Что такое синтаксис в русском языке. Синтаксис

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова

С.К.Шаймарданова

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС

Учебно-методическое пособие

для студентов филологических специальностей

Павлодар

УДК 811.161.1: 81"367 (07)

Рецензенты:

Г.Н. Кенжебалина – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой РФиБ ПГУ им. С.Торайгырова

Ш17 Шаймарданова С.К.

Современный русский язык. Синтаксис: учебно-методическое

пособие для студентов филологических специальностей. –

Павлодар, 2007. – 100 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для организации лекционных, практических и лабораторных занятий по курсу «Современный русский язык. Синтаксис» для студентов очной и заочной форм обучения специальностей «Русский язык и литература», «Русская филология», а также для студентов всех филологических специальностей, у которых изучается дисциплина «Современный русский литературный язык». Оно может быть использовано как руководство при самостоятельной работе студентов, с помощью которого можно составить представление о современной синтаксической системе русского языка и ее единицах, типах и видах синтаксической связи в словосочетании и предложении.

Пособие может быть использовано как студентами, так и магистрантами, преподавателями, а также учителями колледжей и лицеев гуманитарной направленности.

УДК 811.161.1: 81"367 (07)

ББК 81. 2 Рус - 2

© Шаймарданова С.К., 2007

© Павлодарский государственный

университет им. С.Торайгырова, 2007

Введение

В связи с переходом на двуступенчатую модель университетского образования – бакалавриат и магистратура – возникает необходимость в содержательном обновлении курса «Современный русский литературный язык», занимающего центральное место в подготовке филологов-русистов, учителей русского языка и литературы. Именно этот курс дает развернутое описание всех уровней системы современного русского литературного языка в наиболее устойчивой, утвердившейся научной интерпретации.

Вместе с тем, развитие самой науки о русском языке, возникновение новых направлений, изменивших понимание некоторых традиционных объектов лингвистической науки, должно найти обязательное отражение в вузовских курсах и, прежде всего, в представленном курсе, который координируется с другими курсами, опирается на них, и в то же время сам является базой для изучаемых параллельно и после него историко-лингвистических, общелингвистических и литературоведческих дисциплин.

Настоящее учебно-методическое пособие включает в себя материал по синтаксису современного русского языка, который рассчитан на 45 аудиторных часов (1 кредит), из них 15 часов отводится соответственно на лекционные занятия, 30 часов – на практические и 15 часов на лабораторные занятия. Лекционный курс небольшой по объему и поэтому не может содержать систематическое изложение всего материала программы дисциплины. Он должен быть скоординирован с учебниками и учебными пособиями и опираться на них. В нем рассматриваются наиболее важные, узловые вопросы, отражающие концепцию русского языка, построенную на основе структурно-семантического метода, так как именно он позволяет выявить многоаспектность языка и речи в совокупности их дифференциальных признаков.

Важной составной частью курса являются разработанные практические занятия, которые должны связать теоретические сведения с практическим анализом фактов языка, выработать навыки лингвистического анализа синтаксических единиц и тем самым закрепить понимание сущности рассматриваемых языковых категорий.

Лабораторные занятия по синтаксису русского языка, являющиеся продолжением и дополнением к практическим занятиям, имеют свои специфические цели и задачи как в плане отбора материала для анализа, так и в организационном отношении. В целом тематика лекционных, практических и лабораторных занятий определяется действующей типовой программой.

Материал пособия способствует формированию научного лингвистического мировоззрения, знакомит с современной научной интерпретацией синтаксических явлений русского языка и представляет определенный интерес для изучающих современный русский литературный язык, т.е. для студентов и магистрантов специальностей «Русский язык и литература», «Филология: русская филология», а также для учителей-филологов, преподавателей лицеев и колледжей гуманитарного направления.

1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1 Цель преподавания дисциплины

Курс «Современный русский язык» является основным курсом среди базовых специальных дисциплин, формирующих теоретическую профессиональную подготовку учителей русского языка и литературы.

