Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам.

Лев Николаевич Толстой

Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной Поляне». Прокудин-Горский. 1908 год.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

Мудрость Л.Н. Толстого

В человеке вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Человек немыслим вне общества.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет.

Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.

Осуждение за добро есть единственная проверка искренности служения добру.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Делая добро, будь благодарен за это.

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Доброта для души — то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.

Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Уничтожь один порок, а десять исчезнут.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда.

Физический труд улучшает здоровье и поощряет умственную деятельность.

Единение только тогда благо для человека, когда это — единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.

Не есть ли единение с десятками — разъединением с тысячами и миллионами?

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, неперестающим духовным усилием... Собраться же вместе не поможет познанию истины.

Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чем они видят благо и в чем зло жизни.

Искусство — одно из средств различения доброго от злого.

Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.

Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство.

У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.

Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием, которое произведет художественное произведение.

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,— не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.

Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.

Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.

Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.

Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в котором живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей...

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Думай хорошо — и мысли созреют в добрые поступки.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.

Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.

Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.

Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.

Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.

Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.

Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему.

Совесть — это память общества, усвояемая отдельным лицом.

Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.

Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.

Если жизнь не приходится по совести, то одурманиванием совесть сгибается по жизни.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват.

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.

Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится.

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы.
Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава — злоречием, богатство — обманом. Основанное на добродетели счастье — ничем.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть.

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

Любить — значит делать доброе.

Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.

Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

§ 16. Право на объединение

Задача урока. Уметь объяснять понятия: политика, право на объединение .


«Один в поле не воин» – гласит русская пословица. Её глубокий смысл состоит в том, что важные, порою судьбоносные дела совершаются людьми совместно, коллективно. И это касается не только военных или государственных свершений. Сообща спорится любое дело и в обыденной жизни. Коллективом можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Не случайно организуются различные партии, общественные движения. В них люди поддерживают друг друга. Даже слабый человек обретает в них новые силы: ведь он уже не просто Иванов, Петров или Сидоров, он, допустим, член Конституционной партии. Звучит!

Конечно, у подростков такого рода интересы не столь остро выражены, но стремление организоваться, объединиться ради общих целей имеется и у них. Да и взрослые часто подталкивают их к объединению в различные организации.

В Конвенции о правах ребёнка говорится, что государства-участники (т. е. подписавшие Конвенцию) признают право ребёнка на объединение и свободу мирных собраний. Дети могут создавать свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации , объединения. Они могут быть политическими и неполитическими. Политическими были, например, пионерская организация и комсомол , созданные для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. Членство в них, по существу, являлось обязательным. Конечно, пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Они совершили немало доброго и полезного, помогали семьям погибших, пожилым людям, участвовали в трудовых делах. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны, осваивали Дальний Восток, поднимали целину, трудились на комсомольских стройках и т. д. Но в основе своей это были политические организации, созданные для выполнения государственных политических целей. Несовершеннолетние, однако, могут объединиться и в неполитические организации: клубы филателистов, собаководов, интернет-клубы, любителей рок-музыки и т. д.



Обратим внимание на очень важное обстоятельство. В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что право детей на объединение ограничивается в интересах государственной или общественной безопасности, порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Группа с безнравственными, а тем более с преступными целями не может быть официальной ассоциацией. Такие группы запрещены законом, а тот, кто их организует, подлежит уголовному наказанию.



В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в противозаконные группы, которым дают привлекательные названия, допустим «Горные орлы», «Шерифы прерий» и др. Детей заставляют воровать, заниматься перепродажей ворованного, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей принуждают заучивать «священные тексты» (на самом деле придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующую форму и т. д. Цель таких преступников – оторвать детей от семьи, превратить их в своих рабов, заставить работать на себя. Об этой опасности нужно помнить. Не забывает о ней и закон.



В последнее время в нашей стране имеют место проявления воинственного настроя некоторых молодёжных групп по отношению к выходцам из бывших советских республик (иммигрантам ) – таджикам, киргизам, азербайджанцам, армянам и другим народам. В основе поведения этих ребят – недовольство своим положением в обществе, низкий культурный уровень, своеволие, превратное понимание своих «особых» прав, неуважение к правам других. Разумеется, преступная деятельность подобных групп негласно поддерживается взрослыми единомышленниками.

Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию, например «Дети электронного века», чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в кино. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Естественно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»

Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию ? Кто будет готовить соответствующие бумаги? Оформлять документы? Далее, работа любой организации требует денежных затрат. Где-то надо собираться. За аренду помещения надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки, кепки, майки). Всё это стоит денег. Совместная поездка? Экскурсия? Очень дорогое удовольствие.

Лучше, если всеми проблемами, связанными с регистрацией, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители.

Важный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, – почему бы и нет? Но организации политической направленности лучше создавать по месту жительства, чтобы не превращать школу в арену политических баталий.

* * *

1. Почему взрослые и дети создают общественные организации?

2. Сравните совместную деятельность детей в школе и в коллективе, созданном самими ребятами. Каковы их цели, интересы, куда они охотнее пойдут?

3. Что говорится в Конвенции о правах ребёнка о детских ассоциациях?

4*. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране? Используя ресурсы Интернета, расскажите подробно об их создании и деятельности. Приведите примеры из художественной литературы и кинофильмов.

5. Надо ли взрослым участвовать в деятельности детских организаций? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

Л ишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми (И. Гёте, немецкий поэт, писатель, мыслитель ).

Н е есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами? (Л. Н. Толстой, русский писатель ).

Е динение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать её постоянным, непрерывным духовным усилием… Собраться же вместе не значит познать истину (Л. Н. Толстой ).

Р адость и доброта – это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие (В. А. Сухомлинский ).


Коллектив. Опека. Преступник.


1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую и почему вы бы предпочли:

1) организацию скаутов;

2) пионерскую организацию;

3) клуб филателистов;

4) клуб фанатов местной спортивной команды;

5) клуб бальных танцев;

6) ваш вариант?

Свой ответ аргументируйте.

2. Какое из этих двух высказываний представляется вам верным? Обоснуйте своё мнение.

А. Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий.

Б. Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю.

Размышляем над пройденным

1. Как вы думаете, могут ли дети профессионально заниматься политикой? В чём это выражается?

