Что такое пажеский корпус. Из истории Пажеского корпуса

Пажеский корпус

Пажеский Его Императорского Величества корпус - самое элитное учебное заведение Императорской России, как военно-учебное заведение существовал с года, хотя создан был ещё в царствование Елизаветы Петровны в 1759 году с целью, согласно именному указу, «Дабы те, пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает» .

История корпуса

Непосредственным предшественником корпуса была Пажеская придворная школа, созданная указом от 5 апреля 1742 года . Екатерина II указом от 1762 года воспретила приём в корпус отроков недворянского происхождения.

Пажеский корпус состоит в ведомстве военного министерства и подчиняется главному начальнику военно-учебных заведений; непосредственное управление вверяется директору, а ближайшее заведование учебной частью - инспектору классов. Ротами заведуют ротные командиры, а классными отделениями - офицеры-воспитатели. При корпусе состоят комитеты: педагогический, дисциплинарный и хозяйственный.

Общий комплект обучающихся: 170 интернов , воспитывающихся на полном казённом иждивении, и 160 экстернов, за которых уплачивается по 200 р. в год.

В 3-м (низшем) классе полагаются только экстерны. Сверх общего числа интернов полагается 6 штатных вакансий для уроженцев Финляндии. К приёму в корпус допускаются исключительно зачисленные предварительно, по Высочайшему повелению, в пажи к Высочайшему двору; ходатайствовать о таковом зачислении разрешается лишь о сыновьях и внуках лиц, состоящих или состоявших на службе в чинах первых трёх классов или же об отпрысках родов, занесённых в пятую и шестую части родословных книг (титулованное и древнее дворянство).

Приём производится по состязательному экзамену; в 7-й общий и в оба специальные классы ни приёма, ни перевода пажей - кандидатов из других корпусов, не допускается (врем. прав. 1891 год).

Воспитанники делятся на три роты. На лагерное время 1-я рота выводится в лагерь, в Красное Село , где прикомандировывается к Офицерской стрелковой школе ; 2-я рота проводит летом от 5 до 6 недель в кадетском лагере в Петергофе . Пажи 1-й роты считаются на действительной военной службе. По результатам выпускного экзамена, все воспитанники старшего специального класса разделяются на четыре разряда:

Во время Первой мировой войны лазарет Пажеского корпуса использовали для лечения раненых офицеров. 1915, март.

  1. отнесённые к 1 разряду выпускаются подпоручиками или корнетами в гвардию , или теми же чинами в армию или в специальные войска, с одним годом старшинства, и получают на обмундирование по 500 руб. , трое отличнейших из них могут быть прикомандировываемы к гвардейской артиллерии;
  2. отнесённые ко 2 разряду - подпоручиками и корнетами в армию или в специальные войска, с одним годом старшинства, и получают на обмундирование по 225 р.;
  3. отнесённые к 3 разряду - теми же чинами в армию, без старшинства; на обмундирование получают столько же;
  4. отнесённые к 4 разряду переводятся в части армейской пехоты или кавалерии унтер-офицерами на 6 мес., после чего могут быть производимы в офицеры , но исключительно на вакансии.

Все отнесённые к первым трём разрядам выпускаются в части войск по собственному выбору, хотя бы в них не было вакансий, но в гвардейские части лишь в те, где сверхкомплект офицеров не превышает 10 %.

Неспособные к военной службе награждаются гражданскими чинами: первые 2 разряда - X класса , 3 разряда - XII класса и 4 разряда - XIV класса .

За полученное образование окончившие курс корпуса обязаны пробыть на действительной службе по 1,5 года за год пребывания в специальных классах.

При корпусе учреждены капиталы для выдачи пособий оканчивающим курс: имени бывшего директора генерал-адъютанта гр. Игнатьева , имени «пажа Николая Веймарна» (пожертвов его отцом) и имени бывшего директора генерала от инфантерии Дитерихса.

