Что случилось с помпеями. Помпеи — древний город Италии

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки города

Стили настенной живописи и фресок

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания - перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Веттиев

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле . Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа , можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Раскопан в -1954 годах , однако лишь в - в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя - дом Парфюмера.

Городские укрепления

Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI-V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..

Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.

Древний город Помпеи был образован еще в 6 веке до н.э. Если бы не извержение вулкана Везувия, который сжег весь город дотла, покрыв его огромным слоем вулканического пепла, Помпеи бы до сих пор существовал неподалеку от Неаполя. Сейчас же это руины, которые ЮНЕСКО причислило в списки Всемирного наследия.

Название Помпеи возникло после объединения пяти самостоятельных городов (pumpe - пять). Это более правдоподобная версия. Существует легенда, по которой Геракл в жестком бою победил великана Гериона, и после этого торжественно прошелся по городу, празднуя победу. С древнегреческого языка pumpe – торжественное, триумфальное шествие.

В те времена люди верили в бога, и считали, что боги управляют земными катаклизмами. Не смотря на то, что 5 февраля 62 г. н. э. произошло сильнейшее землетрясение, которое, возможно, могло стать толчком к извержению вулкана, люди по-прежнему продолжали жить в городе, поклоняюсь богам, и, веря, что с ними не случится несчастье. Все же вулкан извергся. Это произошло 24 августа 79 г. н.э. Пострадал не только город Помпеи, но и близлежащие города – Геркуланум, Стабии. Извержение было настолько сильным, что пепел долетал даже до соседних государств – Египта и Сирии. В городе жило около 20 тыс. человек. Некоторые успели бежать еще до начала катастрофы, ну а многие погибли. Точное число жертв неизвестно, но останки тел находили далеко за пределами города.

Город оставался под слоем пепла многие века, пока в 1592 году Доминико Фонтана (известный архитектор того времени) не наткнулся на городскую стену, во время прокладывания канала от реки Сарно. Никто не предал этой стене большого значения, и лишь спустя около 100 лет в руинах Помпей нашли табличку, с высеченной на ней надписью – «Помпеи». Даже после этого случая никто и не мог предположить, что это старинный город, который исчез с лица земли. Сделали вывод, что это старая вилла Помпея Великого.

И вот в 1748 году началось извлечение древнего города. Раскопками руководил Алькубьерре , который был уверен, что это город Стабии. Непосредственно в самих же Помпеях было произведено всего три раскопки в разных местах. Алькубьерре был варваром, и все находки, которые, по его мнению, представляли интерес, он отправлял в Неапольский музей, а другие попросту уничтожал. Многие ученые запротестовали, и раскопки прекратилась.

В 1760 году начались новые раскопки, которыми руководил Ф. Вега . Они продолжались до 1804 года. Целых 44 года Вега и его подчиненные потратили на извлечение произведений искусства. Все находки реставрировались заново и извлекались очень аккуратно. В это время сюда уже начали съезжаться туристы, поэтому многие памятники не сразу передавали в музеи, а оставляли на обозрение посетителям города Помпеи, уже ставшего музеем.

В 1863 году раскопки продолжились. На этот раз ими руководил Джузеппе Фиорелли . Именно он открыл огромное количество пустот под слоями пепла. Это не что иное, как тела жителей города. Залив эти пустоты гипсом ученые полностью воспроизводили слепки человеческих тел, вплоть до мимики.

Помпеи (лат. Pompeji, итал. Pompei, неап. Pompei; греч. Πομπηία) - древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года.

Сейчас - музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью. Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом, тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами. В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой, а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками .

Гибель города

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до и .

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии.

Раскопки

Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены . В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.

Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город - Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

При управляющем Ф. ле Вега в 1760-1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город - не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808-1814 при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.

С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.

Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-25% территории Помпей не раскопано.

Таинственные Помпеи, древнее поселение, хранящее дыхание Древнего Рима сегодня является музеем под открытым небом. Вымерший город, сегодня он снова возвращается к жизни благодаря усилиям археологов, правда, уже в качестве музейного экспоната.

Страницы истории

До того момента, пока извержение Везувия не смело город с лица земли, Помпеи были весьма высокоразвитым и высокотехнологичным для своего времени поселением.

Помпеи (Pompeii) – не совсем римский город, как принято считать. Он был основан в VIII веке до н.э. племенем оски – одним из древних народов Италии. Название «Помпеи» с древнего языка осков можно перевести как «пять», причина этого название кроется в том, что Pompei были основаны на месте пяти древних поселений осков .

Правда, есть еще одна версия, связанная скорее с мифологией: якобы в этих краях Геракл победил могущественного противника и устроил в городе по этому случаю торжественное шествие (Pompe – именно так переводится «Помпеи» с древнегреческого языка).

