Дать понятие о воображении. Виды и процессы воображения

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение . Возможность воображения ʼʼзабегатьʼʼ вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта .

При этом в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме , в виде ярких представлений . В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами .

Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределœенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Итак, воображение - ϶ᴛᴏ психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи .

Вот еще одно определœение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределœенностью. (Е. И. Рогов)

Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их базе создаются новые образы . Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение ʼʼоживляетʼʼ то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности . Воображение всœегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что нужно делать и как он будет делать. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от ʼʼдеятельностиʼʼ животных, иногда очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединœение в новые системы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всœех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на базе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).

Функции воображения .

1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие ʼʼпредставлениеʼʼ , а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее базе новых представлений, употребляют понятие ʼʼвоображениеʼʼ ;

2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на базе этого и затем осуществляет практические действия;

3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования ʼʼоздоровительных легендʼʼ в интересах клиентов на базе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.;·психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога;·видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Основные способы возникновения воображения . Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого ʼʼсклеиваниеʼʼ). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. К примеру: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит по сути в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, к примеру, изменяясь по величинœе и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.

Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета͵ их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, в случае если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединœения, благодаря чему появляется определœенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определœенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определœенных черт.

Современная психология выделяет следующие виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное .

Учитывая зависимость отволевых усилий пассивное воображение должна быть либо преднамеренным , либо непреднамеренным .

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями , грезами. Οʜᴎявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения , осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение - ϶ᴛᴏ самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации , при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения , в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей базе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, к примеру перед засыпанием.

Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата͵ методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое , творческое , критическое , воссоздающее и др.
Размещено на реф.рф
Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определœенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В корне такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение , продуктивное (творческое) воображение и мечту .

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку крайне важно воссоздать представление объекта͵ как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Творческое воображение - ϶ᴛᴏ создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение - ϶ᴛᴏ такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются (ʼʼкристаллизуютсяʼʼ) в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всœех видов творческой деятельности человека.

Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата͵ а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей) , мечта всœегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения." 2017, 2018.

Человек отличается от животных помимо прочего еще и тем, что обладает воображением. Это, конечно, не единственная, но весьма существенная его особенность, позволяющая человеку существовать и действовать не только в реальном, но также и виртуальном, воображаемом, придуманном мире, создавать в своем воображении новое, воплощать его в действительность, с его помощью преобразовывать окружающий мир. Наиболее известными феноменами воображения, несомненно, являются сновидения, мечты и грезы. Их время от времени обнаруживают у себя практически все здоровые люди. Творческие фантазии людей, которые также выступают как продукты их воображения и проявляются в разнообразных видах творчества, также давно интересуют ученых.

Когда-то философы, стремясь в кратком и емком определении отметить характерные для человека особенности, называли его по- разному: «человек прямоходящий», «человек мыслящий», «человек деятельный», «человек творящий». Не менее верно было бы называть его «человеком мечтающим» или «человеком с воображением». Во всяком случае воображение - это не менее характерное именно для человека свойство, чем, например, его прямохождение, творчество или мышление.

Наличие воображения у человека мы можем констатировать с очевидностью, поскольку большинство людей непосредственно обнаруживают его феномены в своем сознании и могут в той или иной форме сообщить о его содержании. Относительно наличия воображения у животных и, тем более о его содержании, мы можем судить только косвенно, так как никакими объективными данными на этот счет не располагаем.

Возможно, однако, судить о наличии воображении по продуктам, создаваемым живыми существами, предполагая, что то, что имеется в их воображении, воплощается или материализуется в соответствующих продуктах. Наблюдая за активностью животных и людей, мы действительно обнаруживаем материальные результаты их деятельности. Животные, как и люди, строят и оборудуют свои жилища, создают ловушки для других живых существ, изготавливают орудия. Если бы можно было определенно судить о наличии воображения как психического феномена только по материальным продуктам созидательной деятельности живых существ, то следовало бы признать существование воображения и у животных. Однако имеется иное, предложенное много лет назад объяснение подобной, кажущейся разумной деятельности животных. Оно апеллирует к инстинктам - врожденным, неосознаваемым и автоматически действующим программам поведения. Оно же исключает наличие воображения у животных, поскольку инстинкты регулируются на физиологическом уровне, а воображение - это чисто психологический и к тому же осознаваемый в своих высших проявлениях феномен.

