Что такое кризис идентичности ребенка. Различия между идентичностью и идентификацией

Кризис идентичности

В наиболее распространенном употреблении термин обозначает чувство утраты собственной идентичности. Мы ощущаем отсутствие последовательности в своей жизни, как будто тот человек, которым мы являемся сегодня, - совсем не тот человек, которым мы были вчера.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Кризис идентичности" в других словарях:

    Кризис идентичности - The Outer Limits: Identity Crisis Жанр фантастика … Википедия

    Кризис идентичности - (Identity crisis). В теории Эриксона период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как что я собой представляю? , куда я иду? Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто… … Теории личности: глоссарий

    Кризис идентичности (фильм) - Кризис идентичности The Outer Limits: Identity Crisis Жанр фантастика … Википедия

    Кризис идентичности (identity crisis) - Э. Эриксон описывает состоящий из восьми стадий процесс развития Эго в виде последовательности психосоциальных кризисов. В юности главной задачей развития становится разрешение конфликта, назв. Эриксоном «идентичность против ролевой диффузии». В… … Психологическая энциклопедия

    КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (с. 332)    «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины...» Никто из нас не обладает поэтическим даром Данте, однако многим в известную пору жизни приходит в голову… … Большая психологическая энциклопедия

    КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ - состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями,… … Политология: словарь-справочник

    КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ - (греч. krisis поворотный пункт, исход) вид политического процесса, крайняя форма проявления политического конфликта, характеризующаяся резким усилением политической напряженности. Возникает в ситуациях, когда конфликты не могут быть разрешены… … Политологический словарь-справочник

    - (identity achievement). Статус идентичности тех, кто прошел через кризис идентичности и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений … Психология развития. Словарь по книге

    Идентичности кризис - остро переживаемое чувство размывания или утраты собственной идентичности, потери самотождественности (например, при переходе от одной стадии развития личности к другой, особенно заметное в период пубертатного криза; в условиях сильного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ИДЕНТИЧНОСТИ, КРИЗИС - Остро переживаемая утрата ощущения соб твенной идентичности, отсутствие у человека нормального чувства, что он имеет историческую непрерывность, что он сегодня феноменологически такой же, как и вчера … Толковый словарь по психологии

Книги

  • Венский модерн и кризис идентичности , Жак Ле Ридер. Впервые публикуемый по-русски классический труд крупного французского культуролога-германиста Жака Ле Ридера. На фоне широкой панорамы культурной жизни Австро-Венгрии рубежа XIX-XX вв. здесь… Купить за 1618 руб
  • Кризис литературоцентризма. Утрата идентичности VS. Новые возможности. Монография , . Издание посвящено проблемам изменения ролей художественной литературы в культурном контексте XX-XXI вв., динамики символического и социального статуса ее творцов, усложнения функций чтения и…

Последнее обновление: 02/05/2015

Наверняка вы слышали о «кризисе идентичности» и раньше, и, вероятно, даже имеете довольно хорошее представление о том, что этот термин означает. Но как появилось это выражение? Почему люди переживают этот кризис? Ограничен ли он подростковым возрастом?

Концепция кризиса идентичности берет своё начало в работах психолога , который считал, что формирование идентичности - один из наиболее важных аспектов жизни человека.

Что такое кризис идентичности?

Сомневаетесь ли вы в той роли, которая отведена вам в жизни? Чувствуете ли, что не знаете реального себя? Если вы ответили на предыдущие вопросы положительно, скорее всего, вы переживаете как раз кризис идентичности. Название этому явлению дал Эрик Эриксон, считавший, что это один из самых важных конфликтов, с которыми люди сталкиваются в процессе своего развития.

По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения. Интерес Эриксона к вопросу идентичности появился ещё в детские годы. Еврей по происхождению и воспитанный как еврей, Эриксон выглядел совсем не по-еврейски; нордическая внешность вкупе с еврейским происхождением часто заставляли его чувствовать себя изгоем везде. Много позже, изучая культуру юрок и сиу (коренных племён Северной Калифорнии и Южной Дакоты), он смог более точно сформулировать свои идеи о развитии личности и кризисе идентичности.

Эриксон описал идентичность (1970) как «…субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека ».