2*. Какие бывают тайные организации? Приведите примеры. Кто склонен их организовывать и в них участвовать?

3. Нужны ли сейчас молодёжные организации?

4. Почему преступники и распространители наркотиков часто вовлекают детей в свою противозаконную деятельность? Обоснуйте свой ответ.


Проектная деятельность

Что надо сделать, чтобы дети не стали преступниками или наркоманами?


Словарь урока

Аренда – договор, в соответствии с которым одна сторона предоставляет другой за определённую плату землю, строение, имущество и т. д.

Ассоциация – союз, содружество, объединение лиц или организаций для осуществления совместной деятельности.

Иммигранты – граждане одного государства, которые поселяются временно или постоянно на территории другого государства.

Комсомол (Коммунистический союз молодёжи) – единственная политическая организация молодёжи в нашей стране в 1918–1991 гг., в которой состояло абсолютное большинство юношей и девушек с 14 до 28 лет.

Лига – союз, объединение лиц, наций, государств.

Наркотики – одурманивающие вещества, употребление которых приводит к смертельному заболеванию – наркомании (см. § 22).

Пионерская организация – детская коммунистическая организация в СССР, в которую принимали детей младшего и среднего школьного возраста.

Политика – деятельность групп и отдельных людей, связанная с завоеванием и использованием государственной власти с целью реализации своих интересов; сфера управления обществом, страной.

Регистрация – запись фактов, явлений, организаций и т. п. с целью учёта и придания законности.

§ 17. Право мыслить и верить свободно

Задача урока. Уметь объяснять понятия: право ребёнка на свободу мысли, совести, религии .


Задумывались ли вы о том, что такое совесть ? Это трудный вопрос.

Представим, что доброму, порядочному, мягкому человеку внушают: «Ты должен бороться, беспощадно бить врагов, наносить им удары, помнить, что противников нужно уничтожать!»

Например, в советское время верующего человека, постоянно посещавшего церковь, преследовали угрозами и лозунгами: «Религия – это опиум для народа! Это дикость и темнота. Стыдно верить в Бога в век науки!» Или наоборот: человеку, не верящему в Бога, говорят: «Все верят, а вы – нет. Грешник! Антихрист!»



Что общего в описанных ситуациях? Людям мешают поступать так, как велит совесть. И тогда жизнь превращается в сплошную муку, потому что многое может вытерпеть человек, если живёт по совести : по совести верит или не верит, по совести добр и милосерден, по совести беспощаден и твёрд. Заставлять человека поступать вопреки убеждениям, совести не имеет права никто.

В Конвенции о правах ребёнка есть очень важная статья: «Государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии» .

Как все эти свободы связаны и почему? Вера в Бога непосредственно связана с совестью. Верующие люди искренне полагают, что совесть – это и есть Бог внутри них. А мысль? И она не противоречит вере в Бога. Плохо верить в Бога бездумно, не обдумывая идей Священного Писания, не пропуская их через своё сердце и сознание. Андрей Рублёв, Михаил Ломоносов, Гаврила Державин, Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Дмитрий Менделеев, Рафаэль, Микеланджело, Уильям Шекспир, Саади, Авиценна, Исаак Ньютон, Даниель Дефо и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры верили в Бога. Великими мыслителями были такие религиозные деятели, как Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Сергий Радонежский, Джелаледдин Руми, Серафим Саровский, отец Сергей Булгаков, отец Павел Флоренский и др.



В современной России, подписавшей Конвенцию о правах ребёнка, никто не смеет чинить препятствия тому учащемуся, который искренне верит в Бога. Никто не смеет ущемлять его в чём-то, смеяться над ним, унижать его за веру. Также никто не смеет упрекать того, кто в Бога не верит. Вера в добро, любовь, справедливость или вера в Бога находит своё выражение в мыслях и чувствах каждого человека, становится основой всех его поступков.



Каждый подросток волен выбирать любую религию, кроме тех, которые запрещены законом. А закон запрещает культы, связанные с жертвоприношениями, террористическими актами, издевательством над людьми, разлучением их с семьями, доведением до психических заболеваний.

Чаще всего дети выбирают ту веру, которая близка родителям, бабушкам и дедушкам. В современном обществе происходит переосмысление многих религиозных догм, так как развивается наука и техника, люди узнают всё больше и больше о том, что раньше казалось необъяснимым, сверхъестественным. Непреложными навсегда останутся лишь нравственные ценности добро, справедливость и любовь

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребёнка?

2. Что такое совесть? Как связаны совесть и вера?

3. Каким ограничениям может подвергаться свобода совести?

4. Вспомните историю Средних веков и приведите примеры религиозных войн в Европе. Почему они возникали?

5*. Каково было отношение государства к религии в нашей стране в различные периоды истории? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

С овесть – тысяча свидетелей (античный афоризм ).

Н е сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть (Э. Делакруа, французский художник ).

С овесть и трусость, в сущности, одно и то же… «Совесть» – официальное название трусости… (О. Уайльд, английский писатель ).

С овесть – половина веры, а может быть, и вся (пословица ).



Д ля того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать её, и есть настоящая вера (Л. Н. Толстой ).

Е сть две веры: вера доверия тому, что говорят люди, – это вера в человека или в людей, и таких вер много различных; и вера в свою зависимость от Того, Кто послал меня в мир. Это вера в Бога, и такая вера одна для всех людей (Л. Н. Толстой ).

Н а Бога надейся, да сам не плошай (народная мудрость ).


Дайте собственные определения

Вера. Совесть. Справедливость.


Задания для самостоятельной работы

1. На какой из приведённых вопросов вы ответите, используя слово «вера»?

1) Что такое этот мир?

2) Что такое моя жизнь в этом мире?

3) Как мне прожить мою жизнь?

4) Без чего не может прожить человек?

2. О какой вере идёт речь в высказывании великого писателя Льва Николаевича Толстого? Какую твёрдость необходимо иметь людям в разных жизненных ситуациях?

«Чем сильнее вера человека, тем твёрже его жизнь».

Размышляем над пройденным

1. В чём проявляется свобода мысли?

2. В чём состоит отличие культа от культуры?

3*. Дайте характеристику понятий «атеист», «верующий». Сравните их.


