Для чего нужны звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний

Звукоподражание как часть речи. Звукоподражания - это неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными, предметами звуки: И черная кошка лежит у нее под боком и мурлычет: - Мур...мур...мур... (Чехов). Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети, - курлы-курлы-курлы (Б.Полевой). Порою двухствольное ружье бухает раз за разом: бух-бух (Горький). Тук-тук раздалось у входа.

Значения звукоподражаний. Существует мнение, что звукоподражания - это вовсе не слова и потому не имеют лексического значения. А.М. Пешковский писал: "Не считаем мы также словами звукоподражания, вроде: колокольчик динь-динь-динь; Мужчина, что петух: кири-куку! мах-мах крылом и прочь (Пушкин). Здесь нет членения на звуки и значение, свойственные слову, так как здесь все значение в звуках".

Пешковский Александр Матвеевич

Действительно, в звукоподражаниях "все значение в звуках", но оно все-таки есть и выражено именно в звуках. Этим их значение и отличается от лексической семантики других слов. Звуковая оформленность, звуковая мотивированность лексического значения - специфическая черта звукоподражаний.

Общепринятые звукоподражания имеют постоянный фонемный состав: мяу (о кошке), кря-кря (об утках), гав-гав (о собаке), кукареку (о петухе), хрю-хрю (о свинье). Благодаря этому они одинаково понимаются всеми говорящими на русском языке. Такие звукоподражания выступают в языке как полноценные слова.

Как коллективно осмысленные языковые знаки - слова, звукоподражания находят отражение в толковых словарях. В словарь Ушакова включены, например, звукоподражания буль-буль, мяу, ха-ха, хи-хи, бе-е, хрю и др.

В детской речи звукоподражания (не все) могу употребляться и как наименования тех животных и предметов, звуки которых они воспроизводят: Чик-чирик улетел. Хрю-хрю бух в лужу. Иди покорми му-у. Тик-так не трогай. Это вторичная функция звукоподражаний.

Грамматические особенности звукоподражаний. В грамматическом отношении звукоподражания близки к междометиям. В отличие же от них менее "привязаны" к интонации. Семантика звукоподражаний не находится в тесной зависимости от интонации, не требует жестового или мимического сопровождения, не вырастает из обстановки, контекста. Звукоподражания в сущности грамматически не изолированы от остальных слов. Они могут субстантивироваться и употребляться в функции подлежащего, дополнения и (особенно часто) сказуемого, например: Но бестолковая кукушка. Самолюбивая болтушка, Одно куку (доп.) свое твердит (Пушкин). Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится бу-бу-бу-бу (подл.) (Чехов). Обыкновенно я принесу им чай в кабинет, и они там бу-бу-бу (сказ.) (А.Н.Толстой).

Связь звукоподражаний с другими частями речи. На базе звукоподражаний формируется сравнительно большой класс так называемых глагольных междометий: хлюп-хлюп, хруп, трах, трах-тарарах, шлеп, квак, бульк и т.п. Будучи полноценными словами, звукоподражания активно участвуют в словообразовании. Они существенно обогащают словообразовательную базу глагола: шушукать (ср. производные от него: пошушукаться, шушуканье, зашушукать, пошушукать, прошушукать, пошушукаться, прошушукаться). В области аффиксации словообразовательный потенциал звукоподражаний несравненно выше, чем у междометий, числительных, местоимений.

Итак, звукоподражания не только входят в систему языка, но и являются активной ее частью, обогащая ее словообразовательные ресурсы, фразеологические фонды, эмоционально-экспрессивные возможности.

Библиография.

Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 "Рус. яз. и лит.". В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 256с.

Про морфологию как раздел русского языка читайте в лекции "Разделы современного русского литературного языка".

Классификации звукоподражательных слов

Исследователями неоднократно предпринимались попытки классификации ономатопов. В частности, имеются разработки в данном направлении у таких авторов, как Н.П. Авалиани, И.В. Арнольд, Н.И. Ашмарин, С.В. Воронин, A.M. Газов-Гинзберг, Е.С. Жаркова, X. Марчанд, А. Фрелих, Г. Хильмер, Н.М.Юсифов и др. Наиболее известные из них - классификация С.В. Воронина по типам акустического денотата, получившая широкое практическое значение в трудах фоносемантистов; С.С. Шляховой - по значимости фонического компонента; А.М. Газова-Гинзберга - по типам звуковых объектов, выделяющего внешнее и внутреннее звукоподражания и др. Представлена попытка классификации ономатопов по степени проявления звукообраза[Тишина 2010]. Так, выделяются четыре группы ономатопов современного русского языка. Первая группа включает лексемы, объединяемые в особую часть речи, если таковая признаётся, или в один из разрядов междометий: кукареку, хи-хи-хи, мням-мням, ква-ква, ам и др.

Вторая группа лексем мотивирована единицами первой группы: каркать, хрюкать, хрюша, квакать, кукушка, цапнуть, стукнуть и т.п. Здесь еще жив звукообраз, но слова приобретают вторичную семантику, деривационное оформление, грамматический статус, происходит процесс лексикализации.

В третьей группе ономатопы осознаются как таковые носителями языка лишь на интуитивном уровне за счет частичного воссоздания звукообраза или формальных показателей звукоподражательности (некоторых исторических суффиксов, редупликации и др.): дребезжать (др-, -зж), брызгать (бр-, -зг-), балаболить (бал-/бол-), тараторить (тар-/тор-), а также шуршать, греметь, драндулет и др. Их ономатопоэтический потенциал может реализоваться лишь в контекстном употреблении, в художественном тексте.

Четвертая группа звукоподражательных слов утратила свой первоначальный образ окончательно: скала, щель, клёст, синица, прапорщик, черта, чепец, вкрапление, аляповатый и др.

По лексическим значениям В.В. Фатюхин делит междометные глаголы на три большие группы: 1) лексически однозначные глаголы; 2) лексически многозначные глаголы; 3) омонимичные глаголы [Фатюхин 2000: 34].

В основе классификации, предложенной рядом других исследователей - источник происхождения того или иного звука, ставшего основой для звукоподражательного слова, в соответствии с чем процесс звукоподражания объективно сводится к трем видам подражаний звукам:

1) звукам, издаваемым человеком (например, ха-ха, кхе-кхе, апчхи);

2) звукам, издаваемым животными и птицами (му-му, мяу-мяу, ква-ква, кукареку, чик-чирик);

3) звукам природы и окружающего мира (бух, кап-кап, тик-так).

