Что значит пассионарий. Пассионарии

Пассионарная личность

В последние годы в самых разных местах можно услышать слово «пассионарий». Количество смелых проектов, которые кажутся противоречивыми здравому смыслу, постоянно увеличивается. Все чаще можно встретить людей, которые могут взяться за некоммерческое, но хорошее, правильное и по-настоящему интересное, которые говорят что-то странное о пути, предназначении и таланте…

Это любопытно и заразительно. Каков же он – «пассионарный дух»? Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» - страсть.

Пассионарность – это способность и стремление к перемене окружения, нарушение инерции, потенциал к прогрессу и деятельности, внутреннее стремление к деятельности, направленное на реализацию супер-важной, далекой, иррациональной цели.

Пассионарная личность – личность, человек «энергоизбыточного» типа, рисковый, активный, увлеченный до степени одержимости, который способен идти на жертвы ради достижения того, что он считает ценным.

Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную.

Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Другими словами, это не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности».

Передается ли пассионарность по наследству, еще не ясно, но то, что она заразительна, известно. Обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдалятся на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется. В военном деле, например, когда несколько пассионариев своим примером зажигают и поднимают целую армию.

Роль пассионариев в инициировании и развитии переходов и прорывов огромна, но их число в общей человеческой массе ничтожно. Они обречены, они безудержно гибнут и сгорают.

Основную социальную массу образуют люди гармоничного типа (те, у которых желание самосохранения и импульс пассионарности уравновешены) – не сверхактивные, воспроизводящие потомство, которые умножают материальные ценности по существующим образцам, улучшают качество жизни, уживчивые.

А в фазы регресса и застоя представлены в большинстве «субпассионарии» - люди с недостатком энергии (с отрицательной пассионарностью) – они инертны, лишены воображения, не способны к созиданию, но умеют служить за деньги, создавать и поддерживать правила, ограждающие их от угроз личному комфорту, «зрители цирковых представлений и получатели хлеба», те, кто проповедует жизнь для себя, безумно равнодушные и спокойные…

Согласно закону, сформулированному Гумилевым, совокупная «работа», выполненная народом (этносом), находится в прямой пропорциональной зависимости «пассионарному напряжению». Есть различные степени и стадии пассионарного напряжения. Их всего семь: первая - фаза подъема – рост пассионарного напряжения; акроматическая фаза – стабилизация уровня напряжения на самом высоком уровне; фаза надлома – начало снижения пассионарного напряжения; затем инерционная фаза – неумолимое снижение напряжения, укрепление социальных институтов и государственной власти, накопление культурных и материальных ценностей; фаза обскурации (даже деградации) – рост численности субпассионариев и падение пассионарности ниже нулевого уровня; фаза регенерации – восстановление пассионарности на короткое время за счет уцелевших пассионариев на периферии системы; реликтовая фаза – установка пассионарного напряжения на самом низком уровне и прозябание.

Однако не нужно забывать, что следствием роста пассионарности социума может явиться война или революция.

Существуют идеи о возможности создания «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, где пассионарность может расти и поддерживаться, не становясь опасной.

Пока концепцию пассионарности не приняло ни одно научное сообщество, хотя никто и не экспериментировал. Но это может быть интересно. «Пассионарные реакторы», которые работают в определенной социальной среде и трансформируются в общество – можно было бы попробовать.

Но, может быть, уже все происходит – строится инфраструктура, которая привлекает в себя пассионариев. Сообщества, бизнес-инкубаторы, сети, движения единомышленников, клубы – это все социально-энергетические сгустки. Это еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через индукцию – заражение. Вот от сюда и появляется ощущение самого «пассионарного духа», который концентрируется в определенных местах.

Время покажет, получится ли из этого через некоторое время что-нибудь революционное или это будут просто постепенные преобразования.

Как-то часто, в самых разных местах и контекстах я слышу слово «пассионарий», и что-то мне подсказывает, что это не мода. Что-то в воздухе, что-то действительно есть и что-то действительно будет.

Растет напряжение ожидания. Увеличивается объем смелых, казалось бы, противоречащих здравому смыслу и инстинкту самосохранения проектов. Все чаще я встречаю людей, которые берутся за некоммерческое, но правильное, хорошее и по-настоящему интересное, говорят что-то странное о миссии, пути, предназначении, дарованном таланте…

Любопытственно все это. Более того – вдохновительно и заразительно. Да, в воздухе - вирус пассионарности ! Интересно, кто следующий?

