Дерево целей строится посредством. Дерево целей: пример составления

Успешность организации во многом зависит от грамотного планирования. Максимальная прибыль и высокая рентабельность в перспективе - это всегда генеральная цель. Какова роль дерева целей в планировании?

Что такое objective tree

Управленческие цели представлены в большом количестве и разнообразии, поэтому каждое предприятие нуждается в комплексном, системном подходе к выбору их состава. Процесс постановки целей именуется целеполаганием.

Дерево целей организации (the objective tree) – это:

  • структурированный перечень, схема организационных целей;
  • иерархия разноуровневых целей;
  • модель, которая позволяет упорядочить и объединить цели в единый комплекс.

Продуктом применения данного метода стратегического планирования должна стать логичная и простая схема управления предприятием. Дерево целей дает возможность обосновать генеральную цель и делает подцели более достижимыми.

Система целей определяется организационной структурой. Огромная структура, большое число отделов и рабочих линий потребуют разработки сложного «ветвистого» дерева со многими декомпозиционными уровнями.

Вершина

Дерево заполняется «сверху вниз», от центральных целей к второстепенным задачам. В «вершине» («корне») располагается генеральная цель, достижение которой – непростая задача. Значит, предстоит разложить ее на меньшие элементы, «цели-ветви», то есть провести декомпозицию. Так возникает план движения к главной цели.

Все последующие уровни формируются так, чтобы способствовать достижению предыдущего.

Направления целей
Цель Содержание
Экономическая Максимизация прибыли от продаж продуктов или услуг в необходимом качестве и объеме
Научно-техническая Поддержание продуктов и услуг на заданном научно-техническом уровне, НИОКР, повышение производительности труда за счет внедрения ноу-хау
Производственная Выполнение плана по выпуску продукции. Поддержание ритмичности и качества производства
Социальная Совершенствование, развитие и пополнение кадрового ресурса

Ветви и листья

Ветви – подцели, простирающиеся от вершины, снова подвергаются разложению. «Побеги на ветвях» представляют собой следующий уровень целей. Процесс повторяется на каждом уровне до упрощения целей. Простота – это достижимость, понятность и логичность.

Все «ветви» описывают результат, который выражает конкретный показатель. Цели одной параллели не зависят друг от друга.

Дерево целей предприятия создается на основе 3 важных элементов любой цели.

«Листья» - это конкретные мероприятия для достижения цели. Характеристики и показатели, указанные на «листьях», способствуют выбору лучшего варианта:

  • срок выполнения;
  • вероятность достижения цели к запланированному сроку;
  • стоимостные показатели;
  • объем расходуемых ресурсов.

Элементы дерева в одной группе связываются между собой через логическое «И» (обозначается «∧»). Альтернативные группы взаимодействуют через «ИЛИ» («∨»).

Дерево целей организации. Пример

Рассмотрим простую схему целей для максимизации прибыли при росте результатов и снижении затрат.

Для приближения к генеральной цели (высокая рентабельность и максимум прибыли) предстоит проработать три направления. Внести полученные варианты в дерево целей организации. Пример представлен в форме таблицы.

Стратегия и цели Apple

Почему стратегия Apple является выигрышной?

Сфера деятельности компании – информация и радикально новые продукты для работы с ней. В приоритете процесс создания контента и его потребление.

Например, Apple обратила внимание на культурные аспекты. Была улучшена модель потребления музыки. С iPod слушать музыку на цифровых носителях и находить в Интернете стало удобнее.

Линейка iPod, iPhone и iPad исправляет минусы, совершенствует основные способы для создания и использования информации. Данная модель, применяемая для ноутбуков, настольных компьютеров, телевидения, позволит «яблочной» корпорации и дальше наращивать доход.

Итогом десятилетия стали три универсальных изобретения и бизнес-платформы. Они являются не самоцелью, а средством, позволяющим достигчь цели: получение доступа к основным способам информационного потребления.

Закономерно, что генеральной стратегией Apple является развитие уже существующей линейки продуктов.

Построение дерева целей организации на примере Apple

Основная цель любого бизнеса - расширение рыночных границ, завоевание бесконечного числа клиентов. Apple не является исключением и ставит в приоритет совершенствование своей линейки в интересах потребителя.

Рассмотрим дерево целей компании для такого продукта, как iPhone, ценность которого отражает девиз «Просто. Удобно. Эстетично». В качестве главной цели дерева определим улучшение iPhone с учетом интересов потенциальных пользователей.

Основными конкурентными и значимыми для потребителя факторами данного рынка являются:

  • стоимость продукта;
  • разнообразие функций и энергоемкая батарея;
  • популярность бренда;
  • технологии для ценителей;
  • дизайн и размер;
  • ассортимент (был упразднен Apple).

Дерево целей поможет ответить на вопрос: «Что делать?». Например, чтобы снизить стоимость, предстоит упростить интерфейс.

Какие отраслевые факторы необходимо создать? Какие свойства улучшить? Это объемы памяти, дизайн, игры и развлечения. На что ориентироваться: на функциональную составляющую или эмоциональную?

Таблица с подцелями iPhone по трем уровням

Дерево целей компании Apple представлено в упрощенном варианте в виде таблицы.

Совершенствование iPhone с учетом интересов потребителей
Цели первого уровня
1. Упразднить ассортимент и популярность бренда 2. Упростить интерфейс 3. Увеличение привлекательности для потребителя 4. Повышение эргономичности
Цели второго уровня
2.1. Упростить технологичность 3.1. Создание нового дизайна 4.1. Особый статус владельца
3.2. Увеличение объема памяти 4.2. Решение «последней мили»
3.3. Усиление развлекательного аспекта 4.3. Уменьшить размер

Для решения «последней мили» были выделены следующие задачи:

  1. Использовать touch screen и добиться отсутствия кнопок.
  2. Создать дополнительные опции.
  3. Увеличить экран.

Следующий шаг – это заполнение «листьев» или мероприятий для достижения подцелей. Для этого обязательно указываются конкретные сроки выполнения задач, необходимый объем, ресурсы, стоимость и значимые количественные показатели.

Последний шаг – изображение целей в форме дерева с разветвлениями.

Дерево задач. Пример

Задачами называются подцели. Они не нуждаются в декомпозиции и увязках «цель-средство». Дерево целей включает в себя цели высшей и низшей ступени.

Задачи являются основой для создания программы по достижению отдельной цели низового уровня. Решение задачи – это совокупность действий.

Дерево целей, как вариант, может содержать следующие задачи.

Таким образом, упорядочивающим инструментом для создания программы развития фирмы становится дерево целей. Примеры подтверждают принцип его формирования «полноту редукции»: цели «дробятся» на подцели, пока исходная цель не становится ясной и достижимой.

Критерии поставленных целей

· Ясность;

· Измеримость;

· Достижимость;

· Привязка ко времени;

Допустим ваша цель

· Увеличение дохода;

Дерево стратегических целей на примере организации ООО "Мастер Риэлти"

Определение последующих методов создается с учетом особенностей конкретного бизнеса компании.

Цели бывают:

· Производство;

· Политика продаж;

· Доходы и финансы;

Производство :

· Понижение издержек;

Маркетинг :

Финансы :

Персонал :

Для качественной работы организации весьма значим подход к постановке целей.

