Что приводит к освобождению энергии в организме. Обмен энергии

Свободная энергия для организма может поступать лишь с пищей. Она аккумулирована в сложных химических связях белков, жиров и углеводов. Для того, чтобы освободить эту энергию, питательные вещества вначале подвергаются гидролизу, а потом - окислению в анаэробных или аэробных условиях.

В процессе гидролиза, который осуществляется в желудочно-кишечном тракте, высво­бождается незначительная часть свободной энергии (менее 0,5%). Она не может быть ис­пользована для нужд биоэнергетики, т. к. не аккумулируется макроэргами типа АТФ. Она превращается лишь в тепловую энергию (первичную теплоту), которая используется орга­низмом для поддерживания температурного гомеостаза,

2-й этап высвобождения энергии - это процесс анаэробного окисления. В частности, таким способом высвобождается около 5% всей свободной энергии из глюкозы при окисле­нии до молочной кислоты. Эта энергия, однако, аккумулируется макроэргом АТФ и ис­пользуется на совершение полезной работы, например, для мышечного сокращения, для работы натрий-калиевого насоса, но, в конечном итоге, она тоже превращается в теплоту, которая называется вторичной теплотой.

3-й этап- основной этап высвобождения энергии - до 94,5% всей энергии, которая способна высвободиться в условиях организма. Осуществляется этот процесс в цикле Кребса: в нем происходит окисление пировиноградной кислоты (продукт окисления глюкозы) и ацетилкоэнзима А (продукт окисления аминокислот и жирных кислот). В процессе аэроб­ного окисления свободная энергия высвобождается в результате отрыва водорода и перено­са его электронов и протонов по цепи дыхательных ферментов на кислород. При этом осво­бождение энергии идет не одномоментно, а постепенно, поэтому большую часть этой сво­бодной энергии (примерно 52-55%) удается аккумулировать в энергию макроэрга (АТФ). Остальная часть в результате «несовершенства» биологического окисления теряется в виде первичной теплоты. После использования свободной энергии, запасенной в АТФ, для со­вершения полезной работы она превращается во вторичную теплоту.



Таким образом, вся свободная энергия, которая высвобождается при окислении пита­тельных веществ, в конечном итоге, превращается в тепловую энергию. Поэтому замер количества тепловой энергии, которую выделяет организм, является методом определения энерготрат организма,

В результате окисления глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты в организме превраща­ются в углекислый газ и воду. Если в специальном сосуде (калориметрическая бомба Бертло) сжигать белки, углеводы и жиры в атмосфере кислорода до этих же конечных продуктов, то


высвобождается следующее количество энергии: при сжигании 1 г белка - 5,4 ккал, при сжи­гании 1г жира - 9,3 ккал, при сжигании 1г углеводов - 4,1 ккал. Эти величины получили название «калорических эквивалентов». В условиях организма калорические эквиваленты 1 г углеводов и 1 г жира такие же, как и в калориметрической бомбе, так как сжигание проис­ходит до тех же конечных продуктов, т. е. до СО 2 и Н 2 О.

Согласно закону Гесса, термодинамический эффект реакции, приведшей к образованию од­них и тех же продуктов, одинаков и не зависит от промежуточных стадий превращений. Для белка в условиях организма калорический эквивалент ниже, чем в бомбе - 4,1, а не 5,4 ккал/г, так как белок в организме окисляется неполностью, часть его покидает организм в виде мочеви­ны, аммиака, аммония.

Итак, в условиях организма при окислении 1г белка высвобождается 4,1 ккал, при этом на окисление расходуется 0,966 л кислорода и выделяется 0,777л СОг:

1г белка + 0,966л О 2 = 4,1 ккал + 0,777л СО 2

Из этой реакции вытекает, что если в организме окисляется белок и на это расходуется 1л кислорода, то должно высвобождаться 4,6 ккал. Эта величина получила название кало­рический коэффициент кислорода, или калорический эквивалент кислорода (КЭК). Бели рассчитать отношение объема углекислого газа к объему кислорода, то оно равно 0,777/ 0,966 = 0,8. Эта величина называется дыхательным коэффициентом (ДК).

Если в условиях организма окисляется 1 г углеводов, то реакцию можно записать следу­ющим образом:

1г углеводов + 0,833л Ог = 4,1ккал + 0,833л СО 2

Таким образом, если на окисление идут только углеводы, то при потреблении 1 л кисло­рода высвобождается 5,05 ккал, а дыхательный коэффициент равен 0,833/0,833 =1.

При окислении 1г жира:

1 г жира + 2,019л О 2 - 9,3ккал + 1,413л СОг

Таким образом, если в организме окисляются только жиры и использован 1л кислорода, то при этом выделится 4,69 ккал. Величина ДК при окислении жиров составляет 1,413/ 2,019=0,7.

Когда в организме одновременно окисляются жиры, белки, углеводы, то ДК может ко­лебаться от 0,7 (окисление только одних жиров) до 1,0 (окисление одних углеводов), а в среднем-0,85. При ДК, равном 0,85, при сжигании 1л кислорода высвобождается 4,862ккал.