3) слова, имитирующие различные звуки, не принадлежащие живым существам: тук-тук, динь-динь [Дудников 1990: 313].

С точки зрения З.А. Петковой по данному основанию выделяются:

2) подражания шумам и звукам явлений природы (кап-кап, буль-буль и т.д.),

3) подражания звукам, производимым неодушевленными предметами (динь-дон, чик-чик и т.д.),

4) подражания непроизвольным звукам человека (ха-ха-ха, апчхи и т.д.) [Петкова 2010].

Будучи одним из мощных экспрессивных средств языка, звукоподражательная лексика широко используется в художественных текстах. Л.А. Горохова выделяет следующие функции, выполняемые ономатопами в художественной литературе:

1. Звукоизобразительная функция.

2. Дескриптивная функция.

3. Идентифицирующая функция.

4. Характеризующая функция.

5. Функция интенсификации эмоционального воздействия.

6. Симплифицирующая функция.

7. Функция экономии языковых средств.

8. Эстетическая функция.

9. Экспрессивная функция[Горохова 2000].

Существующие разнообразные классификации звукоподражательной лексики, по мнению исследователей, можно свести к двум основным направлениям:

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I

1. Звукоподражание (ономатопы, мимемы и др.) не раз являлось объектом научного исследования. Ранние ученые часто рассматривали всю систему звукоподражательной лексики недифференцированно. Вся же система состоит из двух подсистем:

звукосимволическая (с неакустическим денотатом);

звукоподражательная (с акустическим денотатом).

Изучение истории вопроса показывает, что в исследовании звуковой изобразительности в целом к настоящему времени сделано многое. Вместе с тем, дискуссионными продолжают оставаться вопросы частеречной принадлежности звукоподражательных слов, разграничения их от междометий, определения специфики их значения, роли в тексте, в языке детей, детской литературе, проблема их перевода и т.д. Во второй половине ХХ в. возрос интерес к ономатопее в рамках фоносемантической модели лингвистического изучения языковых единиц. Появились новые концепции, разрабатываемые в этом русле (Журавлёв, 1974; Воронин, 1982, 1990; Афанасьев, 1981; Шляхова, 1991и др.).

2. Словообразовательный, морфологический и лексический статус рассматриваемого понятия до сегодняшнего дня является дискуссионным, открытым остаётся вопрос о его частеречной принадлежности. В отечественной лингвистике можно обнаружить противоположные мнения по данной проблеме. А.Н. Тихонов утверждает, что ономатопы обладают лексическим значением и являются полноценными словами, поскольку отражают языковую информацию. В системе частей речи звукоподражания выступают как особые, самостоятельные разряды слов, отличные от междометий. А.М. Пешковский не считает подобные образования словами вовсе, мотивируя это тем, что «здесь всё значение в звуках». Звукоподражательные слова часто относят к числу междометий, несмотря на ряд имеющихся отличий между ними. Однако мы, вслед за многими исследователями, все же придерживаемся того мнения, что звукоподражания следует отграничивать от междометий, так как они представляют собой отдельную часть речи.

3. Существующие классификации звукоподражательной лексики можно свести к двум основным направлениям:

1) по общим структурным элементам и акустическим качествам звуков (А. Фрелих, X. Марчанд, С.В. Воронин, О.А. Казакевич и др.);

2) по источникам звуков (Н.И. Ашмарин, A.M. Газов-Гинзберг, Н.П. Авалиани, Н.М. Юсифов и др.).

Среди всего многообразия слов в русском языке встречаются такие, которые трудно отнести к какой-либо морфологической группе. Эти слова передают звуки окружающего мира, по-видимому не называя никакого понятия. О них и пойдет речь в статье.

Что такое звукоподражательные слова

Звукоподражательными называют слова, которые воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными или неживыми предметами. С этой точки зрения они не являются словами в полной мере, так как трудно сказать, что они обозначают некое абстрактное понятие, существующее в сознании человека. Но их нельзя счесть и какими-либо явлениями, лежащими за пределами лексики, ведь звукоподражательные слова являются основой для словообразования. Например, звукоподражательное слово «мяу» является основой цепочек «мяукать - мяуканье» и «мяукать - мяукающий» и т. д.

Звукоподражательные слова могут обозначать

  • звуки, издаваемые животными (мур, гав, ку-ку, ква-ква и т. д.) ;
  • звуки природы (кап-кап, буль-буль, тук-тук и т. д.) ;
  • звуки неодушевленных предметов (тик-так, би-би, дзынь-дзынь и т. д.) ;
  • неречевые звуки, издаваемые человеком (кхе-кхе, апчхи, хи-хи-хи и т. д.) .

Звукоподражательные слова близки к междометиям, но не являются ими, так как не передают эмоций.

Правописание звукоподражательных слов

Звукоподражательные слова чаще состоят из двух-трех повторяющихся элементов (к примеру , «тук-тук») . Эти повторяющиеся элементы следует писать через дефис.

Синтаксическая роль звукоподражательных слов

Как и междометия звукоподражания могут выполнять функцию самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Рассмотри примеры звукоподражательных слов в предложениях.

Откуда-то раздалось мяу . — подлежащее.

Она все хи-хи да ха-ха , но ничего конкретного. — сказуемое.

Мы услышали ку-ку . — дополнение.

Использование звукоподражаний, как и междометий, в качестве сказуемых придает речи динамичность.

Звукоподражательная теория происхождения языка

Существует теория, рассматривающая звукоподражание как первые слова человеческого языка и его основу. По мнению Г. Лейбница, опиравшегося на труды древних стоиков, язык возник из звукоподражания. Поскольку не все слова даже древних языков можно объяснить таким образом, ученый высказал мнение, что звуки могут быть символами каких-либо качеств. В настоящее время эта теория считается одной из возможных.

Что мы узнали?

Звуки природы, животных, неживых предметов, а также неречевые звуки, издаваемые людьми, отразились в языке в виде звукоподражательных слов: «бах», «хрю-хрю», «ха-ха» и т. д. Эти слова примыкают к междометиям, хотя и не являются ими, и могут становиться основой для словообразования и выполнять синтаксическую роль в предложении. Звукоподражания пишутся через дефис, если состоят из двух и более повторяющихся элементов.

