Цитаты выдающихся людей о творчестве и одаренности. Афоризмы и цитаты про талант

Талант - дар, над которым властвует человек; гений-дар, властвующий над самим человеком.
Д. Лоуэлл

Талант есть способность обрести собственную судьбу.
Т. Манн

Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.
Ф. Достоевский

Талант есть то самое, что «под одну гребёнку» не ложится, всегда «вихры торчат». Если срезать все вихры, всё гладко пострижено - плоскость единообразия.
И. Соколов-Микитов

Талант иного человека кажется меньшим, чем он есть, потому что он ставит себе всегда слишком большие задачи.
Ф. Ницше

Талант - искра Божья, которой человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.
В. Ключевский

Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли.
К. Досси

Талант - нечто настолько таинственное, что, когда всё будут знать про землю, про её прошлое и будущее, когда всё будут знать про Солнце и звёзды, про огонь и цветы, когда всё будут знать про человека, - в последнюю очередь всё-таки узнают, что такое талант…
Р. Гамзатов

Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант - в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы.
М. Горький

Талант с лёгкостью делает то, что трудно для других; гений делает то, что невозможно для таланта.
А.Ф. Амьель

Талант, что мозоль на ноге: банщик срежет её, а деятельность ноги восстановит.
В. Ключевский

Талант - это вера в себя, в свою силу.
М. Горький

Талант - это власть над другими.
В. Ключевский

Талант - это как деньги: вовсе не обязательно его иметь, чтобы о нём говорить.
Ж. Ренар

Талант - это прежде всего целеустремлённая воля к действию.
Л. Леонов

Талант- это то, чем вы обладаете; гений - то, что владеет вами.
М. Каули

Талант - это то, что ты сделал, а не то, что ты хотел.
Л. Гурченко

Таланты - не дворянство, чтобы передаваться от поколения к поколению.
Д. Дидро

Таланты образуются в покое, характеры - среди житейских бурь.
И. Гёте

Талант мы угадываем по одному-единственному проявлению, но чтобы угадать характер, требуется продолжительное время и постоянное общение.
Г. Гейне

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.
Н. Карамзин

Талант житейский - значит быть господином своей судьбы (при этом нет гарантии, что он может быть господином своей судьбы), быть вежливым и предупредительным с любым, самым отпетым идиотом.
А. Рюноскэ

Талант и знания - яркий свет, без них из тьмы исхода нет.
А. Рудаки

Талант прозаика сводится к трём талантам: таланту поэта, таланту историка или биографа и таланту житейскому.
А. Рюноскэ

Талант хорошего прозаика в выборе средств состоит в том, чтобы ближе подойти к поэзии, но не перейти к ней.
Ф. Ницше

Таланты истинны за критику не злятся: Их повредить она не может красоты, Одни поддельные цветы дождя боятся.
И. Крылов

Талантливый поэт обязательно любит вино, но любитель выпить не обязательно талантливый поэт.
Чжан-Чао.

Талант – способность в чём то понять творца, способность видеть чудо.
Александр Круглов

Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят.

Таланту только в счастливые минуты удаётся составить из точек линию, проводимую гением одним росчерком пера.
М. Эбнер Эшенбах

Талант – это условие, а не критерий творчества. Чтобы разрушать, тоже нужен талант.
Владимир Микушевич

Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта.
Фёдор Достоевский

Талант заключается в способности прозреть одним мгновением и как единую конструкцию целые сложные зависимости. Открывается перспектива, связывающая целые ряды явлений и идей в единое существование, в единый образ реальности.
Алексей Ухтомский

Трагедия талантливых людей нередко состоит в том, что они неумные люди. Трагедия умных людей зачастую состоит в том, что они лишены таланта.
Теодор Ойзерман

Без вмешательства необыкновенного таланта всё прекрасное остаётся непризнанным.
Жозеф Жубер

Каждый человек имеет своё призвание. Талант – это знать его.
Ральф Эмерсон

Талант – это развитая природная склонность.
Оноре де Бальзак

Если хочешь быть господином своего таланта – служи ему.
Геннадий Матюшов

Талант без честолюбия обречен на вымирание.
Андрей Лаврухин

Гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил.

