Что римляне позаимствовали у этрусков.

Некогда, где-то 3000 лет назад, в древней Италии процветала загадочная цивилизация. Эти люди были богатыми, элегантными и искушенными. Они пировали и пили дорогие вина, развлекали себя играми и спортивными состязаниями, тратили деньги на великолепные украшения и предметы искусства. Их называли этрусками, их мир казался раем, но он был обречен. Жрецы этрусков предсказали, что их цивилизация просуществует тысячу лет, так и случилось. За сто лет до рождения Христа этот невероятный мир исчез. Что же произошло с этой великой цивилизацией, проложившей путь могущественной Римской империи? Где этруски сейчас?

Комментарии: 2 комментария

    Где этруски? Там же, где и были — в Италии, смешанные с латинами, которые пришли туда, как дикари, а затем стали князьями мира сего. Так же, как и везде. Для учёных поиск этрусков бесконечен, хотя нужно просто прочитать то, что они писали сами. Это пытались делать многие со времён Воланского, но оказалось. что всё проще — они писали по-русски и русскими рунами. Так кто же они тогда? Дурацкий вопрос, который задают только акадэмики. Следуя «научной» методике — если на заборе написано «здесь был Вася», это надо читать — «здесь был Генрих». Может быть, пора просто услышать язык, на котором мы все говорим? Он, не смотря на все усилия «цивилизаторов» (це-вылизация, то есть вылизанные дикари), содержит в своих корнях первоосновы, образы, от которых происходят все вторичные языки. А язык — это по-русски ещё и народ. Интерсеный материал на тему русских корней многих языков здесь:
    http://publikashka.com/blog/igra_slovami/2013-01-02-132
    и
    http://publikashka.com/blog/igra_slovami_2/2013-02-08-135

    Некогда, где-то 3000 лет назад, в древней Италии процветала загадочная цивилизация. Эти люди были богатыми, элегантными и искушенными. Они пировали и пили дорогие вина, развлекали себя играми и спортивными состязаниями, тратили деньги на великолепные украшения и предметы искусства. Их называли этрусками, их мир казался раем, но он был обречен. Жрецы этрусков предсказали, что их цивилизация просуществует тысячу лет, так и случилось. За сто лет до рождения Христа этот невероятный мир исчез. Что же произошло с этой великой цивилизацией, проложившей путь могущественной Римской империи? Где этруски сейчас?

>>История: Предшественники римлян


47. Предшественники римлян

1. Природа Италии.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Второй материал, посвященный военному делу этрусков, будет основан на работах опять-таки англоязычных историков, к услугам которых были и музеи Рима, и Тосканы и, естественно, британские музеи, в которых хранится много интересных находок. Пожалуй, наиболее доступным для российского читателя в этом плане был и остается Питер Конноли, книга которого «Греция и Рим в войнах» (в русском переводе «Греция и Рим. Энциклопедия военной ») была выпущена издательством «Эксмо» уже… шестнадцать лет назад. То есть… понемногу становится раритетом, и многие ее уже не читали просто в силу возраста. Интересным изданием является англоязычный перевод французского автора Мишеля Фьюгере « римлян» (2002), где также есть раздел об этрусках и их вооружении, хотя и не большой. И хотя в ней нет цветных иллюстраций, а только графика и черно-белые фото, это прекрасная работа для всех интересующихся военным делом Рима.

Ситула из Кьюзи VII в. до н. э. (610 – 600 гг.) «Женщины с косами стоят, а к ним подбирается мужчина в шлеме коринфского типа с гребнем. Но женщины его игнорируют, что видно по гордо скрещенным на груди рукам». Археологический музей Флоренции.

В первом материале «Этруски против русских» речь шла о том, откуда этруски вместе со своими коровами перебрались в Италию. Теперь же речь пойдет о том, что здесь этруски основали города-полисы греческого образца, и каждый этрусский город, так же, как, впрочем, и греческие полисы, стал иметь собственную армию. Города были союзниками, но очень редко действовали сообща, что сильно их ослабляло. Для какого-то похода они могли объединить усилия, однако чаще они растрачивали силы в борьбе одного города с другим.

В VII в. до н.э. этруски взяли на вооружение греческую тактику и греческую фалангу. Соответственно, они использовали и построение 12 на 8 гоплитов с четырьмя командирами урагами.


Ситула из Кьюзи, на которой хорошо видны воины в гоплитском вооружении. Археологический музей Флоренции.

Как и поздние римляне, этруски старались использовать войско, которое поставляли им союзники или завоеванные народы. Питер Конноли считает, что римская армия раннего периода истории Рима была типичной этрусской армией. При Тарквинии Древнем – первом этрусском царе Рима, она включала три части: этрусков (строившихся фалангой), римлян и латинян. Воинов, вооруженных копьями, топорами и дротиками, ставили на флангах, о чем сообщает Полибий, который собственными глазами видел текст самого первого договора с Карфагеном, заключенный около 509 г. до н.э. По его словам, он был написан на архаичной латыни, так что понять его можно было лишь частично.


Этрусский воин из Витербе. Ок. 500 г. до н.э. Лувр.

Сервий Туллий, второй из этрусских царей, будучи латинского происхождения, решил реорганизовать армию в соответствии с доходами, взамен происхождения. Было установлено шесть разрядов, самый первый из которых включал самых обеспеченных людей, которых насчитывалось 80 центурий по римскому счету, или же лохов по греческому. Большую часть этих людей, видимо, составляли те же этруски. Воинам из этого разряда нужно было иметь шлем, панцирь, поножи, щит, копье и, конечно, меч. Тит Ливий использовал для описания их щита слово clipeus, «клипеус», а Дионисий называл щиты этой центурии арголийскими (аргивскими) щитами. То есть все эти люди были вооружены как гоплиты и строились для боя фалангой. В их распоряжении находились две центурии мастеров-оружейников и строителей (их называли fabri - «мастера», отсюда слова «фабрика»), которые в самих боях участия не принимали.


Этрусский щит из Тарквиния. Альтес-музей, Берлин.

Во втором разряде числились 20 центурий. Вооружены эти воины были попроще и, в частности, не имели панцирей и использовали щит скутум вместо более дорогого аргивского щита. И Дионисий, и Диодор единогласно утверждали, что он был прямоугольным, и археология это подтвердила. Была обнаружена знаменитая Кертосская ситула, относящаяся к 500 г. до н.э., украшенная чеканкой с изображениями воинов с аргивскими, овальными и также прямоугольными щитами в руках. То есть, очевидно, что форма у щитов была самая различная, и что какой-то единый образец отсутствовал!


Кертосская ситула. И на ней изображения воинов, около 500 г. до н.э. Их изучение позволяет сделать вывод, что в Италии использовались три вида щитов одновременно. Вполне возможно, что на ней мы видим типичных этрусских воинов этого времени. Музей археологии в Болонье, Италия.

Третий разряд также состоял из 20 центурий. Эти воины отличались отсутствием поножей, видимо, стоивших довольно дорого, если их наличие или отсутствие столь разительно отражалось на доходах. На 20 центурий делился и четвертый разряд. Ливий сообщает, что вооружены они были копьем и дротиком, а вот Дионисий вооружил их и скутумом, и копьем, и мечом. Пятый разряд из 30 центурий по Ливию состоял из пращников, Дионисий же добавляет к пращникам еще и метателей дротиков, сражавшихся вне строя. В пятом классе состояли две центурии горнистов и трубачей. Наконец, самое бедное население и вовсе освобождалось от военной службы. Армия подразделялась согласно возрасту на ветеранов, служивших в городах, в то время как более крепкая молодежь участвовала в кампаниях за пределами своей территории.


Этрусский керамический сосуд с изображением сражающихся воинов. Один из них одет в типичный «льняной панцирь». Музей Мартина фон Вагнера, Университетский музей (Вюрцбург).