Исследование идентичности

Согласно теории психосоциального развития Эриксона, кризис идентичности возникает в подростковом возрасте - именно в этот период человек мечется между чувством самотождественности и сбивающими с толку ролями. Исследователь Джеймс Марсиа совместно со своими коллегами дополнил концепцию Эриксона; они добавили, что баланс между идентичностью и неопределённостью лежит в основе приверженности своей идентичности. Джеймсу удалось также разработать метод, позволяющий определить так называемый статус личности. Этот метод предполагает анализ трёх различных аспектов деятельности человека: профессиональных ролей, убеждений/ ценностей и сексуальной жизни.

Статусы идентичности по Дж. Марсиа

  • Достигнутая идентичность : человек пересмотрел различные идентичности и выбрал для себя одну.
  • Мораторий - состояние человека, который активно исследует различные идентичности, и до сих пор не определился с выбором.
  • Преждевременная идентичность . Человек отнёс себя к определённой идентичности, пропустив этап поиска.
  • Диффузная идентичность : человек не обладает идентичностью, и не пытается её определить.

Исследователи обнаружили, что те, кому удалось определиться со своей идентичностью, как правило, чувствуют себя счастливее и здоровее тех, кто её не нашёл. Статус диффузной идентичности, как правило, предполагает, что человек чувствует себя не на своем месте в мире, и, тем не менее, не стремится его найти.

В сегодняшнем изменчивом мире кризис идентичности случается чаще, чем во времена Эриксона. Эти конфликты, естественно, не ограничиваются подростковым возрастом. Люди сталкиваются с ними на протяжении всей жизни, особенно во время наиболее крупных перемен - поиска новой работы, начала новых отношений, заключения/расторжения брака или планирования/рождения ребенка. Исследуя себя с различных точек зрения и пробуя что-то новое в различных сферах жизни - на работе, в семье и в романтических отношениях, - можно укрепить собственную идентичность и тем самым достичь гармонии, которой порой так не хватает.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Юридическая психология»

Кафедра «Юридической психологии и права / Клинической и судебной психологии»

АНАЛИЗ МОНОГРАФИИ

Э. ЭРИКСОНА

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Студент ______________

Кризис идентичности и возрастной кризис

Идентичность, просто говоря, - тождественность человека самому себе. Понятие идентичности обозначает реальную оценку себя, стабильное владение собственным Я в независимости от изменений ситуации, способность к адекватному и полноценному решению поставляемых перед личностью задач на каждом жизненном этапе. Формирование идентичности представляет собой особый процесс, в ходе которого происходит преобразование каждой из прежних идентификаций в связи с переменами в предполагаемом будущем. Идентичность начинает развиваться с младенчества, и на момент подросткового возраста нередко наступает кризис. Известно, что в демократическом обществе кризис проявляет себя с большей силой, нежели в обществах, где переход ко взрослой жизни связан с некоторыми обязательными ритуалами. Нередко юноши и девушки стремятся как можно скорее решить вопрос самоопределения и таким образом избежать кризиса. Однако это приводит к тому, что потенциал человека остается не раскрытым до конца. Другие же решают эту проблему по-своему и растягивают кризис на слишком долгий период, оставаясь в неопределенности. В некоторых случаях спутанная идентичность перерастает в негативную, в результате которой человек в итоге своего определение выбирает порицаемую обществом и противоречащую закону роль. Впрочем, это лишь отдельные случаи, и большинство людей, согласно теории кризиса идентичности Эриксона, выбирают для развития одно из позитивных проявлений своего я, что можно наблюдать исходя из представленных в книге, его наблюдений.

Стадии развития идентичности

(характеристика, источники)

На основе Эпигенетического развития зародыша организма, Эриксон построил оригинальную схему развития человека на протяжении всей жизни. Эриксон выделял восемь этапов формирования идентичности личности. При переходе от одной стадии к другой, по мнению Эриксона, человек приобретал все новые и новые черты характера, личностные качества, которые противоречили друг другу. Результатом каждого решения является последующая успешность и не успешность каждого периода жизни.

Первой стадией, которую он выделяет является орально-сенсорная. Ее временные рамки - от рождения до первого года жизни. Основное влияние на личность ребенка оказывают самые близкие люди. От них зависит, будет ли ребенок открыт миру или наоборот, замкнут, недоверчив – формируется базовое доверие к миру. В процессе роста ребенка у него развивается речь, манипуляторные способности, это открывает ему возможность перейти с следующей стадии.

Вторя стадия –обретение самостоятельности или наоборот неуверенности в себе и своих силах. Это занимает время от одного года и до трех лет. В зависимости от присутствия или отсутствия поощрения самостоятельности ребенка со стороны родителей, у него развивается либо чувство независимости, либо, наоборот, зависимости от других.

