Что такое изложение по русскому языку 3. Что такое изложение? И как научиться его писать? Учимся писать изложение

Возмутилась_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Погожим летним деньком я гулял по лесу. Невысоко в кронах деревьев сидело несколько сорок. Увидев меня, затараторили. Вот вздорные крикуньи! Посмотрел на них строго и дальше пошёл. Вдруг одна из них залаяла собакой!Сидевшие рядом сороки ничуть не удивились. А я изумился. Эти птицы могут и залаять собакой, и закудахтать курицей, и заквакать лягушкой. Но так сразу получить ответ от сороки? Вот неожиданность! А я был очень удивлён. А может, сорока возмутилась из-за моих мыслей?Орфографическая подготовка. Д…ньком-_________________________ неск…лько-___________________________Кр…куньи-________________________ Посм…трел-__________________________С…дело-___________________________ Д…ревьев-___________________________В…ровки-__________________________ уд…вились-__________________________Раскрой скобки. (по)лесу___________________________ (по) смотрел_____________________(от)неожиданности__________________ (в)кронах_____________________
П…длетают, п…пробовал, …казались.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ Погожим, седевшие____________________________________________________________________Погожим,невысоко,доносчицы, залаяла, от неожидпнности, из-за, возмущения.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Погожий-____________________________________________________________________Изумиться-___________________________________________________________________Неожиданность-_______________________________________________________________Подбери антонимы Крикунья-____________________________________________________________________Погожий-____________________________________________________________________Объясни значение слова

Погожий-_____________________________________________________________________________

Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план. Горькая вода. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Толя с Витей возвращались из леса. Они увидели старушку с ведром воды. Бабушке было тяжело. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал домой. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс его домой. Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Ст..ру..ка_____________________ с в..дром_________________________________________________________ т..ж..ло_____________________________Поб..жал______________________ ___________________________________Зах...тел______________________ заш..гал____________________________Выб..жал_____________________ п..м..гать____________________________В..ды________________________ ___________________________________Н..сти_______________________ пок..залось_________________________Раскрой скобки. (из)леса___________________________ (по)дороге_____________________(с)ведром__________________________ (за)метили_____________________(в)избу_____________________________ (на)улицу______________________(по)казалась_________________________Выпиши из изложения имена собственные. _____________________________________________________________________________Объясни правописание приставок. В…звращалась,з…шагал, з…хотел, …ткрыла, п…пил, п…казалась.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЧА-ЩА, Возвращались, постучал________________________________________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение. Возвращались, однажды._______________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Зашагать-____________________________________________________________________Захотеть-____________________________________________________________________Открыть-____________________________________________________________________Подбери антонимы Быстро-______________________________________________________________________Встретить-____________________________________________________________________Объясни значение слова Изба-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст.. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Кормушка. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами и грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму прибегала белочка к кормушке.Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь буквы. Л…сной_________________ ст..ро..ке______________________К…рму…ку______________ ______________________________________________________ прил..тали____________________По..вилась________________ ост…рожно____________________М..лы..ка_________________ уг..щали________________________________________________ бр..ла_________________________Разгр..бала________________ приб..гала______________________Съ..стное__________________Раскрой скобки. (в)лесной____________________ (к)ёлке______________________(на)сыпали__________________ (в)неё_______________________(на)кормушку________________ (для)белочки__________________(в)снег______________________ (при)бегала___________________Спиши. Выдели орфограмму разделительные ъ и ь. Чутьё, съестное________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЧК Белочка, птички_______________________________________________________________Спиши. Выдели орфограммы ЖИ и ЩА. Жили, угощали________________________________________________________________Выпиши имена собственные _____________________________________________________________________________ Запомни как пишутся трудные слова Подвесили, однажды, разгребала, съестное_________________________________________
_____________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Корм-_______________________________________________________________________Чутьё-________________________________________________________________________Подвесить-____________________________________________________________________
Подбери антонимы .Сухой-_______________________________________________________________________Появиться-____________________________________________________________________Объясни значение слова Сторожка-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план. Медвежонок. Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать- медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Р…дился-__________________________ сне…-_________________________________Руч…йки-__________________________ п…лянка-______________________________Гла…ки-____________________________ ж…лище-______________________________Л…жал-_____________________________ поб…жали-____________________________Освоб…дились-______________________ подро…-______________________________Осм…трели-_________________________ в..сеннем-_____________________________Раскрой скобки. (в)лесу______________________________ (от)снега_____________________(из)берлоги__________________________ (по)бежали_____________________(по) ней_____________________________Объясни правописание приставок. П…бежали, …свободились, …смотрел, …ткрылись__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение. Медвежонок, таять, по ней, однажды, из берлоги.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Воля-____________________________________________________________________Везде-____________________________________________________________________Жилище-____________________________________________________________________Подбери антонимы Просторный___________________________________________________________________Весенний-____________________________________________________________________Объясни значение слова Ручей______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сборник сочинений и изложений в помощь учителю начальных классов

Сочинение № 1

« Как я провёл летние каникулы »

Цель: формировать умение свободно высказываться; прежде всего, на основе собственных

наблюдений и впечатлений.