То есть разница, что дает нам описание этих двух древних авторов, невелика, поэтому не верить им повод отсутствует. Скорее всего, второй, третий и четвертый разряды действовали на флангах аналогично тому, как это делали союзники еще до реформы Сервия Туллия. Ливий, тем не менее, утверждает, что из них формировался второй, третий и четвертый ряд в общем боевом порядке. Если все римские граждане формировали центральную часть войска, то может быть этот порядок как раз и был прототипом легиона республиканской эпохи, когда различные по вооружению воины строились вместе в три линии. Иначе трудно себе представить, как выглядело такое построение в реальности. Как бы там ни было, известно, что, когда требовалось созвать армию, каждая центурия собирала требуемое количество воинов. Так, если нужна была десятитысячная армия, то каждая центурия снаряжала две эномотии, то есть 50 человек.


Этрусская погребальная урна, середина II тысячелетия до н.э. Ворчестерский музей искусств в Ворчестере, штат Массачусетс, США.

Потом этрусков из Рима изгнали, но при этом войско лишилось большой части воинов, относившихся к первому классу. Естественно это понизило уровень ее боеспособности. Недаром Ливий писал, что круглые щиты (а, следовательно, и фаланга) применялись римлянами вплоть до введения платы за службу в конце V в. С ликвидацией царской власти роль командующих взяли на себя два претора, институт которых функционировал до середины IV в., причем каждый из них командовал половиной армии.


Этруски против римлян. Этрусские воины из храма в Пурги в Черветери ок. 550 – 500 гг. до н.э. Национальный этрусский музей, Вилла Джулия, Рим.

Так же, как и Ливий, Дионисий Галикарнасский сообщает о реорганизации в этрусско-римской армии, которую провел в середине VI в. Сервий Туллий. Оба сообщения, по сути, идентичны и восходят, скорее всего, к Фабию Ликтору, написавшего историю Рима примерно около 200 г. до н.э. Считается, что его сведения основаны на документах той эпохи. Во всяком случае, должность претора – командира воинов-ветеранов – сохранялась и в более позднее время под названием praetor urbanus, хотя его функции относились теперь исключительно к судебной деятельности. Два главных магистрата теперь назывались консулами, а словом «претор» обозначали магистратов второго разряда; во время Полибия их стало уже шесть человек.


Ахилл перевязывает раненого Патрокла. Обе фигуры в линотораксах («льняных панцирях»), усиленных чешуйками, отвязанный левый наплечник Патрокла выпрямился. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э. Роспись краснофигурного аттического сосуда. Государственные музеи, Старый музей, Античное собрание, Берлин.

Воины, входившие в фалангу и относившиеся к первому разряду, имели вооружение греческого образца, то есть круглый аргивский щит, чеканный бронзовый панцирь, анатомические поножи, шлем, копье и меч. Однако, хотя этруски и сражались фалангой, в их погребениях находят даже топоры, которыми вряд ли можно сражаться, находясь в тесном строю. Но, возможно, пишет Конноли, это оружие клали в гробницу согласно обычаю. С другой стороны, топором можно было сражаться в поединках один на один – таких, как тот, что показан на скульптурном изображении двух гоплитов из Фалерии Ветерес. Они оба вооружены по греческому образцу, кроме кривого кинжала в руке одного из бойцов. Но одно дело оружие в составе погребального снаряжения, а в фаланге использовать топор определенно нельзя.


Современная реконструкция внешнего вида воина-этруска по находкам в Тарквинии. Альтес-музей, Берлин.

На росписи из Чери (ученые их так свои находки и называют: «воин из Чери» или еще откуда-то…) показан типичный гоплит в халкидском шлеме и с круглыми нагрудными пластинами. На изображении из Кьюзи показан гоплит в полном греческом вооружении, но шлем его украшают перья по италийскому, а отнюдь не греческому, образцу. Ну, а находки в «Гробнице воина в Вульчи» (около 525 г. до н.э.) дают пример наличия смешанных видов вооружения: шлем – негау, аргивский щит и поножи греко-этрусского типа.


Этрусский корабль. Роспись в гробнице в Тарквинии.

Судя по фрескам в гробницах, греческие панцири среди этрусков были широко распространены, известны находки нагрудных пластин в форме диска, относящихся к первой половине VII в. Однако точная датировка их затруднена, так как где и когда их нашли, осталось невыясненным. Роспись из Чери, которую никак нельзя датировать раньше конца VI в., дает основание считать, что этот тип доспеха использовали и значительно позже VII в. Кстати, такие же диски мы видим и на ассирийских барельефах, а еще более поздние их образцы нашли в Испании и также в центральной Европе. Коннолли считает, что они имеют явное восточное происхождение. «Роспись из Чери» показывает, что они крепятся на торсе тремя ремнями, скорее всего, кожаными. Почему тремя? А на их обратной стороне обычно находят три петли: две наверху и одну внизу, которые закрепляли этот диск на ремнях весьма хитроумным образом. Почему нельзя было закрепить его на четырех ремнях крест-накрест, как у тех же ассирийцев, неизвестно. Хотя есть примеры и такого крепления.

Самым популярным ранним шлемом в Этрурии был шлем типа негау, получивший свое наименование по названию деревни в Югославии, около которой нашли их во множестве. Интересный экземпляр был обнаружен в Олимпии, а увидеть его можно в Британском музее. Сделанная на нем надпись говорит, что его в храм посвятил некто Гиерон, сын Дейноменеса, и жители Сиракуз, захватившие его у этрусков в морской битве при Кумах в 474 г. до н.э. Самый ранний образец такого шлема, который можно датировать, был обнаружен как раз в «Гробнице воина» в Вульчи. Без каких-либо изменений их использовали вплоть до IV, а может быть, и до III вв. до н.э. Характерной особенностью шлемов негау было бронзовое кольцо с отверстиями по его внутреннему краю, предназначенное для крепления подшлемника, благодаря которому он плотно сидел на голове. Шлем имел невысокий гребень, который иногда располагался поперек. П. Коннолли отмечает, что такие шлемы носили римские центурионы, и он же находится на знаменитой статуэтке, изображающей спартанского гоплита.


Этрусский воин. «Марс из Тоди». Грегорианский этрусский музей, Ватикан.

Конечно, соблазнительно утверждать, что это имело какое-то значение, например, что такое украшение являлось знаком отличия лохагов; и почему его тогда переняли центурионы, понятно. Однако это лишь домыслы. Доказательств этому мнению нет.

Поножи в Этрурии использовались греческого типа, без анатомически выраженного колена. Ими пользовались так же, как и шлемами типа негау (т.е. до IV – III вв.), и это, несомненно, так как их часто вместе и находят.

Удивительно, но почему-то в Этрурии защитные доспехи для бедер, лодыжек и ступней использовались даже тогда, когда в континентальной Греции их уже не применяли. Столь же долго использовали там и наручи. Изогнутый меч, или копис, распространенный в Греции и Испании с VI по III вв. до н.э., по мнению П. Коннолли, может вести свое происхождение из Этрурии, поскольку именно здесь были найдены самые ранние образцы этого оружия, датируемые VII в. до н.э. Бронзовая «сабля» из Эсте в северной Италии как раз и могла быть предтечей этого страшного оружия и подтверждает его италийское происхождение.


Великолепные находки из «Гробницы Воина» в Ланувии около Рима, датируемые 480 г. до н.э. Боевое снаряжение включает бронзовую мускульную (анатомическую) кирасу (со следами кожаной и льняной подкладки), бронзовый шлем типа негау (с золочением и серебрением, а также стеклянной пастой в имитации отверстий для глаз), и меч – копис. Другие находки включают бронзовый спортивный диск, два железных скребка для тела и бутылочку для оливкового масла. Национальный музей «Термы Диоклетиана», Рим.

