Что такое общеупотребительное в русском языке. Эмоционально окрашенные слова – слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям

Общеупотребительные слова.

Термины.

2014-2015 учебный год

Русский язык

Мусаева Р.С.

Тема: Общеупотребительные слова. Термины.

Цель урока:

Образовательная: познакомить с общеупотребительными словами, терминами, научить различать должность от специальности;

Развивающая: развивать у учащихся память, логическое мышление, речь;

Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества личности, интерес к рус-

скому языку.

Тип урока : усвоение новых знаний

Метод: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый

Формы урока : фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: рабочие тетради, учебники, слайды, интерактивная доска, электронный учебник, кроссворд «Спрятанное слово», кластер, прозрачный журнал.

Эпиграф: «Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе»

Успенский.

Ход урока:

І этап: а) организационный момент

б) психологический настрой:

Вам нравится учиться? Да

Вам нравятся уроки русского языка? Да

Вы будете хлопать ушами? Нет

Вы приступите к работе засучив рукава? Да

ІІ этап: а) самостоятельная работа по учебнику, работа в рабочих тетрадях

б) запись баллов в прозрачном журнале

ІІІ этап: а) проверка уровневых заданий

б) запись в прозрачном журнале, счет баллов

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

Вопрос :Что такое фонетика?

Ответ : Фонетика– это разделнауки. который изучает звуки и буквы.

Вопрос: Сколько букв в русском алфавите?

Ответ: В русском алфавите тридцать три букв.

Вопрос: Сколько в русском языке гласных звуков?

Ответ: В русском языке шесть гласных звуков (а, о, у, ы,и, э).

Вопрос: Сколько в русском языке гласных букв?

В русском языке десять гласных букв (а, о, у, ы, и, э. е, ё, ю, я).

Вопрос: Сколько в русском языке согласных букв?

Ответ: В русском языкедвадцать одна согласных букв.

Теоретическая часть.

Теория «Узнавание»

Кто? Что? Какой?

ІІ этап. Задание для самостоятельного усвоения новой темы. 12 мин.

Электронный учебник

Теория «Понимание»

Работа с учебником. Упражнение 1 (задание 2).

Допишите предложения

Слова, которые употребляют все люди, называются общеупотребитель-

ными.

Слова, которые употребляют люди определенной профессии, называются профессиональными.

Задание 3(устно).

Назовите слова, которые употребляют учителя и ученики в период обучения в школе.

Теория «Анализ»

Дерево, врач, молоко, учитель, лицо,слесарь хлеб, инженер.

Чем отличаются профессиональные слова от общеупотребительных?

Теория «Синтез»

Кроссворд «Найти спрятанное слово»





1.Сколько в русском языке гласных букв?

2.Что зовёт нас на урок?

3.Какие согласные по твердости и мягкости в слове доска ?

4.Что изучает звуки и буквы?

Практическая часть. Теория «Применение»

Упражнение №3. Прочитайте. Объясните, чем отличаются слова, указанные в заголовке.

Профессия и специальность

Близкие по значению и употреблению слова профессия и специальность имеют отличительные черты.

Профессия – это род занятий, определенная форма трудовой деятельности. Специальность – это отдельная отрасль науки, техники, производства, в которой человек работает.

Люди одной профессии могут иметь разные специальности. Она врач по прфессии, хирург по специальности. Он по профессии строитель, по специальности может быть бетонщиком, арматурщиком, сварщиком, каменщиком.

_________________________________________________________________

Упражнение № 4.

Прочитайте и озаглавьте текст, выполните задания к тексту.

Задание 1 (письменно). Допишите предложения.

Термин – это точное научное понятие . Слово «термин» происходит от латинского. Термин обладает таким достоинством, как неизменяемость.

Первые помощники в понимании терминов – терминологические словари .

Теория «Оценка»

Для чего нужны профессиональные слова в речи?