Приступая к обсуждению воображения, необходимо дать ему более или менее точное научное определение - такое, которое, во-первых, охватило бы собой всю совокупность его проявлений у человека, во- вторых, подкрепило бы сформулированную выше мысль о его исключительной принадлежности человеку.

Воображение можно охарактеризовать как психический процесс порождения и преобразования образов, которые не соответствует тому, что в данный момент времени человек может воспринимать, или тому, что уже хранится в его памяти . Другими словами, продукты воображения не являются прямым отражением предметов и явлений, воспринимаемых человеком в данный момент или воспринятых им раньше (образы которых хранятся в его памяти). По этим признакам воображение как психический процесс отличается от процессов восприятия и памяти, с которыми оно тем не менее связано.

По метафорическому сравнению, сделанному в свое время С.Л. Рубинштейном , воображение - это «отлет от прошлого опыта». К этому можно добавить, что воображение - это также «отлет и от настоящего опыта», т.е. от того, что человек в данный момент непосредственно делает или воспринимает. Это, судя по его высказываниям о воображении, хорошо понимал и С.Л. Рубинштейн. Он писал о том, что воображение в собственном смысле слова имеет место только тогда, когда человек отвлекается от непосредственного восприятия реальной действительности или от процесса извлечения из памяти того, что в ней хранится, обращается к своему внутреннем опыту и начинает работать с ним, т.е. сознательно преобразовывать или переделывать его.

Тем не менее имеет смысл подчеркнуть отличия воображения как познавательного процесса от восприятия и памяти. Главные отличия воображения от восприятия состоят в следующем.

  • 1. Образ восприятия возникает в результате непосредственного воздействия воспринимаемого предмета на органы чувств человека. В отличие от этого образ, рождаемый воображением, напрямую не связан с теми сенсорными стимулами, которые в данный момент воздействуют на органы чувств человека.
  • 2. Образ восприятия отражает реальную действительность или конкретную обстановку, в которой человек находится. Воображение подобным образом с реальной действительностью и с обстановкой не связано и вообще, строго говоря, не является ее отражением. Оно, скорее, представляет собой отражение того, что в данный момент происходит в сознании (психике) человека. Это утверждение не означает, что образы воображения с реальной действительностью совершенно не связаны. Такая связь существует, но она другая по природе, чем связь образа восприятия с реально существующим миром.
  • 3. Образ воображения включает в себя элементы, которые не соответствуют свойствам реально существующих и воспринимаемых человеком объектов. Это иногда порождает иллюзию того, что образ воображения представляет собой не что иное, как набор известных, но необычным способом скомпонованных элементов. Так, раньше некоторые вульгарно-материалистически мыслящие философы и психологи, воинственно настроенные против идеализма, пытались представить воображение человека, сводя его образ к хорошо известным и простым элементам, обнаруживаемым во многих предметах и явлениях. При этом, однако, они забывали о том, что даже образ восприятия как целое к составляющим его элементам - ощущениям - не сводится: (см. рассуждения на эту тему в главе «восприятие»). Образ воображения тем более, и даже в большей степени, чем образ восприятия, содержит в себе много такого, чего в элементах, из которых он сложен, нет. Можно, конечно, признать, что отдельные элементы, из которых состоит любой образ воображения, представлены в реальной действительности. Однако, во-первых, в образе воображения они соединяются не механически и по-другому, чем в реальной действительности; во-вторых, в результате такого их творческого синтеза рождаются совершенно новые, неожиданные или эмергентные свойства образа воображения, которых нет и не могло быть в элементах, из которых формально состоит образ воображения. В качестве примера можно назвать фигуры, представленные на рис. 19.

Рис. 19.