Проектная деятельность

Может ли человек жить без веры?


Словарь урока

Атеист – человек, не верующий в Бога.

Грех – у верующих – нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок.

Культ – поклонение, почитание; совокупность обрядов, установленных церковными правилами.

Религия – совокупность представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы (Бога, духов и т. д.).

Священное Писание – религиозные книги, составляющие Библию, священную книгу христиан.

§ 18. Практикум 3
I. Ролевые игры

Комиссия по правам ребёнка

Избирается комиссия по правам ребёнка из 7–9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребёнка.

Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использованы личные впечатления учащихся, факты, отражённые в средствах массовой информации (СМИ) – прессе, на телевидении и т. д.


Организационное собрание

Игра проходит в форме собрания по вопросу об организации нового детского общественного движения.

Участники решают следующие вопросы:

1) цель деятельности движения;

2) его политическая направленность;

3) название организации;

4) участие взрослых.


Диспут

Игра проходит в форме диспута о том, что такое вера и нужна ли религия в современном мире.

Во что верит современная наука?

Во что верите вы?

Что значит жить по совести?

Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких (в последнем случае – не раскрывая их имена).

II. Темы для дискуссий

1. Почему только в XX в. были приняты документы, защищающие права ребёнка?

2. Зачем надо изучать права ребёнка в школе? Необходимо ли это?

3. Можно ли реально защитить права ребёнка в нашей стране?

4. Право на имя: что оно означает для ребёнка и кому даётся? Как вы думаете, важно ли это право?

6. Как вы считаете, заинтересованы ли современные дети в создании детских и юношеских организаций? Нужны ли они сегодня? Приведите примеры из жизни.

7*. Противоречит ли, по вашему мнению, наука вере? Почему? Объясните свой ответ. Приведите примеры из жизни великих учёных.

III. Читаем и анализируем

Уважение прав человека начинается с отношения общества к детям. Любящее общество заботится об обеспечении их свободы и достоинства, создавая условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте.

По мере того как становится известно всё больше фактов о лишениях и злоупотреблениях, жертвами которых являются дети в разных странах мира, растёт и стремление международного сообщества укрепить права ребёнка. Ниже перечислены некоторые из установленных фактов (на конец XX в.):

Покинутые своими семьями, около 100 млн детей существуют лишь за счёт изнурительной работы, мелкого воровства, проституции или нищенства;

Более 50 млн детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;

120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

Ежегодно около 3,5 млн детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

В развивающихся странах приблизительно 155 млн детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

Миллионы детей лишены заботы, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

Это лишь некоторые из причин, по которым каждому важно:

Знать о существовании Конвенции о правах ребёнка;

Понимать провозглашённые в ней права;

Поддерживать усилия по превращению их в реальность для всех детей.



1. С чего начинается уважение прав человека?

2. Что должно делать общество, чтобы дети в зрелом возрасте смогли жить полноценной жизнью?

3. Почему международное сообщество заботится о защите прав детей?

4. Какие факты о нарушении прав детей приводятся в тексте?

5. Что важно делать всем для того, чтобы обеспечить счастливое детство всем детям?

О свободе слова

Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу. Прежде чем заговорили о свободе мнений для детей, долго не позволяли и единого свободного слова сказать взрослым.

Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно.

16 апреля 1852 г. русский писатель И. С. Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. – А. Н. ) за статью о Гоголе.

Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана. Герцог велел своим лакеям избить Вольтера, что и было исполнено. Вольтер вызвал герцога на дуэль. Но тот отказал, так как Вольтер не был дворянином.

М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Погиб на дуэли.

Знаменитый итальянский философ Джордано Бруно был сожжён на костре за «еретическую философию».

Русский поэт А. И. Полежаев за поэму «Сашка» был сослан в солдаты. За самовольную отлучку просидел год в тюрьме, закованный в кандалы.

Русский писатель А. Н. Радищев был приговорён к смертной казни. Казнь была заменена вечной ссылкой.

Мраморная церковь в Петербурге, строительство которой было начато при Екатерине II, достраивалась при Павле I кирпичом. Поэт Акимов написал такие стихи:


Се памятник двух царей,
Обоим столь приличный:
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

За это четверостишие поэту отрезали уши и язык и сослали в Сибирь.

Ж. Ж. Руссо за книгу «Эмиль» был приговорён к тюремному заключению. Бежал в Англию.

П. Бомарше после представления своей пьесы «Свадьба Фигаро» был арестован и посажен в тюрьму.

И. Т. Посошков, написавший при Петре I «Книгу о скудости и богатстве», был посажен в тюрьму, и там его держали до самой смерти.

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

2. Так ли важна свобода слова для людей, что они идут на риск? Обоснуйте свой ответ.

3. Свобода слова возможна в любом государстве или только в демократическом?

4. В каком документе провозглашается свобода слова в России?

5. Почему любая клевета в СМИ прикрывается свободой слова? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

IV. Дополнительная консультация

Каждое из политических прав для своего осуществления требует соблюдения определённых условий и процедур. Например, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования осуществимо, если соблюдены следующие условия. Требуется подать в органы местной администрации заявление в письменной форме не позднее чем за десять дней до акции. В заявлении указывается цель, например демонстрация, форма, место проведения, маршрут движения её участников. Нужно также указать фамилии, имена и отчества уполномоченных, организаторов, место их жительства и службы. Администрация обязана дать ответ на заявление не позже чем за пять дней до проведения мероприятия. Если в проведении мероприятия отказано, организаторы вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган власти или в суд. Соответствует Конституции Российской Федерации запрет на проведение мероприятий, цель которых – разжигание межнациональной вражды, призывы к ограничению прав каких-либо этнических общностей, к военным действиям и т. п.

1. Каковы ваши комментарии по поводу прочитанного?

2. Сформулируйте собственные вопросы и задайте их одноклассникам.

V. Составляем таблицу

Приведите в таблице названия организаций, защищающих права ребёнка.



1. Зачем создаются организации, защищающие права ребёнка?

2. Назовите международные организации, занимающиеся защитой прав ребёнка.

3. Перечислите такие организации в России.

4. Как они защищают права российских детей?

5. С какой целью был введён пост Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ? Как повлияло это на решение вопросов по защите детей в нашей стране?