Морфология.

Служебные части речи.

Составитель Трушова Е.А.

Утверждено на заседании

Кафедры МПРКЯ «____»_______г.

Протокол №___________________

Зав. кафедрой Гудырева Т.А.

Сыктывкар, 2009

Настоящее пособие включает в себя некоторые комментарии к изучению служебных частей речи студентами дневного и заочного отделения факультета ПиМНО. Комментарии дополняются образцами разборов, текущими заданиями на закрепление материала, лабораторные (самостоятельные) задания, направленные на развитие умений находить иллюстративный материал в индивидуальных текстах. Приложение содержит примерные тесты по изученным темам.

Пособие апробировано.

1. Введение. Служебные части речи. Стр. 2

2. Предлоги стр. 3

3. Союзы стр. 6

4. Частицы стр. 9

5. Модальные слова стр. 11

6. Междометия стр. 13

7. Звукоподражания стр.15

8. Переходные явления в морфологии стр.16

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Морфологическая категория ЧАСТЕРЕЧНОСТИ находит свое выражение в противопоставлении самых общих, основных грам. классов слов, которые различаются общекатегориальным грамматическим значением и специфическими для каждого класса частными морфологическими категориями, иными формальными признаками (особенностями словообразования, грамматиче6ской сочетаемостью с разными частями речи.)

Распределение слов на части речи важно не только для морфологии, но и для лексики, словообразования, синтаксиса. Поэтому в качестве дополнительных признаков отмечаются особенности синтаксического функционирования и словообразовательные свойства.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ называют отношения, существующие между явлениями действительности. К служебным относятся частицы, предлоги и союзы. Противопоставление самостоятельных и служебных частей речи составляет основу категории частеречности.

Примечательно, что в первой русской грамматике М.В.Ломоносова только имя и глагол считались «главными» частями речи, остальные же – «служебными». В 19 веке Ф.И.Буслаев относил к служебным, кроме предлога и союза, числительные и местоимение, местоименные наречия и вспомогательные глаголы. Уже в 20 веке А.А.Шахматов считал «незнаменательными» числительные, местоимения и некоторые наречия

Самостоятельным и служебным частям речи противопоставлены МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА (кстати, вероятно, следовательно), которые выражают субъективное отношение говорящего к тому, о чем говорится; в предложении они обычно являются вводными словами.

Особое место в системе частей речи занимают МЕЖДОМЕТИЯ (ах, эй, ура, о-о-о…), которые выражают (но не называют!) эмоции говорящего.

С.С.играют важную роль в грамматическом строе русского языка. Они имеют более абстрактное значение сравнительно с самостоятельными словами. По времени своего возникновения в русском языке С.С. в своем большинстве «моложе» самостоятельных слов и образуются преимущественно от них. Среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в СРЯ 3:1, с возможными отклонениями от среднего уровня по авторам и произведениям.

Отличие также в том, что С.С. не могут составить предложение, в том, что имеют большое своеобразие в значении – лексическое значение у них растворяется в грамматическом, хотя и не исчезает бесследно. Они требуют тонкого и внимательного наблюдения.

В произношении большинство С.С. сливается с соседними словами, не имея своего ударения. Они не подчиняются некоторым фонетическим законам русского языка: оглушения шумных звонких согласных в конце предлогов перед гласными, перед сонорными и перед шумными звонкими особого типа не наблюдается (над вами, над этим - город наш прекрасен, город этот велик).

ПРЕДЛОГ

Предлог – служебная часть речи, которая служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении (войти в дом, мы с другом). Иногда предлог связывает местоимения (от меня до тебя ), количественные числительные (прибавить к двум ), субстантивированные части речи (приехавшие со встречающими ).

С помощью предлогов могут передаваться различные отношения склоняемых слов в формах косвенных падежей к другим словам в предложении:

1) объектные (думать о друге, тосковать по дочери );

2) обстоятельственные

Временные (в среду, на два дня, через неделю );

Пространственные (в деревне, на родине, за дом, по улице );

Причинные (из-за болезни, от страха, благодаря случайности );

Целевые (для виду, ради славы, подготовить к параду );

Уступительные (несмотря на погоду, вопреки предсказаниям );

3) качественно-определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску),

4) сравнительно-уподобительные (величиной с арбуз );

5) совместности (поговорили с братом, поехать вместе с другом ).

Большинство предлогов употребляется со строго определенной падежной формой и не может употребляться с другими. Эти предлоги являются однозначными. Например: предлог К употребляется с Дательным падежом, предлоги ДО, ОТ, ДЛЯ, У, ЗА – с Родительным падежом. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами (ЗА – с Винительным и Предложным падежами), редко предлог может управлять тремя падежами (ПО – Дательным, Винительным, Предложным падежами). При этом предлог может передавать несколько отношений. Например: предлог НА может иметь 33 значения (цели – едет к родне на пироги , объектные – покрикивал на ямщика). Такие предлоги являются многозначными .

Выражая отношения, предлоги по грамматическому значению сопоставимы с падежными окончаниями, поэтому выступают вместе с ними в едином функциональном комплексе, образуя целостную по значению предложно-падежную конструкцию. Не случайно беспредложная падежная форма нередко выражает то же грамматическое значение, что и предложно-падежная конструкция. Сравните: сказать другу – обратиться к другу (объектное), идти лесом – идти через лес (пространственное).

Предлог тесно связан не только с зависимым словом в словосочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграничиваются оттенки значений главного слова: состоять ИЗ (частиц) состоять В (членах) . Главное слово может определять значение предлога: прийти В библиотеку (пространственное), превратить В библиотеку (объектное).

Независимо от выражаемых смысловых отношений некоторые слова требуют определенного предлога в силу своих сочетаемостных форм (предисловие К.., скучать ПО.., зависеть ОТ…). Для русского языка характерна также зависимость предлога от глагольной приставки (въехать во двор, заехать за ограду, съехать с дороги).

При употреблении с несклоняемыми существительными предлоги оказываются единственными формальными показателями падежного значения: ОТ пальто (Р.п.), ЧЕРЕЗ пальто (В.п.), К пальто (Д.п.), С пальто (Т.п.), о пальто (П.п.).

Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или согласованным прилагательным), очень редко находятся в постпозиции (рассудку вопреки, чего ради ).