Ответ: Профессиональные слова нужны для того, чтобы определить род занятий, определенную форму трудовой деятельности .

ІІІ этап обратной связи (этап оценивания)

1-уровень (5 баллов) 5 мин.

Теория «Узнавание»

1.Вставьте нужные слова

В русском языке есть очень много слов, которыми пользуются все люди,такие слова называются общеупотребительными .

Слова, которые употребляются в коллективе, объединенном какой-либо специальностью, профессией, называются профессиональными .

2.Слова в прямом и переносном значениях правильно распределить в перфокарты.

Теория «Практика»

2-уровень (5 баллов + 4 балла) = 9 баллов 7 мин

Фонетический разбор слов

Профессия Термин

Теория «Понимание»

Игра «Рассели по домам»

Градусник, мел, журнал, кирпич, бетон, бинт, указка, лекарство, рецепт, песок, гвоздь, вата, краска, урок, учебник.

Теория «Анализ»

Разложить кластер

Распредели и определи слова: дерево, шофёр, зима, люблю, грузчик, монтёр, осень, продавец, книга, кассир.

Теория «Практика»

Работа с учебником.

Упражнение №5.

Выпишите термины и понятия, связанные с лингвистической наукой.

Квадрат, грамматика, прямоугольник, спряжение, вычитание, словообразование, корень слова, гипотеза.

ІІІ уровень (9 баллов + 3 балла = 12 балл)

Теория «Синтез»

Написать небольшой рассказ о профессии одного из родителей, используя профессионализмы.

Теория «Практика»

Как вы думаете, какая ваша работа? Какое значение имеет работа (учёба) в твоей жизни?

Подведение итога по прозрачному журналу, т.е. счёт баллов.

Домашнее задание упражнение 6, правило.

Прозрачный журнал

Тема: Общеупотребительные слова. Термины.

Ф.И. учащегося

1 уровень «5» балл

2-уровень

3 уровень

Общий балл

Айымбетов Н.

Аманжол А.

Агынтаева А.

Абилтаев А.

Алданазарова А.

Багжанова К.

Боздакова З.

Калдыбаева А.

Камаев А.

Куанышев М.

КуанышеваА.

Муканбеткали Ж.

Наурызбаева М.

Нурлыбаев Б.

Омарханова Н.

Отемисов Н.

Улмаганбетова Ж.

Мониторинг знаний учащихся 6а класса на уроке русского языка на тему:

«Дополнение – существительное и личное местоимение»

Учитель: Шарамыгина Е.О. МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная школа.

Слайд 2

Общеупотребительные слова

Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.

Слайд 3

Лексика с точки зрения сферы употребления

  • Общеупотребительная лексика
  • диалектизмы
  • профессионализмы
  • Жаргоны,
  • Слайд 4

    Диалектные слова -

    слова местных говоров, распространённые среди жителей определённой территории

    • коса литовка
    • петух кочет
    • гадюка козюля
  • Слайд 5

    Диалектные слова Слова, употребляемые

    в определенной местности

    • Стайка- сарай
    • Махотка- крынка
    • Гомонок - кошелек
    • Лыва - лужа
  • Слайд 6

    Карта диалектов

    • северное наречие(зеленая заливка),
    • южное наречие(красная заливка),
    • среднерусские говоры (желтая заливка)
  • Слайд 7

    Особенности наречий

    Северное наречие

    Южное наречие

    взрывной [г],

    форма родительного падежа "у жоны", слова:

    1. зыбка
    2. озимь
    3. лаять
    4. аканье,
    5. щелевой [γ],
    6. форма "у жене",
    7. слова
    8. люлька
    9. зеленя
    10. брехать

    Подвесная колыбель

    Зерно, посеянное на зиму, его всходы

    "собачий лай"

    Слайд 8

    Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера и от папиной – с юга. Обе бабушки в

    гости зовут.