В Италии было в ту пору множество греческих колоний , поэтому немного времени спустя оски перенимают греческую культуру и архитектуру. Последнее особенно отчетливо прослеживается: первые застройки являлись хаотичными, порядка застроек не соблюдалось, а позже, под эллинским влиянием городская архитектура приобретает более четкие очертания – строгие ряды улиц и ряды домов. Причем оски даже не подозревали, что строят свои дома прямо на застывшей лаве…

После многочисленных сражений власть над городом получили римляне .

У Помпеи очень удобное расположение в экономическом плане: у подножия Везувия, на реке Сарно . Это расположение позволяло жителям города использовать реку для судоходства и торговли. Жители занимались производством масел, шерсти и вин, что также способствовало торговле и процветанию города. Да и Аппиева дорога, проходившая через город, была важна для экономики и торговли.

Постепенно Pompei переходят под власть Рима и становятся центром отдыха знатных римских патрициев. Город рос и развивался…

Мечтаете побывать во Флоренции – одном из самых романтичных городов Италии? Тогда вам стоит посмотреть на главное архитектурное строение города – Палаццо Веккьо. Подробную информацию .

Трагедия города

Первый «тревожный звонок» прозвенел в 62 году н.э., когда в Помпеях произошло сильнейшее землетрясение . Многие дома и храмы оказались разрушенными. Но жители города сумели в короткие сроки все восстановить и снова жизнь потекла по привычному руслу.

Пик пришелся на 24 августа 79 года . В этот день случилось сильное извержение вулкана Везувия, впоследствии чего город на века был погребен под многометровым слоем пепла.

За день до этого на город стали сыпаться хлопья пепла, причем его было так много, что приходилось постоянно стряхивать его с одежды. Вулкан долгое время считался уснувшим , поэтому поначалу никто из жителей не обратил внимания на облако дыма и огонь, вырывающийся из жерла.

С неба стали сыпаться и камни, а пепел оседал на домах таким толстым слоем, что стали рушиться крыши , погребая под собой оставшихся в помещениях людей.

Более проницательные горожане покинули Помпеи сразу после первых осадков, и бежали до близлежащих деревень. Извержение продолжалось около суток. Город был уничтожен полностью .

Обнаружили его случайно, в XVII веке, при строительстве водопровода. Честь открытия принадлежит итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который при земляных работах наткнулся у реки на остатки стены и хорошо сохранившиеся фрески. Причем долгое время никак не могли предположить, что эти жалкие остатки – руины могущественной Помпеи .

И лишь когда была найдена табличка-указатель (пограничный столб), стало понятно, что здесь и погребен под слоями земли некогда величественный древнеримский город.

Полноценные раскопки начались век спустя, в XVII веке, и продолжаются до сих пор, равно как и научные исследования.

Больше о трагедии Помпеи и раскопках смотрите на видео:

Достопримечательности и интересные места

Сегодня на месте легендарного города можно увидеть лишь остатки былого величия. Найти место раскопок Pompei можно неподалеку от Неаполя. Город-музей под открытым небом ежегодно привлекает множество туристов.

Помпеи – это не только масса интереснейших достопримечательностей Италии, но и уникальный свидетель истории . Благодаря тому, что город практически мгновенно был засыпан пеплом, все уцелевшие здания, фрески, мозаики, скульптуры и предметы очень хорошо сохранились. Итак, что можно сегодня увидеть на том месте, где находятся Помпеи?

  • Форум.

    Это строение можно назвать сердцем древнеримского города, его общественный и экономический центр. Поначалу на месте Форума была лишь торговая площадь, затем рынок был значительно расширен, а жители стали собираться на рынке не только ради покупок, но и ради обсуждений городских событий.

  • Лупанарий.

    «Злачное место» в городе, куда горожане приходили в поисках плотских утех. Само название переводится в итальянского как «волчица» – именно с помощью воя, похожего на волчий, женщины легкого поведения привлекали своих клиентов. Жриц любви того времени узнать было довольно просто – собранные и приподнятые на затылке волосы, и широкий красный пояс на одеждах.

    Все комнаты для любовных свиданий были расписаны эротическими фресками. Сегодня часть этих фресок можно увидеть в Археологическом музее Неаполя. Кстати, это был не единственный публичный дом в городе (всего их было порядка 30), но Лупанарий был наиболее известным.

  • Амфитеатр.

    Масштабное сооружение в двух уровнях было предназначено для проведения гладиаторских боев и различных зрелищ. Сохранились лишь внешние стены и сидения, а вот ступеньки полностью разрушены – они были выполнены из дерева и после извержения просто не сохранились.