Директора

  • 1759 - 1760 гг. - Чуди Луи Теодор Анри (барон Жан-Батист-Луи-Теодор де Чуди)
  • ? - 1762 гг. - Лихтен Иоганн
  • 1762-1779 гг. - Ротштейн Франц
  • 1779-1797 гг. - секунд-майор Шевалье-де-Вильно, Франц Николаевич
  • 1797-1802 гг. - генерал-майор Шапошников, Фёдор Сергеевич
  • 1802-1805 гг. - Гогель, Андрей Григорьевич
  • 20.10.1806 - 20.03.1830 гг. - Гогель, Иван Григорьевич 1-й
  • 20.03.1830 - 5.05.1834 гг. - генерал-майор Свиты (с 19.04.1831 г. - генерал-адъютант, с 6.12.1833 г. - генерал-лейтенант) Кавелин, Александр Александрович
  • 1834-1846 гг. - Игнатьев, Павел Николаевич (генерал)
  • 1846-1849 гг. - Зиновьев, Николай Васильевич
  • 1849-1854 гг. - генерал-майор Свиты (с 1852 г. - генерал-лейтенант) Философов, Николай Илларионович
  • 1854-1861 гг. - Желтухин, Владимир Петрович
  • 30.08.1861 - 02.1865 гг. - генерал-лейтенант Озеров, Сергей Петрович
  • 1865-1867 гг. - Корсаков, Никита Васильевич
  • 1867-1871 гг. - Бушен, Дмитрий Христианович
  • 1871-1878 гг. - Мезенцов, Петр Иванович
  • 1878-1894 гг. - Дитерихс, Фёдор Карлович
  • 1894-1900 гг. - граф Келлер, Федор Эдуардович
  • 11.09.1900 - 6.07.1907 гг. - полковник (с 6.12.1900 г. - генерал-майор, с 22.04.1907 г. - генерал-лейтенант) Епанчин, Николай Алексеевич
  • 13.07.1907-14.09.1910 - генерал-майор Шильдер, Владимир Александрович
  • 14.09.1910 - 09.11.1916 гг. - генерал-майор Усов, Николай Николаевич

Придворная служба

Воспитанники Пажеского корпуса в период обучения считались причисленными к императорскому двору и систематически несли обязанности караульной службы. Большой честью и привилегией считалось возведение пажа в придворный чин камер-пажа. Однако на это могли рассчитывать только лучшие из лучших, отличившиеся в учёбе, поведении и воспитании, а также свободно владеющие иностранными языками.

Вторая рота Пажеского корпуса 1902-1903 года

Камер-пажи были прикреплены и несли службу при императрице и великих княгинях во время балов, торжественных обедов, официальных церемоний и других мероприятий, где их присутствие было обязательным по протоколу. Количество камер-пажей варьировалось в зависимости от количества августейших особ и членов императорской семьи.

Общий порядок был такой: при императоре – один камер-паж, назначенный сержант-майором, при каждой императрице (вдовствующей и действующей) – по два камер-пажа, и при каждой из великих княгинь – по одному камер-пажу. Ещё один паж назначался запасным камер-пажом на случай болезни одного из камер-пажей. Таким образом, в 1896 году, когда имелось девять великих княжон и две императрицы, несли почётную придворную службу камер-пажа 14 пажей и один был запасным. До 1802 года, помимо пажей и камер-пажей, в корпусе и, соответственно, придворной службе существовал чин лейб-пажа, в 1907 году восстановленный в виде чина старшего камер-пажа.

Пажи по правовому статусу приравнивались к унтер-офицерам гвардии, камер-пажи - к фельдфебелям гвардии, старшие камер-пажи - к подпрапорщикам гвардии. Выпуск по первому разряду из корпуса «в армию тем же чином» на самом деле не практиковался. По четвёртому разряду из корпуса выпускались пажи - унтер-офицерами в гвардию или подпрапорщиками в армию, камер-пажи (что бывало крайне редко) - подпрапорщиками в гвардию или прапорщиками в армию.

