Цусимское сражение кратко. Причины поражения в цусимском сражении

Тяжелый удар был нанесен Российской Державе 25 лет тому назад у острова Цусима. И многие современники склонны были считать его сокрушающим. Слова упреков и осуждения были сказаны ими по адресу тех, кто острее других переживал происшедшее.

За двадцать пять лет многим открылась правда. «Крестный путь», «чудо», «неповторнмый и беспримерный» - вот каким представляется теперь поход от Либавы до Цусимы. И можно с уверенностью сказать: в 1930 году на судах под Андреевским флагом и под шпицем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге достойно было бы отмечено двадцатипятилетние рокового дня, и героями чувствовали бы себя участники похода эскадры Адмирала Рожественского.

ЦУСИМА - СЛОВО НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

В ходе неудач на фронтах русско-японской войны, в августе 1904 года на помощь блокированной в Порт-Артуре российской эскадре было решено послать корабли Балтийского флота, присвоив им имя Второй Тихоокеанской эскадры. Ее командиром был назначен вице-адмирал З.П. Рожественский. В октябре 1904 года эскадра вышла в море. Ей предстоял трудный кругосветный переход, в конце которого ждал бой с японскими кораблями. К декабрю 1904 года эскадра достигла берегов Мадагаскара. К этому времени Порт-Артур уже пал и дальнейший переход не имел никакого смысла, однако в феврале 1905 года из Либавы вышла еще одна эскадра под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова, получившая название Третья Тихоокеанская. В конце апреля 1905 года у берегов Вьетнама обе эскадры соединились, а 14 (27) мая 1905 г. вошли в Цусимский пролив, держа курс на Владивосток. В тот же день русские корабли были обнаружены превосходящими силами японского флота адмирала Того. Произошедшее сражение окончилось гибелью российского флота. В самом начале боя выбыл из строя флагман русской эскадры «Князь », а находившийся на его борту Рожественский был ранен. Также были потоплены броненосцы «Адмирал Ушаков», «Александр III» и «Бородино». Корабли русской эскадры потеряли строй и оказались разбросаны по Корейскому проливу. К вечеру 15 (28) мая Небогатов капитулировал. В плен сдалось 5 русских кораблей, в том числе и миноносец с раненым Рожественским. Лишь только одному крейсеру и двум миноносцам удалось прорваться во Владивосток, а остальные были либо уничтожены японцами, либо потоплены своими командами. Три корабля (в том числе и знаменитый крейсер «Аврора») ушли в нейтральные порты. Всего было потоплено 19 русских кораблей, погибло более 5 тыс. моряков.

ПРИКАЗ №243 ОТ 10-ГО МАЯ 1905 ГОДА. ТИХИЙ ОКЕАН

Быть ежечасно готовыми к бою.

В бою линейным кораблям обходить своих поврежденных и отставших передних мателотов.

Если поврежден и не способен управляться «Суворов» флот должен следовать за «Александром», если поврежден и «Александр» - за «Бородино», за «Орлом».

При этом «Александр», «Бородино», «Орел» имеют руководствоваться сигналами «Суворова», пока Флаг Командующего не перенесен, или пока в командование не вступил Младший Флагман. Миноносцы I отделения обязаны неусыпно следить Флагманскими броненосцами: если Флагманский броненосец получил крен, или вышел из строя и перестал управляться, миноносцы спешат подойти, чтобы принять Командующего и Штаб. Миноносцам «Бедовому» и «Быстрому» быть в постоянной готовности приблизиться с этой целью к «Суворову», миноносцам «Буйному» и «Бравому» - к другим Флагманским броненосцам. На миноносцы II отделения возлагается та же обязанность по отношению к крейсерам «Олегу» и «Светлане».

Флаги Командующего будут при этом переноситься на соответствующие миноносцы пока не представится возможным перенести их на линейный корабль или крейсер.

Вице-адмирал З.П.Рожественский

ГУЛЛЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ

Поход эскадры Рожественского вызвал осложнение русско-английских отношений в связи с так называемым «гулльским инцидентом», когда корабли эскадры Рожественского обстреляли в условиях сильного тумана английские рыболовецкие суда, приняв их за противника. Английский кабинет послал вслед российской эскадре свои военные корабли, которые фактически блокировали ее в испанском порту Виго. Российское правительство предложило передать выяснение «гулльского инцидента» международной следственной комиссии, предусмотренной Гаагской конференцией 1899 года. Давление на английский кабинет оказала и Франция, связанная с Россией союзническими обязательствами. Конфликт в результате был урегулирован на заседаниях международной следственной комиссии, которая признала невиновность Рожественского и предложила России возместить убытки, нанесенные английской стороне.

ИТОГИ БОЯ

Командующий русской эскадрой Рожественский, игнорировавший весь опыт порт-артурского периода, недооценил своего противника и не подготовил своих кораблей к бою, хотя сам считал его неизбежным. Плана боя по существу не было. Разведка отсутствовала. И не случайно появление главных сил японского флота застало русскую эскадру не закончившей своего боевого построения. В результате она вступила в бой в невыгодном для себя положении, когда вести огонь могли только головные корабли. Отсутствие плана сказалось на всем ходе боя. С выходом из строя флагманских кораблей эскадра лишилась руководства. Ее единственным устремлением было так или иначе пройти во Владивосток.

Потери 2-й Тихоокеанской эскадры в кораблях и личном составе в Цусимском бою 27-28 мая 1905 г. Погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Имп. Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», « »; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах». Уничтожены своим личным составом эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый». Уничтожен в результате аварии крейсер «Изумруд» (выскочил на камни). Сдались неприятелю эскадренные броненосцы «Имп. Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый». Интернированы в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома». Прорвались во Владивосток крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Бравый» и «Грозный».

Вернулся самостоятельно в Россию транспорт «Анадырь».

Сражение между русской и японской эскадрами в Японском море было крупнейшей морской битвой эпохи броненосного флота. Во многом именно она решила исход Русско-японской войны.

Шла Русско-японская война. С первых ее дней японский флот захватил стратегическую инициативу на море, теперь русскому командованию срочно требовалось усилить свой Тихоокеанский флот. В октябре 1904 года из Либавы на Дальний Восток отплыла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Зиновия Рожественского. В нее вошли корабли Балтийского флота и достраивающиеся броненосцы. Эскадра обогнула Африку и достигла Мадагаскара, где в феврале 1905 года ее пополнили корабли, отправленные ей вдогонку. 9 мая поблизости от Сингапура к эскадре присоединились вышедшие из Либавы 3 февраля корабли 3-й Тихоокеанской эскадры адмирала Николая Небогатова.

