Что такое изгой в древней руси. Значение слова изгой

Изгой

Изго́й I м.

Лицо, вышедшее или изгнанное из своей социальной категории, общины (в Древней Руси - выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец и т.п. ) .


II м.
1.

Тот, кто отвергнут обществом, отделился от своей социальной среды или порвал с нею; отщепенец.


2. разг.

Тот, кто по каким-либо качествам или свойствам не подходит кому-либо, не соответствует чему-либо.


Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Изгой" в других словарях:

    Изгнанник, отверженный; отверженец, купец, пария, марёха, отщепенец Словарь русских синонимов. изгой см. отщепенец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    ИЗГОЙ, изгойя, муж. (ист.). В древней Руси человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких нибудь социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое… … Толковый словарь Ушакова

    ИЗГОЙ, я, муж. 1. В Древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния, напр., вышедший из общины крестьянин, вольноотпущенник, разорившийся купец. 2. перен. Человек, отвергнутый обществом. Влачить жизнь изгоя. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Изгой (значения). Изгой (от из жити, праславянский корень go i/gi жить, гоити «живить», ср. былинную формулу гой еси) древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего… … Википедия

    - (в древней Руси) князь, не имеющий наследного права на великокняжеский трон, только др. русск. изгои, РП 27 и др.; первонач. выжитый из рода, не пользующийся уходом. От из и гоить, кауз. к жить. Не калька с др. сканд. utlægr изгнанник, вопреки … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    изгой - Искон. Производное изгоить «выгнать, выжить», в диг лектах еще известного, преф. производного от гоить «заживлять» «исцелять», являющегося каузативом от жить (буквально «заставлять жить»). Изгой исходно «выжитый, изгнанный» (из семьи, рода… … Этимологический словарь русского языка

    изгой - Это существительное, называющее человека, от которого отвернулось общество, образовано от глагола изгоити (в диалектах еще известного в значении поправить, починить, уладить), в свою очередь образованного от гоити – давать жить. Общеславянское… … Этимологический словарь русского языка Крылова

    Изгой, изгои, изгоя, изгоев, изгою, изгоям, изгоя, изгоев, изгоем, изгоями, изгое, изгоях (

Изго́й . Это существительное, называющее человека, от которого отвернулось общество, образовано от глагола изгоити (в диалектах еще известного в значении «поправить, починить, уладить»), в свою очередь образованного от гоити - «давать жить». Общеславянское гоити образовано от существительного гои - «лекарство», восходящего к той же основе (но с другой корневой согласной - г/ж), что и глагол жить . Первоначально существительное изгой означало «человек, лишенный средств к существованию».

изго́й «(в древней Руси) князь, не имеющий наследного права на великокняжеский трон», только др.-русск. изгои, РП 27 и др.; первонач. «выжитый из рода, не пользующийся уходом». От из- и го́ить, кауз. к жить. Не калька с др.-сканд. utlægr «изгнанник», вопреки Мi. LР (244) и Бернекеру (1, 319), а параллельно развившееся выражение; см. В. Шульце, Kl. Schr. 201. Изгой не был лишен прав и пользовался покровительством церкви, если он а) был неграмотным поповичем, б) выкупленным рабом, в) честно обанкротившимся купцом, г) сиротой княжеского происхождения (см. А. Соловьев, Semin. Kondak. 11, 283 и сл., со ссылкой на Мрочека-Дроздовского, «Чтения», 1886, I, стр. 40-78). Ср. сербохорв. ѝзрод «выродок», русск. издо́й «скотина, которую перестали доить». Далее ср. др.-русск. изжити, ст.-слав. иждити δαπανᾶν; см. Ягич, AfslPh 13, 297 и сл. Гипотеза о заимств. изгой из гот. *usgauja неприемлема по фонетическим соображениям, вопреки Преснякову (I, 121 и др.); см. против Соловьев, там же.

