Что такое зависть и как определить. Зависть завистливый завистник

порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его - чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив, то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗАВИСТЬ

Дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, а также Силы и Мощи. Зависть всегда и везде сопровождает свою сестру Победу. З. в мифологии представлялась уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка беспреррывно капает яд. З. живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается эта богиня исключительно змеиным мясом.

З. улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что комуто в этом мире хорошо. Больше всего она ненавидит, когда ктото добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.

Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы временами используют ее в своих целях. Так, помощью З. воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед ней Аглавры.

Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость - склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической - входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента - стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную - с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Несмотря на то что исследовать трудно (хотя бы потому, что признаваться в ней мало кому охота), учёным всё-таки удалось кое-что выяснить. Например, мы знаем нечто о процессах, происходящих в душе завидующего.

Во-первых, это сравнение. Зависть основана на привычке, которая разрушает самооценку покруче травмирующих отношений и обидных слов. Эта — сравнение себя с кем-то другим.

Конечно, все мы так или иначе ориентируемся на других. Но разрушительным сравнение становится тогда, когда появляются категории «лучше/хуже», когда один из сравниваемых идеализируется, а второй непременно обесценивается. Вот в этом случае самооценка и ломается. Неважно, в чью пользу вы сравниваете: факт в том, что ваше начинает зависеть от тех, кто рядом. От до зависти один шаг.
Фото: depositphotos.com

Сравнение приводит ко второму компоненту зависти: ощущению чьего-либо превосходства над собой . Исследования не британских учёных показали, что самую сильную зависть вызывают отнюдь не звёзды кино и эстрады, а самые обычные люди — соседи, подруги, коллеги. Более того: выяснилось, что чем доступнее объект, чем меньше до него расстояние, тем сильнее зависть. Одно дело, когда человек недосягаем, и совершенно другое, когда вот он, под боком, живёт в тех же условиях, но у него лучше жизнь складывается…

Возникают чувства горькой несправедливости, обиды, досады и раздражения. И эти переживания не просто неприятны: они ещё и постыдны, ведь с детства говорили, что завидовать — плохо.

Но разве можно перестать испытывать какое-то чувство просто потому, что его признали «плохим»? Нет, конечно. В итоге получается аж двойной удар по самооценке: мало того, что кто-то «лучше», так ещё и чувствовать это — нельзя. Вот наша психика и придумала много способов не только справиться с завистью, но и спрятать противное чувство от её же обладателей.

Фото: depositphotos.com

Кто-то обходится малым: попросту не признаёт собственную зависть . В таком случае она видна всем, кроме самого завистника, а он сам просто чувствует неясную тоску и апатию, не замечая связи своего упавшего настроения с чьими-то успехами.

Другие люди активно используют обесценивание, пытаясь «сравнять счёт» : мол, раз уж сравнение показало, что кто-то «лучше», то нужно его принизить, и всё вернётся на круги своя. Поэтому так часто о красивых женщинах говорят «зато она дура», об успешных — «это на халяву досталось/ просто повезло».

Отказ от деятельности — тоже способ справиться с завистью. Если человек чувствует, что не может достичь желаемого, а склонности проявлять агрессию на других у него нет, то у него попросту опустятся руки. Он уйдёт из активной деятельности и займётся самобичеванием. Возможно, ему хватит сил на ревностное наблюдение за объектом зависти, на слежку за его успехами в социальных сетях или посредством слухов.

Вариантом справиться с чувством зависти может быть и компенсация , то есть стремление вызвать зависть у других. И это, кстати, не всегда так уж плохо. Ведь именно осознание собственной «неидеальности» часто толкает людей на великие открытия и достижения.

Кто чаще завидует? Все или не все испытывают зависть — вопрос спорный. Но психологам удалось определить личностные черты, обладатели которых более склонны чувствовать зависть.


Фото: depositphotos.com

  • Заниженная самооценка, сравнение себя с другими.

Об этой парочке черт мы уже говорили выше. Откуда они берутся? Конечно, из прошлого. Чаще всего они развиваются у людей, чьи родители приучили их к сравнению, ставя других детей в пример.

Родителям на заметку: «А вот у Машеньки по математике пять, а у тебя почему четыре? » и «У Машеньки по математике пять, а ты отлично сочинения пишешь! » — чувствуете разницу? Это разница между токсичным сравнением и просто сравнением. Токсичное сравнение убивает . Так ребёнок учится не замечать собственную уникальность и жить с оглядкой на других.