В суете талант сохнет, бездарность процветает.
Владимир Лебедев

Талант мужает через сопротивление – гибнет через насилие.
Борис Андреев

Талант без труда никогда не расцветает, а труд без таланта даже не даёт всходы.
Геннадий Матюшов

Талант без мужества – высшее горе художника.
Борис Андреев

Великие таланты – продукты болезненной страсти.
Виктор Шербюлье

Талант – умение задать труд душе.
Александр Круглов

Талант есть страсть.
Василий Розанов

Что у таланта – средство, у посредственности – цель.
Валентин Лукьянов

Безвкусица встречается и у таланта, и у посредственности, но у таланта тогда, когда он сеет, у посредственности, когда она жнёт.
Геннадий Матюшов

Талант – это способность делать то, чему нас никто не учил.
Альфред Конар

Талант – это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать.
Сергей Довлатов

Талант – вопрос количества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста.
Жюль Ренар

Главный признак таланта – это когда человек знает, чего он хочет.

Труд – это уже потребность таланта, а не отец таланта!
Варлам Шаламов

На минуту представьте себе, что он умер, и вы увидите, как он талантлив.
Жюль Ренар

Когда у нас говорят: «Икс талантлив», то невольно представляют себе также определенную меру глупости, которую позволено иметь Иксу.
Кароль Ижиковский

Одаренному коню в зубы не смотрят.
Лазарь Лагин

У него есть талант продавать талант, которого у него нет.
Габриэль Лауб

Чтобы доказать свою талантливость, надо быть очень способным.
Владилен Прудовский

Всякий талант в конце концов зарывают в землю.
Эмиль Кроткий

Только посредственность всегда в форме.
Сомерсет Моэм

В созидании материальной культуры посредственный работник прежде всего работник; в творчестве культуры духовной посредственный работник прежде всего посредственность.
Григорий Ландау

Хорошее поведение – последнее прибежище посредственности.
Генри Хаскинс

В сфере духа встречаются весьма плодовитые импотенты.
Станислав Виткевич

Состояние творческой импотенции, увы, не мешает творить.
Лешек Кумор

Талант – бесконечная способность имитировать гениальность.
Автор неизвестен

Талант - как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.
М. Горький

Талант – ценимый нами мучитель.
Т. Капоте

Талант - это как вещь, заложенная в ломбард. Не всегда удается выкупить, то есть реализовать.
В. Зубков

Талант - это птица, которая гнездится где ей понравится, иногда в глухом лесу, а иногда в подстриженном парке.
Г. Сенкевич

Талант в мужчине то же, что красота в женщине, - всего лишь обещание. Для того чтобы быть подлинно великим, его сердце и характер должны быть равны таланту.
О. Бальзак

Талант и слеп, и слишком тонок,
Чтоб жизнь осилить самому
И хам, стяжатель и подонок
Всегда сопутствуют ему.
И. Губерман

Чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант, как тотчас же все посредственности этой профессии стараются замять дело и всякими средствами лишить его случая и возможности сделаться известным и заявить себя перед светом, как будто он замыслил покушение на их неспособность, банальность и бездарность.
А. Шопенгауэр

Таланту ник чему чины и пост,
Его интересуют соль и суть,
А те, кто не хватает с неба звезд,
Стараются навешать их на грудь.
И. Губерман

Отрицание своего дарования - всегда ручательство таланта.
У. Шекспир

Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов.
Ж. Даламбер

Порою из дурных качеств складываются великие таланты.
Ф. Ларошфуко

Эссе

«Одаренные и талантливые дети»

Если талант - это искра Божья,

то нужно приложить ещё немало усилий,

чтобы из неё возгорелся огонь творчества.

Бауржан Тойшибеков

О насколько велик мир и всемогуща природа! Проходят года, столетия, и на смену одним дарованиям и талантам рождаются новые. Не все призваны стать гениями, но миллионы людей имеют исключительные творческие задатки. Одаренные и талантливые дети рождаются, осветив мир красотой настоящего, неподдельного искусства, умением творить и дарить радость творчества. Да-да, именно такими детьми мы любуемся во время праздничных концертов, увлеченно слушая золотой голос маленькой звездочки. Или очарованные неповторимостью детского шедевра на выставке рисунков постигаем смысл бытия.

Сколько в мире детских талантов? Сотни, тысячи… Оглянитесь и посмотрите вокруг себя. Рядом с вами живут и растут такие же детки, которые ждут вашего участия в их судьбе, ждут помощи от вас. Вы слышите голос ребенка? «Я также талантлив, как многие из нас. Я так хочу, чтобы меня заметили», - шепчет он вам.

Что же такое детская одаренность, талант? Какого ребенка мы называем одаренным? Я считаю, что одаренный ребенок – это исключительная личность, мыслящая нестандартно, отличающая от своих сверстников оригинальностью идей, интеллектуальным воображением и сильным порывом к изучению одной какой-то сферы жизни: науки, спорта, музыки, живописи, техники и т.д.