По происхождению предлоги делятся на

1) первообразные (непроизводные) – древние. Их нельзя связать по происхождению с какой-либо частью речи (без, перед, над при и т.д.);

2) непервообразные (производные). Имеют мотивированные отношения со знаменательными частями речи.

По структуре (морфологическому составу) предлоги бывают:

1) простые - состоят из одного слова (близ, около, к, с );

2) составные - состоят из падежной формы существительного с предшествующим ему первообразным предлогом (в продолжение, в ходе, во время );

3) В последнее время стали развиваться сложные предлоги - объединение падежной формы им. сущ. с предшествующими и последующими простыми первообразными предлогами (в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к), характерные для официально-делового и научного стилей. (*Русский язык Ч.2 /Под ред. Максимова). Предложные сочетания употребляются с одним определённым падежом.

* Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-ЗА, ПО-НАД образованы сложением двух простых предлогов.

Первообразные предлоги имеют в основном нейтральную стилистическую окраску, лишь некоторые имеют в тексте возвышенную окраску: средь, чрез, пред, предо. В некоторых контекстах предлоги начинают приобретать оттенок разговорности (фильм про любовь, пошли по ягоды ).

Схема разбора

1. Часть речи.

2. С какими словами сочетается?

3. С каким падежом употребляется?

4. Может ли употребляться с другими падежами, с какими?

5. Какие отношения выражает (пространственные, временные, определительные, др.)?

6. Группа по образованию: - непроизводный,

Производный (наречный, отыменной, отглагольный).

7. Группа по структуре: простой, сложный, составной.

Образец разбора

И Сёмка, все эти дни выгребавший против течения, махнул рукой.(В.Шукшин)

Выгребавший против течения (против чего?) – против - предлог, сочетается с причастием и существительным, употребляется с Род. падежом, с другими падежами не употребляется, т.к. производный, выражает отношения объектные, производный наречный, простой.

Лабораторное задание

1. Выделите в тексте предлоги, определите выражаемые ими отношения.

В Чернобровке была церковь, большая, с высокой колокольней, а Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора. Стоит в зелени белая красавица – сколько лет стоит! Кому на радость? О чем думал неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? При восходе солнца (оно встает из-за косогора) церковка в ясные дни загоралась с верхней маковки и постепенно занималась светлым огнем вся, во всю стену – от креста до фундамента. Внизу вдоль стен идет каменный прикладок, в рост человеческий высотой. Для чего – Семка сперва не сообразил. В самом верху купол выложен из какого-то особенного камня – так светло, празднично там, под куполом. (В.Шукшин. Мастер)

2. Подберите иллюстративный материал на использование предлогов в тексте, проанализировав текст одного автора.

СОЮЗ

Союзы – это служебные слова, которые связывают члены предложения, или части сложного предложения, или предложения в связном тексте. Они не имеют лексического значения и не могут употребляться как полнозначные самостоятельные слова. Они лишь выражают отношения между членами предложения и предложениями. Н-р: Едет с грамотой гонеци приехал наконец. Дверь тихонько заскрипела,и в светлицу входит царь… (соединительные отношения)

По происхождению и словообразовательной структуре союзы делятся на первообразные и производные.

Первообразные – немотивированные, имеют более древнее происхождение (а, или, да, ни)

Производные появились позже. Они образованы от местоимений, наречий, местоименно-наречных, предложно-местоименных и др. сочетаний (чтобы, зато, прежде чем, вопреки, благодаря тому что, где, как и др.).

В современном русском языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, н-р: и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, вследствие того что и др.

По морфологическому составу союзы делятся на

1) простые (состоят из одного слова) – то, но, либо, когда, также, если;

2) сложные (составные) – объединяют 2 и более словесных элемента – так как, в то время как, потому что, как только, вследствие того что, с тех пор как;

Среди составных выделяется группа двойных (не только…но и, поскольку…постольку, чем…тем, если…то).

Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах.

От двойных союзов следует отличать союзы повторяющиеся в предложении 2 и более раз (то…то, или…или, ни…ни, не то… не то).

По характеру синтаксических отношений (т.е. по функции в предложении), которые устанавливают союзы между связываемыми компонентами, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе равноправия, не указывая зависимость их друг от друга (однородные члены предложения, части сложносочиненного предложения (ССП). Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Они характерны для сложноподчиненных предложений (СПП), где присоединяемый компонент зависит от главной части, поясняет её. Могут встречаться в простых предложениях: Погода теплая, хотя и ветреная; День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке.

Грамматические значения зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов.

Группы сочинительных союзов:

1. соединительные выражают соединительные отношения, при которых объединяются 2 или несколько однородных компонентов (и, да, тоже, также);

2. разделительные – связываемые компоненты или чередуются, или взаимоисключают друг друга (ли, или, либо, то, не то);

3. противительные – связываемые части сопоставляются или противопоставляются друг другу (а, но, да (но), зато, все же, однако, же);

4. градационные союзы, соединяя компоненты, выделяют последний, указывая на его особую важность (не только…но и, не то чтобы…а (но), не столько…сколько);

5. пояснительные – союзы а именно, то есть во второй части сложного предложения, в уточняющем компоненте простого предложения разъясняют первую часть, какой-либо член предложения.

6. присоединительные (да, и, да и) встречаются в сложном предложении, одна из частей которого добавляется по смыслу к предыдущей.

Группы подчинительных союзов:

1. временные – (когда, в то время как, перед тем как, едва, чуть) - Сёмка сидел в церкви, пока пятно света не подкралось к его ногам.

Как только появился род человеческий, так появилось зло. По каким законам я развивался, прежде чем стал такой?

2. причинные (оттого что, ибо, вследствие того что) Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Ей там советовали обратиться с жалобой, так как налицо домашняя склока.

3. условные (если так, коли, раз) - Если же она останется с шофёром Володькой, то пусть пеняет на себя. Можно размашисто походить, ежели не скрипит пол. Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил бы.

4. целевые (для того чтобы, с тем чтобы) Володька привлек его в самодеятельность, чтобы не скучно было. И дабы не мешать сыну. вышел из горницы.

5. уступительные (хотя, пусть, между тем как, как ни, даром) – О чем бы ни думал Веня, как ни саднила душа, вспоминался представительный мужчина.

6. следствия (так что, до того, что ) – Услышит и «покатит бочку» в Москве на кого-нибудь, так что этот жаргон может плохо кончиться.

