Что такое кризис идентичности в истории. Эпигенетический принцип психического развития

Психологи, в частности директор ГНЦ им. Сербского, академик Татьяна Дмитриева, приходят к выводу, что кризис экономический стал для многих в точно недавнем прошлом преуспевающих бизнесменов кризисом психологическим. Люди, до быть может недавнего времени (см. источник) жившие только ради денег, потеряли объект самоидентификации, и это лишило их мотивации в жизни. Легче всего с трудностями справляются те, у которых цель находится выше материального.

Мы так часто слышим, да и сами говорим: посмотри на него, видно, что этот человек состоялся, у него есть все: квартира, машина и счет в банке. Ну, а этот - неудачник, с трудом сводит концы с концами. И вдруг это исчезло. Деньги - этот универсальный эталон и всеобщий эквивалент стоимости - вдруг перестали быть мерилом всего в нашей жизни. Что же пришло им на смену? Пустота. Пустота, которую придется заполнить.

Деньги - всего лишь симптом, хоть и самый заметный. Неуверенность в будущем и отсутствие стабильности, постоянные угрозы и нерешаемые проблемы (терроризм, климат и здравоохранение только часть из них) уже стали привычным фоном нашей жизни. Раньше решение видели в одном - заработать побольше денег и проблемы (пусть и лично у меня) решатся сами. Теперь этот рецепт доказал свою несостоятельность. Рядом с личным раем на Лазурном Берегу теперь висит табличка "продано за неуплату".

Человек растерянный - так можно сегодня охарактеризовать состояние среднестатистического жителя планеты Земля. Как нам обустроится вместе всем и каждому поодиночке? Как не пропасть в этом мире бурь, кризисов, резких перемен, где все "против шерсти", все "не так, ребята", как пел Высоцкий?

Нет, всеобщая растерянность не коснулась простых функций среднестатистического офисного работника, налогоплательщика, потребителя и семьянина. Здесь более-менее все понятно, отлажено, схвачено, перешло на автомат. Но под всем этим выбита ценностная основа. Проблема - на уровне ориентации в мире, на уровне планов и целей, быть может который каждый (см. источник) себе ставит, сознательно или бессознательно. Всеобщая запутанность, отсутствие стабильности и понимания, как действовать даже в краткосрочной перспективе, заставляет все чаще задумываться.

Кризис что-то подсказывает нам через все эти обвалы, банкротства, увольнения. Может быть, что мы - вся масса человечества - уже выросли? Уж очень это похоже на проблему переходного возраста. Приближаясь к выпуску из школы, именно молодой человек (именно так и было!) задумывается: куда идти, кем стать и что делать. Не от хорошей жизни, зачастую против собственной воли, но ведь надо, сроки поджимают.

Каждый помнит этот момент, когда надо было принять первое в жизни взрослое решение. От этого решения, которое зачастую принимают по наитию, зависит вся жизнь. Для нас наступило время задуматься, как и куда мы идем. Нужно лучше подготовиться, и принять точно сознательное решение (источник не известен) .

Так как же не ошибиться в выборе, как не опоздать? Как не дойти до состояния, когда выбор сделают за нас? Ничего не поделаешь, приходится задумываться о направлении, в котором мы идем. Одно понятно - что-то испортилось в наших отношениях, в связях между нами, между людьми. Ушла уверенность, что на конечно глубинном уровне мы все братья.

Сегодня человек, оставленный на необитаемом острове, не поспешит поднимать шум, увидев на горизонте корабль. Очень может статься, что там ему совсем не рады. Сегодня мы не спешим делиться, открываться, помогать…

Каким образом любой человек может повлиять на выбор всего человечества? Из истории мы знаем много примеров, когда небольшая группа людей, увлеченных идеей, могут повлиять на историю. Так было во времена Ренессанса в Европе, когда небольшая группа думающих людей смогла начертить путь, по которому пролег курс истории на много столетий вперед.

Так что, выбор в руках у каждого - и всех нас вместе. Начнем менять себя - в во-первых, не оглядываясь на других. Законы развития действуют на нас, а вот наше "подключение" друг к другу испорчено. Это можно сравнить с неисправной радиоантенной или сбитой настройкой сложного прибора. Надо найти правильную настройку! Настройку одного по отношению к другому. Быть может, в этом скрывается решение наболевших проблем?