Изго́й . Искон. Производное от изгоить «выгнать, выжить», в диалектах еще известного, преф. производного от гоить «заживлять» «исцелять», являющегося каузативом от жить (буквально - «заставлять жить»). Изгой исходно - «выжитый, изгнанный» (из семьи, рода-племени и т. д.). Развитие противоположного значения в глаголе изгоить подобно тому, что в выжить «уцелеть» и «выгнать»,

Князь-изгой

по мнению Соловьева, К. делался изгоем (см. Изгои) тогда, когда отец его умирал, не достигнув старшинства. Сыновья его в таком случае лишались навсегда права быть великими К. Область их или отбиралась у них и делилась между остальными К., так что они не получали в ней никакой доли участия (сыновья Ростислава Владимировича, Игоря и Вячеслава Ярославичей), или же она предоставлялась им в наследственное владение, исключавшее у них право переходить в другие области при "лествичном передвижении". Так образовались особые волости Полоцкая, Галицкая, Рязанская, позже Туровская. Изгойству подверглась было и линия Ольговичей Черниговских, но им удалось заставить Мономаховичей признать их права на старшинство. Мнение профессора В. И. Сергеевича о князьях-изгоях ("Юридические древности", I, 264) более вероятно: это - бедные, жалкие люди, лишившиеся обыкновенных, в их положении, способов существования и нуждающиеся, поэтому, в особом покровительстве, которое брала на себя церковь. В таком же положении находились и князья-сироты. "А се четвертое изгойство и к себе приложим: аще князь осиротеет" - говорит устав новгородского К. Всеволода (1125-1136).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Князь-изгой" в других словарях:

    Князь изгой, упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его на совещание… …

    Князь изгой (см. это слово), упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его …

    Князь изгой (см. это слово), упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. Галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василько Ярополкович князь изгой упоминается в летописях только один раз, под 1150 годом: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, князем Галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому) , с… … Биографический словарь

    ИЗГОЙ, изгойя, муж. (ист.). В древней Руси человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких нибудь социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое… … Толковый словарь Ушакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Изгой (значения). Изгой (от из жити, праславянский корень go i/gi жить, гоити «живить», ср. былинную формулу гой еси) древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего… … Википедия

    - (в древней Руси) князь, не имеющий наследного права на великокняжеский трон, только др. русск. изгои, РП 27 и др.; первонач. выжитый из рода, не пользующийся уходом. От из и гоить, кауз. к жить. Не калька с др. сканд. utlægr изгнанник, вопреки … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Я; м. 1. В Древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния (выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство, и т. п.). 2. Человек, стоящий вне какой л.… … Энциклопедический словарь

    изгой - я; м. 1) В Древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния (выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство, и т. п.) 2) Человек, стоящий вне какой л.… … Словарь многих выражений

    Князь новгородский, старший сын великого князя киевского Святослава Ярославича. В 1064 г. владел Тмутараканью, из которой два раза выгонял его князь изгой Ростислав Владимирович. В 1067 г. Г. получил Новгород, но в 1068 г. уехал опять в… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Навьи слуги или сказка написанная кровью , Сергей Жоголь. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Добро и зло всегда идут по жизни рука об руку. Как же их разглядеть, распознать, различить? Может…

Завершая очерк об изгоях, Б.Д.Греков вынужден был при­знать, что «эта категория зависимого населения Древнерусско­го государства меньше всех других поддается изучению. Здесь поневоле приходится ограничиваться главным образом более или менее обоснованными предположениями». 2 И все же об изгоях историки толкуют с давних пор. Сперва они указывали на неславянскую принадлежность изгоев: Н.М.Карамзин видел в них представителей латышского или чудского племени, 3 а И.Ф.Г.Эверс - вообще иностранцев в противоположность сла­вянам. 4 Под пером последующих авторов изгои теряли черты иноземцев, превращаясь в социальную категорию туземного (восточнославянского, а позднее - древнерусского) общества. Важной вехой в историографии темы следует считать спор, возникший между Н.В.Калачовым и К.С.Аксаковым по вопро­су о природе изгойства. В статье «О значении изгоев и состоя­нии изгойства в Древней Руси», опубликованной Н.В.Калачовым в 1850 г., утверждалось, что изгой - отпавший или исключенный из рода человек. 1 Н.В. Калачову возражал К.С.Аксаков, который изображал изгоя в качестве социальной единицы, выпавшей из общины, сословия, подчеркивая при этом, что изгой был явлением не родовым, а гражданским. 2 В последующем ученые проявляют неослабевающий интерес к древнерусским изгоям. 3

Весьма важное значение для понимания сущности изгой­ства имеют этимологические разыскания лингвистов. По их наблюдениям, термин «изгой» восходит к слову «гоить», означающему жить, давать жить, устроить, приютить. 1 Отсюда специалисты в изгоях усматривали то потерявших звание лю­дей, 2 то выжитых из рода и не пользующихся уходом, 3 то ли­шенных средств к жизни. 4 Как бы там ни было, ясно одно: из­гой - это человек «изжитый», выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. 5 Вполне понятно, что данное определение страдает слишком большой отвлеченно­стью. Ближайшая задача состоит в том, чтобы конкретизиро­вать его в той мере, в какой позволяют сделать это древние источники.