Приведенные расчеты показывают, что знание объема потребленного кислорода и вы­дохнутого углекислого газа (например, за 1 минуту) позволяет определить на основе вы­числения ДК - что окисляется (белки? жиры? углеводы?) и тем самым определить калори­ческий эквивалент кислорода, а на его основе рассчитать количество освобождаемой энер­гии. Например, человек за 1 минуту поглотил 0,250л кислорода, выдохнул 0,212л углекис­лого газа. Следовательно, ДК = 0,212/0,250 = 0,85. Калорический эквивалент кислорода при ДК, равном 0,85, согласно расчетам и экспериментальным данным, составляет 4,862 ккал/л кислорода. Тогда при потреблении 0,250 л кислорода выделится 0,250 х 4,862 = 1,22ккал. Так как в нашем примере замеры были сделаны в рассчете на 1 минуту, то ско­рость высвобождения энергии в данном случае составляет 1,22 ккал/мин. Вели допустить, что на протяжении часа (суток) потребление кислорода будет таким же, а величина ДК - на уровне 0,85, то этот расчет можно экстраполировать на час (60 х 1,22 ккал = 73,2 ккал/час) или на сутки (24 х 60 х 1,22 = 1756,8 ккал/сутки).

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОТРАТ

Существуют два варианта методов: прямой и косвенной биокалориметрии. Второй ме­тод, в свою очередь, подразделяется на два подтипа: метод полного и неполного газового анализа.

Прямая биокалориметрия заключается в измерении потока тепловой энергии, которую организм выделяет в окружающую среду (например, за 1 час или за сутки). С этой целью


используются калориметры - специальные камеры (кабины), в которые помещают челове­ка или животное. Стенки калориметра омывает вода. О количестве выделенной энергии судят по величине нагрева этой воды.

Метод точный, но неудобен в эксплуатации. Выполнив свою роль как метод-родона­чальник, он позволил использовать метод косвенной биокалориметрии.

Косвенная биокалориметрня основана на принципах, изложенных выше, - на основе данных о количестве потребленного кислорода и выделенного углекислого газа, расчета величины ДК и соответствующего калорического эквивалента кислорода. При наличии све­дений об объемах поглощенного кислорода и выдохнутого углекислого газа метод косвен­ной биокалориметрии называется «полный газовый анализ». Для его выполнения необходи­ма аппаратура, позволяющая определить объем кислорода и объем углекислого газа. В класси­ческой биоэнергетике с этой целью использовался мешок Дугласа, газовые часы (для определе­ния объема выдохнутого за определенный период времени воздуха), а также газоанализатор Холдена, в котором существуют поглотители для углекислого газа (КОН) и кислорода (пирога-лол), что позволяет оценить процентное содержание О 2 и СО 2 в исследуемой пробе воздуха. На основе расчетов оценивается объем поглощенного кислорода и выдохнутого углекислого газа.

Например, испытуемый за 1 минуту выдохнул в мешок Дугласа 8 л воздуха. В атмо­сферном воздухе содержание кислорода равно 20,9%, в выдыхаемом - 15,9%. Следова­тельно, испытуемый поглотил за 1 минуту 8 х (20,9%-15,9%)/100 * 0,4 л кислорода. Про­цент углекислого газа соответственно составил 0,3% и 4,73%. Тогда объем выдохнутого углекислого газа составил 8 х (4,73 - 0,03) /100 = 0,376 л СО 2 .

Исходя из этих данных получаем: ДК « 0,376 / 0,400 = 0,94.

В этом случае калорический эквивалент кислорода (КЭК) равен 4,9 ккал/л. Следова­тельно, за 1 минуту испытуемый выделил (или затратил) 0,4л (л х 4,9 ккал = 1,96 ккал.

В последние годы техника анализа содержания кислорода и углекислого газа претерпе­ла изменения, появились автоматические газоанализаторы. Так, например, прибор «Спиро-лит» позволяет одновременно автоматически определить объем потребленного кислорода и объем выдохнутого углекислого газа.

Однако в большинстве случаев имеющиеся в медицине приборы не позволяли оценить объем выдыхаемого углекислого газа, в то время как объем поглощенного кислорода с по­мощью этих приборов определяется. Например, прибор «Метатест». Поэтому в клиничес­кой и физиологической практике широко используется второй вариант метода косвенной биокалориметрии - неполный газовый анализ. В этом случае определяется лишь объем поглощенного кислорода. Поэтому расчет ДК невозможен. Условно принимают, что в ор­ганизме окисляются углеводы, белки, жиры. Поэтому ДК = 0,85, для которого калоричес­кий эквивалент кислорода равен 4,862 ккал/л.

Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельно­сти организма. В организ­ме человека, его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и различные сложные химические соединения. Для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, для работы таких органов, как мозг, сердце, желу­дочно-кишечный тракт, дыхательный аппарат, почки и т. д., а так­же для совершения человеком работы нужна энергия. Эту энер­гию человек получает в процессе обмена веществ. Источником энергии, необходимой для жизни, служат пита­тельные вещества, поступающие в организм.

9.7.2. Анаболизм и катаболизм.

В процессе обмена веществ проис­ходят два противоположных и взаимосвязанных процесса: анабо­лизм и катаболизм.

Анаболизм является основой для построения структур иду­щих на восстановление отмирающих клеток, формирования новых тканей в процессе роста организма, для синтеза клеточных со­единений, необходимых для жизнедеятельности клеток. Анаболизм требует затраты энергии.

Энергия для анаболических процессов поставляется реакция­ми катаболизма.

Конечные продукты катаболизма - вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, мочевая кислота удаляются из организма.

Соотношение процессов анаболизма и катаболизма определяет три различных состояния: динамическое равновесие, рост, частичное разрушение структур тела. При динамическом рав­ новесии , когда процессы анаболизма и катаболизма уравновеше­ны, общее количество ткани не изменяется. Превалирование ана­ болических процессов приводит к накоплению ткани, происходит рост организма; преобладание катаболизма над анаболизмом при­водит к разрушению ткани, уменьшению массы организма - его истощению. У взрослых обычно при нормальном состоянии орга­низма анаболические и катаболические процессы находятся в состоянии равновесия.