Именно они являются исходной точкой при планировании всего спектра деятельности организации. Дерево целей организации выступает в качестве основы построения отношений в компании, а также системы мотивации. Оценка работы персонала, подразделений организации и всей структуры в общем возможна только при достижении поставленных задач.

Статьи на похожие темы:

Дата публикации — 13.10.2015

Дерево целей на примере организации

Дерево целей организации

Дерево целей - это специальный иерархический перечень целей каждой организации. В нем цели нижнего уровня подчиняются и способствуют достижению целей высшего порядка. Самые главные и важные цели размещены на самом верху дерева.

Критерии поставленных целей

Составленные цели организации должны соответствовать следующим критериям:

· Ясность;

· Измеримость;

· Достижимость;

· Необходимость и достаточность;

· Привязка ко времени;

· Согласованность, согласно иерархии управления.

Согласованность всех перечисленных факторов способствует постановке четких подцелей, достижение которых приведет со временем к реализации генеральной цели организации.

Построение «дерево целей» организации — пример

Разделение главной миссии на более мелкие облегчает ее достижение. Таким образом создаются уровни задач до тех пор, пока не будет поставлена простая для достижения цель. Построение «дерева целей» осуществляется с учетом метода «от общего к частному». Качество такого плана зависит от уровня квалификации специалиста, которому его доверили создать.

Допустим ваша цель «увеличение прибыли компании» . Если мыслить логически, то достичь ее можно двумя путями:

· Увеличение дохода;

Любая организация (коммерческая, государственная, благотворительная или общественная) преследует достижение собственной цели. Благодаря наличию целей существуют и функционируют предприятия.

В зависимости от направления организации определяются ее цели:

· У коммерческой компании цель - получение максимальной прибыли;

· У социальной - выполнение социально-важной задачи;

· У благотворительной - помощь нуждающимся.

Цели бывают:

· Краткосрочные. Достигаются за год;

· Среднесрочные. Выполняются за 1-5 лет;

· Долгосрочные. Достигаются не меньше, чем за 5 лет.

Пример дерева целей организации

Вершина дерева всегда принадлежит общей цели компании (ее миссии). Далее идет разделение на подзадачи, выполнение которых способствует достижению главной миссии. Один уровень занимают цели, которые не зависят друг от друга, а также не исходящие друг из друга.

Набор целей компании индивидуален, но есть некоторые сферы деятельности, к которым организации проявляют неподдельный интерес:

· Производство;

· Политика продаж;

· Доходы и финансы;

· Политика по отношению к персоналу.

Количество уровней, составляющих главную цель организации зависит от масштаба компании, сложности ее цели, иерархии в управлении и организационной структуры.

Цели организации, поставленные в разных сферах ее деятельности

Производство :

· Понижение издержек;

· Улучшение конкурентоспособности товара;

· Повышение эффективности производства;

· Разработка и использование новейших технологий.

Маркетинг :

· Продвижение товара на рынке;

· Увеличение ассортимента продукции.

Финансы :

· Достижение эффективного управления финансами организации;

· Достижение улучшения платежеспособности и рентабельности;

· Достижение повышения инвестиционной привлекательности.

Персонал :

· Повышение квалификации персонала;

· Совершенствование кадров предприятия;

· Разработка системы стимулирования;

· Повышение производительного аспекта труда.

Для качественной работы организации весьма значим подход к постановке целей. Именно они являются исходной точкой при планировании всего спектра деятельности организации. Дерево целей организации выступает в качестве основы построения отношений в компании, а также системы мотивации. Оценка работы персонала, подразделений организации и всей структуры в общем возможна только при достижении поставленных задач.

Статьи на похожие темы:

Дата публикации — 13.10.2015

У вас есть мечта? Она есть у каждого, даже если он этого не предполагает. Мечта – это то, что на данный момент не осуществимо и не достижимо. Для одного это может быть поездка на море, а для другого – полет в космос. Маленькие мечты переходят в задачи, большие – в цели, а глобальные так и остаются мечтой. Как же добраться до этой вершины – мечта? Планировать! Один из методов планирования – построение дерева целей , давайте разберемся, что это такое и как его построить?

Дерево целей – иерархический принцип построения структуры целей и задач, у него есть вершина и подчиненные уровни. Можно сказать, что это перевернутое дерево, но лучше назвать эту структуру пирамида. Пирамида вашего успеха – чем больше тратится энергии, тем ближе к вершине. Поэтому выполняя маленькие операции, гораздо легче добраться до мечты.

Построение дерева целей

Итак, вершина пирамиды – мечта . Мечта – труднодостижимая, а иногда вовсе недостижимая, но при этом очень хочется. Чтобы определиться с мечтой и главными жизненными целями, задумайтесь над философскими вопросами: «А зачем я живу? Чего хочу добиться в этой жизни? Что останется от меня, когда я покину этот мир?». Ответы на эти вопрос дать очень сложно, но это важно. Конечно, можно жить сегодняшним днем, но чем старше, тем больше задумываешься над смыслом жизни.

Главные жизненные цели (период достижения от 10 лет) должны быть реалистичными в отличие от мечты. Они должны относиться к основным сферам жизни: семья, финансовое и материальное положение, образование, самовыражение и т.д.

Далее идем по принципу разбиения на более мелкие цели (5-10 лет) и подцели (1-3 года). Цели – это те результаты, которых мы хотим достичь в данной сфере, а подцели – это цели данные в конкретных условиях. Вопросы, которые помогут определить цели: «Что для вас важно в жизни? Чтобы вы хотели иметь, чтобы чувствовать себя счастливым? Чем вы любите заниматься и чего хотели бы достичь в этом? На какие цели зарабатываете деньги, кроме удовлетворения физических потребностей?». Сумма подцелей приводит к цели, вы должны представлять 80% подцелей, чтобы достичь её. Как правильно ставить цели.

Подцели формируются из задач, которые вы выполняете каждый месяц, неделю, день. Чтобы определить подцель, ответьте на вопрос: «Что вы хотите получить в дальнейшем от задачи?» То есть в данном случае идем снизу вверх. Проведите анализ того, что вы делаете каждый день, к чему это вас приведет в итоге? Определившись с подцелями, выявите задачи, которые вы делаете или чего вам не хватает, чтобы достичь подцели. Задачи делятся на простые ежедневные операции.

Разберем на примере . Допустим наша цель: отдохнуть за границей в 2011 году . Чтобы поехать, нам необходимы деньги, поэтому наша подцель будет: заработать к маю 2011 года 50 тыс. рублей для отдыха в августе 2011 г. Дальше нужно определиться, куда поехать отдыхать в 2011 – это будет вторая подцель. Теперь разбиваем на задачи. Для денег: откладывать каждый месяц (1 числа) с января по май 10 тысяч на накопительный счет в банке.

Личное дерево целей и задач или пирамида успеха

Чтобы определиться куда ехать: выбрать туристическую компанию; подумать, куда хотели бы поехать, что посмотреть; провести анализ стоимости этого удовольствия. Далее каждую задачу разбиваем на операции(подзадачи), это уже не так сложно. Далее, если будем следовать плану, поедем в августе 2011 г. отдыхать.

