Дарвин отказался от своей теории перед смертью. США: Дарвин был готов отказаться от своей теории

13/03/2009

200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина только что с помпой отмечала мировая научная общественность. Очередной реверанс в сторону ученого сделала Католическая церковь: в феврале 2009 года Ватикан официально заявил, что «эволюции есть место в христианской теологии» и что «идеи Дарвина не противоречат христианскому вероучению». В окружении Папы словно бы забыли, что идеи естествоиспытателя Чарльза Дарвина когда-то были поставлены под сомнение… самим естествоиспытателем Чарльзом Дарвином.


«Частенько мы пили не в меру…»

Дарвину вообще с юных лет были свойственны сомнения.
Например, в молодости он сомневался в необходимости изучения анатомии и хирургии. Сомневался Дарвин и в том образовании, которое в конечном итоге получил.

Как известно, Чарльз учился сперва в англиканской Шрусберской школе, затем в колледже Церкви Христовой Кембриджского университета. Эту учебу Дарвин считал зря потраченным временем: «От моего пребывания в школе не было никакого толка… Моя страсть к стрельбе и к верховой езде сблизила меня с кружком любителей спорта, между которыми были молодые люди сомнительной нравственности… Частенько мы пили не в меру, а затем следовали веселые песни и карты…»

В чем Дарвин совсем не сомневался - по крайней мере, в конце своей жизни - так это в христианском учении, на изучение которого он потратил свои лучшие годы. «Это учение отвратительно», - написал он в автобиографии.

«Медведи могут стать китами»

В возрасте 22 лет, фактически не имея какой-либо подготовки в сфере естествознания, юный богослов Дарвин (в Кембридже он получил степень бакалавра) отправился в пятилетний вояж на исследовательском судне «Бигль» в должности внештатного (то есть неоплачиваемого, но и никому не подотчетного) натуралиста. Хотя путешествие «Бигля» было кругосветным, наиболее известным событием стало посещение Галапагосских островов. Именно там Дарвин наблюдал своих знаменитых вьюрков. На молодых в геологическом плане вулканических Галапагосах сформировались разнообразные природные условия, в результате чего в одних местах, где пищу можно было добывать лишь под дерном, выжили вьюрки с массивным клювом; там же, где пища существовала в щелях деревьев, большинство птиц имело длинный клюв. Разные условия жизни настолько изменили внешний облик птиц, что они с трудом походили друг на друга. Однако все они остались вьюрками! Но Дарвин был приверженцем модного в то время учения о прогрессе и последней деталью решил пренебречь. Как писали потом биографы, вьюрки были находкой всей его жизни. Вскоре Дарвин провозгласил естественный отбор движущим фактором образования не только подвидов, но и далее - почему бы нет? - видов, родов, семейств, классов, царств… В «Происхождении видов» он писал: «Я не вижу никаких сложностей в том, чтобы какая-либо порода медведя в результате естественного отбора постепенно приобретала особенности, позволяющие обитать в воде, чтобы затем у нее постепенно увеличивались размеры пасти и чтобы она, наконец, превратилась в огромного кита».

Гипотеза, конечно, была смелой, однако о строгой научности тут говорить не приходилось, и сам Дарвин это понимал. Более двадцати лет он оттягивал публикацию своих идей.

«Будущая книга весьма разочарует вас, - писал он своему другу за год до публикации «Происхождения», - уж очень она гипотетична. Скорее всего, от нее не будет другой пользы, кроме как от сборника нескольких фактов. Хотя мне кажется, что я нашел свой путь подхода к происхождению видов. Но так часто, почти всегда, автор убеждает сам себя в истинности своих предположений».

И все-таки до конца убедить себя в правоте своих предположений Дарвин не смог. Например, во втором издании теорию о превращении медведей в китов он просто вычеркнул.

«Идея моя абсурдна...»

Читая столь модные сейчас опровержения теории Чальза Дарвина, удивляешься тому, как плохо информированы его критики. Возражая ученому, они любят приводить в пример глаз - как пример структуры, которая никак не могла сформироваться в результате эволюции. (Логика здесь следующая: зрительная способность глаза зависит от строго определенного расположения его частей. В процессе эволюции должны были возникать «промежуточные формы» глаза. Но какая польза от «полуглаза»?) Наверное, всем критикам стоило бы внимательнее читать «Происхождение видов», где Дарвин своею рукой писал: «Предположим, что глаз, с его сложнейшими системами - изменение фокуса на различные расстояния, улавливание разного количества света, коррекция сферических и хроматических аббераций, - такой сложный механизм образовался в результате естественного отбора. Откровенно говоря, эта идея мне кажется совершенно абсурдной».