  • Негативные установки.

Некоторые верования заставляют нас отказаться от активности, от оптимизма и веры в свои силы. Трудно избавиться от зависти, если в глубине души человек верит в то, что «нечего от жизни хорошего ждать», «жизнь — трудная штука» и «зима близко».

  • Внешний локус контроля.

Это склонность объяснять свои удачи и неудачи влиянием внешних обстоятельств. «Нет успеха не потому, что я мало учился и много ленился, а потому, что Меркурий у меня не в той Венере». Люди с внешним локусом контроля перекладывают на других, на обстоятельства, на судьбу — словом, на кого угодно, лишь бы не на себя. Поэтому завистливые личности так часто обесценивают чужие достижения: им кажется, что другим «просто повезло».

  • Перфекционизм.

Вопреки расхожему мнению, зависть характерна не только для тех, кто мало чего добился. Исследования показывают: есть категория склонных к зависти людей, которые имеют многое. Ведь источник её не в желании обладать чем-то, а в глубоком чувстве собственной неполноценности. Вот от этого и страдают.

Они пытаются отыскать то, чего им не хватает для достижения совершенства. И перфекционист находит чужие успехи, которые в его глазах воспринимаются как свидетельства его «проигрыша». Такие люди уверены: чем больше достигает другой, тем менее значимы его собственные результаты.

  • Враждебность.

Бывают люди, для которых мир — это война. Для них «человек человеку — волк», «кругом враги», «не верь, не бойся, не проси» — ну и так далее. У таких людей трудности с доверием, им тяжело завести настоящих друзей, они не могут позволить себе роскошь искренности и близости. Они склонны к конкуренции и , а на этой почве зёрна зависти прорастают лучше любых сорняков.

Фото: depositphotos.com

Кстати, есть тип людей, для которых зависть является одним из основных чувств. Это нарциссы. Они обладают всеми вышеперечисленными чертами сразу. Есть даже такой термин: «нарциссическая зависть». Особенность её в том, что она ненасыщаема.

Личность нарцисса устроена таким образом, что в глубине души он испытывает колоссальное чувство собственной ничтожности, нелюбимости, обманутости. И всеми силами пытается из этого Ада выбраться. Ему это удаётся на какое-то время, и тогда он чувствует себя на вершине мира. Но сладость победы недолговечна, и нарцисс снова с грохотом проваливается в никчёмность.

Ту же модель он использует и для взаимодействия с другими: они либо идеальны (ненадолго), либо ничтожны. Конкуренция и использование — вот единственно возможные для нарцисса формы отношений с другими. Естественно, что люди с такой структурой личности просто обречены на зависть… и не только испытывать её, но и провоцировать других на то же чувство.



Фото: Depositphotos

Ведь как нарцисс использует других? В качестве зеркала. Чем больше зависти он вызовет, чем больше лайков поставят его фотографиям, тем он прекраснее. Удивительное противоречие нарцисса: он склонен осуждать других, но сам полностью зависит от их мнения. Иначе он потонет в ощущении собственной ничтожности.

Иногда за кознями и гадостями трудно разглядеть, насколько несчастен завистник. Но важно помнить вот что: от большой радости и крайней удовлетворённости собственной жизнью это чувство уж точно не испытывают.

Зависть – это отрицательное чувство досады, которое вызвано чужим успехом, материальными или духовными благами. Этот комплекс ощущений деструктивен, так как приносит желание не развиваться самостоятельно, а лишь обладать чем-то.

Почему возникает

В народе широко используются устойчивые выражения «белая зависть» и «черная зависть». Считается, что белая зависть несет в себе более доброжелательный посыл. Но, по большому счету человек в обоих случаях испытывает чувство раздражения и неудовлетворенности, но в разной степени выраженности.

Зависть в той или иной мере испытывал каждый человек. Причины довольно прозаичные: материальная или бытовая неудовлетворенность, отсутствие личного роста, неудовлетворенность собственной внешностью и многое другое. Так что под желанием обладать чем-то чужим кроется отсутствие удовлетворенности своей собственной жизнью или некоторыми ее аспектами.

