Что такое интонация в предложении. Все об интонации

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

Содержание:

На первый взгляд может показаться, что в общении человека важную роль играют слова. С их помощью мы передаем собеседнику какую-либо мысль или информацию. Но на практике, в реальной жизни, слова могут произноситься с разными чувствами и эмоциональными окрасками. И в этом ключевую роль играет интонация голоса.

Какую роль играют знаки препинания?

Просматривая написанный или напечатанный текст, мы видим определенные знаки препинания. Они дают нам понять, на каком слове нужно остановиться и заострить внимание. Бывает, от расположения запятой может зависеть человеческая судьба – выживет или умрет человек. Поэтому не стоит преуменьшать значение знаков препинания ни в коем случае.

Однако, другое дело — общение с собеседником лично или разговор по средствам связи. Здесь интонация голоса, язык мимики и жестов играют несколько другую роль.

Стоит иметь в виду, какой тон и тембр голоса мы выбираем при общении с человеком. Очевидно, одни и тоже слова, произнесенные «по-разному», могут, как вдохновить, так и огорчить собеседника. Даже общепринятые и привычные приветствия, произнесенные разным тоном, могут многое сообщить об отношении человека к вашей персоне.

Выступающему следует заботиться о выразительности интонации, зная о том, что однообразность речи ведет к сонливости. Начинающим следует заострить внимание на интонировании знаков препинания. Помогут в этом следующие упражнения.

Упражнение «Вытяну ответ»

Говорили ли про Прокоповича?

Говорили ли про Прокоповича?

Говорили или нет?

При желании получить ответ, вопросы задаются с еще большей силой. Она нарастает с каждым последующим вопросом. При этом голос поднимается выше, темп фонетической линии изменяется в интонации. В третьем, последнем вопросе после самого высокого тона: «Говорили?» — звук понижается на словах «или нет?».

Ответь: когда восторг сменяет песни
Молчанием? Тогда ли сон с листа
Исходит, словно рой грядущих лестниц
Или перил последнего моста?

Марина Геллер

Почувствуйте, как при нарастании удивления (на словах песни, лестниц) фонетическая линия знака вопроса стремится вверх. Так и должно быть, поскольку нарастание удивления увеличивает . При самом высоком удивлении вопросительную фигуру повторять можно на каждом слоге. Это приведет к усилению фразы.

Попрактикуйтесь на следующем тексте:

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокой!

Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор:

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?…

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?…

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?…

А.С. Пушкин

Чтобы передать всю силу и убежденность этих строк нужно владеть приемом «полного вопроса». Следует выражать голосом вопросительные знаки в различной его силе, со стремящейся вверх интонацией вопроса.

Двоеточие также является одним из действенных знаков препинания:

Небольшая пауза в интонации на этом знаке что-то рекомендует, подготавливает или указывает на то, что следует.

Так мимолетно перед нами
Перепорхнула жизнь — и жаль:
Всё мнится — зорь вечерних пламя
В последний раз открыло даль.

Враг отрицательности узкой,
Всегда он в уровень шел с веком:
Он в человечестве был русский,
В науке был он человеком.

Вне всякого сомнения, сколько у нас языковых звеньев, столько и будет логических ударений. Но среди множества таких ударений всегда выделяется главное. Такое ударение называется фразовым.

Упражнение «Спор»

К примеру, вы с другом посмотрели кинопремьеру и обмениваетесь мнениями:

Всех зрителей. (вы начинаете говорить)

Ваш приятель не согласен и пытается разубедить вас:

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (переспрашивает он, выражая недоумение)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей. (продолжаете вы, отстаивая своё мнение)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (переспрашивает товарищ, вновь отстаивая свою точку зрения)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей (вы стоите на своем)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (не унимается спорщик)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей (утверждаете вы)

Каждый раз, произнося одну и ту же фразу, выделяйте ударением одно главное слово. Остальные – оставляйте безударными. При ответе на вопрос пытайтесь выделить главное слово путем понижения голоса и некоторого растяжения. Понижение голоса на ключевом слове – отличительный признак мелодики в русской речи. Оно придает окраску убежденности и спокойствия в своей правоте. Понижение тона начинается с ударного слога в слове: в начале, середине или в конце предложения.

Например:

Велика сила мысли оратора

3) Логическая мелодия

Все люди говорят неровным голосом: он как повышается, так и понижается. В тех языковых звеньях, в которых развивается мысль мелодия речи восходящая. А там где мысль завершается – нисходящая. Логическая мелодия представляет собой изменение высоты тона. Она включает в себя логические паузы и . Эти средства создают определенный ритм, мелодию развития и завершенности интонации.

