Что сделал понтий пилат. Пятый прокуратор иудеи

Александр Ткаченко
  • Библейская энциклопедия
  • Библейский словарь Нюстрема
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Иосиф Флавий
  • По́нтий Пила́т - пятый префект Иудеи (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека .

    До 4 года по Р.Х. Иудеей правил , затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией.

    Историчность фигуры

    До ХХ века о Пилате свидетельствовала и несколько древних историков. В 1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей.

    Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат - прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе. Имя Пилата нам неизвестно.

    Должность

    Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) - управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией.

    Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций. С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему. Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе.

    На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

    Характер Пилата

    Судя по трудам античных историков, своим современникам Пилат запомнился как грубый вояка, жестокий каратель, взяточник и карьерист.

    Филон Александрийский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

    Пилат и Христос

    Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх от того, что Иисус мог быть полубогом (человеком, рождённым от любви божества и человека). Против казни также выступила жена чиновника. Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает ограничиться бичеванием Осуждённого. Но иудейские старейшины пригрозили Пилату жалобой императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор.

    В итоге карьерные соображения превысили у Пилата страх перед «местным Божеством» и он вынес смертный приговор Спасителю, выбрав из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд () для собственной защиты.

    Что было с Пилатом после Христа?

    Последнее, что мы достоверно знаем о Понтии, - это то, что в 36 году после очередного жестокого подавления народного недовольства на него в который раз написали жалобу в Рим. Наконец она возымела действие в столице, и легат Сирии Вителлий отстранил наместника от должности префекта и отправил его в Рим.

    Что было дальше - документы не говорят. Зато сохранилось множество апокрифов и откровенно легендарных сведений о судьбе бывшего чиновника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынешняя Франция), где он, не выдержав лишений и позора, наложил на себя руки. По другим рассказам, префект даже стал христианином и был замучен во время гонений Нерона около 64 года.

    Жену Пилата звали Клавдия Прокула. По преданию, после Воскресения Христа она уверовала и приняла Крещение. По одной из версий, именно супругу опального префекта имел в виду апостол Павел, передавая своему ученику Тимофею привет от некоей римлянки Клавдии (). В Греческих Православных Церквах (например, Константинопольской) Прокула причислена к лику святых.

    Для чего имя Пилата внесено в Символ веры?

    Слова «при Понтийском Пилате» в Символе веры являются указанием на историчность факта распятия Спасителя.

    Правителем (игемоном ) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с по 41 годы , был в должности префекта .

    Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями . Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев , вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость» .

    Понтий Пилат в христианской традиции

    По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки »).

    После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим . Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

    Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии , где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр , но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне , где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном . На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата "Pilatusberg". По другим сообщениям, он был казнён Нероном . Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

    Имя Понтия Пилата - одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры : «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого ». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате » - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

    Апокрифы о Понтии Пилате

    Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов , а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. ) - в результате возникло двойное имя - Клавдия Прокула . Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня .

    Суд Пилата

    Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор . Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию , возложению тернового венца) - поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых .

    Исторические свидетельства

    Помимо Нового Завета , Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия , Филона Александрийского и Тацита . В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии , который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

    …]S TIBERIÉUM …PON ]TIUS PILATUS ..PRAEF ]ECTUS IUDA[EA ]E ..́.

    что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам ». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

    Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).

    В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем - начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов -III веков , и заканчивая подделками XX века - такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

    Пилат в искусстве и культуре

    Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова , «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса , «Евангелие от Пилата» Эрик-Эмманюэля Шмитта , «Кредо Пилата» Карела Чапека , «Смирительная рубашка» Джека Лондона , «Плаха » Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне , музыке (например, рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда » Эндрю Ллойда Уэббера , песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом » (1634) Рембрандта , «Что есть истина? » (1890) Николая Ге , а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха , Караваджо , Корреджо , Тинторетто , Михая Мункачи и многих других.

    В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:

    • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
    • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
    • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
    • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский » (I.N.R.I.), Германия, 1923)
    • Виктор Варкони («Царь царей », «The King of Kings» (Австрия, 1927)
    • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
    • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
    • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
    • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
    • Ричард Бун ("Плащаница" (США, 1953)
    • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
    • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
    • Фрэнк Тринг («Бен-Гур », США, 1959)
    • Хурт Хетфилд («Царь царей» , 1961)
    • Жан Маре («Понтий Пилат» , Италия - Франция, 1961)
    • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея» , 1964)
    • Ян Кречмар («Пилат и другие », ФРГ, 1972)
    • Барри Деннен («Иисус Христос - суперзвезда» , 1973)
    • Род Стайгер («Иисус из Назарета» , 1977)
    • Харви Кейтель («Дело Назаретянина », 1986)
    • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа », 1988)
    • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита» , Польша, 1989)
    • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита» , Россия, 1994)
    • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
    • Фред Йохансон («Иисус Христос - суперзвезда» , 2000)
    • Христо Шопов («Страсти Христовы» , 2004); "Расследование", 2006.
    • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита» , Россия, 2005)
    • Скотт Смит («Пилат», 2008)
    • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)