Третья стадия от 4 до 6 лет называется Эриксоном локомоторно-генитальной. С трех до шести лет в зависимости от строгости в семье, силы контроля и жесткости правил, происходит социализация ребенка. От успешности этого процесса зависит разовьется ли у ребенка чувство инициативы или чувство вины.

Четвертая стадия, проходящая с 6 до 11 лет, связана с овладением ребенком различных умений в том числе и умением учиться. В этом возрасте у ребенка может развиться либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Это будет зависеть от успехов в учебе, отношений с учителями, их оценки успехов ребенка, взаимоотношений с представителями их возрастной группы.

Пятая стадия приходиться на период между 11 и 20 годами главными факторами развития личности является общение со сверстниками и профессиональная ориентация. В этом возрасте у человека развивается инициативность или чувство неопределенности. Самым важным для человека на этом этапе - объективная самооценка, анализ своих способностей и потребностей. При удачном протекании этой стадии у юношей и девушек формируется чувство идентичности что помогает им определить свое будущее место в обществе, в их ближайшей социальной группе. Если же появляется спутанной идентичности, подросток мучается сомнениями относительно себя и это затрудняет его саморазвитие в любой сфере его жизни.

Шестая стадия - это возрастной период от 21 до 25 лет. Данный период характеризуется стремлением установить близкие интимно-личностные отношения с людьми, в особенности, с представителями противоположного пола. Если на этом этапе такие связи не образованны - у человека развивается чувство изоляции. Ошибки идентичности на ранних этапах могут сильно повлиять на данный период.

На седьмой стадии (25 – 60/65 лет) у человека может развиться постоянное стремление к творчеству и динамическому развитию, либо человек может желать постоянства и покоя. Это во многом зависит от отношения индивида к своей работе, семье. Если человек не желает развиваться, это приводит к регрессу личности, по утверждению Эриксона. Как итог, человек обретает редкостную способность быть собой.

После 65 лет наступает последняя стадия развития личности. В зависимости от оценки своей жизни, своих достижений, у человека формируется либо чувство удовлетворения и идентичности, либо чувство отчаяния, непринятие жизни как своей - такие чувства являются разрушающими для личности и ведут к неврозам. Такое чувство отчаянья характерно не только для последнего возрастного этапа - оно может появиться в любом возрасте и всегда будет связно с каким-то разочарованием в жизни.

Различия между групповой и эгоидентичностью

Эго-идентичность как термин обозначает целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. Это совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность. Групповая идентичность - чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно и согласованно. Одним из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает ритуализацию - повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни. Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис - это поворотный момент развития, из которого человек может выйти, как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса, между противоположными состояниями сознания, в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат - включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью - в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона. Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботиться). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, что отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса.

Эпигенетический принцип психического развития.

Жизненные циклы.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом психического развития личности.

Оральная стадия – рот является фокусом самого первого совместного с матерью подхода к жизни. Первая часть, на которой ребенок берет то, что ему предлагают. Взять в этом случае означает – воспринять то, что дается. Закладываются основы для того, чтобы самому стать дающим. Нарушения в развитии на этой стадии ведут в будущем к нарушению связей с миром в целом, и в особенности со значимыми людьми. На оральной стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной деятельности.

Анальная стадия - анальный опыт, появление достаточно сформированного стула и общая координация мускульной системы. Борьба за автономию. Развитие сдерживающего отпускающего модуса.

Система действий «удержать» и «отпустить». При благоприятном разрешении конфликта стадии ребенок начинает чувствовать свою автономную волю.

Бессильный против оральных инстинктов, ребенок будет искать удовлетворение посредством орального контроля (сосание пальца, агрессивное поведение с использованием фекалий). Данная стадия становится решающей между доброй волей и полным ненависти самоутверждением. Чувство самоконтроля без потери самоуважения – источник свободной воли. Чувство потери самоконтроля и родительский внешний контроль порождают устойчивую склонность к переживанию сомнения и стыда. Стыд так рано и так легко поглощается виной. Стыд предполагает осознание того, что некто разоблачен, раскрыт. Свой вклад вносит воспитательный метод «пристыдить».