Синтаксис как раздел курса «Современный русский язык» завершает изучение данного курса и занимает центральное место в его системе, поскольку содержит сведения о единицах высшего уровня языка. Данный курс знакомит студентов данной специальности с синтаксической системой современного русского языка: единицы синтаксиса, их типология, типы и виды синтаксических связей и отношений. Слушатели должны получить знания о синтаксисе словосочетания, простого предложения, сложного предложения, а также о сложном синтаксическом целом и истории русской пунктуации. На завершающем этапе знакомства с системой современного русского языка выявляется целевая установка данного курса: повторив и обобщив имеющуюся систему знаний по основным разделам курса «Современный русский литературный язык», сформировать у студентов прочные и четкие знания по типологии всех синтаксических единиц и выработать понимание синтаксиса как высшего уровня языковой системы.

1.2 Задачи изучения дисциплины

1.2.1 Знакомство студентов с понятийно-терминологическим аппаратом разделов «Словосочетание», «Простое предложение», «Простое осложненное предложение», «Сложное предложение».

1.2.2 Показ места синтаксического уровня в системе языка, а также во взаимосвязи с другими уровнями языка.

1.2.3 Выработка у студентов навыков осознанного синтаксического и пунктуационного анализа всех типов сложных предложений.

Решение учебных задач курса будет способствовать дальнейшему формированию научно-профессиональной компетенции студентов-филологов:

Студент должен знать:

1) материал о современной системе русского литературного языка;

2) основы теории русистики;

3) отечественные и зарубежные традиции в области теории синтаксиса.

Студент должен уметь:

1) квалифицированно проводить анализ различных языковых явлений русской грамматики;

2) активно пользоваться необходимой учебной и научной литературой;

3) проводить синтаксический и пунктуационный анализы языковых явлений.

2 Пререквизиты

При изучении данного курса предполагается знание студентами следующих дисциплин:

а) общее языкознание – разделы:

1) системно-структурный характер языка;

2) отношения в системе языка;

б) историческая грамматика – раздел:

1) становление синтаксических единиц русского языка;

в) культура речи;

г) стилистика – раздел: Стилистические ресурсы синтаксиса

Тема 1 Введение. Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса.

1.1 Связь синтаксиса с другими разделами курса «Современный русский язык», а также с лингвистическими дисциплинами.

Тема 2 Словосочетание как синтаксическая единица.

2.1 Признаки словосочетания.

2.2 Словосочетание и другие языковые единицы (слово, предложение).

Тема 3 Типология словосочетания

3.1 Структурные типы словосочетаний.

3.2 Типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова.

3.3 Синтаксические связи с отношения в словосочетаниях.

Тема 4 Простое предложение.

4.1 Простое предложение как синтаксическая единица.

4.2 Признаки предложения: предикативность (модальность, темпоральность); структурная схема; парадигма предложения. Смысловая и ситуативная привязанность.

4.3 Аспекты изучения предложения.

Тема 5 Типология простого предложения.

5.1 Коммуникативные признаки предложения: функциональные типы простого предложения (по цели высказывания), по модальности, по наличию эмоциональной окраски.

5.2 Односоставное предложение и его типы. Противопоставление односоставных глагольных и личных предложений.

5.3 Односоставные глагольные предложения: личные и безличные предложения.

5.4 Односоставные именные предложения: номинативные, генитивные предложения. Конструкции, внешне сходные с номинативными предложениями.

Тема 6 Простое осложненное предложение.

6.1 Синтаксические единицы, осложняющие предложение. Понятие о структурном и семантическом осложнении.

6.2 Типология осложненных предложений.

Тема 7 Однородные члены предложения.

7.1 Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов

7.2 Вопрос об однородных и неоднородных членах предложения.

Тема 8 Обособленные члены предложения.

8.1 Предложения с обособленными членами. Общие и частные условия обособления. Понятие о полупредикативности:

8.2 Обособленные определения и обстоятельства.

8.3 Обособленные дополнения

Тема 9 Члены предложения, грамматически не связанные с ним.

9.1 Предложения с вводными конструкциями.

9.2 Предложения с вставными конструкциями. Сходство и различие между ними.

9.2 Предложения с обращениями.

Тема 10 Сложное предложение как единица языка.

10.1 Понятие о сложном предложении как единице языка. Признаки сложного предложения.

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок") – это раздел грамматики характеризующий правила создания предложений и словосочетаний. Синтаксической строй вместе с морфологическим строем есть грамматика языка. Сущность грамматики и морфологии способствует их распределению на разделы грамматики.

Синтаксис - это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.

Очень сложно разделить синтаксис и морфологию. Морфология изучает формы и значения слов, а синтаксис сочетаемость слов и построение предложений.