Есть версия, что зависть – генетически обусловленное чувство. Сторонники этой теории считают, что именно она стала причиной, по которой наши предки учились самосовершенствоваться. В этом случае зависть сыграла конструктивную роль.

С точки зрения психологии зависть – это сигнал, который означает, что человек не умеет любить и развивать себя. В большинстве случаев такой психологический барьер берет свое начало из детства. Многие родители в процессе воспитания допускают одну очень страшную ошибку: ставят в пример других детей. Многие слышали фразу: «А вот Вася получил за контрольную пять/помогает маме мыть посуду/хорошо кушает». Вариантов много, а суть одна. Ребенок не учится развивать собственные достоинства, а учится жить с оглядкой на чужие успехи.

Такой ребенок вырастает в окружении собственных комплексов. И из-за отсутствия поддержки уже в раннем детстве он не умеет просить ее и получать во взрослой жизни. Самоограничения, неспособность любить и принимать себя со всеми недостатками по прошествии времени только усугубляет ситуацию, а чувство зависти растет и крепнет.

Виды

Зависть очень условно можно разделить на несколько форм:


Феномен палача и жертвы

Психологи считают зависть очень интересным и многогранным чувством. С библейской точки зрения это один из смертных грехов, которому сложно не поддаться.

Интересной особенностью является то, что зависть проявляется только в социуме. Люди могут завидовать только кому-то другому. Во многих случаях ревность замечают все окружающие, но не тот человек, который ее испытывает. В данном случае психологическая защита особенно сильна.

Желание получить что-то чужое часто является дополнительным стимулом для работы над собой или совершения дополнительных усилий. В таком контексте зависть выступает в качестве сильного внутреннего мотиватора. Но здесь и кроется самый большой подвох!

Не всегда то, что есть у других идеально подходит именно нам. Поэтому жажда и стремление добиться чужих успехов частенько тормозит собственное личностное развитие. Да и достижение должности «не хуже, чем у Машки» никогда не принесет столько счастья и радости, сколько осознание собственных успехов.

Выделяют несколько компонентов:

  • Сравнение на социальном уровне. Такое часто можно встретить среди людей, которые обсуждают успехи или приобретения общих знакомых. Чужие достижения примеряются на себя;
  • Осознание чужого превосходства, которое возникает при непосредственной близости субъекта;
  • Возникающее чувство досады или обиды за собственную неудачу на фоне чужого успеха;
  • Неприязнь или даже ненависть к человеку, который достиг большего. Сюда можно внести и желание причинить ему вред и лишить его предмета превосходства.

Степень выраженности зависти во многом зависит от уровня личностного роста человека и его критического отношения не только к своим и чужим успехам, но и собственным порывам.

Как распознать

В большинстве случаев те, кто завидует окружающим, пытаются это скрыть. Но даже самых искусных лжецов могут выдать мимика и жесты. Чаще всего зависть пытаются прикрыть доброжелательностью и фальшивой радостью. Улыбка в этом случае напоминает маску клоуна, когда мимические мышцы рта задействованы, но «лучиков» вокруг глаз не появилось.

Также чрезмерный наклон туловища, скованные движения, нервные движения руками – все это говорит о том, что собеседнику неприятно вести беседу, несмотря на все его ухищрения это скрыть.

Методы борьбы с собой

Зависть – отрицательное чувство, которое способно разрушить хорошие побуждения и стремления человека. Полностью избавиться от этого ощущения будет крайне сложно, так и от любого стереотипа поведения.

В первую очередь необходимо осознать проблему. Психолог поможет найти источник ощущения неудовлетворенности, из-за которого и возникло чувство зависти. Ведь по сути ревность и зависть – это модифицированные проявления собственной неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своей жизнью, глубокое разочарование в себе и достижениях.

Также психологи советуют перестать идентифицировать себя с объектом зависти. Если отстраниться и постараться посмотреть на него со стороны, то можно увидеть и явные недостатки, комплексы, неудовлетворенность собственными успехами и многое другое, что делает общую картинку менее привлекательной.

Стоит научиться критически относиться к своим мыслям и поступкам. Любой порыв, особенно, отрицательный или агрессивный необходимо постараться «разобрать» на более мелкие детали. Это поможет в будущем не завидовать чужим успехам, а стараться развивать себя и достигать собственным высот.

Зависть как качество личности – склонность испытывать неудовлетворенность, горечь и печаль от благополучия и успеха другого, желать воспользоваться чужим счастьем, ощущать, что кто-то другой обделил тебя материальным положением и счастьем.