1. Сообщение цели урока:

— Вы были на летних каникулах. Что вам особенно запомнилось? Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

— Запишите тему сочинения « Летние каникулы »

— Расскажите, как отдыхали летом.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале сочинения? (Например, о том куда выехали)

— О чём вы будете писать в основной части? (Надо описать интересный случай)

— Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение)

4. Словарная работа. Орфографическая подготовка

1) Куда выехали.

2) Интересный случай.

3) Моё отношение.

6. Написание сочинений.

7. Проверка.

Сочинение № 2

Сочинение по материалам экскурсии в парк

Цель: развивать умение обобщать материалы наблюдений, составлять текст.

1. Сообщение цели урока:

— Вчера мы были в парке на экскурсии. Что вам особенно запомнилось? Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

— Запишите тему сочинения: « В парке поселилась осень».

2. Обсуждение содержания сочинения.

— На основе, каких признаков можно так озаглавить сочинение? Вспомните, как изменились деревья в парке. Расскажите о цветах, траве. Кто и чем привлёк ваше внимание? Что слышно в осеннем парке?

3. обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале сочинения? (Например, о том, что осень мы не ждём, она приходит незаметно.)

— О чём вы будете писать в основной части? (Надо описать деревья, осенние листья, траву, можно сказать о шелесте листьев, негромких голосах птиц.)

— Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к тому, что видели.)

4. Словарная работа. Орфографическая подготовка.

5. Составление и запись плана

1) Экскурсия в парк.

2) Как украсила осень деревья.

3) Мне понравилось в парке.

6. Запись текста.

7. Проверка.

Сочинение № 3

Сочинение – описание по картине « Золотая осень» И. И. Левитана.

Цель: формировать умение описывать картину; строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль сочинения. Развивать речь. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

1. Сообщение цели урока:

— Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана.

— Он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье природы.

2. Знакомство с содержанием картины.

— Рассмотрите внимательно картину.

— Что изобразил художник? (свободные высказывания)

— Каков, по – вашему, замысел художника?

— О чём эта картина?

3. Определите структуру рассказа.

— Как лучше начать свой текст?

— О чём пойдёт речь в основной части?

— Как можно закончить текст? (выразить своё отношение к иллюстрации)

5. Составление и запись плана.

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

6. Написание сочинений.

Изложение № 1

« Осень»

Цель: развивать умение определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

а) Чтение текста для изложения (№ 88)

б) ответы на вопросы учебника. Выборочное чтение.

в) выяснение темы текста.

— О чём говорится в тексте? Какова его тема?

3. Обсуждение структуры текста.

— Сколько частей в тексте? О чём говорится в вводной части? Как вводная часть связана с

основной?

— О чём сообщается в основной части? Какой момент вам показался самым интересным?

4. Составление плана текста.

1) Подготовка к зиме.

2) Заняты бурундуки.

3) Скоро зима.

В трещинах, зарывают, кедровые орешки, за обе щёки, кувыркаются.

7. Повторное чтение текста (про себя). Затем учащиеся пишут изложение, проверяют

по учебнику.

Изложение № 2

« Прощальная песенка»

Цель: развитие умения определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и

последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста. (Текст читает учитель)

Прощальная песенка.

Наступила осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голом стволе

скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец

сел на веточку и тихонько запел. Песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Птицы прощались с домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора

в далёкий путь.

(По В. Бианки)

3. Работа над структурой текста.

— Сколько частей в тексте?

— Какой смысл имеет заключительная часть?

4. Составление плана.

1) Одинокий скворечник.

2) Скворцы.

3) В далёкий путь.

5. Пересказ. Словарная работа.

Подбор опорных слови словосочетаний, выяснение их лексического значения: осень, поредела листва, качается, прилетела, скользнула, веточку, кончилась, прощались, теперь.

6. Орфографическая подготовка.

7. Повторное чтение текста.

8. Запись текста по частям. Проверка.

Изложение № 3

« Казахские девушки»

Цель: развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 196)

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами.

3. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

На какие три части разделён рассказ?

План

1) Казахские девушки.

2) Страна знает их имена.

3) Народ чтит их память.

5. Орфографическая работа.

6. Запись текста.

7. Проверка.