Частная жизнь пажей

Как и во многих закрытых школах для мальчиков, в Пажеском корпусе были распространены однополые связи . Помимо мемуарных свидетельств, на это указывает нецензурная поэма «Похождения пажа», опубликованная за границей в 1879 году, но написанная несколькими десятилетями раньше. Её автором считается офицер Шенин, окончивший корпус в 1822 году :

Некоторые известные впоследствии лица были исключены из Пажеского корпуса за недостойное поведение: поэт Баратынский - за воровство , а публицист П. В. Долгоруков - за гомосексуальную распущенность. Яркую картину нравственного разложения и дедовщины в корпусе нарисовал в своих мемуарах П. А. Кропоткин :

Камер-пажи делали все, что хотели. Всего лишь за год до моего поступления в корпус любимая игра их заключалась в том, что они собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. «Цирк» обыкновенно заканчивался отвратительной оргией на восточный лад. Нравственные понятия, господствовавшие в то время, и разговоры, которые велись в корпусе по поводу «цирка», таковы, что, чем меньше о них говорить, тем лучше .

Примечания

Литература

  • Пажеский корпус за сто лет / Сост. Д. М. Левшин. Санкт-Петербург: Пажеский юбилейный комитет. 1902
  • Фрейман О. Р. Пажи за 185 лет: Биографии и портреты бывших пажей (1711-1896). Г. Фридрихсгамн, Типография Акционерного Общества. 1894-1897
  • Св. воен. пост., кн. XV (изд. 2).
  • Лалаев, «Исторический очерк военно-учебных заведений с 1700 по 1880 г.»;
  • Лурье Ф.М. Пажеский Его Императорского Величества корпус // ПРО Книги. Журнал библиофила. 2012. №1. С.125 - 129.
  • Милорадович, «Материалы для истории Пажеского Его Имп. Величества корпуса». См. Паж.
  • Журнал «Кадетская перекличка» № 16 1976 г., № 53 1993 г.
  • Журнал «Гардемарин», 13 января 1993 г.

Ссылки

  • (англ.)
  • Пажи за 185 лет: Биогр. и портр. бывших пажей с 1711 по 1896 г. / Собр. и изд. О. фон Фрейман. - Фридрихсгамн: тип. Акц. о-ва, 1894-1897.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пажеский корпус" в других словарях:

    Пажеский корпус - Пажеский корпус, привилегированное военно учебное заведение для подготовки преимущественно офицеров гвардии. В Пажеском корпусе воспитывались дети и внуки главным образом особ первых трёх классов (по «Табели о рангах»). Основан в 1759 как… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Основан в Санкт Петербурге в 1759 для обучения придворных пажей. С 1802 привилегированное среднее военно учебное заведение типа кадетского корпуса для детей высшей дворянской знати. Готовил преимущественно для службы в гвардии. Закрыт после… … Большой Энциклопедический словарь

    Привилегированное военно учебное заведение для подготовки преимущественно офицеров гвардии. В П. к. воспитывались дети и внуки главным образом особ первых трёх классов (по «Табели о рангах»). Основан в 1759 как учреждение для воспитания… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Пажеский Его Императорского Величества корпус — самое престижное учебное заведение Российской империи. Как военно-учебное заведение существовал с 1802 года, хотя создан был ещё в царствование Елизаветы Петровны в 1750 году с целью, согласно именному указу, «Дабы те, пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает »…

Непосредственным предшественником корпуса была Пажеская придворная школа, созданная указом от 5 апреля 1742 года. Екатерина II указом от 1762 года воспретила приём в корпус отроков недворянского происхождения.

На начало XIX века корпус состоял из трёх пажеских классов (на 50 пажей) и одного камер-пажеского (на 16 камер-пажей) и в порядке управления не был объединён с другими военно-учебными заведениями.

В самом начале своего царствования Александр I задумал реформировать Пажеский корпус с целью превратить его в элитное учебное заведение, дающее своим воспитанникам первоклассное военное образование, достойное придворной и (в будущем) гвардейской службы.

Опытному педагогу-практику генерал-майору Ф. И. Клингеру было поручено разработать новый устав корпуса совместно с его шефом графом Н. П. Шереметевым. В начале сентября 1802 года устав был представлено государю, а 10 октября (22 октября) императорским рескриптом был введен в действие и 13 октября (25 октября) зачитан пажам в здании Корпуса на набережной Фонтанки:

Пажеский корпус есть училище для образования нравов и характера, и в котором имеют быть преподаваемы нужные офицеру познания; …Корпус сей есть совокупно таковое воинское установление, где благородное юношество чрез воспитание приуготовляется к воинской службе строгим повиновением, совершенною подчиненностью и непринужденным, но добровольным выполнением должностей своих. Будущее счастие и слава сих молодых дворян зависит от упомянутых обстоятельств. — Устав Пажеского корпуса.

