Что является главной особенностью былин. Былины

По своему характеру былины подразделяются на героические, основная тема которых -- борьба с внешним врагом и защита Руси, и новеллистические, описывающие главным образом общественный и семейный быт средневекового Русского государства.

В силу того, что основные удары врага приходились на южнорусские княжества и на северо-восточную Русь, героические темы богатырских былин, рассказывающих о защите родины от врага, сосредоточиваются вокруг Киева. Это так называемый киевский цикл былин.

К киевскому циклу былин, главными героями которого являются Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, примыкают галицко-волынские былины. Отличие галицко- волынских былин от киевских заключается в том, что они обычно рассказывают о борьбе с врагом, нападавшим с запада (см. былины о князе Романе).

Новеллистические былины, как правило, говорят о жизни Новгорода и его людей. Своеобразие новгородских былин обусловлено историческими судьбами Новгорода. Известно, что Новгород и новгородская земля были поставлены в особое положение в отношении татарского ига. Новгородские земли, особенно окраинные земли русского Севера, в меньшей мере страдали от татарского ига. Вполне понятно, что тема семейного и общественного быта для новгородских земель была обычной и в пору нашествия татар. Наиболее известны былины новгородского цикла о Садко и о Василии Буслаеве.

С точки зрения содержания и жанровых особенностей былины могут быть разбиты на ряд видовых групп:

  • 1. Большую группу составляют героические или богатырские былины. Все эти былины посвящены теме защиты Родины, в них повествуется о подвигах героев-богатырей. (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Василия Игнатьева, Михаила Даниловича, Сухмана, Василия Каземировича, Святогора и других.).
  • 2. Другую группу составляют былины-новеллы (социально-бытовые), повествующие обычно о бытовой и общественной жизни народа (былины о Садко, Василии Буслаеве, Дюке Степановиче, Соловье Будимировиче и т.д.).
  • 3. Особую группу составляют былины-баллады, в которых явления общественной жизни или исторические события даны в форме драматических происшествий в личной жизни людей («Князь Роман жену терял», «Князь Дмитрий и его невеста Домна», «Василия и Софья» и др.).
  • 4. К немногочисленной группе относятся былины волшебно-сказачного содержания («Подсолнечное царство», «Ванька Удовкин и сын», «Нерассказанный сон», «Ждан - царевич», «Купеческая дочь и царь»).
  • 5. Ещё одну немногочисленную группу составляют былины, возникшие на основе преданий и исторических песен о событиях XVI-XVII веков («Рахта Рагнозерский», «Бутман и царь Пётр Алексеевич», и другие).
  • 6. Шестую группу составляют былины пародийного характера. В этих былинах в парадийно-шуточной форме высмеиваются люди, совершающие далеко не героические дела («Агафонушка», «Старина о льдине»).

Таким образом, былины- это особый вид русских народных эпических песен исторического содержания о защите Древней Руси и о социально-бытовой жизни нашего народа.

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник. Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход - это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки - «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т. д.) . Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря.

В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места - это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места - устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А. П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя» .

Былина представляет собой фольклорно-эпическую песню, написанную тоническим стихом. Каждое произведение состоит из запева, зачина и концовки. Первая часть былины редко связывалась с основным сюжетом, в основном вступление писалось для привлечения внимания. Зачин – это основное событие, которому посвящена былина. Концовка – последняя часть былины, в которой, как правило, торжественный пир, посвященный победе над врагами.

Существует несколько видов напевов былин – строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный.

Каждое сказание отличалось патриотическим характером, сюжеты ее всегда были хвалебными и повествовали о непобедимости Руси, достоинствах князя и отважных защитников, которые незамедлительно приходили на помощь, если населению угрожала беда. Сам термин «былина» стал употребляться только с 1830-х годов, ввел его ученый Иван Сахаров. Настоящее название песен о богатырях – «старины».

Главными героями в были могучие богатыри. Персонажи были наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь, даже в одиночку, мог справиться с любым . Основной задачей этих персонажей является защита Руси от посягательств врагов.

Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич и Владимир Красное Солнышко – эти можно встретить практически в каждом сказании. Князь Владимир являлся правителем русских земель, а богатыри – надеждой и защитой русского народа.

Авторы былин

Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению, что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад. В Википедии, например, можно изучить несколько разных теорий и факты, которые выявили ученые.