    «В избе у нас места всем хватит…»

    «Хата у нас просторная…»

    Слайд 9

    «К речке узенькая тропинка ведёт»

    «Добежишь до речки по стежке»

    Слайд 10

    «Утром рано петух тебя разбудит»

    «По утрам станет кочет тебя будить»

    Слайд 11

    «Кто такой "кочет"? - подумал Коля. – Поеду уж лучше на север».

    Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор!

    Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга.

    Это что же за дерево такое – ветла?

    Иву у нас так называют.

    А у нас её зовут лоза.

    Слайд 12

    - День был ведренный,- рассказывает бабушка с севера. - Какой?

    Хороший, значит, солнечный.

    Слайд 13

    Кочет наш красавец, только вот задира, забияка.Тут-то Коля не выдержал и спросил:

    А кто такой кочет? Все рассмеялись: - Да это же петух!

    Слайд 14

    Почему же так по-разному говорят бабушки?

    В языке существуют слова общеупотребительные и диалектные. Слово «кочет» диалектное. Интересно, что слова «задира» и «забияка» раньше тоже были диалектными, но теперь стали общеупотребительными.

    Слайд 15

    Прочитайте стихотворение С.Есенина. Какие слова являются диалектными?

    Пахнет рыхлыми драченами,

    У порога в дежке квас,

    Над печурками точеными

    Тараканы лезут в паз…

    Мать с ухватами не сладится,

    Нагибается низко,

    Старый кот к махотке крадется

    На парное молоко.

    Слайд 16

    Выпишите из стихотворения А Яшина диалектизмы

    Родные слова

    Родные, знакомые с детства слова

    Уходят из обихода:

    • В полях поляши – тетерева.
    • Летятина – дичь,
    • Пересмешки – молва,
    • Залавок – подобье комода.
    • Не допускаются в словари
    • Из сельского лексикона:
    • Сугрёвушка, фыпики – снегири,
    • Дежень, воркуны вне закона.
    • Слова исчезают, как пестери,
    • Как прясницы и веретёна.
  • Слайд 17

    Толковый словарь живого великорусского языка.

    В словарь В.И.Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов. Даль работал над словарем 47 лет. В нем, кроме слов литературного языка, собраны многие слова местных наречий, говоров (диалектов). Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

    Слайд 18

    ШКОЛЬНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ диалектные слова даются с пометой обл. (областное)

    Чапыга, -и, ж. Обл. частый кустарник, частая молодая поросль леса.

    Слайд 19

    Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины(старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках.

    Слайд 20

    «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа

    значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи». Г. Мельниченко.

    Слайд 21

    Значение диалектизмов

    Историческая ценность, сохраняющая особенности языка разных областей России;

    В тексте помогают добиться реалистичности, создать особую атмосферу, используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

    Слайд 22

    Профессиональные слова - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной

    специальности, профессии.

    • медицина
    • пациент
    • диагноз
    • инъекция
    • операционная
    • процедура
    • реанимация
  • Слайд 23

    профессиональные слова

    Создаются:

    1. Путем словообразования:

    • гитарист

    2.Заимствования из других языков:

    • мольберт, палитра
    • скальпель, фонендоскоп

    3. Терминологическое значение

    общеупотребительных слов:

    Горизонт - линия кажущегося соприкосновения с земной или водной поверхностью

    Круг действий, возможностей

    - (спец.) высота воды в реке или водоеме

    - (спец.) горизонтальная плоскость, пересекающая месторождение полезного ископаемого на каком- либо уровне

    Слайд 24

    Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой спец. (специальное), проф.(профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) техническое, мед. (медицинское), лингв. (лингвистическое) и т.п..

    Например, ПЕНАЛЬТИ, нескл., м. Спорт. Штрафной удар по футбольным воротам с одиннадцати метров. Удачно пробить пенальти.

    Слайд 25

    Миша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок,

    ладило, длинный больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.

    Какая специальность у Мишиного отца?