Фотографии воспитанников Пажеского корпуса (1904-1907)

Воспитанники на прогулке в саду корпуса

Преподаватель и воспитанники рисуют с натуры в саду корпуса

Группа воспитанников во время урока пения в зале

Группа воспитанников во время отдыха в сборном зале

Группа воспитанников во время вечернего чая

Преподаватели и воспитанники во время учений

Воспитанник в саду корпуса во время рисования с натуры

Заседание Большого комитета Пажеского корпуса

Уголок Пажеского сада

Группа воспитанников с преподавателем в Георгиевском зале

Воспитанники с преподавателями на уроке фехтования

Воспитанники старшего возраста Пажеского корпуса во время урока математики

Оркестр Пажеского корпуса во время репетиции

Преподаватели и воспитанники в классе рисования во время урока

Преподаватель и воспитанники в саду Пажеского корпуса во время рисования с натуры

Воспитанники Пажеского копуса в классе во время урока лепки

Воспитанники Пажеского корпуса с преподавателем во время вечерних занятий за подготовкой к урокам

Группа воспитанников в строю в Белом зале



Воспитанники во время занятий в классе живописи

Группа воспитанников старшего возраста перед отправкой на сборы

Воспитанники во время урока гимнастики с преподавателем в спортивном зале

«Противник» в строю перед началом учений

Группа старших воспитанников перед помещением тира

Воспитанники Пажеского корпуса в лазарете корпуса

Группа офицеров в дежурной комнате принимает рапорт пажа

Воспитанники Пажеского корпуса во время учений по стрельбе


Воспитанники в классе за изучением уставов

Воспитанники с преподавателем во время занятий по тактике

Группа воспитанников во время обеда

Воспитанник на посту во время летних учений.

Группа воспитанников,вернувшихся из отпуска,в гардеробе

Общий вид барака, где размещались воспитанники, прибывшие на учения

Воспитанники во время учений по стрельбе

Группа воспитанников возвращается после учений

Вид фасада Пажеского корпуса

Офицер и паж со знаменем Пажеского корпуса.
Санкт-Петербург. Фотография Буллы.

Самым элитным и престижным военно-учебным заведением в начале XX века был санкт-петербургский Пажеский Его Императорского Величества корпус. Это учебное заведение совмещало в себе признаки кадетского корпуса и военного училища: выпускники кадетских классов переходили в офицерские классы, откуда выпускались в гвардию и армию.
Петербург, перенимавший западный придворный церемониал, не мог не иметь такого элемента, как пажи - юные помощники высокопоставленных особ.

Камер-паж в придворном мундире. 1900-е годы.

25 октября 1759 года в царствование Елизаветы Петровны барону Шуди было поручено создать учебное заведение для подготовки пажей. В те времена оно не имело ничего общего с военным ведомством. Всего в нем было чуть более пятидесяти воспитанников, преимущественно детей, внуков и племянников сановников и генералов. Старшие получали звание камер-пажи и привилегию прислуживать членам царской фамилии во время придворных балов, на церемониях, на обедах.
В 1802 году это придворное училище было преобразовано в Пажеский корпус, четырехлетняя программа которого предусматривала общеобразовательную и военную подготовку.
Согласно положению о Пажеском корпусе право на обучение в нем имели дети и внуки чиновников первых трех классов: генерал-лейтенантов, действительных тайных советников, а также послов, губернаторов и предводителей дворянства, но только в том случае, если они имели чин не ниже генерал-майора. Кроме того, на поступление в корпус могли рассчитывать сыновья и внуки погибших в боях генерал-майоров, прослуживших в этом чине не менее пяти лет, а также правнуки чинов первых двух классов.
Обучение в корпусе открывало прекрасные пути для стремительной карьеры: человек был на глазах высокопоставленных особ и легко мог стать их любимцем, изучал придворную "кухню" с молодых лет и, самое главное, проходил прекрасную школу светской жизни, без успеха в которой нельзя было рассчитывать на получение чинов, почестей и богатства.
Большинство камер-пажей выходило в гвардейские полки, причем ежегодно несколько человек поступало в элитные части - 1-ю гвардейскую Кирасирскую и 1-ю гвардейскую Пехотную дивизии.