    Напишите отзыв о статье "Понтий Пилат"

    Примечания

    Ссылки

    Понтий Пилат

    Понтий Пилат, рим. прокуратор, управлявший Палестиной как частью рим. провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. Понтий - родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Неизвестно, однако, принадлежал ли он к этому роду по происхождению или имя "Понтий" было даровано ему при усыновлении. После смещения Архелая (см. Архелай) (см. Архелай) (Мф 2:22) в 6 г. по Р.Х. в Иудее было установлено прямое правление Рима. Во главе провинции был поставлен прокуратор (см. Наместник), подчинявшийся проконсулу Сирии. Пятым в череде этих наместников, преемником Валерия Грата, стал П.П. (26 г. по Р.Х.), назначенный на этот пост имп. Тиберием по протекции могуществ. фаворита Сеяна. Высокомерный и жестокий, П.П. с презрением относился к иуд. народу, не раз оскорблял его религ. чувство. Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах к-рого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население к-рого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. П.П. распорядился также отчеканить монеты с изображением рим. свящ. сосуда (симпулюма), что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк 13:1) . Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П. в деле Иисуса (Мф 27:2,11-26; Мк 15:1-15; Лк 23:1-25; Ин 18:28 - 19:16) . Жена П.П. просила его не делать зла Праведнику (Мф 27:19) , но он, желая угодить толпе, отдал Иисуса на распятие, хотя перед этим и говорил, что не видит вины этого Человека (Ин 18:38; 19:4,6) . В знак того, что он невиновен "в крови Праведника Сего", П.П. умыл руки (Мф 27:24) . Желая использовать возможность примирения с Иродом Антипой (см. Ирод Антипа), П.П. направил Иисуса к нему (Лк 23:7-12) . Конец правления П.П. ознаменован еще одним кровавым событием. Однажды на горе Гаризим собралась большая вооруж. толпа, подстрекаемая неким самарянином, утверждавшим, что может показать место, где Моисей спрятал золотые сосуды. П.П. послал на разгон толпы солдат, несколько человек было убито, а взятые в плен - казнены. Самаряне направили жалобу Вителлию, проконсулу Сирии, после чего в 36 г. был назначен другой прокуратор, а П.П. вызван для ответа в Рим. Затем, по нек-рым сведениям, П.П. был сослан на юг Франции, в Виенну. Предание гласит, что он покончил жизнь самоубийством.


    Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

    Смотреть что такое "Понтий Пилат" в других словарях:

      Лат. Pontius Pilatus … Википедия

      Центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 1940). Сын короля звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник П.П. по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2 й главы «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей… … Литературные герои

      - (Pontius Pilatus), римский прокуратор (наместник) Иудеи в 26 36, при котором был распят Иисус Христос … Современная энциклопедия

      - (Pontius Pilatus) римский наместник Иудеи в 26 36, отличавшийся жестокостью. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа … Большой Энциклопедический словарь

      Pontius Pilatus римский наместник Иудеи в 26 36. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      Понтий Пилат - (Pilate, Pontius), рим. наместник Иудеи (26 36 н.э.), возглавлял суд над Иисусом Христом и приговорил его к распятию обычному наказанию для неримлян, обвиненных в подстрекательстве к бунту. О его роли на суде упоминает Тацит и рассказывает Новый… … Всемирная история

      Понтий Пилат - (Pontius Pilatus), римский прокуратор (наместник) Иудеи в 26 36, при котором был распят Иисус Христос. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20 х начале 30 х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. П. П. один из главных героев романа «Мастер и Маргарита». На первый взгляд, П. П. у Булгакова человек без биографии, но на… … Энциклопедия Булгакова

      Понтий Пилат - римский прокуратор () Иудеи в 26 36 гг. В некоторых источниках охарактеризован как продажный и жестокий человек, хотя, согласно Евангелиям, Понтий Пилат, при котором был распят Иисус Христос, всячески пытался спасти Его и умыл () руки,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

      - (Pontius Pilatus), римский наместник Иудеи в 26 36, отличавшийся жестокостью. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. * * * ПОНТИЙ ПИЛАТ ПОНТИЙ ПИЛАТ (Pontius Pilatus), римский наместник Иудеи в 26 36. Согласно… … Энциклопедический словарь

    Книги

    • Тайны античного мира , Кир Булычев. Тайны и загадки античного мира много столетий не дают покоя людям. Существовала ли Троя? Жил ли в Древней Греции Дедал? Кто такие были этруски? Где родился Понтий Пилат? Куда исчез флот…

    На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» - «...распятаго же за ны при Понтийстем Пилате»... Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

    Понтий Пилат

    Понтий Пилат. Фрагмент картины Христос перед Пилатом Михая Мункачи

    Немного истории

    Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) - пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

    Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

    По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius - это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю)). Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

    Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

    Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников). Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок - нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию - восстание. Это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

    Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии - резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения...

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    Однако Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок – суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь. Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат. Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте - это римская традиция смертной казни.

    Суд над Иисусом Христом

    В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория, которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд. Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    Резиденция Пилата в Иерусалиме - претория

    Предварительное "дознание" в доме Анны

    Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной.