4) Логическая перспектива

Нужно следить не только за логикой фразы, но и за всем выступлением. Каждая следующая фраза должна объяснять или дополнять мнение предыдущей. Следует группировать их в логические завершенные части, в которых следует выделять ключевую фразу. Огромное внимание уделяйте главной мысли – она должна прозвучать как можно ярче. Этого можно добиться, лишь расположив на заднем плане менее важные мысли.

Логическая перспектива делает речь обращенной к главному в тексте. Чувствуйте перспективу в слове, когда все слоги бегут под один ударный. Чувствуйте ее в предложении, когда все слова стремятся к главному. Чувствуйте логическую перспективу в мысли, когда все предложения направляются к самому главному, где заключен центр мысли. И чувствуйте ее во всем своем выступлении, когда отдельные части не затемняют основную идею, а выделяют ее ярко, убедительно.

Для техники владения таким средством выразительности нужно умело менять темп и ритм речи. Естественные переходы от медленного к ускоренному темпу речи делают интонацию не монотонной, а разнообразной.

Помимо логических средств выразительности существуют и эмоциональные. Ваша мысль будет звучать неубедительно, если вы не согреете ее чувствами. Слова наполнятся эмоциями, когда вы проявите отношение к мысли должным образом. При этом в речи выступающего появятся отчетливо напряженные эмоциональные паузы и ударения, выражаемые желаниями, настроением и чувствами. Их наличие желательно, хоть они и не всегда будут совпадать с логическими.

Интонационная мелодия исключительна и своеобразна, поскольку речь – живой процесс общения. Любая речь, сказанная человеком — принадлежит только одной личности. Понятие «интонация речи» — многообразно, как результат проявления какой-либо задачи при определенных обстоятельствах. Однако изучение общих закономерностей возникновения интонации и степень натренированности голоса в интонировании позволят эффектнее проявиться уникальности каждого человека.

Под действием испытываемых чувств меняется интонация голоса

Многогранность речи человека

В нашей речи отсутствуют буквальные знаки препинания – они передаются с помощью интонации, дополняясь языком жестов. По факту, она располагает 15-20 разными нотами, что свидетельствует о ее многогранности.

Каждая речь имеет свою неповторимую мелодию звучания, по причине которой, выступающий удерживает внимание аудитории. Здесь действует психология интонации, позволяющая достигнуть определенных результатов.

Можно добиться различных результатов, произнося слово разным тоном:

1) При разговоре о формальных вещах, речь в основном однообразна

2) О сомнении или озадаченности сообщит слегка усиленный тон голоса незначительной глубины

3) Резкое падение тона, свидетельствует о категоричности мысли

4) При плавной смене интонации, можно отметить эмоциональные переживания собеседника: грусть или сожаление

Всего в русском языке шесть основных видов интонаций, каждая из которых имеет свой ударный слог:

1) Повествовательная

Для нее характерно ровное произношение всей фразы.

Например:

Мне нравится, что вы больны не мн?ой,

Мне нравится, что я больна не в?ами,

Что никогда тяжелый шар земн?ой

Не уплывет под нашими ног?ами.

2) Вопросительная

В вопросительной интонации происходит повышение тона в начале фразы и ее понижение в конце:

Во ско?лько ты будешь дома? Ты уже купи?л молоко?

3) Восклицательная

Она выражается повышением тона к концу предложения:

Како?й зака?т! Ка?к прекрасен вечер!

Неправильная интонация

Она может быть монотонной или разнообразной. Многое в отношениях людей зависит от эмоциональности рассказанного. Потому что она передает чувства гораздо больше, чем слова. Главное – ее адекватность тому, о чем ты говоришь.

1) Однообразная

Монотонная интонация разрушает общение. Если вы произносите все слова на одной ноте, не ждите хорошего впечатления. В лучшем случае вы будете выглядеть, как неряшливый студент, пересказывающий никому не нужный доклад.

Для того чтобы убрать этот недостаток, тренировать голос следует как расширяя диапазон, так и меняя высоту тона. В речи даже одна ударная гласная может звучать различно мелодически: тон голоса повышается «рА», остается неизменным «ра» и понижается «Ра». Следует развивать свой голос для свободной модуляции фраз.

Монотонность говорит о неуверенности или о полном равнодушии к слушателям и неумении преподать себя. Она создает атмосферу чего-то неинтересного, неэмоционального, неживого. Будьте искренними, раскованными, улыбайтесь миру – ваши эмоции засияют, как радуга. А вместе с ними появится полная гамма интонаций в вашем голосе.

2) Чрезмерно порывистая

Если вы кричите, затем что-то шепчите, взрываетесь эмоциями, резко разговариваете, будто бы спите – задумайтесь о своем психическом состоянии. Ваша высокая эмоциональность будет говорить о склонности к истерикам или о слишком поверхностном восприятии мира. Будьте сдержанными, учитесь управлять своим состоянием. Тогда, вы сможете более осознанно управлять как своими чувствами, так и голосом. Иначе беспричинный громкий смех, истеричные визгливые фразы или слишком вялые сценические вздохи могут испортить отношение к вам окружающих людей.