«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить», - говорил еще в древности Сократ. Значит, одаренным ребенком может быть каждый. У кого-то интеллектуальные, творческие способности проявились рано, с рождения. Кому-то нужно развивать свои способности, свой скрытый талант. И это зависит от нас, учителей и родителей, чтобы вовремя заметить и приложить немало усилий, чтобы из искры природных способностей загорелся огонь творчества.

В моих 6, 10 классах нет гениальных детей, но есть учащиеся, которые замечательно пишут статьи в газету; другие отлично поют; третьи, обладая даром красноречия и ораторского искусства, прекрасно читают стихи и выступают на сцене. Их успехи – это мои успехи тоже. Ведь именно на уроках русского языка и литературы мы постигаем красоту поэтического слова, учимся правильно излагать свои мысли и чувства. Талант – это вера в себя, в свою силу, это развитие природных склонностей.

И только развивая способности своих учеников, поддерживая их творчество, я смогу вырастить (конечно, при участии родителей и коллег) из маленького природного зародыша прекрасный букет цветов. Цветок не завянет от времени, он будет давать семена и размножаться. «Время – это простор для развития способностей». Распознав свой талант, ребенок не будет зарывать его в землю. Одаренный человек должен делиться с другими своим даром, мастерством. Несмотря на трудности и проблемы, он преодолеет все барьеры и принесет пользу обществу, стране, может быть, о нем узнают и в мире.

Я верю, что дети – это наше сокровище, которое мы бережем. А одаренный ребенок – это алмаз среди сокровищ. Найдите его и шлифуйте!

Не зарывай талант в землю

Александр Владимирович Сухих

Даётся каждому здоровье
И жизнь одна, что суждена…
На эту тему грех злословить,
Неблагодарная она…

Но вряд ли стоит обижаться:
Мол, вот таланта не дал Бог…
Талант у каждого есть, братцы,
Не каждый пользоваться смог…

Не попытался за обидой,
За суетою бренных дел,
Идя дорогою избитой,
Раскрыть свой собственный удел…

Нам небесами от рожденья
Заложен свой потенциал -
Найти себя в Отца творенье,
Раскрыть свой счастья идеал!..

Не обязательно картиной,
Иль книгой или же стихом,
Но целью искренней гонимый
Служеньем ближнему во всём…

В делах обыденных сердечность
За правило себе приняв,
Раскрой талант, что дарит Вечность,
Плечо своё другим подставь!..

Когда покажется несчастным
Твой личный, собственный удел,
То подари другому счастье
Такое, как себе б хотел!..

И отдавая так, в итоге,
Умножишь собственный талант*
И не «зароешь в землю»… Бога,
А станешь истинно богат!

Кристалл таланта

Александра Белковская

Как найти заветный ключик
От шкатулки расписной,
Где лежит кристалл таланта,
Предназначенный судьбой.

Под охраной чьей секретной,
Где лежит он, золотой?
Как понять,что путь неблизкий
Может одолеть любой?

Ведь глубины человека -
Клад загадочных начал,
Где таланты ждут расцвета,
Ограняется кристалл.

Соберутся вместе Музы -
Заблестит брилльянт искусств.
Каждый лучик - это узы,
Отраженье лучших чувств.

Ты искал, ты ждал, старался,
Сплел крапивных семь рубах,
Огорчался, улыбался,
Много находил, терял.

И все это - не разгадка,
Ключ заветный где-то там…
Он в грядущем, он не найден.
Ты надежды не теряй!

Талант

Аннушка Андриященко

Бессмысленно просить талант,
Ведь он от бога дан тебе.
Не за заслуги этот гранд,
А как аванс в твоей судьбе.
И загубить его легко,
Как голову себе отсечь,
И ежечасно для него
Всегда готов булатный меч.
Талант - душа твоя, моя,
Цени, работай над собой,
Бей в точку, это всё не зря,
И позабудь про сон, покой.
Талант во всём, везде талант
В работе, жизни и любви,
Со временем шагая в лад
Дни не меняй ты на рубли.
Красиво жить не запретишь:
Вот так в народе говорят.
Я слышу, ты мне говоришь:
Талант, воистину талант!

В дворцах таланты - не живут...

Борис Кравецкий

В дворцах таланты - не живут:
От роскоши таланты - тают…
И только повседневный труд
Их процветанью помогает.