Что будет если не планировать? Вы будете постоянно думать: «Эх, как хочется поехать, да все денег нет! А куда поехать, вроде хочется и там и там побывать…» Так и останется все в мечтах! Поэтому их нужно переводить в цели, а цели в задачи и действовать! А в планирование вам поможет метод построения дерева целей пирамиды успеха.

Оставьте первый комментарий!

RSS лента новостей к этой заметке.

Другие статьи в рубрике Саморазвитие

Стратегические цели. Дерево целей

Стратегические цели представляют собой результаты, которых стремится достичь компания в перспективе. Цели могут быть поставлены перед компанией в целом, перед ее структурными подразделениями, перед конкретными исполнителями. Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесением со стратегией, а также иметь привязку ко времени.

Цели должны удовлетворять условиям:

  • Измеримость: все цели имеют количественное выражение (относительное, или абсолютное)
  • Ясность: цели настолько точные и ясные, что невозможно их неправильно истолковать
  • Необходимость и достаточность: цели сформулированы для всех направлений деятельности
  • Достижимость: и начальник, и подчиненный уверены, что цель достижима
  • Привязка ко времени: установлены сроки достижения цели
  • Согласованность по времени: установлена четкая очередность достижения целей
  • Согласованность по иерархии управления: целевые показатели структурных подразделений не противоречат целевым показателям компании в целом

Постановка стратегических целей начинается с миссии. Ведь миссия — это краткий, четко сформулированный документ, объясняющий цель создания организации, ее задачи и основные ценности, в соответствии с которыми определяется направление деятельности компании. Имея краткое описание направлений самого высокого уровня — миссии, видения и стратегии — компания разрабатывает стратегические цели и задачи, понятные каждому сотруднику.

В соответствии с методологией Системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) стратегические цели разбиваются на четыре блока:

  • Финансы
  • Клиенты
  • Бизнес-процессы
  • Рост и обучение

Пример стратегической цели в блоке «Финансы»:

Компания может добиться роста доходов, развивая отношения с клиентами, понижая издержки и повышая производительность.

Как только компания определит, кто ее целевой покупатель, она сможет сформулировать цели и показатели предполагаемого предложения потребительной ценности.

Пример стратегических целей в блоке «Клиенты»:

  • Своевременно предлагать продукты и услуги, обладающие высоким качеством и низкой ценой
  • Увеличение клиентской базы

Для достижения стратегической цели, указанной в блоке «Клиенты», необходимо поставить множество стратегических целей в блоке «Бизнес-процессы».

Построение дерева целей

Укажем некоторые:

  • Своевременная доставка товаров, материалов поставщиками
  • Снижение издержек производства
  • Повышение эффективности технологических процессов
  • Улучшение качества производства
  • Своевременная доставка до клиентов

Для реализации всех указанных стратегических целей в блоках «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы» необходимо постоянное обучение сотрудников предприятия. Для реализации стратегических целей необходимы высокого уровня компетенции. Умение управлять качеством и процессом доставки необходимо для сохранения клиентской базы. Привлечение клиентов строится на умении общаться и вести переговоры, способность знать и понимать клиентскую среду, потребности покупателей, формулировать предложение ценности и успешно провести сделку требует навыков, которым необходимо обучать.

После того, как все стратегические цели сформированы, их объединяют в группы по компании в целом и по подразделениям. Руководитель подразделения выстраивает работу своего подразделения, распределяя стратегическую цель своего подразделения на тактические цели (задания) своих подчиненных. Иерархическое выстраивание дерева целей должно быть выстроено таким образом, чтобы стратегические цели предприятия трансформировались в конкретные тактические цели (задачи) каждого конкретного сотрудника.

Технология постановки стратегических целей рассматривается на семинарах:

Бюджетирование и финансовое планирование

Управление стратегией. Повышение эффективности бизнеса

Статьи по теме:

Система сбалансированных показателей

Основные бизнес-процессы

Распечатать страницу

Правила построения дерева целей

Если целеполагание системы определяется как сочетание целей существования каждого ее элемента (создание системы целей), то создание структуры целей системы позволяет описать структурно-функциональную зависимость элементов в целом образовании (системе). Определение такой зависимости является основой для выявления закономерностей структурного образования конкретной системы и описания ее формальными методами системного анализа.

Описание системы в виде структуры целей, их связей и отношений лежит в основе системного исследования любого сложного объекта, изучения его состояния, поведения и управления процессом его движения к образу идеального состояния.

Организация как смешанная система относится к многоцелевой системе. Одна из возможных моделей целей системы приведена в табл. 1.3. Назначение указанной таблицы состоит в том, чтобы продемонстрировать положение, в соответствии с которым, содержание целей системы меняется в зависимости от того, что становится объектом и предметом целеобразования. Другая задача – показать, на что могут быть направлены цели.

Таблица 1.3 Модель состава целей

Содержание таблицы показывает, что организация как система стремится к пассивной устойчивости и функционированию независимо от существования внешней среды. Внешняя среда организации в лице конкурентов и потребителей продукта (услуги) вынуждает ее реагировать на их запросы методами оперативного управления. Если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то организация способна инициировать необходимые ей события для совершения прорыва и наступления на конкурентов.

Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования. Например, цель «Повышение производительности труда» определяется не только амбициями менеджеров, но и квалификацией работников организации и техническим оснащением менеджеров и работников.

2.3. Построение «дерева целей»

Универсальных правил постановки целей не существует. Основные требования, предъявляемые к формулированию целей, сводятся к тому, что они должны быть конкретными, точными, полными и непротиворечивыми.

Конкретность целей обеспечивается предметной направленностью, адресностью и временной определенностью (задаются начало, конец и порядок достижения целей), например рост производительности труда в технологии упаковки товара на 6% в течение двух лет.

Состав и полнота целей зависят от специфики объекта и условий внешней среды, которая служит источником формирования целей, например рост производительности труда на 6% в течение двух лет посредством использования новых материалов, появившихся на рынке в текущем году.

Цели должны рассматриваться во взаимосвязи с сопряженными задачами, для того чтобы обеспечить их непротиворечивость и согласованность в стремлении рационально распределить имеющиеся ресурсы. Пример такого рода: рост производительности труда на 6% в течение двух лет за счет использования новых материалов, что обеспечит отгрузку в срок возрастающего объема производимой продукции.

Достижимость целей проверяется с помощью оценки имеющихся экономических, юридических, социальных психологических и иных препятствий. Продолжим пример: рост производительности труда на 6% в течение двух лет должен сопровождаться получением банковского кредита и страхованием лизинга нового оборудования, а также повышением квалификации технологов упаковочного производства.

Для оценки степени достижения цели необходимо обеспечить измеримость поставленной цели, которая может быть как количественной, так и качественной, например предусмотреть рост производительности труда на 6% в течение двух лет, для чего разработать бизнес-план модернизации упаковочного производства и показатели успешности его реализации.

Гибкость целей проявляется в возможности их корректировки в силу изменений, происходящих во внутренней и внешней среде системы, например в обеспечении роста производительности труда на 6% в течение двух лет реализации бизнес-плана модернизации упаковочного производства, предусмотрев закупку оборудования, которое может быть использовано универсально.