"Для поступления в корпус требовался предварительный высочайший приказ о зачислении в пажи, что рассматривалось как большая честь, на которую имели право только сыновья генералов или внуки полных генералов - от инфантерии, кавалерии и артиллерии; редкие исключения из этого правила делались для детей старинных русских, польских или грузинских княжеских родов. Вследствие сравнительно малого числа кандидатов вступительный конкурсный экзамен был не очень труден....
...Для преподавания были привлечены лучшие силы Петербурга, и подготовка, полученная в корпусе, оказалась по военным предметам вполне достаточной для поступления впоследствии в Академию Генерального штаба".

(А.А. Игнатьев. "50 лет в строю").

Пажи были крепко сплочены между собой. Перед производством в офицеры весь выпуск заказывал себе одинаковые скромные золотые кольца с широким, стальным ободом снаружи. Сталь этих колец служила эмблемой крепкой (стальной) спаянности и дружбы не только всего выпуска, но и вообще всех лиц, когда либо окончивших Пажеский корпус и имеющих на пальце подобное колечко. Надо признать, что пажи обычно оставались верными этому принципу, и бывший питомец Пажеского, сделавший карьеру и достигший высот, как правило, тянул за собой бывших своих товарищей по корпусу, оказывая им всяческие протекции, и, таким образом, бывшие пажи чаше других занимали высшие военные и даже административные посты в империи.

(В. Трубецкой. "Записки кирасира")

Учрежденный в 1802 году Пажеский корпус был помещен в здание бывшего дворца Воронцовых (на Садовой ул. в Петербурге), где при императоре Павле I жили рыцари ордена св. Иоанна Иерусалимского. Предназначался корпус для детей знатнейших дворянских фамилий. (Поступление разрешалось сыновьям не ниже генерал-лейтенанта или гражданских лиц 2-го и 1-го класса.) Юношей готовили к придворной или военной службе (в гвардии). Поэтому, хотя Пажеский корпус числился в системе военно-учебных заведений и состоял под начальством их руководителя, но резко отличался от них. По условиям быта и учения корпус был ближе к аристократическим придворным пансионам. Многое здесь было совершенно иным, чем в других, даже закрытых, учебных заведениях.

Бывший дом канцлера императрицы Елизаветы Петровны графа Воронцова не был перестроен к началу XIX века и носил признаки роскошного жилища вельможи XVIII века. «Великолепная двойная лестница, украшенная зеркалами и статуями, росписи потолков» -- все отличалось от обстановки казенного заведения. Форма пажей -- черный мундир наподобие фрака с красным воротником, узкие брюки с красным кантом и треуголка -- шились из тонкого сукна, в отличие от формы кадетов. Дортуары младшего и старшего возраста были расположены отдельно. В каждой комнате стояли 3 ряда кроватей «с хорошим бельем и теплым шерстяным одеялом... Подле кровати -- комод для вещей, книг, тетрадей... Чистота, порядок и освещение везде были безукоризненны».87 Каждому пажу полагался служитель, который следил за его постелью, чистил платье и обувь, покупал к завтраку свежие булки, сахар, сливки. Ему платили 5-10 руб. в месяц. Распорядок дня предусматривал чередование учебных часов и отдыха. Подъем в 6 часов утра. Утренняя молитва, перед завтраком -- прогулка на 15 минут в одних куртках. Затем завтрак, для которого служитель каждого пажа покупал соответствующие продукты -- булочки, сливки и т. п. С 7 до 8 часов -- приготовительные занятия к урокам. В 8 часов начинались занятия, которые продолжались до 12 часов. Каждая лекция длилась 1,5 часа; во время большой перемены служители приносили большие корзины с бутербродами с черным хлебом. С 12 часов до 1 часу шло фронтовое учение. С 1-2 часов -- свободное время, в течение которого пажи приводили себя в порядок -- мылись, постригались, примеряли новую форму и т. п. В 2 часа дня -- обед, причем превосходный: «суп с великолепными пирожками, говядина жареная или котлеты, пирожное с вареньем». (Как отличался такой рацион от скудных меню кадетских корпусов или даже институтов благородных девиц.88) После обеда была прогулка или урок фехтования до 3 часов. С 3 до 6 -- вечерние лекции. В 6 часов -- вечерний чай, затем -- приготовление Уроков, гимнастика. В 8 часов -- ужин и 9.30 -- отбой.