VI. Заполняем схему

Укажите в схеме права ребёнка.



1. Перечислите права ребёнка, провозглашённые в Конвенции 1989 г.

2. Как соотносятся права взрослых и детей?

3. Все ли данные права важны для ребёнка? Обоснуйте свой ответ.

4. Должны ли правительства всех государств строго следовать нормам и положениям Конвенции, и следуют ли им в реальной деятельности?

5. Являются ли соблюдение прав детей, обеспечение их здоровья и повышение уровня образования приоритетами в направлениях развития нашей страны? Почему? Приведите примеры.

VII. Работаем с документами
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (Извлечения )

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласие его родителей, лишённых родительских прав…

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приёма в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Дайте определение понятия «гражданство».

2. В чём состоит значение гражданства для человека? Обоснуйте свой ответ.

3. Как влияет состояние гражданства родителей на получение гражданства РФ их ребёнком?

4. Почему нужно согласие ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет для приобретения или прекращения его гражданства РФ? Обоснуйте свой ответ.

5. Как защищает данный Закон детей в трудных ситуациях (см. п. 3 и 4 ст. 9)?

6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ.

7*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, скажите, какие ещё основания получения гражданства могут быть.

8. Назовите четыре условия приобретения гражданства по рождению.

9. Является ли проявлением гуманности предоставление ребёнку гражданства РФ, если родители его неизвестны? Обоснуйте свой ответ.

10. По какому основанию лично вы получили гражданство РФ?

Конвенция о правах ребёнка (Извлечение )

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребёнка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности , языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами…

e) воспитание уважения к окружающей природе.

1. Прочитайте и проанализируйте отрывок из документа.

2. Сами сформулируйте вопросы и задайте их одноклассникам.

Тема «Право на свободное слово»

Человек - существо мыслящее. Все, что его так или иначе касается, воплощается у него в мысль, в слово. Слово, письменная и устная речь - главные инструменты проявления себя как человека. Свободно высказывая свои мысли, человек развивает свой ум, воображение, творческие способности. Свободное слово - поистине условие его творческого развития как личности. Поэтому для него важно иметь возможность говорить и писать то, что он считает нужным и важным. Без этой возможности он задыхается, как рыба, выброшенная на берег.

Но такую возможность ему далеко не всегда предоставляли. И вот века и века борется человек за возможность высказать то, что ему хочется, за свободное слово. Раньше эта борьба была практически безрезультатной. Жестокие правители, диктаторы, абсолютные монархи не были заинтересованы в том, чтобы их подданные «трепали языками». Они боялись свободного слова, потому что с его помощью легко раскрывались все их жестокости и преступления в борьбе за власть. Для контроля за печатным словом была введена цензура. Специально поставленные редакторы следили за тем, чтобы кто-нибудь из авторов не обхитрил цензора.

И лишь с установлением демократических республик стало в какой-то мере возможным осуществление права на свободу слова. Потому что в республике власть зависит от народа и в связи с этим пытается заигрывать с ним, допуская некоторые свободы. Допустили свободу слова - и сразу же бурно расцвела журналистика, появилось множество газет и журналов.

Если кто-то думает, что свобода слова, мнений нужна только взрослым, а дети могут обойтись без нее, то он глубоко заблуждается. Для нормального развития детям так же, как и взрослым, нужно быть хозяином своей мысли, высказанного слова. И Конвенция предоставляет им это право. В ней сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. А это значит, что он имеет право искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Еще лет двадцать назад об этом в России можно было только мечтать. Представляете: на ваше имя пришла посылка из... например, Канады. В ней - детский журнал с фото, картинками, статьями о проблемах подросткового возраста. Так вот двадцать лет назад вам бы эту посылку просто не выдали. А потом долго расспрашивали ваших родителей, почему она пришла на ваше имя. Сейчас никто бы и не обратил внимания на это.

Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно, культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Например, какой-нибудь бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовать свои права», то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.

Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего скажет в этом случае учительница.

А Дима? Он может, конечно, в свое оправдание заявить:

А я имею такое право, вот и в Конвенции записано.

На что учительница, возможно, заметит:

Не сочти за труд, посмотри внимательно, что написано во второй части статьи 13 Конвенции.

И Дима, обратившись к тексту Конвенции, прочтет, что осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям. В каких случаях? Скажем, для уважения прав и репутации других лиц. Случай с учительницей как раз под это правило подходит.

А вот и другой эпизод. Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь. Очевидно неправильную. Допустим, упоминает, что композитор Моцарт умер глубоким стариком. Вы это сразу же отметили (на самом-то деле Моцарт умер молодым). Как в этом случае поступить? Можно, конечно, вскочить и «пригвоздить» выступающего к позорному столбу: «Э-э-э, тут ты ошибся, неправду говоришь!» Казалось бы, все правильно: вы воспользовались правом высказать свое мнение, в данном случае критическое. Но обидели при этом товарища. Поставили его в неловкое положение. Другими словами, воспользовались правом на свободное мнение нецивилизованно и даже безнравственно. В этом случае хорошая норма превращается в свою противоположность. И пользы от этого не бывает никому.

Проверим себя:

1. Какую роль в жизни человека играет свободное слово?

2. Что сказано в Конвенции о свободе слова?

3. Чем грозит неправильное (нецивилизованное) использование этого права?

Почитаем дополнительно

(и, если нужно, поспорим)

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам.

Античная мудрость

Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости.

Вольтер, философ

Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения.

С. Кьеркегор, философ

Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.

Б. Паскаль, философ

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Цицерон, писатель, оратор

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Гегель, философ

1. В каких эпизодах реально воплощается свобода слова молодого человека?

а) Марина отправила заметку в районную газету;

б) Сергей написал на заборе нецензурное слово против соседа;

в) Галина высказала на собрании класса несогласие с решением старосты;

г) Виктор на уроке вступил в спор с учителем по вопросу дисциплины;

д) Павел в школе рассказывал о религиозной секте, в которой состояли он и его родители, и призывал ребят вступать в эту секту.

2. Какие качества необходимы человеку, чтобы он мог в полной мере пользоваться свободой слова и информации:

большие знания;

смелость;

любознательность;

способность вступать в конфликт с человеком противоположных взглядов;

умение вести спор с человеком противоположных взглядов;

убежденность в своей правоте;

вера в то, что прав только он и никто больше;

наличие политических взглядов;

членство в общественной организации.