Рассматривая цель как целостный объект, важно установить ее структуру, графическая модель которой представляет собой древовидный граф («дерево целей»). В этом случае цель декомпозируется на подцели, а число иерархических уровней определяется субъектом целеполагания, исходя из стоящей перед ним задачи.

Процедура структуризации цели состоит в вычленении в решаемой проблеме базовых элементов и в установлении связей между ними, что позволяет формализовать проблемную ситуацию.

Процедура разработки «дерева целей» представляет собой длительный процесс с различными уточнениями и согласованиями, а выбор самой процедуры зависит от специалиста, решающего проблему.

Начинается построение «дерева целей» с формулирования главной цели, которая отражает проблемную ситуацию в целом.

Соблюдая принцип «от общего к частному» – выполняют редукцию (разделение) цели на части (подцели).

Иерархичность целей обеспечивается тем, что цели нижнего уровня вытекают из вышестоящих целей и подчиняются им, т.е. средства к достижению цели являются ее подцелями и, в свою очередь, становятся целями для следующего ниже уровня иерархии.

Полнота декомпозиции обеспечивается тем, что на каждом уровне иерархии формулируется полный перечень подцелей. Понятно, что каждая цель декомпозируется не менее чем на две подцели.

Необходимо стремиться к тому, чтобы иметь общую шкалу измерений для каждого уровня иерархии.

Цели, представленные на уровнях иерархии, должны быть гибкими, предусматривать возможность корректировок и изменений (и в процессе построения «дерева целей», и в процессе изменений внешней и внутренней среды, и в процессе реализации).

Завершается процедура построения «дерева целей» на том уровне декомпозиции, на котором удается разработать альтернативные способы достижения цели.

2.4. Стратегическая система целей

Игорь Ансофф, рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определение ее самой и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели».

Но из теории систем известно, что, перефразируя определение, средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия есть система достижения цели. Попробуем выдвинутый тезис обосновать, анализируя структуру целей организации.

В начале 1980-х гг. А.И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели системы. Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации (терминологии стратегического управления в данном случае больше соответствует «миссия вовне»). Цели-ориентации соответствовуют общим интересам работников и могут быть реализованы через организацию (миссия, направленная вовнутрь). Цели системы призваны реализовать потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее, цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется, прежде всего, структурой – совокупностью связей между частями системы) и т.д.

Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания, например, рост производительности труда на 6% в течение двух лет и укрепление репутации на рынке услуг по упаковке товара в сочетании с сокращением цикла оборота оборотных средств.

Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.

Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и цель может быть не одна. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь понимается языковая модель какой-либо системы). Отмеченное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей, как нам представляется, в общем виде будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации.

Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему».

Если теперь этот образ желаемого будущего спроецировать на окружающую исследуемый объект среду, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигнуть цель. Подобная «тень» цели на среде представляет собой средство достижения цели – систему (совокупность взаимосвязанных элементов, обособленную от среды и взаимодействующую с ней как целое).

Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем, на разных языках описания, характеризующих рассматриваемую цель. Пример подобного описания (конфигуратора целей) приведен на рис.

Дерево целей — что это такое и как его построить?

Рис. 1.8. Структура системы целей

Представленная система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характеризуют одну и ту же цель, рассматривая ее как бы в разных плоскостях, причем указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерархии.

В целом, рисунок иллюстрирует взаимосвязи основных целевых характеристик организации и позволяет сформулировать следующие выводы.

Стратегия есть система достижения цели организации.

Направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду и вовнутрь организации: в социальную структуру и в структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации.

Стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организации, которое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано.

Цель организации есть система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею, и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем.

Цели организации (как и любой системы) формируются под воздействием многих факторов, о чем свидетельствует рис. 1.9.

Рис. 1.9. Распределение факторов, влияющих на формирование целей

Из рисунка, в частности, следует, что цели могут различаться:

По времени достижения и ориентации;

По субъектам целеполагания и по направленности в пространстве;

По объективности – могут быть как объективными, аналогично свойствам любой системы, так и субъективными, подобно образу, к которому стремится организация.

Степень достижения цели оценивается с помощью критериев, выбранных для конкретного решения.

Следует заметить, что цели, в отличие от целевых установок, характеризуются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенными с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения.

Эти отличительные черты целей называют SMART-характеристикой. SMART – это аббревиатура из следующих пяти слов и понятий.

1. Specific – быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.

2. Measurable – выражать количественно все, что можно, в первую очередь субъективные ожидания, фиксируя то, каким может оказаться результат, если цель достигнута.

3. Achievable – и начальник, и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима.

4. Related – соотноситься со стратегией, хозяйственными целями организации, интересами исполнителя.

5. Time-bound – допускать определение на шкале времени по срокам достижения цели.

4.2 Решение проблем в компании

Оказывается, даже после завершения успешных проектов менеджеры компании Toyota задавались вопросом: а что можно было сделать лучше?

В компании Toyota уверены: вы не можете решить проблемы, пока не признаете факт их существования. Здесь действует презумпция несовершенства. Идеал — это прекрасно, но небольшие перемены к лучшему гораздо более реальны, человеку проще поставить перед собой локальную цель. Не 15% к концу квартала, а 1% к концу месяца. Сложность в том, чтобы претворить разговоры в жизнь, интегрировать презумпцию несовершенства в образ мышления и деятельность.

Новые сотрудники активно включаются в процесс бесконечного совершенствования. На заводе существуют рабочие группы, программа письменных инициатив, команды, занимающиеся решением затяжных проблем. Но все основано на двух суровых реалиях.

«В первую очередь мы, конечно, должны выпускать две тысячи машин в день. Поэтому не голосуем по вопросам сборки каждого автомобиля, — говорит Гриттон. — Нельзя раз в несколько минут останавливаться и менять процесс. Во-вторых, действует базовое правило: постоянно стремление к совершенству — это не вопрос характера, национальной культуры или силы воли. Оно скорее напоминает своеобразный конвейер.

Новым сотрудникам сначала нужно понять стандарты компании, изучить операции, и только затем предлагать что-то новое. Если вы не вполне понимаете природу работы, как вы можете знать, что ваше предложение полезно?

4.2 Цели и перспективы компании Toyota

Прежде всего, Тойота показала всему миру, как следует изготавливать автомобили: мало кто слышал о технологической системе Toyota Production System (TPS) до того, как она, и в частности, ее важнейший элемент — система "точно вовремя" — были описаны в изданной в 1991 году книге "Машина, изменившая мир".

Ключевой принцип TPS — это устранение неэффективной траты ресурсов и поддержание постоянного высокого качества при помощи непрерывного улучшения. Система "точно вовремя" является лишь элементом всеохватной программы устранения ненужной работы и бесполезной траты ресурсов. Система TPS была затем воплощена во многих других отраслях мировой промышленности.

Пока американские и европейские автокомпании совершенствовали свои модели, покупатели быстро поняли преимущество надежных японских автомобилей и отдали предпочтение им. Когда в ответ на распространение японской автотехники Америка и Европа ввели торговые барьеры, японские компании начали строить заводы на европейской и американской территории. Хотя Тойота расширялась на мировом рынке медленней, чем Nissan или Honda, наличие совершенного метода управления производством дало ей значительное преимущество в момент выхода на глобальный рынок.