НА ПОДХОДЕ К ЦУСИМЕ

Сражение произошло между островами Цусима и Окиносима в Цусимском проливе, который был частью Корейского пролива между островом Кюсю и Корейским полуостровом. Неподалеку командующий японским флотом адмирал Того Хэйхатиро развернул свои главные силы, выдвинув крейсера южнее пролива, ожидая подхода русской эскадры. Со своей стороны Рожественский решил, прежде всего, добраться до Владивостока, кратчайший путь к которому шел именно через Корейский пролив. В ночь на 27 мая русские корабли вошли в Корейский пролив. Здесь в 04:28 они были замечены с японского вспомогательного крейсера. Того, который теперь имел полную информацию о составе и расположении русской эскадры, немедленно начал развертывание своих основных сил, собираясь утром неожиданно атаковать и уничтожить противника. Отказавшийся от ведения разведки (из опасения обнаружить свое местонахождение) Рожественский действовал наугад, а следивший за эскадрой старый японский крейсер был замечен с русских кораблей лишь в 06:45.

НАЧАЛО СРАЖЕНИЯ

В 13:49 флагман русской эскадры эскадренный броненосец «Князь Суворов» с дистанции 38 кабельтовых (6949 м) открыл огонь по японскому флагману «Микаса». Ответный огонь японцы дали в 13:52, и в первые же минуты повреждения получили все три русских флагмана — броненосцы «Князь Суворов», «Ослябя» и «Император Николай I», причем первые два загорелись. Более современные японские корабли превосходили русские по ряду параметров: их скорость была выше — 18-20 узлов против 15-18; артиллерия имела большую скорострельность — японцы могли дать 360 выстрелов в минуту против 134 у русских; фугасность снарядов была выше в 10-15 раз; бронирование кораблей составляло 61 % площади (против 40 % у русских кораблей).

В 14:10 отряд Того сосредоточил свой огонь на «Князе Суворове», а отряд Камимуры Хиконодзе — на «Ослябе». К бою присоединились остальные русские броненосцы, «Микаса» получил 25 попаданий. Среди японских кораблей наиболее сильно был поврежден броненосный крейсер «Асама», который был вынужден выйти из строя. Ситуация на русском флагмане была критической: сбита труба, на палубе начался пожар, выведена из строя кормовая башня, были перебиты и сожжены все фалы, и теперь Рожественский не мог отдавать приказы и руководить действиями русской эскадры. Однако наиболее тяжело пострадал «Ослябя»: получив несколько пробоин в небронированной носовой части, он набрал много воды; на палубе пылали надстройки. В 14:32 кренящийся на левый борт «Ослябя» вышел из строя, примерно через 15-20 минут он завалился и затонул. В те же 14:32 «Князь Суворов» потерял управление; на мостике был тяжело ранен адмирал Рожественский. До 18:05 русской эскадрой никто не командовал.

ЦУСИМСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Исход Цусимского сражения был решен за первые 43 минуты боя, однако военные действия продлились до вечера, а ночью и на следующий день японские корабли довершили разгром русского флота.

Оставшиеся без руководства русские корабли возглавил броненосец «Император Александр III», который вернул эскадру на курс норд-ост. В ходе боя из строя был выведен японский крейсер «Асама», но и «Император Александр III» был вынужден выбыть, после чего эскадру повел за собой броненосец «Бородино». Получивший ряд повреждений броненосец «Сисой Великий» начал отставать. Около 14:50 «Бородино» повернул на север, а затем на зюйд-ост, после чего японцы из-за тумана потеряли противника.

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Около 15:15 русские корабли снова легли на курс во Владивосток, а в 15:40 противники вновь сошлись и бой возобновился, ряд кораблей сильно пострадал. Около 16:00 «Бородино» повернул на восток, и в 16:17 противники вновь потеряли визуальный контакт. В 16:41 2-й русский броненосный отряд открыл огонь по японским крейсерам, а через 10 минут на звук выстрелов подошли корабли Камимуры, этот бой продолжался до 17:30. Тем временем практически неуправляемый «Князь Суворов», с которого миноносец «Буйный» снял раненого адмирала Рожественского, был окружен и расстрелян японскими миноносцами. В 19:30 он перевернулся и пошел ко дну с находившимися на нем 935 членами экипажа. К 17:40 русские корабли перестроились в несколько кильватерных колонн, и в 18:05 — с догнавшего флот миноносца «Буйный» был, наконец, передан приказ Рожественского о передаче командования эскадрой адмиралу Николаю Небогатову. В это время под огонь японских крейсеров попал уже начавший крениться на правый борт броненосец «Император Александр III», который в 18:50 перевернулся и затонул. В 18:30 «Бородино», уклоняясь от огня противника, повернул на норд-вест, но спастись ему не удалось: в 19:00 корабль был уже охвачен огнем, а после взрыва погреба бортовой башни в 09:12 он перевернулся и затонул. Теперь русскую колонну должен был возглавить броненосец «Император Николай I». В 19:02 адмирал Того отдал приказ прекратить огонь. Всего в ходе сражения погибло 4 русских броненосца, остальные корабли также сильно пострадали в бою; японцы не по теряли ни одного корабля, но некоторые из них получили тяжелые повреждения. Во время боя русские крейсера составили отдельную колонну, лишившись при перестрелке вспомогательного крейсера и транспорта.

НОЧНЫЕ БОИ

В ночь на 28 мая в дело вступили японские миноносцы, которые разыскивали получившие повреждения русские корабли и добивали их торпедами. В ходе ночных боев русская эскадра потеряла броненосец «Наварин» и броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», а японцы — три миноносца.

В наступившей темноте часть русских кораблей утратила связь друг с другом, три крейсера ушли на Филиппины, другие попробовали прорваться во Владивосток — фактически русская эскадра как единая сила перестала существовать.

Наиболее сильный отряд действовал под началом адмирала Небогатова: эскадренные броненосцы «Император Николай I» и «Орел», броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» и крейсер «Изумруд».

КАПИТУЛЯЦИЯ НЕБОГАТОВА

В 05:20 отряд Небогатова был окружен японскими кораблями. После 09:30 Небогатов попытался атаковать, пойдя на сближение, но японцы, пользуясь превосходством в скорости, отвернули в сторону, дожидаясь подхода основных сил флота. К 10:00 русский отряд был полностью блокирован, и в 10:34 Небогатов, так и не вступив в бой, поднял сигнал XGE — «Сдаюсь». Не все с этим согласились: «Изумруд» сумел вырваться, затем сел на мель и был взорван командой, а команда «Орла» попыталась затопить корабль, открыв кингстоны, но японцам удалось им помешать. После 15:00 эсминец «Бедовый», на котором находились раненый Рожественский и штаб флота, не сделав ни одного выстрела, сдался японскому эсминцу. Во Владивосток смогли прорваться лишь крейсер «Алмаз» и миноносцы «Грозный» и «Бравый».