Этрусские и ранние греческие мечи этого типа представляли собой рубящее оружие с клинком длиной около 60 – 65 см. Более поздние образцы из Македонии и Испании представляли рубяще-колющее оружием с клинком, длина которого не превышала 48 см.


Кираса из «Гробницы Воина».


Гробницы греков и этрусков сильно различались, различались и их взгляды на загробную жизнь. Вот гробница из археологического заповедника на мысе Макронидес в Айя-Напе на Кипре. Дверь высотой чуть больше метра, внутри помещение высотой от силы 1,5 м на две «лежанки» без намека на роспись. У этрусков все совсем по-другому.

Копья у этрусков имели самые разные наконечники. Например, это длинные наконечники, относящиеся к типу вилланова. В гробнице V в. в Вульчи нашли типичный наконечник пилума, с трубкой для крепления на древко. Значит, таким оружием в то время уже сражались, и оно известно достаточно давно.

В IV и III вв. до н.э. в Этрурии все еще продолжали пользоваться греческим наследием в области вооружения, а потом приняли также и их позднеклассический греческий стиль. На саркофаге амазонок и на гробнице Джильоли (оба памятника находятся в Тарквиниях) можно увидеть изображения типичных фракийских шлемов IV в. до н.э. и льняных панцирей, правда, их стали покрывать металлическими пластинками. Их хорошо видно, например, на знаменитой статуе Марса из Тоди, который изображен в типичном этруском доспехе. В то же время на погребальных урнах уже появились и изображения кольчуг, то есть этруски их тоже знали. Причем по конструкции это была все та же «льняная кираса», но только кольчужная. Ну, а римляне ее переняли вместе со всеми другими «находками» окружающих Рим народов.

Интересно, что на этрусских скульптурах довольно часто видны анатомические панцири, раскрашенные серой краской. Но это не означает того, что они железные; куда более вероятно, что их просто серебрили или даже лудили оловом и, может быть, что позднее так делали и в римской армии. Изображение мускулов обычно сильно стилизованные, что дает возможность легко отличить этрусские доспехи от греческих.


Гробница Львиц в Тарквинии. Ни у греков, ни у славян ничего подобного не встречалось.

Полный этрусский доспех нашли в «Гробнице Семи Комнат» в Орвието, рядом с озером Больсена. Он состоит из типичного этрусского панциря анатомического типа, поножей греческого позднеклассического типа, аргивского щита, а шлем монтефортинского типа с характерными нащечниками с тремя отштампованными на них дисками. Метательным оружием стал пилум. Тип пилума с острым хвостовиком впервые появился в северной Италии в V веке. Пилум с плоским язычком, который вставляется в прорезь на древке и крепился одной-двумя деревянными стержнями, был изображен в гробнице Джильоли в Тарквиниях, где-то в середине IV века до н.э., но самая ранняя археологическая находка такого наконечника восходит к концу III в. и сделана была опять же в Этрурии, в Теламоне. Таким образом, делает вывод П. Коннолли, генезис этрусского вооружения имеет непосредственную связь с оружием и доспехами древних греков, а затем что-то они сами заимствовали (или придумали), а у них это, в свою очередь, заимствовали римляне.

Но самое важное в культуре этрусков опять-таки связано даже не с их военным делом, а с погребальными обрядами. И это лишний раз подтверждает и тот факт, что ничего общего у этрусков не было и со славянами. Дело в том, что традиции поминовения усопших и их погребения являются одними из самых стойких. Обычай поминальных боев на могиле усопшего, заимствованная римлянами в качестве развлечения, традиция устройства расписных гробниц – ничего этого мы не видим у славян, даже намека на это нет, а ведь это важнейший атрибут духовной культуры, сохраняющийся на протяжении многих сотен, а то и тысяч лет!


Этрусский сосуд, найденный в одной из их гробниц. Вот так они выглядели в ту далекую пору. Лувр.

Посетить Грегорианский этрусский музей Ватикана поможет вот этот сайт. Там можно увидеть залы музея (и не только, собственно, этого музея) и фотографии (и описания) выставленных там артефактов: http://mv.vatican.va/3_EN/pages/MGE/MGE_Main.html
По адресу, приведенному ниже можно найти и алфавит, и словарь, и много чего еще: http://www.etruskisch.de/pgs/og.htm
А вот здесь все этрусские !
http://ancientstudies.as.nyu.edu/docs/CP/963/EtruscanNews10_winter.pdf

Недостаток письменных и материальных исторических свидетельств, значительный временной период, отделяющий современность от эпохи этрусков не позволяют пока досконально изучить жизнь представителей этой цивилизации, но известно, что и на античные народы, да и на современный мир, этруски оказали весьма заметное влияние.

Возникновение и исчезновение цивилизации этрусков

Этруски появились на Апеннинском полуострове в IX веке до н.э. и уже через три столетия представляли собой развитую цивилизацию, которая могла гордиться высоким уровнем мастерства ремесленников, успешным земледелием, а также наличием металлургического производства.

Фрагмент фронтальной стенки этрусской погребальной урны

Цивилизация Вилланова, первая из культур железного века на территории Италии, рядом ученых считается ранним этапом существования этрусков, другие же отрицают преемственность между двумя культурами, признавая версию об изгнании представителей Вилланова этрусками.

Происхождение этрусков – один из вопросов, вызывавших споры среди историков еще с античных времен. Так, Геродот утверждал, что этот народ пришел на Апеннины из Малой Азии – эта версия и сейчас имеет наибольшую популярность.


Геродот

Тит Ливий предполагал, что родина этрусков – Альпы, и народ появился благодаря миграции племен с севера. Согласно же третьей версии, этруски ниоткуда не приходили, а жили на этой территории всегда. Четвертая версия – о связи этрусков со славянскими племенами – считается в настоящее время псевдонаучной, несмотря на свою популярность.

Интересно, что сами этруски предвидели закат и гибель своей цивилизации, о чем писали в своих книгах, позднее утерянных.


Этрусский саркофаг

Причинами исчезновения народа называют как ассимиляцию с римлянами, так и воздействие внешних факторов – в частности, малярию, которая могла быть завезена в Этрурию путешественниками с Востока и распространялась благодаря комарам, во множестве населявших болотистые земли Италии.

Сами этруски молчат о своей истории – их язык несмотря на довольно успешную дешифровку надписей на надгробиях тем не менее продолжает оставаться неразгаданным.

Взаимодействие этрусков с другими народами

Как бы то ни было, около тысячи лет существования цивилизации этрусков оставили любопытные следы. Этрурия находилась в исключительно благоприятном с точки зрения природных ресурсов регионе. Здесь в изобилии встречались строительный камень, глина, олово, железо, росли леса, были разведаны залежи угля. Этруски, помимо высокого уровня развития земледелия и ремесел, преуспели и в пиратском деле – они слыли отличными кораблестроителями и держали в страхе суда других племен. Этому народу приписывают, помимо прочего, изобретение якоря со свинцовой перекладиной-штоком, а также медного морского тарана.


Фрагмент фрески с изображением корабля этрусков

Однако взаимодействие этрусков с древними народами Средиземноморья не носило характер противостояний – напротив, жители Этрурии охотно перенимали ценности Древней Греции и особенности ведения быта. Известно, что древнегреческий алфавит был заимствован сначала этрусками, а от них – римлянами. Несмотря на то, что этрусский язык ученые пока не могут перевести, записан он тем не менее греческими буквами – как на табличках из города Кортоны, обнаруженных в 1992 году.


Таблички из Кортоны с надписью на языке этрусков

Считается, что ряд слов, употребляемых и современным человеком, имеют этрусское происхождение. Это, в частности, «персона», «арена», «антенна» (в значении «мачта»), «литера» и даже «сервис» (означало «раб, слуга»).