Жил среди зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Кажется, жить бы ему да радоваться, но… Заяц мучительно завидовал Черепахе. «Вот живёт! Вот живёт! - думал Заяц. - Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги - и уже дома. Да, ещё какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе!..» И всюду-то Заяц поносил Черепаху, и всюду-то её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. - Что с тобой? - спросила Зайца Белочка. - С чего чахнешь? - Из-за проклятой Черепахи, - ответил Заяц. - Просто видеть её не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком… А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Христианство под завистью понимает « печаль души, приходящая от благополучия ближнего. Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая землю и небо. Первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечных мук и страданий». Коран: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколь огонь пожирает сухое древо. Зависть побуждает идти человека на любые средства, для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности». Сура 113-я: «О, Аллах! Защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет».

Главная причина зависти – гордыня. Артист завидует лучшему артисту, врач – врачу, учитель – учителю. Женщина говорит: «У меня хороший муж», и у подруги тут же вспыхивает зависть, если она считает, что сделала неправильный выбор. Единственный способ уберечься от зависти – отстраняться. Заметили что есть зависть, сразу нужно дистанцироваться от этого человека. Зависть разрушает все вокруг здесь, сейчас и на перспективу. Поэтому нужно ее избегать. Она, прежде всего, пожирает завистника, но оказывает негативное влияние и на того, кому завидуют.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, - потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: - Просите у меня каждый, что вам угодно; только знайте, что второй получит вдвое того, что попросит первый. Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец, царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, вместо того, что бы попросить хорошее, сказал: - Государь! Прикажи мне выколоть глаз. Удивлённый царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый ответил: - Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза.

Зависть - страшное зло, полное лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями… От нее страсть к славе и деньгам, от нее властолюбие и гордость.

Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии.

Зависть – это конфликт двух ложных эго. Когда человеком верховодит эгоизм и корысть, он, преследуя свои интересы, всегда будет сталкиваться с интересами окружающих, и не факт, что их направленность будет совпадать. Скорее наоборот – его намерения и желания будут конкурировать с желаниями других. Словом, когда в клубке драчливой жадности схлестываются два эго, выбирается в жизнь потрепанная зависть, преисполненная вожделения, злорадства, критиканства, досады и неудовлетворенности. Жить для себя – означает, мешать другим жить для себя. Отсюда зависть, а за нею злоба и ненависть. Дон Кихот говорил своему верному оруженосцу Санчо Пансо: «О зависть, корень неисчислимых зол, червь, подтачивающий добродетель! Всякий порок, Санчо, таит в себе особое наслаждение, но зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы». С какого боку к зависти не подходи, всюду эгоизм и корысть. Стан Янковский пошутил: «Зависть - это такое особое чувство справедливости. Бывает двух видов: корыстная и бескорыстная. Корыстная - «Хочу, чтобы и у меня это было!», бескорыстная - «Хочу, чтобы и у него этого не было!»

Зависть – бешеная собака, кусающая судьбу человека. «Никакая ненависть не бывает столь непримиримой, как зависть: вот почему мы не должны стремиться к ее возбуждению в других, — писал Артур Шопенгауэр, — напротив, мы лучше бы сделали, если бы отказались от этого удовольствия, как и от некоторых иных, из-за их опасных последствий». Зависть меняет направление жизни, она работает на будущее. Завистники злорадно утверждают, что все одним миром мазаны, что зависть – врожденное человеческое качество и что от него ни спрятаться, ни скрыться. Придется их разочаровать. Человек, выдавивший из себя гордыню, особенно в таких ее формах проявления как спесивость, хвастовство и критиканство, становится счастливым обладателем чистого от зависти сердца. Посудите сами, если человек не выпячивает, не хвастается своими успехами и достижениями и выкинул из своего речевого общения малейшие намеки на критику, это означает только одно – в нём отсутствует зависть. Но, как писал Марк Твен: «Не многие из нас могут вынести счастье - имеется в виду, счастье ближнего».