9.7.3. Основные этапы обмена веществ в организме.

Химические превращения пищевых веществ начинаются в пищеварительном тракте. Здесь сложные вещества пищи расщепляются до более простых, способных всосаться в кровь или лимфу. Превращения веществ, происходящие внутри клеток, составляют существо вну­ триклеточного или промежуточного обмена. Решающая роль во внутриклеточном обмене принадлежит многочисленным фермен­там клетки. Ферменты представляют собой белки, которые дейст­вуют как органические катализаторы; сами ферменты в реакциях не участвуют, однако благодаря их деятельности с веществами клетки происходят сложные превращения, разрываются внутри­молекулярные химические связи в них, что приводит к высвобож­дению энергии. Особое значение здесь приобретают реакции окисления и вос­становления. При участии специальных ферментов осуществляют­ся и другие типы химических реакций в клетке: таковы реакции переноса остатка фосфорной кислоты (фосфорилирование), ами­ногруппы NH 2 (переаминирование), группы метила СН 3 (транс­метилирование) и др. Освобождающаяся при этих реакциях энер­гия используется для построения новых веществ в клетке, на под­держание жизнедеятельности организма. Конечные, продукты внутриклеточного обмена частично идут на построение новых веществ клетки, а не используемые клеткой вещества удаляются из организма в результате деятельности ор­ганов выделения. Энергетический метаболизм клеток (образование и превраще­ние энергии) происходит главным образом в митохондриях. В жидкой части клетки - цитоплазме растворены вещества, слу­жащие источником обменных процессов. Основным аккумулятором и переносчиком энергии, используемой при синтетических процес­сах, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Большая часть энергии, высвобождаемой при катаболических процессах, образуется в митохондриях при участии кислорода - это аэробные реакции . Кроме аэробных реакций в организме про­исходят анаэробные реакции , не требующие кислорода, они чаще происходят в цитоплазме клеток. Анаэробные процессы наиболее характерны для мышечной ткани.

Тестирование по теме «Обмен веществ. Кожа. Выделение» 8 класс

1. Какой процесс характерен для всех живых организмов?

1) фотосинтез

2) обмен веществ

3) активное передвижение

4) питание готовыми органическими веществами

2. К освобождению энергии в организме приводит

1) образование органических соединений

2) диффузия веществ через мембраны клеток

3) окисление органических веществ в клетках тела

4) разложение оксигемоглобина до кислорода и гемо-глобина

3. Какой буквой на рисунке обозначен орган, в котором происходит превращение глюкозы в гликоген? 1) А 2) Б 3) В 4) Г

4. Что происходит в процессе дыхания в клетках расте-ний,

животных и человека?

1) образование органических веществ

из неорганических

2) передвижение органических и неорганических веществ

3)окисление органических веществ с освобождением энергии

4)выделение из организма кислорода

5. При недостатке в организме витамина С наступает

1) резкое ухудшение зрения

6. Основным источником энергии для организма служит процесс

1) выделения

2) дыхания

3) поглощения веществ из окружающей среды

4) передвижения веществ в организме

7. Выделительную функцию в организме человека и мле-копитающих животных выполняют

1) почки, кожа и легкие

2) толстая и прямая кишка

3) печень и желудок

4) слюнные и слезные железы

8. Роль дыхания в жизни организмов состоит в

1) образовании и отложении органических веществ

2) поглощении из окружающей среды углекислого газа

3) освобождении энергии, необходимой для их жизне-деятельности

4) поглощении органических веществ из окружающей среды

9. Сущность выделительной функции у животных и чело-века состоит в удалении из организма

1) углекислого газа

2) непереваренных остатков пищи

4) веществ, образующихся в сальных железах

10. Многие процессы, протекающие в клетке (деление, движение и др.), происходят с затратой энергии, кото-рая освобождается в результате

1) клеточного дыхания

2) биосинтеза

3) регенерации поврежденных частей клетки

4) удаления из клетки продуктов обмена

11. Конечные продукты обмена веществ образуются в

3) клетках и тканях

4) органах пищеварения

12. Конечные продукты обмена веществ должны быть уда-лены из организма человека, так как они

1) могут замедлить процесс пищеварения

2) накапливаясь в тканях, могут вызвать отравление организма

3) вызывают торможение в нервных клетках

4) влияют на кислотность желудочного сока

13. В качестве источника энергии в процессе жизнедея-тельности организма в первую очередь используются

1) углеводы

4) нуклеиновые кислоты

14. В образовании каких веществ участвуют витамины?

1) ферментов

2) гормонов

3) антител

4) гемоглобина

15. Обмен веществ и превращение энергии — это признак, по которому можно отличить

1) низшие растения от высших

2) живое от неживого

3) одноклеточные организмы от многоклеточных

4) животных от человека

16. В клетках человека и животных в качестве источника энергии используются

1) гормоны и витамины

2) вода и углекислый газ

3) неорганические вещества

4) белки, жиры и углеводы

17. Обмен веществ и превращение энергии —

1) основа изменчивости организмов

2) основной признак жизни

3) реакция организма на воздействие среды

4) признак, присущий всем телам живой и неживой природы

18. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нару-шениях в деятельности

1) щитовидной железы

3) поджелудочной железы

4) надпочечников

19. Процессы окисления и синтеза новых молекул органи-ческих веществ проявляются на уровне организации живой природы

1) видовом

2) биосферном

3) клеточном

4) организменном

20. При недостатке в организме витамина А наступает

1) резкое ухудшение зрения

2) кровоточивость десен, воспаление слизистых оболочек

3) искривление костей конечностей

4) нарушение процессов обмена углеводов и белков

21. Углеводы и жиры не могут заменить в пищевом рационе белки, так как они не содержат атомы