Этруски были большими любителями музыки – под звуки флейты, чаще всего двойной, они и готовили, и воевали, и отправлялись на охоту, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий ученый и философ Аристотель.


Фреска некрополя города Тарквинии с изображением двойной флейты

Тоги, украшения, строительство городов и цирков

Вероятно, под музыку они и одевались – интересно, что знаменитая римская тога с пурпурной каймой ведет свою историю именно от этрусков. Этот большой кусок ткани, как правило, из шерсти, появился благодаря эволюции от украшенных орнаментом плащей этрусских вождей.


Этруски считаются создателями римской тоги

Женщины носили пышные юбки и лифы на шнуровке, а кроме того, очень любили украшения – впрочем, как и мужчины. Сохранились браслеты, кольца, ожерелья этрусков, сделанные из золота. Особого мастерства этрусские мастера добились в создании фибул – застежек из золота чрезвычайно тонкой работы, которыми скрепляли накидки.


Этрусская фибула из золота

Отдельного упоминания заслуживает этрусское искусства строительства городов, оказавшее большое влияние на архитектуру Рима и античности в целом. В VII веке до н.э. возникло явление Двенадцатиградия – союза крупнейших этрусских городов, среди них Вейи, Клузий, Перузия, Ватлуна и другие. Остальные города Этрурии подчинялись ближайшему из входивших в Двенадцатиградие.


Город этрусков Вольтерра

Начало строительства города этруски начинали с символического обозначения границы – ее должны были очертить запряженные в плуг бык и телка. В городе обязательно размещались три улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Географическая и историческая среда Древней Италии.

Этрусская цивилизация существовала в Италии; здесь же возник город Рим; вся его история, начиная с его возникновения в легендарные времена и кончая гибелью Римской империи на пороге средневековья, была связана с Италией.

Поэтому, приступая к рассказу об этрусках и Риме, необходимо прежде всего коснуться географических и исторических условий развития древней Италии, расположенной на Апеннинском полуострове.

Этот большой полуостров, формой напоминающий сапог, глубоко вдается в Средиземное море в его центральной части. С севера к нему примыкает широкая долина р. По, огражденная со стороны материка дугой Альп. Вдоль всего полуострова тянется горная цепь Апеннин. На севере и юге горы приближаются к западному побережью Италии, а в средней ее части — к восточному побережью. Апеннинский полуостров омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским и Лигурийским морями, которые являются частями Средиземного моря.

Условия для развития мореплавания в Италии были хуже, чем в Греции. Близ Италии мало островов. Крупнейший из них — Сицилия — служил мостом между Италией и Северной Африкой, но два других больших острова — Корсика и Сардиния — лежат довольно далеко к западу.

Береговая линия Апеннинского полуострова слабо изрезана: здесь мало удобных бухт, особенно на восточном побережье. Правда, древнейшие беспалубные и однопалубные корабли можно было почти всюду вытаскивать на берег.

Древняя Италия располагала большим, чем Греция, массивом плодородных земель: в долине р. По, в Этрурии, Кампании, Сицилии. В древнем Лации многие земли были заболочены, но с созданием осушительной системы в виде сточных каналов эта область тоже стала вполне пригодной для земледелия. Менее плодородны были почвы в центре и на юге восточной части полуострова. Италия изобилует реками.

Большинство из них теперь мелеет летом, но в древности они были полноводнее благодаря обилию лесов, позже вырубленных. Полезными ископаемыми древняя Италия была не слишком богата.

Здесь добывали мрамор и другие породы строительного камня, а также глину, пригодную для гончарного производства. В устье Тибра находились залежи поваренной соли. Зато рудных залежей почти нет; лишь в Этрурии выплавляли медь, да на о-ве Ильва (Эльба) — железо.

Благоприятные для жизни первобытных людей природные условия Италии, которая была заселена с эпохи палеолита, долгое время способствовали некоторой замкнутости ее исторического развития, в то время как, например, греков нужда в хлебе, связанная с относительным перенаселением, погнала за море ещё с VIII в. до н.э. Невозможность до появления стальных или хотя бы бронзовых орудий широкого развития земледелия в Италии с её густыми лесами и преимущественно тяжелыми почвами исключала создание более или менее высокопродуктивного хозяйства и классового общества на его базе.

Олово здесь появилось лишь с конца II тысячелетия до н.э., его, возможно, начали ввозить из Испании и Британии. Соответственно только с этого времени началось в Италии производство бронзы. Производство железа, особенно стали, распространилось ещё позже. Большая по сравнению с Грецией удаленность Италии от передовых цивилизованных стран Востока также тормозила темпы ее исторического развития в древнейшие времена.

Этнический состав населения Италии к середине I тысячелетия до н.э.

Население Апеннинского полуострова к середине I тысячелетия до н.э. отличалось этнической пестротой. Если в Греции к этому времени существовало довольно однородное по этническому составу население (греки имели даже общее самоназвание — эллины), то население Италии весьма сильно рознилось языками и культурой.

Очень древними племенами были лигуры, жители северо-западного побережья Италии, называвшегося по их имени Лигурией. Язык их остался неизвестным, неизвестны поэтому и их родственные связи.

В восточных областях Апеннинского полуострова жили племена, языки которых относились к иллирийской ветви индоевропейской семьи (или были родственны иллирийским). Из этих племен известны венеты в Северо-Восточной Италии. Населенная ими область называлась Венецией; это имя получил и город, возникшийздесь во времена поздней античности.

На юго-восточной оконечности Апеннинского полуострова жили япиги и другие иллирийские племена, по-видимому переселившиеся сюда с Балканского полуострова. Греки называли Иллирией обширную страну на северо-западе Балканского полуострова, отчасти совпадавшую с нынешней Югославией.

Большинство населения Италии к середине I тысячелетия до н.э. составляли италийские племена. Италики пришли на Апеннинский полуостров на рубеже II и I тысячелетий до н.э. с севера — из придунаиских областей. Среди италийских племен известны оско-умбры, сабины-самниты, латиняне.

С начала I тысячелетия до н.э. в Италию, Сицилию, Северную Африку, Испанию и Галлию (нынешнюю Францию) начинают проникать выходцы с Востока: этруски(Восточное (малоазийское) происхождение этрусков весьма вероятно, но окончательно еще не доказано.), финикийцы и греки. Этруски в VII — VI вв. до н.э. господствовали в Средней и Северной Италии. Финикийцы имели постоянные колонии на Сицилии, Сардинии и, может быть, Корсике.

Крупнейшим центром финикийской колонизации был Карфаген, основанный выходцами из Тира в IX в. до н.э. на северном побережье Африки напротив Сицилии. Греки в VIII—VI вв. до н.э. так густо заселили побережья Южной Италии и Сицилии, что этот район стал называться «Великой Грецией».

Позже других древних народов поселились в Италии индоевропейские племена кельтов, которых римляие называли галлами. Вторжение кельтов в Северную Италию произошло в середине I тысячелетия до н.э. Они заселили долину р. По, которую римляне стали называть Цизальцинской Галлией («Галлией по эту сторону Альп») в отличие от Трансальпийской (Заальпийской) Галлии.

Этруски. Источники об Этрусках и вопрос о происхождении этого народа.

В Средней и Северной Италии в I тысячелетии до н.э. жил народ, называвший себя расенами. Греки именовали его тирренами или тирсенами, а римляне — тусками или этрусками. Последнее название и вошло в науку. Основная область обитания этрусков, расположенная на северо-западе Средней Италии, была известна у римлян как Этрурия, в средние века ее стали называть Тосканой; это имя носит она доныне. Плодородные почвы, множество рек, самая крупная из которых — Арно, доступ к залежам медной и железной руды, выход к морю, обильная растительность — все это делало Этрурию одной из наиболее удобных для жизни людей областей Италии в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Этрусское общество было древнейшим классовым обществом на Апеннинском полуострове. Этруски еще до римлян создали в Италии федерацию городов-государств.

