Что такое ямб и хорей в литературе. Стихосложение

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь - размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры - это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

Как определить размер в стихотворении

Инструкция

В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

когдА не в шУтку зАнемОг…

Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер - ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе - на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:

мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог - этот размер называется дактиль, если на второй - амфибрахий, на третий - анапест.


Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники

Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт

Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

Чтобы определить количество стоп (стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче - четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!

Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест


Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.

Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.

Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.

Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек - облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.

Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.

Помощник поэта

Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.

В данной статье мы расскажем вам о ямбе, а также вкратце о других стихотворных размерах. Определимся сначала с ключевыми понятиями, которые будут использоваться в тексте.

Ритм представляет собой звуковое строение, которое имеет стихотворная строка. Это общая упорядоченность стихотворной речи. Метр является частным случаем ритма. Это упорядоченное чередование безударных и ударных слогов (слабых и сильных мест) в стихотворении, общая схема его звукового ритма.

Размер представляет собой определенный способ звуковой организации стихотворного произведения; это частный случай уже описанного нами метра. Например, ямб теоретически может в себя включать варианты от одностопного до двенадцатистопного, а также вольный. Размер в силлабическом стихосложении мы можем определить по количеству слогов, в тоническом - посчитав число ударений, а в силлабо-тоническом и метрическом - числом стоп и метром (ямб, хорей, амфибрахий и др.).

Этимология слова "ямб"

Ответим на вопрос о происхождении интересующего нас термина. Слово "ямб" - это древнегреческое наименование музыкального инструмента. Оно обозначает в античной метрике двусложную, простую, трехморную стопу (короткий + долгий слог). В стихосложении силлабо-тоническом (русском, например) - это безударный + ударный слог. Также ямбом называют стих, который состоит из ямбических метров.

Этимология в точности не установлена. Ямбические песнопения, как известно, являлись специальных праздников плодородия, которые устраивались в честь Деметры.

Данный термин связывали с именем Ямбы, служанки Келея, элевсинского царя. Согласно мифу, девушка непристойными стихотворениями развеселила Деметру, которая безутешно везде искала свою дочь Персефону. Не исключено также, что имя Ямба - это отзвук древнего слова, имеющего обсценное значение.

Ямб в античности

В поэзии античности самыми распространенными видами ямбов был триметр и сенарий. Сенарий включает шесть ямбических стоп. Второй вид, триметр, также имеет в своем составе шесть ямбических стоп, которые попарно сгруппированы (сдвоенные стопы назывались диподиями). Два легких слога в античном стихосложении могли заменяться тяжелым одним, а также наоборот, тяжелый можно было заменить двумя легкими. В реальной практике из данной предпосылки рождалось огромное разнообразие поэзии ямбической. Стихи, написанные данным размером, походили более всех остальных на обыденную речь и использовались поэтому в основном не в а в драме и лирике (в комедиях, трагедиях, баснях).

В греческой метрике ямб - это двусложная стопа, состоящая из первого краткого слога и второго долгого. Не предполагала анакрусы музыкальная нотация древних греков, и поэтому ритм был либо восходящим (то есть ямбическим), либо нисходящим (то есть хореическим).

Ямб и хорей

Ямб и хорей у древних метриков объединялись под общим названием стоп с ямбическим ритмом на основании того, что ямб встречался чаще (и встречается до сих пор), чем хорей.

Хорей - это также древнегреческий термин, происходящий от слова "плясовой", а также обозначающий "размер", "хоровую стопу". В силлабо-тоническом стихе самые употребительные - четырехстопный и шестистопный, а с середины 19 века начинает применяться также пятистопный хорей.

И ямб, и хорей представляют двусложные размеры. В хорее ударение ставится на первый слог, в ямбе - на второй.

Трехсложные стихотворные размеры

Двусложные размеры мы рассмотрели. Скажем теперь пару слов и о трехсложных. Амфибрахий состоит из трех стоп, с ударением на втором слоге. Самый частый размер отечественного силлабо-тонического стихосложения - четырехстопный (с начала 19 века), а также трехстопный (начиная с середины 19 века). Дактиль - это также трехсложный размер, но с ударением на первом, а анапест - на последнем из трех.