С уверенностью можно наиболее вероятно сказать только (примечание переводчика) одно - чем больше людей захотят задуматься о том мире, в котором мы оказались, о том, насколько этот мир взаимосвязан, задуматься о цели того, что с нами происходит, тем быстрее мы нащупаем именно правильное направление (именно так и было!) и встанем на путь восстановления.

Источник

Значение дружбыПрежде всего слово "дружба" имеет не одно, а именно несколько различных значений. И не только...

  • Про дружбу

    Тебе, моему лучшему другуЛюбые отношения в как бы определенном смысле корыстны: они удовлетворяют материальные, эмоциональные...

  • Насилие на телеэкране

    Наверное, многие читатели Вашего журнала видели фильм «Список Шиндлера». И надеюсь, никто из них не смеялся во время просмотра....

  • Дети и деньги

    Поставлено на учет (стали сиротами, отказники, родители лишены родительских прав) детей2003 год – 5900,2004 год – 6000,2005...

  • Похвала и критика

    Похвала и критика. Как мы принимаем критикуВсе мы - и мужчины и женщины - нуждаемся в похвалах тому, что мы сделали и что,...

  • На шее у родителей

    «Можно также сказать: на еду будем тратиться вместе, но никаких деликатесов и новых вещей не покупаем, а остаток заработка...

  • Любовь в аренду по-японски

    Речь вовсе не идет о вариациях "любви на продажу". И вообще речь не идет о сексе. В Японии все конечно большую популярность...

  • Последнее обновление: 02/05/2015

    Наверняка вы слышали о «кризисе идентичности» и раньше, и, вероятно, даже имеете довольно хорошее представление о том, что этот термин означает. Но как появилось это выражение? Почему люди переживают этот кризис? Ограничен ли он подростковым возрастом?

    Концепция кризиса идентичности берет своё начало в работах психолога , который считал, что формирование идентичности - один из наиболее важных аспектов жизни человека.

    Что такое кризис идентичности?

    Сомневаетесь ли вы в той роли, которая отведена вам в жизни? Чувствуете ли, что не знаете реального себя? Если вы ответили на предыдущие вопросы положительно, скорее всего, вы переживаете как раз кризис идентичности. Название этому явлению дал Эрик Эриксон, считавший, что это один из самых важных конфликтов, с которыми люди сталкиваются в процессе своего развития.

    По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения. Интерес Эриксона к вопросу идентичности появился ещё в детские годы. Еврей по происхождению и воспитанный как еврей, Эриксон выглядел совсем не по-еврейски; нордическая внешность вкупе с еврейским происхождением часто заставляли его чувствовать себя изгоем везде. Много позже, изучая культуру юрок и сиу (коренных племён Северной Калифорнии и Южной Дакоты), он смог более точно сформулировать свои идеи о развитии личности и кризисе идентичности.

    Эриксон описал идентичность (1970) как «…субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека ».

    Исследование идентичности

    Согласно теории психосоциального развития Эриксона, кризис идентичности возникает в подростковом возрасте - именно в этот период человек мечется между чувством самотождественности и сбивающими с толку ролями. Исследователь Джеймс Марсиа совместно со своими коллегами дополнил концепцию Эриксона; они добавили, что баланс между идентичностью и неопределённостью лежит в основе приверженности своей идентичности. Джеймсу удалось также разработать метод, позволяющий определить так называемый статус личности. Этот метод предполагает анализ трёх различных аспектов деятельности человека: профессиональных ролей, убеждений/ ценностей и сексуальной жизни.

    Статусы идентичности по Дж. Марсиа

    • Достигнутая идентичность : человек пересмотрел различные идентичности и выбрал для себя одну.
    • Мораторий - состояние человека, который активно исследует различные идентичности, и до сих пор не определился с выбором.
    • Преждевременная идентичность . Человек отнёс себя к определённой идентичности, пропустив этап поиска.
    • Диффузная идентичность : человек не обладает идентичностью, и не пытается её определить.

    Исследователи обнаружили, что те, кому удалось определиться со своей идентичностью, как правило, чувствуют себя счастливее и здоровее тех, кто её не нашёл. Статус диффузной идентичности, как правило, предполагает, что человек чувствует себя не на своем месте в мире, и, тем не менее, не стремится его найти.

