая повесть «Звезда» (1947), повесть «Двое в степи» (1948), роман «Весна на Одере» (1949), рассказы. Повесть «Синяя тетрадь» (1961) отразила стремление обрести в образе В. И. Ленина новый общественный идеал после крушения сталинизма(соотношение революции и нравственности) Гос. пр. СССР (1948, 1950).




Музыка. Альфред Гариевич Шнитке (1934–1998) родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи. В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер А. Митта), "Осень" (режиссер А. Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Э. Климов) и другим. Альфред Гариевич Шнитке (1934–1998) родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи. В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер А. Митта), "Осень" (режиссер А. Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Э. Климов) и другим.


Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра. Исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. Среди почти четырёхсот песен, созданных композитором, широко известны такие, как: Песня о тревожной молодости; Геологи; Главное, ребята, сердцем не стареть!; Нежность; Трус не играет в хоккей; Команда молодости нашей, До свиданья, Москва! (прощальная песня Олимпиады-80); И вновь продолжается бой, Мелодия; Надежда; Нам не жить друг без друга; и многие другие.Песня о тревожной молодостиГеологиГлавное, ребята, сердцем не стареть!НежностьТрус не играет в хоккей Команда молодости нашейДо свиданья, Москва! (прощальная песня Олимпиады-80);И вновь продолжается бойМелодияНадеждаНам не жить друг без друга


Живопись и скульптура. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный). Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).


Живопись и скульптура. Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты. Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.


Живопись и скульптура. Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля декабря 1971) знаменитый русский, (советский) художник, скульптор – народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля декабря 1971) знаменитый русский, (советский) художник, скульптор – народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Купальщица, 1917 Кора, 1912 Нищая Братия, 1917






В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.). В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).


Калатозов Михаил Константинович [р. 15(28) , Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам освещения. Наиболее известен фильм К. «Летят журавли» (1957), принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Канне и др.). Калатозов Михаил Константинович [р. 15(28) , Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам освещения. Наиболее известен фильм К. «Летят журавли» (1957), принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Канне и др.).




« Баллада о солдате». Григорий Чухрай. Алеша Скворцов. За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. "Баллада о солдате" проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.


В пути и творчестве Григория Наумовича Чухрая (1921–2001) тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее целостное и полное воплощение. Типичная биография для его поколения: она начинается в армии. Чухрай был призван в 1939-м прямо с экзаменов на режиссерский факультет ВГИКа. На финской войне сразу отморозил ноги, на второй день Великой Отечественной был ранен в первый раз, а потом получал ранения неоднократно, в госпитале встретил и День Победы. Был связистом, добровольно ушел в воздушный десант, много раз прыгал в тыл противника. Пройдя окружение и прорыв, участвовал в обороне Сталинграда. Творчество Г.Н.Чухрая.


«Застава Ильича» Марлена Хуциева ключевой фильм «шестидесятничества» Хуциев еще в пору оттепели вышел на передовую линию молодой режиссуры своими двумя фильмами "Весна на Заречной улице" (1956) и "Два Федора" (1959)


Сергей, Колька Фокин, Славка три товарища, три друга детства, ребята с нашего двора. Тот юноша-солдат, что вернулся в родной дом, образцовый "простой советский человек" (работает на ТЭЦ, учится в вечернем институте, ведет общественную работу, обладает отличным здоровьем и приятным лицом), словом, рядовой "герой-современник" Сергей начинает наблюдать, искать, задумываться о смысле жизни. Одна из тем фильма созревание гражданского чувства, невозможного без критицизма. Смело и вольно допущенная в кадр со всеми случайностями и прихотями действительность, конечно, отобрана, просвечена у Хуциева. "Заставу Ильича" можно считать эмблемой, художественным итогом "веселых шестидесятых". Речь идет, в частности, о теме нетленности революционного идеала, вновь ненадолго засиявшего людям той поры.