Изложение № 4

« Львица»

Цель: развивать умение передавать содержание рассказа, включающего элемент рассуждения, точно употреблять глаголы в тексте.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста. (Текст записан на доске)

Львица.

Львица в зоопарке отказалась кормить своих детёнышей. Два львёнка жалобно пищали.

Они могли умереть с голоду. Служители пытались осторожно пододвинуть львят к матери,

но разъярённая львица цеплялась когтями за клетку, грозно рычала. С большим трудом

удалось вытащить львят. Один сотрудник забрал их к себе домой. Его сын заботливо ухаживал

за малышами: кормил их из соски, чистил, укрывал тёплым одеялом. Львята выросли, окрепли,

им очень понравился новый дом.

3. Анализ содержания рассказа.

— На какие части разделён рассказ? Озаглавьте их.

Примерный план.

1) Что случилось в зоопарке?

2) Какая беда грозила львятам?

3) Как вела себя львица?

4) Как удалось спасти малышей?

4. Пересказ текста.

5. Орфографическая работа.

Выписать слова на доске: кормить, пищали, разъярённая, цеплялась, вытащить.

6. Запись текста. Проверка.

Сочинение № 1

« Мой друг »

Цель: формировать умение связно описывать; раскрыть тему сочинения и основную мысль сочинения.

1. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение « Мой друг».

2. Обсуждение содержания сочинения.

— Расскажите, кого мы можем назвать другом. (Рассказы учащихся)

3. Обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале

сочинения? (Например, о том, что у вас есть друг.) О чём вы будете писать в основной

части? (Надо описать друга.) Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение.)

4. Словарная работа.

Постарайтесь использовать слова устойчивые словосочетания: « быть не робкого десятка»,

« звёзд с неба не хватает», « задирает (не задирает) нос».

5. Составление плана:

1) Рост. 2) Лицо. 3) Глаза. 4) Причёска. 5) Походка. 6) говорит. 7) Привычки. 8) Характер.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание сочинений.

Сочинение № 2

Описание животного

Цель: развивать умение составлять текст – описание, точно употреблять имена прилагательные

в речи.

1. Подготовка к написанию сочинения.

— Какое животное вы хотели бы описать?

— Мы опишем только внешний вид животного и некоторые его повадки. Что вы будете доказывать своим описанием, какова будет основная мысль нашего текста?

2. Обсуждение построения (структуры) урока.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале? О чём вы будете писать в основной части? Как закончить сочинение?

3. Словарная работа.

4. Составление плана.

Примерный план

1) Кличка животного, порода.

2) Внешний вид.

— голова, морда (глаза, уши, нос)

— туловище (размер, шерсть, движение)

— лапы, хвост

— повадки, поведение животного

3) Моё отношение к животному.

5. Написание сочинений.

Сочинение № 3

По картинке « Зимние забавы детей»

Цель: развивать умения воспринимать картинку, определять её тему, озаглавливать, передавать её содержание; совершенствование умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными и безударными гласными в корне.

1. Знакомство с содержанием картинки; определение её темы, основной мысли; озаглавливание.

— Рассмотрите внимательно картинку. Что изобразил художник? (Свободные высказывания детей.)

— Какова тема картинки? Как её лучше озаглавить? (Например: « Зимние забавы детей», «Зимой на улице».)

— Выясним основную мысль картинки. Что хотел художник передать своим рисунком? Каково его отношение к тому, что он изобразил? (Основная мысль можно сформировать так: « Весело зимой ребятам на улице!»

2. Определите структуру рассказа.

— Как лучше начать свой текст? (Можно начать с предложения, в котором выражена основная мысль. Это позволит все остальные предложения подчинить раскрытию основной мысли.)

— О чём пойдёт речь в основной части? (Нужно описать занятия детей.)

— Как можно закончить текст? (Выразить своё отношение к иллюстрации. Например: Мне нравится этот рисунок. Радостно смотреть на ребят.)

3. Орфографическая подготовка.

4. Написание сочинения. Проверка.

Изложение № 1

« Гости»

Цель: развивать умения определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста и его структурой.

* Чтение текста для изложения.

Гости.

Надумал однажды ёжик соседей в гости позвать. Пригласил Черепаху, Крота, Кузнечика и Сороконожку. Ждал их, ждал, да так и не дождался.

Черепаха и сейчас ещё идёт где- то. Ведь все знают, какая она «быстрая».

Крот под землёй в гости пошёл. Копался, копался, да и сбился с дороги – мимо дома прополз.

Кузнечик задумал свои сапожки подковать, прежде чем к Ёжику идти. Звенел, звенел молоточком, — а тут и ночь подошла. А ночью кто же в гости ходит?