    В сегодняшнем изменчивом мире кризис идентичности случается чаще, чем во времена Эриксона. Эти конфликты, естественно, не ограничиваются подростковым возрастом. Люди сталкиваются с ними на протяжении всей жизни, особенно во время наиболее крупных перемен - поиска новой работы, начала новых отношений, заключения/расторжения брака или планирования/рождения ребенка. Исследуя себя с различных точек зрения и пробуя что-то новое в различных сферах жизни - на работе, в семье и в романтических отношениях, - можно укрепить собственную идентичность и тем самым достичь гармонии, которой порой так не хватает.

    Каждый человек в течение жизни сталкивается с определенными переломными моментами, когда остро осознает свою беспомощность перед неизведанностью бытия и определением своей роли в нем. Эти этапы характеризуются переосмыслением ценностей, которые ранее считались незыблемыми, поисками смысла жизни и формированием идей для его достижения. Кризис идентичности, по мнению психологов, является важной точкой отсчета в процессе утверждения человека в качестве полноценной личности, которая способна противостоять социуму, имея собственные взгляды и убеждения.

    Что представляет собой этот личностный кризис, что провоцирует его и как выйти из него победителем, расскажем в этой статье.

    Немного определений

    Личностный кризис – этап в жизни человека, вызванный некой критической ситуацией, когда реализовать ранее поставленные жизненные цели не представляется возможным. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними причинами, так и внутренними предпосылками. На этом жизненном этапе человек не может быстро решить возникшую проблему. Те способы, которые были приемлемы ранее, уже не работают. Нужны новые решения, к принятию которых человек часто оказывается не готов. Более того, иногда возникает ощущение, что сделать это невозможно.

    Душевный кризис становится этапом, после которого меняется весь ход жизни личности. От того, как человек выйдет из ситуации, которая вначале кажется тупиковой, будет зависеть его дальнейшее существование.

    В психологии выделяют несколько стадий, которые человек проходит во время этого этапа.

    Личностный кризис может быть вызван несколькими причинами, опираясь на которые выделяют следующие виды переломных этапов:

    • Кризис возрастного развития, который связан с этапами физического и психологического взросления человека;
    • Ситуативный кризис, который вызван определенными трагическими событиями в жизни: развод, болезнь, серьезная травма, смерть, потеря близкого человека.
      От того, насколько сильна воля человека, зависит длительность и напряженность любого сложного этапа.

    Переломные ситуации

    При планировании своей жизни лишь небольшое количество людей задумывается о неприятных «сюрпризах», которые она может преподнести.

    Увольнение с работы, крах в карьере, неожиданное ухудшение материального благосостояния, измена любимого человека или развод – от таких неприятных событий не застрахован никто.

    Человек начинает выяснять причины того, что произошло, и не находит их. Внезапность наступления изменений пугает и заставляет искать причину в себе. Чувство вины оттого, что было сделано не все, чтобы предотвратить ситуацию, не покидает. Человек впадает в глубочайшую депрессию.

    Душевный кризис появляется как сопутствующее явление при неразрешенных внутренних конфликтах. Желание разобраться в своих ощущениях и духовных возможностях, переосмысление жизненной позиции в связи с возрастными и ситуационными изменениями являются важными составляющими выработки личностных качеств.

    Особенности этих переломных моментов связаны с переживанием не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей.

    Возрастные изменения

    Возрастные кризисы становления личности являются естественной потребностью психики человека. Они кратковременны и обеспечивают правильный ход развития личности. Каждый из таких периодов связан с изменениями деятельности человека и развитием его психических возможностей.

    • Кризис новорожденных обусловлен изменением в жизнедеятельности вне утробы матери;
    • Переломный этап первого года жизни связан с увеличением потребностей и возможностей ребенка;
    • Три года является точкой отсчета в определении собственного «Я»;
    • В семь лет у малыша начинается новый вид деятельности, связанный с обучением в школе;
    • Подростковый этап связан с процессом полового созревания и физическими изменениями;

    • В 17 лет возникает кризис идентичности, который является необходимостью принятия самостоятельных решений и началом самостоятельной взрослой жизни;
    • В 30 лет переломный период связан с невозможностью реализации жизненных целей, поставленных ранее;
    • У сорокалетних людей перелом характеризуется нерешенностью проблем предыдущего этапа;
    • Уход на пенсию воспринимается как изменение привычного уклада жизни, переосмысления прожитых лет и ощущение ненужности и нереализованности.
    • Правильная реакция человека на возрастные изменения способна не только вывести из затяжной депрессии, но и позволит выйти ему на более качественный уровень развития.