Ямб в русской литературе

Первое упоминание о нем в литературе нашей страны мы находим в изданной в 1619 году книге М. Смотрицкого под названием "Грамматика...". Однако как термин поэтики, который относится к конкретному стихотворному размеру, ямб начал фигурировать в нашей стране только после теоретических работ, проведенных Нет стихотворений у русских силлабистов, написанных данным размером. В России первые ямбические стихи были созданы Тредиаковским.

Ямб этот был четырехстопным. Затем традиция использования размера была продолжена. Например, Ломоносов сочинил оду, в которой использован ямб, - стихи, посвященные взятию Хотина, турецкой крепости.

Четырехстопный ямб

До сегодняшнего дня из всех ямбических размеров в русской поэзии самый излюбленный - именно четырехстопный. Примерно 80-85 процентов стихотворений отечественных поэтов написаны именно им. Этот размер стиха приобрел широчайшую популярность не столько благодаря ритмической емкости формы, которая была приспособлена к поэтической речи на русском языке, сколько из-за установившейся традиции систематического массового употребления ее первыми великими поэтами - В. Петровым, М. Ломоносовым, Г. Державиным, а чуть позже и А. Пушкиным и Е. Баратынским (см. фото).

Был популярен также в 18 и начале 19 веков шестистопный ямб, характеризующийся плавным торжественным ритмом. Он менее принят в отечественной лирике, зато в театральных пьесах - канонический размер стиха (с отсутствием рифмы). Исключения составляют "Горе от ума" Грибоедова, а также драма "Маскарад", принадлежащая перу М. Лермонтова, которые написаны вольным стихом. Размер ямб у футуристов, встречающийся у них довольно редко, характеризуется грубым противоположением различных гомофонических ходов, а также отчеканенными фонемами. Ямб пятистопный употребляется в стихотворениях, характеризующихся твердой формой, таких как октава, сонет и др. Довольно редко встречается трехстопный (в основном у поэтов, относящихся к периоду первой трети 19 века). Наиболее разработана в стиховедческой литературе теория именно Можно отметить исследования Г. Шенгели, Б. Томашевского, А. Белого.

Существуют ли двустопные и одностопные ямбы в силлабо-тоническом стихосложении?

Двустопных и одностопных ямбов не существует, поскольку они невозможны ритмологически: илюзия двустопности или одностопности создается из-за укороченной рифмовки. Например, поэт В. Брюсов считал ошибочно одностопными ямбами свое стихотворение.

Ямб в действительности был амфибрахием. Произошло это, вероятно, из-за того, что если эти стихи записать по признакам рифм отдельными строками, то получится зрительно подобие одностопного ямба.

Многостопные ямбы

Шестистопный ямб - это обычно второй шестидольник с односложной анакрузой.

Многостопные, в основном, были сконструированы Александром Сергеевичем Пушкиным.

Можно утверждать, что до него не существовало пятистопного ямба. Стихотворение (ямбическое) "Гаврилиада" - первое произведение, написанное им. Александр Сергеевич был очень ригористичен по отношению ко всему, что касалось введения в стих разговорного языка. Любопытно, что современники отзывались о Кантемире с похвалой именно из-за того, что для стиха он брал разговорный язык современного ему времени.

Аналоги ямбическому размеру в народной поэзии

Хотя размер ямб был введен в отечественную литературу благодаря реформе Тредиаковского и Ломоносова, народная поэзия выработала независимо от влияний книжной или запада самобытные размеры, среди которых имеется формально близкий к ямбу четырехстопному. Называется он четырехдольник второй. Таким стихом написана поэма, созданная Некрасовым, под названием "Кому на Руси жить хорошо".

(греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u -).
2) Тип силлабо-тонического метра . В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа ямба превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея (см. ст. Силлабо-тоника ). Ямб 4-стопный – самый распространённый русский размер со времён М. В. Ломоносова . Во второй пол. 18 в. обращение поэтов-классицистов к ямбу в «высоком» жанре оды подчёркивает тематический контраст между одическим творчеством и «лёгкой поэзией» (преимущественно хореической). В 19 в. ямб теряет связь с конкретными темами, приобретает статус универсальной стиховой формы и применяется в разных жанрах (у А. С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро», в поэме «Медный всадник», в романе в стихах «Евгений Онегин»). Другие популярные размеры: 5-стопный нерифмованный (белый стих ) и рифмованный («Последний катаклизм» Ф. И. Тютчева ), 6-стопный («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. А. Фета ; см. Александрийский стих ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым или сильным временем начиналась музыкальная фраза. Однако, по тогдашним воззрениям, ямбический и трохеический (хореический) ритмы могли быть обращены один в другой путем добавления или уничтожения начального арсиса (краткого слога). Это, конечно, лишь вопрос обозначения, который не позволяет заключить о том, с каким ритмом имеем дело в данном случае - восходящим или нисходящим. У древних метриков ямб и хорей объединялись под именем стоп, имеющих ямбический ритм, на том основании, что ямб чаще встречался (и встречается, разумеется), нежели трохей. Эксперимент показывает, что изохронизм стоп (см.) достигается лишь при нисходящем, трохаическом ритме, где, - в случае ямба, - неударный слог должно считать безударным приступом (анакрусой). Статистическое обследование показывает, что в нашем ударном четырехстопном ямбе первый неударный слог представляет собою нечто совершенно отдельное от строки и вполне заслуживает названия анакрусы, как самостоятельное целое. Так называемые спондеи в ямбе почти исключительно находятся на первой стопе (79% всех учтенных нами спондеев на полтора десятка тысяч строк ямба), обилие употребляемого при этом слова «в» близит эти стихи к формоупотреблению хореев. В случае хориямба, за единичными, почти небывалыми в классическом стихе (и сравнительно редкими у футуристов) исключениями, хориямб всегда пользовался слором «в», давая схему:

⌣ | ⌣ ⌣ - ⌣ - ....

Формоупотребление таких хориямбизованных строк начисто совпадает с формоупотреблением хореических. Если обозначим четыре формы двудольной (ямбической, анакрусу не отмечаем) четырехстопной строки с ускорением на первой стопе по ее слорам, получим:

1| А - а а... ⌣ ⌣̲ ⌣ - | ⌣ - | ⌣

2| A - a b ... ⌣ ⌣̲ ⌣ - | ⌣ - ⌣ | -

3| А - b а... ⌣ ⌣̲ ⌣ - ⌣ | - | ⌣ -

4| A - b b ... ⌣ ⌣̲ ⌣ - ⌣ | - ⌣ | -

⌣̅ | ⌣̲ ⌣ - | ⌣ - | ⌣ - и т. д.

и для хорея:

⌣̲ ⌣ - | ⌣ - | ⌣ - и т. д.

Очевидно, что если откинуть в ямбе его анакрусу, то между строением ямбических и хореических строк разницы никакой не будет. Априорно, казалось бы, что строки хориямбизованного ямба должны иметь формоупотребление ямбических и хореических строк, поскольку хориямбические строки заключены в стихотворениях, писанных ямбом, и не выходят из общей тенденции анакрусованного двудольника. Однако, опыт дает для формоупотребления этих четырех типов в трех указанных случаях (ямб, хориямб и хорей) следующее:

Табличка указывает, что цифры ямба и хориямба не только не совпадают, но прямо противоположны: ямб падает, хориямб поднимается, и наоборот. Хорей же близок своей кривой и хориямбу с той только разницей, что интенсивнее пользуется первым типом строки и менее пренебрегает четвертым. Хорей вообще ригористичнее ямба: хориямб представляет нам формоупотребление хорея, несколько смягченное общей ямбической тенденцией. Такая чужеродность хориямба определенно показывает, что в тех случаях, когда анакруса ямба отделяется от базы стиха слором, стих, как бы пользуясь удобным случаем, немедля возвращается к исконной своей трохеической, нисходящей схеме. Это обстоятельство очевидно указывает, что мы здесь имеем дело не с восходящим ритмом ямба, а о нисходящим ритмом хорея, меняющегося анакрусой. Раз анакруса может быть отделена, ямбическая тенденция не только ослабевает, но заменяется противоположной. Однако, не надо бы преуменьшать влияние анакрусы: оно чрезвычайно велико. Анакруса начисто меняет формоупотребление стиха, делает его более гибким, более разнообразным, более способным к передаче мелких деталей ритма. Она ослабляет в достаточной степени влияние главных диподических ударений, выдвигает именно поэтому на первый план смысловое содержание, она ослабляет влияние грубых тонических ходов, ритмизомен при ней принимает значительно более тонкий и отчетливый характер. Именно этим, конечно, чрезвычайное распространение во всех языках анакрусованного двудольного ритма. У нас до последнего времени ямб занимал превалирующее положение. История русского четырехстопного ямба в кратких словах сводится к следующему: после Ломоносова русский ямб начинает освобождаться от того медленного ритма, который придается ему раздвиганием диподии при помощи полуударения на второй стопе или сдвоенных полуударений на второй и третьей стопах, вроде:

Изволила Елисавет

И кланялся непринужденно

и т. п. Уже у Державина этих строк значительно меньше. Если у Ломоносова на сто строк их 28, 66, то у Державина - 21, 98, в «Графе Нулине» - 13, 26, в «Медном Всаднике» - 4, 29, у Баратынского - 4, 67. Тютчев несколько возвращается к старой тенденции: стихотворцы упадка к диподии, символисты припоминают Тютчева (Блок) или вообще интересуются полуударениями (Брюсов). Ямб футуристов, сравнительно редкий у них, характерен отчеканенными фонемами и грубым противоположением гомофонических ходов. Что касается многостопных ямбов, то такие главным образом были сконструированы Пушкиным; можно сказать, что до Пушкина пятистопный ямб не существовал; начиная уже с «Гаврилиады», Пушкин дает совершенно новое формоупотребление пятиямба, кстати сказать, несомненно устанавливающее принадлежность «Гаврилиады» Пушкину, а не кому-нибудь другому (до Пушкина еще не было стиха, которым написана эта поэма). Пушкин был очень ригористичен во всем, что касалось введения разговорного языка в стих (любопытно, что о Кантемире современники отзывались с похвалой именно потому, что он для стиха брал разговорный язык своего времени); пятиямб Пушкина доходит до следующих примеров разговорности:

Представь себе... кого бы?

Ну, хоть меня - немного помоложе;

Влюбленного - не слишком, а слегка -

С красоткой или с другом - хоть с тобой, -

Я весел... Вдруг виденье гробовое,

Внезапный мрак иль что-нибудь такое...

Именно эта приспособляемость ямба, легко допускающего самую разнообразную игру цезурой (как в приведенном отрывке), слорами, гомофонией, и в то же время сильно наполненного суждением, очень ярким и острым, и создает ту тягу к ямбу, которая наблюдается у нас. Но язык ширится, полнится провинциализмами и выражениями, которые тому назад десять-пятнадцать лет не признавались никак литературными, аудитория стихотворца увеличивается и упрощается, - и классифические формы стиха становятся узкими. На сцену все чаще выходит паузованный стих, где зачастую трудно даже уследить основу ритма: двудольную или трехдольную.

С. П. Бобров. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "ямб" в других словарях:

    Ямб, а … Русское словесное ударение

    ямб - ямб, а … Русский орфографический словарь

    ямб - ямб/ … Морфемно-орфографический словарь

    Ямб - ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым … Словарь литературных терминов

    - (греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей…. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯМБ 1) в стихосложении стопа, состоящая из… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [греч. iambos] Двухсложная стопа в силлабо тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гирей сидел поту/пя взор (Пушкин). Четырёхстопный ямб. Разностопный ямб. * Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить… … Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Даля

    Муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    ямб - (греч. ἴαμβος) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога… … Поэтический словарь

    ЯМБ, ямба, муж. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин. «Он выкрикивал нараспев свои… … Толковый словарь Ушакова

Стихосложение (или версификация) - от лат. versus - стих и facio - делаю. Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип .

Терминология

Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)
Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)
Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Метр - мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп , объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов)

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов , а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)
2. Тоническая

(фиксируется число ударений)

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов ;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.
(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)
3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)

Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения , основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

  1. Хорей
  2. Дактиль
  3. Амфибрахий
  4. Анапест
Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .

Условные обозначения

__/ - ударный слог __ - безударный слог

Стихотворные размеры

(в силлабо-тонической системе стихосложения)
  1. Двусложные стихотворные размеры: __/__ - стопа Хорея

    Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
    На хорей они летят

    __ __/ - стопа Ямба

    Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ - стопа Дактиля

    Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая

    __ __/__ - стопа Амфибрахия

    Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


    __ __ __/ - стопа Анапеста

    Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .

    ДАМА расшифровывается так:
    Д - дактиль - ударение на первый слог,
    АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
    А - анапест - ударение ударение на третий слог.

Примеры

Стихотворение
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихотворный размер

Пример четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́ хри сне́ жныЕ крутя́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин) Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__
Пример пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́ н кремни́ стый пу́ ть блести́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

НОчь тиха́ . Пусты́ ня вне́ млет Бо́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ ю гОвори́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__
Пример трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ ть, мелька́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Во́ н над то́ й горо́ й.
__/ __ __/ __ __/

(А. Фет)

Хорей

__/__
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́ тку зАнемо́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ ть себя́ заста́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́ чше вы́ думАть не мо́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́ й яви́ лась ты́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́ тноЕ виде́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ ний чи́ стой крАсоты́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́ жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́ да зво́ н ближа́ йшей и́ з церкве́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́ т, что э́ тот ни́ зкий све́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́ л на ни́ зший ми́ р черве́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

__ __/
Пример трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́
__/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́ вую не́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ ть безнаде́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замыка́ ясь, молчу́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́ здух уста́ лые си́ лы бодри́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __
Пример трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́ р побежа́ ли ручьи́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́ з-воево́ да дозо́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́ дит владе́ нья свои́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ ц, не люби́ вший поко́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́ йною ва́ жностью ли́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́ вою си́ лой в движе́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́ дкой, со взгля́ дом цари́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ ге мирско́ й суеты́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́ дел, но та́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ ла черты́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю -
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ ю мечта́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́ знь! Принима́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́ тствую зво́ ном щита́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́ я о ги́ бели ве́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́ тье заве́ тов свяще́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ ние сча́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́ кая жи́ знь не мила́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ ет, слабе́ ют коле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́ здик души́ стой сире́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́ я, вполза́ ет пчела́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги .

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - четырёх- и шестистопный, с середины XIX века - пятистопный.

Примеры

Вы хожу́ оди́н я на доро́ гу;
Сквозь тума́н кремни́с тый пу́ть блести́т ;
Ночь тиха́ . Пусты́ ня вне́м лет Бо́ гу,
И звезда́ с звездо́ ю го вори́т .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хорей" в других словарях:

    Греч. choreios, от choros, хор. Стопа из одного долгого и короткого слога. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ХОРЕЙ иначе: трохей, в стихосложении стопа из двух … Словарь иностранных слов русского языка

    Хорей - ХОРЕЙ стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (см. Ипостаса), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о… … Словарь литературных терминов

    Или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий. | Хорей, архан., самоед. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    1. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [греч. choreios плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо тоническом стихосложении (например: Мчатся / тучи, / вьются / тучи). 2. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [от ненецк. харед погоняй] Длинный … Энциклопедический словарь

    хорей - хорей. Произносится [хорэй] и [хорей] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (греч. choreios букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха (Я пропАл, как звЕрь в загОне, Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо… … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Ушакова

    1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… … Толковый словарь Ушакова

    ХОРЕЙ 1, я, м. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ХОРЕЙ 2, я, м. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ХОРЕЙ, я, муж. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. хореический, ая, ое. II. ХОРЕЙ, я, муж. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Три русских лирических размера , Бейли Джеймс. Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методами анализа русского народного стиха, предложенными американским стиховедом, фольклористом Джеймсом Бейли. На основе…


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...