Учебные занятия не слишком обременяли воспитанников корпуса. В младших трех классах проходили главным образом общеобразовательную программу, куда входили русский, немецкий и французский языки, математика, история, география, черчение и рисование. Успеваемость оценивали по 12-балльной системе. Оценки меньше 6 считались неудовлетворительными, 2 или 1 -- лишали права на отпуск. Классных журналов не было, их заменяли классные листы, в которых, как заметили сообразительные пажи, довольно легко было «подскоблить» оценку. В трех старших классах на первый план выдвигались военные науки: тактика, стратегия, военная история, артиллерия, фортификация; из математических наук -- аналитика, геодезия, физика, химия; из юридических -- правоведение; а также статистика.

Практическое военное обучение состояло главным образом в разводе караулов зимой, а летом в течение месяца -- обучение строевой службе в лагерях. В день развода караула во дворце «крохотные пажеские караулы пристраивались к рослым гвардейцам» и шли за ними. Пажи принимали участие и в парадах вместе со II кадетским корпусом и дворянским полком.

Как вспоминал один из бывших пажей, «в корпусе науки преподавались бессистемно, отрывочно». Да и военное образование было далеко не достаточным для офицера. В первой четверти XIX века главным начальником военно-учебных заведений был великий князь Константин Павлович, который жил в Варшаве и ни разу не посетил корпуса. «Директор корпуса генерал Гогель, член ученого артиллерийского комитета -- более интересовался пушками-единорогами, чем пажами. Инспектор классов Оде де Сион -- французский эмигрант, любил более хорошее вино, обед и свою масонскую ложу...». При императоре Николае I преподавание несколько улучшилось, но военизировалось.

В течение всего времени пребывания в корпусе воспитанники приучались к военной дисциплине, строгой подчиненности. В отпуск, при наличии хороших отметок, отпускали с билетом, в котором был обозначен срок увольнения. При плохом поведении на улице или в каком-либо общественном месте любой офицер мог отобрать билет, и тогда виновникам грозили суровые наказания. Ими были: 1) розги, 2) арест в темном или светлом карцере, 3) лишение отпуска и 4) в крайнем случае -- исключение из корпуса. В младших классах применялись такие меры, как лишение обеда или сладкого блюда, стояние на коленях во время урока и т. п.

По вечерам в субботу и воскресенье -- то есть в «увольнительные» дни -- инспектора корпуса ходили специально «ловить» пажей, не отдавших вовремя чести офицерам.

Выпуск пажей завершался публичным экзаменом, на который съезжался генералитет, воспитанники выпускных классов всех военно-учебных заведений Петербурга, многочисленные посетители. Вызывали на этих экзаменах обычно лучших учеников.

Кроме обучения, находясь в корпусе, пажи принимали участие и в придворной службе. Каждая особа императорской фамилии имела своего камер-пажа, обязанного прислуживать ей на официальных приемах. Во время придворной службы пажам полагалась парадная форма -- черный мундир с красным воротником и золотым шитьем, белые панталоны, чулки, башмаки и треуголка. Обязанности пажей на официальных церемониях заключались в том, чтобы нести шлейф императрицы или кого-либо из великих княжон, держать веер, мантилью и т. п. За императором или великим князем надо было просто ходить. Часто они отсылали пажей, наскучив их присутствием.