    Великий Синедрион состоял из 71 судей. Членство в синедрионе было пожизненным. Мы знаем имена только 5 членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа, Анна(утративший к тому времени права первосвященства), святые праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Возглавлял синедрион первосвященник Каиафа. Среди членов суда, имевший большой вес, был также бывший первосвященник Анна, находившийся до Каиафы во главе синедриона свыше 20 лет. Но даже после отставки он продолжал активно участвовать в жизни общества Иудеи.

    С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

    Заседание синедриона в доме Каиафы

    Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: "вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб" (Ин. 11:49–50).

    В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё "провернуть" за пятницу, т.к. следующий день был субботний - заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

    Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).)

    Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:18–19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос - Сын Божий?» Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал!» то есть: «Да, ты верно сказал, что Я - обещанный Мессия», и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных.» Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его!» И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

    Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

    Суд Пилата

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    Иисус Христос на суде у Пилата

    Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

    Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) - поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену - только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление.)

    Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.»(Ин.18:29-38)

    Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа - «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.

    Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).

    Клавдия Прокула - жена Понтия Пилата

    Бичевание

    Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям - вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

    При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов - Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек!» (Ин. 19:5), - произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят».

    Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

    На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

    Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)...

    После распятия

    В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.

    Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному - Пилат закончил жизнь самоубийством.

    По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, - Тиберий - к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах..

    Апокрифы о Понтии Пилате

    Имя Понтия Пилата упоминается в некоторых раннехристианских апокрифах II века.

    Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. К числу таких псевдодокументов, датируемых XIII века относятся «Евангелие от Никодима», «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата».

    Примечательно, что в Эфиопской Церкви помимо жены прокуратора Клавдии Прокулы, к лику святых причислен и сам Понтий Пилат.

    Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»

    Понтий Пилат - центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940). Сын короля-звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2-й главы: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

    Изучив роман можно сделать вывод, что образ Понтия Пилата очень противоречив, он не просто злодей и трус. Он человек, которого социальные условия, сложившиеся до него держат в определенных рамках. Михаил Булгаков в своем романе показал прокуратора как жертву, как человека терзающегося муками совести. Пилат наделен сочувствием к Иисусу, в проповедях которого он не видит никакой угрозы общественному порядку.

    Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным событием в жизни Пилата и Совесть не даёт прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь. Он не может избавиться от видения казненного Иешуа и мучается две тысячи лет, мечтая встретиться с Ним. Вот, собственно, и все, что мы узнаем из романа Михаила Булгакова.

    Образ булгаковского Пилата одинок, в романе ничего не говорится о жене игемона Клавдии - единственным другом всадника является преданный пёс Банга.

    У Булгакова в романе очень много отступлений от Евангелия. Так, перед нами иной образ Спасителя - Иешуа Га-Ноцри. Вопреки изложенной в Евангелии длинной родословной, восходящей к роду Давидову, ничего не известно ни об отце, ни о матери Иешуа. У него нет братьев. «Я не помню моих родителей», – говорит он Пилату. И еще: «Мне говорили, что мой отец был сириец...» Писатель лишает своего героя семьи, быта, даже национальности. Убирая все, он формует одиночество Иешуа...

    В числе существенных изменений, внесенных Булгаковым в евангельское предание, – иИуда. В отличие от канона, в романе он не апостол и, следовательно, не предавал своего учителя и друга, поскольку ни учеником, ни другом Иешуа не был. Он – профессиональный соглядатай и доносчик. Это его форма заработка.

    В романе «Мастер и Маргарита» всё сосредоточено на опровержении сути Евангельского События – Страстей Христовых. Сцены казни Иешуа Га-Ноцри лишены непомерной жестокости. Иешуа не мучили, не издевались над ним, и умер он не от мук, которых, как видно из текста, и не было, а был убит по милости Понтия Пилата. Нет и тернового венца. И бичевание заменено одним ударом бича кентуриона Крысобоя. В романе нет и тяжкого несения креста. И крестного пути, стало быть, фактически нет. Есть повозка с тремя осужденными, смотрящими вдаль – туда, где их ждет смерть, на шее каждого из них доска с надписью «Разбойник и мятежник». И еще повозки – с палачами и необходимым, увы, рабочим инвентарем для произведения казни: веревками, лопатами, топорами и свежеотесанными столбами... И все это отнюдь не потому, что солдаты добры. Просто им – и солдатам и палачам – так удобней. Для них это будни: у солдат – служба, у палачей – работа. Царит привычное, незаинтересованное равнодушие к страданию и смерти – со стороны властей, римских солдат, толпы. Равнодушие к непонятному, непризнанному, равнодушие к подвигу, состоявшему зря... Иешуа казнен не распятием гвоздями на кресте, символе скорби, как Иисус Христос (и как было предсказано пророками), а просто привязан веревками к ”столбу с поперечными перекладинами. В смертный час нет не только группы апостолов и женщин, скорбно застывших вдали (по Матфею, Марку и Луке) или плачущих у подножия креста (по Иоанну). Нет и толпы, насмехающейся и кричащей:«Если ты Сын Божий, сойди с креста». У Булгакова: «Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим». Нет и двенадцати апостолов. Вместо двенадцати учеников – один Левий Матвей... А что говорит Иешуа Га-Ноцри, умирая на кресте? В Евангелии от Матфея:«...около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Илu, Илu! ламa савахфанu? То есть: Боже мой, Боже мой! для чего ты меня оставил?» Похожая фраза в Евангелии от Марка. У Иоанна короче, одно слово: «сказал: совершилось». У Булгакова последнее слово казнимого: «Игемон...»