ПОТЕРИ

В русской эскадре в ходе сражения погибло 5045 человек, в плену оказалось 7282 человека, в т. ч. два адмирала. Из 38 русских кораблей затонул 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), 7 достались японцам (4 броненосца, миноносец, 2 госпитальных судна). Потери японцев составили 116 человек убитыми и 538 ранеными, а также 3 миноносца.

11995

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Рожественский был агентом кайзера Вильгельма и тайным революционером. Читать статью «Конрад Цусимский — великое предательство России»

    Ответить

Потрясение русских моряков, переживших Цуси­му, понять легко. Шок от реальных событий оказался слишком тяжелым, чтобы освободиться от гипноза по­давляющего превосходства японского оружия и попы­таться понять истинные причины гибели эскадры.

Действительно, русские бронебойные снаряды об­ладали серьезными недостатками: малое количество взрывчатки, чрезвычайно тугой взрыватель (рассчи­танный на срабатывание только после пробивания снарядом брони), из-за чего при попадании в неброни­рованную часть борта или надстройку они часто не взрывались. Из двадцати четырех 305-мм снарядов, попавших в японские броненосные корабли, не разо­рвались восемь (33%). Это, без сомнения, отрицатель­но сказалось на эффективности их воздействия. Но русские снаряды в Цусиме пробили броневые казема­ты 152-мм орудий на «Mikasa» и «Shikishima» (шести­дюймовую броню Терни), на «Azuma» - шестидюймо­вую броню Круппа. Серьезнее всего пострадал крей­сер «Asama» - снаряд пробил толстую броню кормо­вой оконечности и повредил рулевое управление.

В японских 305-мм фугасных снарядах с очень чувствительным взрывателем 8,5% массы занима­ла шимоза (лиддит, или мелинит), превосходившая по бризантному действию бездымный порох русских аналогов. Зато японские снаряды не пробивали да­же тонкую броню и имели неприятное свойство разрываться в стволах своих собственных орудий.

«Орел» получил около 70 попаданий снарядами калибром от 152 до 305 мм. Внешняя картина разру­шений была впечатляющей - многочисленные пробо­ины небронированного борта, искалеченные надст­ройки, разрушенные и обгоревшие ростры и гребные суда. Корабль был серьезно поврежден, потеряв 41 человека убитыми и 87 человек ранеными.

Однако он сохранил ход и значительную часть боеспособности, в том числе три 305-мм, пять 152-мм и десять 75-мм орудий. Ни один из японских снаря­дов не пробил брони. Эффект неприятельских попа­даний сказался на интенсивности огня броненосца, тем не менее он 14 мая выпустил по противнику сто восемьдесят пять 305-мм и более восьмисот 152-мм снарядов.

«Mikasa» получил около 40 попаданий и потерял 113 человек. На корабле, не считая мелких, вышли из строя одно 305-мм и два 152-мм орудия. Броненосец стрелял при этом не быстрее, чем «Орел»; он израс­ходовал 124 снаряда главного калибра. Поэтому ка­чество японского боезапаса не дает оснований для признания его главным фактором, решившим исход сражения. Не являлось таковым и несовершенство кораблей типа «Бородино», которые в сложных усло­виях показали хорошую живучесть.

Главной причиной гибели четырех русских кораб­лей явилась не чудодейственность японских снарядов (кстати, после войны японцы от них отказались), а ог­ромное количество попаданий. Броненосцы типа «Бо­родино» до самого конца сохраняли целым свой бро­нированный борт, обеспечивавший необходимую пла­вучесть. Однако многочисленные попадания привели к образованию огромных пробоин в легком неброни­рованном борту, куда заливала вода от постоянно рвавшихся вблизи снарядов. Роковую роль сыграли непрекращавшиеся пожары; во время их тушения на палубы обрушивали огромное количество воды. Попа­дая внутрь, она способствовала снижению остойчиво­сти и появлению крена. Сам по себе он не был опа­сен, так как при налаженной трюмной службе быстро спрямлялся. Положение менялось, когда его спря­мить не успевали и он достигал 6-7 градусов. При этом пробоины легкого борта и пушечные порты вхо­дили в воду, что становилось причиной потери остой­чивости и опрокидывания. Одним из факторов, содей­ствовавших этому, явилась перегрузка кораблей эс­кадры, приводившая к тому, что верхний броневой пояс погружался в воду при крене 6,5 градусов вмес­то 10,5 по проекту.

Ставка японского командования на фугасные сна­ряды была не самым лучшим средством для уничто­жения броненосных кораблей. Она требовала непре­менного условия - огромного количества попаданий. Во время сражения в Желтом море японцам не уда­лось этого сделать ни с одним броненосцем Порт-Ар-турской эскадры. Такую сверхплотность попаданий в русские корабли могла дать только последовательная концентрация всех кораблей японской боевой линии на одной-двух целях одновременно, обеспечить кото­рую мог маневр, чем и являлась «черта над Т». Вы­бранный Того маневр позволил ему разбить русскую броненосную эскадру артиллерийским огнем. В сущ­ности для японского адмирала это была единственная реальная возможность достигнуть решительной побе­ды, все зависело от того, сумеет ли он переиграть русского командующего в тактике. От Рожественско-го требовалось только одно - не дать противнику по­ставить «черту» над его колонной. Что получилось на самом деле - общеизвестно.

Таким образом, японцы одержали победу благо­даря превосходству в тактике, в частности, в такти­ческом применении артиллерии. Это позволило им применить оружие в выгодной обстановке и, сосре­доточив огонь на лучших русских броненосцах, до­биться большого количества попаданий. Воздействие их оказалось достаточным для вывода из строя и уничтожения трех броненосцев типа «Бородино» и «Осляби».

При хорошей точности стрельбы (3,2% попаданий от количества выпущенных снарядов крупного и сред­него калибров) удар японцев пришелся на четыре ко­рабля типа «Бородино», получившие не менее 265 снарядов из примерно 360, попавших в 12 русских броненосных кораблей. В броненосцы отряда Небога-това попали всего 10 снарядов, но сами они находи­лись в невыгодных условиях стрельбы и при большом расходе боезапаса не добились заметных успехов.

Качество стрельбы русских броненосцев, естест­венно, снижало огневое воздействие противника. По­этому. при довольно высокой точности в частных слу­чаях и достаточной интенсивности, общая эффектив­ность стрельбы броненосных отрядов русской эскад­ры оказалась в три раза ниже, чем у противника, - всего 1,2% попаданий, которые, за исключением «Mikasa» и «Nishin», довольно равномерно распредели­лись по японской боевой линии.