Только Сороконожка приползла к дому Ёжика. Да по пути ноги запачкала. Стала их вытирать — одну, другую, пятую, десятую…

Пока все вытерла, Ёжик лёг спать.

В. Хомченко.

* Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

1) Дождался ли Ёжик своих гостей?

2) Почему не пришла черепаха?

3) Как пошёл в гости Крот?

4) Что задумал сделать Кузнечик?

5) Что сделала Сороконожка?

* Выяснение темы текста.

О чём говорится в тексте? Какова его тема?

* Обсуждение структуры текста.

— Сколько частей в тексте? О чём говорится в вводной части?

— О чём сообщается в основной части?

— О чём говорится в заключительной части?

3. Составление плана текста.

4. Пересказ. Словарная работа.

5. Орфографическая работа.

6. Повторное чтение текста (про себя). Затем учащиеся пишут изложение. Проверка.

Изложение № 2

« Куланы»

1. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 527)

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами и задают друг другу вопросы по содержанию; читают вопросы по учебнику.

— Что вам показалось в рассказе наиболее интересным?

3. Лексико-синтаксическая работа.

4. Орфографическая подготовка.

— Учитель уточняет написание окончаний некоторых слов.

5. Повторное чтение текста.

6. Запись текста.

Изложение №3

« Друзья»

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Знакомство с содержанием рассказа для изложения.

Друзья.

Стояли сильные морозы. Голодно и холодно было в лесу. Однажды Коля увидел в лесу олениху. Она с трудом передвигалась по снегу. Коля осторожно стал подходить к животному. Скоро олениха взяла из рук мальчика овёс. Утром Коля принёс ей угощение. Она стала лизать соль. Олениха привыкла к мальчику. На зов она выходила из березняка.

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами и задают друг другу вопросы по содержанию; читают вопросы.

— Кого увидел Коля? Что он стал делать? Привыкла ли олениха к Коле?

2. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

— На какие три части разделён рассказ?

Примерный план.

1) Трудное время.

2) Встреча.

3) Помощь друга.

3. Словарная работа.

олениха, увидел, однажды, овёс, угощение.

4. Орфографическая подготовка.

Учитель заранее подготавливает карточки, и на которых написаны слова и словосочетания.

5. Чтение текста.

6. Написание изложение.

7. Проверка.

Тесты для изложений. 3 класс.

Золотая осень.

Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

План.

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.

Орфография: к о сяком, ж ё лтых, в х о р о вод е , н а ч а л а сь, кр а с о т ой

Как я купил собаку.

Охотник продавал собаку. Это была большая,умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.

Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли,что друзей не продают и не покупают.

План.

1.Охотник продал собаку.

2.Томка грустит о родном доме.

3.Хозяин приехал.

4.Хороший урок.

Орфография: х о зя и н, к о лени, о хотник, на бок, не пр о дают, не п о купают.

Каникулы.

На зимние каникулы Дима с мамой отдыхали у дедушки в деревне. Зима выдалась вьюжная. Дима катался с ребятами на лыжах и санках. Раз они слепили снеговика.

Однажды Дима наблюдал сильный снегопад. Крупные хлопья снега плавно кружили в воздухе. Они быстро покрывали землю пушистым ковром. Около дома росли сугробы снега.

Любил Дима бывать в зимнем лесу. В лесу было светло и торжественно . Подолгу любовался он на красивый наряд сосен и елей.

План:

1.В деревне.

2.Снегопад.

3.В зимнем лесу.

Запиши выделенные слова:

Краткое изложение по рассказу Н.Носова.

Дружок.

Миша и Коля решили взять с собой с дачи своего любимца Дружка.Они посадили его в чемодан и сели в вагон. Чемодан положили под лавку.

Скоро к ним сели ещё пассажиры. Один мужчина положил свой чемодан тоже под лавку. На станции мужчина взял чемодан и вышел с женщиной и девочкой.

А когда мальчики были дома и открыли чемодан, то увидели там бритву и другие вещи.

Чемодан принадлежал незнакомому мужчине. Он по ошибке взял их чемодан. Дружок пропал.

Мальчики очень жалели Дружка. Они написали объявление.Но Дружок не находился. Но вот друзья узнали адрес владельца их чемодана. Когда они принесли чужой чемодан, мужчина очень обрадовался. А Дружок выбежал из комнаты и стал лизать Мише руки, лицо.

Радостная была встреча!

Вставь пропущенные буквы и подбери устно проверочные слова:

П..садили, пол…жили, под ла…ку, ост…но…ка, ог…рчены, нах…дился,прин…сли, выб…жал, стал л…зать, л…цо, радос…ная, об…явление, нап…сали.

Запомни.

В а гон, ч е м о дан, му жч ина, п асс ажир, р е шили.

