Детская аутоагрессия: причины и пути выхода. Аутоагрессия – что это, какие причины, виды, как бороться

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников - исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге - не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе - можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других - гордо уйти, а в каких-то - резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

Дети у многих ассоциируются с радостью, счастьем, беззаботным весельем. Недаром ведь их называют цветами жизни. И только став родителями, можно в полной мере осознать, что и маленький человечек умеет не только радоваться. Он способен проявлять страх, злость, … Причем агрессия может быть направлена не только на других, но и на себя. У негатива, который ребенок направляет на самого себя, причиняя себе физические или психические (например, словами) страдания, есть название – аутоагрессия.

С этим явлением сталкиваются многие мамы. Они замечают, что ребенок бьет себя по голове или по другим частям тела, царапает, режет или вовсе стучит головой о стену. Есть и другой вариант, когда аутоагрессия у ребенка проявляется вербально. Например, он высказывается о себе резко негативно.

Человек, которому свойственна аутоагрессия, имеет внутренний конфликт, а также не умеет полноценно взаимодействовать с окружающим миром, приспосабливаться к нему. Подобное поведение, по мнению многих специалистов, является разновидностью психологической самозащиты. Когда по каким-то причинам ребенок не может направить агрессию на человека, доставляющего ему переживания (самый простой пример – дети зависят от родителей, поэтому не могут «наказать» их), он направляет ее на себя.

Есть несколько качеств, по которым можно определить, склонен ребенок к аутоагрессии или нет. Аутоагрессия у ребенка может проявиться, если он:

  • чаще испытывает негативные эмоции, нежели позитивные, проявляющиеся плачем, частым упадком настроения;
  • малообщителен, стеснителен;
  • излишне эмпатичен, благополучие других ставит выше своего благополучия;
  • склонен недооценивать себя, свое качества и способности.

Причины аутоагрессии у детей

Можно выделить две основные причины аутоагрессии:

  • ребенка часто наказывали;
  • он обладает повышенной эмоциональной чувствительностью.

Многие родители, узнав, каковы причины аутоагрессии у детей, начинают активно возмущаться: «Мы никогда не применяли физических наказаний в воспитании ребенка!» Но ведь наказывать можно не только физически. Часто детки, склонные к аутоагрессии, чувствуют недовольство родителей собой. Например, ребенка резко критикуют за то, что у него что-то не получается. Это тоже своего рода наказание. Следует понимать, что малыш только познает мир, никто не родился с запасом необходимых знаний и опыта. К тому же в дошкольном возрасте он склонен подражать взрослым, пытается многому у них научиться. Логично, что первые попытки, скорее всего, будут не совсем удачными. Поэтому если у ребенка что-то не получается (например, он не сразу освоил процедуру завязывания шнурков или испортил первое собственноручно сделанное тесто для печенья), его нельзя за это осуждать или ругать. В противном случае ребенок может испугаться излишне негативной и бурной реакции родителей и начать «опережать» их действия, «наказывать» сам себя, чтобы взрослые не стали на него злиться и не кричали – он ведь уже принял меры.

Что касается эмоциональной чувствительности, это значит, что ребенок слишком сильно сопереживает другим людям. Например, если его друг поранился, он может наносить увечья себе, чтобы как бы снять часть боли с товарища. Или встречаются еще такие ситуации, когда взрослые пытаются шантажировать ребенка своими переживаниями. Например, если малыш что-то отказывается делать, бабушка делает вид, что плачет. Или мама показывает, что чрезвычайно расстроена и ей плохо. Дети разные – одни расстраиваются лишь немного, другие пугаются до глубины души и уже готовы сделать все, что от них хотят. А потом наказывают себя за то, что причинили боль и страдания своим близким.

У деток разных возрастов аутоагрессия возникает по разным причинам:

Родителей, дети которых склонны истязать сами себя, не могут не задаваться вопросом – что же делать? Прежде всего, оказывать ребенку внимание и поддержку, а также действовать по ситуации. Но не показывать испуг (а то чадо может «наказать» себя еще больше), не злиться и не проявлять равнодушие. Действовать спокойно, но действовать обязательно. Если вы видите, что ребенок нуждается в ласке – обнимите его, посидите с ним. Если не нуждается, не стоит ему ее навязывать. Лучше постарайтесь его отвлечь каким-то занятием. Например, можно почитать ему интересную книгу. Или вместе «выпускать» пар: рисовать обидчиков, изображая их в нелепом виде, метать дротики или мячи (только сначала убедитесь, что случайно не сможете кого-либо травмировать во время этого занятия), колотить резиновым молоточком по мебели (стараясь ничего не сломать и не разбить).