Многие организации пытались освоить и применять методы, которые Toyota превратила в рутину, науку, образ мысли и бытия. Среди таких компаний — и GM, и Ford, и Chrysler.

После этого вся Большая тройка начала модернизировать свое производство: за последние десять лет GM и Crysler на 30% сократили время сборки автомобиля. Но они все еще значительно отстают от Toyota. Нигде это не понимают так ясно, как в GM. «Мы сделали огромный шаг вперед, — говорит Дэн Флорез, представитель General Motors. — Трансформировать компанию такого размера — задача не из простых, ее не решить за один вечер. Но культурный переворот произошел и перемены идут полным ходом».

Тому, что ежедневно происходит в Toyota, можно научить и научиться. Но это не цель, ибо цель предполагает точку финиша, а здесь ее нет. Это нельзя применить, потому что это — не список инноваций. Это другое мировоззрение. К нему нельзя потерять интерес, пожать плечами и отступить, как невозможно потерять интерес к своему будущему.

В Toyota выполнение работы и улучшение ее качества становятся единым целым.

Заглядывая в новый век, большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении в пользу японских компаний и поэтому рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления. Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства.

Миссия компании состоит в том, чтобы удовлетворять нужды потребителей, устраняя три основных препятствия к повышению эффективности производства: потери, отклонение от стандарта и отсутствие гибкости.

Таичи Оно, основатель стройного производства и исполнительный вице-президент Toyota Motor с 1975 г. сформулировал основные принципы производственной системы Toyota, на которых она стоит вплоть до сегодняшнего дня.

1. Производить только то, что нужно, и только тогда, когда нужно. Правило распространяется на запчасти, на организацию, на характеристики продукции. Все прочее — расточительство.

2. При появлении ошибки следует сразу же найти ее причину, устранить ее и не допустить ее появления в будущем. Цель: отсутствие ошибок.

3. Все сотрудники и поставщики должны постоянно повышать качество продукции и совершенствовать производственный процесс. 16

Руководство японских компаний основное внимание уделяет созданию глобальных производственных систем, которые, как считается, будут более стабильными, чем в отдельных странах, и менее подверженными политическим и экономическим катаклизмам, могущим возникать в отдельной стране. Предусматривается сокращение поставщиков, ориентация на таких из них, которые обеспечивают мировые стандарты на основе новейших технологий. Межрегиональная кооперация в производстве комплектующих, по мнению японских экономистов, позволит снизить издержки производства, лучше использовать конкурентные рычаги. Целью поставлено налаживание в мировом масштабе системы «поставок точно в срок», которая доказала свою эффективность в Японии, но это будет новый, более высокий и сложный уровень.

Заключение

Важной задачей управления является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность её функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, её целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трёх процессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый процесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Миссия придаёт организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идёт подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

Oснова успеха компании Toyota — в совершенном управлении производством и качественной работе по созданию новых моделей, позволяющей предлагать потребителям новые модельные ряды каждые два года. Компания выпускает 60 базовых моделей для Японии и множество вариантов для зарубежных рынков, при этом степень унификации очень высока — Toyota очень успешно использует в новых моделях узлы и агрегаты от старых.

Созданная в Toyota Motor Company под руководством Тайчи Оно система производства "точно вовремя" предполагает устранение тех видов деятельности, которые не приносят дохода, и переход к "бережливому производству", достаточно гибкому, чтобы приспособиться к разнообразным требованиям потребителей.

Один из принципов японского управления — всеобщий контроль качества (TQC), применяя который, сначала делали акцент на управлении процессом обеспечения качества. Впоследствии он перерос в систему, охватывающую все аспекты менеджмента.

Задача высшего руководства — анализировать текущее состояние компании на рынке и устанавливать приоритеты для политики совершенствования качества, затрат и поставки.

Сотрудники должны понять образ мышления и деятельность компании Toyota, а затем включиться в процесс постоянного самосовершенствования и управления компанией.

Список литературы

1. Акмаева Р. И. Статистическое планирование и статистический менеджмент: учебное пособие/Р.И. Акмаева; АГТУ. — М.:Финансы и статистика, 2007. — 208с.

2. Баринов В. А. Статистический менеджмент: учебное пособие по специальностям «Менеджмент» организации, «антикризисное управление» и другим экономическим специальностям/В.А. Баринов, В.Л. Харченко. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 285с.

3. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям направления «Менеджмент»/под ред. Д.Д. Вачугова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2005. — 376с.

4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений/ О.С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2005. — 426с.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296с.

6. Дрогомирецкий И.Н. Стратегическое планирование: учебное пособие/И.И. Дрогомирецкий, Г.А. Маховикова, Е.Л. Кантор. — СПб.:Вектор, 2006. — 146с.

7. Лафта Дж.К. Менеджмент: учебник для экономических специальных вузов/Дж.К. Лафта. — М.: Кнорус, 2002. — 262с.

8. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. / И.В. Липсиц — М.: Прогресс, 2003. — 125 с.

9. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для вузов/Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. — М.: Приор, 2001. — 267с.

10. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ./М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурн. — М.: Дело, 2000. — 701с.

11. Райченко А. В. Общий менеджмент: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе MBA/А.В. Райченко — Институт экономики и финансов «Синергия», — М.: ИНФРА — М, 2005. — 384.

12. Сантилайнен Т. Управление по результатам: пер. с финского/Т. Сантилайнен, Э. Воутинайнен, П. Поренма; ред. Я.А.

Создание дерева целей проекта

Лейман. — М.: Прогресс, 2001. — 320с.

13. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: учебное практическое пособие. — М.: ЗАО “Бизнес школа”, Интел — Синтез, 1997.

14. Ховард Кен Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства: учебное пособие/К. Ховард, Э. Коротков. — М.: ИНФРА — М, 1996. — 224с.

15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Toyota

16. http://www.toyota-russia.ru/about_toyota/secrets/secret_of_success.htm

Приложение 1

Процесс стратегического планирования организации

Приложение 1.2

Типы ценностных ориентаций организации

Ценностные ориентации Общие дескрипторы Типы предпочтений в отношении целей
Теоретические Истина; знания; рациональное мышление. Долгосрочные исследования и разработки.
Экономические Практичность; полезность; накопление богатства. Рост, прибыльность и результаты.
Политические Власть; призвание. Общий объем капитала, продаж; количество работников
Социальные Хорошие человеческие отношения; привязанность; отсутствие конфликта. Социальная ответственность относительно прибыли; косвенная конкуренция; благоприятная атмосфера в организации.
Эстетические Художественная гармония; состав, форма и симметрия. Дизайн, качество и привлекательность изделия (даже с ущербом для прибыли)
Религиозные Согласие во вселенной. Этика; моральные проблемы.

Страницы:← предыдущая1234

Человек представляет собой существо целеполагающее, поэтому он стоит перед выбором: ставить перед собой задачи умело и разумно или делать это неэффективно. Умение ставить цель и разрабатывать методы их осуществления является гениальным навыком, необходимым для достижения успеха. Развитие его принесёт огромную пользу делу и обеспечит его положительный результат.