Маневр японцев был направлен на создание бла­гоприятных условий для действия артиллерии и слу­жил эффективным средством для уклонения от рус­ского огня. Напротив, русские корабли были связаны 9-узловой эскадренной скоростью и направлением движения, что значительно облегчало японцам охват головы эскадры.

В общем итоге 22 русских боевых корабля пошли на дно, 5045 русских моряков были убиты, утонули, сгорели заживо. Россия, потерпев небывалую в исто­рии своего флота катастрофу, оказалась отброшенной в разряд второстепенных морских держав.

Опыт русско-японской войны внимательно изуча­ли эксперты всех морских держав. Он оказал боль­шое влияние на дальнейшее развитие флотов и воен­но-морского искусства. Так, прием охвата головы теоретики признали классическим и рекомендовали как универсальный.

Возросшие дистанции боя уменьшили значение орудий среднего калибра; это потребовало пересмот­ра системы артиллерийского вооружения. Возникла необходимость разработки новых способов управле­ния огнем, которые бы обеспечили его эффектив­ность на больших дистанциях. Применение мощных фугасных снарядов заставило еще больше увеличить площадь бронирования борта, а увеличение дистан­ции боя - усилить горизонтальную защиту. Отчетливо выявилось значение живучести и остойчивости ко­раблей, а также превосходства в скорости хода.

Отсюда совершенно очевидно вытекала необходи­мость создания вместо эскадренных броненосцев ли­нейных кораблей нового типа.

Цусимское сражение состоялось 14-15 мая 1905 года в Цусимском проливе между Восточно-Китайским и Японским морями. В этой грандиозной морской баталии русская эскадра была полностью разгромлена японской эскадрой. Командовал русскими кораблями вице-адмирал Рожественский Зиновий Петрович (1848-1909). Японские морские силы возглавлял адмирал Хэйхатиро Того (1848-1934). В результате сражения большая часть кораблей русской эскадры была потоплена, другие капитулировали, некоторые прорвались в нейтральные порты, и лишь 3-м кораблям удалось выполнить боевую задачу. Они добрались до Владивостока.

Поход русской эскадры во Владивосток

Сражению предшествовал беспрецедентный переход русской эскадры из Балтийского моря в Японское. Этот путь равнялся 33 тыс. км. Но зачем было совершать такой подвиг большому количеству самых разнообразных кораблей? Идея создания 2-ой Тихоокеанской эскадры возникла в апреле 1904 года. Сформировать её решили для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре.

27 января 1904 года началась русско-японская война . Японский флот неожиданно, без объявления военных действий, напал на Порт-Артур и открыл огонь по стоящим на внешнем рейде военным кораблям. Был заблокирован выход в открытое море. Два раза корабли 1-й Тихоокеанской эскадры пытались вырваться на оперативный простор, но эти попытки окончились неудачей. Таким образом, Япония получила полное морское превосходство. В Порт-Артуре были заперты броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки. Всего 44 военных корабля.

Во Владивостоке на тот момент находились 3 крейсера и 6 миноносцев старого образца. 2 крейсера подорвались на минах, а миноносцы были годны лишь для кратковременных морских операций. К тому же японцы заблокировали и Владивостокский порт, что привело к полной нейтрализации морских сил Российской империи на Дальнем Востоке.

Вот поэтому на Балтике и стали формировать новую эскадру. Если бы Россия перехватила первенство на море, то ход всей русско-японской войны мог бы кардинально измениться. К октябрю 1904 года новое мощное морское соединение было сформировано, и 2 октября 1904 года начался великий морской поход.

Эскадра, которую возглавил вице-адмирал Рожественский, имела в своём составе 8 эскадренных броненосцев, броненосцы береговой обороны в количестве 3, 1 броненосец-крейсер, 9 крейсеров, 9 миноносцев, 6 транспортных судов и 2 госпитальных судна. На вооружении эскадры состояло 228 орудий. Из них 54 орудия имели калибр 305 мм. Личного состава всего было 16170 человек, но это вместе с теми кораблями, которые присоединились к эскадре уже во время плавания.

Поход русской эскадры

Корабли дошли до мыса Скаген (Дания), а затем разделились на 6 отрядов, которые должны были соединиться на Мадагаскаре. Часть судов двинулась через Средиземное море и Суэцкий канал. А другая часть вынуждена была огибать Африку, так как у этих кораблей была глубокая посадка и через канал они пройти не могли. Надо сразу отметить, что во время плавания тактические учения и боевые стрельбы проводились очень редко. Ни офицеры, ни матросы не верили в успех мероприятия. Отсюда и низкий боевой дух, который имеет решающее значение в любой компании.

20 декабря 1904 года Порт-Артур пал , а идущих на Дальний Восток морских сил было явно недостаточно. Поэтому было принято решение о создании 3-й Тихоокеанской эскадры. А до этого ещё 3 ноября был отравлен вдогонку за эскадрой Рожественского отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Добротворского Леонида Фёдоровича (1856-1915). Под его командой находились 4 крейсера и 5 миноносцев. Этот отряд прибыл на Мадагаскар 1 февраля. Но 4 миноносца были отправлены обратно из-за систематических поломок.

В феврале вышел из Либавы 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Небогатова Николая Ивановича (1849-1922). В состав отряда входили 4 броненосца, 1 броненосец-крейсер и несколько вспомогательных судов. 26 февраля эскадру Рожественского догнал транспорт "Иртыш" с большими запасами угля. В начале пути на нём старшим помощником находился легендарный лейтенант Шмидт . Но в Средиземном море у него начались почечные колики, и будущего героя революционного восстания на крейсере "Очаков" отправили в Севастополь.

В марте эскадра совершила переход через Индийский океан. Углём военные корабли пополнялись при помощи баркасов, которые перевозили его с транспортных судов. 31 марта эскадра прибыла в бухту Камрань (Вьетнам). Здесь она дождалась отряд Небогатова, который присоединился к основным силам 26 апреля.

1 мая начался последний трагический этап похода. Русские корабли покинули побережье Индокитая и направились в сторону Владивостока. Надо отметить, что вице-адмирал Рожественский совершил настоящий подвиг. Под его командованием был осуществлён сложнейший 220-дневный переход огромной эскадры. Она преодолела воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Надо также отдать должное мужеству офицеров и моряков. Они выдержали этот переход, а ведь на пути следования судов не было ни одной военно-морской базы.

Адмиралы Рожественский и Хэйхатиро Того

В ночь с 13 на 14 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Цусимский пролив. Корабли шли затемнёнными и вполне могли незаметно пройти опасное место. Но дозорный японский крейсер "Идзуми" обнаружил госпитальное судно "Орёл", которое шло в конце эскадры. На нём горели все огни в соответствии с морскими правилами. Японское судно приблизилось и заметило другие корабли. Об этом тут же был извещён командующий японским флотом адмирал Того.