И, конечно, ребенок должен пройти лечение аутоагрессии у психолога.

Аутоагрессия у детей (поворот против себя) - распространённое явление. Детки ругают себя, бьют по рукам, ногам, кусают, даже бьются головой об стену. Откуда же появляется у ребенка такое поведение и как помочь ему не навредить себе во время вспышек аутоагрессии?

Психологи называют аутоагрессию видом защиты, которая проявляется в таких своеобразных приемах. Когда ребенок понимает, что не может ответить обидчику, он направляет свои негативные эмоции на себя.

Признаками аутоагрессии у детей можно назвать следующие черты характера:

1. Негативное отношение к действительности. Такие детки расстраиваются из-за пустяка, редко веселы и часто плаксивы.

2. Низкая самооценка. Ребенок не осознает возможностей и важности собственного здоровья.

3. Низкая коммуникабельность. Ребенок застенчив, боится окружающих, и поэтому ему проще направить агрессию на себя, чем на того, кто сильнее его.

Жесткая попытка взрослым пресечь вспышку гнева по отношению к другим ведет к тому, что маленький ребенок самопроизвольно наносит себе повреждение. Он охотно вери в угрозы родителей и боися потерять их любовь, поэтому, капризничая, могут нанести вред взрослому, а потом резко переключить агрессивное действие на себя.

Как помочь малышу до 3 лет справиться с вспышкой аутоагрессии?

1. Помогите ребенку сразу же, в первые минуты вспышки. Постарайтесь перевести его агрессивное действие в позитивное русло или в шутку. «Ой, какой вкусный пальчик у моего малыша, ты хочешь его попробовать? А давай сделаем тебе красивую прическу, не нужно рвать волосы».

2. Помогите ребенку конструктивно решать конфликты. Если вы будете ругать ребенка во время его конфликта со сверстником, вы, скорее всего, станете в этот момент его врагом. Постарайтесь найти решение конфликта при помощи игры, когда двое маленьких врагов превратятся в соперников.

3. Помогите ребенку перевести негатив в полезное занятие. Если вы видите, что ребенок чем-то недоволен и готов навредить себе, предложите ему игру, рисование, которые помогут выплеснуть накопившуюся энергию.

4. Помогите ребенку почувствовать себя любимым. Нежность способствует выработке серотонина, ослабляющего действие адреналина, выделяющегося во время вспышки аутоагрессии. Обнимите малыша, поцелуйте его и старайтесь удержать лаской до того момента, когда его гнев по отношению к себе и окружающим не сменится на милость.

За аутоагрессией скрываются переживания ребенка, поэтому сделайте все возможное, чтобы разобраться в них и помочь предотвратить возможный всплеск негативных эмоций по отношению к себе.

1 4 417 0

По статистике, 96% людей на планете испытывают стресс, разочарование, гнев. Ощущение недовольства собой знакомо каждому, и выразить его критикой в свой адрес – обычное дело для многих. Есть два вида выражения неудовлетворения собой:

  1. Здоровая самокритика . Человек осознает, что сделал неправильно, анализирует и делает выводы из сложившейся ситуации. Неприятность служит уроком.
  2. Аутоагрессия – опасный вид . Проявляется в моральном самобичевании, нанесении физического и морального вреда направленного человеком на самого себя. Личность саморазрушается.

Опасность данного состояния кроется в том, что человек может совершить попытку самоубийства. Поэтому важно определить данный вид агрессии и своевременно помочь себе или близкому. Об этом мы и поговорим в статье.

Основные причины аутоагрессии

  • Марина вышла замуж в 19 лет. В 20 родила первого сына, а в 22 года стала матерью второй раз. Несмотря на то, что женщина всю жизнь мечтала стать юристом, учебу пришлось забросить. Идти наперекор своим желаниям вошло для девушки в норму. Муж стал намекать, что супруга недостаточно хорошо выглядит, плохо воспитывает детей и что другие девушки в ее возрасте успевают и карьеру делать, и с домашними обязанностями справляться. Слова мужа вызывали у Марины чувство досады и вины. Она перестала высыпаться и уделять себе время – лишь бы угодить супругу. Кроме того, муж требовал, чтобы она стирала вручную его вещи. По его мнению, так они лучше отстирываются. И даже сильная аллергическая реакция на стиральный порошок не останавливала девушку. Она терпела физическую боль от ран на руках, потому что хотела быть идеальной женой. В конце концов, супруг ушел к другой, оставив Марину с двумя детьми, неврозом и целым рядом проблем со здоровьем, полученных за годы семейной жизни.