Преобладающее число былин было записано учеными-собирателями со слов жителей определенных местностей. Всего насчитывается около сорока сюжетов сказаний, но количество текстов уже достигает полутора тысяч экземпляров. Каждая былина представляет собой особую ценность для русской культуры, народного , а также для и фольклористов.

Сказителями могли быть люди разных профессий, поэтому в текстах они упоминали более понятные и близкие им сравнения. По словам рассказчика-портного, например, отрубленная голова сравнивалась с пуговицей.

Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ, а тексты песен передавались из поколения в поколение. Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями». Такой был обладать особенными качествами. Дело в том, что былин никогда не заучивался сказителями наизусть, поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.

Мельникова Кристина, Артамонова Ольга (7 класс)

Народная культура, называемая также традиционной до сих пор живет в русской глубинке.

Почему русская традиционная культура смогла перешагнуть порог третьего тысячелетия? Не доказывает ли это огромную важность хранимых народной культурой знаний о мире, следствием чего является высокая степень устойчивости народных традиций. Именно в традиционной культуре специалисты разных областей знания до сих пор ищут пути воссоздания целостного представления о вселенной и человеке, восстановления гармоничных отношений между людьми и природой, а также достижения душевного равновесия в современном обществе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Сюжеты русских былин в различных видах искусства»

Артамонова Ольга

Актуальность темы

В этом учебном году на уроках истории мы разговаривали о былинах. Мы познакомились с основными сюжетами былин, с героями русского эпоса. Нам стало интересно больше узнать о былинах, о главных героях былин – богатырях и посмотреть как проявились былинные сюжеты в различных видах искусства.

Цель работы:

  1. выявить, каким образом, русские былины нашли свое отражение в различных видах искусства

Задачи:

  1. проанализировать имеющиеся теоретические источники о былинах,
  2. обобщить результаты работы;
  3. собрать, полученные данные, в единое целое.

Методы исследования:

  1. анализ теоретических источников;
  2. метод систематизации;
  3. социальные интервью;
  4. метод обобщение полученных данных.

Введение

Народная культура, называемая также традиционной до сих пор живет в русской глубинке.

Почему русская традиционная культура смогла перешагнуть порог третьего тысячелетия? Не доказывает ли это огромную важность хранимых народной культурой знаний о мире, следствием чего является высокая степень устойчивости народных традиций. Именно в традиционной культуре специалисты разных областей знания до сих пор ищут пути воссоздания целостного представления о вселенной и человеке, восстановления гармоничных отношений между людьми и природой, а также достижения душевного равновесия в современном обществе.

  1. Из истории возникновения эпоса

Все формы и тексты устного предания называются эпосом. Однако в разных культурах, у разных народов значение этого понятия различно. Считается, что мифологический эпос соответствует эпохе племенных отношений; героический эпос складывается на стадии развития ранних государств. В русской традиционной культуре и фольклоре это классический героический эпос - былины.

Среди разнообразных эпических песен и сказов в творчестве многих народов особое место занимают легендарные героические повествования о далеком историческом прошлом, действующими лицами которых являются герои - богатыри, носители лучших черт народа. В сокровищницу мировой литературы вошли древнегреческие поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”, русские былины, скандинавские саги. По глубине идейного содержания, красоте и художественной силе образов русские былины занимают среди народных эпических созданий мировой литературы одно из выдающихся мест.

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863). В н ароде былины называли «старинками» или “старинами”, то есть песнями о старине.

Былины - эпический жанр русского музыкально - поэтического фольклора. Согласно общепринятой типологии, былины относятся к героическому эпосу, они отражают в художественных обобщениях историческую действительность и исторические идеалы народа.

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев).
Множество былин посвящены патриотическим подвигам героев, национально - освободительной борьбе. Не случайно эти былины называют героическими или богатырскими. Примером таких былин являются: “Добрыня и Змей”, “Алеша Попович и Тугарин Змей”. “Илья Муромец и Калин - царь”.

Многочисленные былины посвящены общественной жизни страны, наполненной различными событиями. Обычно их называют социально - бытовыми. Это такие былины, как: “Женитьба князя Владимира”, “Садко”.

2.Основные былинные герои

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.
Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).
Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.
Илья Муромец , несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.
Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры.
Негладко складываются его отношения с князем Владимиром. Мужицкий герой не встречает должного уважения при дворе князя, его обходят дарами, не сажают на почетное место в пиру. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет и обречен на голодную смерть. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь.
Добрыня Никитич – популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка, Добрыня и Алеша.
Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин, Алеша Попович и сестра Петровичей.
Садко также является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.
Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В.Я.Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.