Приступая к исследованию изгоев, Б.Д. Греков отметил недостаточное внимание историков к эволюции, которую пе­режили они на протяжении длительного времени. 6 Историзм, сообщенный Б.Д.Грековым вопросу об изгоях, был, впрочем, получен автором путем соединения точек зрения Н.В.Кала­чова и К.С.Аксакова. Так, упоминание Русской Правдой изгоя натолкнуло его на мысль, что изгой тут - осколок давно раз­битого родового строя. 7 Вместе с тем, по словам ученого, су­ществовал еще изгой - выходец из соседской общины. Стре­мясь согласовать сведения памятников, характеризующие из­гоев, с одной стороны, свободными, а с другой - зависимыми, Б.Д. Греков высказал версию о наличии в Киевской Руси изго­ев городских, пользовавшихся свободой, и деревенских, прикрепленных к земле и хозяину. Такое подразделение, по вер­ному замечанию С.А.Покровского, не находит опоры в источ­никах. 2 Но уязвимое звено построений Б.Д.Грекова обнаружи­вается прежде всего в том, что он, группируя изгоев на сво­бодных и зависимых, в конечном счете дает им единую атте­стацию в качестве людей феодально зависимых, крепостных, иначе - рассматривает изгоев как однородную массу. 3 Это в свое время подметил С.В. Юшков: «Греков хотя и отмечает разнообразный социальный состав, из которого выходили из­гои, но без достаточной четкости. Разнообразие положения изгоев он объясняет не столько разнообразием их происхож­дения, сколько эволюцией этого института. Отсюда у Грекова группа изгоев является какой-то однородной группой, проис­хождение которой объясняется одинаковыми моментами и ко­торые идут одним путем...». 4 Сам С.В. Юшков придавал пер­востепенное значение фразе «изгои трои» из Устава князя Всеволода Мстиславича, полагая, что она фигурирует в па­мятнике не для раскрытия понятия «изгой», а для определения тех только категорий изгоев, которые входят в состав церков­ных людей, бывших под патронатом церкви. 5 В результате ав­тор разбил изгоев на две группы - княжеских и церковных - и на этом, собственно, остановился. 6 Разбивка изгоев на пребывающих под специальной защи­той князя и на людей церковных, произведенная С.В. Юшко-вым, не вносит необходимой ясности в положение данной со­циальной категории населения древнерусского государства. С.В. Юшков прибегает к следующему тексту, взятому из «На­ставлений духовника кающимся грешникам»: «И се пакы го-рее всего емлющим изгойство на искупающихся от работы: не имуть бо видети милости, не помиловавше равно себе создан­ного рукою божею человека, ниже насытившеся ценою урече-ною; и тоже не от закона божия, но и еще прилагающе горе на горе свой души, но не токмо свое душе губяще, но и послух, восставающих по них и помогающих злобе их... Такоже, иже кто выкупается на свободу, то толико же дасть на собе, колико же дано на немь; потом же, будя свободен, ти добудеть детей, то начнуть имати изгойство на них: то обрящются продающе кровь неповиньну» 1 . По С.В. Юшкову и его предшественни­кам, изгойство здесь - «дополнительная плата сверх выкупа или выкуп за детей, рожденных на свободе» 2 Затем следует вывод: «...выкупившийся из неволи холоп и даже дети его, рожденные на свободе, не выходили окончательно из-под вла­сти господина, а находились в промежуточном состоянии. Не­обходимо было внести определенную сумму, чтобы получить окончательную свободу и выйти из-под власти своего госпо­дина». 3