И лишь в труде дано - сиять:
Стихам и музыке, и краскам…
В труде! Другого - не сыскать.
Таланты-лодыри лишь - в сказках…

Таланту нужно размышленье

Валерия Ливина

Таланту нужно размышленье,
Покой, достаток и досуг,
Чтоб обнаруживались вдруг
Таланты и произведенья.

Таланту нужен чистый воздух,
Свободы одинокий дар,
Чтоб в тишине он порождал
Соцветия красот непоздних.

Но вместо мирного покоя,
Спешим, торопимся успеть
Проговорить, прожить, пропеть,
Усилья ускоряя вдвое.

Чтоб сочетать и долг, и прихоть,
Приходится горами двигать.

Талант


Владимир Петрович Григин

Мне нравится талантливое в людях,
Без пафоса, надменности в груди.
Их искренность и простота прибудет,
И устремленность жизни впереди.

Мне нравится к ним взглядом прикоснуться,
Так хочется к ним ближе подойти.
В их мир хотя б немного окунуться
И… не вспугнув, на цыпочках пройти.

Мне нравится трудами их дивиться,
Прочесть их книги, мысль их угадать.
В дела успешные хотя б немного влиться,
В делах успешных вектор их узнать!

Мне нравится, что я талантлив тоже,
Способностями Бог не обделил.
Как радуюсь, что жизнь ни с чьей не схожа,
Я жил и развивался, не спешил.

Мне нравится любви в лицо смотреться,
Улыбки, комплименты получать!
Я радуюсь… все в жизни удается,
Любовь - она ведь радости… печать!

Мне нравится, когда страна нас любит,
Свои признанья вовремя дает.
И этим она нас сильней разбудит,
Талант… который всех толкнет вперед!

Таланты


Вячеслав Харитонов 2

Таланты в жизни, как атланты.
Пока не грянул звёздный час,
Певцы, поэты, музыканты -
Они вращаются средь нас.

Иной и вовсе уж под боком.
Вини его ты не вини -
А он в смущении глубоком
Всю жизнь скрывается в тени.

Но вот, поди ж ты, держит небо
На хилых, вроде бы, плечах.
Ему вполне хватает хлеба.
И от нагрузки не зачах.

Царит в России бездорожье,
Дурак царит и тот, кто крут.
Непостижима воля божья,
Неоценим Сизифов труд.

Талант

Вячеслав Хомич

Талант нельзя
Уворовать,
Он никуда
Не может деться,
Всецело он
Принадлежит -
Его законному
Владельцу.
Но без труда
Его зерно -
Не обретет
Творений силы:
Отнюдь не каждому
Дано -
Таланта видеть
Перспективы...

Таланты

Вячеслав Хомич

Таланты -
Свободны как птицы,
Им зависть земли -
Ни почем!
И не зачем им
Суетиться:
Мы их -
Никогда не пропьем!

Талант

Евгения Урусова

Людей без дарованья нет.
Мы все наделены талантом.
Быть может, в ком-то спит поэт,
А кто-то мог быть музыкантом.
Но, если слуха не дано,
Не значит, что скупа природа.
Способности есть всё равно,
Пускай совсем другого рода.
Способный повар на обед
Такой шедевр создать умеет,
Что каждый, хочет или нет,
От восхищения немеет.
Но мало отыскать талант,
Что собственно уже награда.
Отшлифовать, как бриллиант-
Вот тут уж потрудиться надо!

Мне хочется вас чем-то удивить

Елена Толоконникова 2

Мне хочется вас чем-то удивить,
Чтоб вы заметили мои таланты!
Готова встать на лёгкие пуанты,
И облаком по воздуху парить.
Мне хочется увидеть ваш восторг,
Пропеть чистейшим голосом небесным.
Смотрите, озаряется восток
Лучом новорождённым, неизвестным!

Послушайте, вздыхает океан,
Почувствуйте морской воды прохладу!
Мне важно знать, что вам всё это надо:
Восторг зари и утренний туман…
Наверное, я очень долго шла,
И по пути - таланты растеряла.
Остались не растрачены слова,
Но их, поверьте, всё-таки немало.

Гении


Игала

Они рождаются такими,
Им Бог талант, наверно, дал
И в детстве став уже большими,
Они - великие всегда.
Их мозг устроен необычно,
Извилин всех не сосчитать,
Им необычное - привычно,
Простым их смертным не понять.
На свете гениев так мало,
Весь мир их знает имена,
Хоть их природа создавала,
Одарена сама она.

Талант


Игала

Талант, коль дан он человеку,
Однажды путь себе пробъёт,
Свою проложит в жизни веху
И прорастёт, и расцветёт,
И даст плоды, и будет множить
Уж многократно свой успех,
И развивать его продолжит
Всё дальше, удивляя всех.