Сиротка.

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.

Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!

Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он даже защищал её от мальчишек. Раз Надя пришла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её. Настоящий друг!

План:

1.Почему ягнёнок стал жить у Нади?

2.Как Надя заботилась о сиротке?

3.Как изменился ягнёнок в конце лета?

Орфографическая подготовка:

    Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

Б…да, с…ротка, к…рмила, мол…ком, уг…щала, р…га, х…дил, защ…щал, м…льчишек, наст…ящий.

2. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

О…ца, хле…цем, дру…

3.Вставьте пропущенные буквы, запомните написание.

М…шина, …гнёнок, м…локо, к…пуста, с…бачка, б…ран.

4.Выдели приставки.

Попала, остался, прошло, пошла, вошла.

5. Выдели суффиксы.

Ягнёнок, собачка, девочка.

3 КЛАСС. Изложение.

Барсук.

3 КЛАСС. Изложение.

Барсук.

Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку или мышку не пропустит. Но он ест и насекомых. Барсук отыскивает их в земле и вытаскивает сильными лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто, нет костей, остатков еды. Даже на охоту барсук не идет, пока не наведет туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.

3 КЛАСС. Изложение.

Елка.

3 КЛАСС. Изложение.

Елка.

Наступил Новый год. Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней игрушек! И рыбки, и грибки, и звездочки, и снежинки. Светятся желтым, красным, зеленым цветом шары. Бусы переплели зеленые ветки. Каждая бусинка сияет и сверкает. А какая звезда горит на верхушке! Как красный огонек с пятью лучиками.

А над елкой под самым потолком - настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подает сигналы.

Ребята пели, плясали, читали стихи. Дед Мороз загадывал загадки и дарил подарки. На празднике было очень весело.

3 КЛАСС. Изложение.

Легенда о жаворонке.

Бродил по России волшебник. Устал. Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пота.

Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пара луковиц да кувшин родниковой воды.

Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье-бытье. Пожаловался пахарь – надоело слушать, как камни о плуг грохочут.

Бросил тогда волшебник в небо маленький камень. Ста камень птичкой. Защебетал в поднебесье серый жаворонок. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

3 КЛАСС.Изложение.

Осенью в лесу.

3 КЛАСС.Изложение.

Осенью в лесу.

Среди редких берез прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся к друг дружке опята на тоненьких ножках.

Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжелыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рев лесного богатыря.

Страшно робкому зайчишке. Все кругом желтое, а у него шубка уже побелела. Ждет бедняжка, когда выпадет снег. Тогда зароется в сугроб – никто его не увидит.

3 КЛАСС. Изложение.

Снег идет.

3 КЛАСС. Изложение.

Снег идет.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, огородные грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой – острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню, стала она вся белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые. Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

3 КЛАСС.Изложение.

В берлоге.

3 КЛАСС.Изложение.

В берлоге.

Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жилье.

Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Ежик.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Ежик.

Однажды дети пошли в лес летом гулять. Они нашли ежика. Ежик был очень колючий. Ребята взяли его и принесли домой.

Саша и Маша пришли в гости к Вите. Они решили предложить ежику молока. Он испугался и убежал под ним. Маша и Саша ушли к себе домой. Витя читал книгу. Ежик осмелился, вылез из-под дивана и попил молока. Витя назвал его Колючка. Колючка прожил у Вити целое лето.

Наступило первое сентября. Витя и его друзья взяли Колючку и понесли в школьный живой уголок. Ребята ухаживали за ежиком: кормили его, чистили клетку. Колючке понравилось жить в школе.

3 КЛАСС. Изложение.

Клесты.

3 КЛАСС. Изложение.

Клесты.

На занесенных снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в теплом гнезде не страшен.

3 КЛАСС. Изложение.

Листопад.

3 КЛАСС. Изложение.

Листопад.

Осенью падают желтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья ее испаряют. Если воды мало, листья опадают.

Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

Воды то много да взять ее дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад.

Изложение.

Новый муравейник.

3 класс. (4 четверть) Тема: « Глагол.»

Изложение.

Новый муравейник.

Муравей жил в старом пне. Пень развалился. Наступил конец лета. Муравей задумал строить новый дом.

Все утро он бегал по тропинкам. Вот он спустился в ямку и выполз с большой крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили муравейник.

Муравей выбрал место для жилья около березы. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на березу. С каждым встречным муравьем он останавливался. Теперь все муравьи побежали к ямке за крупинками. К зиме будет новый муравейник.

Прощальная песенка.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.(СЕНТЯБРЬ)

Прощальная песенка.

Наступила осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на дереве скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонечко запел. Скоро песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Птицы прощались с домиком. Скворцы еще прилетят сюда. Они полетят в дальний путь.