    Какие слова помогли вам определить это?

    Слайд 26

    Записать предложения. Выделить орфограммы. Подчеркнуть профессиональные слова.

    Слайд 27

    Оперативная группа выехала на место происшествия для проведения следственного эксперимента. В качестве понятых были приглашены соседи потерпевшего. Еще раз подробно опросили всех свидетелей. Однако все проведенные мероприятия не дали существенных результатов для дальнейшего продвижения дела.

    Выпишите профессионализмы. Что они означают? При необходимости обращайтесь к словарю.

    Слайд 28

    Домашнее задание

    Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии.

    Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии.

    В русском языке имеется несколько лексических пластов, каждый из которых отличается сферой употребления и назначением. Прежде всего, словарный запас языка делится на две большие группы: общенародные и имеющие ограниченную область использования. Познакомимся с примерами общеупотребительных слов в русском языке. Такая лексика используется как в письменной, так и в устной речи в самых различных ситуациях.

    Терминология

    Общеупотребительные слова, примеры которых будут приведены ниже - это основное богатство языка. Они понятны каждому, вне зависимости от места проживания, рода деятельности или профессии. Без подобного пласта, который составляет лексическое ядро языка, было бы невозможным само его существование.

    Примеры слов общеупотребительной лексики таковы: кошка, квартира, иллюзия, литература, ходить, бежать, красивый, умный, широкий, зеленый, мы, они, быстро, весело. Как видим, сюда относятся слова различных частей речи, используя которые, можно описать любую жизненную ситуацию.

    Разновидности

    Примеры общеупотребительных слов довольно многообразны. Прежде всего выделяется группа стилистически нейтральных, которые могут использоваться носителями языка в любом стиле речи. Особенности стилей и примеры лексики представлены в таблице.

    Лексика в зависимости от стиля

    Краткая характеристика

    Примеры общеупотребительных слов

    Разговорный

    Предназначен для общения в быту

    Понимаю, учитель, школа, карандаш, подготовка, посуда, механизм, родители, уроки

    Точность, достоверность, логичность. Стиль богат терминами

    Эволюция, параллелизм, конспект, меридиан, гипотенуза

    Применяется для написания докладных записок, протоколов, подобных документов

    Нижеподписавшиеся, заявление, расписка, обязуюсь, прилагаю, обстоятельства, по причине

    Публицистический

    Целью использования является не только информирование, но и эмоциональное воздействие

    Как сообщили, ожидается, парламентарий, выборы, сооружение, строительство, открытие, предполагается

    Художественный

    Используется для написания литературных произведений

    Проникновенный, возвеличить, низвергался, величественный

    Итак, вне зависимости от стиля речи основным назначением общенародных слов является организация общения. Благодаря им носители языка понимают друг друга, могут выражать свои мысли как в устном диалоге, так и на письме.

    Есть несколько сложных моментов. Так, слова присущие научному стилю, в частности термины, могут быть ясны не всем, но тем не менее, относятся именно к общенародному пласту. Почему? Потому что возможность понимания того или иного из них зависит от образованности человека, а не от его принадлежности к какой-либо профессии или роду занятия. Так, литературный термин «эпитет» может быть неясен только тем, кто плохо учился в школе.

    Выражение эмоций

    С точки зрения использования общеупотребительные слова, примеры которых приведены ниже, подразделяются на такие группы:

    • нейтральные (мама, мир, бегать, хорошо, эмоция, кошка, квартира, нравится, зеленый, качественный и многие другие);
    • стилистически окрашенные (хорошенький, водичка, времечко, старушка).

    Если первая группа слов просто передает информацию, то вторая выражает отношение автора. Сравним:

    • Вода в источнике была прохладной.
    • Водичка в источнике была прохладной.

    Первое предложение имеет нейтральную стилистическую окраску, второе же более эмоционально — автор показывает, что вода, которую он пил из источника, очень хороша.