В письмах к друзьям и коллегам Дарвин постоянно подчеркивал, что его построения основаны не на строгих научных данных, а на… вере. В 1863 году Дарвин писал: «В самом деле, вера в естественный отбор принуждена сейчас опираться на общие соображения… Переходя к отдельным случаям, мы можем доказать, что нет ни одного вида, который бы не изменился… Но мы не можем доказать, что предполагаемые изменения во всех случаях были полезны, а ведь это составляет основу теории».

Итак, Дарвин сам крепко сомневался в своей теории! Несмотря на огромное количество собранного фактического материала как об искусственном, так и об естественном отборе благоприятных признаков, исходно заложенных в биологическом виде, в его книге о происхождении видов не было сделано ни одного серьезного научного заключения лишь об одном - собственно о происхождении видов. Главное место в работе занимали главы «Трудности, встречаемые теорией», «Возражения против теории» и «О неполноте летописи окаменелостей».

Дарвин честно признавал: «Я уверен, что в моей книге вряд ли найдется хоть один пункт, к которому нельзя подобрать факты, которые приводили бы к прямо противоположным выводам, чем те, к которым пришел я».
Откровенно, не правда ли?

«Мои способности слабы...»

Читая Дарвина, приходишь к интересному выводу: этот ученый сомневался даже в самом себе!

«Я не обладаю ни быстротой соображения, ни остроумием, - сообщал о себе Дарвин. - Поэтому я очень слабый критик: всякой прочитанной книгой я сначала восторгаюсь, а затем уж, после долгого обдумывания, вижу ее слабые стороны. Мои способности к отвлеченному мышлению слабы, поэтому я никогда не мог бы сделаться математиком или метафизиком. Память у меня довольно хорошая, но недостаточно систематичная. Я обладаю известной изобретательностью и здравым смыслом, но не более, чем любой средний юрист или врач…»

А вот еще более нелицеприятный отзыв: «Вот уже несколько лет, как я не могу вынести ни одной стихотворной строки; пробовал я недавно читать Шекспира, но он мне показался скучным до тошноты. К живописи и музыке я тоже почти совсем охладел… Ум мой превратился в какой-то механизм, перемалывающий факты в общие законы, но почему эта способность вызвала атрофию той части мозга, от которой зависят высшие эстетические вкусы, я не могу понять. Человек с более высокой организацией ума, вероятно, не пострадал бы».

«Удивительно, что при таких средних способностях, - резюмировал Дарвин, - я мог все же оказать значительное влияние на взгляды людей науки по некоторым важным вопросам».

Если бы Дарвин знал, что в XXI веке ему удастся «оказать значительное влияние» на взгляды римских епископов и самого понтифика, он, должно быть, удивился бы еще больше….

Человек произошел от обезьяны

Этот тезис особенно часто приписывают ученому. Не слишком сведущие противники дарвин изма обычно спрашивают: отчего же сейчас обезьяны перестали превращаться в людей? Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Этот исходный предок, питекантроп, был обезьяноподобным, но в силу различных причин развитие пошло по разным направлением. Результатом одного направления стало появление обезьян, а результатом другого - человека.

Дарвин отрекся от своей теории

Есть легенда, что на смертном одре Дарвин вдруг усомнился в своей теории и уверовал в Бога... Никакими убедительными документами это не подтверждается. В автобиографии можно найти лишь свидетельства того, что когда-то Дарвин, действительно, был глубоко религиозным, но потом веру затмила наука. О каких-либо колебаниях по поводу своей теории и отказе от нее нигде не сказано ни слова. Источником этой легенды стало баптистское издание проповедницы Элизабет Хоуп - она утверждала, что Дарвин лично ей рассказал об этих изменениях своего мировоззрения на смертном одре. Тем не менее, дети Дарвина, дочь Хенриетта и сын Френсис заявили, что леди Хоуп никогда не встречалась с их отцом лично, а значит, и утверждения ее весьма сомнительны.