7. сравнительные (как, будто, словно, точно, как будто) – Сверху гремело уступами, как будто огромные камни срывались с горы. Соне тридцать уже, а она все, как маленькая. Тимофей умел ругать сладостно и сложно, точно плел на кого-то ненавистного бич.

8. изъяснительные (когда, если, будто в значении что) А утром скажем, что ночевали на точке. Захотелось вдруг, чтоб ливанул дождь, чтоб резалось небо огневыми зазубринами .

Некоторые союзы могут совмещать в себе значения сочинительных и подчинительных союзов, н-р: Хоть видит око. да зуб неймет (имеет противительно-уступительное значение).

Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистическую окраску:

Разговорную (свойственны устной речи: раз, коль, коль скоро )

Книжную (ибо, ввиду того что, невзирая на то что, благо, вследствие того что)

Нейтральные (если, когда, что, как, или, но )

Союзы могут переходит в другие части речи и становиться полноправными членами предложения: Раздалось пронзительное И-и.

Следует различать союзы и союзные слова. Союзные слова – относительные местоимения, которые выполняют две функции: разделяют части сложноподчиненного предложения и замещают структурные компоненты простого предложения (обычно - подлежащего, дополнения).

Схема разбора

1. Часть речи.

2. Группа по структуре: - простой,

Составной.

3. Группа по образованию: - производный,

Непроизводный.

4. Разряд по функции:

А. Сочинительный: 1) соединительный,

2) противительный,

3) разделительный,

4) присоединительный.

Б. Подчинительный: 1) изъяснительный,

2) причинный,

3) пространственный,

4) временной,

5) целевой и др.

5. Группа по употреблению: - неповторяющийся,

Повторяющийся,

Двойной.

6. Функция в предложении (что соединяет?).

Образец разбора

Мог снять с себя последнюю рубаху и отдать – если кому нужна.(В.Шукшин)

Если – союз, простой, непроизводный, подчинительный, условный, неповторяющийся, соединяет части сложного предложения.

Лабораторное задание

1. Выделите в тексте союзы и союзные слова.

Деревня Новая – небольшая, и когда Константин Иванович подкатил на такси, сразу вся деревня узнала. К вечеру узнали: сам он – кандидат наук, жена тоже кандидат.

…Про Глеба Капустина надо рассказать, чтобы понять, почему у него на крыльце собрались мужики и чего они ждали.

Как-то так получилось, что из деревни Новой, хоть она небольшая, много вышло знатных людей. И вот теперь Журавлев – кандидат. И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку, а в избу набивался вечером народ – слушали истории или рассказывали про себя, если земляк интересовался, - тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал гостя. (В.Шукшин. Срезал)

2. Подберите иллюстративный материал на использование союзов в тексте, проанализировав текст одного автора.

ЧАСТИЦЫ

Частицы – это часть речи, включающая в себя неизменяемые незнаменательные слова, которые служат для выражения смысловых, эмоциональных и модально-волевых оттенков слов, словосочетаний и предложений..

Я почти сделал работу (степень завершенности действия).

Я только начал работать (указание на начало действия)

Я вряд ли буду работать (достоверность подвергнута сомнению)

Неужели вы не будете работать (формирует вопросительную интонацию, передает удивление)

С помощью частиц можно передать различные оттенки: утверждение (да, так), отрицание (нет, не, ни), сомнение (разве), неуверенность (вряд ли, едва ли), выделение (именно, прямо), ограничение (только, лишь, лишь только) и др.

По значению и по функции все частицы делятся на разряды:

1. Частицы, выражающие смысловые оттенки слов.

Определительные (едва, именно, точь-в-точь, почти, чуть не, приблизительно, как раз)

Частицы, служащие для выделения предмета, признака, действия из ряда других или усиливающие значение предмета, признака, действия. Эти частицы называются выделительно-ограничительными (лишь, исключительно, единственно, даже, еще, хоть, хоть бы, всего, лишь только ). Усилительные – даже, же, ведь, и, ну, ну и, еще, то, просто, прямо, положительно, определенно.

Не хочу и доброй ночи желать тебе (даже).

Именно он сказал – он сказал именно так – он именно сказал, а не написал (выделяет слово, с которым употребляется).

2. Эмоционально-экспрессивные частицы. Выражают эм.-экспр. Отношение говорящего к высказываемому (что за, ведь, ну и, то-то, еще бы, просто, вот так, куда там, куда как)

Употребляются в восклицательных предложениях.

3. Модальные и модально-волевые частицы. Эта группа выражает отношение высказываемого к действительности, т.е. они передают утверждение или отрицание, вопрос или побуждение, указывают достоверность высказываемого, сравнение и т.д. Примеры: да, нет, действительно, ага, вряд ли, едва ли, отнюдь нет, нет, пусть, пускай, разве, неужели, ли, словно, вроде, пожалуй.

Сюда же относятся частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи: мол, дескать.

4. Формообразующие частицы. Служат для образования форм глаголов, степеней сравнения: самый, более, бы, пусть . Они близки к формообразующим аффиксам по значению и функции.

Данная классификация не может охватить все значения частиц, т.к. значения некоторых частиц уточняются, конкретизируются в предложении,

Многие частицы имеют тесные связи со словами других частей речи: - элементы наречий (буквально, совершенно, прямо ),

местоимений (все, всего, оно, это )

глаголов (было, смотри )

союзов (а, благо, ведь, даже, пусть, пускай, хоть, чтоб )

предлогов (вроде )

Нередко наблюдается совмещение частицы и союза, частицы и наречия. В таком случае их надо квалифицировать двояко: союз-частица и т.п.

Все частицы, кроме формообразующих, характерны для разговорной речи и широко используются в художественной литературе. Не характерны для научного и официально-делового стилей.

Схема разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по значению:

А. смысловая: - указательная,

Определительно - уточнительная,

Выделительно – ограничительная,

Усилительная.

Б. модальная: - модально-волевая,

Утвердительная,

Отрицательная,

Вопросительная,

Собственно-модальная,

Сравнительная,

Выражающая отношение к чужой речи.

В. Эмоционально-экспрессивная.

Г. Формообразующая.

3. Группа по образованию: - непроизводная,

Производная.

4. Группа по структуре: - простая,

Составная.

Образец разбора

У одного надолго, наверно, чуть зажмурился левый глаз.(В.Шукшин)

Чуть (зажмурился) – частица смысловая, выделительно-ограничительная, непроизводная, простая.