И, кстати, каков же он – «пассионарный дух»?

Вообще, понятие пассионарности предложил в свое время Лев Николаевич Гумилев. И термин этот происходит от слова «passio» – страсть.

По сути, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, нарушению инерции, потенциал к деятельности и прогрессу, необоримое внутренней стремление к деятельности, направленное на осуществление сверх-важной, удаленной, иррациональной цели. А пассионарий – это человек «энергоизбыточного» типа, активный, рисковый, увлеченный и даже одержимый, способный на жертвенное поведение ради достижения чего-то, что он считает ценным.

У кого-то (не помню кого) увидела фразу – «пассионарий – человек, которым движет антиинстинкт». Пассионарий не может жить спокойно, повседневными заботами без увлекающей и манящей цели – он склонен геройствовать и за ценой не постоит. Причем жертвовать будет не только собой, но и другими. Возможны также «перегибы» и «перегревы», когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную.Пожалуй, стоит добавить, что правильнее называть пассионариев не «ведущими», а «толкающими», «раскачивающими» и не всех вождей считать пассионариями.

Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много. Иными словами, это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Люди, обладающие этим признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (потому что не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и создают нечто принципиально новое – в том числе инициируют новые этносы. Потому и существует понятие «социальной пассионарности».

До сих пор не ясно – является ли пассионарность наследуемым признаком, но известно, что она заразительна, так как вполне себе обычные люди, находящиеся в непосредственной близости от эпицентра, начинают себя вести себя так, как если бы они сами были пассионарными. При этом, отдалившись на достаточное расстояние, они вновь обретают свое обычное поведение. Этот феномен именуется «пассионарной индукцией» . И, в общем-то, довольно активно эксплуатируется. Например, в военном деле, когда несколько пассионариев способны своим примером и поведением поднять и зажечь целую армию.

Да, роль пассионариев в развитии и инициировании прорывов и переходов на новый уровень огромна, но вот число их в общей человекомассе всегда ничтожно. Да, и еще они обречены, так как безудержно сгорают или гибнут…

Основную же социальную часть формируют люди гармоничного типа (те, у кого импульс пассионарности и желание самосохранения уравновешены) – не сверхактивные, усмиряющие вспышки пассионарности, поддерживающие гомеостаз, воспроизводящие потомство, умножающие материальные ценности по уже созданным образцам, улучшающие качество жизни, уживчивые.

А в фазы застоя и регресса в великом множестве представлены «субпассионарии » - люди с недостаточной энергией (отрицательной пассионарностью) - инертные, не способные к созиданию, лишенные воображения, но умеющие служить за деньги, создающие и поддерживающие такие правила, которые ограждают их от угроз персональному комфорту, «получатели хлебного пайка и зрители цирковых представлений», проповедующие «жизнь для себя», бездумно спокойные и равнодушные…

Что еще к этому можно добавить?

Гумилев сформулировал закон, согласно которому совокупная «работа» выполненная народом (этносом) прямо пропорциональна «пассионарному напряжению» (количеству имеющейся в системе пассионарности, поделенной на общее количество народа). Естественно, есть разные стадии и степени выраженности пассионарного напряжения. Всего их семь:

  • фаза подъема – для которой характерен рост пассионарного напряжение
  • акроматическая фаза – стабилизации уровня пассионарного напряжения на наивысшем уровне
  • фаза надлома – или начала снижения пассионарного напряжения
  • инерционная фаза – неумолимое снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей
  • фаза обскурации (или даже деградации) – увеличение численности субпассионариев и снижения пассионарности ниже нулевого уровня
  • фаза регенерации – кратковременное восстановление пассионарности за счет немногих уцелевших на периферии системы пассионариев
  • реликтовая фаза –стабилизации пассионарного напряжения на предельно низком уровне и прозябание

На момент изложения мыслей (менее полувека назад) автор предполагал, что русский этнос находится в инерционной фазе – снижения пассионарного напряжения. С другой стороны – возможно кризисное усиление пассионарности.

Мда-а-а-а…но дело в том, что, как правило, последствием роста пассионарности социума является война или революция … Возможны ли иные способы снятия напряжения?

И вот тут начинается самое интересное! Высказываются идеи о возможности создания неких «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, в которых пассионарность могла бы расти и поддерживаться, не превращаясь во взрывоопасную силу!