На данном рисунке показано шесть из множества возможных фигур (форм), которые можно образовать из шести равнобедренных треугольников (эти формы показаны на рисунке сплошными линиями, в то время как внутренние границы, образованные треугольниками, из которых они составлены, изображены пунктирными линиями). Очевидно, что все эти фигуры (формы) разные, и идея ни одной из них не содержится в простых элементах - треугольниках, из которых они составлены. Если в качестве продукта воображения рассматривать именно форму, то также очевидно, что ни в каком смысле слова она не может содержаться в составляющих ее элементах. Следовательно, воображение не сводимо и не выводимо из элементов, на которые в конечном счете можно разложить любой образ воображения.

Современные физики, разделяющие атомистическое мировоззрение, возникшее еще в древности, признают, что все существующее на земле и, вероятно, за ее пределами, состоит из ограниченного набора разных по своим физическим свойствам элементарных частиц. Однако огромное разнообразие реально существующих предметов и явлений, их впечатляющие отличия друг от друга никак не объясняются тем очевидным и простым фактом, что все они состоят из одинаковых частиц. Точно так же вряд ли можно понять и объяснить различия в образах, рождаемых воображением человека, указывая лишь на то, что все они состоят из набора простых элементов.

  • 4. Образы восприятия всегда относятся к настоящему, т.е. к тому, что в данный момент окружает человека и воздействует на его органы чувств. Образы воображения подобными, вполне однозначными отношениями с пространством и временем не связаны. Они могут относиться к прошлому, настоящему или будущему. С помощью воображения человек может переместиться в любую точку пространства и далеко за пределами того, что он может реально воспринимать. Если пространство и время существования образов восприятия являются конечными и ограниченными, то пространство и время существования образов воображения представляются бесконечными и неограниченными.
  • 5. Образ восприятия возникает и изменяется в результате вариаций стимульного потока и активности сенсорных систем. Образ воображения возникает и меняется за счет других процессов, происходящих не в окружающей среде или органах чувств, а в центральной нервной системе. Ее активность инициирует, стимулирует и регулирует процесс воображения, в то время как аналогичный процесс, связанный с восприятием, в основном стимулируется и регулируется самим воспринимаемым объектом и получаемыми от него ощущениями.
  • 6. Образ, рождаемый и изменяемый воображением человека, не позволяет ему хорошо ориентироваться в том, что его непосредственно окружает, успешно адаптироваться к реальной действительности, в то время как образ, рождаемый восприятием, позволяет решать эту задачу.
  • 7. Если в момент восприятия сознание человека сохраняет непосредственный контакт с реальной действительностью (это происходит даже в случае зрительных, слуховых и других иллюзий), то во время «работы воображения» такой контакт практически отсутствует или является ослабленным.
  • 8. Если в процессе восприятия внимание человека в основном обращено на окружающий его мир, то в воображении внимание человека направлено на содержание самого процесса воображения или актуального сознания.

Рассмотрим основные отличия образа воображения от образа, извлекаемого из памяти человека. Эти отличия заключаются в следующем.

  • 1. Образ, извлекаемый из памяти человека, может содержать в себе только то, что уже хранится в памяти. Даже в том случае, когда воспроизведение информации по памяти является неточным или искаженным, чуждые элементы, не свойственные припоминаемому материалу, изначально берутся из хранилища памяти. В образе, рождаемом воображением, всегда имеется нечто такое, чего в памяти человека нет и быть не может. Это то, что он придумывает сам по ходу воображения.
  • 2. Образ, извлекаемый из памяти, является более или менее точной копией того, что человек когда-то запомнил и сохранил в памяти, в то время как образ, рождаемый воображением, в большинстве случаев не выступает не только точной копией, но даже приблизительным образцом того, что хранится в памяти человека. Существуют важные отличия образа, рождаемого воображением, от образа, извлекаемого из памяти, и они заключаются в следующем:
    • - в образе, рождаемом воображением человека, новые элементы играют ключевую роль, характеризуют сущность данного процесса, причем, чем больше таких элементов, тем лучше по качеству образ воображения;
    • - в памяти новые элементы играют несущественную и в основном негативную роль: чем больше таких элементов в образе, извлекаемом из памяти, тем хуже функционирует память человека.