Не будем давать оценку отношению супруга. Вопрос: почему она относилась к себе так пренебрежительно? Девушка в стараниях угодить мужу и сохранить семью проявляла по отношению к себе неосознанную агрессию. Вряд ли Марине нравилось доставлять себе физические страдания, не высыпаться, страдать от аллергии – так она старалась побороть стресс, вызванный страхом остаться без мужа.

Подобных примеров аутоагрессии много – это раскусывание губ в кровь, порезы рук, диеты или переедания, наносящие вред организму, изничтожающие физические нагрузки.

В том, что человек критически относится к своим возможностям и способностям, нет ничего плохого. Иногда для достижения определенного результата просто необходимо больше постараться и собрать волю в кулак.

Аутоагрессия же всегда деструктивна. Есть определенная взаимосвязь между особенностями характера личности и склонности к саморазрушению.

  • Например, демонстративно акцентуированный молодой человек, которого оставила девушка, может нанести себе физические увечья, чтобы обратить на себя ее внимание, и таким способом удержать.

Аутоагрессия характерна для людей, склонных к неврозам, слабохарактерным, сверхчувствительным.

Проявление свидетельствует о низкой социализации личности. В некоторых ситуациях это способ отвлечься от смертельной болезни.

Виды

Название

Как проявляется

Виктимная Тенденция к ситуациям, связанным с риском для жизни. Например, ходить ночью в местах с повышенной криминогенностью; переходить дорогу на красный цвет; гулять на улице во время сильной грозы.
Фанатическая Проявляется на концертах известных исполнителей. Например, во время выступления некоторых популярных групп люди погибали от удушья в неконтролируемой толпе, стремясь подобраться поближе к объекту обожания. Случалось, что люди заканчивали жизнь самоубийством, узнав о смерти любимого кумира, либо же повторив суицидальную попытку за самим артистом.
Пищевая Сюда входят , булимия и . В 90% свойственна лицам женского пола. Часто девушки, стремясь довести себя, в их понимании, до совершенства, изнуряют себя диетами или вовсе перестают есть. К сожалению, запущенная анорексия в большинстве случаем заканчивается смертью.
Суицидальная Крайний вид аутоагрессии. Это суицидальные попытки либо законченный суицид.

Как проявляется расстройство

  • Доведение себя до изнеможения, отказ от еды;
  • Нанесение себе телесных увечий;
  • Вредные привычки;
  • Неоправданная жертвенность поведения;
  • Суицидальные попытки.

Особенности расстройства у взрослых

Аутоагрессивное поведение связано с особенностями характера человека. Во взрослом возрасте подобная реакция на стресс говорит о психологической незрелости личности и ряде других психологических и социальных нарушений:

С некоторыми жизненными ситуациями человеку сложно справиться без чьей-либо помощи. Алкоголизм, наркомания, злоупотребление лекарственными препаратами в сложные периоды жизни указывают на агрессию против себя самого. оказывают серьезный вред организму. Но даже осознавая это, человек продолжает наносить урон своему здоровью.

  • Перенапряжение, усталость

Из-за невнимательности, связанной с этими причинами, человек может не заметить опасность и получить серьезные травмы.

Испытывая его перед кем-то, может приносить в жертву собственное здоровье и даже жизнь.

Такое проявление свойственно демонстративным личностям, которые пытаются удержать любимого человека жалостью к своему физическому состоянию.

В состоянии депрессии человек, стремясь избавиться от душевных мучений, может осуществить перенос с психологической боли на физическую.

  • Гетероагрессия

Человек, склонный к проявлению агрессии в сторону других, вполне способен направить вектор поведения на себя самого.

Саморазрушение у подростков

Подростки подвержены к проявлению аутоагрессии в связи с физиологическими процессами и гормональными изменениями в организме, что безусловно сказывается на психоэмоциональном состоянии.

Подростковый возраст – довольно сложный период полового созревания, связанный с гормональными изменениями. Если в младшем школьном возрасте ребенок был ориентирован на мнение родителей и учителя, то подростку важно понравиться своим сверстникам. Стремясь достичь социально одобряемых качеств в своей возрастной среде, школьник совершает поступки напрямую связанные с риском для здоровья и даже для жизни.

  1. В последнее время участились так называемые “селфи-случаи” падений подростков с высоты. Мода на риск и стремление запечатлеть себя на фотоснимке в крайне опасные моменты привела к тысячам смертей и физических увечий среди детей подросткового возраста.
  2. Подростки часто демонстрируют намеренно рискованное поведение, чтобы обратить внимание на себя, повысить свою значимость и авторитет среди сверстников.
  3. Пирсинг, татуировки, другие эксперименты с внешностью, сопровождающиеся физической болью, также являются проявлением аутоагрессии.
  4. Иногда причиной агрессивного поведения, направленного на себя, выступает реакция на насмешки со стороны одноклассников.