В жизни только 3% людей ставят перед собой цели. Ошибка остальных заключается в том, что когда они имеют представление о желаемом, они не тратят время на обдумывание того, как этого добиться.

Чтобы помочь людям сотворить свою жизнь интересной и насыщенной, наполнить её новыми эмоциями, достижениями, успехами, был разработан так называемый метод дерева целей. Принцип его в том, чтобы получить подробную нерушимую структуру проблем, которая на протяжении длительного периода не изменялась бы. Данный метод даёт возможность человеку получить все возможные комбинации, что обеспечат наилучшую отдачу, будут работать на результат.

Метод дерева целей

Что же представляет собой данная техника, как ею правильно пользоваться, каких результатов следует ожидать? Прежде всего, нужно отметить, что дерево целей - это перечень задач, созданный по принципу иерархии и имеющий чёткую структуру. Здесь работает следующий принцип: более низкие задачи являются основой для достижения более высоких, а в самом верху пирамиды находится главная, генеральная цель. Поэтому для восхождения к вершине необходимо разложить её на более мелкие задания, совокупное прохождение которых способствует достижению главной установки.

Дальше процесс для каждой цели нижнего порядка повторяют до тех пор, пока задача не станет настолько простой и реалистичной, чтобы иметь возможность её исполнить в запланированное время. При создании дерева целей конструирование протекает по принципу от общего к частному. Однако этот метод сам по себе является всего лишь стратегией достижения поставленной главной задачи. Сам результат использования этой методики зависит от исполнителя.

Ценность постановки целей

Сознание человека устроено так, что оно верит только в то, что оно может себе представить, следовательно, может достигнуть. Дерево целей здесь играет важную роль, поскольку, визуализируя образы и способы решения задач, человеческое подсознание даёт установку к действию.

Когда человек разобрался в том, чего он хочет, у него появляется стремление найти правильный путь и идти в верном направлении, таким образом, он начинает действовать. Дерево целей даёт мотивацию, поэтому время и средства распределяются разумно. Человек начинает планировать и продумывать всё до мелочей, появляется энтузиазм. Рано или поздно он станет подмечать возможности и пути реализации заданного плана, который возникает на его пути.

Постановка целей

Существует несколько правил, которые, определяя цели, помогают изменить жизнь.

  1. Адекватность (гармония). Задачи и ценности подбираются так, чтобы они максимально соответствовали друг другу. Когда они будут находиться в полной гармонии, можно получить высокие результаты.
  2. Уместность. Ценности и задачи должны быть в той сфере, в которой человек совершенен. Только так можно развить в себе таланты и реализовать нераскрывшийся потенциал. Успеха добьется тот, кто правильно отыщет область своего совершенства.
  3. Алмазная россыпь. Необходимо хорошо рассматривать свои возможности, поскольку они могут быть замаскированы, не бросаться в глаза.
  4. Баланс. Рекомендуется ставить несколько задач в шести областях жизни. Такое равновесие даст возможность постоянно совершенствоваться, делая жизнь непрерывным потоком развития.
  5. Определение главной цели. Это стартовая точка к достижению успеха. Главная цель становится принципом, что организует всю деятельность человека.
  6. Вызов. Поставленные цели должны волновать человека. Вероятность их достижения в 50% является идеальным уровнем для мотивации. Решая такие задачи, можно постепенно опускать уровень до сорока и даже тридцати процентов. Достаточная мотивация поспособствует образованию стремления добиться успеха.
  7. Определение сроков. Необходимо ставить такие цели, достижение которых будет рассчитано как на долгосрочное время (2-3 года), так и на небольшой промежуток времени. Не рекомендуется устанавливать предельный срок для задач неосязаемых.
  8. Выявление препятствий. Необходимо определить возможные препятствия на пути к достижению цели, составить план их преодоления.

Выработка привычки

Дерево целей формирует привычку ставить перед собой задачи, делая человека хозяином собственной судьбы. Привычка постоянно формировать цели со временем превращается в потребность. Объяснить это можно тем, что у человека появляется восторг при любых достижениях, позитивные чувства и эмоции, которые связаны с преодолением преград, а также с победой, достигнутой, несмотря ни на какие препятствия.

Как построить

  1. Постановка цели. Формирование замысла начинается с ответа на вопрос «Что?». Например: «Что можно увидеть, когда цель будет достигнута?» Здесь важно очень богато обрисовать образ задачи.
  2. Определение задачи. Определение помогает разобраться в критериях, по которым человек будет видеть правильный путь и время достижения поставленной задачи.
  3. Декомпозиция. Цель необходимо разделить на составляющие (подцели), которые заполнят временное пространство между настоящим и будущим человека. Каждая задача должна иметь минимум три вида операций, за счёт которых она будет достигаться.
  4. Постановка ограничений. Сюда относят типы поведений, отношений, состояния систем и прочее, которые не подвергаются пересмотру и связаны с ценностями людей или наложены обществом.
  5. Анализ вариантов. Необходимо провести анализ вариантов достижения той или иной цели, выбрать наилучшие из них и подумать о запасных.
  6. Состояние. У человека должен быть настрой на преодоление препятствий и выполнение поставленных задач. Он должен иметь открытость мышления и свободу творчества, здесь не место предрассудкам.

Золотые правила

Составлять дерево целей нужно не по готовым шаблонам и сценариям, поскольку каждый человек индивидуален и имеет разные потребности и способности. Составив его, необходимо помнить о том, что иногда следует пойти на компромисс.

Инструменты

Для построения дерева целей можно использовать простую бумагу. Такой подход хоть и простой, но эффективный, так как не будет возникать причин откладывания использования технологии. Сам творческий процесс построения дерева сближает с техникой так близко, что даёт возможность быстрее вникнуть в суть методики. Более того, месяц использования этого метода выработает привычку автоматически выстраивать готовый план действия в голове.

Методика на практике

Практика показывает, что небольшое количество людей осваивает данную технологию. У некоторых не хватает времени, другие боятся сделать что-то неправильно и так далее. Ключом к успеху служат систематические тренировки, осмысление своих действий. Можно начать с простого: поставить перед собой задачу, чтобы через месяц освоить технологию "Дерево целей". Постоянные тренировки способствуют выработке привычки, а достижение даже незначительных успехов будет порождать мотивацию к деятельности. Конечно, это вопрос времени, но правильно построенное дерево и конкретные методы достижения целей, сила воли и выдержка помогут достичь немалых успехов не только в деятельности, но и в жизни человека.

Стадия инициации проекта может быть реализована в разных вариантах конфигурации процедур и документов. Но вне зависимости от масштаба и направленности проектной задачи при подготовке устава ответственным руководителям следует изначально определиться с целями проекта. Дерево целей проектной задачи служит наглядной формой структуризации намерения заказчика и инструментом развития идеи в объект управления. Чтобы грамотно составить такую иерархию, нужно определенное понимание и умение. Этим мы займемся в настоящей статье.

Проблемы и цели как двигатели развития

Задача построения дерева целей в практической реализации является одной из самых сложных в управлении. Дерево целей – это акт творчества, к которому можно подойти только системно и с огромным желанием преодолеть все сопутствующие трудности, в том числе и психологического характера. Настоящую тему мы рассмотрим с двух сторон: с позиции здравого смысла и с точки зрения высокой теории. Начнем с обыденного восприятия.