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов с каменными стенами и зданиями, с четкой планировкой улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, множество могильников, оружия, домашней утвари, украшений, около десяти тысяч надписей, следы этрусского влияния в культуре поздней Италии, упоминания об этрусках в сочинениях античных авторов.

Письменные памятники этрусков по буквам читаются, поскольку они пользовались алфавитом, близким к греческому; сейчас ученые понимают около 500 отдельных этрусских слов, но в целом язык этрусков непонятен. Близких родственников этого языка не обнаружено. По мнению одних, этрусский язык был родствен индоевропейским (хетто-лувийским) языкам Малой Азии; другие полагают, что он вообще не состоял в родстве с индоевропейской языковой семьей.

На основе изучения материальных и письменных памятников этрусского происхождения, а также античной традиции, которая вслед за Геродотом почти единогласно называла этрусков выходцами из Малой Азии, часть современных ученых считает, что этруски переселились с Востока — из Малой Азии или прилежащих к ней островов — и прибыли в Италию примерно на рубеже II и I тысячелетий до н.э. Но есть и другое мнение о происхождении этрусков, опирающееся на высказывания Дионисия Галикарнасского, который считал их автохтонами в Италии. Во всяком случае, в формировании этрусской народности на италийской почве, несомненно, участвовало и местное население Италии. К началу нашей эры этруски растворились среди италийского населения; вышел из употребления этрусский язык, уступив свое место латыни — языку римлян.

Экономика этрусских городов-государств.

Начиная с VIII в. до н.э. этруски занимали кроме собственно Этрурии большую территорию в Северной и Средней Италии. Основным занятием их было земледелие. Как и в других областях Италии, в Этрурии выращивали пшеницу, полбу, ячмень, овес, виноград. Хорошо было развито у этрусков льноводство. Из льняных тканей изготовляли одежду, паруса, зонты для защиты от дождя и солнца. Льняные ткани служили и писчим материалом; обычай писать полотняные книги позже перешел к римлянам. Льняные ткани использовались этрусками для изготовления панцирей. Из льна изготовлялись также сети.

Предполагается, что этруски первыми в Италии стали применять искусственное орошение.

Известно, что в тех городах, где было сильно этрусское влияние, например в Риме, при этрусских царях строились каналы, регулировалось течение рек, производилось осушение болот и озёр с помощью подземного дренажа. Осушение болот, необходимое для земледелия, было в то же время самым эффективным средством для борьбы с малярией, от которой страдало население Этрурии. Как и повсюду в Италии, в Этрурии разводили коров, овец, свиней; занимались этруски и коневодством, но в ограниченных масштабах. Конь считался у них священным животным и применялся, как и на Востоке, исключительно в военном деле.

Во II и I тысячелетиях до н.э. в Этрурии добывали медь и изготовляли бронзу. Олово поступало через Галлию из Британии. Металлургия железа широко распространилась в Этрурии с VII в. до н.э. Этруски добывали и обрабатывали огромное по тем временам количество металла. Обилие и хорошее качество металлических орудий труда содействовали развитию хозяйства этрусков, а хорошее вооружение их войска способствовало завоеваниям, установлению господства над покоренными общинами Италии и развитию рабовладельческих отношений.

Мастерство в обработке металлов этруски, возможно, вынесли с Востока, иначе остается необъяснимым тот факт, что за короткое время они ушли далеко вперед в развитии металлургии по сравнению со всеми другими народами этой страны.

Предполагается, что ремесленники были свободными людьми, объединявшимися в коллегии по профессиональному признаку. Коллегия защищала интересы ремесленников данной профессии в данном городе.

Этруски вели обширную торговлю с Грецией, финикийскими колониями, Малой Азией, племенами Италии и более северными народами Средней и Западной Европы. Торговля этрусков, как и других мореходов того времени, сочеталась с пиратством.

Между этрусками и греческими городами Италии и Сицилии шла борьба. Греческие колонисты стремились проникнуть к этрусским источникам сырья в район Ильвы, Корсики, Сардинии и южного побережья Галлии. Кроме того, греки и этруски столкнулись в процессе колонизации Средней Италии. В плодородной Кампании, где возникли греческие города Кумы и Неаполь, вскоре выросли этрусские (или италийские под этрусским господством) города Капуя, Помпеи, Нола, Геркуланум и др. Этруски стремились избавиться от посредничества греков в торговле с приморскими городами Балканской Греции и Малой Азии, для этого пытаясь, в частности, овладеть Мессbнским проливом между Италией и Сицилией. Не случайно все военные действия между греками и этрусками развертывались в VI—V вв. до н.э. в районе Сицилии, Корсики и Средней Италии.

Между этрусками и карфагенянами тоже существовало соперничество. Их торговые и колонизационные интересы сталкивались в VII—VI вв. до н.э. в Сицилии, Сардинии, Корсике, на южном побережье Галлии.

Но появление в Западном Средиземноморье греков заставило соперников объединиться против общего врага. В 535 г. до н.э. этруски (граждане г. Цере) в союзе с Карфагеном разбили греческий флот у побережья Корсики и захватили остров. Это на несколько десятилетий обеспечило этрускам свободу действий в центральном районе Средиземноморья. Этрусские товары (главным образом металлические изделия и рабы) следовали теперь па Восток через Мессинский пролив без посредничества греков. С одним из греческих городов в Южной Италии, Сибарисом, этруски поддерживали дружеские отношения и успешно сбывали сюда свои товары. Но в 510 г. до н.э. Сибарис был разрушен жителями другого южноиталийского греческого города — Кротона, а в Мессинском проливе греки установили сторожевой пост. Это явилось первым ударом по этрусской торговле на юге. Вторым оказался разгром греками (сиракузянами) объединенного этрусско-карфагенского флота при Кумах в 474 г. до н.э. С этого времени торговые связи этрусков с Грецией и Ближним Востоком, по-видимому, стали осуществляться через порты Адриатического моря, минуя Мессинский пролив. На этой торговле расцвел в V в. до н.э. этрусский город Спина в устье По.

Очень большое значение для этрусков имела их торговля с северными племенами, жившими за Альпами в Средней и Западной Европе. Заальпийским галлам они привозили для обмена бронзовые и керамические изделия, ткани и вино, причем греческий историк Диодор Сицилийский сообщает, что, например, за амфору вина италийские купцы получали мальчика-раба. На северо-востоке этруски проникали в придунайские страны, а на западе — в Испанию. В Средней и Западной Европе потребителями этрусских товаров была главным образом знать варварских племен, которая расплачивалась с этрусскими купцами рабами, оловом, янтарем. Галльский военный набег 390 г. до н.э. подорвал этрусскую торговлю не только на севере, но и в восточном направлении. Часть галлов укрепилась к югу от Альп и перерезала пути, соединявшие Этрурию с побережьем Адриатического моря. Правда, на севере этрусская культура долго сохраняла значение. Например, германцы, по-видимому, через посредничество альпийских племен еще в первых веках нашей эры получили руническое письмо, восходящее минуя латинское прямо к этрусскому.

Общественно-политичиский строй Этрусков.

В течение всей истории этрусского народа у него не было единого государства. В период своей независимости Этрурия являлась федерацией (союзом) двенадцати самостоятельных городов-государств, точного списка которых не сохранилось. В их число входили Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Руселлы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Клузий, а также Фезулы или Кортона. В случае выбытия одного из членов федерации (например, вследствие военного разгрома) в состав объединения принималось другое государство.