Выкупившийся на свободу холоп оставался под контролем и властью прежнего хозяина, видимо, не столько потому, что он не внес сумму сверх выкупной, хотя этого целиком игнори­ровать нельзя, 4 сколько вследствие особых социальных условий находящегося в процессе становления классов общества, а также исторических традиций, связанных с институтом воль-ноотпущенничества. Как показывает опыт западного средне­вековья, «человек, выходивший из рабского состояния, не де­лался еще вполне свободным человеком. Он становился воль­ноотпущенником. Положение вольноотпущенника не было временным состоянием, через которое проходили от рабства к свободе; это было состояние постоянное, в котором жили и умирали, это было особое социальное положение». 1 Человек, вышедший из рабства, нуждался, по словам Ф. де Куланжа, в покровителе, поскольку общество, «вне которого он жил до тех пор, не представляло для него надежной поддержки. Мо­лодая свобода его оказалась бы в большой опасности». 2 Этим и объясняется патронат, устанавливаемый над людьми, выку­пившимися из рабства. Мы, к сожалению, не располагаем со­ответствующими материалами, подобно тем, какие имеются в руках у исследователей других стран. Поэтому сравнительно-исторический экскурс в прошлое других народов помогает уяснить основные черты древнерусского изгойства. 3 Тем не менее, и наши отечественные источники не всегда беззвучны. В приведенном отрывке из «Наставлений духовника кающим­ся грешникам» довольно примечателен текст: «...Потом же, будя свободен, ти добудеть детей, то начнут имать изгойство на них...». Отсюда А.Е. Пресняков и Б.Д.Греков правильно за­ключили, что вышедший на волю холоп не разрывал связи с господином и оставался под его властью. 1 Правда, А.Е. Пре­сняков, а за ним и Б.Д.Греков склонялись к тому, чтобы со­хранение власти господина над выкупившимся холопом тол­ковать как пережиток более древних порядков. Но патронат над освободившимися рабами не анахронизм, а вполне совре­менная практика, обусловленная реальными условиями Руси XI - XII вв., где стабильность общественного статуса того или иного индивида легко могла быть подорвана, окажись он в со-

А.Валлон. История рабства в античном мире. Греция. М., 1936, стр. 154 -166; Я.А.Ленцман. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963, стр. 276 - 277; К.К.Зельин, М.К.Трофимова. Формы зависимости в Восточ­ном Средиземноморье эллинистического периода. М., 1969, стр. 10; Т.В.Блаватская, Е.С.Голубцова, А.И.Павловская. Рабство в эллинистиче­ских государствах в III - I вв. до. н.э. М., 1969, стр. 55 - 56, 122; Е.М.Штаерман. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской респуб­лике. М., 1964, стр. 137 - 159; Е.М.Штаерман, М.К.Трофимова. Рабовла­дельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). М., 1971, стр. 97 - 135; История Византии, т. 1. М., 1967, стр. 80; М.Л.Абрамсон. Кресть­янство в византийских областях Южной Италии (IX - XI вв.). «Византий­ский временник», т. 7, 1953, стр. 170; А.П.Каждан. Рабы и мистии в Визан­тии IX - XI вв. «УЗ Тульского педагогического ин-та», вып. 2, 1951, стр. 77; Его же. Деревня и город в Византии IX - X вв. Очерки по истории ви­зантийского феодализма. М., 1960, стр. 80 - 82. циальном одиночестве. Условный характер освобождение хо­лопов носило не только в IX - XII вв., но и значительно позд­нее, в XV - XVI вв., о чем пишет Е.И.Колычева. 1

Итак, древнерусский изгой, являясь выкупившимся на во­лю холопом, 2 или, по терминологии средневековой Европы, либертином, оставался под властью и защитой своего патрона. Но только ли князь и церковь, как считает С.В.Юшков, высту­пали в роли покровителей освободившихся холопов? Митро­полит Климент Смолятич дает ясный ответ на вопрос, когда осуждает «славы хотящих, иже прилагают дом к дому и села к селам, изгои же и сябры и борти и пожни, ляда же и стари­ны». 3 Б.Д.Греков, обращаясь к С.В.Юшкову, вполне резонно | замечал: «Эти "славы хотящие" совсем не обязательно только князья и высшие представители церкви. Митрополит в данном случае меньше всего говорил о себе и церковных магнатах, а указывал на явление, широко распространенное в обществе». 4 Но если в качестве господ изгоев фигурировали разные лица (князья, бояре, духовенство, рядовые холоповладельцы - об­щинники и ремесленники), то построение С.В.Юшковым изго­ев лишь на княжеских и церковных отпадает как неудавшее­ся. 5 Что касается изгоев, упомянутых в Уставной грамоте кня­зя Ростислава, то в них мы усматриваем либертинов, пребы­вающих под властью князя, олицетворяющего государство. 6

Нельзя, разумеется, думать, будто выкупившиеся на сво­боду холопы всегда и везде сохраняли связь с прежним госпо­дином. Жизнь, вероятно, знала случаи, когда освободившийся холоп уходил от рабовладельца. Тогда-то он и поступал под защиту церкви. Устав Всеволода Мстиславича подразумевал именно таких изгоев-вольноотпущенников, которые, порывая с господином, лишались социальной поддержки и попадали в опеку церкви. 1