    Кто же он такой – Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»? Бог? Или человек? Иешуа, которому, кажется, открыто все – и глубокое одиночество Пилата, и то, что у Пилата мучительно болит голова, заставляя его помышлять о яде, и то, что гроза будет позже, к вечеру... Иешуа ничего не знает о своей судьбе. У Иешуа нет божественного всеведения. Он человек. И это представление героя не богочеловеком, а человеком бесконечно беззащитным...

    Придется признать, что Булгаков сочинил другого Пилата, не имеющего ничего общего с историческим прокуратором Иудеи Понтием Пилатом.

    Уже две тысячи лет богословы, историки, писатели, художники пристально всматриваются в образ этого человека. Его имя не было известно большинству современников, проживавших в Римской империи. Но сегодня около двух миллиардов христиан в разных уголках нашей планеты, читая Символ веры, произносят имя Понтия Пилата, осознавая реальность событий, которые изменили ход человеческой истории, - «...распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием...»

    «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

    Долгие годы большинство наших соотечественников по данному фрагменту из «Мастера и Маргариты» представляли себе пятого римского прокуратора провинции Иудея. Неудивительно, что для читателей Булгакова Пилат был, скорее, легендарным, художественным образом. Мифологическая школа* также приложила немало усилий, чтобы большинство персонажей евангельского повествования потеряли в нашем представлении связь с историей...

    * Система теорий, впервые предложенных в XVIII в. Шарлем Дюпюи (1742-1807) и Константином Вольнеем (1757-1820), в которых главным образом утверждается то, что Иисус Христос - это вымышленный образ, как лишено исторической основы и всё евангельское повествование.


    Сегодня одним из важнейших исторических источников наших знаний о Понтии Пилате являются труды еврейско-римского историка Иосифа Флавия. Равно для нас важны и письменные свидетельства таких историков, как Филон Александрийский, Тацит, Светоний, Евсевий Кесарийский...

    Кесарийский артефакт

    Вплоть до ХХ в. археологи не располагали никакими материальными доказательствами пребывания в провинции Иудея такого римского наместника, как Понтий Пилат. И поистине сенсацией стало обнаружение в 1961 г. в Кесарии во время раскопок театра ценного артефакта. Эта находка заставила даже упрямых скептиков и рационалистов относиться к прокуратору как к историческому лицу.

    Вот текст памятника:

    «.........STIBERIEUM
    .........TIUSPILATUS
    .........ECTUSIUDA...E»

    Фрагмент стелы с надписью на латыни в левой части был искусственно стёсан рабочими в IV в. по Р. Х. для его вторичного употребления в качестве ступени лестницы. Но специалисты по призрачной эпиграфике всё же попытались восстановить надпись:

    «S TIBERIEUM
    TIUS PILATUS
    ECTUS IUDAE»
    «Жителям Кесарии Тиберий
    ............Понтий Пилат
    ............префект Иудеи
    »

    Обнаруженный артефакт не только материально подтвердил письменные свидетельства римских и еврейских историков о реальном существовании Пилата, но и положил конец спорам по поводу официального титула римского наместника. Дело в том, что в Вульгате* Понтий Пилат именуется прокуратором, а в Иудее, по мнению многих историков, со времени установления прямого правления Рима (6 г. по Р. Х.) управляли префекты («смотритель, блюститель»). Этот факт также спровоцировал сомнения насчёт историчности римского наместника. Помимо Вульгаты прокуратором Пилат титулуется только у Тацита. Евангелисты называют Пилата просто ἡγεµών - «правитель» (Мф. 27, 2; Лк. 3, 1).

    * Vulgata Versio («общепринятая версия») - перевод Священного Писания на латинский язык, сделанный блаженным Иеронимом Стридонским в V в.

    Сегодня уже очевидно, что в большинстве греческих текстов I-II вв. титулатура не имеет единообразия, и сановник, официально именовавшийся префектом, во многих источниках часто назывался ἐπίτροπος («наместник»). Так Понтия Пилата называли, например, Филон Александрийский и Евсевий Кесарийский.

    В своё время крупнейший знаток римской истории Т. Моммзен отметил, что префектами у римлян первоначально назывались командиры вспомогательных конных и пеших отрядов, а со времён Августа должность префекта стала военно-административной: помимо префекта претория - командира преторианской гвардии - появился городской префект Рима, заменивший городского претора; несколько префектов отправлялись в важнейшие императорские (не сенаторские) провинции. Одной из них и была Иудея.