Поиграем

Игра называется «Составление заявки на издание газеты». Задача - составить заявку на издание новой газеты по следующей схеме:

1. Название газеты.

2. Чьим органом она является (или она независимый орган печати).

3. Общее направление газеты (какие жизненные, политические ценности она будет отстаивать).

4. Примерный круг вопросов, которые она будет освещать (хозяйство, культура, образование, материнство и детство, рок-музыку или, наоборот, классическую музыку и т.д.).

Почему диктаторы так боятся свободного слова?

Издание газеты, журнала, содержание телестудии стоит громадных денег. Могут ли бедные люди воспользоваться правом на свободное слово?

Тема «Право на объединение»

Легкое дело человек делает один. А для трудного ищет себе помощников. «Артельный горшок гуще кипит» - свидетельствует русская пословица. Артельный - значит коллективный, рассчитанный на группу работников. Артелью раньше строили дома, клали рельсы на железной дороге, валили лес и вершили - причем споро, ловко, на совесть - другие добрые дела.

В общественной жизни тоже артельно, то есть коллективно, можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Недаром в таком немалом количестве организуются различные партии, движения. В них люди держатся друг за друга, помогают друг другу. Там даже слабый, никчемный человек словно бы обретает дополнительные силы: ведь он не просто Иванов, Петров или Сидоров, он - член, допустим, Конституционной партии. Звучит! А в некоторых странах вообще существует единственная (она же правящая) партия. Там вас и на работу приличную не возьмут, если вы не ухитритесь в нее, единственную партию, вступить всеми правдами и неправдами.

Конечно, у подростков все эти выгоды и интересы не так остро выражены, но стремление как-то организоваться, объединиться ради каких-то целей и у них имеется. К тому же и взрослые часто подталкивают их к объединению в те или иные организации.

Скажем, раньше у нас для детей и молодежи были пионерская и комсомольская организации. Их создали члены Коммунистической партии для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. В эти организации принимали в обязательном порядке и поголовно всех детей и юношей с девушками. Объективности ради надо отметить, что пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Нередко они совершали и добрые, полезные дела. Пионеры-тимуровцы, например, помогали семьям погибших красноармейцев: носили воду, кололи дрова, ходили за покупками в магазин. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в очень сложных условиях осваивали Дальний Восток, поднимали целину, тяжко трудились на комсомольских стройках и т.д. Тем не менее это были прежде всего политические организации, созданные для выполнения политических целей. Но несовершеннолетние могут пожелать объединиться и в неполитические организации (ассоциации): филателистов, любителей собаководства, борцов за сохранение природы и т.д. Имеют ли они на это право?

В Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники (то есть подписавшие Конвенцию) признают право ребенка на ассоциации и свободу мирных собраний. Хотите объединяться - объединяйтесь на здоровье. Создавайте свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации, объединения. Еще в Конвенции есть пояснение, что этим правом не следует злоупотреблять. Группа с безнравственными (а тем более преступными) целями, например, не может быть официальной ассоциацией. В такие группы никто не разрешит объединяться. А тот, кто их организует, должен понести наказание в соответствии с законом.

В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в группы для выполнения разных плохих дел. При этом группам дают привлекательные названия, допустим, «Горные орлы», «Шерифы прерий» и проч. Детей заставляют воровать, заниматься спекуляцией, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей понуждают заучивать как бы «священное писание» (на самом деле - тексты, придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующие одежды и т.д. Цель этих преступников - оторвать детей от семьи, превратить в своих рабов, заставить работать на себя.

Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию - «Дети электронного века», например. Чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в походы. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Да, понятно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»

Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию: готовить соответствующие бумаги, печатать их на машинке и т.д.? Витек из 7-го «Б»?

Пошли дальше. Работа любой организации, кроме всего прочего, требует денежных затрат. Где-то надо собираться? За зал или даже комнату (за их аренду) надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки хотя бы, фуражечки, майки)? Это все денег стоит. Поход? Очень дорогое удовольствие. Экскурсия? Тоже деньги подавай. Увы, сейчас за все приходится платить. Даже детям.

Так вот, лучше, если всеми этими вопросами оформления, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители. Не так ли?

И еще немаловажный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, почему бы и нет? В школе могут прекрасно существовать клубы интернациональной дружбы, ассоциации филателистов, болельщиков местной команды и др. Но организации с политической направленностью (коммунистической, демократической или иной не запрещенной законом) лучше создавать по месту жительства. Чтобы не превращать школу в арену политических баталий.

Хватит «непримиримой» политической борьбы.

Учиться надо.

Работать надо.

Надо спокойно и разумно жить.

Проверим себя:

1. Почему люди вообще, и дети в частности, создают общественные организации?

2. Что сказано в Конвенции о правах ребенка о детских ассоциациях?

3. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране?

4. Надо ли взрослым участвовать в детских организациях?

5. Где разумно создавать детские организации?

Почитаем дополнительно

(и, если нужно, поспорим)

Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.

И. Гете, писатель, ученый

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами?

Л. Толстой

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непрерывным духовным усилием... Собраться же вместе на значит познать истину.

Л. Толстой

Радость и доброта - это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.

В. Сухомлинский,

Задачки на знание, сообразительность

1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую бы вы предпочли:

а) организацию скаутов;

б) пионерскую организацию;

в) клуб филателистов;

г) клуб фанатов местной спортивной команды;

д) клуб бальных танцев;

2. «Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий».

«Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю...»

Какое из этих двух высказываний представляется вам правильным? Поясните свое мнение.

Поиграем

Игра проходит в виде собрания по поводу организации нового детского общественного движения. Участники решают следующие вопросы:

Цель деятельности движения.

Его политическая направленность (демократическая, коммунистическая, монархическая и т.д.).

Название организации.

Будет ли включать в себя взрослых? Если будет, в каком количестве (пропорционально числу детей), и другие вопросы.

Тайные организации (религиозные, политические и др.): кто склонен их организовывать и в них участвовать?

Ежемесячное чтение

Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу.

Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно:

16 апреля 1852 года русский писатель Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. - А.Н.) за статью о Гоголе.

Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана с его высокомерием. Герцог велел своим лакеям прибить Вольтера. Что и было исполнено.

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук

По мнению Платона (4 в. до н.э.) государство является выражением идеи справедливости, которую должны осуществлять философы (высшее сословие), второе сословие (сословие стражей) должно заботится о внутренней и внешней безопасности, и третье - сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне – сословие кормильцев). В государстве Платона вводится общность имущества, даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством для выбора лучших - точка зрения идеалиста.

Аристотель (4 в до н.э.) подверг критике теорию Платона о «совершенном государстве», считая, что общность имущества, жён и детей, предлагаемая Платоном, приведёт к разрушению государства. Он за моногамную семью, частную собственность и не исключал рабства.

Оставим рассуждения древних мудрецов, теологические выкладки Аквинского Фомы, идеи Конфуция, Г. Гроция, Дж. Локка, и прочих для специалистов и обратимся сразу к идеям Жан Жака Руссо (1712 – 1778гг.), которые легли в основу современного государства. В главном своём труде, в «Общественном договоре», он разработал «прямую форму правления народа государством,» - прямую демократию, (к примеру, как «Народное вече» в Древней Руси, «Апелла» в Спарте, ранняя Флорентийская республика, Венецианская республика), которая используется и по сей день, например, в Швейцарии. К слову сказать, Фидель Кастро революцию на Кубе тоже совершал с «Общественным договором» в кармане.
Руссо считал, что в естественном состоянии, «люди были также равны между собою, как равны были животные каждого вида», т.к. ничем не обладали, но когда «некто», огородил участок земли и сказал: «это моё» возникло и неравенство, «…наиболее сильные и ловкие захватывали участки земли и так продолжалось, пока земля вся не оказалась поделенной, другие – слабые или беспечные остались ни с чем» /Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении неравенства./ Осуждение частной собственности, породившей антагонизмы в обществе, и в то же время признание её – центральное противоречие в мировоззрении Руссо, которое он не мог преодолеть до конца жизни.
Однако именно диалектический характер этого «Рассуждения» Руссо привёл его к революционному выводу: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергнет»
Этот вывод является вершиной творчества Руссо.
Таким образом, поэт, музыкант-композитор, художник, публицист, дипломат
Жан Жак Руссо становится провозвестником революции во Франции, которую он жаждал также, как и боялся.

Главные принципы «Общественного договора»:
- каждый поступает в соответствии со своими личными интересами;
- безопасность и равные права;
- общественная польза;
Руссо видимо искренне верил в возможность создания государства, основанного на справедливости.
Вольтер (1694 – 1778гг.), например, считал, что «на нашей …планете невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса – один из угнетателей, другой из угнетённых»,
Талейран (1754 – 1838) по этому поводу высказался ещё откровенней:
«Общество разделено на два класса – стригущих и стриженных. Нужно всегда быть с первыми против вторых»

«Социальное равенство, по мнению Вольтера – это и наиболее естественная и наиболее химерическая идея…»
Руссо и сам не сторонник равенства-уравниловки: «Полная равномерность в распределении была бы противна даже тому строгому равенству, что присуще естественному состоянию, - говорит он, призывая к такому равенству, которое «вознаграждает и наказывает по заслугам». Вам это не напоминает "от каждого по способности, каждому по его труду" принцип социализма?

Идеи Руссо оказали громадное воздействие на революционеров, прежде всего якобинцев, и обрели реальность в годы Великой Французской буржуазной революции (1789 – 1794гг.), в частности: о праве народа на расторжение несправедливого договора, на ниспровержение монархии, на введение диктатуры, но главное - принципы народного суверенитета, общей воли:
«народы поставили над собой правителей, чтобы защитить свою свободу, а не для того, чтобы обратить се6я в рабов» утверждал Руссо.

В этой связи было бы не справедливо не упомянуть социалистов-утопистов
(Томаса Мора, Сен-Симона, Шарля Фурье, Кампанеллы), чьи идеи легли в основу теории научного коммунизма, разработанной классиками марксизма-ленинизма.

С точки зрения марксизма: государство – это аппарат насилия, аппарат принуждения, аппарат эксплуатации, порабощения одного класса другим.
«…машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы»/ Ленин В.И. Полн. собр.соч. т39.с.75/

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт следующее определение государства: «Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры».

Когда и почему возникло государство?

Исчерпывающий ответ на эти вопросы даёт Ф. Энгельс (1820 – 1895гг) в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ответ - уже в самом заглавии… именно в такой последовательности: семья – частная собственность, как следствие прогресса (рост производительности труда, избыток продуктов труда) и – государство, чтобы защитить эту собственность.
Но нужно ли для этой цели государство – эта громадная надстройка, нарост на теле общества с её институтами: армией, полицией, мощным идеологическим, юриспруденцией, управленческим аппаратами, с громадной массой чиновников, распределяющих общественные блага и т.д.? Нельзя ли содержать только ополчение от нападения из вне и только? Оказывается нельзя. Это уже понимали многие тысячелетия тому назад шумеры с аккадцами, вавилоняне, египтяне, греки и т.д.
Государство «это – сталь, скрепляющая общество», говорит Ф.Ницше (1844 – 1900гг.)
«Вне государства, при естественных условиях», - продолжает философ, цитируя Т.Гоббса (1588 – 1679гг), - «bellum omnium contra omnes» (война всех против всех), общество ограничилось бы семьёй и не могло бы широко пустить свои корни».

Человечество давно пришло к выводу о необходимости государства, поэтому нам остаётся лишь согласиться с этим постулатом. Все попытки анархистов снять этот «намордник» (выражение Шопенгауэра (1788 – 1860гг) привели бы лишь к хаосу и к кровопролитию.
«Людям необходимы даже самые дурные законы, - считает Эпикур (IV в. до н.э.), - ибо не будь их, люди бы пожрали друг друга.»
Не смотря на то, что человек «животное общественное», каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него. Вот что по этому поводу говорит Шопенгауэр: «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больше они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода и так - все ночи напролёт»
«Государство – это всего лишь средство, с помощью коего вооружённый разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращённых дурных последствий, причём каждый споспешествует благополучию всех, потому что видит в нём залог своего собственного благополучия»./он же / Это - в совершенном государстве, о каком мечтал Т.Кампанелла (1568 – 1639) «Город солнца», Ж.Ж.Руссо и коммунисты.