    Также благодаря использованию слов можно передать и отрицательные оттенки значения. Сравним:

    • Он грозно сверкал своими глазами.
    • Он грозно сверкал своими глазищами.

    Отличия от диалектизмов

    Рассмотрим примеры общеупотребительных слов и диалектных слов, а также их различия. Для удобства восприятия данные помещены в таблицу.

    Как же разграничить общеупотребительный лексический пласт и диалектные слова?

    • Сфера употребления. Если общеупотребительные слова понятны всем и употребляются повсеместно, то диалектная лексика присутствуют в речи определенных групп людей, проживающих в деревнях и селах, то есть она территориально ограничена. Так, образованный человек, занимающийся изучением говоров, может хорошо знать, что означают слова «гуска» (гусыня), «цибуля» (лук), «дробина» (лестница), даже употреблять их на своих лекциях. Но данные слова все равно будут диалектными, поскольку в живой разговорной речи они не употребляются, заменяясь литературными синонимами.
    • Лексические диалектизмы, свойственные определенной местности, имеют литературный синоним и могут быть на него заменены: «кушак» - пояс, «пятры» - чердак, «векша» - белка.

    Есть также и этнографические диалектизмы, которые не имеют синонимов - общеупотребительных слов, примеры таковы: «манарка» - так в Татарстане называют женское пальто; «шанежки» - картофельные пирожки. Эти слова, как и означаемые ими явления, встречаются лишь в определенных говорах.

    Значение диалектизмов

    Зачем же нужны носителям языка местные говоры? Употребление подобных слов нередко помогает авторам художественных текстов создавать особую поэтику, передавать настроение, более ярко выразить образ персонажа. При этом писатели стараются не перенасытить свой текст диалектизмами, в противном случае читателям многое будет непонятно. Активно использовали подобную лексику:

    • Тургенев (бирюк - нелюдимый человек, верх - овраг).
    • Мамин-Сибиряк (ступни - обувь, заплот - забор, битва - мучение).
    • Шолохов (толока - выгон, урезать - ударить).
    • Есенин (санки озера - края).
    • Пришвин (елань - топкий участок болота).

    Чаще всего диалектная лексика используется в речи персонажей и снабжается авторскими комментариями и пояснениями, чтобы читатель понял, о чем идет речь.

    Жаргонизмы

    Мы рассмотрели, какие слова называются общеупотребительными. Примеры также были приведены. Сейчас разберемся, что такое жаргонизмы, какова их роль и специфика употребления.

    Это особый пласт лексики, который используется в речи определенных кругов лиц:

    • Молодежи: «дискач» (вечеринка, дискотека), «чувиха» (девушка), «чувак» (молодой человек), «предки» (родители).
    • Компьютерщиков: «глючит» (работает с проблемами), «прога» (программа ПК), «клава» (клавиатура), «хакнуть» (взломать).
    • Заключенных: «откинуться» (освободиться), «ксива» (паспорт), «фраер» (бывший заключенный, находящийся вне стен тюрьмы), «заочница» (девушка, которая ждет заключенного).
    • Школьников: «училка» (преподавательница), «пара» (оценка «2»), «ботан» (отличник, старательный ученик), «шпора» (шпаргалка).

    Многие из этих слов понятны носителям языка, другие - остаются для них загадкой, но отличительной чертой жаргонизмов является их использование в речи определенным кругом лиц.

    Значение жаргонизмов

    Такие слова обладают яркой эмоциональной окраской, поэтому нередко используются писателями для создания яркого образа персонажа. В устной речи они помогают лицам определенного круга лучше понимать друг друга.

    Приведем примеры общеупотребительных слов и жаргонизмов: «хавка» - пища, «ишак, осел» - браузер «Интернет Эксплорер», «чайник» - малоопытный пользователь ПК, «месага» - сообщение.

    Эта лексика делает общение представителей определенного круга более удобным и простым.