  • Жилые дома.

    Все здания и жилые дома очень хорошо сохранились, практически в первозданном виде (если сделать, конечно, поправку на прошедшее время). Внутреннее убранство домовэстетикой не отличалось, а вот внешне они были очень богато отделаны, расписаны фресками или украшены мозаичным орнаментом.

    Окон в домах почти не было (в отличие от дворцов и домов богатых вельмож), их заменяли узкие отверстия. Указателей улиц тоже не было, на каждом дома просто писалось имя его владельца (некоторых из таких табличек хранятся в Археологическом музее). На территории каждого дома находился каменный бассейн для сбора дождевой воды (такая вода считалась священной).

  • Фрески, найденные при раскопках.

    Они хранят в себе исторические сцены и сцены римских забав. Почти все они переданы музею Неаполя, а в отреставрированном городе можно наблюдать лишь искусно выполненные копии.

  • Кроме этого, можно посмотреть еще Храм Юпитера, Малый театр, Большой театр, Стабианские термы, триумфальные арки и другие сохранившиеся строения Помпеи.

При раскопках было найдено множество золотых украшений, керамических изделий . Керамика вообще сохранилась отлично, правда, рисунки и узоры на горшках и кувшинах пострадали от огня и времени.

Найдено несколько пекарен – огромные печи, кухонная утварь и прочее оборудование , а также так называемые термополии – харчевни. Редко в каком доме в Помпеях были кухни с печами, поэтому еда доставлялась их таких вот термополий.

Время работы, стоимость билетов

  • Во время высокого сезона (с начала апреля по конец октября) попасть в Pompei можно с 8.30 часов утра, а время закрытия приходится на 19 ч. (кассы закрываются в 17.30, за полтора часа до закрытия).
  • В низкий сезон (это время с ноября по март) Помпеи можно посмотреть с 8.30 (9.00) утра и до 17 часов (кассы закрываются в 15.30).
  • Стоимость билетов – 13 евро . Их можно приобрести в кассах.

Там же, в кассе, можно взять карту-путеводитель, иначе немудрено заблудиться во всех хитросплетениях древних улочек.

  • Экскурсию в Помпеи можно объединить с посещением других древних городов – Геркуланиума, Боскореале, виллы Стадия и других. В этом случае билет обойдется в 22 евро (со скидкой) .
  • Группы школьников и студентов могут посетить Помпеи по предварительной записи. Никаких ограничений на количество групп здесь нет .

Уточнить цены на билеты, узнать о расписании экскурсий, а также ознакомиться с иной справочной информацией о Помпеях можно на официальном сайте достопримечательности – www.pompeiisites.org

Русскоговорящих гидов здесь нет , да и карта-путеводитель предлагается на итальянском или английском языках. Поэтому можно заранее в Интернете распечатать информацию о наиболее значимых объектах и достопримечательностях Помпеи, и уже на месте ориентироваться, опираясь на эти данные.