1) углерода

3) кислорода

4) водорода

22. В процессе биосинтеза в клетке происходит

1) окисление органических веществ

2) поступление кислорода и удаление углекислого газа

3) образование более сложных органических веществ из менее сложных

4) расщепление крахмала до глюкозы

23. Окисление органических веществ в клетках способствует

1) освобождению энергии

2) измельчению поступающей в организм пищи

3) накоплению в организме кислорода

4) образованию специфических для данного организма органических веществ

24. В процессе энергетического обмена происходит синтез молекул

1) белков 2)жиров 3)углеводов 4) АТФ

25. Обмен веществ и превращение энергии — это признак,

1) характерный для тел живой и неживой природы

2) по которому живое можно отличить от неживого

3) по которому одноклеточные организмы отличают от
многоклеточных

4) характерный только для тел неживой природы

26. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела?

А) аминокислоты

Б) глюкоза

В) глицерин

Д) углекислый газ

Е) аммиак

27. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного отве-та на вопрос:

какие продукты содержат много витамина А?

A) морковь

Б) черная смородина

Г) сливочное масло

Е) шпинат

28. Установите соответствие между признаком обмена ве

ществ и его видом у человека. Признаки обмена веществ

1) окисление веществ

2) синтез веществ

3) запасание энергии

4) расход энергии

5) участие рибосом

6) участие митохондрий

29. У детей развивается рахит при недостатке:

1) марганца и железа 3) меди и цинка

2) кальция и фосфора 4) серы и азота

30. Заболевание «куриная слепота» возникает при авитаминозе:

1)В 2)А 3) С 4) РР

31. Пластический обмен состоит преимущественно из реакций:

1) распада органических веществ

2) распада неорганических веществ

3) синтеза органических веществ

4) синтеза неорганических веществ

32. Основным источником энергии мышечного сокращения является рас-пад:

1) белков 2) гликогена 3)жиров 4) гормонов

33. Дерма — это часть:

1) кожи 2) нервной системы 3) выделительной системы

4)эндокринной системы

34. Первичная моча - это жидкость, поступающая

1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца

2) из полости почечного канальца в прилежащие кровенос-ные сосуды

3) из нефрона в почечную лоханку

4) из почечной лоханки в мочеточники

35. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью
1)волос 2)капилляров 3)потовых желез 4) сальных желез

36. Витамины в организме человека и животных

1) регулируют поступление кислорода

2) оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ

3) вызывают образование антител

4) увеличивают скорость образования и распада оксигемоглобина

37. Черный хлеб является источником витамина
1)А 2) В 3)С 4)D

38. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин

Транскрипт

1 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 1 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно? 1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина; 3. мозгового отдела черепа; 4. грудного отдела позвоночника. А 2. При свёртывании крови 1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин; 2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин; 3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества; 4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови. А 3. К возникновению близорукости может привести 1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа; 3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии см от глаз. А 4. Внутренняя среда организма образована 1.клетками тела; 2. органами брюшной полости; 3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника. А 5. К освобождению энергии в организме приводит 1.образование органических соединений; 2. диффузия веществ через мембраны клеток; 3. окисление органических веществ в клетках тела; 4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина. А 6. Какими свойством обладают нервная и мышечная ткани? 1.проводимостью; 2. сократимостью; 3. возбудимостью; 4. воспроизведением. А 7.Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется 1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов. А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии 1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота. А 9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточной функции 1.щитовидной железы; 2. надпочечников; 3. поджелудочной железы; 4. гипофиза. А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в 1.наложении шины; 2. наложения жгута; 3. обработка раны йодом; 4. воздействием холодом. Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

2 1.состоит из многоядерных волокон; 2. состоит из вытянутых клеток с овальным ядром; 3. обладает большей скоростью и энергией сокращения; 4. составляет основу скелетной мускулатуры; 5. располагается в стенках внутренних органов; 6. сокращается медлен, ритмично, непроизвольно. В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь 1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов. В 3. В среднем ухе расположены 1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек; 4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня; 6. стремечко. В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Характеристика Вид иммунитета 1. передаётся по наследству, врождённый. А. естественный 2. возникает под действием вакцин. Б. искусственный. 3. приобретается при введении в организм лечебной сывороткой. 4. формируется после перенесённого заболевания. 5. различаю активный и пассивный Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора. А) наружное ухо. Б) перепонка овального окна. В) слуховые косточки. Г) барабанная перепонка. Д) жидкость в улитке. Е) слуховые рецепторы.


3 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 2 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения 1.насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом; 3.артериальная; 4. смешанная. А 2. Наложение шины на сломанную конечность 1.уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение; 3. предупреждает смещение сломанных костей; 4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома. А 3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции 1.сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти; 3. срослись фаланги пальцев; 4. большой палец противопоставляется всем остальным. А 4. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека? 1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена. А 5.Кровь, лимфа и межклеточное вещество разновидности ткани 1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной. А 6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют 1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка; 3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы. А 7.Артериальная кровь у человека превращается в венозную в 1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения; 3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах. А 8. Первичная моча это жидкость, поступившая 1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца; 2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды; 3. из нефрона в почечную лоханку; 4. из почечной лоханки в мочевой пузырь. А 9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости 1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи; 3. имеются хрящевые полукольца; 4. воздух согревается и очищается. А 10. Нервным импульсом называют 1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну; 2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой; 3. процесс сокращения клетки; 4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.