    Профессионализмы

    Приведем примеры общеупотребительных и необщеупотребительных слов, профессионализмов, присутствующих в речи представителей определенных профессий:

    • В сфере полиграфии можно встретить «лапки» - кавычки, «шапка» - заголовок.
    • Охотники употребляют слова «висеть на хвосте» - преследовать добычу с гончими собаками, «пест» - старый медведь, «полено» - хвост волка.
    • Сотрудники полиции также используют профессионализмы: «потеряшка» - пропавший без вести человек; «висяк» - дело, которое не удается расследовать.

    Эта лексика понятна лишь определенному кругу лиц, объединенному профессиональной деятельностью.

    Многообразие слов

    Приведем примеры предложений с общеупотребительными словами (5 класс):

    • На столе стояла ваза с красивыми цветами: розами, гвоздиками и лилиями.
    • Хорошо учиться должен каждый, кто хочет быть счастливым.
    • Мама приготовила вкусный салат и испекла булочки.

    Каждое слово в этих предложениях понятно любому носителю языка. Без них общение, как устное, так и письменное, было бы невозможным. Именно поэтому такой лексический пласт представляет собой богатство языка, его основу. Конечно, диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы по-своему интересны, но без них русский язык мог бы существовать. А без общеупотребительных слов, примеры которых были приведены выше, это было бы уже невозможным - люди перестали бы понимать друг друга.

    К общенародной лексике относится огромное количество слов всех частей речи, как самостоятельных, так и служебных. Они используются в письменной и устной речи, для создания научных документов и журнальных статей. Чем больше таких слов знает человек, тем более насыщен и интересен его словарный запас, тем он ярче и выразительнее может высказывать свое мнение.

    Мы рассмотрели общеупотребительные слова, примеры слов и их значение. Данный лексический пласт очень важен, поскольку именно благодаря подобным словам носители языка имеют возможность свободно общаться и понимать друг друга. Подобных слов очень много, они относятся к различным частям речи, могут быть как нейтральными, так и обладать определенной стилистической окраской, делая общение более богатым и интересным.

    В разделе на вопрос дайте определение, подберите 3-4 примера к ним общеупотребительные слова-проффесиональные слова-диале заданный автором Ольга Жигалова лучший ответ это

    Ответ от рослый [активный]
    Общеупотребительные слова представляют собой наиболее обычные и широко распространенные наименования предметов, явлений, качеств, действий, в одинаковой мере используемые и в бытовой речи, и в деловом научном и техническом стиле, и в художественной литературе. Примером их могут служить такие названия предметов, явлений, понятий, как: дом, дверь, стол, двор, улица, дерево, рыба, птица, лошадь, голова, лицо, рот, нога, день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, купанье, ходьба и т. д. ; названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, чистый, красный, каменный, смелый, быстро, медленно, поздно, светло, много, завтра, пешком и т. д. ; названия действий и состояний: идти, ехать, резать, писать, ставить, нести, сидеть, ждать, кашлять и т. д.
    Диалектные слова - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина) , «браный» (вытканный узорами, узорчатый) , «девъё» (девушки) , «зыбка» (подвесная колыбель) , «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности назы­вают диалектом.


    Ответ от Полосовать [активный]
    Профессионализмы - это слова, которые используются людьми лишь данной профессии для обозначения материалов, продуктов, инструментов. Например, в речи печатников распространены прфессионализмы: шапка (заглавие крупным шрифтом) , у спортсменов: старт, одиночник.
    Диалектизмы - это слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. например, зобать (клевать) , кошенина (скошенная, но не высохшая трава) , елань (луг) , лыва (лужа)
    Общеупотребительные слова являются наиболее важной частью словаря русского языка. Без них невозможно общение, их используют все люди, говорящие на русском языке, независимо от профессии и местожительства. Например, вода, земля, хлеб, кушать, идти, зима, работать.