Представьте себе любую уникальную задачу, которую вам нужно решить в кратчайшие сроки. Например, улучшение жилищных условий. Рассмотрим данный пример как прообраз проекта. Если взять лист бумаги и в заголовках столбиков написать: «мечта», «цель», «задача» и «проблема», то обязательно выстроится ассоциативный ряд, возникнут определенные образы. Попробуйте это выполнить реально.

Если вы это сделали, то мы уже на полпути к дереву целей проекта. Открою вам тайну. Именно так, по моему опыту, рождаются любые деловые проекты развития. Сначала у инициатора в голове возникает образ мечты, потом он конкретизируется в цели и задачи, в сознании «проскальзывают» проблемы, которые могут стать навязчивыми или быть отброшенными в сторону как сомнения. Если ассоциативные образы переложить на бумагу, то получится схема, которая представлена ниже.

Модель универсальных средств управления

Используя наш пример и размышляя над ассоциациями, можно обнаружить очевидные тренды понятийной динамики. От мечты к проблеме позитив, утрачиваясь, переходит от «радужной» к черно-белой картинке. Проблема максимально конкретна, она «здесь и сейчас», задачи и цели постепенно утрачивают конкретность, уходя в будущее, мечта же далека и расплывчата. Таким образом, наблюдаются три разнонаправленных вектора.

  1. Угасание негатива и рост позитива.
  2. Рост конкретики.
  3. Движение в будущее.

Как же это связано с проектами и деревом целей? На мой взгляд, связь существенная. Но, действуя по порядку, дадим для начала определения рассматриваемым понятиям. Мечта мною понимается как метафорическая предтеча прообразов видения и миссии в бизнесе. Миссии я не могу дать достойного определения, зато хорошо воспринимаю через метафору мечты. Цель – это то, ради чего затевается дело (проект), некий объект намерения, который человек или компания стремится достичь. Метафорой цели является мишень для стрельбы, а официальное определение понятия в проектном управлении приведено далее.

Определение цели проекта, программы. Источник: НТК

Под задачей я предлагаю понимать средство управления, которое соответствует соблюдению пяти параметров (количественно оформленный результат, срок, постановщик, ответственный ресурс, документированная форма). Сущность данного понятия раскрыта в статье на тему . Проблема – неопределенность или противоречие, возникающее в управлении, ее устранение невозможно в рамках действующей управленческой концепции.

Соотношение проблем и целей в построении иерархий

Как это ни парадоксально, представленная выше понятийная динамика универсальна как для обыденного сознания, так и в случае с крупным бизнесом. Причина в том, что лица, принимающие решения, – люди, и ничто человеческое им не чуждо. Осмысливая дерево целей проекта, я не могу не затронуть вопрос проблематики бизнеса, потому что проблема и цель в социальной жизни, как и в бизнесе, связаны тесно. В этом отношении заслуживают внимания труды И.В. Бестужева-Лады и его коллег.

Научные работы данного автора посвящены социальному моделированию и прогнозированию. Однако достаточно просто провести параллели между социальными проблемами, целями и теми же объектами в бизнес-среде. К слову сказать, и проблемы, и цели, и задачи я считаю средствами управления бизнесом в целом и проектами в частности. Вернемся к социальной прогностике. У И.В. Бестужева-Лады есть очень занятная модель, называемая проблемно-целевым ромбом, его схема приведена ниже.

Приведенное в конце предыдущего раздела определение проблемы, в первую очередь, относится к формированию стратегических целей. Речь идет о некой корневой проблеме бизнеса, требующей для разрешения противоречия буквально смены концепции управления или стратегических преобразований. Поэтому стратегическая цель всегда связана с ключевым затруднением, и далее она декомпозируется вниз на подцели, которым следуют декомпозированные проблемы. Впрочем, в теории управленческих решений считается, что на низовых управленческих уровнях проблем уже нет, а есть только задачи. С этим частично можно согласиться.

Вместе с тем, малые проблемы порождают большие, а значит, ключевая проблема также может быть декомпозирована, или, как утверждает И.В. Бестужев-Лада, дезагрегирована. Весьма ценное замечание, что линия соприкосновения между целями и проблемами находится на низовом уровне – там, где конкретика максимальна. По утверждению ученого, построение дерева целей идет сверху, а назревание корневой проблемы начинается с широкого базиса небольших затруднений. Моя же позиция состоит в том, что раскол всегда происходит на высших уровнях принятия решений, который потом постепенно спускается вниз, становясь в низовых проблемах все очевиднее.

Но в целом, идея проблемно-целевого ромба конструктивна и, несомненно, заслуживает развития. Она столь хороша, что захотелось поддержать замысел ученого, ведь действительно, проблемы, задачи и цели – это категории одной управленческой природы, средства управления, как уже было замечено. Данные объекты относятся к разным плоскостным срезам, которые все три можно представить в форме развертки и как объемную трехгранную пирамиду с «облачной» миссией у вершины.

Плоскостная развертка деревьев целей, задач и проблем

Пирамида задач, целей и проблем

Пирамида целей и задач проекта

Подведем некоторые итоги предыдущих разделов. Универсальным контекстом любого управления является опора на три вида средств: целей, задач и проблем. Все они выстраиваются в архитектуры древовидного типа (имеющие нисходящие ветви, как у деревьев). Нижние (разветвленные) уровни деревьев целей, задач и проблем тяготеют друг к другу. Три плоские пирамиды названных деревьев в управлении присутствуют всегда, имея единый фундамент, они параллельны.

Однако наиболее полноценно выстроено может быть только дерево целей, потому что это самая простая процедура из трех. Подлинные задачи легче всего формулируются на верхнем уровне соответствующего дерева, но под них сложнее всего найти ответственные ресурсы (исполнителей). Корневую проблему на верхнем уровне дерева проблем разглядеть крайне сложно, потому что она сокрыта за множеством фактов и событий, являющихся лишь симптомами.

И только, когда дерево целей удается развернуть до уровня, и нижестоящая цель обретает однозначный результат, под нее появляются ресурсы, а среди них – ответственные ресурсы (персонал), низовые проблемы начинают естественным образом «отваливаться». Намерение обретает силу, события начинают выстраиваться в логическую последовательность, а «пазлы» задач более высокого уровня – складываться в гармоничную картину результатов, приводящих к цели.

Поэтому в парадигме проектного управления объединенная пирамида целей и задач выглядит как треугольник, верхнюю часть которого венчают миссия и стратегические цели проекта, а нижнюю часть определяют задачи и этапы проекта, опирающиеся на работы. Нужно только помнить, что задачи, цели и проблемы – категории статические. Они уже есть здесь и сейчас (проблемы) и выстроены в будущем как некие событийно-результирующие точки, адекватные в понимании: достигнуто или не достигнуто (задачи и цели). В то же время, этапы и работы – категории динамические, процессуальные, они ценны внутренним содержанием, имеют начало и конец, управление и механизмы реализации (методология IDF0).