3. Исторические этапы развития былины

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. Несомненно одно – просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.
Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. Наиболее актуальной в этот период становится тема борьбы русского народа с кочевниками, совершавшими набеги на Киевскую Русь, а позднее с ордынскими захватчиками. Былины начинают группироваться вокруг сюжета защиты и освобождения Родины, ярко окрашены патриотическими чувствами. Народная память сохранила только одно наименование для врага-кочевника – татарин, но исследователи находят среди имен героев былин имена не только татарских, но и половецких военачальников. В былинах заметно стремление поднять народный дух, выразить любовь к родной стране и яростную ненависть к иноземным захватчикам, восхваляются подвиги могучих и непобедимых народных героев-богатырей. В это время становятся популярными образы Ильи Муромца, Дунай-свата, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Василия Каземировича, Михайло Даниловича и многих других героев.
С образованием Московского государства, начиная с 16 в., героические былины постепенно отходят на второй план, более актуальными становятся скоморошины (Вавила и скоморохи, Птицы) и сатирические былины с их острыми социальными конфликтами. В них описываются подвиги богатырей в мирной жизни, главные герои противостоят князьям и боярам, а задача их сводится к защите собственной семьи и чести (Сухман, Данило Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр – исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 по 19 вв., здесь отсутствуют вымысел и преувеличение, характерные для былин, а в сражениях героями могут выступать сразу несколько человек или целое войско.
В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением. Тогда же появляются первые письменные пересказы былинных текстов.
К концу 19 века былины почти исчезли и сохранились лишь на севере нашей страны, в селениях, расположенных вокруг Онежского озера, на побережья Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и Печоре. В этих местах были записаны лучшие, наиболее художественные тексты былин. Многие былины были сложены в землях Новгородской Руси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси (Киевском, Галицко - Валынском), некоторые же созданы в центральных землях - в Ростово - Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах.

4.Музыкальная сторона былин. Певцы - сказители

Былина - песенное произведение, она обладает стихотворным размером, музыкальной интонацией, ритмом. В момент исполнения сказитель часто пользуется такими словами и частицами, которые для раскрытия содержания не нужны (различного рода частицы ай, де, ко и т. д.). Однако, для того чтобы понять художественную ценность былин, необходимо воспринимать их так, как они исполняются по музыкально - поэтическому напеву.

Всякое повторение, каждое восклицание наполняется в речи сказителя музыкальным содержанием и приобретает особый смысл. Повторяющиеся предлоги, союзы и даже целые стиховые строчки, эпически длительно растягивают содержание сюжета “до бесконечности”.

Напев былины, как и действие сюжета, имеет медленный, монотонный характер, с заметным различием декламационной эпико - драматической речи. Медлительность рассказа вызвана приподнятостью тона сказителя, а также импровизационностью повествования. В процессе исполнения текст варьируется.

Для северных былин характерны: преимущественно сольное, одиночное пение; речитативно - декламационный распев; импровизационно - варьированный повтор мотивов; детализированность сюжета; ограниченность напевов - формул, исполняющих на разные сюжеты.

Слушая былину в исполнении талантливого сказителя, можно пережить всю полноту производимого ею эмоционального впечатления.

Певцов - исполнителей былин, обычно называют сказителями. Сказители, перенимая былину от своих предшественников, старались в процессе пения лишь “понять” былину, то есть перенять ее, запомнить основные эпизоды, их последовательность, а главное - вникнуть в характер образов.

Русские былины сказитель поет, точнее - сказывает, торжественным, мерным речитативом. Когда сказитель, умело выделяя интонациями главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей.

Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому былины сохранились и дожили до наших дней.

Былины представляют собой результат сложного процесса, когда к исторической основе добавлялись фантастические сюжеты. Певцы - сказители не просто поэтически создавали повествовательный сюжет, а переосмысливали текст к определенным историческим событиям. Эти рассказы переходили из поколения в поколение, подвергаясь разнообразным влияниям.