Изложение.

Купание медвежат.

3 класс. (4 четверть)Тема « Склонение имен прилагательных.»

Изложение.

Купание медвежат.

Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки. День был знойный. Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами. Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.

Мать окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца. Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.

Прохладное купание освежило медвежат.

3 КЛАСС.Изложение.

Что надо дарить.

3 КЛАСС.Изложение.

Что надо дарить.

Попросил мышонок у Ойки подарок. Лопатку Ойке жалко, в кубики сама играет, машина нужна. Подала мышонку камень. Обиделся мышонок, пожаловался зверюшкам.

Наступил Ойкин день рождения. Пришли гости. Бельчонок принес ореховую скорлупку, зайчонок – мухомор, медвежонок – гнилую шишку, а подружка Машенька – щепку. Принесли то, что самим не нужно.

Стыдно стало Ойке. Заплакала она. Стало всем ее жалко. Принес бельчонок орехов, зайчонок – морковки, медвежонок – меду, Маша – куклу.

Буду дарить то, что самой нужно! – сказала Ойка.

3 четверть

3 класс

Кладинка.

Идут утром Егорка с мамой. Прошли свою улицу. А тут канавка, грязь. Кое-как перепрыгнули. Мама туфли очищает, а Егорка смотрит, как переходят канавку школьники, девочка и бабушка.

На другой день Егорка взял небольшую доску. Мама стала его ругать, но Егорка упорно тащил доску с собой.

Дошли до канавы. Егорка положил дощечку, перешел по ней и маму позвал. Перешла мама. Улыбается, на чистые туфли смотрит. Двинулись дальше. А за ними и все пошли. (73 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Что встретилось на пути Егорки и его мамы?

Что сделал Егорка на следующий день?

Как вы относитесь к поступку мальчика?

Что такое кладинка?

Примерный план

    Грязная канава.

    Егорка несет доску.

    Кладинка.

    Всем хорошо.

Проверьте гласные в словах: оч…щает, неб…льшую, т…щил, пол…жил.

Вспомните, как следует писать приставки: пр…шли, п…р…прыгнул, п…р…ходят, д…шли, п…звал.

Снег идет.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда они летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала деревню, стала она вся белая. Крыши, дорога, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла. (75 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Подумайте, на сколько частей можно разделить текст.

Чему будет посвящена каждая часть?

Какие слова в первой части говорят о том, что снег шел густой?

Как выглядит летящая снежинка?

Как она выглядит на ладони?

Примерный план

    Летят снежинки.

    Снежинки на ладони.

    Белая деревня.

    Зима пришла.

Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите слова-названия действий снежинок. Подберите свои, которые были бы близки по смыслу словам из текста.

Подберите прилагательные к словам грязь (какая?) …; лужицы …; лучики…. .

Объясните значение выражения черствая грязь. Подберите слова, близкие по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы в словах: посм…трела, сн…ж…нки, л…тели, гря…ки, выгл…нуло, сне…, забл…стел, круж…лись, крыш…, ш…рокие.

Воробей.

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли лапки. Иней покрывал перышки.

Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днем с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.

От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.

Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (77 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Где жил воробей?

Каково ему было зимой?

Какие странности происходили с воробьем? Как вы думаете, почему?

Как воробьи праздновали приход весны?

Примерный план

    Зимой в печной трубе.

    Сосулькина вода.

    Странные вещи.

    Дерево песен

Словарно-орфографическая подготовка.

Просклоняйте существительное воробей.

К словам схватил за загривок, трепать как собака кошку подберите близкие по смыслу.

Проверьте гласные в словах: п…чной, тр…нулась, загл…нуло, л…вил, схв…тил, тр…пать, сл…тались, пров…жали.

Раскройте скобки, объясните написание слов: (с)воробьем, (с)хватил, (про)жил, (к)воробью, (в)трубу, (за)капала.

Обратите внимание на последнее предложение. Какие чувства оно вызывает?

Один тополь.

Морозной зимой ветки деревьев ломались и падали на снег. Оля подняла веточку. Примерзшие льдинки зазвенели, будто веточка была стеклянная.

Дома девочка поставила веточку в воду. Ветка оттаяла. На голых прутьях стали видны желтые почки.

Долго стояла ветка в банке с водой. Оля о ней забыла.

И вдруг ветка проснулась! Лопнула на почках жесткая кожура. Из трещин выскочили зеленые листья. Они были клейкие, смятые, но живые. От них шел свежий весенний запах. Запах тополя. (73 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Почему ветки деревьев падали на снег?

Как поступила Оля с веточкой?

Как изменилась ветка в комнате?

Что в конце концов произошло с веткой?