Так, после падения Вей, разрушенных Римом в 396 г. до н.э., на их место в федерацию была принята Популония, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение крупного портового города и важного центра металлургии, в составе государства Волатерры. Подобные двенадцатиградия этруски создали в основных районах своей колонизации — в долине По и Кампании.

В каждом из независимых этрусских государств кроме главного города имелись города, подчиненные главному. В своей внутренней жизни многие из этих подчиненных городов пользовались автономией. Каждую весну в святилище бога Вертумна в Вольсиниях собирались главы и представители этрусских государств. К этим собраниям были приурочены общенародные игры и ярмарки. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения и выбирали главу союза из числа двенадпати этрусских царей. Глава федерации, по-видимому, не имел реальной власти. Федераттия была преимущественно религиозным союзом. Единство военно-политических действий этрусских городов-государств достигалось редко: города воевали, мирились, заключали договоры независимо друг от друга и от общего согласия. Отсутствие единства этрусских государств явилось одной из главных причин их поражения в борьбе с Римом.

Основной единицей древнейшего этрусского общества была родовая община. Главы родовых общин составляли совет старейшин; из их числа, возможно, избирался лукумон. Власть лукумонов, подобно власти греческих басилеев, была пожизненной, но не наследственной. Функции лукумона неясны; некоторые полагают, что он был верховным судьей, военным предводителем и главным жрецом государства.

Развитие хозяйства, в том числе широкой внешней торговли, а также завоевания способствовали обогащению и усилению этрусской знати, которая захватывает власть в городах: в VI в. до н.э. царская власть сменяется в этрусских городах-государствах олигархическими республиками.

Некоторые исследователи полагают, что большая часть земель сосредоточивалась в руках этрусской знати. По мнению других ученых, основная масса земли находилась во владении мелких свободных крестьян.

В этрусском обществе известны три категории зависимых людей: лаутни, этэра и рабы.

В V—IV вв. до н.э. у знати было много домашних рабов, а также имелись рабы-гладиаторы. Но основную массу угнетенных составляло подневольное местное сельское население, напоминающее спартанских илотов, фессалийских пенестов и царских людей на древнем Ближнем Востоке. Лаутни — это зависимые люди, включенные в домашнюю общину своего покровителя — патрона. Большинство лаутни, как показывают их имена, происходило из чужеземцев. В категорию лаутни попадали свободные, оказавшиеся вследствие задолженности или других бедствий в подчинении у аристократов. Положение лаутни было потомственным: их дети и внуки оставались в сословии лаутни. Таким образом, лаутни — это патриархально-зависимые лица, являющиеся членами господского «дома».

Категорию этэра античные авторы отождествляют с фессалийскими пенестами. По-видимому, этэра происходили из местного, неэтрусского населения. Этэра известны в восточной и юго-восточной областях Этрурии, где до позднейшего времени сохранились остатки италийского населения. Этэра привлекались в Этрурии к военной службе и, возможно, к трудовым повинностям в пользу государства. Большинство этэра владели небольшими земельными наделами, за которые отдавали своему господину часть урожая. Другие этэра жили при дворе господина, занимаясь ремеслом или домашней работой; такие этэра назывались у этрусков лаутни этэра.

Итак, в этрусском обществе имелись, во-первых, собственно рабы (слуги, гладиаторы), во-вторых, патриархально-зависимые люди, одна часть которых была занята в собственно господских хозяйствах в качестве ремесленников и другого обслуживающего персонала (лаутни и лаутни этэра), а другая часть обрабатывала наделы за долю урожая (этэра).

Этрусская религия.

Сведения о религии этрусков сохранились лучше, чем о других сторонах жизни этрусского общества. Главными божествами этрусского пантеона были верховный бог Вертумн, функции которого известны мало, и троица богов — Тин, Уни и Мнелва. Тин был божеством неба, громовержцем и считался царем богов. Его святилища находились на высоких крутых холмах. По своим функциям Тин соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру, поэтому не случайно позже в Риме образ Тина слился с образом Юпитера. Богиня Уни соответствовала римской Юноне, поэтому они также слились в Риме в едином образе Юноны. В образе этрусской богини Мнервы видны черты, свойственные греческой Афине: обе считались покровительницами ремесел и искусств. В Риме с развитием ремесел распространилось почитание богини Минервы, образ которой был тождествен Афине-Мнерве.

Кроме перечисленных богов этруски поклонялись также целому сонму добрых и злых демонов, которые во множестве изображены в этрусских гробницах. Подобно хурритам, ассирийцам, хеттам, вавилонянам и другим ближневосточным народам, этруски представляли себе демонов в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. Например, добрые демоны лазы, соответствующие римским ларам, считались у этрусков покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной.

Важную роль в религии этрусков играло представление о мрачном загробном царстве, где собираются души мертвых. Этрусский бог подземного царства Аита соответствовал греческому богу Аиду.

В жертву богам приносили зерно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов — покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Из этого обряда у этрусков развились гладиаторские игры: рабов заставляли сражаться насмерть на похоронах их господина или с целью жертвоприношения травили людей собаками. Заимствованные у этрусков гладиаторские игры и травля людей зверями утратили у римлян свой первоначальный ритуальный смысл и превратились в кровавые зрелища, которые устраивались для развлечения горожан.

Этруски явились, по-видимому, первыми строителями храмов в Италии. Впоследствии и в Риме первые храмы были построены этрусскими мастерами.

Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Жрецы-гаруспики (гадатели) ведали гаданием по внутренностям жертвенных животных, в первую очередь по печени, а также толкованием различных знамений — необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т.п.). Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии.

Возникновение Рима.

Древнеримские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Они рассказывали, что, когда погибла Троя, некоторым троянцам удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Корабли беглецов долго носились по морским волнам. Наконец они прибыли в Италию и основали г. Альбу-Лонгу в Лации. Прошло много времени. Один из потомков Энея, царь Нумитор, был свергнут своим братом Амулием. Боясь мести со стороны детей или внуков Нумитора, Амулий принудил его дочь Рею Сильвию стать весталкой. Весталки, жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага, не имели права вступать в брак. Однако у Сильвии от бога Марса родились два сына-близнеца, Ромул и Рем. Чтобы избавиться от них, Амулий приказал бросить их в Тибр. Но младенцы были чудом спасены: волна выбросила младенцев на берег, где их вскормила волчица. Затем воспитателем детей стал пастух. В конце концов братья узнали о своем происхождении, убили Амулия, восстановили в правах своего деда, а сами основали новый город — Рим. При основании города между братьями возникла ссора, во время которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, и город получил название от его имени: Рим но-латыни Roma. В соответствии с этой легендой римляне воздвигли позже на Капитолии бронзовую статую волчицы.

Римские ученые пытались определить на основании легенд дату основания Рима. Варрон в I в. до н.э. предложил считать днем основания Рима 21 апреля 753 г. до н.э. (по нашему летосчислению). День 21 апреля был у древних латинян пастушеским праздником. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. К тому же установлено, что первые жители Рима — латиняне и сабиняне были италиками, а не выходцами из Малой Азии, италики же если и мигрировали сюда, то из Центральной Европы.

Однако ученые признают, что в римских легендах наряду с вымыслом отразились и воспоминания о реальных исторических событиях: о приблизительном времени возникновения Рима, о связи первых римских поселенцев с Альбоп-Лонгой и других фактах. Так, легенда о похищении римлянами сабинянок возникла после слияния латинской и сабинской общин в Риме. Она рассказывает, что первыми жителями Рима были только юноши — спутники Ромула, его дружина.

Соседние общины отнеслись к новым поселенцам недоверчиво и не хотели выдавать за них своих дочерей.

Тогда Ромул устроил праздник, на который пригласил сабинян. Во время пира римляне похитили девушек-сабинянок. Сабиняне пошли войной на Рим, но сабинянки сумели помирить своих отцов и мужей.