3) Излишне высокий тон говорящего

Такая интонация раздражает слушателей, неприятно действуя на их слух. Если у вас высокий голос – понижайте его с помощью любых упражнений на понижение тона.

4) Слишком низкий тон

Это происходит, в основном, при отсутствии увлеченности и энтузиазма выступающего. Но все это исправляется с помощью тренировок для развития диапазона .

5) Скудная выразительность

Тоже одна из причин, которую следует отметить. Говорящий недостаточно выражает значительные слова и повторяющие интонационные фразы.

Русская речь имеет волнообразный характер. Как правило, мелодика нашей речи то понижается, то восходит. В основном, это повествовательные предложения. Потому стоит начинать свою речь со средних тонов. Это хорошая возможность менять интонацию в процессе произношения. Также необходимо связывать эмоции с интонацией. Повышайте голос, если рассказ затягивается, понижайте – при его финале.

Умелому оратору известно, что после ударного слова громкость голоса должна уменьшается. Иногда бывает, что в конце предложения голос едва различим. Бывает, проглатываются окончания слов. Здесь без специальных тренировок никак не обойтись. Вне зависимости от положения ударного слова, ваш голос должен быть сочным и внятным на протяжении всего предложения.

Если вы хотите добавить в свою речь яркие оттенки – тренируйтесь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями. Такие упражнения могут быть очень интересными, так как помогут вам, пользуясь голосом, проявлять безразличие и любопытность, спокойствие и раздраженность, заинтересованность и волнение. Согласитесь, приятно владеть своим голосом со всей полнотой и в любой обстановке!

Любого человека характеризует своя манера произносить слова и предложения, свой тембр голоса. Но это на первый взгляд для несведущего в тонкостях этого дела человека. Но музыкантов и лингвистов не проведёшь! Это люди с тонким обострённым слухом.

Интонация для профессионала-лингвиста

Для работающего с языком ритм и строй речи имеет огромное значение. Это определяется долей повышения голоса или его понижения. А это зависит от того, чего хочет говорящий. Если ему нужно задать вопрос, он так выстроит свою интонационную позицию, чтобы собеседнику было понятно, что именно интересует в заданном вопросе. При помощи логического ударения вопрошающий выделяет голосом нужное слово. Люди выражают в своей речи самые разные эмоции, выражая это интонацией восклицания. В тех моментах, когда встретившиеся друг с другом товарищи просто рассказывают о тех или иных событиях, они пользуются повествовательной интонацией.

  • Семантическая, выражающаяся в цели и смысле, в соответствии с которыми строится высказывание.
  • Синтаксическая выстраивает предложение в чёткой структуре.
  • Экспрессивная свидетельствует об эмоциях человека.
  • Эвфоническая используется в стихотворениях и влияет на фонетическое благозвучие.

Музыкальная интонация

В музыке к интонации предъявляются особые требования. Распевность и напевность, напряжение голоса и осмысленность того, о чём поёт солист. Но в музыке есть ещё один очень похожий термин - «интонирование». Он означает совершенно другое: фальшивое пение или абсолютно верное исполнение по нотам произведения.

Акцентирование на фразах, что указано целью высказывания.

Определение интонации на письме с помощью деления на смысловые части текста, расстановки знаков выделения и разделения.

Не всегда к интонации было такое пристальное внимание. Исходя из исторических сведений, в интонации ранее рассматривался всегда центр всей конструкции, который выражался в главном ударном слоге.

Выстраивая любое выступление, оратор вынужден пользоваться всеми видами интонационного воздействия на слушателя. Чтобы завоевать аудиторию, докладчик должен плавно вести рассказ, повествуя, понижая или изредка повышая голос. Иногда, для того, чтобы привлечь ослабленное внимание, следует использовать вопросы, обращённые к слушателям. Без эмоциональной восклицательной интонации речь выступающего человека будет скучной и невыразительной. Поэтому интонационным разнообразием должен владеть в совершенстве тот, кому нужно часто выступать перед зрителями. Это люди творческих профессий, дипломаты и учителя.

Чувство перспективы делает речь лё гк ой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувст в овать перспективу в слове (когда все слоги бег у т под ударный слог), в предложении (когда все с л ова стремятся к главному слову), в мысли (когда все пред ло жения направляются к самому важному предло ж ению, в котором и заключён центр мысли), во всём выст упл ении (когда все отдельные части целого не зату ма нивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её н аи более убедительно и ярко).
Техника владения персп
е ктивой интонации предполагает умелое поль зо вание и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от мед ле нного к быстрому темпу произнесения де л ают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчу ще йся на месте.