    Информация к размышлению

    По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 г. до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius - это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Что касается наименования Пилат (Pilatus), можно предположить, что это прозвище, которое было получено будущим наместником Иудеи при начале военной карьеры. Pilum - метательное копьё римских пехотинцев с тяжёлым древком, использовавшееся в ближнем бою. Основная цель метания этого копья - вонзить его в щит противника. Вонзаясь в щит, это орудие пробивало металлическую обшивку, глубоко погружаясь в деревянную основу щита. Противник не имел возможности дальше вести бой, не сбросив с себя щит, т. к. тяжёлое древко этого копья лишало его манёвренности. Скорее всего, ещё в молодости, во время военных кампаний, будущий римский префект и получил прозвище Pilatus («копьеметатель») за прекрасное владение этим оружием.

    В государственную ближневосточную командировку Пилат отправился в сопровождении своей супруги Клавдии, незаконной дочери здравствовавшего императора Тиберия (обратим внимание на эту деталь) и внучки императора Августа Октавиана.

    Особенности римского прокураторства

    «Хороший пастух стрижёт своих овец, но не сдирает с них шкуры», - такую директиву получали от императора Тиберия все сановники, представлявшие власть римского престола в провинциях империи.

    Но титулатура procurator - «заведующий доходами императора, или попечитель» - понималась самими прокураторами не всегда верно. Очень часто казна императора путалась с собственными карманами и командировка в римские провинции рассматривалась чиновниками как возможность умножения личного благосостояния. Само же налогообложение было произвольным и часто принимало масштабы конфискации. Не менее возмутительными были и способы поборов. Налогоплательщиков, не способных больше делать взносы в имперскую казну, бросали в тюрьмы.

    Иудея в этом отношении не была исключением, а так как она была беднее других провинций, то быстрее оскудевала и разгул поборов именно здесь чувствовался особо болезненно.

    Первые столкновения

    Новый римский префект Иудеи Понтий Пилат вступил в свои права в 25 г. по Р. Х., расположившись, как и все его предшественники-прокураторы (Копоний, Марк Амбивий, Руф Тиней, Валерий Грат), в городе-резиденции - Кесарии Приморской.

    По всей видимости, предшественники Понтия Пилата уже смогли сформировать у местного населения «особое отношение» к римскому присутствию на Святой Земле. Наверняка и сам Пилат слышал о строптивости евреев, чьи неоднократные восстания приходилось подавлять римлянам. Поэтому объясним жест, которым Пилат начал своё правление на Святой Земле, - внесение в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию. Скорее всего, причиной такого поворота событий в этой истории, как и в некоторых других эпизодах «Иудейской войны», было желание автора, Иосифа Флавия, представить перед римским читателем в самом выгодном свете и самого прокуратора, и своих соотечественников.

    Можно сказать, что первое столкновение между Пилатом и местным населением окончилось победой последних. По всей видимости, именно этот инцидент, обостривший ненависть прокуратора, и объясняет последующее отношение к подобным ситуациям.

    Иерусалимский акведук

    Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения расширить сеть водоснабжения Иерусалима. Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок - нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию - восстание. «Много десятков тысяч иудеев собрались около рабочих, занятых сооружением водопровода, и стали громко требовать, чтобы наместник оставил свой план». В типичной для автора «Иудейских древностей» манере Иосиф Флавий попытался смягчить ситуацию: «Как то обыкновенно бывает в таких случаях, некоторые из них позволили себе при этом оскорбить Пилата ругательствами». По всей видимости, это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

    Галилейские паломники или зелоты?

    Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их (Лк. 13, 1). Вокруг этого стиха можно строить разные догадки, но очевидно, что речь шла об известном в то время событии, так как перед словом Γαλιλαίων стоит определённый артикль τῶν. Не зная подлинных мотивов прокуратора, мы можем лишь предполагать, что группа галилейских паломников была отождествлена Пилатом с мятежными галилеянами-зелотами. Это и могло стать причиной неожиданной резни прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения.

    Ещё одно столкновение, описанное еврейским историком Филоном Александрийским (25 г. до Р. Х. - 50 г. по Р. Х.), происходит спустя небольшой временной отрезок, опять же, в Иерусалиме. По приказу Пилата, на стенах его иерусалимской резиденции (дворца Ирода Великого) были повешены золотые щиты - на этот раз без изображения императора, но с текстами посвящения от дарителя. И вновь группа парламентариев от местного населения, возглавляемая четырьмя князьями из семьи Ирода Великого, обращается к Пилату с просьбой убрать щиты. Своё обращение делегаты подкрепляют угрозой жалобы самому императору, которого они многозначительно называют своим господином.

    Первое, на что следует обратить внимание: совершенно невероятно, чтобы император стал вмешиваться в решения своего зятя-префекта по такому незначительному поводу (об отношении императора к Иерусалиму и вообще к евреям мы поговорим ниже). Даже если бы это и произошло, дело кончилось бы конфискацией дворца в пользу римского престола, как это было в подобных ситуациях в Галлии, Испании, Сирии, Греции и т. д. Второе: дворец Ирода не имел никакого религиозного значения. После смерти Ирода Великого дворец служил иерусалимской резиденцией римских наместников, и новые хозяева дворца, нисколько не оскорбляя чувств религиозного населения, могли обозначить его своими видимыми символами. Вероятно, основной причиной протеста было желание представителей семьи Ирода вернуть прежний вид фасаду родового дворца (ведь номинально дворец продолжал принадлежать им). Под их водительством и было организовано возмущение.