Пока не в моде

Ирина Кудряева

Талант - немного сумасшедший.
Пока не в моде - он изгой.
Его не видит мир ослепший.
Его не слышит мир глухой.

Таланту выжить очень сложно -
он прогибаться не привык
перед влиятельным вельможей,
сияющим как солнца лик.

Но много ли таланту нужно?
Земля и небо, кисть, мольберт.
Твори для вечности художник,
ведь для искусства - смерти нет.

Что есть талант?

Лариса Александрова-Дмитриева

Что есть талант на самом деле? -
Благословенный дар Богов,
Который с самой колыбели
Ты взращивать в себе готов...

А кто-то скажет - это гены,
Всё в нас заложено давно,
И если в предках кто-то гений -
Тебе таким стать суждено.

Но только вот,талант не вечен,
Его ты можешь потерять,
И лишь работой бесконечной
Сумеешь крепко поддержать.

Его ты либо развиваешь
Своим же собственным трудом
Или всё глубже зарываешь,
Теряя дар свой с каждым днём...

А гены - это груз серьёзный:
Ответственность за честь и кровь,
Талант же - это пот и слёзы,
И к делу вечная любовь...

Талант


Лариса Чех

Таланту надо помогать,
Бездарность вылезет сама,
Таланту бед не занимать -
Тюрьма иль нищая сума.

И сколько превратились в прах
Непризнанных слепой толпой,
Кто на пути,кто в лагерях,
А кто сейчас пока живой.

Талант - извечный пилигрим,
Бездарность заняла дворцы,
Великий Пушкин был гоним
Над ним глумились подлецы.

Таланту руку подавать
Всегда бездарность не спешит,
А кто умеет подпевать,
Тот без таланта знаменит.

Талант

Марина Терехова 2

Талант - небес далёких дар:
Цветок, пробившийся из снега,
В нём есть живительный нектар,
И золотой автограф неба.

Слугой таланту -вечный труд,
Что мысли придаёт движение,
С ним сообща они начнут
К вершинам славы восхождение.

Им друг без друга не взлететь,
Не воспарить над миром бренным,
В людских сердцах не пламенеть,
Не быть сокровищем бесценным.

Сложившись пазлами в одно,
Они свернуть способны горы,
Коль вместе быть им не дано,
То в пустоту все разговоры.

За серой скукой тихих дней
Талант угаснет понемногу.
И сколько не плоди идей,
К успеху не найдёшь дорогу.

Таланту надо помогать

Наталья Довженко

Таланту надо помогать -
Бездарный сам пробьёт дорогу.
Себя к успеху продвигать
Талант не может сам, ей-богу.

Летает ветром в васильках,
Взметает в небеса вулканом,
Талант витает в облаках,
Творит и плещется фонтаном.

Усидчивость ему претит,
Рутина с ним несовместима…
Талант бывает часто бит
Бездарной завистью активной.

Таланту надо помогать,
Не ставить подлую подножку.
Напротив - помощь предлагать,
Хотя б чуть-чуть, хотя б немножко.

Ода таланту

Николай Тимченко

Талант не вещь и не заначка.
Его не спрячешь от людей.
Он виден всем, а это значит,
Ты кладезь редкостных идей.
Когда идея воплотилась
В шедевр, которым дорожим,
Ты снова, что бы ни случилось,
Идеей новой одержим.
Легли слова, как ноты в строчки,
Душа мелодию ведёт.
К тебе всегда и без отсрочки
Ген вдохновения идёт.
Ищи, твори, дерзай, как можешь!
И удивлять не уставай!
Пусть Бог в творениях поможет!
А ты - талант. И это знай!

Талант

Светлана Пивоварова

Талант сравню… скорей с зерном,
Нужна поливка, удобренье -
Любовь и труд, чтоб проросло,
Без них талант - всего уменье.

Талант и труд. Их естество
Нас делает сильней и выше!
Я твёрдо знаю: мастерство
Из тех понятий родом вышло.

Бездарность и талант


Святослав Моисеенко

Во все века своим змеиным жалом,
Плюя в лицо, пороча вся и всех,
Бездарность шла, отравленным кинжалом
Себе дорогу расчищая вверх.

Она несла с собой пустую серость,
Любой талант сжигая на костре.
Приговорив за искренность и смелость
На эшафот, на плаху, на расстрел.

Бездарность шла, завидуя талантам.
И кулаком - расчетливо, под дых!
Чтоб оборвалась песня музыканта,
Чтоб не родился гениальный стих!