Какая же роль синтаксиса в современном языке? Дословно с греческого слово "синтаксис " означает "порядок" и указывает, что необходимо упорядочивать отдельные единиц языка - слова. Наличие синтаксиса в жизни человека связано с потребностью людей в общении, желанию построить свою речь так, чтобы понятнее передать информацию и свои эмоции. Одним словом человек не может передать все свои мысли и эмоции, а использует в своей речи более сложные речевые элементы - это словосочетание, предложение, текст.

Словосочетание – это группа слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. Очень часто в речи встречаются ошибки в строении словосочетаний, как грамматические, так и смысловые, например ужасная красота, красивый девочка. Переходным элементом от лексико-морфологического к синтаксическому является синтаксис словосочетаний. С помощью синтаксиса отдельные слова структурно оформляются в предложения.

Предложение – это набор слов, которые связаны по смыслу и имеют грамматическую основу. Если грамматическая основа одна то предложение простое, если больше то сложное. Предложение имеет законченный смысл и интонационную завершенность.

Само словосочетание определяет явление, действие, предмет, а предложение уже воспроизводит эмоции, мысли, желания. Синтаксис это универсальный инструмент, способствующий правильному построению человеческой речи. Порой очень сложно понять речь маленького ребенка или иностранца, не владеющих основными правилами синтаксиса .

Предложение – это минимальная единица общения. Синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, как элементе коммуникации, но и в словосочетаниях, как смысловом и грамматическом объединение слов. Синтаксис изучает строение предложений их грамматические свойства и типы, и словосочетание как самое маленькое объединение слов связанное грамматически. Таким образом, можно выделить синтаксис предложения и синтаксис словосочетания.

Синтаксис это отражение творческой составляющей языка. Ведь в процессе общения постоянно строятся новые предложения, возникают новые словосочетания. Синтаксис это сфера грамматики, которая исследует возникновение огромного количества словосочетаний и предложений из конечного множества слов.

Superlinguist - это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта - это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах.doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).

(2 Голосов)

Валгина Н.С.

Синтаксис современного русского языка

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Агар, 2000. - 416 с. Электронная книга . Славянские языки. Русистика. Русский язык

Аннотация (описание)

Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.
Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.
Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

Содержание (оглавление)