    Отношение Рима

    Примечательно, что и в данном случае, и в других подобных ситуациях евреи пытались изменить решение Пилата, апеллируя к суду императора. Наступило время представить подлинное отношение Рима (и самого Тиберия) к евреям и Иудее. Это поможет прояснить, почему именно здесь оказался Понтий Пилат и почему именно он, а также вообще понять ситуацию, которая сложилась к этому времени на Ближнем Востоке.

    Императору Тиберию принадлежат слова: «Пусть меня ненавидят, лишь бы боялись». Из римских источников нам известно, что именно при императоре Тиберии был издан ряд указов, согласно которым был запрещён «еврейский культ», а все предметы религиозного орната «суеверной религии» в самом Риме и его окрестностях подлежали сожжению. По свидетельству Светония, «евреи, способные носить оружие, были призваны на военную службу в подразделения, находившиеся в районах, где свирепствовали эпидемии. Люди же, по возрасту не подлежащие военной повинности, высылались в дальние провинции без права вернуться в Рим. Нарушившие этот запрет отдавались в рабство». А Иосиф Флавий уточняет, что те евреи, которые уклонялись от воинской службы, ссылаясь на религиозные законы, подвергались смертной казни.

    Идеологом подобной политики римского престола, своего рода Гиммлером Древнего Рима, был всемогущий советник императора Тиберия Сежан. Именно он, по свидетельству Евсевия Кесарийского, предпринимал «энергичные шаги по истреблению всей еврейской расы». Некоторые историки предполагают, что по рекомендации Сежана Тиберий направил в Иудею Понтия Пилата.

    Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». По всей видимости, Понтий Пилат, являясь покорнейшим слугой императора-тестя, решительно проводил политику своего родственного патрона по отношению к населению Иудеи. Вряд ли угроза возмущённых евреев пожаловаться императору Тиберию могла испугать римского наместника.

    Сохранившиеся «пруты» - бронзовые монеты, отчеканенные в период прокураторства Понтия Пилата в Иудее, - также отражают его открытое презрение к культуре местного населения. Пилат был единственным прокуратором, который позволял себе чеканку на монетах языческих символов (например, simpulum - церемониальный ковш для жертвенных возлияний, lituus - жезл языческих жрецов), что оскорбляло религиозные чувства евреев.

    Апокрифическая метаморфоза

    Многим христианам на протяжении двух тысяч лет образ римского наместника, в чьё прокураторство был распят Господь Иисус Христос, представлялся иначе.

    По всей видимости, ещё на раннем этапе этому способствовала широкая известность в среде ранне¬христианских общин документов, которые по своему характеру напоминали стенографические отчёты. Хорошо отлаженная работа архивариусов в римских провинциях давала надежду на существование канцелярских документов, зафиксировавших такой громкий процесс, как суд над Христом. Так, сочинение, изобилующее всевозможными деталями суда над Спасителем, известное под названием Acta Pilati («Акты Пилата»), упоминалось уже во II в. святым Иустином Мучеником, а позднее Тертуллианом и Григорием Турским.

    Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. В связи с этим интересен апокрифический памятник, возводящий своё авторство к Никодиму - тайному ученику Христа, вероятнее всего, по той же причине, по которой имена апостолов (Петра, Фомы, Филиппа) появлялись в заглавиях других апокрифов. Причём «Евангелие от Никодима» было очень хорошо известно у нас на Руси. Один из древнейших списков этого памятника датируется XIII в. (библиотека храма Святой Софии Новгородской). К числу псевдодокументов мы можем также отнести «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата». Диапазон создания этих подделок растянулся от II в. до позднего Средневековья.

    В свете вышесказанного интересно, что в Эфиопской Церкви Понтий Пилат и его жена Клавдия Прокула причислены к лику святых. В одной из средневековых эфиопских рукописей, называемой «Исповедью Пилата», в уста Пилата вкладывается такое исповедание, произнесённое у гроба Спасителя: «Я верую, что Ты воскрес и мне явился, и верую также, что Ты, Господи, не будешь судить меня, ибо я действовал, осуждая Тебя, из боязни евреев. Верую в Твои слова и в дела, которые Ты совершил, когда находился среди людей». Несомненно, эта легенда, как и другие предания, представленные в апокрифической литературе, имеют очень условное отношение к историческому Пилату.

    Впрочем, точка зрения апокрифов на личность Пилата была не единственной в христианской среде. Отец церковной истории, епископ Кесарии Палестинской Евсевий, ссылаясь на римских историков, говорит: «Понтий Пилат, впав во многие нечестия, умертвил себя собственною рукою, как о том пишут римские историки». И если вести разговор в категориях исторической достоверности, то следует признать: ни Новый Завет, ни свидетельства историков не дают оснований обелять Пилата, как это делается в указанных выше апокрифических памятниках.