Следующий вопрос, важный для понимания природы воображения, заключается в выяснении общего и различного в воображении и мышлении человека. Вид мышления, внешне и процессуально похожий на воображение, носит название «наглядно-образное мышление» (он вместе с другими видами мышления будет обсуждаться в следующей главе). Наглядно-образное мышление представляет собой процесс решения задач путем действий в уме с образами предметов. Речь, следовательно, идет именно о решении задач. То, что происходит в сознании человека, когда он пользуется соответствующим видом мышления, есть не что иное, как воображение или действия с образами предметов, представленными в нем.

Предлагая классификации видов воображения, психологи нередко называют среди них активное и творческое воображение, причем последнее в их представлениях мало чем отличается от образного мышления. Четкую грань между воображением и мышлением в этом случае провести действительно трудно, и соответственно можно признать, что творческое воображение и наглядно-действенное мышление человека в чем-то близки друг к другу. Тем не менее определенные различия между ними имеются и заключаются в следующем.

  • 1. Воображение в отличие от мышления не направлено на решение каких-либо определенных, осознаваемых человеком задач, на достижение заранее заданных целей, за исключением творческого воображения, о чем говорилось ранее.
  • 2. Приемы, с помощью которых создаются образы воображения, чаще всего отличаются от приемов, используемых в процессе мышления.
  • 3. Продуктом воображения всегда является некоторый образ, а продуктом мышления, в том числе образного, в большинстве случаев выступает не образ, а некоторая идея или мысль.

В своем воображении человек может представлять не только образы физических предметов, но и многое другое, например действия, переживания (эмоции). В связи с этим имеет смысл рассмотреть отличие реальных действий и переживаний человека от тех, которые представлены только в воображении. Реальные и воображаемые действия отличаются друг от друга следующими характеристиками.

  • 1. Реальное действие выполняется с помощью мышечных сокращений и расслаблений и сопровождается видимым перемещением в пространстве частей тела, движимых с помощью соответствующих мышц. Воображаемое движение присутствует только в сознании человека и, как правило, не сопровождается заметными сокращениями скелетных мышц ;
  • 2. Реальное действие почти всегда что-либо меняет в окружающем человека мире: или тот предмет, на который оно направлено, или обстановку, например взаимное расположение физических предметов пространстве. Воображаемое действие практически ничего в окружающем человека мире не меняет.
  • 3. Реальные действия людей участвуют в осуществлении какого- либо внешнего процесса, в то время как воображаемые действия относятся лишь к внутреннему, психологическому процессу.

Имеются также отличия переживаний (эмоций) человека, связанных с его реальной жизнедеятельностью, и переживаний, представленных в воображении. Эти отличия можно охарактеризовать следующим образом.

  • 1. Эмоции, участвующие в регуляции реального поведения человека, соотносятся с его актуальными потребностями - теми, которые он удовлетворяет или собирается удовлетворить, в то время как эмоции, составляющие содержание воображения, соотносятся только с так называемыми виртуальными потребностями - такими, которые актуализируются лишь в воображении человека, но реально не существуют .
  • 2. Эмоции, регулирующие текущую жизнедеятельность человека, возникают под влиянием сложившейся ситуации, воспринимаемой человеком, а эмоции, порождаемые процессами, происходящими в воображении, относятся не к реальной, а к представляемой или виртуальной деятельности человека. Следовательно, воображаемые эмоции так же не похожи на настоящие эмоции, как виртуальная (мыслимая) реальность не похожа на действительно выполняемую деятельность.
  • 3. Эмоции, соотносимые с осуществляемой человеком деятельностью, непосредственно регулируют ее, в то время как эмоции, возникающие в воображении, практическую деятельность человека не регулируют. На первый взгляд кажется, что они также участвуют в регуляции деятельности человека, но в действительности воображаемые эмоции управляют не деятельностью как таковой, а внутренними, психическими процессами или состояниями человека.