Павел Первый повелел, чтобы Суворову отдавались военные почести подобно особе государя, и даже в его, императора, присутствии. Возведя Суворова в звание генералиссимуса российских войск, император писал ему в своем рескрипте: «Побеждая повсюду врагов отечества, недоставало вам еще одного рода славы — преодолеть и самую природу. Но вы одержали и над нею верх. Поразив еще раз злодеев веры, вы попрали вместе с ними козни сообщников их, злобой и завистью против вас вооруженных. Ныне награждаю вас по мере признательности моей и, ставя на высшую степень, чести и геройству предоставленную, уверен, что возвожу на оную знаменитейшего полководца сего и других веков». По получении высочайшего рескрипта Суворов воскликнул: — Помилуй Бог, велика милость, велик чин: он меня придавит!.. Недолго мне жить! Так и вышло. Недаром Суворов уверял, что раны, полученные им от придворных завистников, оказались тяжелее, чем полученные на поле боя.

Смерть – это контролер зависти. Завистник вызывает смерть на себя. Зависть – это высшая форма проявления насилия относительно другого человека. Завистника раздражает близость с более счастливым, преуспевающим и удовлетворенным человеком. Например, у начальника плохое настроение, а у подчиненных, хоть они и пытаются это скрыть, отличное настроение. Как это так? Надо им сузить улыбки, наложить скорбные морщины. Насилие проявляется через зависть: «Вы сначала создайте у меня хорошее настроение, а потом радуйтесь сами». У одного бизнесмена был жизнерадостный водитель. Казалось, чему радоваться: квартиры нет, будущее неопределенно, семья отсутствует, годы к пенсии, а он улыбается и счастлив безмерно. А бизнесмен уже не радуется деньгам, ибо измотали проверки всех инстанций, нервы на пределе, и он мысленно завидует своему водителю, хочет хоть денек побыть в «его шкуре» — ни о чем не волноваться и ни за что не переживать.

Есть такая притча.

Святой и проститутка жили напротив друг друга. Оба они умерли в один день. Душа проститутки, однако, попала на небеса, а душу святого привели в ад. Посланцы, которые пришли их проводить, были очень озадачены. Они всё время спрашивали друг друга: - Что случилось? Какая-то ошибка? Почему мы ведём святого в ад? Разве он не был святым? Самый мудрый из них сказал: - Он действительно был святым, но завидовал проститутке. Он всё время думал о вечеринках и удовольствиях, которые происходили в её доме. Отголоски музыки, доносившиеся до его дома, волновали его до глубины души. Ни один поклонник проститутки, сидя рядом с нею, не был так тронут, как он, слушая звуки, доносящиеся из её жилища, звуки колокольчиков, которые она носила на щиколотках. Всё его внимание постоянно было сосредоточено на её доме. Даже поклоняясь Богу, ушами он был обращён к звукам, доносящимся из её дома.

А проститутка? - Ползая в луже страдания, она всегда гадала, что за неведомое блаженство испытывает святой. Каждый раз, видя, как он несёт цветы для утреннего поклонения, она думала: «Когда я буду достойной того, чтобы принести в храм цветы поклонения? Я так нечиста, что не могу даже набраться храбрости войти в храм». Проститутка часто бывала зачарована запахом благовоний, сиянием светильников, звуками поклонения и некоей медитации, в которую никогда не мог войти святой. Проститутка всегда жаждала жизни святого, а святой всегда жаждал удовольствий проститутки. Их интересы и подходы, полностью противоположные друг другу, совершенно изменили их судьбу.

Как обстоят дела с завистью у благостных людей? Благостная личность, заметив в поведении окружающих что-то неправильное, подавляет в себе желание критики и, тем самым, достигает независтливости. Когда она встречает достойного человека, то старается перенять у него достоинства, мастерство, навыки и не желает, чтобы он их лишился. По существу, это тоже зависть, но, как говорят, белая благостная зависть. Завидуя благости и копируя ее, сам станешь добродетелью. Независтливость в страсти избирательна и условна, она не завидует лишь своим близким людям, но завидует всем остальным. Иными словами, занимается самообманом и самооправданием. Невежественный человек может проявлять независтливость в силу того, что не знает вкуса счастья от благостной жизни. Наркоман и алкоголик не могут завидовать музыковеду, занимающемуся творчеством Гайдна. Они в этом ничего не соображают.