Предисловие
СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Предложение и его признаки
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
2. Краткая история вопроса
3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению
4. Количественно-структурные типы словосочетаний
5. Лексико-грамматические типы словосочетаний
5.1. Глагольные словосочетания
5.2. Именные словосочетания
5.3. Наречные словосочетания
6. Словосочетания свободные и несвободные
7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания
8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении
9. Виды синтаксической связи в словосочетании
10. Виды синтаксической связи в предложении
11. Компоненты словосочетания и члены предложения
ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
12. Общие сведения
13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные
14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
15. Восклицательные предложения
16. Распространенные и нераспространенные предложения
17. Двусоставные и односоставные предложения
18. Полные и неполные предложения
19. Простые и сложные предложения
СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20. Главные члены двусоставного предложения
21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
22. Выражение подлежащего различными частями речи
23. Подлежащее, выраженное словосочетанием
ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ
24. Общий принцип классификации сказуемых
25. Простое глагольное сказуемое
26. Осложненное глагольное сказуемое
27. Составное глагольное сказуемое
28. Именное сказуемое и виды связок в нем
29. Именная часть сказуемого
30. Смешанное сказуемое
31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием
32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
33. Краткая история вопроса
34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения
35. Определения согласованные и несогласованные
36. Приложение
37. Способы выражения дополнений
38. Виды дополнений и их значения
39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах
40. Способы выражения обстоятельств
41. Виды обстоятельств по значению
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
42. Порядок слов и его роль в организации речи
43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст
44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый
45. Грамматическая значимость порядка слов
46. Порядок расположения членов предложения
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
47. Общие сведения об односоставных предложениях
48. К истории вопроса об односоставных предложениях
49. Определенно-личные предложения
50. Неопределенно-личные предложения
51. Обобщенно-личные предложения
52. Безличные предложения
53. Инфинитивные предложения
54. Номинативные предложения
55. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
55.1. Именительный падеж в роли простого наименования
55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения
55.3. Изолированно употребленные именительные падежи
56. Генитивные предложения
СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ
57. Общие сведения
58. Типы слов-предложений
НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
59. Общие сведения о неполных предложениях
60. Типы неполных предложений
61. Неполные предложения в диалогической речи
62. Эллиптические предложения
63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения
65. Однородные главные члены предложения
66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими
67. Однородные второстепенные члены предложения
68. Однородные и неоднородные согласованные определения
69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами
70. Союзы при однородных членах предложения
71. Предлоги при однородных членах предложения
72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
73. Общие понятия
74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения
75. Обособленные согласованные и несогласованные определения
76. Обособленные приложения
77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами
78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями
79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения
80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
82. Общие сведения
83. Вводные слова и сочетания слов
84. Вводные предложения
85. Вставные конструкции
ОБРАЩЕНИЕ
86. Понятие об обращении
87. Способы выражения обращений
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
88. Краткая история вопроса
89. Сущность присоединения
90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций
90.1. Союзные присоединительные конструкции
90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции
91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
92. Понятие о сложном предложении
93. Общая классификация сложных предложений
94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
95. Структура сложносочиненных предложений
96. Типы сложносочиненных предложений
97. Предложения с соединительными союзами
98. Предложения с противительными союзами
99. Предложения с разделительными союзами
100. Предложения с градационными союзами
101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
102. Общие сведения
103. Краткая история вопроса
104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной
105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении
106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений
107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью
107.1. Присубстантивно-определительные предложения
107.2. Приместоименно-определительные предложения
108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью
108.1. Изъяснительные придаточные с союзным подчинением
108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением
108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных
109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени
109.1. Сложные предложения с отношением одновременности
109.2. Сложные предложения с отношением разновременности
110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места
111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины
112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени
113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной
114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной
115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной
116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия
117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели
118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной
119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями
120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
121. Общие сведения
122. Виды бессоюзных сложных предложений
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ
123. Общие сведения
124. Многочленные сложные предложения
124.1. Предложения с сочинительной связью
124.2. Предложения с подчинительной связью
124.3. Предложения с бессоюзной связью
125. Сложные синтаксические конструкции
126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций
127. Период
СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ
128. Общие сведения
129. Структурные особенности сложных синтаксических целых
АБЗАЦ
130. Общие сведения
131. Абзац и сложное синтаксическое целое
132. Абзац в диалогической и монологической речи
ЧУЖАЯ РЕЧЬ
133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи
134. Прямая речь
135. Косвенная речь
136. Не собственно-прямая речь
ПУНКТУАЦИЯ
137. Понятие о пунктуации и история ее изучения
138. Три принципа русской пунктуации
139. Основные функции знаков препинания
140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста
141. Понятие авторской пунктуации
142. Историческая изменяемость пунктуации

  • 1.Глагольные с:
  • 2.Именные с:
  • 3. Наречные
  • 6. Характеристика связей по признакам «обязательная / необязательная», «предсказующая / непредсказующая».
  • 7. Согласование как вид подчинительной связи. Особые случаи согласования.
  • 8. Управление как вид подчинительной связи. Понятие сильного и слабого управления.
  • 9. Примыкание как вид подчинительной связи. О границах между управлением и примыканием.
  • 10. Предложения и его отличительные признаки. Предложение как предикативная единица.
  • 11. Соотношение предложения, слова и словосочетания с точки зрения их грамматических характеристик и функций в речи.
  • 12. Понятие предикативности. Категории предикативности.
  • 13. Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.
  • 14. Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.
  • 15. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.
  • 16. Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения.
  • 17. Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке
  • 18. Простое предложение. Понятие минимального предложения. Виды простых предложений.
  • 19. Двусоставное предложение. Характеристика и классификация двусоставных предложений.
  • 20. Понятие сказуемого в сря. Типы сказуемого.
  • 21. Понятие подлежащего. Вопрос о способах выражения подлежащего
  • 22. Специфика форм связи между членами предикативной основы предложения, ее особенности и отличие от согласования как вида подчинительной связи.
  • 23. Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения.
  • 27. Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении.
  • 24. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. Роль определений в организации предложения.
  • 25. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Роль дополнений в организации предложений.
  • 26. Обстоятельство. Значение и функции обстоятельства. Средства выражения обстоятельств.
  • 28. Различные случаи осложнения структуры простого предложения.
  • 29. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений в современном русском языке. Особенности использования и функции односоставных предложений в текстах разных стилей.
  • Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
  • 30. Определенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 31. Неопределенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 32. Обобщенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 33. Безличные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 34. Присоединительные конструкции. Сущность присоединения. Смысловые и стилистические функции присоединения.
  • 35. Неполные и эллиптические предложения. Функции неполных предложений в диалогической речи. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических конструкций.
  • 36. Синтаксическая характеристика парцелляции: грамматические особенности и сферы использования.
  • 37. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов и контекст. Синтаксическое и актуальное членение предложения.
  • 38. Общее понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Способы установления темы и ремы в предложении
  • 39. Понятие актуализации. Средства выражения актуального членения предложения. Стилистически нейтральный и стилистический значимый порядок слов.
  • 40. Сложное предложение. Общая классификация сложных предложений. Синтаксические отношения между частями сложного предложения и средства их выражения.
  • 42, 43. Сложноподчиненные предложения. Грамматические средства связи частей сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточного.
  • 44. Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Функции бессоюзных предложений в текстах разных функциональных стилей.
  • 45. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Синтаксические возможности современного русского языка для выражения разных целей высказывания.
  • 46. Синтаксические средства передачи чужой речи в современном русском языке.
  • 1. Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия.

    Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

    Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

      синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

      синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

      синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

    Существуют разные подходы к изучению предложения

      семантический – изучает содержание (что передается)

      структурный – изучает форму (как передается)

      коммуникативный – назначение (для чего передается)

    Основные единицы синтаксиса :

      предложение (простое, сложное)

    Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

      начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

      словосочетание

      с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

      40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

      Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

      Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

      Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

    Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

      синтаксическая форма слов

    Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

    синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

    Я подарил ему ( объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть

    Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

    Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

    Непосредственно в предложении: Идет лекция .

    4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

      Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.

    Широкое и узкое понимание словосочетания.

    Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

    Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

    Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

    Не являются словосочетаниями:

    Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

    Ряд однородных членов (сочинительная связь)

    Предложно-падежные формы существительных

    Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

    Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

    Словосочетания:

    Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

    1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

    2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

    ПО СТРУКТУРЕ

    1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

    2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание ); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

    ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

    Учебник, ориентированный на активное усвоение материала современным студентом, представляет собой комплексное освещение традиционных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической теории. Описание синтаксических единиц дано в динамике их развития: сопровождается экскурсами в историю становления в русском языке и описанием новых синтаксических явлений. Изложенный материал обобщается в таблицах, поиск необходимой информации обеспечивается терминологическим указателем.


    Содержание
    Предисловие.
    Введение.
    § 1. Синтаксис как наука (история и современность).
    § 2. Место синтаксиса в системе языка.
    § 3. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса.
    § 4. Синтаксис - система связей и отношений.
    § 5. Аспекты изучения синтаксиса.2
    Словосочетание
    § 1. Понятие словосочетания.
    § 2. Аспекты характеристики словосочетания.
    § 3. Синтаксические отношения в словосочетании.
    § 4. Синтаксические связи в словосочетании.
    § 5. Синтаксические связи в предложении сравнительно со связями в словосочетании.

    Простое предложение

    Глава 1. Предложение: основные понятия.
    § 1. Определение понятия «предложение».
    § 2. Понятие «предикативность».
    § 3. Традиционные аспекты классификации простого предложения.
    Глава 2. Описание структуры простого предложения в русском синтаксисе XIX-XX вв.
    1. Двусоставные предложения.
    § 1. Понятия «член предложения» и «членимость предложения».
    § 2. Главные члены предложения.
    § 3. Второстепенные члены предложения.
    2. Односоставные предложения.
    § 1. Спрягаемо-глагольные предложения.
    § 2. Безличные предложения.
    § 3. Инфинитивные предложения.
    § 4. Именные односоставные предложения.
    § 5. Различные точки зрения на односоставные предложения
    3. Неполные и эллиптические предложения.
    § 1. Понятие «неполное предложение».
    § 2. Из истории изучения неполных предложений.
    § 3. Эллиптические предложения.
    § 4. Неполные предложения в синтаксической концепции Н.Ю.Шведовой.
    § 5. Неполные предложения в синтаксической концепции Г.А. Золотовой.
    4. Осложнение простого предложения.
    § 1. Понятие «осложненное предложение».
    § 2. Синтагматически связанные виды осложнения простого предложения.
    § 3. Синтагматически не связанные виды осложнения простого предложения.
    5. Структура простого предложения в концепции Н.Ю.Шведовой
    («Русская грамматика»).
    § 1. Понятие «структурная схема предложения». Компоненты структурной схемы.
    § 2. Парадигма предложения как система его форм.
    § 3. Регулярные реализации простого предложения.
    § 4. Распространение предложения.
    Глава 3. Семантическая организация простого предложения.
    § 1. Синтаксическая семантика предложения в «Русской грамматике» 1980 г.
    § 2. Описание семантики предложения с опорой на понятие пропозиции.
    § 3. Логико-синтаксические типы предложения в концепции
    Н. Д.Арутюновой.
    § 4. Синтаксическая семантика в концепции Г.А. Золотовой.
    § 5. Теория функционального синтаксиса А. Мустайоки.
    Глава 4. Коммуникативная организация простого предложения
    § 1. Актуальное членение предложения.
    § 2. Средства выражения актуального членения предложения.