Модель пирамиды целей и задач проекта

Иерархическая модель организации и проектная модель по природе идентичны. Деятельность компании начинается с видения и миссии, независимо от формализации. Стратегические цели компании структурируются и в низовой развертке представляют собой перечень стратегических инициатив и мероприятий, часть из которых составляют проекты развития. Верхняя часть проектной модели родственна стратегии компании, ее блоками являются миссия проекта и дерево целей проектной реализации. Дерево целей выстраивается сверху от стратегических целей проекта к целям такого уровня проработки, на которых команда проекта и ее члены смогут принять ответственность за результаты на себя. На основе представленной логики уже можно детализировать метод формирования дерева и описывать правила, соблюдение которых необходимо.

Методология дерева целей проекта

Часто понятие дерева целей подменяется образом пирамиды целей и задач. Действительно, такое может быть, когда проект небольшого масштаба. В таком случае дерево целей как таковое просто отсутствует за ненадобностью, его вполне может заменить иерархическая структура работ, потому что целей проекта одна-три, не более. Однако, если проектная задача крупная, масштабная, то в разработке дерева целей имеется прямая необходимость. Ниже представлен пример подобного проекта и разработанного под него иерархии целей. Это проект строительства торгово-логистического центра в городе N.

Пример дерева целей проекта

Метод дерева целей состоит в таком разделении стратегической цели проекта на группу целей более низкого уровня, чтобы реализация нижестоящих целей автоматически приводила к достижению вышестоящей. Настоящий метод определяет условия последовательного прохождения уровней в процессе разбиения целей, называемой декомпозицией по глубине и широте. Для данного инструмента я не рекомендую глубину дерева более трех уровней, а ширину – более четырех нижестоящих позиций. Рассмотрим основные этапы построения дерева целей.

  1. Созвать рабочую группу для процедуры целеполагания по проекту.
  2. Уточнить стратегическую цель компании, которой следует проект.
  3. Сформулировать миссию проекта в соответствии со следуемой стратегической целью проекта.
  4. Произвести постановку и набор целей первого уровня вложенности. В ходе мозгового штурма и с применением методов логического структурирования (локализации) объекта исследования сформировать состав гипотез целей. К методам логического структурирования относятся диаграмма Исикавы, метод контрольных вопросов, метод синектики и т.п. Цель обычно формулируется в качественном формате, начиная с глагола неопределенной формы: улучшить, обеспечить, выполнить, создать, внедрить и т.п.
  5. Выявить действующие ограничения и проанализировать варианты формулировок целей.
  6. Скорректировать формулировки и состав целей первого уровня вложенности, применяя логические правила деления понятий. Такие правила можно найти в любом учебнике по логике. К ним относятся: деление целей по единственному выбранному основанию, попарная несовместимость делимых целей, исчерпание объема исходного понятия, непрерывность и соразмерность деления.
  7. Задать вопрос: «А действительно ли достижение этих целей приведет к успеху стратегической цели проекта?». Если «Нет», то повторить пункты 4, 5, 6 и вопрос пункта 7. Если «Да», то перейти к пункту 8.
  8. Для каждой цели первого уровня повторить действия пунктов 4-7.

Создание дерева целей, как впрочем и дерева задач, является уникальным творческим навыком, для которого, к сожалению, теории работают в недостаточной степени, и нужна практика. Здесь, как говорится, поможет только «воз ошибок», которые нужно не бояться совершать. Теория и алгоритм подобной работы в нашей статье изложен, и мне остается лишь пожелать вам пройти через этот трудный опыт и совершить поиск своих собственных откровений. И ничего страшного нет в том, что результат на первых порах не будет вас очень радовать, ведь даже не совсем корректная иерархия всегда лучше отсутствующей.

У вас есть мечта? Она есть у каждого, даже если он этого не предполагает. Мечта – это то, что на данный момент не осуществимо и не достижимо. Для одного это может быть поездка на море, а для другого – полет в космос. Маленькие мечты переходят в задачи, большие – в цели, а глобальные так и остаются мечтой. Как же добраться до этой вершины – мечта? Планировать! Один из методов планирования – построение дерева целей , давайте разберемся, что это такое и как его построить?

Дерево целей – иерархический принцип построения структуры целей и задач, у него есть вершина и подчиненные уровни. Можно сказать, что это перевернутое дерево, но лучше назвать эту структуру — пирамида. Пирамида вашего успеха – чем больше тратится энергии, тем ближе к вершине. Поэтому выполняя маленькие операции, гораздо легче добраться до мечты.

Построение дерева целей

Итак, вершина пирамиды – мечта . Мечта – труднодостижимая, а иногда вовсе недостижимая, но при этом очень хочется. Чтобы определиться с мечтой и главными жизненными целями, задумайтесь над философскими вопросами: «А зачем я живу? Чего хочу добиться в этой жизни? Что останется от меня, когда я покину этот мир?». Ответы на эти вопрос дать очень сложно, но это важно. Конечно, можно жить сегодняшним днем, но чем старше, тем больше задумываешься над смыслом жизни.

Главные жизненные цели (период достижения от 10 лет) должны быть реалистичными в отличие от мечты. Они должны относиться к основным сферам жизни: семья, финансовое и материальное положение, образование, самовыражение и т.д.

Далее идем по принципу разбиения на более мелкие цели (5-10 лет) и подцели (1-3 года). Цели – это те результаты, которых мы хотим достичь в данной сфере, а подцели – это цели данные в конкретных условиях. Вопросы, которые помогут определить цели : «Что для вас важно в жизни? Чтобы вы хотели иметь, чтобы чувствовать себя счастливым? Чем вы любите заниматься и чего хотели бы достичь в этом? На какие цели зарабатываете деньги, кроме удовлетворения физических потребностей?». Сумма подцелей приводит к цели, вы должны представлять 80% подцелей, чтобы достичь её. .

Подцели формируются из задач , которые вы выполняете каждый месяц, неделю, день. Чтобы определить подцель, ответьте на вопрос: «Что вы хотите получить в дальнейшем от задачи?» То есть в данном случае идем снизу вверх. Проведите анализ того, что вы делаете каждый день, к чему это вас приведет в итоге? Определившись с подцелями, выявите задачи, которые вы делаете или чего вам не хватает, чтобы достичь подцели. Задачи делятся на простые ежедневные операции.

Разберем на примере . Допустим наша цель: отдохнуть за границей в 2011 году . Чтобы поехать, нам необходимы деньги, поэтому наша подцель будет: заработать к маю 2011 года 50 тыс. рублей для отдыха в августе 2011 г. Дальше нужно определиться, куда поехать отдыхать в 2011 – это будет вторая подцель. Теперь разбиваем на задачи. Для денег: откладывать каждый месяц (1 числа) с января по май 10 тысяч на накопительный счет в банке. Чтобы определиться куда ехать: выбрать туристическую компанию; подумать, куда хотели бы поехать, что посмотреть; провести анализ стоимости этого удовольствия. Далее каждую задачу разбиваем на операции(подзадачи), это уже не так сложно. Далее, если будем следовать плану, поедем в августе 2011 г. отдыхать.

Что будет если не планировать? Вы будете постоянно думать: «Эх, как хочется поехать, да все денег нет! А куда поехать, вроде хочется и там и там побывать…» Так и останется все в мечтах! Поэтому их нужно переводить в цели, а цели в задачи и действовать! А в планирование вам поможет метод построения дерева целей — пирамиды успеха.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...