4 Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. По артериям большого круга кровообращения у человека течёт кровь 1.от сердца; 2. к сердцу; 3. насыщенная углекислым газом; 4. насыщенная кислородом; 5. быстрее, чем в других кровеносных сосудах; 6. медленнее, чем в других кровеносных сосудах. В 2. Витамины это органические вещества, которые 1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах; 2. влияют на превращение глюкозы в гликоген; 2. входят в состав ферментов; 4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла; 5. являются в организме источником энергии; 6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей. В 3. К центральной нервной системе относят 1.чувствительные нервы; 2. спинной мозг; 3. двигательные нервы; 4. мозжечок; 5. мост; 6. нервные узлы. В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Строение и функции Отростки нейрона 1. обеспечивает проведение сигнала к телу А. аксон. нейрона 2. снаружи покрыт миелиновой оболочкой. Б. дендрит. 3. короткий и сильно ветвится. 4. участвует в образовании нервных волокон. 5. обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела? Дополнительное задание. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека. А) левый желудочек. Б) капилляры. В) правое предсердие. Г) артерии. Д) вены. Е) аорта.


5 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 3 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Дыхание обеспечивает организм энергией за счёт 1.синтез органических веществ; 2. окисление органических веществ; 3. поглощения солнечной энергии; 4. круговорота веществ. А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней 1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества; 3. образуется гликоген; 4. гликоген превращается в глюкозу. А 3.Причина непрерывного движения крови по сосудам 1.высокое давление в артериях и низкое в венах; 2. одинаковое давление в артериях и венах; 3. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам; 4. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями. А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо 1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс; 3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины. А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются 1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной; 3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу. А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови 1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения; 3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие. А 7. Вакцина содержит 1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей; 3. готовые антитела; 4. убитых возбудителей. А 8. В свёртывании крови участвуют 1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты. А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью 1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез. А 10. В сером веществе спинного мозга расположены 1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов; 3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.


6 Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Неправильная осанка может привести к 1.смещению и сдавливанию внутренних органов; 2. нарушению кровоснабжения внутренних органов; 3. растяжению связок в тазобедренном суставе; 4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы; 5. деформации грудной клетки; 6. увеличению содержания минеральных веществ в костях. В 2. Поджелудочная железа в организме человека 1.участвует в иммунных реакциях; 2. образует клетки крови; 3. является железой внутренней секреции; 4. образует гормоны; 5. выделяет желчь; 6. выделяет пищеварительные ферменты. В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится 1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков; 2. все жирные кислоты, необходимые для организма; 3. много витаминов и минеральных веществ; 4. антитела и различные ферменты; 5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника; 6. гормоны роста, необходимые человеку. В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Характеристика Тип желез 1. имеются выводные протоки. А. внешней секреции. 2. отсутствуют выводные протоки Б. внутренней секреции. 3. выделят секрет в кровь. 4. выделяют секрет в полости тела или органов. 5. выделяют секрет на поверхность тела Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какие особенности строения эритроцитов связаны с их функциями? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека. А) хрусталик Б) роговица В) зрачок Г) палочки и колбочки Д) стекловидное тело


7 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 4 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что 1.их стенки выстланы ресничным эпителием; 2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь; 3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды; 4. у человека в лёгких воздух поступает медленно. А 2. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют 1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему. А 3. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью 1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг. А 4. Значение дыхания состоит в обеспечении организма 1.энергией; 2. строительным материалом; 3. запасными питательными веществами; 4. витаминами. А 5. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы 1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли; 2. избежать инфицирования места перелома; 3. согреть повреждённую часть тела; 4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода. А 6. Затылочная кость соединяется с теменной 1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава. А 7. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании 1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей. А 8. Проводниковая часть зрительного анализатора 1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга. А 9. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов, 1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться; 3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек. А 10. Самое высокое давление крови у человека в 1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях. Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела? 1.аминокислоты; 2. глюкоза; 3. глицерин; 4. вода; 5. углекислый газ; 6. аммиак.


8 В 2.Что происходит в организме человека после предупредительной прививки? 1.антитела сыворотки уничтожают микробы; 2. в организме вырабатываются ферменты; 3. организм заболевает в лёгкой форме; 4. в организме образуются антитела; 5. происходит свёртывание крови; 6. погибают возбудители заболеваний. В 3.Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела? 1.снабжение клеток тела артериальной кровью; 2. наличие потовых желез; 3. развитие коры головного мозга; 4. усложнение строения органов чувств; 5. интенсивный обмен веществ; 6. усложнение строения органов пищеварения. В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Процесс пищеварения. Отдел пищеварительного канала. 1. обработка пищевой массы желчью. А. желудок. 2. первичное расщепление белков. Б. тонкая кишка. 3. интенсивное всасывание питательных В. толстая кишка веществ ворсинками. 4. расщепление клетчатки. 5. завершение расщепления белков, углеводов, жиров Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления. А) вены Б) аорта В) артерии Г) капилляры.