Кроме логической выразительности , бол ьш ое значение имеет выразительность эмоциональная . Мы с ль, не согретая чувс тв ами, будет неубедительной и может привести к не пр авильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным сод е ржанием при условии, когда диктор должным о бр азом оценивает мысль, проявляет своё от но шение к ней. При этом в речи ведущего появ ля ются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и п ау зы, обусловленные чувствами, настрое н ием, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое со вп адение желательно.

Развитие силового и звуко в ысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непо ср едственному совершенствованию интонации, её мо ду ляции, способности переливать звук из о д ного тона в другой. Интонационная мелодия непов то рима и индивидуальна, т.к. речь - это непосре дст венно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним че ло веком - принадлежит одной личности. По ня тие "интонация речи" - глубоко и многообразно. Это резу ль тат проявления конкретной задачи в ко нкр етных обстоятельствах. Но изучение общих закономер но стей рождения интонации, натренированность гол о са в интонировании позволяют ярче проявиться непо вто римости индивидуальности человека.

Знаки препинания

Речь диктора монологична, поэ т ому он должен особенно заботиться о вырази те льности интонации, зная, что монотонность приводит к со нл ивости. Начинающий диктор должен обр ат ить серьёзное внимание на интонирование знаков препи нан ия. Вот несколько упражнений:

Упражнение "добьюсь ответа"


Возьмите текст:

Виде л и ли Лидию?
Полили ли лилию?
Поли
л и ли лилию?
Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопр ос ы с нарастающей силой. С каждым вопр ос ом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетич ес кой линии в интонации. В последнем вопросе после са м ого высокого тона: "Полили?" - звук понижае т ся на словах "иль нет?".

Вопросительные знаки постарайтесь "уви де ть" и точно нарисуйте их голосом:

Почему чер ну шкой назван
Голуб
ой , как лён, цветок,
А посёлок яс
н оглазый
Носит имя "Волчий лог"?
Почему н
аз вали Белой
Реку, синюю до дна?
Почему на
з вали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Поче
м у нелюбую
Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нараст ан ием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фоне тич еская линия вопросительного знака идёт вверх. Так и д ол жно быть, т.к. с нарастанием удивления уве л ичивается диапазон голоса. При высшем удивлении воп р осительную фигуру голоса можно повто ря ть на каждом слове. Это усилит действ е нность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на сло в ах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить св
о й измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой
спор ить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от П
ер ми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кр
е мля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною
св еркая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убежд ён ность, всю силу и действенность этих строк нужно д ел ать вопросительные интонации на каждом с ло ве. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так на зы ваемого "полного вопроса". Необходимо, чт об ы голос выражал вопросительные знаки в различной его с ил е, загибе голоса, с более стремительными или полз ущ ими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков пре пи нания является двоеточие:
Небольшая ос
тан овка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выст а вляет или точно указывает на то, что сл е дует.

Радивыми по дм ечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся усп
еха ми до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.


В дикторской речи рекомен ду ется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтерес ов ать слушателей тем, что будет сказано дальше. О б ратить их внимание на самое важное, подго то вить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование та ки х знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рв а ная, без ярко выраженного по ниж ения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на за пя тых. Запятая в предложении - усиливает о бщ ение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слу ша телями. Вообще, запятая обладает чудоде йс твенными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для пре д упреждения рука, заставляет слушателей терп ел иво ждать продолжения недоконченной фразы", гово ри л Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пыл а ющий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

Недостатки интонирования

Монотонность диктора. Это речь на неизм ен ной или почти неизменной высоте тона. Для пре одо ления этого недостатка, надо тренир о вать голос не только по расширению диапазона, но и модул я ции звуков речи. В речи даже одна ударная гласная только м е лодически может быть выделена пятью способ а ми: тон голоса звучит ровно - "ма"; постепенно повыш ае тся к концу слога - "мА", понижается - "Ма"; Внач ал е повышается, потом понижается; н ао борот, сначала понижается, потом повышается. Нужно "г ну ть" голос, для того чтобы им можно было свободно моду ли ровать.

Слишком высокий тонведущего. Та ка я интонация неприятно действует на слух и раздр аж ает слушателей. Если у вас высокий голос, не об ходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все при в едённые упражнения, в которых трени ру ется понижение тона .

Слишком низкий тон. Причина та к ой интонации в большинстве случаев в отсутствии эн ер гичности и увлечённости диктора. Повыше н ию тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к нед ос таткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонац ио нные обороты. Точная и правдивая интонация, возни ка ющая вследствие соответствующего изменения вы соты тона, определённого темпоритма и умелого при ме нения логических и эмоциональных выразительных с ре дств интонации, делает вещание диктора доход чи вым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел -

Правильная интонация: что это?

Интонация - отличительный признак устной речи

Интонация: что это?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

6, основные элементы интонации


Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.

Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).



Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...