Дарвинизм противоречит библейской теории

Отнюдь, одно не противоречит другому. Это признавал и Дарвин, отмечая зачатки эволюционного учения у античных мыслителей и раннехристианских философов. Последние допускали представление об изменчивости природы, созданной Богом, и готовы были согласиться, что у некоторых животных мог быть общий предок. Современная католическая церковь также признала, что теория эволюции не противоречит учению Церкви и «может рассматриваться как гипотеза в вопросе о происхождении тела человека»... Учитывая, что по Библии первая жизнь зародилась в воде, совпадений с научной точкой зрения даже больше, чем может показаться на первый взгляд.

Дарвин первым предложил теорию эволюции

Чарльз Дарвин далеко не первым заговорил об эволюции - просто после издания его книги теория стала популярной. Однако до него Жан Батист Ламарк создал схожую с дарвинизмом теорию. По представлениям Ламарка всему живому присуще наследование приобретенных признаков и внутреннее стремление к совершенству - от этого он и эволюционируют. В то время эти утверждения не нашли научного подтверждения, а вот Дарвин отказался от теории «тяги к совершенству» и заменил ее на фактор естественного отбора. Это нашло больший отклик... Об общем предке с обезьяной Дарвин тоже заговорил не первым: до него это рискнул предположить Бюффон.

Теории дарвинизма сводится к естественному отбору

Естественный отбор - один из важнейших факторов эволюции. В результате его в популяции увеличивается число наиболее приспособленных к существованию особей, и уменьшается число наименее приспособленных. Однако наряду с естественным отбором есть и другие важные факторы. Например, наследственная изменчивость - то есть мутации, которые передаются из поколения в поколение. Еще один фактор - борьба за существование внутри вида, между видами, а также борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды. Четвертый фактор - изоляция - исключает свободное скрещивание между особями разного вида: это приводит к видообразованию. Это - четыре основных фактора теории эволюции Дарвина.

ВСЕ ФОТО

Эволюционная теория Чарльза Дарвина не противоречит христианскому вероучению, признал Ватикан накануне 200-летия со дня рождения великого ученого. Основы эволюционизма можно проследить у святого Августина и Фомы Аквинского, заявил глава Понтификального совета по культуре Джанфранко Равази.

Таким образом, были развеяны слухи о том, что папа Бенедикт XVI поддерживает доктрину креационизма, сообщает InoPressa со ссылкой на британскую газету The Times .

Равази отметил, что теория Дарвина никогда не подвергалась официальному осуждению со стороны Римско-католической церкви. "Я утверждаю, что идее эволюции есть место в христианской теологии", - согласился с ним Джузеппе Танцелла-Нитти, профессор теологии из понтификального Университета Санта-Кроче в Риме.

В марте под эгидой Святого престола пройдет знаковая конференция, посвященная 150-летию выхода в свет дарвиновского "Происхождения видов". Изначально даже ставился вопрос об исключении обсуждения доктрины креационизма из повестки дня. В итоге она будет рассмотрена лишь как "культурный феномен" на одном из непленарных заседаний.

Ранее Англиканская церковь принесла неофициальные извинения Дарвину за "неправильную реакцию" на его эволюционную теорию, напоминает "Независимая газета" . В преддверии юбилея на официальном сайте Англиканской церкви появилась новая страница, посвященная ученому. Глава отдела церкви по общественным связям Малколм Браун отмечал в своей статье, что в теории Дарвина нет ничего противоречащего христианскому учению.

"Он наблюдал природу, развил теорию, чтобы объяснить то, что он видел и начал долгий и мучительный процесс собирания доказательств, - пишет Браун. - В результате наше понимание мира расширилось. Сам Иисус побуждал людей наблюдать окружающий мир и размышлять". Руководство церкви отметило, что статья Брауна отражает ее позицию, однако официального заявления все-таки пока не последовало.

Книга "О происхождении видов", которая перевернула взгляды на природу и происхождение человека, вышла в свет в 1859 году. Сам Дарвин хорошо понимал, что публикация его теории вызовет недовольство многих верующих, но не собирался молчать: "Думаю, не найдется человека, которому не хотелось бы огласить результаты работы, поглотившей все силы его и способности. Я не нахожу вреда в своей книге: случись неверные взгляды, их вскорости полностью опровергнут другие ученые. Уверен, что истину можно познать, лишь одолев все превратности судьбы".