    О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Пилат был, несомненно, жёстким и изворотливым человеком, достаточно вспомнить, как он подавил протест жителей Иерусалима, обвинивших его в расхищении храмовой казны. Допустить, что столь беспринципный правитель будет до конца стоять за справедливость и законность в судебном разбирательстве, - весьма сложно. И хотя в евангельском повествовании прокуратор Иудеи представлен как человек колеблющийся, из этого никак не выводится факт его невиновности в смерти Иисуса. Напротив, из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат, Спаситель был распят на Кресте, что само по себе должно обратить на себя внимание, ведь распятие на кресте - это римская традиция смертной казни.

    Спустя примерно 80 лет после смертной казни Господа на Голгофе римский историк Тацит свидетельствовал о недвусмысленной роли Понтия Пилата в распятии Христа: «Прозвание это (христиане) идёт от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на некоторое время, это зловредное суеверие распространилось опять и не только в Иудее, где возникло это зло, но и в самом Городе (Риме)».

    После распятия

    В 36 г. по Р. Х., спустя несколько лет после распятия Спасителя, Пилат устроил очередной зверский погром. На этот раз поплатилась жизнью народность, проживавшая к северу от Иудеи, - самаритяне. Окружив деревушку Тирафан, войска римлян фактически застали самаритян врасплох. После внезапной атаки, расправившись с теми, кто пытался дать отпор, Пилат распорядился казнить «влиятельнейших и наиболее выдающихся» взятых в плен местных жителей. Иосиф Флавий подробно остановился на этом событии, так как именно после него римского наместника отозвали в Рим. Фактически на этом закончилась ближневосточная миссия Пилата.

    Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата, никаких достоверных сведений о его судьбе после отъезда из Иудеи в конце 36 г. не имеется.

    Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному - Пилат закончил жизнь самоубийством.

    Первым об этом упомянул Флегон (историк начала II в., составивший хроники по Олимпиадам). Далее его повторяет уже цитированный Евсевий.

    По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи, когда тот добрался до Рима. Это, скорее всего, и было причиной отчаяния, нахлынувшего на бывшего римского префекта Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, - Тиберий - к этому времени умер, и на престол вступил император Нерон. По другим сведениям, именно Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия. Существуют также легенды, согласно которым воды реки Тибр отказались принять тело Пилата, брошенное туда после совершённого суицида. То же самое произошло, когда тело Пилата попытались утопить в Галлии в реке Роне, и в конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах.

    Согласно другим данным, Пилат умер своей смертью в Галлии, где и сегодня экскурсоводы показывают его могилу, якобы обозначенную обелиском, на ипподроме в г. Вьенн. Вряд ли это имеет какое-либо отношение к действительности. Примечательно всё же, что до сего дня расположенная рядом гора носит имя римского прокуратора.

    Крепость Антония или Врата Ессеев?

    К вопросу о локализации места судебного процесса над Христом

    Среди паломников, посещающих Иерусалим, до сегодняшнего дня распространено мнение, что арка Ecce Homo на маршруте Via Dolorosa в Старом городе расположена в точности над тем местом, куда Пилат вывел перед толпой Спасителя в багрянице и терновом венце и произнёс: Се Человек! (Ин. 19, 5).

    Гидам, а порой и самим паломникам известно, что многие места «остановок» так называемого Крестного пути имеют символическое значение и далеки от исторической действительности. История Иерусалима знала немало штурмов, осад, захватов, в результате которых город неоднократно превращался в руины (за всю историю город подвергался разрушению около 80-ти раз). Благодаря современным археологическим раскопкам сделано немало открытий, которые кардинально изменили представление, как выглядел Иерусалим времён Христа. Обнажённые культурные слои смогли поведать о том, как очередные хозяева (римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, аюбиды, монголы, турки) перепланировали «под себя» древний Иерусалим.

    Например, сегодня очевидно, что арка Ecce Homo - это фрагмент триумфальной арки императора Адриана, воздвигнутой в 135 г. по Р. Х. Лифостротон на современном маршруте Via Dolorosa - не что иное, как мостовая Элии Капитолины (города, построенного римлянами на месте разрушенного Иерусалима во II в.). Подземные гроты, обустроенные под камеры с плоскими возвышениями, на самом деле в прошлом были конюшнями, и только в 1911 г. Иерусалимская Патриархия стала считать это место одним из мест временного заключения Спасителя под стражу и назвала «Заточением Христовым», и т. д.

    Ещё в XIV в. монахи ордена францисканцев для благочестивых шествий Страстной Пятницы обозначили места, которые согласовались, по их мнению, с евангельским повествованием, и именно эти «остановки» составляют Via Dolorosa - «Скорбный путь», который сегодня проходят почему-то и православные паломники. За отправную точку францисканцами были взяты постройки медресе Джавилийа на месте разрушенной в 70 г. крепости Антония (сегодня медресе эль-Омарийя).