Забавно. Люди с особыми ценностно-смысловыми установками как альтернативный источник энергии! Причем, управляемый. А почему бы и «да»?!

Только вот пока концепция пассионарности не принята никаким научным сообществом и, в общем-то, никто не экспериментировал. Но мне почему-то все это кажется весьма и весьма «вкусным». «Пассионарные реакторы», работающие в определенной социальной среде и постепенно трансформирующие общество – в общем, было бы неплохо попробовать.

Хотя о чем это я? Ведь все уже давным-давно происходит – выстраивается инфраструктура, привлекающая в себя носителей пассионарности. Бизнес-инкубаторы, сообщества, сети, клубы и движения единомышленников, обитающие на конкретных площадках или качующие из точки в точку, интересные региональные инициативы и проекты – все это своего рода социально-энергетические сгустки. Конечно, это пока еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через механизм индукции – заражения. Отсюда и появляется ощущение этого самого «пассионарного духа», концентрирующегося в определенных местах – «очагах пассионарности».

Получиться ли из всего этого со временем что-нибудь революционное или преобразования будут постепенными, покажет время… По мне революция предпочтительнее, хотя и длительная дистанция не испугает.

«Я всегда буду мечтать, и не перестану, пока не остановит пуля»,

Эрнесто Че Гевара

Значение слово «пассионарный» неизвестно широкому кругу людей. Тем не менее, оно нередко мелькает в телевизионных передачах и некоторых средствах массовой информации, когда речь идет об известных личностях или истории государств. Поэтому неудивительно желание любознательного человека разобраться в том, что означает слово «пассионарный». В этом поможет информация, изложенная в данном обзоре.

Общее определение

Рассматривая значение слова «пассионарный», нужно отметить, что данный термин относится к одной из характеристик как человеческой личности, так и государства. Сегодня нами будет уделено наибольшее внимание рассмотрению личности.

Пассионарного человека как будто гложет изнутри неуемная жажда деятельности. Она направлена на осуществление цели, которую ему обычно трудно не только проконтролировать, но и объяснить самому себе.

Она связывается со способностью таких людей к получению из внешней среды большего количества энергии, чем та, которая ему необходима для выживания - как личности и видовой единицы.

Излишняя энергия пассионарной личностью подсознательно направляется на формирование внутреннего состояния сверхнапряжения и сосредоточения на какой-то идее.

Смерть не пугает

Чтобы разобраться в том, что значит «пассионарный», нужно усвоить, что идеи, о которых идет речь, всегда направлены на изменение окружающего мира. Хотя при этом стремление к деятельности не всегда осознанно, а цели зачастую иллюзорны.

Но для одержимых ими людей они кажутся важнее, чем сама их жизнь. Ради своих целей они готовы жертвовать ею. Жертвенность является наивысшим проявлением пассионарности. Такое отсутствие боязни собственного смертельного исхода ради достижения цели можно назвать антиинстинктом.

Происхождение термина

Мысль о том, что существует биохимическая энергия живого существа, которая влияет на человеческую психику, была высказана еще философом и естествоиспытателем Владимиром Вернадским. Однако сам термин «пассионарность» был введен в науку советским и российским ученым Львом Гумилевым в середине прошлого века.

Он является одним из ключевых в его трудах и заимствован у Долорес Ибаррури, которая была одним из ярчайших лидеров и ораторов в компартии Испании в 20-м веке. Ее называли Пассионарией, что значит «страстная».

Важным свойством пассионарных людей является их заразительность. Выступая перед слушателями, они способны зажечь их волей к победе, идеями, мыслями. Как, например, военные лидеры, которые выступают перед боем. Согласно пассионарной теории Гумилева, от количества таких людей зависит мировоззрение, образ жизни, направление развития тех групп, в которые они входят.

Личность пассионария

Пассионарные личности относятся к производительному типу. Это первооткрыватели, изобретатели, созидатели. Они способствуют накоплению энергии и ее преобразованию, рационализации жизни. Эти люди рисковые, активные и предприимчивые.

При этом уровень способностей у них необязательно высокий. А пассионарность может быть направлена как на подвиги, так и на преступления, как на творчество, так и на разрушение, как на благо, так и на зло. Вот только равнодушие здесь полностью исключено.

Вот наглядные примеры пассионариев:

  • Колумб.
  • Ньютон.
  • Жанна Д"Арк.
  • Александр Македонский.
  • Михаил Ломоносов.
  • Петр I.
  • Гитлер.
  • Наполеон.