Традиция эпического профессионального исполнительства идет от образа легендарного певца - сказителя Баяна - музыканта, который являлся хранителем исторических и родовых традиций. Его образ ярко запечатлен в древнем сказании “Слово о полку Игореве”:

У Баяна вещего бывало

Если петь он начинал и коле,

Мысль как серый волк в степи, бежала,

Поднималась к облакам орлом…

Но не десять соколов взлетали,

А Баян персты на струны клал,

И живые струны рокотали

Славу тем, кто не искал похвал.

(пер. Н. Рыленкова)

Былины талантливых сказителей отличаются высоким идейным содержанием и совершенством художественной формы.

Выдающиеся мастера - сказители пользовались у народа всеобщим почетом и признанием. Исполнительское творчество певцов - сказителей способствовало живому бытованию героического эпоса, что имело общекультурное значение для развития последующего русского искусства.

5. Былины в классическом искусстве, в творчестве русских композиторов

Былины, созданные в далеком прошлом, сохраняли и продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни нашего народа.

Воплотив в себе величие национального характера народа, они являются одним из средств передачи лучших патриотических традиций прошлого от одного поколения к другому.

По своей художественной силе былины могут быть поставлены в один ряд с величайшими шедеврами словесного искусства.

Увлечение национальными русскими традициями было характерно для русской интеллигенции 19 века.

Многие увлекались собиранием и изучением русских народных песен, в том числе былин, пословиц, поговорок, музыкального фольклора. В науке, литературе, изобразительном искусстве раскрывались “удивительнейшие сокровища древнерусского художественного мира, красота и величие духовных сил народа…”. Любовь к родной старине, к жизни, чувствам и воззрениям народа захватывала широкие общественные круги.

Большое воздействие оказали былины на нашу художественную литературу. Писатели 18 века обращались к жанру былин: пьеса Г.Р.Державина “Добрыня”, волшебная опера И.А.Крылова “Илья - богатырь”, поэма Н.М.Карамзина “Илья Муромец” и другие произведения, созданы на основе использования русского былинного эпоса.

С 19 века начинается более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. В.А.Жуковский пишет комическую оперу “Алеша Попович”. Образ Руслана в поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” навеян персонажами русских богатырей. “Песня про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова - поэтическая обработка народного эпоса, передается в исторической песне о шурине Ивана Грозного. Интересовался былинами и обрабатывал их Л.Н.Толстой. Число примеров воздействия былин на русскую художественную литературу можно многократно продолжить.

Особое место былины заняли в киноискусстве. Образ Василия Буслаева в картине “Александр Невский” создан на основе былинного богатыря. Кинокартины “Садко”, “Илья Муромец”, “Князь Владимир” и другие посвящены ратным подвигам русских богатырей в защите своей родины.

Вдохновляли былины и многих русских композиторов 19 века, достаточно вспомнить произведения, где использовался подлинный музыкальный эпос былин. К ним относятся оперы: “Садко” Н.А.Римского – Корсакова.

Вот, что написал об опере «Садко» композитор Римский-Корсаков: “Многие речи заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний».

Садко - богатырь, который стремится к достижению цели - побывать в далеких странах, прославить по всей земле Великий Новгород:

В славном в Нове - граде

Как был Садко - купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчаты;

По пирам ходил - играл Садко.

Садко с помощью искусства - пения и игры на гуслях - очаровывает Морскую царевну, которая помогает ему выиграть заклад. Ради служения родной земле Садко своим музыкальным дарованием покоряет морское царство и возвращается в торговый город Новгород.

Композитор долго изучал различные варианты былин о новгородском гусляре и мореплавателе Садко.

Очень популярным в былинах является образ богатыря-пахаря. Микула Селянинович - пахарь. Микула обладал недюжинной силой. В эпизоде с сохой напрасны усилия десяти дружинников, чтобы вытащить ее из земли; зато сам Микула легко, одной рукой поднимал свою сошку и бросал за ракитов куст. В сцене состязания боевой конь князя Вольги не в силах угнаться за рабочей кобылой пахаря Микулы. Через облик простого креятьянина, готового для защиты своей страны к подвигу передается твердость духа русского народа, стремление к нравственным идеалам. Знамениты композитор М.П.Мусоргский писал: ”Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеею”.

6. Образ богатырей в живописи

Русских художников вдохновляло могущество богатырей. В их картинах изумительно точно передана величавая героика древних былин, богатырство, как национальный образ и идея.

Русский художник В.М.Васнецов (1848 - 1926) обратился к сюжету былин в своем творчестве. В 1898 г. он написал картину “Богатыри”, которая, по словам знаменитого певца Ф.И.Шаляпина, “воскресила самую атмосферу Древней Руси”.