Бездарность шла, узором черной сажи
Усталый лоб пытаясь заклеймить.
И не за то, что ты талантлив даже,
А лишь за то, что ты посмел творить.

Но я живу, стуча в сердца и души.
Не дай нам Бог их навсегда закрыть…
Я буду петь, пока умеют слушать
Те, кто еще надеятся любить!

Секрет таланта

Святослав Супранюк

Секрет таланта прост:
талант - духовный мост
меж нашей жизнью бренной
и вечною Вселенной.

Талант - не просто искра...

Сергей Хомутов Рыбинск

Талант - не просто искра, это - дар
Служения бессонного и долга,
Он, может, от рожденья многим дан,
Да часто растранжирен был без толка.

Легко предстать, имея добрый шанс,
Потом в печальной роли недоучки,
Работника, что получил аванс
И, загуляв, остался без получки.

Озлобленный талант

Татьяна Велесова

Озлобленный талант не милосерден -
Эгоистичен, потому ущербен.
Он будто человек подслеповатый,
Хромой, а, может, даже и горбатый.

Своим лишь продвиженьем озабочен,
А потому он мелочен, неточен.
ОхАет всё прекрасное чужое,
Чтоб любоваться только лишь собою.

Мне талант был дан россыпью...

Татьяна Семеновская

Мне талант был дан россыпью -
Нанижи только и владей! -
Не всем данной такой роскошью:
Видеть солнце в потоке дождей.

Твёрдой мне дано поступью
Идти прямо и не свернуть,
Не всем данной такой роскошью
Хоть однажды взять и рискнуть

В облака упасть белые,
Как лихой сыграть музыкант.
Это роскошь быть такой смелою!
А, пусть россыпью будет талант!

Талантливому

Юлия Борисова Из Питера

Не говори мне про усталость.
Большим негоже уставать.
Тебе столь многое досталось,
Что отдавать и отдавать.

Талант - алмазная огранка.
Он - наказание твоё.
Болит, как резаная ранка,
Но ты терпи, терпи её.

Пусть жжёт алмазная отвага
Толпу завистников твоих,
Ведь даже и твои полшага,
Как километры для других.

Под бритвы, иглы и рапиры
Не привыкать тебе вставать.
Ты слишком много должен миру,
Чтобы от мира уставать.

Талант

Юрий Михайлович Агеев

У каждого есть собственный талант
к чему-нибудь, развитый, неразвитый.
Живёт полу-атлет, полу-атлант,
такой же и ничем не знаменитый, -

Как проклятый горбатя на семью,
сводя концы, решая: или - или,
он делает работу не свою,
а ту, что навязали и взвалили.

Шлют столяры работу к праотцам,
завидуя фальцетам и дискантам,
певцы вовсю завидуют чтецам,
чтецы - поэтам или музыкантам.

Трут рифмы стихотворцы до трухи,
мечтая о богатствах Монте-Кристо,
прозаики берутся за стихи,
политики уходят в аферисты.

Жалеет правда, что она - не ложь,
а ложь меняет то и дело платья,
мир перепутан так, что не найдёшь
того, что ищешь, жизни не потратив.

У каждого из нас своя стезя,
фасон, пошив, отстроченные рантом.
Ах, жили бы вы счастливо, друзья,
и не мешали жить своим талантам!

Данная работа -это размышление о проблеме одарённости детей дошкольного возраста,как нужно относиться к детям с неординарными способностями,описывается опыт работы с одарёнными детьми в Ульяновской области.Материал написан для сборника статей научно-практической конференции по проблеме одарённости детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Одарённые дети – надежда и опора нашей Родины»

Адрес места работы: МБДОУ№3детский сад общеразвивающего вида «Рябинка», город Инза, Ульяновская область, ул. Яна Лациса,66.

«Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране» (Ж. Брюно)

Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных,педагогов, психологов. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется часто уже в дошкольном возрасте. Что же такое одаренность? Под этим термином понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности: художественной, технической, коммуникативной, спортивной. Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял В.А. Сухомлинский, его высказывания об одарённости детей самые актуальные сейчас в дошкольной педагогике. Приведу некоторые из них:»…Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...», » Одарённость обнаруживается тогда, когда ей удалось проявиться и закрепиться», «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». Эти слова замечательного,великого русского педагога должны стать ключевыми в современном образовании для тех педагогов и учителей,кто выявляет одарённых детей и работает с одарёнными детьми, поддерживает юные дарования и верит в детей с неординарными способностями. Но обладать таким чутьём и тактом должен новый педагог, педагог нового поколения на стандарт которого указывает «Профессиональный стандарт педагога»/2013год/:

«-работа с одарёнными учащимися;

- использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников;

- Владение психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети. »

Основную цель по работе с одарёнными детьми поставил Президент России В.В. Путин в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»:

«-Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одарённостью,независимо от сферы одарённости…»,определены меры по поиску и поддержке талантливых детей:»… Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми. Создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей. Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи. В новом «Законе об образовании»/2012год/указывается,что образование доступно каждому ребёнку в нашей стране и он получает право на дальнейшее развитие и обучение по индивидуальным программам для одарённых и способных детей. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» /2008год/основной задачей является: «… создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…»

Наш Ульяновский регион не остаётся в стороне от Федеральных законов о внимании к одарённым детям. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых ребят и общую среду для проявления и развития способностей каждого

ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят. » Коллектив Ульяновской гимназии №34 создал авторскую программу «Одарённые дети» и считает своей целью: «… формирование личности одарённого ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и наклонности..» По поручению Правительства Ульяновской области и Министерства образования Ульяновской области начата разработка проекта областной целевой программы «Одарённые дети» на период до 2015 года . Губернатор нашей области С.И. Морозов отметил, что «…интересный и амбициозный проект над которым мы работаем – создание в Ульяновской области целостной системы по работе с одарёнными детьми и молодежью на всех уровнях образования; сбалансированности основных направлений деятельности по формированию интереса к техническим, естественно-научным дисциплинам, научно-исследовательской деятельности и профессиональной ориентации детей и молодежи является детский научный комплекс «ДНК».В основу этого проекта положен опыт научного Центра «Эврика» Финляндии, других уникальных мировых детских научных центров. Данная методика позволит создать непрерывную систему образовательного процесса: дошкольное образование – общее образование – дополнительное образование – профессиональное образование профессиональное образование (практика) – профессиональная реализация..» В Ульяновской области идет процесс формирования единой системы выявления и поддержки талантливых детей и молодёжи. Ресурсное обеспечение работы с талантливыми детьми и молодёжью на территории Ульяновской области возлагается:

На региональный научно-методический центр по работе с одарёнными детьми;

- на областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодёжи».

- Специалистами центра по работе с одарёнными детьми создана компьютерная программа – электронный банк данных «Одарённые дети Ульяновской области».Образовательными учреждениями Ульяновской области ведётся исследовательская работа: ЦРР детский сад № 178

«Облачко», ЦРР детский сад № 128 «Гусельки», ЦРР детский сад № 253 «Белоснежка» и т.д.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. В современном дошкольном образовании сейчас многое меняется-должен поменяться и педагог – дошкольник, по моему мнению, именно на самой первой ступени образования-дошкольной - необходимо выявить ярких,талантливых,неординарных детей с высокими показателями в разных видах детской деятельности,поддержать и направить. По опыту своей работы в дошкольном учреждении/более 30 лет/ хочу высказать свой взгляд на проблему одарённости детей, выявлению таких особенных, ярких детей и обучение их по специальным программам для дальнейшего развития:

1.Воспитатель дошкольного учреждения должен обладать педагогическим чутьём и педагогической внимательностью, чтобы видеть в детях зачатки одарённости.

2.Обязательно работать в тандеме с другим воспитателем по воспитанию и развитию таких детей.

3.Вести огромную,кропотливую работу с родителями одарённого ребёнка, ведь в семье дети получают колоссальную поддержку,внимание и участие.

4.Никогда не выделять таких детей в присутствии других детей.

5.Необходимо разработать индивидуальную программу для каждого одарённого ребёнка, включить в эту программу всех специалистов дошкольного учреждения: психолога,медсестру, воспитателя по изодеятельности, инструктора по физкультуре и т.д.

6.Никогда не нагружать ребёнка сверх того.что он может и умеет, ведь цель педагога: мягко и ненавязчиво развивать его талант.

7.Всячески поддерживать и поощрять новые идеи, новые мысли одарённого ребёнка и помогать ему их осуществлять.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Истинно одарённых детей мало, но они есть- и воспитателю важно увидеть искорку одарённости в каждом ребёнке и разжечь огонёк таланта, постараться раскрыть и поддержать.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. И поэтому особая миссия возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает вопрос одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Литература:

1.Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998г. http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/475-belova-scheblanova16

2.Комплексная программа «Ковровая дорожка» по реализации эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Ульяновской области на 2012-2015 годы.

3.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности,1989г.