«Судьба человека». Сергей Бондарчук. Андрей Соколов. В конце 1950-х, в оттепель, фильм "Летят журавли", опережая свое время, не остался одиноким. Рядом с сиротой Вероникой, словно поддерживая с двух сторон, встали ее братья: ровесник Алеша Скворцов из "Баллады о солдате" и старший Андрей Соколов из "Судьбы человека". Сейчас три эти фильма смотрятся как триптих о великих страданиях русских людей. Они и поныне великая гордость отечественного кино. Они обозначили завершение первоначальной стадии процесса, который можно назвать реабилитацией личности, сменившей на экране "человека-массу" или показательного, эталонного "представителя народа". В конце 1950-х, в оттепель, фильм "Летят журавли", опережая свое время, не остался одиноким. Рядом с сиротой Вероникой, словно поддерживая с двух сторон, встали ее братья: ровесник Алеша Скворцов из "Баллады о солдате" и старший Андрей Соколов из "Судьбы человека". Сейчас три эти фильма смотрятся как триптих о великих страданиях русских людей. Они и поныне великая гордость отечественного кино. Они обозначили завершение первоначальной стадии процесса, который можно назвать реабилитацией личности, сменившей на экране "человека-массу" или показательного, эталонного "представителя народа".


Как известно, советский солдат, попавший в плен неважно при каких обстоятельствах, объявлялся предателем и механически, зачастую прямо из немецких концлагерей отправлялся в зоны ГУЛАГа. "Судьба человека" получила огромный международный резонанс, была награждена многими почетными призами (в том числе Большой Золотой приз Первого Московского международного кинофестиваля, 1959), способствовала росту престижа советского кино на мировом экране.


Творчество А.А.Тарковского После великих картин о войне и их силы, правды, гнева и любви, после эпохального триптиха "Журавлей", "Баллады о солдате" и "Судьбы человека", после антифашистского цикла европейского кино 1940–1950- х, где и "Рим открытый город" Роберто Росселлини и "Хиросима, моя любовь" Алена Рене, и "Канал" и "Пепел и алмаз" Анджея Вайды "Иваново детство" стало еще одним художественным открытием. Война здесь показана как гибельное искажение натуры, омертвение души, царство смерти.


Рассказ написан от лица молодого лейтенанта-героя... и содержит несколько случайных встреч с Иваном двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Рассказ написан по отношению к герою «извне»...Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война все увидено как бы глазами Ивана»... Режиссёр: Андрей Тарковский. В ролях: Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков, Николай Гринько, С. Крылов, Дмитрий Милютенко, Валентина Малявина, И. Тарковская, Андрей Кончаловский, Иван Савкин, Владимир Маренков, Вера МитуричАндрей ТарковскийНиколай БурляевВалентин Зубков Евгений ЖариковНиколай ГринькоВалентина Малявина «Фильм режиссера А.А. Тарковского «Иваново детство» поставлен по рассказу В. Богомолова «Иван».


Система идеологического контроля Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева.. Из-за обсуждения в журнале «Новый мир» вопроса о губительности для интеллегенции атмосферы прежних лет и публикацию рассказа А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» А.Т.Твардовский был отстранен от руководства журналом. Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева.. Из-за обсуждения в журнале «Новый мир» вопроса о губительности для интеллегенции атмосферы прежних лет и публикацию рассказа А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» А.Т.Твардовский был отстранен от руководства журналом.


Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 года его не стало.


«Доктор Живаго» Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция недоразумение и лучше было её не делать». Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция недоразумение и лучше было её не делать» октябрьскому переворотуЭ. Г. Казакевич октябрьскому переворотуЭ. Г. Казакевич


Реакция общества. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.


Вывод. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Но несмотря на все противоречия «оттепель» готовила почву для демократизации общества в последующие годы. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Но несмотря на все противоречия «оттепель» готовила почву для демократизации общества в последующие годы.

В первую половину 60-х гг. духовная жизнь советского общества имела ярко выраженную атмосферу «оттепели». Основами этого явления были надежды на обновления социализма, на творческую свободу, на избавление стереотипов и привычных идей и самое главное на освобождение от сталинской атмосферы.