К примеру, сосед купил новую машину, а у завистника на сердце тревога и печаль. Ему становится невыносимо жить, дышать трудно, ведь душит Жаба. Зависть – это нежелание жить собственной жизнью. От зависти не полнеют, а лопаются. Чувства завистника ощущает на тонком плане владелец «Мерседеса». Для ложного эго не существует расстояний. Вы можете позавидовать родственнику или приятелю, находящемуся на другом конце Земли, и его ложное эго в долю секунды почувствует зависть. Ложное эго соседа встрепенется от полученного сигнала зависти, и он начнет испытывать к вам неприязнь. Вы ни единого плохого слова не сказали о нем, но, тем не менее, ваши отношения испорчены атакой зависти. Два эго начали взаимодействовать, соединив в клубок взаимное недовольство. Потом ложное эго одного начинают тянуть ложное эго другого. Взаимодействие двух ложных эго и есть зависть. Словом, зависть не нуждается в прямых контактах, драках, скандалах и оскорблениях. Достаточно плохо подумать или выразиться об объекте зависти, и она выскакивает, как черт из табакерки.

Завистника трясет, и он жалуется другому соседу: «Мало того, что купил, негодяй, неизвестно на какие деньги машину, так еще и ставит ее около подъезда. Не пройти, не проехать». – «Так у тебя ж машины нет, — говорит сосед, чем она тебе мешает?» — «А у меня, как ее увижу, настроение на целый день пропадает. Повеситься хочется. Почему одним все, а другие постоянно мимо кассы? Как в машину сел, так уж и не здоровается, за человека не считает». Так действует зависть, разрушая человека и причиняя ему сильные страдания.

Досада и печаль возникают только от своей зависти. Демокрит говорил: «Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу». Если в человеке нет зависти, чужая зависть ему не страшна. В адском котле зависти варится непосредственно ее родоначальник. Единственный разумный способ преодолеть зависть – это творить добро относительно человека, которому завидуешь, изо всех сил желать ему счастья. Пытаться делать вид на Мадрид, что ничего не происходит – значит, поощрять дальнейший рост зависти.

Зависть не принимает обвинений в свой адрес, она всегда и во всем права. Переубедить ее – мартышкин труд. В народе говорят: «Свои собаки дерутся – чужая не подходи». Когда двое конфликтуют, выясняя кто из них прав, третий человек не должен занимать чью-либо сторону, даже если он прав. Дело в том, что у обделенного тут же появится зависть относительно того, кто встал на другую сторону. Возникает парадокс: они поругались и разбежались, а тот, кто занял сторону другого получает жирный минус и не будет прощен никогда. Зависть к нему засядет, как заноза, в сердце обиженного человека.

Завистливый человек любит сравнивать себя, свое материальное благополучие с другими людьми. Сравнение стало для него привычкой. Поскольку под «облако» сравнения попадают более успешные, но еще совсем недавно находившиеся на одном уровне с завистником, люди, то легко догадаться, каким будет накал недовольства собой. Завистнику следовало бы сравнивать свое нынешнее состояние с прежним, тогда б не было никакой зависти. Права и мудра африканская пословица: «Лекарство для завистников – пустыня».

У Сергея Михалкова есть басня «Завистливый больной», раскрывающая абсурдную суть зависти: «Приятелю привет! И ты, брат, на леченье?» «Эх, лучше бы меня не спрашивал, Бобров! Тут я к себе узнал такое отношенье, Что, видно, мне придётся заявленье Строчить на здешних докторов! Одним больным - пилюли и микстуры, Другим - и порошки, и грязи на живот, И гальванические утром процедуры, То ванны, то массаж, то на голову лёд, Им специальная диета, И более того: их водят на укол! А мне, поверишь ли, прописан общий стол, Побольше двигаться и не курить при этом. И больше ни-че-го! Здесь явный произвол!…»
Ей-ей, такие есть, что завистью исходят. Когда при них другим зонды и шприцы вводят».

Зависть к больным это еще что:

По кладбищу, где испокон веков
Железный мир крестов, надгробий и венков
С живою зеленью бок о бок размещался,
Приезжий человек ходил и возмущался:
«Какая благодать! Порядок здесь какой!
Благоустройство! Тишина! Покой!
Что за часовенки! Каким плющом увиты!
Какие мраморные плиты!
Вот ведь живут! Куда ни посмотри:
Здесь - два венка, а там - их целых три!»

Тот человек, что завистью томим,
Завидует и мёртвым, как живым!

Петр Ковалев

Что такое зависть? Каковы причины зависти и откуда она берется? Чем она может быть опасна? В этой статье вы найдете пусть и не исчерпывающие, но зато достаточно подробные ответы на все эти вопросы.