    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Глава 1. Синтаксис сложного предложения. Общие вопросы.
    § 1. Понятие «сложное предложение». Синтаксический статус сложного предложения.
    § 2. Сложное предложение в кругу других синтаксических единиц
    § 3. Средства связи между частями сложного предложения.
    § 4. Сочинительные и подчинительные отношения в сложном
    Предложении.
    Глава 2. Сложносочиненное предложение.
    § 1. Место сложносочиненного предложения в системе сложных предложений.
    § 2. Классификации сложносочиненных предложений.
    Глава 3. Сложноподчиненное предложение.
    § 1. Определение понятия.
    § 2. История изучения и классификации сложноподчиненного предложения.
    § 3. Классификация сложноподчиненного предложения.
    Глава 4. Сложное бессоюзное предложение.
    § 1. Понятие «сложное бессоюзное предложение» и объем синтаксических явлений, подводимых под это понятие.
    § 2. История изучения и классификации бессоюзного сложного предложения.
    § 3. Классификация бессоюзных предложений.
    Глава 5. Сложные многочленные предложения.
    Сложное синтаксическое ЦЕЛОЕ (ССЦ) И ТЕКСТ
    § 1. Реализация предложения в тексте.
    § 2. Определение понятия «сложное синтаксическое целое».
    § 3. Синтаксическое описание текста. Признаки текста.
    § 4. Текстовые категории. Изменения в синтаксическом строе
    § 1. Различное понимание новых синтаксических изменений в литературном языке.
    § 2. Синтаксические типы прозы.
    § 3. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей.
    § 4. Изменения в области предложения.
    § 5. Новейшие изменения в синтаксическом строе предложений современной художественной прозы.
    Основные сведения о русской пунктуации
    § 1. Понятие пунктуации. Принципы русской пунктуации.
    § 2. Функции знаков препинания.
    Литература.
    Терминологический указатель.


    Предисловие
    .
    Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной науке на рубеже XX-XXI вв., требует глубокого осмысления. Современный студент-филолог, изучающий различные научные концепции, должен быть хорошо теоретически подготовлен.

    При создании данного пособия авторы исходили из следующего: во-первых, для эффективного преподавания синтаксиса в современной ВУЗовской аудитории требуется учебник, позволяющий студентам активно усвоить лекционный материал и извлечь дополнительную информацию; во-вторых, в учебнике необходимо отразить традиционное описание синтаксических единиц и дискуссионные вопросы (теория словосочетания, типология простого и сложного предложения, синтаксис текста), которые во многих учебных пособиях даны односторонне (например, только структурный или семантический аспекты), что позволит студенту выработать навыки многостороннего анализа синтаксических единиц.

    Данный учебник ориентирован, во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных вопросов синтаксической теории; во-вторых, на включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса, что определяет включение раздела, посвященного новым синтаксическим явлениям (автор проф. Г.Н.Акимова).

    Информация, изложенная в разделах учебника «Введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное синтаксическое целое и текст», «Изменения в синтаксическом строе», «Основные сведения о русской пунктуации», обобщена в таблицах, «Терминологический указатель» облегчает поиск необходимой информации.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


    Скачать книгу - Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009. - Яндекс Народ Диск.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...