    Начало формирования личности

    Несмотря на то, что кризису трехлеток предшествуют еще 2 этапа, именно этот возраст принято считать началом становления личности. Это время, когда малыш осознает свою значимость и желает «нащупать» рамки дозволенного, период определения своей роли в жизни общества.

    Психологи выделили семизвездие кризиса, которое является важным показателем начала проявления детской независимости. Эти признаки указывают на сложные процессы взросления, которые не стоит путать с непослушанием и своеволием.

    Кризис «Я сам» связан с желанием самостоятельно существовать в рамках общества, которое представлено
    семьей и отношениями в ней. Ребенок начинает требовать самостоятельности, с которой не знает, что делать.

    Сложные душевные противоречия выражаются в капризах, непослушании, негативизме и бунте.

    При неправильной реакции родителей появляется так называемый кризис доверия, который проявляется в замкнутости или агрессии, низкой самооценке и в нежелании мириться с общепринятыми устоями общественной жизни.

    Юношеский этап развития личности

    Кризис личности в отрочестве во многом определяет течение других переломных жизненных моментов, связанных не только с возрастом, но и с жизненными обстоятельствами.

    В этом возрасте самоопределение в жизни является главным направлением личностного развития. Смена привычного вида деятельности, желание соответствовать общепринятым нормам, но в то же время обладать индивидуальностью, порождает страх перед новой жизнью.

    Кризис идентичности, который появляется в период юношества, указывает или на осознание своего низкого социального статуса, или на отрицание ценности социума.

    Этот период связан с повышенным вниманием к своей внешности и достижениям, которые уже удалось свершить. Критичность восприятия действительности приводит к занижению собственных возможностей и психологическому дискомфорту. Желание познавать мир и выбирать собственную нишу в нем отражается на выборе будущей профессии.

    Кризис идентичности в юности имеет следующие проявления:

    • Страх сближения с другими людьми;
    • Желание изолироваться от окружающих;
    • Неуверенность в собственных возможностях, которая выражается в категорическом отказе от учебной деятельности или же в проявлении особого усердия к ней;
    • Неумение распределять время;
    • Страх перед будущей жизнью, желание жить «сегодня и сейчас»;
    • Активный поиск идеалов, копирование их стиля и образа жизни.

    Если кризис идентичности будет правильно преодолен, он позволит юношам и девушкам переступить через психологические барьеры и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.

    Кризис самоидентификации пройдет менее болезненно, если родители окажут нужную поддержку развивающейся личности. Нельзя допускать чрезмерную опеку и желание навязать собственное мнение ребенку, даже если оно правильное. Позвольте ему самостоятельно принимать решения, строить свою судьбу. Родителям важно понять, что душевный кризис является неотъемлемой частью развития, и от того, как он пройдет в юношеском возрасте, будет зависеть протекание других переломных этапов в жизни взрослеющего человека.

    Как выйти из кризиса победителем

    Кризисы развития личности – необходимые этапы в жизни каждого человека, которые сопровождают его всю жизнь. Во время кризисного периода важно не замыкаться в себе, отыскивая новые возможности, проявляя стремление двигаться дальше.

    Способов, как преодолеть кризис, множество. Главное, не бояться исследовать свой внутренний потенциал и пробовать что-то новое в личных отношениях или карьерной сфере. Умение противостоять жизненным невзгодам позволяет закалить характер, укрепить свою идентичность и добиться новых высот, о которых в спокойном размеренном темпе жизни человек даже не задумывается.

    От рождения до смерти мы проходим 8 этапов развития, на каждом из которых нас ожидает кризис идентичности. Что это и в чем его опасность? Что происходит с нами в конкретные возрастные промежутки? Как помочь ребенку пережить переломный момент? Прочитав статью, вы не только найдете ответы на эти вопросы, но и узнаете, где спрятаны грабли, на которые можно случайно наступить.