Контингент изгоев, формировавшийся за счет выкупив­шихся холопов, был значителен. Но доказывать, подобно М.Ф.Владимирскому-Буданову, М.А.Дьяконову и Б.Д.Греко­ву, что основная по количеству часть изгоев - в прошлом хо­лопы, мы не можем, поскольку не располагаем соответст­вующими фактами: слишком малочисленны и лапидарны из­вестия об изгоях, сообщаемые письменными памятниками, чтобы производить подсчеты. Конечно, если источники изгой­ства ограничить единственно теми, какие названы в Уставе князя Всеволода, 3 то мысль о количественном преобладании среди изгоев Руси XI - XII вв. бывших холопов вполне право­мерна. Действительно, и купцы-должники, и неграмотные по­повичи, а тем более осиротевшие князья все это - эпизодиче­ские фигуры в изгойстве, решительно уступающие по числен­ности откупившимся холопам. Но если мы допустим, что в изгойство впадали выпавшие из рода и общины люди, то утвер­ждение о вольноотпущенниках как наиболее типичных пред­ставителях изгоев в целом становится весьма проблематич­ным.

Б.Д.Греков, провозглашая тезис о господстве среди изгоев недавних холопов, отталкивался от идеи об изживании рабства в Киевской Руси. 1 Однако, как верно замечает А.П.Каждан, «вольноотпущенничество само по себе не является свидетель­ством распада рабовладельческого хозяйства: оно, как извест­но, имело место и в пору наивысшего расцвета рабства». 2 Бо­лее того, вольноотпущенничество существовало, судя по все­му, еще у истоков рабовладения. 3 Следует далее сказать, что новейшие исследования вскрывают поспешность заключений по поводу изживания рабства в Древней Руси.

Наряду с изгоями-вольноотпущенниками, т.е. выкупив­шимися холопами, на Руси встречались изгои - выходцы из свободных слоев древнерусского общества: только что упомя­нутые нами разорившиеся купцы, необученные поповичи, кня­зья-сироты, потерявшие «причастье» в русской земле. 5 Наши историки вводят в состав изгоев и крестьян, выбитых из об­щины. 6 Б.Д.Греков и И.И.Смирнов уподобляют изгоя-крестьянина Древней Руси migrans Салической Правды. 1 Вос­произведем текст титула XLV Салической Правды о пересе­ленцах, на который ссылается Б.Д.Греков. Это необходимо для того, чтобы проверить, насколько факты, почерпнутые из ис­тории древних франков, соответствуют общему взгляду на из­гоев, развиваемому автором. В памятнике читаем: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или не­сколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться... Если же переселившемуся в те­чение двенадцати месяцев не будет предоставлено никакого протеста, он должен оставаться неприкосновенным, как и дру­гие соседи». 2 Приведенный отрывок, как и вся Салическая Правда, «не содержит никаких данных о поземельной или личной зависимости одних жителей виллы от других или чу­жаков-переселенцев от исконных обитателей виллы». 3 Б.Д.Греков тоже понимает, что этот чужак, принятый в общи­ну, был ее полноправным членом. 4 Итак, migrans - свободный житель; сближение его с изгоем делает и последнего таковым. Значит, свободой на Руси пользовались и деревенские изгои. А как быть тогда с главным тезисом Б.Д.Грекова, разграничи­вающим городских (свободных) изгоев и деревенских (зави­симых)?! Так неудачные исторические параллели заводят в тупик.

Строго говоря, идея об изгоях - оторвавшихся от общины крестьянах - сугубо умозрительная. Источниками она не под­крепляется. Историки способом логики и абстракций доходят до нее. Но отсюда не следует, что ею надо пренебречь. Мы русской народности, стр. 73; С.А.Покровский. Общественный строй..., стр. 139. Также считаем возможным пополнение отряда изгоев за счет крестьян, выпавших из общины.