Обратимся к археологическим данным о древнейшем населении Рима и Лация. Ланий — область на западе Средней Италии. Это холмистая равнина площадью около 2 тыс. кв. км. Она ограничена морем, р. Тибром и горами. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. эту область заселили латиняне, давшие ей свое имя. Селились они преимущественно на холмах, где был более сухой и здоровый климат; в заболоченных низинах люди страдали от малярии. Жили латиняне в укрепленных поселках-городках, первоначально состоявших из примитивных хижин.

Каждый город являлся центром окружающей территории. Традиция насчитывала в Лации 30 таких поселений во главе с Альбой-Лонгой.

По-видимому, это была федерация латинских городов, созданная в целях защиты от внешних врагов. Вулканическая почва Лация была плодородна и годилась для земледелия, хотя низины и были заболочены. Большую роль в хозяйстве латинян играло скотоводство. Они разводили коров, овец, свиней. Лошадей было мало, и применялись они исключительно в военном деле. Предполагают, что заселение Лация шло из Альбы-Лонги и Рим появился позднее её.

Рим возник на левом берегу Тибра, в 23 км от его устья, на холмах. Географическое положение Рима было выгодным во многих отношениях: он стоял на судоходной реке, вблизи моря. По левому берегу Тибра, у самого подножия холмов, на которых зародился город, проходила древняя «соляная дорога», по которой в глубь страны везли соль, добываемую в устье Тибра. Холмы, особенно Капитолий и Палатин, имевшие обрывистые склоны, были удобны для обороны от врагов.

Первое поселение на месте будущего Рима возникло в X в. до н.э. на Палатинском холме. Жители этого поселка сжигали покойников так же, как это делали обитатели Альбы-Лонги. Очевидно, ото были латиняне. В IX в. до н.э. были заселены некоторые соседние холмы. Обосновавшиеся на них люди не сжигали умерших, а хоронили в могилах. По-видимому, это была другая ветвь италийских племен — сабиняне.

В VIII или VII в. до н.э., вероятно, произошло объединение латинской и сабинской общин.

Не исключено, что в VII в. до н.э. в это объединение вошла еще этрусская община, поселившаяся на одном из холмов. Предполагают, что само слово «Рим» (по-этрусски Ruma) этрусского происхождения. Таким образом, Рим возник как территориальная община, как союз, основанный не на племенной общности, а на соседской. Воспоминание об объединении трех общин при образовании Римского государства сохранилось, в частности, в том, что и в более позднюю эпоху полноправное население Рима делилось на три трибы (племени): Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков?). В конце VIII в. до н.э. Рим начал подчинять города Лация. По преданию, римляне захватили и разрушили Альбу-Лонгу.

Царский период в Риме.

В VII—VI вв. до н.э. этруски установили свое господство в Северной и Средней Италии. Рим тоже попал в сферу их влияния. Неизвестно, был ли Рим завоеван этрусками; скорее в VII в. до н. э. происходило мирное взаимодействие между ними и латино-сабинекой общиной. В VI в. до н.э.

Рим сложился как город-государство. По преданию, в Риме правили семь царей; последние трое были этруски. Ученые считают этих трех царей — Тарквиния Древнего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого — реальными историческими личностями.

При этрусских правителях Рим стал значительным центром ремесла и торговли. В это время в нем поселилось много этрусских ремесленников, возникла Этрусская улица. Рим был обнесен каменной стеной, в городе была устроена канализация; сооруженная при Тарквинии Древнем так называемая Большая клоака — облицованный камнем широкий подземный сточный канал — действует в Риме и поныне. При Тарквинии Древнем в Риме был построен первый цирк для гладиаторских игр, еще деревянный. На Капитолии этрусские мастера воздвигли храм Юпитера, который стал главной святыней римлян. От этрусков римляне унаследовали более совершенный вид плуга, ремесленную и строительную технику, медную монету — асс. У этрусков было заимствовано и одеяние римлян — тога, форма дома с атрием (внутренним помещением с очагом и отверстием в крыше над ним), письменность, так называемые римские цифры, способы гадания по полету птиц, по внутренностям жертвенных животных.

Общественный строй Древнейшего Рима.

Царский период в истории Рима (VIII—VI вв. до н.э.) был эпохой разложения первобытных отношений и возникновения классов и государства в Риме. «Римский народ» (populus Romanus) в начале своей истории являлся родо-племенным объединением. Согласно традиции, в Риме было 300 родов, которые составляли 30 курий (по 10 родов каждая) и 3 трибы (по 10 курий). Правда, эту традицию нельзя считать вполне надежной. Римская триба, в известной степени соответствующая греческой филе, - это Римская курия представляла собой объединение близкородственных-редов. Каждый род якобы состоял из десяти семей. Строгая правильность римской родо-племенной структуры носит на себе печать позднейшего искусственного переосмысления или следы вмешательства государства в первоначальный строй древнейшего Рима. Однако, как подчеркивал Ф. Энгельс, «при этом не исключено, что ядром каждого из трех племен могло служить подлинное старое племя»(Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е Т. 21, с. 120.). Возможно, древняя родо-племенная организация римского общества была преобразована путем численного уравнивания родов и курий в каждой трибе с целью упорядочения войска и государственного управления.

Согласно теориям некоторых современных ученых, родо-племенное деление римского народа уже очень рано стало дополняться, а впоследствии вытесняться территориальными общинами — пагами; в результате объединения этих пагов и возник Рим. Древние авторы считают паг основной единицей, во главе которой стоял какой-нибудь магистрат, наблюдавший за тем, чтобы жители пага хорошо обрабатывали землю и не уходили из своей общины.

В царский период в Риме родичи были связаны обычаями кровной мести и взаимопомощи. Члены рода вели свое происхождение от общего предка и носили общее родовое имя (например, Юлии, Клавдии).

В пределах родов существовали семейные общины. Римская патриархальная семья называлась «фамилией» (familia). В царский период она обычно являлась большесемейной домашней общиной, сходной с древневосточным «домом» и включавшей детей, внуков, жен сыновей и внуков, а также рабов. Глава патриархальной (агнатической) семейной общины назывался pater familias — «отец семьи» или dominus — «господин, хозяин» (от слова domus — «дом, хозяйство»). Женщины, выходя замуж, утрачивали связь со своей семейной общиной и вступали в патриархальную семью мужа, но не в его род и поэтому сохраняли свое добрачное родовое имя(Личных имен (если не считать прозвищ) женщины в архаический период вообще не имели; старшая дочь в семье носила только родовое имя, последующие — номера («Вторая», «Третья», и т. д., изредка — «Старшая», «Младшая»).). У каждой семейной общины был свой культ домашних божеств, в том числе культ семейных предков. Фамильные культы переплетались с культами, отправлявшимися пагами. Наиболее характерным для семейной и территориальной общин был культ ларов.

Во владении патриархальной семьи находились дом, скот, оружие, домашние вещи, украшения и небольшой приусадебный участок земли. Пахотная земля делилась между семейными общинами по жребию. Время от времени производились земельные переделы. Пастбища использовались членами соседской (территориальной) общины коллективно. Пустующая земля оставалась всенародной — ager publicus.

В римском обществе верховным собственником всей земли являлась община-государство.

Землевладение же (за исключением коллективного использования общинных угодий — лесов, пастбищ и т. п.) было частным. Общественное производство существовало в виде частных хозяйств патриархальных семей. Право участия в общинной собственности на землю было неразрывно связано с гражданством в общине: только римские граждане могли владеть землей и арендовать участки ager publicus в Римском государстве. Общинный, государственный характер земельной собственности обусловил и коллективный характер государственного управления. Политическими органами гражданской общины в Риме были царь, сенат и народное собрание.