Лабораторное задание

1. Выделите в тексте частицы.

Дурачки, сколько я их видел, всегда почти люди добрые, их жалко, и тянет пофилософствовать. Зря все-таки воскликнули: «Не жалеть надо человека!» Уважать – да. Только ведь уважение – это дело наживное, приходит с культурой. Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное. Отними – ка у нее жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак.

…В коридоре только и слышалось:

Мама придёт, пусть хоть маленько отдохнёт от тебя.

…Я словно хотел понять: есть ли там хоть искра разума или он угас давно, совсем? И я не наткнулся ни на какую мысль, которую бы я прочел в его глазах. (В.Шукшин. Боря)

2.Подберите иллюстративный материал на использование частиц в тексте, проанализировав текст одного автора.

МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Модальность - это понятийно-грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к объективной реальности.

Объективная модальность выражается:

1) лексическими средствами (слова хотеть, мочь, предполагать, утверждать, правда, неправда ) – модальные значения заключаются в семантике знаменательных слов;

2) морфологическими средствами (например, формами глагольных наклонений) – грамматическими признаками своей части речи;

3) синтаксическими средствами (повествовательные, побудительные, вопросительные, утвердительные, отрицательные предложения, вводные и вставные конструкции).

Еще выделяется субъективная модальность, которая выражается специальными модальными словами.

Модальные слова – разряд слов, не соотносящийся ни с одной отдельной частью речи, представляющий особую группу слов. МС выражают отношение говорящего к тому, о чем он говорит, с точки зрения того, как связан тот или иной факт или событие с действительностью, т.е. с точки зрения его достоверности/недостоверности.

Таким образом, передают разнообразные субъективно-модальные отношения говорящего к тому, о чем и как он говорит.

Модальные слова не изменяются. В предложении грамматически не связаны с другими его членами и не являются членами предложения. Чаще всего выступают в качестве вводных слов, выделяясь интонационно или знаками препинания. Иногда представляют собой слова-предложения.

По своему происхождению связаны с другими знаменательными частями речи:

С существительными (правда, факт, в конце концов, к счастью),

С краткими прилагательными или наречиями (верно, возможно, примерно, действительно, очевидно)

С различными формами глаголов (кажется, значит, короче говоря, не в обиду будь сказано, разумеется, стало быть),

С порядковыми числительными (во-первых, во-вторых ).

Поэтому имеют среди этих частей речи омонимы.

Модальные слова по структуре могут писаться в одно слово, могут быть представлены в виде сочетаний (может быть, должно быть, как говорится, так сказать, собственно говоря, мало того).

Лексико-грамматические разряды модальных слов устанавливаются с учетом их семантики и функционирования. Обычно разграничиваются:

1) показатель персуазивности (достоверности/недостоверности) сообщаемого (несомненно, конечно, безусловно, разумеется, вероятно , видимо, кажется, может быть );

Например: Гришка, пожалуй, затосковал. Пока добрались, пустили коней и поужинали, синева наползла, но дождя, правда, не было.

Например: Со мной сидел один какой-то шкелет, морщился: пошлятина, говорит, и манерность.

3) показатели эмоциональной оценки содержания передаваемой информации (к всеобщему удовольствию, к сожалению ). Например: К счастью, никто не вышел из дома.

4) метатекстовые модальные слова:

Показатели порядка изложения мыслей в тексте (во-первых, кроме того, наконец ); например: Бросил винтовку, упал, обхватил, значит, руками голову..

Средства обобщения, уточнения или дополнения информации (итак, словом, в частности, иначе говоря). Например: В общем, девчата исполняли эти частушки с клубной сцены; в зале – весёлая реакция.

5) фатические модальные слова, служащие для установления оптимального речевого контакта говорящего со слушающим - призыв к вниманию

(понимаешь, слышите, представьте, видите ли, знаете ли). Например: - Что за дурацкая привычка, слушай, руки распускать!

Модальные слова более свойственны разговорной речи, в особенности краткому диалогу. В книжном языке употребление МС ограничено более строгими требованиями литературной нормы. А устная речь постоянно пополняется новыми модальными словами и выражениями.

Схема разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по значению: - достоверность/недостоверность,

Эмоциональное,

Метатекстовое,

Фатическое.

3. Группа по образованию (соотносительность с другими частями речи).

Образец разбора

Мы, мол, все понимаем, но тем не менее должны проявлять вежливость

Лабораторное задание

1. Выделите запятыми модальные слова в примерах:

Вот и приехали мы так сказать к месту следования. Город просто поразительный по красоте, хотя как нам тут объяснили почти целиком на сваях. Да, Пётр Первый знал конечно свое дело туго. Мы его между прочим видели.

Смотрели мы тут одну крепость. Экскурсовод объяснил, что во-первых это сейчас так чистенько, потому – музей во-вторых гораздо больше издевательства, когда чисто и опрятно: сидели здесь в основном политические…

Вообще время проводим очень хорошо. Погода правда неважная, но тепло.

(В.Шукшин. Пост скриптум)

2. Подберите иллюстративный материал на использование модальных слов в тексте, проанализировав текст одного автора.

МЕЖДОМЕТИЯ

Междометия соотносятся не с какой-нибудь отдельной частью речи, но со всей совокупностью самостоятельных слов - с одной стороны, и служебных – с другой.

Сам термин «междометие» является морфемным переводом (калькой) с латинского interjectio, что означает «вбрасывание». Следовательно – междометие – это слово, как бы «вброшенное» (метать – бросать) между словами. У М.В.Ломоносова так и писалось с У – «междуметие»

Междометия выражают эмоции, не изменяются, не связаны синтаксически с другими словами, но при появлении синтаксических отношений становятся самостоятельными частями речи (слышались ахи-охи ).

Все междометия можно по значению разделить на группы:

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ – выражают чувства (радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, удовольствия, страх, протест, печаль, презрение и др.) Это основная группа.

Часто одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, получает много значений. Так, например, междометие А! может выражать и радость, и удовольствие, и удивление, и страх, и недовольство, и пренебрежение, стон. Дают характеристику, оценку событий, состояний и т.д.

Эмоции выражают простые непроизводные междометия: а, ах, о, ох, ой, ого, у и др. Все они многозначные.

Производные междометия, которые произошли от полнозначных слов: Матушки! Браво! Боже мой! Господи! Черт возьми! Крышка! Шабаш! Капут!