В состав морских сил Японии входили 4 броненосца, 8 броненосцев-крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера, 42 миноносца и 21 эсминец. Эскадра насчитывала 910 орудий, из них 60 имели калибр 305 мм. Вся эскадра была разделена на 7 боевых отрядов.

Русские корабли шли по Цусимскому проливу, оставляя слева по борту остров Цусиму. Японские крейсеры стали следовать параллельным курсом, прячась в тумане. Около 7 часов утра враг был обнаружен. Вице-адмирал Рожественский приказал эскадре перестроиться в 2 кильватерные колонны. В арьергарде остались транспортные суда, прикрытые крейсерами.

В 13:20 на выходе из Цусимского пролива русские моряки увидели главные силы японцев. Это были броненосцы и броненосцы-крейсеры. Они шли перпендикулярно курсу русской эскадры. Крейсеры противника стали отставать, чтобы пристроиться в тыл русским кораблям.

Разгром русского флота в Цусимском проливе

Рожественский перестроил эскадру в одну кильватерную колонну. После того, как перестроение закончилось, расстояние между противниками составило 38 кабельтовых (чуть более 7 км). Вице-адмирал приказал открыть огонь. Японцы ответили ответным огнём через пару минут. Сосредоточили они его на головных кораблях. Так началось Цусимское сражение.

Здесь нужно знать, что эскадренная скорость японского флота составляла 16-18 узлов. А у русского флота эта величина равнялась 13-15 узлам. Поэтому японцам не представляло труда держаться впереди русских кораблей. При этом они постепенно сокращали дистанцию. В 14 часов она стала равна 28 кабельтовых. Это примерно 5,2 км.

Артиллерия на японских кораблях имела высокую скорострельность (360 выстрелов в минуту). А русские корабли за минуту делали только 134 выстрела. По своим фугасным возможностям японские снаряды превосходили русские в 12 раз. Что касается брони, то она закрывала 61% площади японских кораблей, а у русских этот показатель равнялся 41%. Всё это уже изначально предрешало исход боя.

В 14:25 был выведен из строя флагманский корабль "Князь Суворов". Находящийся на нём Рожественский Зиновий Петрович получил ранение. В 14:50, получив многочисленные пробоины в носовой части, затонул броненосец "Ослябя". Русская эскадра, потеряв общее руководство, продолжала двигаться в северном направлении. Она старалась маневрировать, чтобы увеличить расстояние между собой и кораблями противника.

В 18 часов командование над эскадрой взял контр-адмирал Небогатов, а флагманским кораблём стал "Император Николай I". К этому времени были уничтожены 4 броненосца. Все корабли получили повреждения. У японцев тоже были повреждения, но ни один из их кораблей не был потоплен. Отдельной колонной шли русские крейсеры. Они также отражали атаки противника.

С сумерками бой не утих. Японские миноносцы систематически выпускали торпеды по судам русской эскадры. В результате этого обстрела затонул броненосец "Наварин" и 3 броненосца-крейсера потеряли управление. Команды вынуждены были затопить эти корабли. За это же время японцы потеряли 3 миноносца. Ситуация усугубилась тем, что ночью русские корабли потеряли связь между собой, поэтому им пришлось действовать самостоятельно. Под руководством Небогатова остались 4 броненосца и 1 крейсер.

С раннего утра 15 мая основная часть русской эскадры пыталась прорваться на север к Владивостоку. 3 крейсера под командой контр-адмирала Энквиста повернули на юг. В их числе находился крейсер "Аврора". Им удалось прорвать японскую оборону и уйти в Манилу, но при этом они бросили транспортные суда без защиты.

Главный же отряд во главе с контр-адмиралом Небогатовым окружили главные японские силы. Николай Иванович вынужден был отдать приказ прекратить сопротивление и сдаться. Случилось это в 10:34 утра. Сдался также в плен и миноносец "Бедовый", на котором находился раненый Рожественский. Лишь крейсер "Изумруд" сумел прорвать окружение и ушёл в сторону Владивостока. Он сел на мель вблизи берега и был взорван командой. Таким образом, он не достался врагу.

Потери за 15 мая были следующими: японцами были потоплены 2 броненосца, которые вели самостоятельный бой, 3 крейсера и 1 миноносец. 3 миноносца были потоплены своими экипажами, а одному удалось прорваться и уйти в Шанхай. До Владивостока сумели дойти только крейсер "Алмаз" и 2 миноносца.

Русские и японские потери

Вторая Тихоокеанская эскадра российского флота потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен были взяты 7282 человека, в том числе 2 адмирала. Ушли в иностранные порты и потом были интернированы 2110 человек. Во Владивосток сумели прорваться 910 человек.

Из кораблей было потоплено и взорвано 7 броненосцев, 1 броненосец-крейсер, 5 крейсеров, 5 миноносцев, 3 транспортных средства. Достались врагу 4 броненосца, 1 миноносец и 2 госпитальных судна. Интернированными оказались 4 броненосца, 4 крейсера, 1 миноносец и 2 транспортных судна. От всей эскадры из 38 кораблей остался лишь крейсер "Алмаз" и 2 миноносца - "Грозный" и "Бравый". Им удалось прорваться во Владивосток. Отсюда видно, что разгром был полный и окончательный.

У японцев потери были значительно меньше. Было убито 116 человек и ранено 538 человек. Флот потерял 3 миноносца. Остальные корабли отделались лишь повреждениями.

Причины разгрома русской эскадры

Для русской эскадры Цусимское сражение правильнее будет назвать Цусимской катастрофой. Основную причину тотального разгрома специалисты видят в движении судов кильватерной колонной с небольшой скоростью. Японцы просто поочерёдно расстреляли головные броненосцы и тем самым предопределили гибель всей эскадры.

Тут, конечно, основная вина ложится на плечи русских адмиралов. Они даже не составили плана сражения. Маневры осуществлялись нерешительно, боевой порядок был негибким, во время боя было потеряно управление кораблями. Да и боевая подготовка личного состава находилась на низком уровне, так как во время похода с людьми практически не проводились тактические занятия.

А вот у японцев всё было не так. Они с первых минут боя захватили инициативу. Их действия отличались решительностью, смелостью, а командиры судов проявляли инициативу и самостоятельность. У личного состава за плечами был большой боевой опыт. Не нужно также забывать о техническом превосходстве японских кораблей. Всё это вместе и принесло им победу.

Нельзя не сказать и о низком боевом духе русских моряков. На него повлияла и усталость после длительного перехода, и капитуляция Порт-Артура, и революционные волнения в России. Люди чувствовали полную бессмысленность всей этой грандиозной экспедиции. Как следствие, русская эскадра проиграла сражение ещё до его начала.