9 Ответы к контрольным работам. 1 вариант. А1-3 А7-3 В1 256 А2-2 А8-4 В2 123 А3 2 А9-3 В3 356 А4 3 А10 2 В4 1А 2Б 3Б 4А 5АБ А5 3 Дополнительное задание А6 3 А Г В Б Д Е 2 вариант. А1-1 А7-3 В1 145 А2-3 А8-1 В2 126 А3 1 А9-4 В3 245 А4 2 А10 1 В4 1Б 2А 3Б 4А 5А А5 3 Дополнительное задание А6 1 А Е Г Б Д В 3 вариант. А1-2 А7-2 В1 125 А2-2 А8-4 В2 345 А3 1 А9-3 В3 135 А4 4 А10 1 В4 1А 2Б 3Б 4А 5А А5 3 Дополнительное задание А6 2 Б В А Б Д Г 4 вариант. А1-3 А7-3 В1 456 А2-2 А8-3 В2 346 А3 4 А9-2 В3 245 А4 1 А10 3 В4 1Б 2А 3Б 4В 5Б А5 1 Дополнительное задание А6 2 Б В А Г



В-2 Вариант 2 Ответы 8 класс Часть А При выполнении заданий А1 А15 выберите один правильный ответ. А1. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает: 1) анатомия; 2) физиология;

Переводной экзамен по биологии для 8 класса (Демонстрационная версия) Вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий А1 А10 выберите один правильный ответ. А1. В скелете человека неподвижно соединены следующие

В-1 Итоговый контроль знаний по биологии в форме ЕГЭ 8 класс 1 вариант При выполнении заданий А1 А15 выберите один правильный ответ. Часть А А1. Особенность строения клеток эпителиальной ткани: 1) Клетки

Промежуточная аттестация по биологии за курс 8 класса демоверсия вариант 1 Часть 1. Выбери один верный ответ 1. Основная функция митохондрий - это синтез: 1) АТФ 2) белка 3) углеводов 4) клетчатки 2.Ткань,

Входная контрольная работа по биологии 9 класс 1 вариант 1. Кровь относится к типу тканей: А) соединительная Б) нервная В) эпителиальная Г) мышечная 2. К мышцам таза относятся А) ягодичные Б) икроножные

Экзаменационные материалы промежуточной аттестации по биологии для 8 класса Составил: учитель биологии МБОУ СОШ с.иваниха СафоноваЛ.П. Пояснительная записка Тестовые задания составлены на основе рабочей

Итоговая контрольная работа по биологиидля 8 класса 1 вариант 1. К какой группе тканей относится кровь и лимфа?) соединительная;) нервная;) мышечная;) эпителиальная. 2. Чем образовано серое вещество

БЛОК 5 Человек и его здоровье. 1. Назовите части малого круга кровообращения: 1) левый желудочек 2) правый желудочек 3) правое предсердие 4) левое предсердие 5) кровеносные сосуды органов брюшной полости

Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по биологии обучающихся 8-го класса 1 вариант. ЧастьА. Задания с выбором одного верного ответа из четырех.

Промежуточная аттестация по биологии в 8 классе п/п Тема 1 Науки, изучающие человека. 2 Систематическое положение человека 3 Строение животной клетки 4 Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

Задания B5 по биологии 1. Установите соответствие между особенностями строения и функций кровеносных сосудов человека и видами сосудов. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ А) самые упругие сосуды Б) выдерживают

1 Организм человека (установление соответствия) Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

I четверть Основной учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2010. 1. Выделите неорганические соединения клетки: а)

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 8 класса. Демоверсия 1 вариант Часть А. Задания с выбором одного верного ответа 1. Человек в системе органического мира 1) представляет собой особый отряд

ТЕМА «Пищеварительная система» 1. В каком отделе пищеварительного канала человека всасывается основная масса воды 1) желудке 2) пищеводе 4) толстой кишке 2. В каком отделе кишечника человека происходит

ФИ обучающегося Школа Класс Дата выполнения Демонстрационный вариант региональной проверочной работы по биологии 8 класс Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 6 заданий. На

Итоговый тест по биологии за курс 8 класса ВАРИАНТ 1. Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных: 1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет 1. крахмал 2. жиры 3. белки 4. белки,

Демонстрационный вариант аттестационной работы по биологии Часть 1 Задания с выбором одного верного ответа из четырех А1 Обмен веществ и превращение энергии это признак, 1) характерный для тел живой и

2. НЕРВНАЯ СИСТЕМА 20 1. Из чего построена нервная ткань? а) из нейронов; б) из эпителиальных клеток; в) из эритроцитов; г) из межклеточного вещества. 2. Где наиболее полно описываются основные свойства

Демоверсия итоговой контрольной работы по биологии за курс 8 класса В тестах представлены разнообразные задания по темам: Часть А содержит 27 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового

Тест «Пищеварение» Выберите правильный ответ. 1. Питательные вещества выполняют следующие функции: а) строительную и энергетическую б) строительную и двигательную в) двигательную и энергетическую г) регуляторную

ТЕМА «Задания на сопоставление» 1. Установите соответствие между функцией нейрона и его видом: чувствительные (1), вставочные (2) либо двигательные (3) А) преобразуют раздражения в нервные импульсы Б)

Общее знакомство с организмом человека 1. Что такое ткань (определение)? 2. Какие виды тканей различают в организме человека? 3. Перечислите разновидности эпителиальной ткани. 4. Перечислите разновидности

Спецификация проверочных материалов для оценки качества подготовки по биологии обучающихся 8 класса 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения

Биология Программа подготовки для поступающих к вступительным испытаниям 2015-2016 учебного года Москва, 2014 БИОЛОГИЯ Программа вступительных испытаний по биологии разработана для абитуриентов психологического

Спецификация диагностической работы по биологии для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 15 марта 2018 г.