Например:

Ужас, что творилось на душе у Спирьки!

О, господи! Тёща…

У-у-у, обормот…

2. ИМПЕРАТИВНЫЕ (побудительные) – выражают волю, различные виды побуждения (вон, цыц, ну, с-с-с, ш-ш, марш, айда, алло, брысь).

На – побуждение взять что-либо; Эй – побуждение действовать быстро, активно; Стоп, Тс, Баста, – запрещение действовать, призыв к молчанию, к окончанию работы; Айда, Марш – требование начать движение.

Например:

Цыть! – зло сказал старичок.

Брось!..- Андрей передернул плечами.

3. ЭТИКЕТНЫЕ – речевые формулы вежливости (здравствуйте, спасибо, до свидания)

Например: Будь здоров!

С легким паром!

По своему происхождению и образованию междометия могут быть:

простыми (первичными, непроизводными) – состоят из одного звука (все гласные, кроме Ы – е, а, о, э, и, у ); из одного -двух слогов (ах, эх, ага, ого ). Могут выступать в удвоенной, утроенной форме, могут сочетаться с частицами, с глагольным постфиксом.

Производными – образуются из застывших падежных форм склоняемых слов (батюшки, ужас, беда, дудки, то-то, к черту); различных глагольных форм (брось, смотри, извините ); от наречий (полно ); от звукоподражаний (хлоп, хвать ).

Могут быть составными – быть словосочетаниями и получать особую –подчеркнуто восклицательную интонацию – Вот так штука! Вот тебе и раз! Вот так клюква! Вот те на! Черт возьми! Вот еще! – Подобные сочетания теряют свое лексическое значение и делаются непосредственным выражением чувств и ощущений.

В отличие от других разрядов слов звуковой состав междометий может варьироваться, сохраняя то же значение, например, ГМ – ММ, ТШ – ТСС!

В предложении находятся в начале и отделяются запятыми, могут представлять собой отдельное междометие-предложение по эмоциональной окраске восклицательное.

Схема разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по значению: - эмоциональное,

Побудительное,

Выражает нормы речевого этикета.

3. Разряд по образованию: - непроизводное,

Производное (соотносительное с существительными, с местоимениям, с глагольными, с глагольными формами, с наречиями, с фразеологизмами).

Образец разбора

Вам же чудо нужно, чудо. Ах ты господи! А чудо - на каждом шагу.(В.Шукшин)

Ах ты господи – междометие эмоциональное, производное – соотносительное с существительным.

Лабораторное задание

1) Выделите в текстах междометия.

Вошла в избушку дочка Бабы-Яги:

Фу-фу-фу, - сказала она. Русским духом пахнет. Кто тут?

Ужин, - сказала Баба-Яга. И засмеялась: Ха-ха-ха!..

Да ну? Приятно изумилась дочка. –Ах, какой сюрприз!

…Цыть! Ёлки зелёные! – сказал стражник. – «Камаринскую»! Иван нам спляшет.

Эх, справочка, - воскликнул Иван зло и горько. – Дорого же ты мне достаёшься! –А-я-я-я-яй!

Тут вылез из канавы стражник-монах и пошел на свое былое место:

Ну-ка, брысь! – сказал он чёрту. Ты как здесь?

(В.Шукшин До третьих петухов.)

2) Подберите иллюстративный материал на использование междометий в тексте, проанализировав текст одного автора.

ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Это неизменяемые слова, которые передают звуки живой и неживой природы, служат для изображения действий и поведения людей и животных:

Ходила по огороду, созывала кур: «Цып-цып-цып…»

Дверь открывалась с тихим приятным вздохом: «П-ах…»

Гришка тоже растерялся... Глазами хлоп-хлоп… И опять глазами – зырк-зырк.

Завыл как-то, как-то застонал протяжно: - Э-э-э-э…у-у..

Не выражают эмоций и в предложении обычно не изолированы от других слов, выполняя функции того или иного члена предложения – Хрю-хрю спит.

Особенностью семантики звукоподражаний является звуковая мотивированность их значений. Тем не менее в разных языках звукоподражания, соответствующие одному значению, различны: (рус.) Гав-гав - (англ.) Бау-вау , (рус.) Ква-ква – (австралийское) Твонк-твонк . Следовательно, звукоподражания – часть лексического состава языка и фиксируются словарями. В то же время они не представляют собой особой части речи, а являются специфическими «заместителями» существительных и глаголов. При этом одно и то же слово может выполнять функции то имени (Наша ав-ав убежала), то глагола (Собачка все ав-ав, злится на кого-то).

Звукоподражания могут давать начало глаголам – охать, хихикать, тренькать; существительным – охи да ахи.

Лабораторное задание

Подберите иллюстративный материал на использование звукоподражаний в тексте, проанализировав текст одного автора.

Переходные явления в морфологии

Омонимия частей речи возникает в результате пополнения словарного состава различных частей речи при переходе слов или словоформ из одной части речи в другую.

Слова знаменательных частей речи чаще переходят в служебные, обратных случаев перехода мало. Внутри знаменательных частей речи можно наблюдать более частый переход одних частей речи (например , прилагательных в существительные), других – редкие случаи.

При этом слово не меняет своего внешнего облика, формы, изменяются его семантические, морфологические и синтаксические свойства.

В одних случаях переход становится фактом языка, т.е. слово становится общеупотребительным, регистрируется словарями (например : блестящий – прилагательное образовано от причастия). В других случаях переход используется только в данном контексте (н-р: Моё пожалуйста ваше завсегда уважит).

10-й класс

Звукоподражательные слова
(звукоподражания)

Цели урока: рассмотреть, какое место в языковой системе занимают звукоподражания, акцентировать внимание учащихся на происходящих в языке процессах, познакомить учащихся с различными научными подходами к изучению междометий, воспитывать языковое чутье.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Вопрос о звукоподражаниях по-разному рассматривается лингвистами. Одни считают, что звукоподражания примыкают к междометиям, близки к ним по своим морфологическим и синтаксическим особенностям. Другие описывают звукоподражания как особую часть речи. В соответствии с третьей точкой зрения они находятся за пределами частей речи. Мы будем рассматривать звукоподражания как особую часть речи.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать определение звукоподражаний. Для этого воспользуйтесь следующей подсказкой.