Финалом же всей эпопеи стал Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа 1905 года. Но главное было в том, что Япония почувствовала свою силу и начала грезить о великих завоеваниях. Её амбициозные мечты продолжались вплоть до 1945 года, пока Советские войска не положили им конец, наголову разбив Квантунскую армию .

Александр Арсентьев

110 лет назад, 27-28 мая 1905 года, произошло Цусимское морское сражение. Это морское сражение стало последней решающей битвой Русско-японской войны и одной из самых трагичных страниц в русской военной летописи. Русская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того Хэйхатиро.


Русская эскадра была уничтожена: 19 кораблей потоплено, 2 подорвано своим экипажем, 7 кораблей и судов попали в плен, 6 кораблей и судов были интернированы в нейтральных портах, к своим прорвали только 3 корабля и 1 транспорт. Русский флот потерял боевое ядро - 12 броненосных кораблей, предназначенных для линейного эскадренного боя (включая 4 новейших эскадренных броненосцев типа «Бородино»). Из более чем 16 тыс. экипажа эскадры погибло и утонуло более 5 тыс. человек, более 7 тыс. человек попало в плен, более 2 тыс. были интернированы, к своим вышли 870 человек. При этом японские потери были минимальны: 3 миноносца, более 600 человек было убито и ранено.

Цусимское сражение стало крупнейшим в эпохе додредноутного броненосного флота и окончательно сломило волю к сопротивлению у военно-политического руководства Российской империи. Цусима нанесла страшный урон русскому флоту, который уже потерял 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Теперь погибли основные силы Балтийского флота. Только огромными усилиями Российская империя смогла восстановить боеспособность флота к Первой мировой войне. Цусимская катастрофа нанесла огромный урон престижу Российской империи. Петербург поддался общественному и политическому давлению и пошёл на мир с Токио.

При этом стоит отметить, что в военно-стратегическом отношении Цусима значила мало, несмотря на тяжелейшие потери флота и негативный моральный эффект. Россия потеряла контроль над ситуацией на море уже давно, а падение Порт-Артура с гибелью 1-й Тихоокеанской эскадры поставило в этом вопросе точку. Исход войны решался на суше и зависел от морально-волевых качеств военно-политического руководства и ресурсов стран. Япония была полностью истощена в военно-материальном, экономическо-финансовом и демографическом отношениях.

Патриотический подъём в Японской империи уже угас, подавленный материальными трудностями и жестокими потерями. Даже Цусимская победа вызвала только кратковременную вспышку энтузиазма. Людские ресурсы Японии были истощены, среди пленных уже попадали старики и почти дети. Денег не было, казна была пуста, несмотря на финансовую поддержку США и Англии. Русская же армия, несмотря на полосу неудач, в основном вызванных неудовлетворительным командованием, только вошла в полную силу. Решительная победа на суше могла привести Японию к военно-политической катастрофе. Россия имела возможность вышвырнуть японцев с материка и занять Корею, вернуть Порт-Артур, победить в войне. Однако Петербург сломался и под давлением «мирового сообщества» пошёл на позорный мир. Россия смогла отомстить и вернуть себе честь только при И. В. Сталине, в 1945 году.

Начало похода

Недооценка противника, шапкозакидательские настроения, чрезвычайная самоуверенность правительства, а также саботаж определённых сил (вроде С. Витте, который убедил все, что Японии не сможет начать войну ранее 1905 года из-за нехватки денег), привели к тому Россия в начале войны не имела на Дальнем Востоке достаточных сил, а также необходимых кораблестроительных и ремонтных мощностей. В самом начале войны стало очевидно, что Порт-Артурскую эскадру необходимо усилить. На необходимость усиления морских сил на дальнем Востоке неоднократно указывал адмирал Макаров, но при его жизни ничего сделано не было.

Гибель броненосца «Петропавловск», когда погиб практически весь экипаж флагмана вместе с командующим эскадры Макаровым, самым отрицательным образом сказалась на боеспособности Тихоокеанской эскадры. Адекватной замены Макарову до конца войны так и не нашли, что было ещё одним из свидетельств общей деградации Российской империи и в частности, гнилости и слабости военного руководства. После этого новый командующий флотом на Тихом океане Николай Скрыдлов поставил вопрос о направлении значительных подкреплений на Дальний Восток. В апреле 1904 года было принято принципиальное решение об отправке подкреплений на Дальний Восток. 2-ю Тихоокеанскую эскадру возглавил начальник Главного морского штаба Зиновий Петрович Рожественский. Младшими флагманами были назначены контр-адмирал Дмитрий фон Фелькерзам (он несколько дней до Цусимского сражения умер) и Оскар Адольфович Энквист.

По первоначальному плану 2-я Тихоокеанская эскадра должна была усилить 1-ю Тихоокеанскую эскадру и создать на Дальнем Востоке решающее военно-морское превосходство над японским флотом. Это вело к деблокированию с моря Порт-Артура, нарушению морских коммуникаций японской армии. В перспективе это должно было привести к поражению японской армии на материке и снятию осады Порт-Артура. При таком соотношении сил (броненосцы и крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры плюс эскадренные броненосцы 1-й Тихоокеанской эскадры) японский флот был обречен на поражение в открытом сражении.

Формирования эскадры шло медленно, но события в Желтом море 10 августа 1904 г., когда 1-я Тихоокеанская эскадра под началом Витгефта (погиб в этом сражении) не смогла использовать имеющиеся возможности по нанесению серьёзного урона японскому флота и прорыву части сил во Владивосток, заставили ускорить начало похода. Хотя после сражения в Желтом море, когда 1-я Тихоокеанская эскадра практически перестала существовать как организованная боевая сила (особенно это касалось боевого духа), отказалась от прорыва во Владивосток и стала передавать людей, орудия и снаряды на сухопутный фронт, поход эскадры Рожественского уже утратил первоначальный смысл. Сама по себе 2-я Тихоокеанская эскадра была недостаточно сильной для самостоятельных действий. Более здравым решением было бы организовать крейсерскую войну против Японии.

23 августа в Петергофе под председательством императора Николая II прошло совещание представителей морского командования и некоторых министров. Некоторые участники предостерегали от поспешного отправления эскадры, указывая на плохую подготовку и слабость флота, на трудность и длительность морского похода, на возможность падения Порт-Артура до прибытия 2-й Тихоокеанской эскадры. Предлагалось повременить с отправкой эскадры (по сути, её нужно было отправить ещё до начала войны). Однако под давлением морского командования, включая адмирала Рожественского, вопрос об отправке был решен положительно.