Примерный план

    Стеклянная ветка.

    Ветка оттаяла.

    Оля забыла о ветке.

    Ветка проснулась.

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите имена прилагательные из текста к словам: зима (какая?) …; ветки …; прутья …. ; кожура ….; листья …., …., …, ….; запах …, ….

Почему о ветке сказано, что она была будто стеклянная? Что создавало это впечатление?

Какое слово употреблено в тексте, чтобы подчеркнуть, что ветка живая?

Проверьте гласные в словах: к к…ре, в…дны, к…жура, зап…х.

Одинаковые.

Жили две подружки. Обе маленькие, с розовыми щечками, светлыми волосами. Обеих мамы одевали в одинаковые платья.

Девочки учились в первом классе. Обе получали только пятерки. Соня и Вера говорили, что они во всем одинаковые.

Однажды Соня похвасталась маме, что они с Верой уже не одинаковые: Вера получила тройку.

Ты стала хуже! - грустно сказала мама. Соня удивилась: ведь тройку получила Вера. Мама объяснила, что Вера болела и потому получила тройку. А Соня обрадовалась. Это значительно хуже. (75 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Что говорили о себе подружки?

В чем они были одинаковые?

Почему мама сказала Соне, что она хуже Веры?

Что вы думаете о поступке Сони?

Как девочки названы в начале рассказа? Соответствует ли это действительности?

Станет ли Соня хорошей подругой?

Примерный план

    Две подружки.

    Одинаковые.

    Соня хвастает.

    Ты стала хуже!

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите имена прилагательные к словам: подружки …, щечки …, волосы …, платья …

п…дру…ки, в…л…сами, плат…я, п…терки, грус…но, уд…вилась, об…яснила, б…лела.

К слову значительно подберите близкие по смыслу. Запомните, как оно пишется.

Три товарища.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (65 слов).

Вопросы и задания к тексту.

Почему Витя не завтракал?

Расскажите, как отнесся к этому каждый из троих его товарищей. Кто из них оказался настоящим товарищем? Почему вы так считаете?

Какие качества должны прежде всего отличать настоящего товарища?

Подумайте, как можно по-другому назвать этот рассказ.

Примерный план

    Витя не завтракает.

    Сочувствие Коли.

    Совет Миши.

    Володя – настоящий товарищ.

Словарно-орфографическая подготовка.

Выделите корень в словах: потерял, перемене, пожалел, объяснил, посоветовал, разломал, спросил, протянул. Объясните их написание.

Вспомните, как пишутся слова: завтрак, обед, товарищ.

Три весны.

Первой приходит весна полевая. Чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.

В полях бежит ручьями снег, спасется от солнца под крепким льдом реки. Наступает весна речная. Треснул лед. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки.

Зима уходить не хочет. Долго прячет последний снег в лесу. Но идет весна лесная. Укутывает деревья зеленым туманом, возвращает певчих птиц.

Это победа весны и солнца. (76 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Что приносит весна полевая?

Какие события отличают весну речную?

Как названа в тексте весна лесная?

Действительно ли это разные весны?

Примерный план

    В поле.

    На реке.

    В лесу.

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите из текста имена прилагательные к словам: весна (какая?) ….; проталины (какие?) …; лед (какой?) ….; птицы (какие?) …; снег (какой?) …; туман (какой?) …; зерно (какое?) …. .

Подумайте, какие признаки еще можно подобрать к этим существительным в данном тексте.

Замените близким по значению выражение укутывает зеленым туманом.

В лесу.

Идут ребята по лесу. Видят: лесную проталинку пересекает ежиная семейка. Вереди топает мама-ежиха. За ней в серых шубках семенят крошечные ежата.

Увидела ежиха людей, свернулась в большой колючий мяч. Ребята уступили дорогу. Ежиха без страха пошла дальше. Она у себя дома.

Это люди в лесу в гостях. Без разрешения хозяев пью воду из родников, собирают грибы и ягоды, рвут орехи.

Лесные любят свой дом. Здесь все растет, цветет, дышит, поет.

Будь хорошим гостем! (74 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Кого встретили ребята в лесу?

Как они поступили?

Чьим домом является лес?

Кем являются люди в лесу?

Примерный план

    Лесная семейка.

    ребята уступают дорогу.

    Люди – гости леса.

    Лес – дом всего живого

Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите глаголы, с помощью которых описаны действия: мама-ежиха (что делает?) …., ежата (что делают?) …, люди (что делают?) …., все в лесу (что делает?) ….

Почему про ежиху сказано топает , а про ежат – семенят? Подберите слова, близкие по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: тр…пинка, …жиная, с…мейка, шу…ка, св…рнулась, к…лючий, в г…стях, п…ют, р…дник.