    Что такое кризис идентичности

    Кризис идентичности - это период формирования личность человека посредством поиска своего места и роли в социуме, осознания собственной уникальности. Исследования относительно этого явления принадлежат американскому психологу Эрику Эриксону, который выделил восемь стадий психологического развития человека. Переход от одной ступени к другой сопровождается изменениями в восприятии себя и окружающего мира. Большинство из них происходят до 21 года, но и после этого возраста продолжается переоценка ценностей. Возрастные рамки могут меняться или сдвигаться, но очередность ступеней остается одинаковой для большинства.

    Доверять или нет?

    С первым кризисом человек сталкивается на первом году своей жизни. «Мир – это безопасное место или враждебная среда для меня?» – так звучит сейчас главный вопрос. Ребенок наблюдает за обстановкой и окружающими людьми, изучая на сколько последовательны, стабильны, доброжелательны действия по отношению к нему.

    Самое важное, что должно произойти на первой ступени – это возникновение доверия ребенка к миру. Если обеспечить малыша регулярным уходом, вниманием, заботой, он почувствует себя в безопасности. А это – залог гармоничного развития личности. Кроме того, доверительные отношения с миром помогут человеку в дальнейшем более мягко переступать решающие пороги.

    Борьба за независимость

    От года до трех лет человек проходит следующую стадию развития, суть которой состоит в становлении личной независимости и противостоянии воспитанию взрослых. Ребенку во что бы то ни стало нужно отстоять границы своей автономии и право на выбор. Он стремится пользоваться обретенными навыками (самостоятельно одеваться, причесываться и так далее), настойчиво усовершенствуя свое мастерство.

    Дети, которых не ограничивали в исследовании себя или своего окружения, а, наоборот, поддерживали их стремление к самостоятельности, имеют больше уверенности в себе. Они готовы защитить границы своей территории, собственное мнение, устояв перед давлением извне. Жесткая критика, постоянный контроль и упреки вроде: «На кого ты похож!», «Посмотри, что ты наделал!», «Все дети как дети, а ты!» воспитывают неуверенность в себе, вызывают чувства сомнения и вины. Если помешать ребенку заявить о себе, то в дальнейшем он будет во всем зависеть от других.

    Инициатива или чувство вины

    С трех до пяти лет начинается фаза самоутверждения. Это период активного взаимодействия с детьми, исследования своих межличностных навыков и самоорганизации. Жизнь ребенка сейчас очень динамична – дети придумывают игры, распределяют роли, проявляют инициативу и учатся взаимодействовать в коллективе.

    Если он, чувствуя безопасность, сможет на этом этапе проявить свои организаторские способности, то дверь к гармоничному взрослению откроется легко и естественно.

    Те родители, которые привыкли критиковать, одергивать или останавливать с целью предотвращения опасности, рискуют вызвать у ребенка чувство вины. Подавляя возникшую инициативу, пресекая «поток вопросов», а также требование ребенка объяснить ту или иную ситуацию, мы рискуем, что чадо почувствует себя отвергнутым и ненужным. Ощущение вины не только подавляет творческий потенциал, но и нарушает процесс общения с другими.
    Перед взрослыми трудная, но выполнимая задача – уравновесить инициативу и естественное чувство вины.

    Самодостаточность против неуверенности в себе

    Период от 5 до 12 лет отличается активным постижением знаний, когда человек учится читать, писать и обрабатывать полученную информацию. Теперь источником формирования чувства самодостаточности являются не родители, а учителя и товарищи. Поощрение, поддержка инициативы, одобрение обеспечивают личность уверенностью в себе и своих силах.

    Осуждение инициативы или чрезмерная критика со стороны окружающих провоцирует появление закомплексованности, неуверенности в себе. Кроме того, возникшее на этой почве чувство собственной неполноценности, приводит к нежеланию учиться и развиваться дальше.

    Путь к осознанности

    На пятой ступени мы находимся в возрасте от 12 до 21 года. За этот промежуток времени осуществляется переход от детства к взрослению, плавность которого играет важную роль в формировании целостной личности. Теперь приоритетным становится налаживание карьеры и личной жизни. Происходит отделение от родителей и тщательный поиск себя во всех жизненных сферах. Кто я? Где мне комфортно быть? Чего я хочу? Эти и другие вопросы, вызывающие психологический кризис, в результате приводят к определению своих профессиональной и половой ролей.