Фаллическая стадия

Задача индивида на этой стадии – выяснить какой же именно персоной он может стать. Ребенок должен выйти из этой стадии с чувством инициативы, как базисным для реалистического ощущения собственных целей и амбиций. Ребенок должен научиться сочетать дозволенные ему действия с собственными возможностями. На этой стадии наиболее сильное стремление к обучению. Наиболее сильное ее проявление физическая атака в отношении других людей, первые пугающие мысли о том, чтобы ввести фаллос в женское тело. Эдипов комплекс. Причем у мальчика акцент остается на делании посредством мозговой атаки, а у девочки он может обернуться ловлей посредством агрессивного захвата, или превращения себя в привлекательную и неотразимую особу. Формируются предпосылки мужской и женской инициативы. Просыпается глубинное чувство вины, поселяющее уверенность в совершении каких-то страшных преступлений. Неизбежное и необходимое поражение также ведет к переживанию чувства вины и тревоги.

Следующий этап – отрочество. Оно характеризуется неустойчивостью эго с одной стороны и большим потенциалом с другой. Люди бывают страшно озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми. Подросток ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить. Он боится быть обманутым и парадоксально выражает свою потребность в вере громким и циничным неверием. Выбор рода занятий приобретает большее значение, чем вопрос о зарплате и статусе. Стоит молодому человеку почувствовать, что окружение пытается оградить его от важных форм выражения, как он начинает сопротивляться. Переведение пассива в актив может трансформировать симптом в социальное поведение

Следующий этап назван Эриксоном просто “За идентичностью”. Он характерен использованием идентичности и возвращением некоторых форм кризиса идентичности на более поздних стадиях жизненного цикла.

Кризис интимности. Юноша, не уверенный в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же бросается в беспорядочные интимные контакты без настоящего единения. Межличностные связи становятся весьма стереотипными, что приводит к глубокому чувству изоляции. Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность: готовность человека отвергать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной. Во взрослом возрасте человек должен прийти к этическому чувству, которое выше убежденности отрочества и морализма детства. Отчуждением этой стадии является изоляция – неспособность воспользоваться своим шансом, разделив истинную интимность. Любовь – витальная сила ранней взрослости.

Характеристика возрастных стадий (центральный кризис, базисные чувства)

Различия между идентичностью и идентификацией

Пытаясь понять в чем состоит различие между идентичностью и идентификацией необходимо узнать что сам Эриксон говорит об этом - «психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций. Проблемы идентичности рассматривались им прежде всего через призму нахождения места идентичности в цикле человеческой жизни. Исследуя природу игры маленького ребенка и обращая внимание на социальную среду, в которой он находится, Эриксон замечал, что «появляющаяся идентичность наводит мосты между стадиями детства, когда телесному Я и родительским образам придаются их культурные коннотации».

Эриксон считал, что формирование идентичности начинается там, где идентификация становится непригодной. Впоследствии общественные способы идентификации индивида более или менее успешно стыкуются с его индивидуальными способами идентификации. В конце отрочества идентичность включает в себя все значимые идентификации, но одновременно и изменяет их с целью создания единого связного целого. Функциональная деятельность Я служит интеграции психосексуального и психосоциального аспектов на данной ступени развития, а интеграция отношений вновь появившихся элементов идентичности дает возможность ликвидировать неизбежные разрывы между различными уровнями развития. Становление идентичности не всегда сопровождается, как считал Эриксон, приобретением индивидом позитивных образов о самом себе. Культурное и социальное влияние может быть таковым, что уже в раннем детстве у ребенка появляются представления, под воздействием которых образуется «порочная» идентичность. Эриксон проводил различие между «позитивной» и «негативной» идентичностью. Психосоциальная идентичность любого человека представляет собой, на его взгляд, иерархию позитивных и негативных элементов. Негативные элементы появляются потому, что на протяжении всего детства ребенку указывают как на идеальные ценности, так и на отрицательные. Ребенка предостерегают против того, чтобы он не стал тем-то или кем-то, чтобы он научился опасаться того, чего следует избегать. Конфликты же могут находить такое выражение, когда человек не отказывается от личной идентичности, но выбирает негативную идентификацию, то есть «идентичность, извращенно основанную на всех тех идентификациях и ролях, которые на критических стадиях развития представлялись им наиболее нежелательными или опасными и в то же время наиболее реальными. Исследуя стадии развития человека, Эриксон высказал мысль, что в отрочестве и ранней юности все предшествующие тождества психологического развития ребенка подвергаются сомнению вследствие его интенсивного физического роста, полового созревания и необходимости решать взрослые задачи. Подростков заботит прежде всего, как они выглядят в глазах других, по сравнению с их собственными представлениями о себе, как связать ранее приобретенные навыки с новыми для них жизненными проблемами. Интеграция в форме идентичности Я оказывается больше суммы детских идентификаций. В таком случае чувство идентичности эго есть накопленная уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе карьеры. Но именно на этой стадии развития возникает опасность того, что у подростка происходит смешение ролей, в результате чего он может пережить «кризис идентичности».