Симпатичная гора, находящаяся всего в нескольких километрах от черты города Неаполя , высотой в 1281 метр, на первый взгляд выглядит безобидной, пока мы не знаем ее название, - Везувий . Единственный действующий вулкан на материковой Европе - является одним из самых опасных на нашей планете. Особо неверующим, жители города Неаполь порекомендуют съездить к побережью Неаполитанского залива, где под метровыми слоями пепла столетиями покоились три античных города Геркуланум , Стабии и Помпеи , бурная деятельность которых оборвалась 24 августа 79 года когда вулкан заговорил в полную силу.
За 20 лет до известного землетрясения, вулкан разбушевался и изрядно потряс близлежащие деревни так, что их жителям пришлось их заново отстраивать. Даже в крупных городах наблюдались значительные разрушения. Но, память человеческая слишком коротка, пышная растительность и плодородная почва на склонах горы привлекала все новых и новых поселенцев, так с большой скоростью, поселки и города множились и расширялись. С 62 года жители «Привезувья» чувствовали регулярные толчки, но серьезно не проявляли своего опасения о том, что однажды огнедышащий исполин сотрет с лица земли Помпеи, являвшийся в те времена древнеримским мегаполисом. В 74 году Спартак со своими соратниками-гладиаторами укрывались от своих преследователей среди буйствующей зелени вулкана. Ни один человек не высказывал озабоченности по поводу «неспокойного соседа».
Город Помпеи был основан в VI веке до нашей эры и в 89 году до н.э. Был взят Суллой, одним из диктаторов Римской империи, после чего считался колонией Рима. Находился на пересечении торговых дорог, соединявших Южную Италию и столицу, благодаря такому выгодному расположению и процветал. Здесь было все, что могло свидетельствовать о крупном мегаполисе эпохи Римской империи : храмы, театры, бани. Помпеи должно даже рискнуть назвать «древнеримской Барвихой», поскольку римские патриции охотно строили себе виллы и выезжали отдохнуть, а то и вовсе оставались жить, нежась в эдаком античном курорте.
Основание соседнего города
Геркуланум приписывается Геркулесу, совершившему недалече свой подвиг, и решил запечатлеть это основанием двух городов (второй и был Помпеи). Расположился город непосредственно на побережье, перенял на себя портовую функцию близлежащих городов и тоже благополучно и быстро развивался. Но, к 79 году в городе проживало не более 4 000 человек, поскольку в 62 году он перенес сильные разрушения, и большая часть жителей покинула его.
Стабии назывался условно городом, поскольку римский император Сулла разрушил его в 89 году до нашей эры, и он оставался просто населенным пунктом. Заново отстраивать город не стали, однако здесь прижились те из числа римлян, кому место в «помпейскую барвиху» было «заказано».
Жизнь в этих античных городах шла своим чередом. И теплым августовским днем, 24 числа, когда горожане кто шел на рынок за покупками, кто направлялся в храм Юпитера, кто играл с детьми, кто отправлялся в местный амфитеатр, по масштабам способный вместить все население
Помпеев , посмотреть на бои гладиаторов, как, совсем неожиданно начало происходить извержение вулкана Везувий. Огромное облако раскаленного дыма с камнями и пеплом, достигавший в высоту 33 километра, устремилось в небо. «Да, ужасающее зрелище. Да, тяжеловато дышать, но это же не так трагично», — думали в этот момент горожане и продолжали заниматься своими делами. После взрыва западной части вулкана и обвала ее в кратер, сопровождавшееся неимоверным звуковым эффектом, те, кто способен был оценить трагичность ситуации, стали покидать город. И, покинули город многие, оставляя в основном только рабов стеречь дома, стариков, не способных перемещаться, ну и конечно же, те, кто решил просто не покидать свое жилище, а переждать природный катаклизм за широкими стенами родного дома.
Известный в ту пору древнеримский писатель,
Плиний Старший , командующий галерным флотом, отправился в населенный пункт Стабии, понаблюдать за разбушевавшейся стихией. Но отплыть обратно из-за отлива он не смог, в ожидании улучшения ситуации на море и помогая, успокаивая испуганных граждан, он внезапно перестал дышать. По версии его племянника, Плиния Младшего, он задохнулся в сернистых газах в ночь на 26 августа.
По существующему мнению ученых, непоправимый удар по городам нанесли пирокластические потоки из высокотемпературных (800 градусов) вулканических газов, пепла, камней, способных развивать скорость до 700 километров в час. Именно они стали причиной гибели большинства жителей из Геркуланумы, хотя они захлестнули город только лишь через 18-20 часов после начала извержения. У всех горожан была возможность покинуть опасное место, как, большинство и сделало.
Сколько жителей Помпеи погибло? Точной статистики нет. Но, предполагается, что число жертв достигает 2000 человек. В Стабиях и Геркулануме их было меньше, поскольку они сами были значительно меньше.

Плиний Младший , племянник погибшего Плиния Старшего, впоследствии описал: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем её собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке…

Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Жители, пережившие страшную трагедию, не стали откапывать многометровые пласты пепла и лавы для того, чтобы освободить тела погибших родственников. О них вспомнили значительно позже, в XVIII веке, когда начали производить раскопки. Охотники за старинными раритетами и золотом стали появляться на раскопках античных городов , которые ведутся и по сей день.
Погибающие помпейцы вязли в грудах мелких камней, затем их накрыл дождь из пепла и, выбившись из сил, задыхались под ним. Горячий ливень, обмочивший тела погибших, образовал на их поверхности месиво, проникшую даже в складки одежды, во все углубления на теле, даже в морщинки. После разложения тел, появились углубления-пустоты, которые, по совету итальянского ученого Джузеппе Фиорелли , предложили залить гипсом. Так, получились скульптуры, сохранившие положение тела в момент гибели, даже ужасающее выражение их лиц, которые до Второй мировой войны были выставлены в небольшом помпейском музее у Морских ворот. А сейчас на несчастных и корчишихся от ужаса и боли скульптуры можно посмотреть в Помпеях . На этом месте когда-то цвел сад, но сейчас он называется Садом Пленников .
В 2014 году было уже 70 лет, как огнедышащее зево вулкана Везувий не производило серьезных извержений. Однако, по мнению современных ученых, чем дольше его молчание, тем сильнее сильнее будет удар и ощутимей разрушения.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...