ТЕМА «Нервная система» 1. Какую функцию в организме человека и животного выполняет нервная клетка 1) двигательную 2) защитную 3) транспорта веществ 4) проведения возбуждения 2. В каком отделе мозга расположен

Переводной экзамен по БИОЛОГИИ Инструкция по выполнению работы ВАРИАНТ 1 На выполнение экзаменационной работы по биологии даѐтся 2 часа (120 минут). Вариант включает в себя 26 заданий и состоит из трѐх

Пояснения к демоверсии переводной проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания,

2017-2018 учебный год Демонстрационный вариант Промежуточной аттестации по БИОЛОГИИ для обучающихся 8 классов МБОУ СШ 31» в 2017-2018 году Пояснения к демонстрационному варианту При ознакомлении с Демонстрационным

Контрольная работа по теме «Кровь и кровообращение» Вариант 1 Уровень А Выберите один правильный ответ 1. В каком процессе принимают участие тромбоциты? а) свертываемость б) транспорт кислорода в) иммунитет

На дом: 3 Глава I. Организм человека и его строение Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства Задачи: Изучить четыре типа тканей, особенности и функции Пименов А.В. Ткани. Эпителиальная ткань Ткань это группа

Спецификация диагностической работы по биологии для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 28 марта 2018 г.

ТЕМА «Кровь» 1. К белкам крови относится 1) трипсиноген 2) гликоген 3) пепсиноген 4) фибриноген 2. Исключите лишнее: 1) тромбоциты 2) остеоциты 4) лимфоциты 3. Кровь человека от крови лягушки можно отличить

БИОЛОГИЯ, 8 КЛАСС ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ I ВАРИАНТ ЗАДАНИЕ А. Выбрать из предложенных вариантов ответов один правильный. 1.Самая крупная артерия называется: 1.Легочная артерия. 2.Сонная артерия. 3.Аорта. 2.Голосовые

Работа 2 Вариант 1 Опорно-двигательная система. Скелет 1. В таблице между позициями первого и второго столбцов имеется определенная связь. Объект Нейрон Свойство Обеспечивает рост кости в толщину Обладает

Демоверсия. Промежуточный мониторинг. Человек. Вопрос Варианты ответа Правильный ответ Выберите один правильный ответ из предложенных: 1 1 Влияние физической нагрузки на работоспособность и наступление

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по теме «Человек и его здоровье» Инструкция по выполнению работы На выполнение

8класс Банк заданий Биология П4 база. Задание 1 Кожа Во влажном воздухе человек чувствует себя хуже, чем в сухом, т.к. 1) Образуется меньше пота 2) кровь медленнее двигается по капиллярам затрудняется

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. ЧАСТ 1 К каждому из заданий 1 10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. Инструкция по выполнению

Контрольная работа 1 за I полугодие. I вариант. Тест. частьа. I.Выберите правильный ответ. 1.Какую из функций кровь не выполняет1) секреторную 2) гуморальную 3) выделительную 4) защитную 2 Что вызывает

Биология 8 класс Учебник: Н.И. Сонин, Н.Р. Сапин «Биология. Человек» Учитель Куклина И.А. Контрольная работа 1 полугодие Задания группы А. Выберите один правильный ответ. (По 1 баллу) 1. Наука о строении

Диагностическая работа. Класс- 8. Предмет биология Вариант 1. Инструкция по выполнению заданий Части 1: к каждому из заданий приведены 4 варианта ответа. Прочитайте вопрос и выберите один из предложенных

ОБРАЗЕЦ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В 10-ый КЛАСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Вариант 2. 1. Социальная природа человека проявляется в: 1) приспособленности к прямохождению 2)

ТЕМА «Кровообращение» 1. Куда поступает артериальная кровь из малого круга кровообращения? 1) в левый желудочек 2) в левое предсердие 3) в аорту 4) в лёгочную артерию 2. В лёгочной артерии человека кровь

ТЕМА «Эндокринная система» 1. Колебания содержания сахара в крови и моче человека свидетельствуют о нарушениях деятельности 1) щитовидной железы 2) поджелудочной железы 2. Гормоны в отличие от ферментов

Тест по биологии Функции органов выделения 8 класс 1 вариант 1. Что такое выделение? А. Поступление пищеварительных соков в кишечник Б. Отдача тепла из организма во внешнюю среду В. Удаление каловых масс

Спецификация Диагностической работы по биологии для 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

Описание контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации 8 класс 1. Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются

Кр по биологии 8 класс >>> Кр по биологии 8 класс Кр по биологии 8 класс В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот б нуклеотидов в глюкозы г глицерина А10 Гипофункция гипофиза: а карликовость

Глава IV. Кровообращение На дом: 18 Тема: Движение крови и лимфы Задачи: Изучить строение и функции кровеносных сосудов, круги кровообращения и лимфообращение Пименов А.В. Кровеносные сосуды Стенки сосудов

Биология 8 класс Учебник: Учебник: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. 8 класс. Москва «Дрофа» В 1 полугодии учащийся должен изучить темы: (1-32) Тема 1. Координация и регуляция. Тема 2. Анализаторы.

Биология Диагностические тематические работы предназначены для контроля освоения крупных содержательных разделов курса (рубежного контроля), а также могут использоваться в период предэкзаменационной подготовки.

8класс Биология П2 база Задание 1 Внутреннюю среду обитания организма составляют: Выберите один из 3 вариантов ответа: кровь, желчь, межклеточное вещество кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток кровь,

Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа. Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс. Вариант 1. А1. Определить различия в частоте пульса при физических нагрузках и в состоянии покоя можно

ТЕМА «Высшая нервная деятельность. Рефлекс» 1. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает 1) высоту составляющих его звуков 2) направление звуковой волны 3) степень громкости звука 4)

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по теме «Человек и его здоровье» Инструкция по выполнению работы На выполнение

428 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение... 3 Глава 1. Основные этапы индивидуального развития человека... 5 Пренатальный онтогенез... 6 Постнатальный онтогенез... 14 Глава 2. Cтроение тела человека... 22 Клетка:

Задания по анатомии, физиологии и гигиене человека в ходе ЕГЭ 2002-2008 годов 2003 год 1. Опишите малый круг кровообращения. 2. Какие органы входят в мочевыделительную систему человека, какие функции она

Все пищевые вещества обладают определенным запасом энергии. Организм называют трансформатором энергии, ибо в нем постоянно происходят специфические превращения питательных веществ, приводящие к освобождению энергии и переходу ее из одного вида в другой.