Старейшие римские роды объединялись под названием патрициев Из них выделилась родовая аристократия, состоявшая из глав наиболее знатных фамилий. Эта знать впоследствии чаще всего и называется патрициями в узком смысле слова. Они захватывали в свои руки значительную долю имущества распадавшейся родовой общины, прежде всего землю, а также большую долю военной добычи.

Пришельцы и лица, утерявшие родовые связи, попадают в положение клиентов, зависимых от патрициев. Они втягиваются в патрицианские фамилии в качестве патриархально-зависимых лиц. Здесь наблюдается аналогия с древневосточными патриархально-зависимыми работниками, втянутыми в хозяйства богатых и знатных «домов». Как в Передней Азии, так и в Риме патриархально-зависимыми могли стать не только обедневшие сородичи, но и чужаки, включая вольноотпущенников. Клиенты носили родовые имена своих покровителей - патронов, участвовали в общих праздниках фамилии своего патрона; хоронили клиентов на фамильном кладбище.

Земельный надел клиент получал из рук патрона.

Клиент обянан был прислуживать в доме патрона, сопровождать его в военных походах, а также во время торжественных выходов, обеспечивать некоторые платежи например при выкупе патрона из плена.Патрон оказывал покровительство клиенту, защищал его на суде. И патриции и клиенты участвовали в народном собрании, где клиенты, конечно, голосовали по указке своих патронов. Голосование в Риме в этот период было открытым. Кроме клиентов в раннем Риме существовал еще один неполноправный общественный слой - плебс, несколько похожий на афинских метеков или спартанских периеков. Плебеи были лично свободными людьми, но стояли вне родо-племенной организации римского народа, считались чужаками в римской общине, а поэтому не обладали правами общинников.

Предполагается, что плебеи — потомки древнейшего покоренного римлянами населения Лация; впоследствии масса плебеев, вероятно, пополнялась пришельцами, оторвавшимися от своих общин, которые по собственной инициативе или по принуждению переселялись в Рим и получали там землю.Современные ученые высказывают предположения, что эти люди получали наделы или из царской земли, о существовании которой упоминают источники, или из ager publicus, поскольку общественный земельный фонд ещё далеко не весь был занят(Из такого предположения следовало бы, что земельные наделы плебеев не являлись их частной собственностью, но есть и другое мнение; юридическое основание приобретения земельных участков плебеями остается для раннего периода истории Рима неясным.). Есть основания предполагать, что в древнейшем Риме часть ager publicus была закреплена за определенными пагами, а часть оставалась в общей собственности всех объединившихся пагов. Из такого фонда могли предоставляться наделы переселенцам, из которых и пополнялся плебс.

Некоторые плебеи занимались ремеслами и торговлей, а часть отдавала себя под покровительство патрициев, становясь их клиентами.

Плебеи привлекались к несению военной службы, но не участвовали в дележе военной добычи; не допускались они и к раздилу к разделу земель из общественного фонда, увеличивавшегося в результате завоеваний. В следующую, республиканскую эпоху аграрный вопрос стал основным в борьбе между патрициями и плебеями.

Низшую социальную категорию составляли рабы. Рабами являлись преимущественно чужаки (купленные, пленные), но в рабство попадали путем долговой кабалы и люди из свободного местного населения. Итак, в древнейшем Риме существовало четыре основных сословия: патриции, плебеи, клиенты и рабы. На противоположных полюсах римского общества уже в царский период начали зарождаться классы рабов и рабовладельцев.

Рабовладельцами становились не только богатые патриции, но и богатые плебеи.

Политический строй Рима в Царский период.

Система управления в древнейшем Риме внешне сохраняла форму военной демократии, но ее административные органы все в большей степени выполняли уже классовые, государственные функции. Царь (rex) был прежде всего военачальником, а также верховным судьей и жрецом. Он выбирался всем римским народом.

По преданию, цари правили Римом с его основания до 510 г. до н.э. Рядом с царем стоял сенат — совет старейшин (от лат. senex — «старик»). Сенаторов было 300, по одному от каждого рода. Сенат вместе с царем утверждал или отвергал решения народного собрания. Оно существовало в форме куриатных комиций, что значит сходки членов курий. Народ группировался для голосования по куриям. После голосования внутри курии она подавала на комициях один голос. Плебеи к политическому управлению не допускались.

Важным событием общественно-политической жизни Рима явились ресформы предпоследнего этрусского царя — Сервия Tуллия, жившего, согласно традиции, VI в. до н.э. По преданию, он установил деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. Начиная с этого времени в Риме стала производиться через каждые четыре года перепись всех граждан и их имуществ. На основании переписи все население, включая патрициев и плебеев, делилось на шесть имущественных разрядов.

По - видимому, критерием имущественного положения гражданина считался размер его земельного надела. Люди, обрабатывающие полный надел (20 югеров, т.е. 5 га) относились к I классу; 3/4 надела — ко II классу; 1/2 надела — к III классу; 1/4 надела - к IV классу; обрабатывающие надел еще меньших paзмepoв - к V классу; совсем безземельные к VI классу. Безземельных граждан римляне называли пролетариями. Позже имущественный ценз был установлен в денежной форме. Вместо прежних трех племенных триб Сервий Туллий разделил Римское государство на четыре территориальные трибы.

Деление граждан по имущественному признаку использовалось лось прежде всего для распределения воинской повинности. Все свободное население, включая патрициев и плебеев, было обязано служить в ополчении. Первый класс выставлял 98 центурий(сотен), в том числе 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и18 центурий конницы; все остальные классы, вместе взятые, выставляли 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов(Если эти цифры достоверны, то это значит, что в городе-государстве Риме уже тогда было свыше 100 тыс. жителей, не считая рабов. Но скорее всего эти традиционные данные нельзя считать точными.). Вооружение и содержание воинов ложилось на самих граждан, а не на государство.

Традиция приписывает Сервию Туллию создание нового народного собрания — цунтцриатных комиций. Голосование в этом собрании происходило по центуриям, а при общем подсчёте голосов каждая центурия имела один голос. Первому классу было обеспечено большинство голосов: 98 против 95 голосов всех остальных классов, вместе взятых. В центуриатных комициях патриции и плебеи участвовали без различия их сословного положения, а с учетом только имущественного ценза и обусловленной им военной службы. Причина реформ Сервия Туллия коренилась в борьбе между плебеями и патрициями. Эти реформы нанесли первый удар по первоначальному сословному строю Рима и способствовали дальнейшему формированию классового, рабовладельческого общества.

В качестве приблизительного хронологического рубежа между царским и республиканским периодами римской истории современная наука признает традиционную дату — 510 г. до н.э. Согласно преданиям, этрусское господство и в то же время царский период в Риме кончились в связи с восстанием римлян против этрусского царя Тарквиния Гордого. По римской легенде, толчком к восстанию послужило то, что царский сын Секст Тарквиний обесчестил женщину патрицианского рода Лукрецию и та покончила жизнь самоубийством. Движение против царя возглавили патриции, стремившиеся захватить власть в свои руки. Вспыхнувшее восстание заставило Тарквиния Гордого бежать вместе с семьей в Этрурию, где он нашел приюг у царя города Клузия Порсены.

Этруски сделали попытку восстановить свое господство в Риме. Порсена осадил Рим. По преданию, юноша Муций отправился в лагерь этрусков с целью убить Порсену. Будучи схвачен, он сжег на огне свою правую руку, чтобы показать презрение к пыткам и смерти. Изумленный стойкостью римского воина, Порсена не только отпустил Муция, но и снял осаду с Рима. Муций получил прозвище «Сцевола», что значит «Левша», которое стало передаваться по наследству. Имя Муция Сцеволы стало нарицательным: оно обозначает бесстрашного героя, жертвующего всем для отечества.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...