Постоянное присутствие при дворе требовало от пажей и определенных навыков светского общения. В корпусе их обучали танцам, гувернеры, которые в младших классах заменяли ротных командиров, следили за их поведением, манерами. В старших классах практику светского поведения пажи постигали во время многочисленных приглашений в частные дома на балы, домашние спектакли, всякого рода праздники. Несколько раз в год устраивал у себя балы и директор пажеского корпуса в 40-е годах XIX века генерал Зиновьев. Обстановка их, по воспоминаниям бывших пажей, не уступала самым блестящим собраниям петербургского высшего света: «Зимний сад, роскошный просторный зал для танцев, гостиная, биллиардная, -- все это было великолепно, особенно, когда горело огнями. По лестнице поднимались, шелестя и шумя платьями, царицы пажеских сердец и мечтаний».89

По окончании корпусов кадеты и большая часть «пажей» становились офицерами в основном гвардейских полков и пополняли военную элиту русского дворянства с присущими ей воинскими традициями. Мироощущение дворянина первой половины XIX века определялось, с одной стороны, привилегированностью своего сословия, с другой -- службой. Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести. При этом любовь к Отечеству отождествлялась с преданностью престолу -- служили «царю и Отечеству».

Репутация офицера в огромной степени зависела от того, как он вел себя в бою. Поэтому смелость, хладнокровие во время опасности воспитывались с детства -- дома, в кадетских корпусах, потом на службе. Характерен эпизод, рассказанный в воспоминаниях Михаила Бестужева. Однажды братья с гувернером катались на лодке по Неве; лодка дала течь и начала тонуть. Александр не растерялся и курткой заткнул течь. Но самый младший из братьев -- Петр -- испугался и начал плакать и кричать. Тогда Александр поднял его над водой и крикнул: «Трусишка! ежели ты не перестанешь кричать, я брошу тебя в воду!» «Хотя мне тоже было страшно, -- добавляет Михаил, -- но я кричать не смел».90

Позднее, в мирное время смелость проверялась на дуэлях, являвшихся своего рода средством защиты чести и достоинства дворянина. И хотя дуэль была уголовно наказуема, но офицер мог быть наказан и за отказ от дуэли. В таком случае офицеры полка предлагали ему подать в отставку.

Воспоминания жителей столицы первой четверти XIX века изобилуют рассказами о «проказах» гвардейских офицеров, шумных товарищеских пирушках, романах со светскими красавицами. Но когда наступала «лихая година», гвардейские части становились участницами самых тяжелых боев. И гвардейские офицеры, бывшие кадеты или пажи, танцоры и дуэлянты, шли под вражеской картечью впереди своих солдат. Многие видные государственные деятели первой половины XIX века были смелыми воинами.

Знаменитый проконсул Кавказа генерал А. П. Ермолов, по словам вел. князя Константина Павловича, «в битве дрался как лев, а чуть сабля в ножны, никто от него и не узнает, что он участвовал в бою». Князь М. С. Воронцов, впоследствии видный сановник, генерал-губернатор Новороссийского края, приобрел известность в кампании 1812-1814 годов храбростью и хладнокровием в бою.

История войн начала XIX века являет многочисленные примеры патриотизма и самоотверженной смелости русских офицеров. Офицер Семеновского -- старейшего и наиболее привилегированного гвардейского полка -- А. В. Чичерин писал в своем дневнике 9 августа 1812 года -- после кровопролитнейшего сражения под Смоленском: «Я еще буду сражаться у врат Москвы и пойду на верную гибель... Я не устрашусь никаких опасностей, я брошусь вперед под ядра, ибо буду биться за свое Отечество, ибо хочу исполнить свою присягу и буду счастлив умереть, защищая свою Родину, веру и правое дело».91

Старинная дворянская семья Тучковых послала на поля сражения четырех боевых генералов -- отца и трех сыновей. Младший -- Александр Тучков -- вскоре после женитьбы, участвуя в кампании 1806 года, «под градом пуль и картечей действовал как на учении». В 1807 году под командованием Багратиона «проявил храбрость и хладнокровие в бою» и был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В 1808 году в шведской кампании проделал со своим отрядом опаснейший марш, пройдя через глубокие снега в тыл шведской армии. По семейным преданиям, жена, переодевшись в мужское платье, сопровождала его в этом походе. В 1812 году во время Бородинского сражения его полк был переброшен в центр боя, и в тот момент, когда солдаты Ревельского полка должны были пойти в атаку, Тучков, подхватив полковое знамя, бросился вперед и сразу же был сражен картечью. В том же сражении был смертельно ранен и его старший брат.