Зависть – это чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом и превосходством другого человека. Завистник видит объект своей зависти победителем, а себя проигравшим, и в этот момент никакие разумные доводы на него не действуют, его охватывают негативные эмоции.

Зависть плохое чувство , она способна превратить чужой успех в чувство собственной неполноценности, чужую радость в собственное недовольство и досаду. Зависть заставляет человека испытывать целый букет негативных эмоций – обиду, недоброжелательность, злобу, агрессию. Правда бывает и «белая» зависть, когда все-таки преобладает чувство радости за чужие успехи, хотя некоторые считают что это и не зависть вовсе, а искреннее восхищение.

Библия тоже не подразделяет зависть на «белую» и «черную», причисляя ее к смертным грехам. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего,ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего .» Библия, Ветхий Завет, «Исход» 20:17. Если обратиться к другим священным писаниям, например к «Десяти заповедям» Моисея и к посланию апостола Павла к Галатам, можно понять, что зависть заключается в желании человека обладать тем, что ему не принадлежит. Это могут быть как материальные блага, так и нематериальные ценности (красота, сила, власть, успех, добродетель и т.д.). По мнению церковных служителей, в соответствии со своими замыслами Бог дает каждому человеку то, что ему нужно. Желание же иметь то, чем ты обделен, то, что есть у другого человека, противоречит замыслам и планам Всевышнего.

Но с другой стороны быть может все-таки не стоит так категорично и однобоко смотреть на это проявление человеческих чувств, ведь развитие человечества во многом обязано именно зависти. Зависть людей к птицам подвигла к созданию летательных аппаратов, а быть может именно зависть к подводным обитателям морских глубин, послужила толчком к разработке акваланга. В науке, искусстве, спорте человеческая зависть всегда была стимулом к прогрессу, и, возможно, что без нее мы так и остались бы племенем волосатых приматов.

Откуда возникает чувство зависти

Версий возникновения зависти существует несколько. По одной из них, зависть это врожденное чувство, заложенное в нас на генетическом уровне (как и лень), доставшееся нам в процессе эволюции от предков. Приверженцы данной теории полагают, что зависть людей в первобытном обществе толкала их на самосовершенствование. К примеру, менее успешный охотник, испытывая чувство зависти к другому добытчику, успешному, старался смастерить себе более совершенное оружие (лук, стрелы, копье), придумать более хитрый план как заманить мамонта в капкан, и в конце концов ему это удавалось и он приходил с охоты победителем. Ну, или например древняя женщина (не в смысле старая), завидуя своей сопернице и ее успеху у мужчин, старалась быть с противоположным полом ласковее и учтивее, стала украшать себя, причесываться и в итоге заполучила того кто ей нравился. Женская зависть здесь стала толчком к действию.

Передача «гена зависти» своим потомкам - в общем логичная и интересная теория, но на мой взгляд она описывает лишь конструктивную, «белую зависть» и забывает о «черной зависти», которая как червяк живущая внутри человека пожирает его изнутри, заставляет его желать «счастливчику» несчастий и бедствий, и уж ни как не способствует самосовершенствованию и доброму духу соперничества . В связи с тем, что эта гипотеза возникновения у человека чувства зависти не выдерживает критики, более распространенной является теория, по которой проявление зависти у человека возникает в процессе социальной жизни.

Согласно данной точки зрения, зависть это последствие неправильных подходов воспитания ребенка. Когда родители начинают в поучительных целях сравнивать свое чадо с другими детьми, более «успешными» (послушными, воспитанными, умными, смелыми и т.д.), да так, чтоб их ребенок все слыша, они сеют в нем зерно зависти, из которого в дальнейшем и вырастают соответствующие плоды.

Если не вникать во все научные и около научные предположения о причинах завести, то можно с легкостью сказать, что они достаточно просты и лежат на поверхности. Причина зависти – это неудовлетворенность и потребность в чем-либо. Кому-то не хватает денег, и он черной завистью завидует более богатому, кого-то не устраивает собственный внешний вид и он готов проклинать более в его понимании красивого (стройного, высокого и т.п.), тот, кто нуждается в популярности и видит ее у своего коллеги, готов от чувства зависти и от досады сделать ему какую ни будь пакость. Все просто если человек испытывает в чем то нужду, смотря на более успешного, он начинает испытывать зависть. Ведь не станет человек с отменным здоровьем завидовать физическому состоянию больного, ну или человек ценящий свободу положению заключенного.