Названные нами претенденты в изгои (купцы-банкроты, поповичи-недоумки, экс-общинники) не всегда поступали под защиту церкви. Они гуляли на свободе и были людьми без определенных занятий. Представляя собой своеобразный отечественный вариант люмпен-пролетариев классической древности, эти изгои входили в состав древнерусского общества на положении свободных, чем и объясняется их появление в Русской Правде. По статье I Краткой Правды назначалось 40 гривен за убитого, если то был русин, гридин, купчина, ябетник, мечник, изгой и Словении. Б.Д.Греков в данной связи писал:
«Изгой, по-видимому, упомянут в «Русской Правде» в качестве одного из осколков давно разбитого родового строя. Здесь изгой еще как будто считается полноправным членом, повидимому городского общества, в некотором отношении стоит в одном ряду с дружинником и купцом». 2 Соглашаясь с мыслью Б.Д.Грекова о полноправии изгоя, мы не разделяем утверждение автора о пережиточном характере изгойства Правды Ярослава, во-первых, и о городском его облике, во-вторых.
Свободный и полноправный изгой был вполне актуальной социальной фигурой в конце XI - начале XII вв., когда создавалась Краткая Правда, в состав которой вошла Правда Ярослава, содержащая термин «изгой». В противном случае было бы нелепо со стороны законодателя включать в Краткую Правду омертвелые нормы. Напомним, кстати, что Краткая Правда - это не сборник, механически связавший древние законодательные кодексы, а цельный памятник, положивший в свое основание несколько источников, соединенных после соответствующей переработки и редакционных изменений.

еальность свободных изгоев подтверждает и Пространная Правда - памятник более поздний, чем Кратки Правда. В ста­тье I Пространной правды читаем: «...аче будеть князь мужь или тиуна княжа, аще ли будеть русин, или гридь, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгой (курсив наш. - И.Ф.), ли Словении, то 40 гривен положити за нь». 1 Следовательно, еще во времена Пространной Правды свободные изгои - не ред­кость. Поэтому они и попали в поле зрения древнерусского законодательства. Внимание законодателя к данной категории изгоев свидетельствует и о другом: изгойство ст.1 Простран­ной Правды - не рудиментарное наследие старины, а жизне­способный социальный феномен, вскормленный современно­стью.

Таким образом, на Руси XI - XII вв. изгои были двух ви­дов: свободные и зависимые. Их свобода и зависимость опре­делялись не тем, что одни из них являлись городскими, а дру­гие - деревенскими. Различие в положении изгоев происходи­ло от того, из какой среды люди упали в изгойство, если из свободной, то они оставались свободными до той поры, пока сами не поступали в услужение какому-нибудь господину, становясь закупами, холопами и пр., если же изгои выходили из холопьего люда, они, как правило, сохраняли зависимость по отношению к прежним хозяевам или попадали под патро-циний церкви. 2 И среди первых и среди вторых могли быть представители как города, так и села. Иными словами, в обще­стве свободных изгоев вместе с горожанами (купцами) обретались и селяне (бывшие общинники), а в группе зависимых изгоев легко представить в прошлом холопа сельского и го­родского. Вот почему подразделение изгоев на городских и деревенских, отстаиваемое некоторыми специалистами, не имеет смысла.

Свободное изгойство питалось первоначально за счет от­павших от рода людей. Потом, когда родовой строй полно­стью распался, прослойка свободных изгоев стала складывать­ся главным образом из элементов, оставшихся за бортом кре­стьянской общины. И лишь в отдаленных землях, на перифе­рии Киевской Руси, где уцелели родовые порядки, попадались изгои - люди, выпавшие из рода. Но основной поставщицей свободных изгоев на Руси XI - XII вв. была община.

Остается ответить на вопрос, кого с точки зрения социаль­но-экономической воплощали изгои-вольноотпущенники -выкупившиеся на волю холопы. Назвав их чистой воды фео­дально зависимыми, мы слишком бы упростили действитель­ность. Они - в большинстве полусвободные. 1 Но были среди них и те, что постепенно приближались к крепостному со­стоянию и в конечном счете становились крепостными. Здесь, таким образом, мы имеем эволюционный процесс на разных стадиях движения.

К изгоям этого типа примыкали пущенники. Однако ото­ждествлять пущенника с изгоем, как поступает А.Е.Прес­няков, 2 рискованно, ибо древнерусские источники не смеши­вают их. В церковном уставе князя Всеволода Мстиславича пущенник упоминается в компании люда «церковного, бога­дельного». 3 Современный исследователь княжеских уставов Я.Н.Щапов полагает, что «в формуляре княжеских церковных уставов первой половины XII в. статья о церковных людях еще отсутствовала». Но это не снимает вопроса о существовании в Древней Руси социальной группы, именуемой пущенниками.