Отец Дарвина: "Ты станешь позором для всей нашей семьи"

Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года в небольшом английском городке Шрусбери. Его отец и дед были врачами. Когда мальчику было восемь лет, его мать скончалась, и воспитанием ребенка занимались старшая сестра и отец, рассказывает "Независимая газета" .

Юный Чарльз не выказывал способностей к школьному обучению и не чувствовал к нему интереса. В восемь лет его отдали в элементарную школу. Но он значительно отставал по успехам от своей сестры, и через год отец перевел его в гимназию. Там на протяжении семи лет он учился на совесть, однако без особого рвения.

"Тебя не интересует ничего, кроме стрельбы, собак и охоты за тараканами, ты станешь позором не только для самого себя, но и для всей нашей семьи!" - заявил однажды разозленный отец Чарльза. В дальнейшем юноша отправился в Эдинбургский университет - готовиться к медицинской карьере. Дарвин так и не смог заставить себя присутствовать на операциях, зато, увлекаясь мелкими животными и насекомыми, он сделал несколько сообщений на кружке естествознания.

Тогда отец посоветовал ему поступить в Кембридж на богословский факультет, с тем чтобы посвятить себя духовной карьере. В 1831 году Чарльз Дарвин получил степень бакалавра теологии. Однако увлечение естествознанием позволило Дарвину установить интересные контакты. Его знакомый, профессор ботаники Джон Генслоу, помог Чарльзу устроится натуралистом в государственную научную экспедиции на корабле "Бигль".

2 октября 1836 года 27-летний натуралист вернулся из экспедиции. Вопрос о теологической карьере умер сам по себе – Дарвин оказался обладателем огромного научного материала, который нуждался в обработке. К этому же его подвигали друзья-ученые. Обработка в результате заняла 20 лет.

Всю жизнь Дарвин страдал от непонятной болезни, которая превратила его в затворника. С 16 лет у него в ответственных ситуациях возникали боли в животе, позднее он жаловался на боли в сердце, головную боль, дрожь, слабость и другие болезненные симптомы. Как писал один из сыновей Дарвина, "он не знал ни одного дня здоровья, свойственного обычному человеку".

В 1837 году здоровье Дарвина стало ухудшаться; в сентябре вновь возникли симптомы прежней болезни. Дарвин отказался от поста секретаря геологического общества, от всяческих встреч и бесед, но тем не менее много и продуктивно работал. В 1839 году он женился на Эмме Веджвуд. Между тем его самочувствие ухудшалось. Дарвин говорил, что чувствует себя "одинаково плохо – то чуточку хуже, то чуточку лучше".

Кроме того, Дарвин страдал невероятной робостью и не мог выступать перед аудиторией. Ученый не мог позволить себе и общение с друзьями, прием гостей, так как страдал от перевозбуждения, а "последствием этого были припадки сильной дрожи и рвота". В дальнейшем Дарвин не покидал дом без сопровождения жены.

Болезнь определила весь строй его жизни. В доме был установлен строжайший распорядок, которому следовали все члены семьи. Малейшее отступление от него вызывало обострение недуга. Болезнь отгородила его от всего мира. Дарвин вел спокойную, монотонную, замкнутую и в то же время деятельную жизнь.

Врачи-современники рассматривали Чарльза Дарвина как пожизненного недиагностируемого инвалида; у него предполагали и "диспепсию у аггравирующей личности", и "катаральную диспепсию", и "скрытую подагру", а многие считали его ипохондриком. Современные врачи все более склоняются к тому, что все симптомы его болезни – явления нервно-психического порядка.

Специалсты отмечают, что дед Дарвина по отцовской линии имел "причуды", порой напоминавшие умопомешательство; дядя покончил с собой в состоянии психоза, отец страдал сильным заиканием; две тетки со стороны матери отличались большой эксцентричностью, а у дяди бывали тяжелые депрессии. Четверо сыновей ученого страдали маниакально-депрессивными расстройствами, две дочери характеризовались как "своеобразные личности".