Существуют, наконец, определенные различия между реально выполняемой и воображаемой деятельностью. Они могут проявляться в следующем.

  • 1. Реально осуществляемая деятельность предполагает определенные практические действия человека, в то время как воображаемая деятельность с такими действиями напрямую не связана и может осуществляться без них.
  • 2. В своей реальной деятельности человек имеет дело с тем, что в данный момент воспринимается его органами чувств, в то время как воображаемая деятельность человека соотносится с тем, что происходит в его сознании (в воображении, в психике).

Из сказанного следует, что хотя между воображением и другими психическими процессами, а также между тем, что человек делает реально или только представляет в воображении, существуют определенные различия, эти различия отчетливо проявляются лишь в тех случаях, когда воображение и соотносимые с ним психические процессы рассматриваются в их крайних, противоположных друг другу формах или проявлениях. Если же мы имеем дело с промежуточными состояниями и продуктами психических процессов и деятельности человека, то различие между воображаемым и реальным уже не представляется столь же очевидным, как в случае сопоставления крайностей. Кроме того, воображение естественным образом включается во многие психические процессы и виды практической деятельности человека. Поэтому оно является неотъемлемой составляющей всей психики и всего поведения человека в целом и, подобно вниманию, с трудом отделимо от них.

Подводя итог, можно утверждать, что воображение - это особый психический процесс, отличающийся от других познавательных процессов, занимающий в определенном смысле слова промежуточное положение между ними, в первую очередь - между восприятием, памятью и мышлением. В воображении можно обнаружить элементы всех названных выше психических процессов, и, кроме того, воображение и эти познавательные процессы формально связывает тот факт, что все они имеют дело с образами. Однако между воображением и другими процессами и явлениями, изучаемыми в психологии, имеются существенные различия, что не позволяет сводить воображение к иным познавательным процессам, «растворять» его в них.

Помимо понятия «воображение» в психологии используются и некоторые другие понятия, близкие по содержанию. Это прежде всего фантазия и представление. В связи с этим имеет смысл уточнить различия, существующие между этими понятиями. Фантазия - это процесс, оторванный, как правило, от реальной действительности, не опирающийся на нее и не реализуемый в ней. Воображение, особенно активное и творческое, не только опирается на реально существующее, но и реализуется в нем, например в материальных или идеальных продуктах творческой деятельности людей. Фантазия - это процесс, не контролируемый разумом и волей человека, в то время как воображение, за исключением пассивного и неосознаваемого, находится под контролем сознания и воли. Понятие «воображение» шире по своему объему и содержанию, чем понятие «фантазия». Все процессы, связанные с фантазией, и ее результаты можно охарактеризовать как процессы и продукты воображения, в то время как далеко не все процессы и продукты воображения можно считать фантазиями.

С.Л. Рубинштейн, который наряду со многими его современниками пользовался понятием «представление», следующим образом определял его. Представление - это процесс воспроизведения чувственных образов восприятия. Если результатом представления является буквальное восстановление в сознании человека того образа, который хранится в его памяти, то представление следует относить к процессам памяти. Если же представленный в сознании человека образ отличается от того, который существует в памяти, содержит в себе новые элементы, которые включаются в него в процессе создания, то в данном случае представление правильнее относить к воображению, а не к памяти. Когда же представление возникает и формируется безотносительно к ранее воспринятому и сохраненному в памяти материалу, то оно является уже продуктом так называемого «чистого» воображения.

Представление, по С.Л. Рубинштейну, имеет свои особенности. Это «...воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте... Представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление» . В образе-представлении на первый план выступают и сохраняются в нем некоторые, наиболее существенные черты, которые связаны с его значением, а обобщенным значением обладает только слово, как понятие, используемое в мышлении. Следовательно, представление в форме процесса имеет отношение к мышлению человека.