В этот период советское общество надеялось на то, что наконец-то можно будет не только свободно мыслить, но и свободно творить: писать и говорить честно, не подстраиваясь под государственное влияние. Духовный облик этого поколения был полон надежд и веры в собственную свободу и свободу выражения себя. Но такая атмосфера не устраивала власть, которая стремилась к руководству наукой, культурой и искусства.

Развитие культуры в жестких рамках идеологии

В 60-ые гг. появилась возможность свободно изучать творчество С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. Бабеля, М. Зощенко, слушать С. Прокофьева, Д. Шостаковича и А. Хачатуряна. Раньше эти гении русского искусства были запрещены, многих из них преследовали и вынуждали к эмиграции.

Появились и новые, свободомыслящие деятели советской культуры А. Твардовский, автор романа «Теркина на том свете» и редактор журнала «Новый мир», А. Солженицын, чье произведение «Один день Ивана Денисовича» стало невероятно популярным, поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, В. Высоцкий. Этот период ознаменован открытием театра «Современник» в Москве, и показом советского фильма «Летят журавли» на Каннском фестивале.

Но несмотря на значимый расцвет культурной жизни, творческая свобода все-таки имела определенные границы. Н. Хрущев напоминал деятелям культуры о неуклонном проведении партийной линии и об их месте в советском обществе. Некоторые произведения были запрещены к публикации это бесспорно гениальные романы «Котлован» А. Платонова и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова . Знаменитый поэт и прозаик Б. Пастернак подвергался постоянным гонениям, в то время как его роман «Доктор Живаго», опубликованный на Западе, был удостоен Нобелевской премии.

К 70-ым гг. давление государственной власти на духовную жизнь страны усиливается. Государство требовало от деятелей культуры идеологических тем в их творчестве и установило довольно жесткие рамки для развития свободного искусства. Многие писатели, поэты и художники были вынуждены покинуть Родину: И. Бродский, А. Солженицын, В. Войнович, А. Тарковский.

Тем не менее, духовное и культурное развитие советского общества продолжалось . Яркими представителями этого периода стали Ю. Трифонов, подаривший будущим поколениям такие прекрасные произведения, как «Дом на набережной» и «Старик», В. Распутин, прославившийся благодаря романам « Живи и помни» и «Прощание с Матерой», В. Быков, написавший романы «Обелиск» и «Сотников».

Таким образом, культура преобразовалась и активно развивалась, сопротивляясь жесткой, несправедливой системе. Многие деятели культуры выбирали различные пути самореализации, появилось такое понятие как «самиздат», многие публиковали свои произведения за рубежом.

Развитие наук

Государство стало уделять внимание и развитию науки, и к концу 60-х гг. было значительным образом увеличено финансирование этой отрасли. Открывались новые научные центры, которые делали новые открытия был запущен первый синхрофазотрон в мире, первый атомный ледокол был спущен на воду, впервые запустили искусственный спутник Земли.

Многие исследования советский ученых получили мировое признание: теория сверхтекучести Л. Ландау, исследования молекулярных квантовых генераторов Н. Басова, А. Прохорова, исследования химии цепных реакций Н. Семенова. А в 1961 году космонавт Юрий Гагарин совершил настоящий подвиг - он первым в мире совершил пилотируемый полет в космос.

На первый взгляд, советское общество развивалось куда стремительнее, чем западное, но многие отрасли науки значительно отставали от фундаментальных мировых наук на то время. Идеологическая диктатура мешала полноценному развитию духовной жизни советского общества, большинство культурных деятелей (диссидентов) были скованы и не имели возможности развивать свое творчество полностью.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Социально-экономическое развитие СССР в середине 60 - 80 годов XX века
Следующая тема:   Национальная политика и национальные движения в середине 60 - 80 годов

Духовная жизнь в советском и российском обществах.

План

1. Этапы развития духовной жизни советского российского общества во второй половине ХХ века.

2. Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.

3. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

1. В отечественной культуре наступили новые времена.

Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник".

Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями:

В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"),

Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"),

Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"),

Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"),

А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).



Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

2. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.



"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

4. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.

Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...