    Современная археология предлагает довольно серьёзные аргументы в пользу того, что содержание под стражей, суд римского прокуратора, бичевание, а также вынесение смертного приговора произошли совершенно в другом месте Иерусалима. Согласно евангельскому повествованию, суд над Иисусом Христом происходил в Претории - служебной резиденции римского наместника. Во время земной жизни Спасителя в Иерусалиме было две точки, контролировавшихся римским военным контингентом: это крепость Антония и дворец Ирода Великого с казармами.

    Вряд ли возможно, чтобы судебный процесс происходил в крепости Антония (сомнительно также и пребывание в ней наместника). Благодаря археологическим исследованиям основания крепости установлено, что сама цитадель, скорее всего, имела форму башни (90 м х 40 м), возвышающейся над Храмовой горой, и использовалась она римлянами в том числе как наблюдательный пункт, откуда было удобно следить за действиями богомольцев. Помещения крепости были слишком тесными, чтобы служить одновременно и резиденцией правительственных чиновников, и штабом с казармами для военного контингента легионеров.

    В настоящее время в научном мире нет сомнений, что дворец Ирода Великого и был резиденцией римского наместника, а следовательно, евангельской Преторией. Территорию дворца защищала мощная система укреплений с тремя высокими башнями (Гиппикус, Фазаэль и Мариамна). Сегодня паломники и туристы в Старом городе могут видеть массивное основание одной из башен, османская надстройка над которой получила названиеמיגדל דוד - «Башня Давида».

    По всей видимости, после грандиозного и величественного Иерусалимского Храма дворец Ирода был самым масштабным строением Иерусалима с обширными садами и примыкающими военными казармами.

    При описании дворца и его крепостных укреплений Иосиф Флавий сообщает о так называемых Вратах Ессеев, через которые можно было попасть в частную зону дворца Ирода Великого. Именно эти Врата Ессеев были обнаружены в 1970-х гг. израильским археологом Маген Броши.

    В 2009 г., участвуя в сезонных археологических раскопках на горе Сион под руководством известного британского археолога Саймона Гибсона, я из первых уст услышал от Саймона, бывшего в составе экспедиции М. Броши, рассказ об обнаружении монументальных ворот с остатками большого двора, расположенного между двумя крепостными стенами. Именно они и были идентифицированы как Врата Ессеев. По словам Гибсона, эта находка хорошо согласуется с описанием места суда над Спасителем в Евангелии от Иоанна: Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа (Ин. 19, 13). Действительно, в вышеупомянутом раскопе было обнаружено возвышение и платформа со ступенями, которая, по всей видимости, и обозначена в Евангелии как Лифостротон - «каменный помост».

    Что касается «судилища», опять же, у Иосифа Флавия есть любопытное место в «Иудейской войне», где он описывает суд прокуратора Кассия Флора, происходивший во дворце Ирода по случаю начала в Иерусалиме возмущений 66 г.: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошёл». Этот фрагмент перекликается с «судейским местом», упоминаемым в Евангелии от Матфея (Мф. 27, 19).

    Из Евангелия от Иоанна мы можем сделать вывод, что Претория, где происходил суд над Христом, была отдельным сооружением, расположенным рядом с дворцом, с примыкающими камерами для заключения. По мнению Гибсона, обнаруженные археологами в 70-х гг. хорошо защищённые Врата Ессеев, с внутренним двором, совершенно соответствуют описанию места римского трибунала, как у Иосифа Флавия, так и у евангелистов. Несмотря на то что возведены они были при Ироде для частного входа через Преторию во дворец, это не исключает возможности проведения общественных мероприятий внутри ворот и в большом дворе между стенами. Это место было идеальным для оглашения указов и проведения открытых процессов. Контролировать собравшихся здесь было легко благодаря тому, что этот участок был хорошо защищён. Суд в воротах, вероятно, тщательно охранялся римскими солдатами из казарм Претории. Народ, который мог быть допущен для наблюдения за процессом, мог эмоционально реагировать на какие-то моменты течения суда, но физически был бессилен. По окончании дела, вероятнее всего, пришедших на процесс выставляли за внешние ворота под внимательным присмотром римских солдат, располагавшихся на прилегающих башнях. По всей видимости, Спасителя после приговора к смертной казни отвели вновь в темничную камеру Претории, и именно оттуда Господь начал Свой путь к Голгофе.

    Это означает, что предложенный в XIV в. католическими монахами-францисканцами маршрут Крестного пути с отправной точкой, находящейся в крепости Антония, ставший сегодня традиционным, является неточным по отношению к тому, который проходили благочестивые паломники в византийский период. Поразительно, но создаётся впечатление, что богомольцы того времени знали, что Претория находилась рядом с дворцом Ирода Великого, так как в то время маршрут Крестного пути был другим: из Гефсимании он пролегал вокруг города к дому Каиафы на горе Сион, затем к дворцу царя Ирода, где предполагалось расположение Претории Пилата, и, наконец, к Храму Воскресения.

    По всей видимости, мы можем не без оснований предполагать, что евангельская Претория и Врата Ессеев с внутренним двором, упоминаемым в Евангелии: А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию ... (Мк. 15, 16), - есть одно и то же место, в котором и произошёл суд римского прокуратора над Сыном Человеческим.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...