Отрекся ли Чарльз Дарвин в конце жизни от своей теории эволюции человека? Застали ли древние люди динозавров? Правда ли, что Россия – колыбель человечества, и кто такой йети – уж не один ли из наших предков, заблудившийся в веках? Хотя палеоантропология – наука об эволюции человека – переживает бурный расцвет, происхождение человека до сих пор окружено множеством мифов. Это и антиэволюционистские теории, и легенды, порожденные массовой культурой, и околонаучные представления, бытующие среди людей образованных и начитанных. Хотите узнать, как все было «на самом деле»? Александр Соколов, главный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, собрал целую коллекцию подобных мифов и проверил, насколько они состоятельны.

На последнем предложении читатели уже с трудом сдерживают слезы умиления… Однако никакими фактами эта душеспасительная история не подтверждается. Ни в автобиографии Дарвина, написанной им незадолго до смерти, ни в воспоминаниях его близких нет никаких намеков на то, что великий натуралист в конце жизни испытывал какие-то колебания по поводу своих взглядов. Более того, дети Чарльза Дарвина (сын Фрэнсис Дарвин и дочь Хенриетта Личфилд) заявили, что их отец в последний период своей жизни не был замечен за чтением Библии, а леди Хоуп никогда не встречалась с ним. В 1922 г. Хенриетта Личфилд писала: «Я была рядом с отцом, когда он лежал на смертном одре. Леди Хоуп не посещала его во время последней болезни или любой другой болезни… Он никогда не отрекался ни от одного из своих научных взглядов, ни тогда, ни ранее»

Действительно не важно уже отрекся или не отрекся он от свой Теории(только в понимании его личности и относительно его самого). Все чтоб люди могли воспользоваться его мнением для оправдания себя Дарвин сделал. Никаких масс ученых и основ биологии теория не предоставляет (не нужно путать генетические изменения внутри вида(кролика в пушистого кролика,охотничьего терьера в йоркширского) с превращением обезьяны в человека,не найдено таких доказательств,не создано ничего подобного). А относительно происхождения человека, все просто: либо Бог создал и тогда можно говорить о Любви друг к другу, о том,что врать плохо, издеваться над человеком, над киской,собачкой,рыбкой-не допустимо, что снашаться с кем попало не хорошо(и не только из-за сифилиса и триппера),все остальное моралите безсмыссленное,т.к. Федор Михайлович уже написал:«Если Бога нет, всё дозволено». Другой причины к столь жадному влечению к этому вопросу не наблюдаю.

Любовь к миру и друг другу - естественное состояние человека. Поэтому она и содержится во всех религиях(начальных попытках доисторических людей понять окружающий мир). Эволюционная теория не вызывает сомнения у людей имеющих отношение к научному мировоззрению. Человек произошел не от обезьяны, а от общего с ней прародителя. Этот процесс длился миллионы лет..
Других серьезных объяснений происхождения человека нет!

Ответить

Так много времени прошло с момента открытия этого спора,я уже и забыла о нем...Говоря об общем предке и подразумевается один источник...На сколько я в курсе открытий единой цепочки нет,да и все,чему нас учили в школе-это лишь версии,вся археология так или иначе основывается на домыслах. А если говорить об ученых: они тоже бывают разные и не все разбираются в вопросе Веры, генетике и истории...что говорить,врачи разбираются только в своей узкой квалификации. Богословы-тоже такие ученые и ни в одной их книге можно найти откуда человек произошел и для чего. Неужели Вы считаете разумным и серьезным объяснение,что из пылинки мертвой, во всей необъятной галактике на одной единственной планете зародилась жизнь? Это простите как? Что гуманоидов из коллайдера мы пока не наблюдаем.
"Любовь к миру и друг другу - естественное состояние человека", - это еще раз простите за резкость Бред с большой буквы, ахинея чистой воды, советское промывание мозгов.Любовь-это совершенно не естественное состояние не только человека,но и всех тварей на земле,начиная с маленьких детей,которые кусают,бьют друг друга и радуются быть на вершине своего узкого социума и только благодаря воспитанию, свободной воле и участию Божию Человек может придти к пониманию,что и Кто есть Любовь(Любовь - это жертвенное устроение души.Когда я отвергая себя и свою выгоду,готова отдать свое время, целостность, жизнь во благо ближнего.Как это может быть естественным?!). Любовь же к миру, цветочкам, ручейкам, обезьянкам, дивану и котлетам - это мусор и смерть для души,об этом и говорить нечего.Все сгниет и ничего не останется-вот и все серьезное объяснение.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...