Автор работы, один из представителей известного дворянского рода графов Милорадовичей Григорий Александрович Милорадович (1834–1905) – генерал-лейтенант, сенатор, историк, выпускник Пажеского корпуса 1857 года, принимал участие в коронационных торжествах по случаю восшествия на престол Александра II. В своем предисловии к данной книге он отмечает, что Пажеский корпус, возникший в России как элитное учебное заведение при императорском дворе, до сих пор не получил своей истории, хотя миновал и свое 50-летие и столетие со времени основания.

Пажи при царском дворе впервые появились в России в 1711 году, после неудачного Прутского похода, ими назначались дети придворных и офицеров гвардии. После кончины Петра Великого на придворной церемониальной службе находились уже 14 пажей и 6 камер-пажей, из дворянских родов. Непосредственным же предшественником корпуса была Пажеская придворная школа, созданная указом от 5 апреля 1742 году. В конце своего царствования Елизавета Петровна повелела графу И.И. Шувалову подготовить проект статуса Пажеского корпуса. 25 октября (5 ноября по н.ст.) 1759 года корпус был учрежден и началось систематическое обучение пажей. В программу их обучения входило изучение немецкого, латинского и французского языков, физики, географии, геометрии, алгебры, фортификации, истории, геральдики. В штат Корпуса изначально составлял 9 камер-пажей и 40 пажей. Екатерина II в 1762 году своим указом запретила приём в корпус отроков недворянского происхождения, тогда же гофмейстером (директором) Пажеского Корпуса был назначен Ф. Ротштейн, а в 1779 году его сменил секунд-майор Ф. Н. Шевалье-де-Вильно, который находился на этом посту до 1797 года. В 1765 году знаменитым историографом Г.Ф. Миллером, была составлена новая программа обучения пажей. Они стали изучать математические и военные науки, философию, мораль, право, историю, географию, генеалогию, юриспруденцию, государственный церемониал, русский и иностранный языки, каллиграфию, а также верховую езду, танцы и фехтование.

В царствование Александра I была проведена серьезная реорганизация Пажеского корпуса и в 1802 году он был преобразован в элитное военно-учебное заведение, а в 1819 году был подчинен главному директору кадетских корпусов. При Николае I штат обучавшихся в Корпусе вырос до 150 человек, были изданы правила о порядке зачисления в пажи. В соответствии с ними в пажи зачислялись только дети лиц первых трех классов Табели о рангах (не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника) и только по высочайшему повелению. Прием осуществлялся на основании строгих конкурсных вступительных экзаменов. Обучение длилось в течение семи лет, в том числе два года в специальных классах. Пажи, не удовлетворявшие требованиям перевода в специальные классы, увольнялись с правами окончивших военные гимназии. Окончившие специальные классы разделялись на четыре разряда по итогам обучения и выпускались: 1-й разряд – подпоручиками и корнетами в гвардию; 2-й разряд – подпоручиками или корнетами в армейские части с одним годом старшинства; 3-й разряд – теми же чинами в армию без старшинства; 4-й разряд – унтер-офицерами в армию на шесть месяцев с дальнейшим производством в офицеры. Преподавание в Корпусе велось на высоком уровне. Там читали курс не только корпусные преподаватели, но и профессура университета и высших военно-учебных заведений Петербурга. Так, артиллерию и фортификацию преподавал профессор трех военных академий композитор Ц.А. Кюи. Ряд преподавателей корпуса были учителями особ царской фамилии. Требования к воспитанникам корпуса были высокими. Знания оценивались объективно, вне зависимости от происхождения. Первые ученики при выпуске заносились золотом на белые мраморные доски почета, висевшие в актовом зале корпуса. В числе лучших выпускников были столь различные по своей судьбе будущий теоретик анархизма князь П.А. Кропоткин, будущий декабрист П.И. Пестель, будущий советский генерал-лейтенант граф А.А. Игнатьев



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...