Шкала Гумилева

Для лучшего понимания значения слова «пассионарный» целесообразно рассмотреть представленную Гумилевым шкалу. На ней он размещал три типа людей. На одном конце находились пассионарии, а на другом - субпассионарии.

Посередине, между двумя крайностями, находятся гармонические личности (гармоники). У них инстинкт самосохранения и пассионарность уравновешены.

Причины появления

В заключение изучения вопроса о значении слова «пассионарный» поговорим о причинах появления таких людей. Согласно воззрениям уровень пассионарности личности задан с самого рождения.

По его мнению, появление в одном ареале большого числа пассионариев обусловлено активацией космического излучения. Многие его коллеги критиковали такую позицию, упрекая предположения ученого в излишнем мистицизме.

Согласно теории могут быть и отдельные личности, и целые народы. Больше того, то, каким образом и в каком направлении развиваются общественные группы, по его мнению, находится в прямой зависимости от числа входящих в них пассионариев. А, значит, и от общего уровня пассионарности, характеризующего данный этнос.

Главный труд Льва Николаевича Гумилева - «Пассионарная теория этногенеза». В нем он объяснял формы взаимодействия народов друг с другом, их достижения, упадок и смерть сменой фаз этногенеза. Под последним понимается процесс формирования этнической общности на базе различных компонентов.

Геополитический глоссарий

Пассионарность

термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Пассионарность

(от фр. passion - страсть) - в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из-за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций.

Русская Философия. Энциклопедия

Пассионарность

(от лат. passio - страсть)

термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-гео-графических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

Л и т.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989; Он же. География этноса в исторический период. Л., 1990; Он же. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992; Онже. Из истории Евразии. М., 1993; Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.

В. П. Кошарный

Этнографический Словарь

Пассионарность

термин, введенный в этнологию Л.Н.Гумилевым, означающий биохимическую энергию живого вещества биосфервы, определяющая способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная тяга к действию.

понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П. могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П. является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

По большому счету он, более важен термин "пассионарии". Пассионарии - это активные люди, для которых естественно производить не только работу необходимую для личного и видового самосохранения, но и избыточную работу, проявляющуюся в изменении окружающей среды (расширении ареала обитания, изменения ландшафта, накопления ресурсов).

В отличие от гармоничных людей - для которых нормально делать только работу необходимую для выживания. А еще есть субпассионарии - которые не делают даже то, что необходимо для личного и/или видового выживания.

Соответственно, пассионарность как характеристика поведения - это активность, связанная с совершением не только работы, необходимой для выживания, но и избыточной работы
Все выше перечисленные термины вполне могут использовать люди, не согласные с Гумилевым в других вещах. Здесь он просто обобщил наблюдения, поделив людей на три категории. И в принципе эти термины используют, причем многие - правильно. Далее идут спорные тезисы и гипотезы.

Гумилев полагал, что пассионарность индивида - врожденная характеристика, которая зависит от генов. То есть активные люди, активны благодаря своей психическим характеристикам, заложенным в генах. Отсюда следующее определение.
Пассионарность как характеристика психики - необоримое внутренне стремление к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного. Стремление делать не только то, что необходимо для выживания, но и больше.

Также Гумилев использовал термин "пассионарность как энергия". Он излагал банальность, что любую работу люди делают за счет внутренней энергии. Отсюда следующее определение. Пассионарность как энергия - биохимическая энергия живого вещества биосферы (БЭЖВБ), затрачиваемая (индивидом или коллективом) на избыточную работу, в результате которой изменяется окружение.

Активность коллектива (общины, народа, государства и др.) зависит от соотношения разных типов людей. При этом согласно пассионарной теории этногенеза (ПТЭ) Гумилева, пассионарность - явление приходящее. Соотношение пассионариев и других меняется, и меняется активность этнической системы. Все этнические системы проходят одни и те же фазы этногенеза и рано или поздно растеряв пассионарность либо живут в гармонии с природой либо ассимилируются более активными (пассионарными) соседями.
Так что гордиться высокой пассионарностью своего народа (в какой-то конкретный исторический момент) глупо. Она, как молодость, у всех бывает и у всех проходит.

Надо сказать наблюдения Льва Николаевича помогают как против "мании национального величия", так и против "комплекса национальной неполноценности". Сам Лев Николаевич неоднократно писал "неполноценных этносов нет".



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...