    Если на этом этапе человек не будет иметь достаточно сил и опыта, чтобы идентифицировать себя, то может произойти путаница ролей. Что это значит? Внутренне неуверенный подросток склонен к резким экспериментам в поисках себя, которые зачастую сопровождаются негативными последствиями. Попытки приструнить его пыл и направить в какое-то русло провоцируют протест, бунт, отторжение.

    Интимность и любовь

    Эту ступень мы проходим быстрее всего, так как она находится в промежутке между 21 и 25 годами. Период посвящен исследованию любви и своего партнера. Развивается умение строить долгосрочные доверительные отношения, отдавать, жертвовать, быть ответственным за другого. Если создать ситуацию комфорта удается, личность переходит на следующий уровень развития Эго, успешно переживая кризис идентичности.

    Если долгое время специально избегать серьезных отношений, то есть риск привыкнуть к постоянному внутреннему одиночеству, депрессивному состоянию или самоизолироваться от внешнего мира.

    Активное развитие

    С 25 лет, по мнению Эриксона, начинается новая стадия человеческого развития, которая является самой долгой, так как заканчивается к 65 годам. Это – время для создания семьи, карьеры, переход в роль родителя и так далее. От уровня реализации себя в этих жизненных сферах зависит то, насколько успешным будет чувствовать себя человек на протяжении всей жизни.

    Если поставленные на прежних этапах цели не достигнуты, то есть вероятность остановки на пути к усовершенствованию. Чувство собственной непродуктивности способно загнать в тупик и глубокий психологический кризис, затормозив дальнейший период развития.

    Мудрость против отчаянья

    В возрасте старше 65 лет мы начинаем анализировать прожитую жизнь, но не останавливаемся на ее исследовании. В это время человеку хочется увидеть плоды своих трудов и стараний, осознав себя успешным. Но если вместо хорошего результата мы определяем, что прошлое прожито непродуктивно, цели не достигнуты, планы не реализованы, то есть вероятность, что наступит депрессия.

    Если кризис идентичности на этой стадии пройдет гладко, человек, обретя мудрость, посмотрит в прошлое с чувством смирения, благодарности, полноты. Это позволит без страха приближаться к старости и окончанию жизни.

    Что такое психологический кризис

    Психологический кризис - это состояние, требующее изменений в прежней модели поведения личности. Такие переломные моменты периодически встречаются в жизни каждого человека и являются нормой развития. Но если взрослый человек имеет силы самостоятельно справиться со своим состоянием, то дети, особенно в подростковом возрасте, нуждаются в поддержке и понимании взрослых.

    Как проявляется психологический кризис?

    • негативные эмоции тяжело контролировать (вспышки гнева, внезапные истерики и так далее)
    • возникает беспричинное волнения или паника
    • обостряется чувство собственной беспомощности, неполноценности
    • тяжело спланировать действия и придерживаться определенному алгоритму
    • осознание сделанных ошибок загоняет в тупик, из которого кажется, что не существует выхода

    7 советов, как помочь подросткам пережить психологический кризис

    • Хвалить не только за достижения, но и за стремления к ним
    • Поощрять инициативы и стремление отстаивать собственные интересы
    • Относиться серьезно к волнующим подросткам темам, даже если они кажутся несерьезными или глупыми
    • Помогать в раскрытии способностей, ссылаясь на мысль о том, что каждый человек по-своему талантлив
    • Проявлять уважение к личности ребенка, не навязывать свои взгляды на жизнь
    • Воспитывать умение отвечать за свои поступки, таким образом приучая к ответственности
    • Принять факт взросления, дать возможность чаду найти себя, если, естественно, это не вредит его здоровью

    Кризис идентичности - это процесс поиска себя, который время от времени стучит в двери каждого человека. Если с самого рождения мы обеспечены комфортными условиями для прохождения переломных этапов, то последующие визиты кризиса будем встречать с улыбкой и распростертыми объятьями. Но если этого не произошло? Обида на прошлое не даст результатов, а только спровоцирует внутренний конфликт. Уберечься от него возможно, оглянувшись по сторонам. Какой-то ребенок сейчас обязательно нуждается в вашей поддержке. А, как известно, чужих детей не бывает.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...