Представление может стать образом не отдельно взятого (единичного) предмета, а целого класса или категории предметов. Представление - это не механическая репродукция (воспроизведение) образа восприятия или памяти. Оно является изменчивым, динамичным, обобщенным образованием, вновь создаваемым при определенных условиях и отражающим сложную внутреннюю жизнь личности. Под представлением чаще всего понимается способность человека изображать в своем сознании в виде образа какой-либо непосредственно не воспринимаемый объект. Данный объект может быть извлечен из памяти или сконструирован самим человеком, т.е. существовать лишь в его воображении.

Отсюда следует, что понятие «представление», как и термин «воображение», характеризует способность человека иметь или порождать образы в отсутствии стимулов, исходящих от связанных с ними объектов. В этом заключается то, что объединяет данные явления. Представление как процесс выходит за пределы образного содержания психики и распространяется на мысли, чувства и действия человека. Из такого понимания представления следует, что оно может выступать как частный случай воображения, а также как процесс или результат активности, связанной с различными сенсорными явлениями.

Специфика воображения как познавательного процесса состоит в том, что оно представляет собой чисто идеальный акт, не имеющий прямых и очевидных связей с действительностью. Соотношение воображения с реальной действительностью представляется, во-первых, не столь простым, как, например, связь ощущений с физическими, химическими и другими стимулами. Во-вторых, воображение может существовать в формах, напрямую не связанных с реальным материальным миром, например в виде галлюцинаций, сновидений и грез. В-третьих, воображение мало зависит от того, что в данный момент происходит в окружающем человека мире. Вместе с тем следует признать, что воображение - это процесс, который не полностью оторван от реальной действительности, но и не является простым ее отражением. Более того, человек только тогда может полностью «погрузиться» в свое воображение, когда он практически отключается от восприятия окружающей действительности. Об этом свидетельствуют случаи медитации, мечтаний и грез.

Воображение и материальные процессы могут взаимодействовать друг с другом, хотя это взаимодействие не имеет причинно- следственного характера. Многочисленные факты указывают на то, что воображение определенным образом связано, например, с физиологической активностью организма, с происходящими в нем процессами. В этом мы также в скором сможем времени убедиться на основе материалов, представленных в одном из следующих параграфов данной главы.

В заключение отметим, что относительно воображения, его научного понимания, точного определения, выделения видов и их классификации, прояснения связей с другими психическими явлениями, с поведением человека и многими другими вопросами, единства среди ученых-психологов еще меньше, чем в отношении других познавательных процессов. И это, несмотря на то, что интерес к воображению со стороны ученых существует уже не одну тысячу лет, а также на то, что изучению воображения посвятили свои труды многие известные ученые, представляющие несколько поколений людей. До сих пор еще в этой области научных психологических знаний остается немало сложнейших вопросов. Среди них можно назвать следующие.

  • 1. Где в нервных структурах мозга «локализовано» воображение?
  • 2. С какими физиологическими процессами, происходящими в мозге или организме в целом, связано воображение?
  • 3. Откуда человек берет материал для содержания своего воображения?
  • 4. Почему одни люди обладают, а другие не обладают богатым воображением?
  • 5. Чем можно объяснить индивидуальные различия людей по особенностям их воображения?
  • 6. Каким образом воображение связано с памятью, мышлением и другими психическими процессами человека?
  • 7. В какой мере воображение определяет реальное поведение человека?
  • 8. Можно ли развивать воображение у человека, в частности у детей, которые богатым воображением с детства не обладают?
  • 9. Какими методами можно объективно изучать и каким образом практически оценивать воображение человека?
  • 10. Чем определяется содержание галлюцинаций или сновидений человека?

Эти и другие подобные вопросы будут частично обсуждаться в следующих параграфах главы, но без расчета на то, чтобы получить на них точные и полные ответы.