Звукоподражания – это (самостоятельная/служебная/особая) часть речи, включающая (изменяемые/неизменяемые) слова, которые своим звуковым составом воспроизводят (?).

(Звукоподражания – это особая часть речи, включающая неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными, предметами звуки. )

– Верно. Заполните данную таблицу соответствующими примерами.

– Подумаем и скажем: каково же частеречное значение звукоподражаний? (Частеречное значение звукоподражаний – воспроизведение звуков живой и неживой природы. )

– Можно ли по звукам узнать, какой предмет их издает? (Да, можно. Например, динь-динь-динь – эти звуки издает колокольчик; ха-ха-ха – смех человека; кря-кря – звуки, издаваемые уткой.)

– Хорошо. Чем звукоподражания отличаются от междометий?

Воспользуйтесь подсказкой. Семантика звукоподражаний не зависит от..., она понятна без..., не вытекает из... .

(Семантика звукоподражаний не зависит от интонации, она понятна без жестов и мимики, не вытекает из контекста и ситуации. )

– Что общего у звукоподражаний с междометиями? Продолжите ответ:

Как и междометия, звукоподражания являются..., но звукоподражания... .

(Как и междометия, звукоподражания являются неизменяемыми словами, но звукоподражания грамматически не изолированы от других слов. )

– Что из этого следует? (Звукоподражания могут употребляться в функции членов предложения.)

– Верно. Но давайте будем более точными. В функции всех членов предложения могут употребляться звукоподражания? Придумайте примеры. Определите частеречную принадлежность звукоподражаний. (Учащиеся составляют примеры.)

(Анализ примеров показал, что звукоподражания могут употребляться в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, а также в составе прямой речи.)

Кошка все мяу да мяу. (Сказуемое.)

Вдалеке послышалось гав-гав-гав. (Подлежащее.)

Гусь настойчиво повторяет га-га-га. (Дополнение.)

Утка долго стояла на одной ноге, а потом как закричит: «Кря-кря-кря!» . (Прямая речь.)

– Молодцы. Как к звукоподражаниям применимы термины: непроизводные/производные ?

(Большая часть звукоподражаний представляет собой непроизводные слова: хрю, апчхи и др. Производные лексемы образуются путем повтора одних и тех же или близких звуковых комплексов: гав-гав, тик-так и др.)

– Верно ли утверждение, что звукоподражания могут варьироваться фонетически? (Да, верно. Например: гав – га-ав – гав-в – гав-гав. )

– Применительно к теме урока поразмышляем над словом ха-ха-ха. Придумайте с этим словом предложения.

(Петя вошел в комнату, увидел на сестре новое платье и так и покатился со смеху: «Ха-ха-ха!». Невозможно однозначно сказать, междометием или звукоподражанием является в данном предложении слово ха-ха-ха, так как оно воспроизводит звуки, издаваемые человеком (смех), и выражает чувства и эмоции. Слово ха-ха-ха является синкретичным.)

– Прочитайте следующие предложения:

И с возом бух в канаву. (И.Крылов) Однажды вечером шасть ко мне этот Рогов с товарищем. (В.Короленко) Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (А.Твардовский) – Ах, и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А.Пушкин) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. (И.Крылов) Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов) А колокол бом да бом.

В этих предложениях встречаются слова, о частеречной принадлежности которых существуют разные мнения. Как вы думаете: что это за слова? (Бух, шасть, шмяк, прыг, толк, хлоп, бом.)

– Верно. Ребята, эти слова ученые называют междометными глаголами, или глагольными междометиями. А.А. Шахматов называл эти формы глаголами «мгновенного вида», А.М. Пешковский – глаголами «ультрамгновенного вида». Как вы думаете: для какой речи типичны эти формы? (Эти слова характеризуются экспрессией и типичны для разговорной речи.)

– Заслуживает внимания точка зрения Л.Д. Чесноковой. Остановимся на ней подробнее. На первый взгляд одинаковые слова Л.Д. Чеснокова делит на три группы. Попробуем разобраться. В первую группу она включает слова, которые соотносятся с инфинитивом. Эти слова она считает особыми глагольными формами, не имеющими отношения к звукоподражаниям и тем более к междометиям. Приведите примеры таких слов. (Прыг – прыгнуть, толк – толкнуть, стук – стукнуть и т.д.)

– Какими членами предложения являются подобные слова? (Они выступают в функции простого глагольного сказуемого.)

– Верно. Какими глагольными признаками при этом обладают данные лексемы? (Выражают значение совершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения, управляют другими словами, сочетаются с обстоятельствами (сильно толк в бок). )

– Вторую группу, по мнению Л.Д. Чесноковой, составляют лексемы, выполняющие функцию сказуемого, но не имеющие отношения к глаголам. Эти слова являются звукоподражаниями. Убедиться в справедливости сказанного можно на примере предложения: Еду, еду в чистом поле, колокольчик динь-динь-динь. Что дает повтор слов? (Лексема динь-динь-динь в предложении является сказуемым, но к глаголу не имеет никакого отношения. Повтором слов обозначена длительность звучания.)

– Хорошо. И, наконец, третья группа. К третьей группе Л.Д. Чеснокова относит синкретичные лексемы, сочетающие в себе признаки глаголов и признаки звукоподражаний. Прочитайте предложение и найдите в нем такую лексему: Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов)

(Это лексема хлоп. Она одновременно соотносится с инфинитивом (хлоп – хлопнуть) и воспроизводит звук.)

– Не правда ли, точка зрения Л.Д. Чесноковой интересна? А теперь поразмышляем над тем, как звукоподражания связаны с другими частями речи и в чем эта связь проявляется. (Логично предположить: если звукоподражания являются элементом морфологической системы русского языка, то они, безусловно, связаны с другими элементами данной системы. Эта связь проявляется в том, что от звукоподражаний могут быть образованы глаголы, а от них, в свою очередь, существительные; ква – квакать – кваканье, бабах – бабахнуть – бабаханье и др. Звукоподражания, как знаменательные части речи, способны употребляться в функции членов предложения. Наблюдается явление синкретизма.)

Практическая часть урока.

1. Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова. Как звукоподражания представлены в словаре?

2. Творческая работа «Звуки одного утра». Какое место в вашей работе занимают звукоподражания и какую роль они играют?

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль и место звукоподражаний в художественной речи».

Н.М. РУХЛЕНКО,
г. Белгород



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...