Что такое чувства определение по литературе. Как выражаются чувства

длительное, устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам, а также ко всем окружающим его (человека) явлениям.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Чувства

устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т. п.).

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви нередко включает эмоции радости, гнева, печали. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.

Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».

Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.

Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.

В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.

Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.

На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.

Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».

И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.

И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…

    ЧУ́ВСТВО , -а, ср.

    1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. Важнейшие для охотничьей лайки чувства - обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты.

    2. обычно мн. ч. (чу́вства , чувств ). Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание (обычно в составе устойчивых выражений: упасть без чувств , лишиться чувств , прийти в чувство , привести в чувство и т. п.). [Версилов] изо всей силы ударил его револьвером по голове. Ламберт зашатался и упал без чувств: кровь хлынула из его головы на ковер. Достоевский, Подросток. [Офицер:] Он хотел застрелиться, но только ранил себя. Его взяли, когда он был без сознания. Я велел привести его в чувство и прислать сюда. Симонов, Парень из нашего города.

    3. чего или какое. Психофизическое ощущение, испытываемое человеком. Чувство боли. Чувство озноба. Чувство страха. Чувство брезгливости. С невольным чувством содрогания набросила она поскорее на лицо усопшего одеяло и выбежала из комнаты. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело. Мне приходилось есть вообще мало, и потому главным чувством моим в течение дня был голод. Чехов, Моя жизнь.

    4. Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание. Скрывать свои чувства. Чувство симпатии. Чувство ревности. Чувство стыда. Чувство раскаяния. Чувство одиночества. Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Тургенев, Отцы и дети. Лизавета Васильевна глядела на мужа с чувством сожаления, очень похожим на презрение. Писемский, Тюфяк. Разные чувства боролись в душе старой Анисьи, когда она думала о неожиданной женитьбе своего старшего внука. Горечь и гордость, обида и радость. Яшин, Сирота. || Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв. Петь. с чувством. Легкие судороги - признак сильного чувства - пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Тургенев, Дворянское гнездо. Он подошел к Филиппу и с чувством пожал ему руку: - Я с тобой совершенно согласен! Федин, Похищение Европы.

    5. Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления. Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами: Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Пушкин, Полтава. - Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? - сказала Анна Павловна. Л. Толстой, Война и мир. Мы душою постарели, Сердцем рано отцвели; Чувства в сердце охладели, Силы в нас изнемогли. И. Суриков, Где вы, песни светлой доли.

    6. чего. Способность воспринимать, осознавать что-л. на основе своих ощущений, впечатлений. Чувство времени. Чувство природы. Чувство юмора. Чем выше мы поднимаемся по ступеням цивилизации, тем более развивается в нас чувство изящного, чувство комфорта. Салтыков-Щедрин, Признаки времени. Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. || Интуитивное понимание, знание чего-л. Чувство нового. Чувство такта и меры в оценке литературных явлений никогда не покидало его. Панаев, Литературные воспоминания. || также какое. Способность к художественному восприятию явлений окружающей действительности или к восприятию произведений искусства. Эстетическое чувство. Музыкальное чувство. Чувство прекрасного. Чувство цвета. Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Овчинников, Ветка сакуры. || Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения и т. п. Чувство долга. Чувство ответственности. Он весь был пропитан деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства. Достоевский, Село Степанчиково. Настоящий сталевар должен обладать сильно развитым чувством товарищества. В. Попов, Сталь и шлак.

    7. (мн. ч. разг. может употребляться и в знач. ед. ч. ). Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л. [Анна Андреевна:] Он вдруг упал на колени и таким самым благороднейшим образом: «Анна Андреевна! Не сделайте меня несчастнейшим! согласитесь отвечать моим чувствам». Гоголь, Ревизор. Пан Станислав воспылал чувством к Софье Васильевне. Ляшко, Никола из Лебедина.

Чувства и эмоции

1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся яв­ления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впе­чатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, яв­ляется непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на ка­кие-то внешние его особенности.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивос­тью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловле­ны и представляют собой высший продукт культурно-эмоциональ­ного развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость - исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные прояв­ления человека регулируются социальными нормами. Человек не­редко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вы­зывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой чувств прежде всего являются про­цессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре боль­ших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах моз­га, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различ­ные центры физиологической деятельности организма: дыхатель­ной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим пережива­ние чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при пережива­нии чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жиз­недеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, рабо­тоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры голов­ного мозга и подкорковой области позволяет человеку контроли­ровать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных пере­живаний.

"Удовольствие - неудовольствие ". Удовлетворение физиологи­ческих, духовных и интеллектуальных потребностей человека отра­жается как удовольствие, а неудовлетворение - как неудовольствие.

"Напряжение-разрешение". Эмоция напряжения связана с со­зданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельно­сти. Завершение этого процесса переживается как эмоция разре­шения (облегчения).

"Возбуждение- успокоение ". Эмоция возбуждения определяет­ся импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Рас­положенные здесь эмоциональные центры активизируют дея­тельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из под­корки, переживается как успокоение.

Различают также стенические (греч. "стенос" - сила) и асте­нические (греч. "астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стени­ческие эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, нена­висть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, труд­но не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, че­ловек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоцио­нальным переживанием.

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято вы­делять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжитель­ности чувств различают виды эмоциональных состояний, основны­ми из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушев­ление, стресс и фрустрация.

Настроение - это эмоциональное состояние, которое отлича­ется слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.

Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональ­ным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характери­зуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные стра­сти служат стимулом к большой созидательной деятельности че­ловека. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возни­кающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональ­ное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерян­ность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты нега­тивно сказываются на деятельности человека, резко снижая уро­вень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим пове­дением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чув­ство может переживаться в аффективной форме. Аффект - это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности челове­ка к самообладанию.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой си­лой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушев­ление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельно­сти. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состоя­ние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевле­ние - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс (англ. 51ге85 - напряжение) представляет собой состоя­ние чрезмерно сильного и длительного психологического напря­жения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907-1982). Он же ввел понятие "фазы стресса", выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуа­ции) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности усло­виями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное дав­ление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормаль­ный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физичес­кая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Фрустрация - это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непре­одолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемы­ми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутрен­ний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состо­янии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-пси­хическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека

Эмоции и чувства выполняют следующие функции. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:

мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (дви­жение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям ок­ружающей действительности.

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбужде­ния. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жид­кости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействую­щих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха - неус­пеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность (борьба между страхом и чувством долга). Привлека­тельность мотива, его близость личностным установкам направ­ляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...