Отдавать обществу по способностям, а брать от него по потребностям - коммунистическая идея, осуществима лишь в том случае, если господствующей формой собственности является общественная собственность…т.е. всё общее, безусловно, кроме жён и зубных щёток.
Но, «природное неравенство людей делает невозможным и равенство их имуществ. Напрасны бы были все попытки сделать общей собственность существ, неравных по силе и уму, по предприимчивости и активности натуры» /П-М. Гольбах (1723 – 1789гг).

Можно спорить, браться за лом в поисках истины, у каждого она будет своя. Древние говорили, что истина находится посредине, другие считают, что она «спрятана» где-то на дне колодца.

На самом деле истина заключается в том, что миром правит ИНТЕРЕС.
Как-то один иностранный посол спросил Екатерину II: «Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются?» На что она ответила: «Я никогда не заставляю их делать то, что им не выгодно». О чём свидетельствует её указ о дворянских вольностях, которым дворянство освобождалось от обязательной не только военной но и гражданской службы. Давая свободу выбора, императрица тем самым возвышала дворян в собственных глазах, которые почитали за честь служить Отечеству не по обязанности, а по собственной воле.

«Чтобы создать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они жертвовали собственным благом во имя общественного благополучия» /А.Шопенгауэр/. Это – задача воспитания.
Ещё Тацит (I в.н.э.) говорил, что добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.
«Воспитание, по мнению Шамфора (1741- 1794), должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников, если только благоразумие – одних расчётливых эгоистов».

До сих пор мы говорили о государстве как таковом, как и почему оно возникает,не говоря о формах его, иначе видах, структуре государства. Это – определённая модель внутреннего устройства, включающая политическую, экономическую, правовую, территориальную организации.
Многообразие форм можно свести к трём основным:
- монархическая (включающая тиранию, монархию, абсолютную монархию и конституционную монархию)
- аристократическая, - когда управляет страной группа избранных, заслуженных учёных людей, («философов» по Платону) на основе «справедливых законов».
- демократическая (народовластие) – самая распространённая форма, имеющая множество разновидностей.
Остановимся на некоторых из них.
Для стран с обширной территорией, как например Россия, Китай, Индия, наиболее приемлемой формой правления, по мнению Ж..Ж..Руссо, является монархия;
тогда как для малых – более удобной будет демократия.

Однако при любой форме и размерах территории управление страной большое искусство, его должны осуществлять умные, способные и волевые люди.
Тирания, опирающаяся только на силу, как показывает исторический опыт, зачастую приводила к пролитию крови, к замене одного тирана другим, ничего не меняя по сути.
«На штык можно опереться, но сесть на него нельзя», говорил Талейран.
У тирана всегда есть возможность быть отравленным собственным поваром или быть зарезанным своим цирюльником. Поэтому тираны, хотя и жестокие, но зачастую и трусливые люди, вызывают к себе не уважение, а лишь жалость и презрение (Тиберий, Калигула, Нерон и т.д.).

«Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача, если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах»/ Сюнь-цзы.IV в.до н.э./
«Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно также, как и дурными»
/Н.Макиавелли.XVв.н.э./

Лев Толстой (1828 – 1910) говорил: «народом можно управлять, но нельзя помыкать им». Патриарх русской литературы разделял идеи Жан Жака Руссо о создании государства на основе справедливости, уважения личности, воспитания добродетели.
Л.Н. находился под обаянием личности Руссо настолько, что носил медальон с его портретом.
России, в силу многих объективных причин, её географического положения, климатических условий, характера народа, удалось избежать рабства в отличии от Европы и стран Востока, если конечно не считать таковым крепостную зависимость, при которой помещик именно помыкал крестьянами, о чём поведали нам А.Н.Радищев в своём знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов. М.Е.Салтыков- Щедрин и муза истории Клио.
Не от хорошей жизни бежали крестьяне от помещиков на Дон, за Днепровские пороги, на Волгу, в Сибирь и… куда глаза глядят. Не по собственной воле лучшие представители русской интеллигенции («декабристы», «петрашевцы», Н.Г.Чернышевский) отправлялись на виселицу, на каторгу, в эмиграцию в ту же самую Европу, ибо освобождение крестьян от ига крепостничества туда пришло раньше чем в Россию.
«Когда народ глуп, им легко управлять»/Шан Ян IV в. до н.э./ Привилегированные классы долгие годы держали народы России в темноте и невежестве.
«Стремление людей к богатству и знатности угасают лишь тогда, когда захлопывается крышка гроба» говорил китайский мудрец.
Исключить бы из человеческих отношений эту самую корысть, и можно было бы говорить о построении совершенного общества. Не потому ли древние мудрецы настаивали, чтобы государством управляли философы?

Коллегия избранных (ареопаг, конвент, дума, совет, сейм) - собрание мудрецов (философов) тоже не панацея от всех бед в обществе разделённом на классы.
«Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами» /Л.Н.Толстой/
Не всякий мудрец, способный правильно судить о вещах, способен управлять так, чтобы добиться благоденствия общества, вести страну к процветанию.

В обществе всё должно быть подчинено закону. Проблема лишь в том как научить людей соблюдать эти законы. И дело тут не только в воспитании. Необходимо человека поставить в такие условия, чтобы нарушать закон ему было не выгодно.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о нашей стране.
Н.М.Карамзин(1766-1826) в своих записках цитирует одного французского путешественника: «нигде не нарушают так законы как в России».
Два века прошло, но мало что изменилось.
«Законы подобны паутине: слабого они затягивают, а сильный их рвёт»/ Солон. VII в. до н.э./ На вопрос, как изжить преступления среди людей, Солон отвечал:
«Нужно, чтобы пострадавшим и не пострадавшим было одинаково тяжело»

Как замечает Розанов В.В.(1856-1919) « В России вся собственность выросла из
«выпросил» или «подарили», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало»… Воруют и сейчас, только в гораздо больших масштабах нежели воровали в прежние времена воеводы, губернаторы, чиновники от мала до велика.