  • Раньше этот процесс называли «представлением» или «представливанием». Принципиальной разницы между воображением и этими двумя названиями нет. Мы, например,часто пытаемся что-либо вообразить или представить, понимая под этим одно и то же.В настоящее время трудно, однако, сказать, почему современные психологи предпочитают пользоваться именно термином «воображение», а не «представление», хотя последнее название встречается в некоторых сравнительно недавно опубликованных научныхработах.
  • См. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. М„ 1989.
  • В действительности такие сокращения происходят, но они осуществляются подсознательно и, кроме того, практически незаметны извне. Примером воображаемых движений, сопровождающихся едва заметными сокращениями соответствующих групп мышц,являются идеомоторные акты. Связанные с ними движения могут извне восприниматьтолько специально обученные, тренированные люди.
  • Исключение составляют лишь потребности, которые представлены в подсознании человека и могут получать через воображение частичное удовлетворение. О них в свое время писал 3. Фрейд, доказывая существование неосознаваемых мотиваций, а также рольсновидений, воображения и грез в удовлетворении неосознаваемых влечений.
  • Там же. С. 306.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Основная функция – представлять результат труда до его начала, так и его промежуточные продукты. Функции воображения:
1. Планирование деятельности – конечный субъективный образ, до начала деятельности есть цель.
2. Мотивация деятельности – это цель (любой осознанный мотив).
3. Удовлетворение потребностей тех, которые реально невозможны в данный момент.
4. Функция психологической защиты – строим образы и потом их переживаем.
5. Познавательная функция – узнать чтолибо новое.
Воображение тесно связано с мышлением. Сходство: возникают в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности. Различие: воображение оперирует образами, мышление – понятиями. Вместе с сознанием и мышлением развивалось воображение.
Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Физиологическая основа: образование новых сочетаний из временных связей уже сформировавшихся в прошлом опыте человека. Создание нового образа предполагает создание временных связей ранее не вступавших во взаимодействие друг с другом. Воображение – это отход от действительности, но оно всегда реальное.
Виды воображения:
1. Пассивное (непроизвольное) – это создание новых образов без какихлибо внешних побудителей, которые воплощаются в жизнь. Воображение выступает как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.
2. Преднамеренное воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь, называемое грезами.
3. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии во сне и т.д., галлюцинация. Галлюцинация – проявление пассив. воображения, при котором человеком воспринимаются несуществующий объект, яркий образ, когда человек абсолютно убежден в его реальности.
4. Активное (произвольное) – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
5. Воссоздающее воображение (репродуктивное) – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место тогда, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
6. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Писатели, художники, музыканты, стремились отобразить жизнь в образах. Образы объектов создаются вновь.
*Рубинштейн С. Л. различает
7. конкретное – различаются по модальности (зрительн. представление, слуховые, осязательные, обонятельные) и единичные, вещные, с деталями.
8. абстрактное – образы типизированные, обобщенные в схемы и символы.
9. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенность – построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда не могут осуществляться.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Воображение может проявляться в разных формах.

Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты - отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазий называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Вспомним мучительную попытку гоголевской героини из "Женитьбы" выбрать жениха из четырех претендентов: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась". Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Напр., человек не бывший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинках и фотографиях, видел в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, - видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей.

Воображение - психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку. Оно-познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание). Преобразует то, что есть в памяти.

Виды воображения: 1 ) воссоздающее воображение - развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа. 2)творческое воображение – создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. 3)мечта – особая форма воображения, локализованная в достаточном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества.

Виды воображения:

«»Пассивное воображение: 1. преднамеренное; 2. непреднамеренное.

Пассивное преднамеренное воображение: грёзы – образы фантазий, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.

Пассивное непреднамеренное воображение: в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Возникает при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

Активное воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Приемы (способы) создания образов воображения: 1)агглютинация – создание нового образа путем соединения в одно целое фрагментов различных мыслей и слов. наблюдается при шизофрении(в частности является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций.) 2)акцентирование – один из способов создания образов воображения. выдвигать на первый план, подчеркивать какую-нибудь мысль. 3)схематизация – создание образов с помощью схем, картин. 4)типизация – отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих; обобщение, выражение общих идей, процессов и явлений; выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретной базе.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.

1) агглютинация – предполагает «склеивание» различных частей в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

2) гиперболизация - характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещение.

3) заострение - подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры).

4) схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

5) типизация – выделение существенного, повторяющегося, воплощение их в конкретном образе.

Развитие воображения.

    Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.

    Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.

    Мечта - образы желаемого будущего.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...