Зависть – это всегда сопоставление - других с собой, себя с другими. Завидовать – это значит постоянно жить в сложной системе отождествления и сравнения. «Лучше - хуже» - главный критерий сравнения. Завистник, сравнивая себя с кем-то, приходит к мнению, что он хуже другого. На самом деле эти два понятия не существуют сами по себе, они живут в наших головах.

Причина зависти еще и в том, что себя мы видим круглосуточно, а тех, кому завидуем - лишь мгновение. Вот и сталкиваются в противоречии: яркие вспышки чужой жизни и линия собственной жизни, видимой нами полностью; сантиметры чужих событий, подготовленных для обозрения и многокилометровые ленты нашей собственной судьбы. А дай нам возможность примерить на себя их шкуру, кто знает, чего в своей жизни нам придется потерять, какие ее значимые плюсы…

Почему нельзя завидовать или чем опасна зависть

Зависть – это отрицательная эмоция, она как и все другие негативные переживания наносит вред здоровью человека. Зависть, активируя нервную систему повышает артериальное давление, учащает пульс, способствует возникновению мышечных зажимов, нарушает работу пищеварительной системы. Зависть плохое чувство, так что прежде чем кому-либо завидовать, задайте себе вопрос: «Разве я хочу навредить своему здоровью ?».

Зависть разъедает не только тело, но и душу, если вы ощущали чувство зависти, то наверняка помните, как были несчастны. Своими мыслями и делами завистник может свести на нет все свои благие деяния, совершенные им в течение жизни.

Зависть транслирует в подсознание человека негативную программу: «Почему все так плохо в моей жизни, почему у других есть, а у меня нету ?!». Подсознание принимает эту команду (сила мысли начинает действовать): «У меня мало, у меня нет, у меня ничего нет» и, незамедлительно ее исполняет – «Нет, и не будет!». Так что, пока человек испытывает зависть к чужим материальным и нематериальным богатствам, у него нет шансов получить то, что он хочет.

Как энергетический вампир зависть заставляет людей растрачивать свои силы и энергию на постоянное отслеживание чужих успехов и удач.

Зависть опасна еще и тем, что порой она не ограничивается просто негативными эмоциями и злыми пожеланиями, а понуждает переходить к активным действиям, когда завистник начинает сплетничать и злословить, строить козни, а порой даже применяет физическую силу. Чем это может закончиться, можно понять, вспомнив историю Моцарта и Сальери.

Прискорбно, но обычно людей даже не интересует вопрос, о том, как избавиться от зависти и перестать завидовать , а ведь тем самым, они держат внутри себя постоянно действующий источник отрицательных эмоций, который не дает им чувствовать себя по-настоящему счастливыми.

Свойства и особенности чувства зависти

острее и ярче выражена в тех случаях, когда социальная дистанция между объектом зависти и завистником незначительна. Если между людьми существует большое различие в возрасте или статусе, то чувство зависти возникает редко. Более вероятно, что человек станет завидовать своему знакомому (другу, приятелю, коллеге по работе, соседу и т.д.) купившему новый автомобиль, нежели Олегу Дерипаске который приобрел очередную виллу на лазурном берегу.

Зависть присуща разным людям независимо от их национальности, характера, темперамента и пола. НО! Как стало ясно после ряда проведенных социологических исследований, зависть имеет свойство ослабевать с возрастом. Начиная с 60 лет, ее уровень заметно снижается, и наоборот те, кто входит в категорию от 18 до 25, испытываю ее острее. Все логично, молодым подавай все и сразу, и они не задумываются, каким трудом и какими жертвами зарабатываются состояния, им гораздо проще полагать, что богатство упало на человека с неба, отсюда и чувство зависти. А старые люди с одной стороны опытнее, мудрее и многое понимают, с другой же в силу возраста им много и не надо.

С латыни зависть (livor) переводится как «синева». Не зря же в народе говорят «посинел от зависти». В Китае завистника определяют по глазам, а зависть называют «болезнью красных глаз».

Кстати, слова «ненависть» и «зависть» отличаются только приставками. Можно перефразировать известную поговорку, и получиться - «От зависти до ненависти один шаг».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...