Художник, прожив детство в селе Рябово - Вятской губернии, много общался с бродячими музыкантами, странниками, которые посещали их дом, где вели неторопливые рассказы о своих путешествиях. Васнецов писал: “Думаю, не ошибусь, когда скажу, что повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа”.

На картине Васнецова богатырь Илья Муромец - народное воплощение русского характера, героизма, самоотверженности. В 12 веке в селе Карачарове под Муромом (пограничной крепостью), по преданию, жил крестьянин, который обладал могучей силой, добротой и справедливостью. Впоследствии его подвиги по защите рубежей Древней Руси получили былинную славу:

Я иду служить за веру христианскую,

И за землю Российскую,

Да за стольный Киев - град,

За вдов, за сирот, за бедных людей…

За самоотверженное служение Родине и русскому народу он был причислен церковью и лику святых, канонизация состоялась в 16 веке.

Имя русского богатыря связывалось с могуществом, независимостью нашей родины, справедливостью в борьбе с иноземными захватчиками. В городе Муроме стоит памятник - постамент - броненосец “Илья Муромец” - получивший название в честь богатыря и защищавший в годы Великой Отечественной Войны нашу страну от фашизма.

На картине художника Васнецова рядом с Ильей Муромцем изображен Добрыня Никитич, верный товарищ и “крестовый брат”. Он также наделен необычайной силой, меткостью стрельбы. В тоже время он прекрасно играет в шахматы и на гуслях - древнейшем народном инструменте.

В Орде, куда богатырь Добрыня Никитич едет платить дань, он выиграл в шахматы золотую казну хана Ботияра и отыграл у него своего “коня доброго”. В стрельбе из лука Добрыня состязается с ханом Ботияром и побеждает его. Он оказался более метким стрелком, хотя задание было не простое: попасть с большого расстояния через кольцо в лезвие ножа так, чтобы стрела раскололась на две части.

Богатырь защищает правду и поэтому ненавидит притворство, хитрость и ложь. Исследователи - историки считают, что согласно летописям 970 - 985 гг., прообразом Добрыни был дядя и сподвижник князя Владимира в его походах, брат его матери Малуши.

Алеша Попович - это третий богатырь на картине художника Васнецова. Он сподвижник Ильи и Добрыни в защите Отечества. Алеша - богатырь - обладает положительными качествами - силой, молодостью, красотой, он честно несет службу родной земли.

Картина “Александр Невский” художника П.Корина (1892 - 1967) написана в годы Великой Отечественной Войны. Художник писал это монументальное полотно в сложное для страны военное время. Он говорил, что хотел воплотить в ней “непокорный дух русского народа”.

В центре картины - Александр Невский - символ русского могущества, символ богатырства. Он совершил ратные подвиги по защите нашего Отечества еще в 13 веке, одержав победу над шведами на Неве реке и разбив (двумя годами позже) рыцарей - тевтонцев в Ледовом побоище на Чудском озере. За победу в первом сражении он получил почетное прозвище Александр Невский, сохранив независимость родной земли.

На картине Корина - собранная, грозная и величественная фигура князя. Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. И люди на этой земле стоят “суровые, прекрасные в своей решимости” защищать свою Родину.

Александр Невский - это русский богатырь, и ныне его имя вызывает восхищение, мужественный призыв, патриотическую гордость.

7. Былины и современная мультипликация

В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и мультипликация. Нами было проведено анкетирование среди учащихся пятых-шестых классов, по результатам которого выяснилось, что 92% детей впервые познакомились с сюжетеми былин и их героями через мультфильмы.

Былины – память нашего народа, его достояние, его святыня. И не случайно бережное и чуткое отношение к ним. Снимая художественные или мультипликационные фильмы по мотивам былин, советские режиссёры сохраняли сюжет, а то и текст их в неприкосновенности. Недавно студия «Мельница» выпустила новые мультфильмы, посвящённые русским богатырям. Впрочем, богатыри в них скорее напоминают балаганных шутов, а былины – клоунаду. Вообще, былина – это героический эпос с своеобразными языковыми средствами: торжественность и напевность повествования, уменьшительно-ласкательные слова, постоянные эпитеты. В былинах изображаются сильные герои, жестокие поединки, необычные ситуации. Поэтому часто употребляется приём гиперболизации, используются сравнения, анафора (единочатие).