Роль общества в формировании эгоидентичности

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности, тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. Необходимо понять, что эгоидентичность может быть правильной, только в том случае если все ее аспекты соблюдены. Первое – личность должна осознать свою идентичность и тождественность самой себе. Второе – личность должна получить оценку своей идентичности от близких ей людей. Третье – личность должна сравнить первый и второй факторы и остаться довольной их согласованием, и как следствие возросшей уверенностью в своих силах. Если же после соотнесения, результатом является конфликт - начнет развиваться кризис идентичности.

Раскрыть понятия:

Психосоциальный мораторий,

Негативная идентификация,

Спутанная идентичность

Под психосоциальным мораторием Эриксон понимает период жизни личности, в котором личность не готова, либо не считает себя таковой, для реализации себя в качестве родителя и принятии сексуальной близости. Наиболее часто данное явление встречается в юношеском возрасте, и иногда может затянуться на крайне долгий срок.

Термин “негативная идентификация” можно рассматривать по-разному, в зависимости от призмы через которую смотреть.

Негативная идентификация - это следствие тяжёлого быта и конфликтных взаимоотношений в семье, противоположность тому, чего бы хотели родители и взрослые, это выбор в пользу деструктивного после продолжительной и бессмысленной конструктивной работы.

Негативная идентификация - это преодоление своей ущербности, незащищенности, неуверенности посредством эпатажа и распущенности, это длительная стагнация в состоянии “Против всего”, разрушение способности к продуктивной работе.

Негативная идентификация - кризис идентичности в котором индивид пытается, но пока не может обрести себя.

Спутанная идентичность – состояние индивида, при котором он не может продолжать развитие в том или ином аспекте своей жизни. Причиной этого состояния могут являться сомнения, в своей идентичности, которые возникали ранее, или ролевой спутанности, соединяющейся с застарелым чувством безнадежности.

Термин «кризис идентичности» простому определению не поддается. Для того чтобы его пояснить, нужно вспомнить про восемь стадий развития Эго, описанные Эриком Эриксоном и представляющих собой последовательность психосоциальных кризисов. Одним из таких конфликтов, который свойственен человеку в юном возрасте, является так называемая идентичность против ролевой диффузии, и непосредственно в процессе разрешения этого конфликта и может возникнуть кризис идентичности.

Кризис идентичности и возрастной кризис

Формирование идентичности представляет собой особый процесс, в ходе которого происходит преобразование каждой из прежних идентификаций в связи с переменами в предполагаемом будущем. Идентичность начинает развиваться с младенчества, и на момент подросткового возраста нередко наступает кризис. Известно, что в демократическом обществе кризис проявляет себя с большей силой, нежели в обществах, где переход ко взрослой жизни связан с некоторыми обязательными ритуалами.

Нередко юноши и девушки стремятся как можно скорее решить вопрос самоопределения и таким образом избежать кризиса. Однако это приводит к тому, что потенциал человека остается не раскрытым до конца. Другие же решают эту проблему по-своему и растягивают кризис на слишком долгий период, оставаясь в неопределенности. В некоторых случаях диффузная идентичность перерастает в негативную, в результате которой человек в итоге своего определение выбирает порицаемую обществом и противоречащую закону роль. Впрочем, это лишь отдельные случаи, и большинство людей, согласно теории кризиса идентичности Эриксона, выбирают для развития одно из позитивных проявлений своего я.

Кризис сексуальной идентичности

Кризис идентичности – явление не только возрастное. Может возникнуть кризис, например, сексуальной идентичности, когда человек стоит на распутье и стремится определить себя к одной из групп: гетеросексуал, бисексуал или гомосексуал. Такой кризис чаще всего происходит в юном возрасте, однако в некоторых случаях возможен и во взрослом.

Кризис гендерной идентичности

Гендерная идентичность – это самоопределение человека о принадлежности к социальной роли по мужскому или по женскому типу. Ранее считалось, что психический пол всегда совпадает с физическим, однако в современной жизни все не так и просто. Например, когда отец сидит с детьми, а мать зарабатывает деньги, их гендерная роль не соответствует традиционной биологической роли.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...