Достройка и ремонт кораблей, проблемы снабжения и т. д. задержали выход флота. Только 11 сентября эскадра перешла в Ревель, простояла там около месяца и перешла в Либаву для пополнения запасов угля и приёмки материалов и грузов. 15 октября 1904 г. 2-я эскадра вышла из Либавы в составе 7 броненосцев, 1 броненосного крейсера, 7 легких крейсеров, 2 вспомогательных крейсеров, 8 миноносцев и отряда транспортов. Вместе с присоединившимся впоследствии к силам Рожественского отрядом контр-адмирала Николая Небогатова состав 2-й Тихоокеанской эскадры достиг 47 морских единиц (из них 38 боевых). Основную боевую силу эскадры составляли четыре новых эскадренных броненосца типа «Бородино»: «Князь Суворов», «Александр III», «Бородино» и «Орел». Более или менее их мог поддержать быстроходный броненосец «Ослябя», но он имел слабое бронирование. Умелое применение этих броненосцев могло привести к поражению японцев, но этот шанс не был использован русским командованием. Крейсерскую составляющую эскадры планировали усилить покупкой за границей 7 крейсеров, чтобы серьёзно усиливало мощь эскадры Рожественского, но это сделать не удалось.

В целом эскадра была очень разнообразно по ударной мощи, бронированию, скоростным, маневренным качествам, что серьёзно ухудшило её боевые возможности и стало предпосылкой поражения. Схожая негативная картина наблюдалась в личном составе, как командном, так и рядовом. Личный состав набирали наспех, он имел слабую боевую подготовку. В результате эскадра не была единым боевым организмом и не смогла им стать в ходе длительного похода.

Сам поход сопровождался большими проблемами. Необходимо было пройти около 18 тыс. миль, не в пути собственной ремонтной базы и пунктов снабжения. Поэтому вопросы ремонта, снабжения кораблей топливом, водой, продовольствием, лечения экипажа и т. д. приходилось решать самим. Чтобы избегнуть возможного нападения японских миноносцев в пути, адмирал Рожественский маршрут эскадры сохранил в секрете, решив заходить во французские порты без предварительного согласования, положившись на военный союз России и Франции. Снабжение углем передали германской торговой фирме. Она должна была поставить уголь в местах указанных русским морским командованием. Снабжение провиантом взяли на себе некоторые иностранные и русские компании. Для ремонта в пути взяли с собой специальный пароход-мастерскую. Это судно и ряд других транспортов с грузами различного назначения составляли плавучую базу эскадры.

Дополнительный запас боеприпасов, необходимых для учебных стрельб, погрузили на транспорт «Иртыш», но незадолго до начала похода на нём произошла авария, и транспорт задержался для ремонта. Боеприпасы сняли и отправили по железной дороге во Владивосток. «Иртыш», после ремонта, догнал эскадру, но уже без снарядов, доставив только уголь. В результате и так плохо тренированные экипажи лишились возможности попрактиковаться в стрельбе в пути. Для выяснения ситуации на пути следования во все государства, рядом с берегами которых проходил русский флот, были отправлены специальные агенты, которые должны были вести наблюдение и извещать о обо всём адмирала Рожественского.

Поход русской эскадры сопровождался слухами о засаде японских миноносцев. В результате произошёл Гулльский инцидент. Из-за ошибок командования в построении эскадры, когда эскадра в ночь на 22 октября проходила Доггер-банку, то броненосцы сначала атаковали английские рыболовные суда, а затем обстреляли свои крейсера «Дмитрий Донской» и «Аврора». Крейсер «Аврора» получил несколько повреждений, два человека было ранено. 26 октября эскадра пришла в испанский Виго, где остановилась для расследования происшествия. Это привело к дипломатическому конфликту с Англией. Россия была вынуждена уплатить крупный штраф.

1 ноября русские корабли покинули Виго и 3 ноября прибыли в Танжер. Погрузив топливо, воду и продовольствие, флот, согласно ранее разработанному плану, разделился. Основная часть 2-й Тихоокеанской эскадры, включая новые броненосцы, пошла в обход Африки с юга. Два старых броненосца, легкие корабли и транспорты под началом адмирала Фёлькерзама, которые по своей осадке могли пройти Суэцкий канал, двинулись через Средиземное и Красное моря.

Главные силы 28-29 декабря подошли к Мадагаскару. 6-7 января 1905 г. к ним присоединился отряд Фёлькерзама. Оба отряда соединились в бухте Носи-бе на западном побережье острова, где французы разрешили стоянку. Поход главных сил в обход Африки был крайне сложным. До Канарских островов за нашими кораблями следовали британские крейсера. Обстановка была напряженная, орудия зарядили и эскадра готовилась отразить нападение.

По пути не было ни одной хорошей стоянки. Грузить уголь приходилось прямо в море. Кроме того, командующий эскадрой, чтобы сократить число остановок, решил делать длинные переходы. Поэтому корабли принимали большое количество дополнительного угля. К примеру, новые броненосцы вместо 1 тыс. тонн угля принимали 2 тыс. тонн, что при их малой остойчивости было проблемой. Для того чтобы принять такое большое количество топлива, уголь размещали в помещения, которые для этого не были предназначены - батареях, жилых палубах, кубриках и т. д. Это сильно осложнило жизнь экипажа, и так страдавшего от тропической жары. Сама погрузка при океанском волнении и сильной жаре была сложным делом, отнимала у экипажей уйму времени (в среднем броненосцы принимали по 40-60 тонн угля в час). Люди изнуренные тяжелой работой не могли нормально отдохнуть. К тому же все помещения были завалены углем, и заниматься боевой подготовкой было нельзя.





Источник фото похода: http://tsushima.su

Смена задачи. Продолжение похода

На Мадагаскаре русская эскадра стояла до 16 марта. Это было связано с падением Порт-Артура, что разрушило первоначальные задачи эскадры. Первоначальный замысел по объединению двух эскадр в Порт-Артуре и перехвату стратегической инициативы у противника был полностью разрушен. Задержка также была связана с осложнениями в деле снабжения топливом и проблемами ремонта кораблей на рейде.

Здравый смысл требовал отзыва эскадры назад. Известие о падении Порт-Артура внушило даже Рожественскому сомнение о целесообразности похода. Правда, Рожественский ограничился только рапортом об отставке и намёками о необходимости возвращения кораблей. Уже после завершения войны адмирал писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры».

Однако негативные известия с фронта, где после сражения под Ляояном и Шахэ и падение Порт-Артура, произошло сражение под Мукденом, которое также завершилось отходом русской армии, заставило правительство совершить роковую ошибку. Эскадра должна была прибыть во Владивосток, а это была крайне сложная задача. При этом только Рожественский считал, что удачей будет прорыв эскадры во Владивосток, хотя бы ценой потери части кораблей. В правительстве по-прежнему считали, что прибытие русского флота на театр военных действий изменит всю стратегическую обстановку и позволит установить контроль над Японским морем.