Крайняя форма аутентичного поведения подростка – суицидальные попытки.

Родителям важно вовремя заметить признаки аутентичного поведения подростка и обратиться за помощью специалиста, который проведет с ребенком необходимую психокоррекционную работу.

Проявление аутоагрессии у детей

Причин проявления аутоагрессивного поведения детей может быть несколько:

  • Привлечение внимания – демонстративный ребенок, стремясь к жалости и вниманию со стороны родителей, может намеренно удариться и получить при этом травму.
  • Достижение цели – дети, которым что-то не купили в магазине, начинают падать на пол, рвать на себе волосы, биться головой, пока не достигнут желаемого.
  • Чувство вины из-за ссор родителей – некоторые дети, чьи родители постоянно выясняют отношения, либо переживают процесс развода, чувствуют вину за собой: “Родители разводятся, потому что я слишком громко себя веду ” – такие мысли приводят к самобичеванию.

Аутичным детям свойственно любое проявление агрессии, в том числе, направленной на себя.

Ввиду особенностей психического расстройства, причин для проявления агрессии у аутичных детей может быть несколько – от вторжения кем-то в личное пространство (особенно в публичных местах), до малейших изменений в окружающем пространстве.

Психический мир ребенка с диагнозом аутизм ограничен его собственными представлениями. Даже незначительные перемены могут вызвать у ребенка аффективные вспышки гнева.

Родителям следует замечать, в каких именно ситуациях проявляется аутоагрессия, стараться избегать подобных моментов и не оставлять ребенка одного. В некоторых случаях может потребоваться помощь врача.

Почему аутоагрессия у детей возникает

В трехлетнем возрасте ребенок переживает первый . Этот период психологи и психиатры называют “Я сам “. Он достиг определенного уровня самостоятельности, но еще не до конца научился себя обслуживать, поэтому проявляет гнев, если не получается, например, завязать шнурки на ботинках.

Период характеризуется вспышками негативизма, протеста, отрицания ранее привлекательных ситуаций.

Родителям следует быть вежливыми с ребенком, разрешать проявлять самостоятельность, если это не грозит ничем опасным. Иногда полезно предложить свою помощь. В случае проявления агрессии достаточно ребенка отвлечь. Хвалить и ругать стоит только поступки малыша, а не его самого.

Дошкольный возраст – спокойный период в жизни ребенка.

Проявления аутоагрессии у дошкольника может свидетельствовать о развитии патофизиологических процессов или нарушений психического развития. В некоторых ситуациях подобное поведение может являться следствием адаптации к социальной среде.

Школьники проявляют агрессию по отношению к себе в состоянии стресса, связанного с учебной деятельностью. Чувство вины в связи с неуспеваемостью, особенно, если родители склонны наказывать за плохие отметки. Иногда ненависть к себе связана с отсутствием объекта, на которого направлен или открыто проявить агрессию невозможно (например, в отношении учителя).

Часто в школьном возрасте наблюдается вербальная аутоагрессия: “Я такой неудачник, даже родители так говорят. Сегодня снова получил двойку – я такой глупый ребенок “.

Как избавиться от самоуничтожения

Проявление аутоагрессии у взрослых – определенный защитный механизм по отношению к неприятной для психики ситуации. Для избавления от подобного явления человеку необходимо осознать проблему.

Наиболее оптимальный вариант – обратиться за , который по результатам психодиагностики подберет соответствующие методики и окажет профессиональную помощь.

Если же по каким-то причинам этот вариант невозможен, всегда есть способы сублимировать агрессию вне себя и окружающих.

  • Например, выехать в безлюдное место и покричать;
  • Написать о своей злости на бумаге, а потом разорвать ее;
  • Побить грушу, подушку.

Осознание проблемы – первый путь к ее решению.

Если явление наблюдается у ребенка, родителям следует внимательно отнестись к потребностям растущей личности. Аутоагрессия у детей – это реакция на недовольство поведением родителей. Но так как ребенку сложно объяснить, чем именно он недоволен и проектировать злость на родителей, он делает это по отношению к себя. Идеальный вариант в таких случаях – помощь детского психолога.

Заключение

Заключение

Аутоагрессия опасна тем, что человек пытается навредить себе любыми способами, унизить и разрушить. Такое поведение приводит к психическим расстройствам, а также к суициду. Важно вовремя распознать эти проявления, научиться уважать себя и относиться проще к различным неприятностям. Навыки здоровой самокритики помогут трезво разобраться в ситуации и сделать правильные выводы.

Лучшим способом профилактики аутоагрессии является любовь, внимание и поддержка близких.

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других — гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...