У былинных богатырей есть вполне реальные исторические прототипы. Герой первого по времени выпуска – Алёша Попович считается фольклорным отображением образа суздальского боярина Александра (Олеши) Поповича, служившего верой и правдой князю Всеволоду Большое Гнездо и его сыну Константину. После смерти Константина (1218 г.) в результате междоусобной распри с братом Юрием, Александр отъехал к великому князю киевскому Мстиславу Старому и погиб вместе с ним в битве при Калке (1223 г.), когда русские князья, объединившись с половцами, пытались остановить шествие монгольских орд.

Добрыня Никитич имеет прототипа в лице родного дяди (брата матери) князя Владимира Святого, сыгравшего столь важную роль в его вокняжении и последующем правлении.

Прототипом же главного русского богатыря, Ильи Муромца, считается муромский силач Чоботок, принявший монашество в Киево-Печерской Лавре с именем Илии (XII в.). В 1643 г. он был прославлен Церковью как Преподобный Илия Муромец. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей Преподобного Илии. При росте 177 см (поистине богатырском для тех времен) у Ильи Муромца были обнаружены признаки заболевания позвоночника (согласно былинам богатырь был недвижим от рождения до 33 лет) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти стал удар острого орудия (копья или меча) в грудь, смерть наступила в возрасте около 40-55 лет. Предположительно Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 г., когда Киево-Печерская Лавра была разгромлена половецкими союзниками Рюрика.

Сказать, что современные мультфильмы сняты по мотивам былин, – значило бы погрешить против правды. Сюжеты мультфильмов очень напоминают американские, по ним же выкроены и типажи главных и второстепенных героев. Из уст Добрыни Никитича можно услышать фразу «я работаю один, и никакой напарник мне даром не нужен», а у Алёши Поповича может быть говорящий конь, почти неотличимый от осла из американского мультфильма «Шрек». Но если американский ослик – типичный голливудский клоунский типаж трусливого и болтливого негра, которых постоянно играет и озвучивает комик Эдди Мёрфи, то откуда подобное существо взялось на Руси – непонятно.

Итак, главное различие между древнерусской былиной и современным мультфильмом заключается в том, что на героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга. Также различна и цель создания текстов.

Заключение

Былины сконцентрировали в художественных образах лучшие черты характера русского народа, их нравственные идеалы. Совершенство художественной формы и интонационного строя былин, которые сложились на протяжении многих столетий, прочно вошли в музыкальный язык русской классики.

Яркость образов богатырей, величие их подвигов во всем многообразии художественно - образного содержания заложили фундамент для дальнейшего развития патриотических традиций русского искусства, сохранив устойчивость этой тенденции до наших дней.

Собственное исследование

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов с целью выяснить, что ребята знают о былинах и получили следующие результаты:

Общее

кол-во

респондентов

Знаете ли

вы, что такое былины

Где и как вы познакомились

с былинами

Каких

былинных героев

вы знаете

Вы смотрели

современные

мультфильмы по сюжетам былин?

Хотите ли вы побольше узнать о былинах?

Какие комментарии к ним вы можете дать

320

а)да- 75%,

б) нет- 20%,

в)затрудняюсь ответить-5%

а)в школе на уроках -70%,

б)в дет.садике -15%,

в)дома-читали родители – 5%,

г) я не помню-10%

а)Илья Муромец – 79%,

б)Алеша Попович – 11%,

в)Соловей разбойник -4%,

г) затрудняюсь ответить – 6%

а) да-97%

б) нет -3%

а) да-72%,

б) нет-18%,

в) не знаю -8%,

г) мне все равно – 2%

а)хорошее развлечение -99%,

б) поучительные истори – 1%

Список литературы

  1. Бялик В. Русские художники 19 века. М., 2007.
  2. Жирмунский В. Народный героический эпос. Н.- Л. 2004.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь. М.,2008.
  4. Пропп В. Русский героический эпос. М. 1999.
  5. Азбелев С.Н. «Историзм былин и специфика фольклора.» Л., 1982

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

…………………………………………………………………………………………………..

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,�Из того села да Карачарова�Выезжал удаленький дородный добрый молодец.�Он стоял заутреню во Муроме,�А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.��Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,�У того ли города Чернигова�Нагнано-то силушки черным-черно,�А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.(Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Например:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль.

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой...

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось...»

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...