«Никогда нельзя снимать узду с человеческих страстей» говорил Вольтер.

Один из авторов Декларации за независимость США Томас Джефферсон (1743- 1826) считал, что «всё искусство управления состоит в искусстве быть честным»
Ещё 2500 лет назад всем известный Пифагор говорил: «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть".

Практически же наиболее приемлемой формой является демократическая форма правления. Хотя, по мнению Кьеркегора (1813- 1855), «из всех тираний народоправие – самая мучительная, самая бездушная, неизбежный упадок всего великого и возвышенного… подлинное изображение зла».
Споры о «кухаркиных детях» до сей поры не утихают, хотя «вышли мы все из народа» по большому счёту. Ещё в Священном писании было сказано о том, что высокий падёт, а низкий возвысится. К примеру восстания рабов в Китае, зачастую успешные, заканчивались лишь сменой династий – рабы превращались в господ, господа в рабов, а по сути ничего не менялось. И так происходит повсеместно, пока существует частная собственность на средства производства, и кто это не хочет понять, тому бесполезно втолковывать что-либо. Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом отличается от всех революций тем, что впервые в мире в обществе господствующей формой собственности стала социалистическая (общественная)собственность на средства производства.
Это – самое величайшее достижение Великого Октября, что бы там ни говорили противники. Как случилось так, что через многие десятилетия все эти достижения в стране были сведены на нет?
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться» неоднократно говорил Ленин. И наша революция успешно сдерживала натиск буржуазии всего мира, пытавшейся подавить усилия людей труда в построении государства нового типа. Развязывая войны, они не смогли ничего сделать. Ибо, «никогда не победить того народа, который полной грудью вдохнул и почувствовал воздух свободы» /он же/.
Люди отчаянно дрались и умирали за Власть Советов, за счастье будущих поколений, показывая чудеса героизма на войне и на трудовом фронте.
«Нам счастье досталось не с миру по нитке, оно от Кузбасса, но из Магнитки, целинных земель и космической трассы, оно – это подвиг рабочего класса»
Страна успешно развивалась, «семимильными» шагами проходя «за десятилетия путь равный столетиям». Однако, именно в тот момент, когда, по выражению лидера партии, «единство нашего народа, было прочно как никогда», всё рухнуло.
К сожалению рамки очерка не позволяют подробно остановиться на причинах крушения «Советской Империи», это отдельная тема. Назову лишь, на мой взгляд, главные. Следуя диалектике Гегеля, который утверждал, говоря упрощенно, на каком-то этапе всё разумное со временем становится неразумным, приходим к выводу (вслед за Энгельсом): «достойно гибели всё то, что существует».
Применительно к СССР:
1. - «народная» власть на деле оказалась оторванной от народа;
2. – партия коммунистов, открыв доступ в свои ряды карьеристам, превратилась в партию оппортунистов (приспособленцев). Пример небезызвестного Марка Захарова тому подтверждение. Три года обивал он пороги райкомов-горкомов, чтобы заполучить вожделенную красную книжицу, а в августе 1991г картинно швырнул её в огонь. Антикоммунист по иронии судьбы до сей поры руководит театром Ленинского комсомола. И это не единичный случай.
Деградация происходит тогда, когда человек, поддавшись лести окружения, верит в свою исключительность, отрывается от масс, оставаясь на деле попросту обывателем, как бы высоко не взлетел.
Личный интерес затронул и святая святых – ЦК партии. С уходом на «заслуженный отдых» партократии хотелось бы увековечить свои привилегии. Случайно ли, что пресловутая перестройка началась не снизу, а сверху, хотя нельзя не сказать о том, что в стране уже назревала ситуация, при которой «низы не хотели жить по старому, а верхи не могли по старому управлять».
3. Ввод «ограниченного контингента» в Афганистан был самой крупной ошибкой во внешней политике непогрешимого руководства Страны Советов после «осуждения культа личности товарища Сталина» Н.С.Хрущёвым.
4. Односторонняя же уступка советского правительства, в области сокращения ядерных вооружений подорвала престиж страны. А роспуск Варшавского Договора, надо расценивать не как ошибку, а как прямое предательство и собственной страны и стран Содружества. Прав философ, говоря: «когда за дело берётся чернь* – ничего хорошего ждать не приходиться». Такого позора и унижения Святая Русь не переживала с момента татаро-монгольского нашествия.
Страна, совершив гигантский скачок назад, продолжает зигзагообразное движение по капиталистическим рельсам.
Советских людей, воспитанных в духе высокой морали и нравственности, благодаря чему сумели разгромить фашизм, «отцы перестройки» в ускоренном темпе взялись делать из них миллионеров, перевоспитывать по волчьим законам и по программе А.Даллеса, постепенно превращая в алчных монстров, готовых на всё ради наживы. Как тут не вспомнить английского публициста XIX в Т.Дж. Даннинга, которого цитирует К.Маркс:

«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Мы пережили монархию, демократию Керенского, Советы, «тиранию», «волюнтаризм», «застой», «перестройку и ускорение», и вот теперь, наконец, получили нью-демократию. И можем собой гордиться вполне. Но «республика не может состоять из одних республиканцев, как роза из одних только лепестков» /мысль Маркса/ И право жить во дворце или под мостом, в подвале или в картонной коробке на теплотрассе – это Ваше святое право. Вы можете говорить или хранить молчание – это также Ваше право, буржуазное право.

Лучшие умы во все времена мечтали о создании общества социальной справедливости - свободном государстве.
Вполне понятно, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - марксистская точка зрения. Потому словосочетание «свободное государство» вызывало у Энгельса скептическую улыбку, ибо если «есть государство – нет свободы, есть свобода – нет государства», а есть, как уже говорилось, «война всех против всех».
К сожалению, приходится сознавать, что народные массы не всегда понимают истинный смысл счастья и порою к нему их надо тащить силком /мысль В.Белинского/, и справедливость достигается большой кровью. И стоит ли она того?

* - чернь - не народ, а в том смысле, как понимал её А.Блок.
Как бы высоко не взлетел «простой советский комсомолец» из Ставрополья в сущности он остался «помощником комбайнёра недоучкой, предавшим интересы страны за Нобелевскую премию, как Иуда за 30 серебреников.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...