Соотношение между количеством энергии, получаемой с пищей, и количеством затрачиваемой энергии носит название энергетического баланса организма . Для его изучения необходимо определение энергетической ценности пищи.

Исследования показали, что каждый грамм полисахаридов и белков дает 17,2 кДж. При распаде жиров освобождается 38,96 кДж. Отсюда следует, что энергетическая ценность различных пищевых веществ неодинакова и зависит от того, какие в данном веществе содержатся питательные вещества. Так, например, энергетическая ценность орехов оказывается равной 2723,5 кДж, сливочного масла - 3322,2 кДж и т.д. Энергетическая ценность пищевых веществ не всегда совпадает с их физиологической ценностью, ибо последняя еще определяется способностью к усвоению. Пищевые вещества животного происхождения усваиваются лучше, чем растительного.

Методы определения обмена веществ.

Количество энергии, освобождающееся в организме, зависит от химических превращений веществ в нем, т.е. от обменных процессов. Отсюда следует, что количество тепла, выделенное организмом, может служить показателем обмена веществ. Определение количества тепла, т.е. количества калорий, выделенных организмом, дает всю сумму энергетических превращений в виде конечного теплового итога. Такой способ определения энергии носит название прямой калориметрии. Определение количества калорий методом прямой калориметрии производится с помощью калориметрической камеры, или калориметра. Этот метод определения энергетического баланса трудоемкий.

Все эти определения можно произвести гораздо проще, изучая газообмен. Определение количества энергии, выделенной организмом, с помощью изучения газообмена, получило название непрямой калориметрии . Зная, что все количество энергии, выделяемой в организме, есть результат распада белков, жиров и углеводов, зная также, какое количество энергии выделяется при распаде этих веществ и какое количество их подверглось распаду за определенный промежуток времени, можно вычислить количество освобождающейся энергии. Для того, чтобы определить, какие вещества подверглись в организме окислению - белки, жиры или углеводы, вычисляют дыхательный коэффициент . Под дыхательным коэффициентом понимают отношение объема выделенной углекислоты к объему поглощенного кислорода. Дыхательный коэффициент оказывается различным при окислении белков, жиров и углеводов. Суммарная формула распада углеводов выражается следующим уравнением:

(C 6 H 10 O 5) n + 6 n O 2 = 6 n CO 2 + 5 n H 2 O.

Отсюда CO 2 /O 2 = 6/6 = 1.

Для жиров дыхательный коэффициент равен 0,7.

Зная величину дыхательного коэффициента, по таблицам можно определить тепловой эквивалент кислорода , которым называют количество освобождаемой энергии на каждый литр потребленного кислорода. Тепловой эквивалент кислорода неодинаков при разных значениях дыхательного коэффициента. Для определения количества потребленного кислорода и выделенной углекислоты пользуются методом Дугласа-Холдена. Испытуемый берет в рот мундштук, нос закрывает, и весь выдыхаемый за определенный промежуток времени воздух собирается в резиновый мешок. Объем выдохнутого воздуха определяется с помощью газовых часов. Из мешка берут пробу воздуха и определяют в ней содержание кислорода и углекислого газа; вдыхаемый воздух содержит определенное их количество. Отсюда по разности в процентах вычисляют количество потребленного кислорода, выделенного углекислого газа и дыхательный коэффициент. Затем находят соответствующий его величине тепловой эквивалент кислорода, который умножают на количество литров потребленного кислорода. При этом получают величину обмена за тот промежуток времени, в течение которого производилось определение газообмена. Затем переводят эту величину на сутки.

Основной и общий обмен веществ.

Различают общий обмен веществ и обмен веществ при полном покое. Обмен веществ в покое организма называют основным . Его определяют при следующих условиях: человек получает последний раз пищу за 12 ч до опыта. Испытуемого укладывают в постель и спустя 30 мин начинают определение газообмена. В этих условиях энергия тратится на работу сердца, дыхание, поддержание температуры тела и т.д. Но эта затрата энергии невелика. Главные затраты при определении основного обмена связаны с химическими процессами, всегда имеющими место в живых клетках. Величина основного обмена составляет от 4200 до 8400 кДж в сутки для мужчин и от 4200 до 7140 кДж - для женщин.

Обмен веществ может значительно изменяться при различных условиях. Так, например, во время сна обмен оказывается значительно меньшим. Интенсивность основного обмена во время сна уменьшается на 8-10% по сравнению с исследованием во время бодрствования. Во время работы, при мышечной нагрузке, наоборот, обмен значительно увеличивается. Увеличение обмена тем значительней, чем интенсивнее была мышечная нагрузка. В связи с этим работники различных профессий тратят неодинаковое количество энергии в сутки (от 12600 до 21000 кДж). Умственная работа вызывает незначительное повышение обмена веществ: всего на 2-3%. Всякие эмоциональные возбуждения неизбежно приводят к повышению обмена веществ. Обмен веществ изменяется и под влиянием приема пищи. После приема пищи обмен возрастает на 10-40%. Влияние пищи на обмен веществ не зависит от деятельности желудочно-кишечного тракта, оно обусловлено специфическим действием пищи на обмен. В связи с этим и принято говорить о специфическо-динамическом действии пищи на обмен , понимая под этим его увеличение после принятия пищи.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...