Ещё в октябре 1904 г. известный военно-морской теоретик капитан 2 ранга Николай Кладо, под псевдонимом Прибой, в газете «Новое время» опубликовал ряд статей, посвященных анализу 2-й Тихоокеанской эскадры. В них капитан дал подробный анализ ТТХ наших и вражеских кораблей, сравнения подготовки морского командования и экипажей. Вывод был безнадежный: у русской эскадры не было шансов в столкновении с японским флотом. Автор подверг резкой критике военно-морское командование и лично генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича, который был Главным начальником флота и Морского ведомства. Кладо предлагал мобилизовать все силы Балтийского и Черноморского флотов. Так, на Чёрном море было четыре броненосца типа «Екатерина», броненосцы «Двенадцать Апостолов» и «Ростислав», относительно новый додредноут «Три Святителя», почти был завершён «Князь Потёмкин-Таврический». Только после такой мобилизации всех имеющихся сил можно было отправлять усиленный флот в Тихий океан. За эти статьи Кладо был лишён всех званий и уволен со службы, но дальнейшие события подтвердили правоту его главной мысли - 2-я Тихоокеанская эскадра не могла успешно противостоять противнику.

11 декабря 1904 г. под председательством генерал-адмирала Алексея Александровича прошло военно-морское совещание. После некоторых сомнений, было решено направить усиление эскадре Рожественского из состава оставшихся кораблей Балтфлота. Рожественский поначалу принял идею отрицательно, считая, что «гниль в Балтийском море» не усилит, а ослабит эскадру. Он считал, что лучше усилить 2-ю Тихоокеанскую эскадру черноморскими броненосцами. Однако в черноморских кораблях Рожественскому отказали, так как необходимо было торговаться с Турцией, чтобы броненосцы пропустили через проливы. После того, как стало известно, что Порт-Артур пал и 1-я Тихоокеанская эскадра погибла, Рожественский согласился даже на такое усиление.

Рожественскому приказали ждать подкреплений на Мадагаскаре. Первым прибыл отряд капитана 1-го ранга Леонида Добротворского (два новых крейсера «Олег» и «Изумруд», два миноносца), который входил в состав эскадры Рожественского, но отстал из-за ремонта кораблей. В декабре 1904 г. начали снаряжать отряд под командованием Николая Небогатова (3-я Тихоокеанская эскадра). В боевом составе отряда были броненосец «Николай I» с недальнобойной артиллерией, три броненосца береговой обороны - «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков» (корабли имели хорошую артиллерию, но имели плохие мореходные качества) и старый броненосный крейсер «Владимир Мономах». Кроме того, орудия этих броненосцев были сильно изношены в ходе обучения личного состава. В целом составе 3-й Тихоокеанской эскадры не было ни одного современного корабля, и её боевая ценность была невелика. Корабли Небогатова вышли из Либавы 3 февраля 1905 года, 19 февраля - прошли Гибралтар, 12-13 марта - Суэц. Готовился ещё один «догоняющий отряд» (второй эшелон эскадры Небогатова), но по разным причинам он не был отправлен на Тихий океан.

Рожественский не хотел ждать прихода отряда Небогатова, смотря на старые корабли как на лишнюю обузу. Надеясь, что японцы не успеют быстро исправить ранее полученные повреждения и привести флот в полную готовность, русский адмирал хотел прорваться во Владивосток, и решил не ждать Небогатова. Опираясь на базу во Владивостоке, Рожественский надеялся развить операции против противника и побороться за господство на море.

Однако проблемы с поставками топлива задержали эскадру на два месяца. Всё это время происходило падение боеспособности эскадры. Стреляли мало и только по неподвижным щитам. Результаты были плохими, что ухудшило моральное состояние экипажей. Совместное маневрирование также показало, что эскадра не готова к выполнению поставленной задачи. Вынужденное бездействие, нервность командования, непривычный климат и жара, отсутствие боеприпасов для стрельб, всё это отрицательным образом сказывалось на моральном состоянии экипажа и снижало боеспособность русского флота. Упала дисциплина, которая и так была низкой (на кораблях был значительный процент «штрафников», которых с удовольствием «сослали» в дальний поход), участились случаи неповиновения и оскорбления начсостава, да и грубого нарушения порядка со стороны самих офицеров.

Только 16 марта эскадра снова начала движение. Адмирал Рожественский выбрал кратчайший путь - через Индийский океан и Малаккский пролив. Приём угля проводился в открытом море. 8 апреля эскадра прошла у Сингапура и 14 апреля остановилась в бухте Камран. Здесь корабли должны были провести текущий ремонт, принять уголь и другие запасы. Однако по требованию французов эскадра перешла в бухту Ванфонг. 8 мая сюда прибыл отряд Небогатова. Ситуация была напряженная. Французы требовали скорейшего ухода русских кораблей. Существовало опасение, что японцы атакуют русскую эскадру.

План действий

14 мая эскадра Рожественского продолжила поход. Для прорыва во Владивосток Рожественский избрал кратчайший путь - через Корейский пролив. С одной стороны, это был кратчайший и удобный путь, наиболее широкий и глубокий из всех проливов, связывающих Тихий океан с Владивостоком. С другой стороны, путь русский кораблей пролегал возле основных баз японского флота, что делало встречу с противником весьма вероятной. Рожественский это понимал, но думал, что даже ценой потери нескольких кораблей, прорваться смогут. При этом, отдавая стратегическую инициативу противнику, Рожественский не принял детального плана боя и ограничился общей установкой на прорыв. Частично это было связано с плохой выучкой экипажа эскадры, во время дальнего похода 2-я Тихоокеанская эскадра смогла научиться только совместному плаванию в кильватерной колонне, а маневрировать и выполнять сложные перестроения не могла.

Таким образом, 2-я Тихоокеанская эскадра получила установку на прорыв на север, во Владивосток. Корабли должны были отбиваться от врага с целью прорыва на север, а не бить его. Броненосцы всех отрядов (1-й, 2-й и 3-й броненосные отряды Рожественского, Фёлькерзама и Небогатова) должны были действовать против японских броненосцев, маневрируя к северу. Часть крейсеров и миноносцев получили задачу прикрывать броненосцы от атак японских миноносных сил и перевозить командование на исправные корабли в случае гибели флагманов. Остальные крейсеры и миноносцы должны были защищать вспомогательные суда и транспорты, снимать экипажи с гибнущих броненосцев. Рожественский также определил порядок командования. В случае гибели флагмана эскадренного броненосца «Князя Суворова», в командование ступал капитан 1-го ранга Н. М. Бухвостов, командир «Александра III», в случае выхода из строя этого корабля - капитан 1-го ранга П. И. Серебрянников на броненосце «Бородино» и т. д.


Командующий русской эскадрой Зиновий Петрович Рожественский

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...