    Ответ от FoXy Channel [новичек]
    Профессионализмы - это слова, которые используются людьми лишь данной профессии для обозначения материалов, продуктов, инструментов. Например, в речи печатников распространены прфессионализмы: шапка (заглавие крупным шрифтом) , у спортсменов: старт, одиночник.
    Диалектизмы - это слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. например, зобать (клевать) , кошенина (скошенная, но не высохшая трава) , елань (луг) , лыва (лужа)
    Общеупотребительные слова являются наиболее важной частью словаря русского языка. Без них невозможно общение, их используют все люди, говорящие на русском языке, независимо от профессии и местожительства. Например, вода, земля, хлеб, кушать, идти, зима, работать.

    Русский язык

    ЛЕКСИКА

    10. Лексика русского языка с точки зрения употребительности

    Общеупотребительные слова.

    Общеупотребительные слова - это слова, которые употребляют все люди, независимо от профессии и места жительства. Именно эти слова составляют основную часть лексики русского языка. Они необходимы людям для повседневного общения, общеупотребительные слова всем знакомы и понятны, например: дерево, концерт, башковитый, считать и т.д.

    Устаревшие слова (архаизмы и историзмы).

    Устаревшие слова - это слова, вышедшие из активного употребления, переставшие быть актуальными для данной эпохи. Такие слова редко употребляются в повседневном общении и не всегда понятны людям. Среди устаревших слов выделяют архаизмы и историзмы.

    Архаизмы - это устаревшие слова, которые обозначают названия предметов или явлений, существующих в настоящее время, но по каким-либо причинам вытесненных другими, более поздними наименованиями.

    Виды архаизмов:
    1) фонетические, например: нумер - номер, осьмнадцать - восемнадцать ;
    2) акцентологические, например: сиў мвол - симвоў л, муў зыка - музыў ка ;
    3) морфологические, например: еще в начале XX века слово рояль было именем существительным женского рода, а в современном русском языке это слово употребляется в мужском роде;
    4) словообразовательные, например: рыбаль - рыбак, энергический - энергичный ;
    5) лексические, например: десница - правая рука ;
    6) у некоторых слов может исчезнуть какое-либо значение. В таких случаях слово становится архаизмом, например: устарело слово пошлый в значении “популярный”.

    Историзмы - это устаревшие слова, которые обозначают названия исчезнувших из современной жизни предметов, явлений, понятий, например: кольчуга, бойница, светец, земство, пищаль . Историзмы, в отличие от архаизмов, не имеют синонимов в современном русском языке. Это объясняется тем, что устарели сами реалии, для которых эти слова были наименованиями. Историзмы могут быть связаны с весьма отдаленными эпохами (вече, опричник ) и с событиями относительно недавнего времени (продналог, чека ).

    Неологизмы.

    Неологизмы - это новые слова, которые еще не стали привычными и повседневными наименованиями соответствующих предметов и понятий, например: телемост, видеофон . Появление новых слов связано с историческим развитием общества, развитием науки и техники, литературы и искусства, с изменениями в повседневной жизни. Например, в 70-е годы появились такие слова, как фломастер, флорист, тренажер, телепередача, фотокадр . Но сейчас мы эти слова не можем назвать неологизмами, так как они уже стали привычными в повседневном общении. Различают неологизмы общеязыковые и авторские. Общеязыковой неологизм быстро осваивается в языке, “приживается” в нем, и его свежесть быстро перестает ощущаться, например: компьютер . А авторские неологизмы не могут стать достоянием языка, так как они существуют только в рамках определенного контекста, например: стихачество, серпастый (В. Маяковский).

    К неологизмам относятся не только совершенно новые, но и ранее известные слова, которые приобрели новые значения. Например: в последние годы получило распространение слово сценарий в значении “план, схема проведения какого-либо мероприятия, выставки и т.п.”. Кроме того, в наш лексикон возвратились слова милосердие, благотворительность и др.



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...