Пуговица.

Пришла Надя из школы и попросила бабушку пришить пуговицу.

Бабушка согласилась и попросила Надю принести иголку с ниткой. Девочка выполнила ее просьбу.

Потом бабушка пожаловалась, что у нее плохо видят глаза и попросила внучку продеть нитку в иголку. Надя продела. Еще бабушка предложила Наде приложить пуговицу к пальто, уколоть иголкой в одну дырочку, потом в другую.

Надя делала так, как говорила бабушка, и не заметила, как пуговицу пришила. Она поблагодарила бабушку. (71 слово)

Вопросы и задания к тексту.

О чем Надя просила бабушку?

Кто в результате пришил пуговицу?

Почему это произошло?

За что Надя поблагодарила бабушку?

Примерный план

    Просьба

    Надя несет иголку.

    Надя продевает нитку в иголку.

    Надя работает с иголкой

    Спасибо бабушке.

Словарно-орфографическая подготовка.

Перечислите глаголы, обозначающие названия действий, которые выполняла Надя. Выделите корни и объясните написание гласных в конях и приставках: попросила, выполнила, продела, приложила, уколола, пришила, поблагодарила.

Раскройте скобки, объясните написание слов: (при)шить, (с)ниткой, (по)просила, (по)жаловалась, (в)иголку, (к)пальто, (не)заметила

Самый лучший рисунок.

Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Все это Петя тоже нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама.

Пришел отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший.

В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, которого Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку. (69 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Чем занималась мама?

Что делал Петя?

Какой же рисунок, по мнению папы, был самым лучшим? Почему он так сказал?

Примерный план

    Мама работает, Петя рисует.

    Петя показывает рисунки папе.

    Самый лучший рисунок.

Словарно-орфографическая подготовка.

Раскройте скобки и объясните написание слов: (под)метала, (с)веником, (вы)бивала, (на)рисовал, (рас)красил, (с)работы, (с)просил, (не)нарисовал.

подм…тала, выб…вала, карто…ку, цв…тными, пом…гает.

Найдите в тексте словарные слова, вспомните их написание.

Живой мячик.

Наташа Дурова гуляла во дворе цирка. На ней была белая шубка и пушистая шапка.

В углу стояла клетка. Там жили белые медведи. Девочка бросала им свежий снежок.

Вдруг медведь втянул малютку в клетку. Звери стали катать Наташу по полу, как мячик.

Люди закричали. Прибежал Дуров. Он велел бросить в клетку много рыбы.

Папа вошел в клетку и загородил собой дочку от зверей. Так он стоял, пока Наташа вышла из клетки.

Люди говорили, что Наташу спасло чудо. (72 слова)

Вопросы и задания к тексту.

А как вы думаете? Почему вы считаете, что это так?

Как Дуров спас дочку?

Каким человеком был Дуров?

Как еще называют в тексте Наташу и Дурова? Почему используют эти названия?

Примерный план

    Где играла Наташа?

    Что на ней было надето?

    Что сделал белый медведь?

    Как Дуров спас дочку?

Словарно-орфографическая подготовка.

Объяснить написание имен персонажей.

Раскройте скобки и объясните правописание слов: (на)ней, (в)углу, (в)клетку, (по)полу, (от)зверей, (из)клетки, (за)городил, (во)шел.

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание: ц…рка, шу…ка, м…дведи, мног…,г…в…рили, доч…ку.

Найдите словарные слова, объясните их написание.

Один в океане.

Была темная ночь. Огромный корабль шел у берегов Африки.

Вдруг моряки услышали плач. Зажгли прожектор. Луч осветил лодку. В ней оказался негритянский мальчик. Лодку подняли на палубу. Мальчик очень ослабел. Врач оказал ему помощь.

Что узнали моряки из рассказа мальчика? Восемь суток назад он вышел в океан ловит рыбу. Ветер унес его далеко от берегов.

Корабль изменил свой путь и взял курс к берегу. Мальчик вернулся в семью. (65 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Почему моряки изменили свой курс и взяли курс к африканским берегам?

О ком подумали они, когда услышали рассказ негритянского мальчика? /о семье, матери мальчика/

Зачем мальчик вышел в океан?

Примерный план

1. Огромный корабль. У берегов Африки

2. Лодка. Прожектор

3. Негритянский мальчик. На палубу

4. Рассказ мальчика. Океан

5. Корабль меняет курс. Взял курс

Словарно-орфографическая подготовка.

Объясните выражения: вышел в океан, взял курс.

Найдите существительные мужского и женского рода с шипящей гласной на конце. Объясните их написание.

Вставьте пропущенные буквы: к…рабль, пр…жектор, ра…ка…,веет…р, …кеан.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...