Кто же такие пущенники? Ответ здесь может быть весьма гадательным. Не лишено вероятия, что пущенники - это от­пущенные на волю безденежно, по доброй воле господина ра­бы. Возможно, об одном из них ведет речь Пространная Прав­да в ст. 107 по Троицкому IV списку, определяющей судебные уроки: «...освободившие челядин 9 кун, а метелнику 9 векошь...» 2

Вряд ли прав Л.В.Черепнин, когда он говорит, будто пу­щенники составляли особую категорию закупов. 3 Происхож­дение закупов и пущенников очень разнилось: первые шли от свободы к полусвободе, а вторые - от полной несвободы к по­лусвободе. Это не могло не влиять коренным образом на их положение.

Итак, пущенник, предположительно, - отпущенный на во­лю без выкупа раб. Мотивы освобождения были различные: благодарность за долгую и верную службу, награда за отдель­ное проявление преданности со стороны раба, старость и бо­лезнь раба, смерть господина, лишенного наследников и т.д.

Когда раба отпускали на волю ряди спасения души, он становился задушным человеком. Стало быть, задушные лю­ди- один из разрядов пущенников. Совсем не обязательно представлять себе дело так, что в задушных людей превраща­лись холопы (рабы), отпущенные на волю по духовному завещанию. 1 Господам никто не мешал отпускать своих рабов и при жизни. Такая практика могла быть особенно популярной в период приобщения Руси к христианству. И, видимо, не слу­чайно задушный человек фигурирует уже в церковном уставе Владимира Святославича, крестившего Русь. 2

Историки нередко ставят знак равенства между пущенни-1 ками и прощенниками. 3 Впервые прощенник появляется в Ус-1 таве Владимира Святославича в обществе людей, отданных на!] попечение церкви. С.В.Юшков, специально занимавшийся изучением Владимирова Устава, указывает, что термин «про­щенник» попал в памятник позже составления его первона­чального варианта. 4 Позиция Я.Н.Щапова нам известна: ста­тью о церковных людях в княжеских церковных уставах он считает позднейшей вставкой. Но прощенники на Руси XI -XII вв. все же бьши. По учредительной грамоте князя Рости­слава, Смоленской епископии жалуются «прощенники, с ме­дом, и с кунами, и с вирою, и с продажами». 5 В реальном ха­рактере этого пожалования Я.Н.Щапов не сомневается.

В литературе мы не найдем единого мнения о прощенни-ках. В.О.Ключевский, например, так обрисовал их социальную физиономию: «Прощенники - это люди, доставшиеся князю в холопство за преступления или за долги, может быть, приоб­ретенные и какими-либо другими способами и им прощенные, отпущенные на волю без выкупа». 1 С.В.Юшков, возражая против суждений о прощенниках как получивших чудесное исцеление, доказывал, что под прощенниками надо понимать людей, «которые бьши превращены в холопы за долги, но впо­следствии получили свободу». 2 С.А.Покровский присоединя­ется к исследователям, усматривавшим в прощенниках лиц, совершивших какое-нибудь легкое преступление и освобож­денных от уголовного преследования (прощенных), но с обя­зательством работать в хозяйстве духовного или светского феодала.

Все это -сплошные догадки, не больше. Не трудно по­нять Б.Д.Грекова, заявлявшего, что он не имеет «возможности сколько-нибудь убедительно истолковать применение этой терминологии (прощенники-пущенники, - И.Ф.) к опреде­ленной категории церковных и не церковных людей». 4 Но од­но ему казалось бесспорным: «Это люди, по тем или иным причинам и мотивам вышедшие из недавнего своего состоя­ния (точно неизвестно, какого именно: может быть, это быв­шие холопы, может быть, и свободные люди) и попавшие в зависимость от своих господ-феодалов (церковных и свет­ских). Это люди, по своему новому положению очень близкие к изгоям. Характерно, что они крепостные, а не рабы, и это последнее обстоятельство еще раз говорит об изживании раб­ства и замене рабского труда трудом более прогрессивным - трудом крепостных». 5 Мы не разделяем оптимизма Б.Д.Грекова в несомненности приведенных положений. Мало­вероятно, чтобы в пущенники или прощенники попадали сво­бодные люди. Против такого предположения и специфика са­мих терминов (пущенник-отпущенный, прощенник-про­щенный), и близость этих социальных групп к изгоям, но не ко всем, как считает Б.Д.Греков, а лишь к зависимым (полусво бодным), вышедшим из недавней неволи - рабства.