4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

5.Об образовании в Российской Федерации Российская Федерация Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

6.«Профессиональный стандарт педагога»,Вестник Образования России Август 15,2013. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.Утверждено распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662.

7.Программа «Одарённые дети»- 2009-2015 гг. Управление образования администрацииг.Ульяновска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Гимназия №34».


Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом. «Как распознать таланты ребёнка? Статья подскажет,КАК НАДО и как НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком. А также предложит Вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые облегчат для Вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. В заключении Вы познакомитесь с мудрой притчей для детей и родителей "О призвании и таланте - Маленький художник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый человек талантлив. Дело за малым – найти свой путь.

Талант без веры в себя ничего не стоит.

Талант без труда и знаний – что каша без масла.

Талант – это всего лишь глина, из которой можно что-то вылепить.


Талантливые дети

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного - этот ребенок - талант. Таких детей очень мало.

Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Способности есть, но нужно приложить усилия, для того, чтобы их разглядеть и развить. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Вот и жалуются потом мамы и папы, что «ему бы только телевизор смотреть», «только бы за компьютером сидеть», «только бы во дворе гулять». И забывают мамы и папы, что когда-то им было «некогда» вывести ребенка на его дорогу. Лень способна загубить любую одаренность. Талант и лень не совместимы.

Ваша задача – помочь своему ребёнку развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, науку, математику и т.д.
Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты. Психологи считают, что гениев и талантливых людей среди нас намного больше, чем считается.

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт.

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета.

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

ТЕСТ-АНКЕТА «Как распознать таланты ребёнка?»

У вашего ребёнка технические способности, если он:

  1. интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  2. любит конструировать модели, приборы;
  3. сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры,
  4. может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  5. любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  1. любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  2. очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  3. сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

  1. обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  2. умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
  3. любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  4. часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  5. с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  6. не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  3. меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4. с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  5. с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
  6. пластичен и открыт всему новому;

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  1. хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  2. обладает хорошей памятью;
  3. легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  4. задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  5. любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
  6. обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
  7. гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
  8. обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  9. очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

  1. он очень энергичен и все время хочет двигаться;
  2. он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
  3. он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  4. не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  5. лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  6. предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  7. кажется, что он никогда всерьез не устает;
  8. неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

  1. рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;
  2. любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  3. выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;
  4. изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  5. любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

  1. не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  2. в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
  3. серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  4. в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  5. стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  6. не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

КАК НАДО

  1. Создать условия для "поощрения" таланта.
  2. Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
  3. Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  4. Учить терпению и поощрять за все старания.
  5. Тактично, деликатно помогать ему.
  6. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  7. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребёнка.
  8. Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
  9. Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
  10. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  11. Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  12. Все время ободрять его.
  13. Считать себя самым счастливым из родителей.
  14. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  1. Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
  2. Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.
  3. Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
  4. Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
  5. Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.
  6. Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
  7. Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
  8. Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
  9. Не помогать решать проблемы с воспитателями.
  10. Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
  11. Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
  12. Драматизировать все неудачи.
  13. Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
  14. Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.
  15. Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.
  16. Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
  17. Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
  18. Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.
  7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  8. Я беру ребенка с собой в интересные поездки.
  9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  10. Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.
  11. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  12. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  14. Я регулярно читаю ребенку.
  15. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  16. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  17. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  18. Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
  19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  20. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  22. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  23. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
  24. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  25. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  27. Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.
  28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  29. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Итак, сколько ответов у вас получилось?

Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".

Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни.

Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой...

Мудрые притчи для детей и родителей


О призвании и таланте - Маленький художник

Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома.

Ах, негодник! – раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем.

Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, - сказал довольный отец.

Мальчик умел рисовать красивые картинки, и отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учебу.

Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи.

Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! - закричал сапожник.

Как красиво! - ахнули родители.

Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах, - сердито объяснил сапожник и ушел.

Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все опять повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя.

За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар.

Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил:
- Кто нарисовал этого чудесного петуха?

Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал:
- Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником?

Больше всего на свете хочу! – закричал мальчик.

Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, он ни к чему не способен, - пожаловалась мать.

Огонь в бумагу не завернешь, - смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку.

Вопросы и задания

  1. Всегда ли талант, данный человеку от рождения, проявляется в жизни?
  2. Если бы вам разрешили украсить стены вашего дома рисунками, что бы вы нарисовали?
  3. Всегда ли талант человека проявляется в детстве? Может ли талант проявиться в пожилом возрасте?
  4. Нарисуйте птиц из притчи, которыми мальчик украшал все вокруг себя.


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...