Пущенники, прощенники и задушные люди не были пого­ловно крепостными. Как и в примере с изгоями, этот люд эво­люционировал в сторону крепостничества, но коль перед нами процесс, то вряд ли он был разовый, охватывающий всю массу названного люда. Картина, видимо, была дифференцирован­ной. Иньми словами, часть этих людей пребывала в крепост­ной зависимости, другая была близка к этому, а третья нахо­дилась на стадии полусвободных, очень схожих с полусвобод­ными эпохи варварских Правд. Обилие терминов, обозначаю­щих полусвободный люд (изгои, задушные люди, пущенники, прощенники) свидетельствует о многочисленности категорий полусвободного населения, вырвавшегося из рабства. Но это многообразие промежуточных форм - признак не умирающе­го, а жизнеспособного рабства: зяблое дерево ответвлений не дает, оно засыхает на корню.

Различные наименования полусвободных, запечатленные древнерусскими памятниками, нельзя воспринимать как не­брежность их составителей. В этих наименованиях, надо ду­мать, отразились разные формы освобождения рабов, что вно­сило определенное своеобразие в положение вольноотпущен­ников каждой категории. Скудость источников не позволяет уловить нам нюансы, отличавшие изгоев от пущенников, за-душных людей, прощенников, а пущенников от задушных лю­дей, прощенников и т.п. Однако Ф. де Куланж подчеркивал; «Очень важно обратить внимание на различные формы, в ко­торых давалось освобождение, так как отсюда проистекали значительные различия в положении вольноотпущенников». Вот почему нежелательно смешение изгоев с пущенниками, прощенников с пущенниками, встречаемое в литературе.

Или, может, изгнанные за определенные грехи люди? А может, лишенные внимания родных и гонимые притязаниями ровесников? Увы, слово изгой довольно часто фигурирует в нашей речи, однако только единицы задумываются о том, каково его истинное значение.

В связи с этим будет весьма полезным поговорить о том, кто же такой изгой на самом деле. Постараться понять, как доходит до того, что некоторые люди становятся нежеланными гостями среди себе подобных. И почему изгои - это очень печальное выражение.

Те, кто остался вдали от привычного общества

Прежде всего следует разобраться в самой формулировке этого слова. Итак, изгои - это люди, которые по тем или иным причинам изгнаны за пределы привычного общества или определенного круга людей.

Например, изгоями можно назвать детей, которых отвергают их ровесники или одноклассники. Или же изгои - это отступники, которых изгнала церковь за определенные прегрешения. Хотя следует заметить, что в данную категорию люди попадают не только из-за решения других, но и по собственной воле. Ярким тому примером могут стать отшельники, которые добровольно откинули материальные блага ради жизни в гармонии с природой.

Корнями в историю

Само слово изгой берет свое начало в Древней Руси. При этом его изначальное значение сильно отличалось от того, к которому привыкли мы. Так, на Руси человек-изгой - это тот, кто сменил свою привычную социальную ячейку на иную.

Например, подобный термин применяли к детям попа, если те были неграмотны и не могли продолжить его дело. Или когда холоп получал свободу, после чего имел полное право руководить своей судьбой. А также изгоями называли купцов, которые прогорели или имели очень большие долги.

Современные реалии

К сожалению, сейчас слово изгой все чаще появляется в обычных беседах и разговорах. Так уж вышло, что всемирный прогресс разделил людей на множество классов и типов, которые сильно отличаются друг от друга. Именно в этом и кроется главная причина появления современных отщепенцев.

Ведь если призадуматься, то как стать изгоем? Да очень просто - быть непохожим на других. Например, если в классе все дети носят новенькую школьную форму, то стоит кому-то начать ходить в старой или потертой одежде, как он тут же станет всеобщей мишенью. И если этот ребенок не сможет постоять за себя, то вскоре весь класс заклеймит его белой вороной или изгоем.

И подобная схема работает не только в школе. На той же работе также есть те, кто пользуется всеобщим признанием, и те, кто его полностью лишен. И хорошо, если тебя просто не замечают, но куда хуже приходится тем, кто подвергается ежедневным издевкам и насмешкам.

Изгой - временная трудность или пожизненный диагноз?

Избавиться от метки изгоя очень сложно, порой даже невозможно, по крайней мере, внутри старого круга знакомых. Но нужно понимать одно: суть проблемы не в том, что человека назвали отщепенцем, а в том, почему так случилось.

Ведь узнав, что именно не устраивает людей, можно постараться исправить это. Например, поменять стиль одежды, научиться поддерживать разговор или просто начать улыбаться. Порой бывает так, что лишь небольшое изменение в себе приводит к колоссальным переменам вокруг.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...