Доклад: Модель Земли - глобус.

Все мы видели глобус, но всё ли мы знаем о нем? На этом уроке вы узнаете много нового о модели земного шара. Познакомитесь с представлениями древних людей о внешнем виде Земли. Узнаете об открытии шарообразности Земли Магелланом. Рассмотрите модель земного шара - глобус, и узнаете, какие линии на глобусе называются меридианами и параллелями, зачем они нужны, что такое экватор и где проходит нулевой меридиан. Узнаете об истории создания глобусов и огромном их разнообразии.

Тема: Планета,на которой мы живем

Урок: Глобус - модель земного шара

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время, а опирались люди, прежде всего, на мифы. Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане.

Рис. 1. Мифическое представление глобуса

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат слоны, стоящие на огромной черепахе.

Рис. 2. Индийское представление глобуса

В давние времена люди верили, что если очень долго идти в одну сторону, то можно добраться до места, где небо встречается с землей. Конечно, человеку хотелось знать, что за краем Земли. У людей было множество вопросов, на которые представления о плоской Земле не давали ответа. Например, почему корабль, отдаляясь от берега, исчезает из вида? Почему, если подняться на возвышенность, расширяется горизонт?

Рис. 3. Корабль, отдаляющийся от берега

Рис. 4. Возвышенность

Португальский мореплаватель возглавил экспедицию, состоявшую из пяти парусников. Они отправились от берегов Испании к островам пряностей (к Молуккским и Филиппинским островам) за перцем, гвоздикой, корицей, - эти пряности в Европе стоили очень дорого.

Рис. 5. Фернан Магеллан

Рис. 6. Купанг - архипелаг Кай (Молуккские острова)

Рис. 7. Палаван, пятый по величине остров Архипелага, расположен к западу, в отдалении от основной части Филиппинских островов.

Путешествие было очень трудным: первый парусник разбился о скалы, команда второго вернулась домой с полпути, третий парусник так сильно обветшал, что его пришлось сжечь, команда четвертого попала в плен, а сам Магеллан погиб. Спустя три года парусник «Виктория», что значит победа, достиг родного берега. Это была экспедиция, которая совершила первое известное кругосветное путешествие и доказала правильность предположения о шарообразности Земли. И этим великим открытием мы обязаны славному мореходу Фернану Магеллану.

Чтобы лучше представить себе внешний вид Земли, люди создали её модель - глобус (от лат. globus - шар), который имеет такую же форму, как и Земля, только во много раз меньше.

Рис. 8. Модель глобуса

С помощью глобуса легко представить себе шарообразную форму Земли. Почему мы говорим именно шарообразную, а не шар? Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы - сообщения о своей удаленности от Земли.

Рис. 9. Спутник, облетающий Землю

По этим сигналам специальные электронные машины определили высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму Земли. Оказалось, наша Земля не правильный шар - она немного сплюснута у полюсов. Глобус закреплен на оси, но наша планета вращается вокруг воображаемой оси. Обратите внимание, точка, где ось выходит из глобуса сверху, называется Северным географическим полюсом (от лат. polus - ось), а нижняя точка - Южным географическим полюсом Земли .

Рис. 10. Вращение Земли вокруг воображаемой оси

Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии. Они помогают определять точное местоположение различных земных объектов. Линии на глобусе или на карте, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами (от лат. meridianus - полуденный). Направление тени от предметов в полдень совпадает с направлением меридиана в данной точке на земной поверхности. Меридиан можно провести через любую точку на Земле, и он всегда будет направлен с севера на юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Мысленно путешествуя по любому меридиану, вы обязательно окажетесь либо на самой северной точке земли - Северном полюсе, либо на самой южной - Южном полюсе. Нулевым условно считают меридиан , который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

Рис. 11. Гринвичская обсерватория.

Он был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу. Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии - от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

Обсерват ория (от лат. observo - наблюдаю) - это научное учреждение, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел.

Рис. 12. Пулковская обсерватория.

Линия Гринвичского нулевого меридиана делит земной шар на Западное и Восточное полушария .

Рис. 13. Западное и Восточное полушарие

На равном расстоянии от полюсов проходит условная линия, которая называется экватор (от лат. aequador - уравнитель). Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария . На линии экватора день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в году - в дни весеннего и осеннего равноденствия.

Если посмотреть на глобус сверху, мы увидим Северное полушарие и Северный полюс, а снизу - Южный полюс и Южное полушарие. Наша родина Россия находится в Северном полушарии.

Параллельно экватору на глобусах и картах проведены параллели (от греч. parallelos - идущий рядом), все они направлены с запада на восток.

Самая длинная параллель - экватор , длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе параллель превращается в точку. Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сетку.

Рис. 14. Северное и Южное полушарие

Известно, что модель земного шара впервые построил хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако она, к сожалению, не сохранилась.

Рис. 15. Глобус Кратеса

Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507). Бехайм разместил на своей модели, которую называли «земным яблоком», карту мира древнегреческого ученого Птолемея. Естественно, на этом глобусе не хватало очень многих объектов.

Рис. 16. «Земное яблоко» Бехайма

Позже глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси.

В прошлом глобусы устанавливали на морских судах, а сейчас на космических кораблях.

Некоторые глобусы превышают человеческий рост, и на них умещаются не только красочные карты поверхности Земли или неба, но и сведения о разных странах, растениях и животных, а возвышенности сделаны выпуклыми.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Фестиваль педагогических идей ().
  2. Shack.ru ().
  3. Планета Земля ().
  1. Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
  2. Определите с помощью нитки длины параллелей. Что вы о них можете сказать? (Самая большая параллель - это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
  3. Какие параллели самые короткие? (Это Северный и Южный полюс).
  4. Отвечайте «да» или «нет» на приведенные утверждения:

1) На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)

2) Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)

3) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет)

4) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)

5) Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)

6) Самый длинный меридиан - это экватор. (Нет)

7) Экватор - это самая длинная параллель. (Да)

8) Экватор делит земной шар на два полушария - Северное и Южное. (Да)

9) Экватор - это линия, которая делит все меридианы пополам. (Да)

10) Самые маленькие параллели - это Северный и Южный полюса Земли. (Да)

11) Все меридианы Земли имеют разную длину (Нет)

12) Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (Да)

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»

Задачи урока:

  • Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
  • Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
  • Познакомить с новыми понятиями: «параллели», «меридиан », «нулевой меридиан», «экватор».
  • Находить на глобусе необходимые географические объекты.
  • Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа
  • Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
  • Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

  • Предметные: уметь объяснять значение терминов «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», « экватор», находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
  • Метапредметные:
    • коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
    • регулятивные:
      • рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
      • оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
    • познавательные:
      • общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; излекать необходимую информацию из текста/
      • логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
  • Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки (Презентация , слайд 2)
Мы готовы разгадать.

II. Актуализация опорных знаний (Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)

Ответьте на вопросы:

  • Как называется ближайшая к Земле звезда?
  • Какую форму имеет планета Земля?
  • Как называется модель Земли?
  • Что нарисовано на поверхности глобуса?
  • Чего на Земле больше: суши или воды?

III. Изучение нового материала

Отгадайте загадку: (слайд 3)

На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь. (Глобус)

Самостоятельная работа с учебником

Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом на с.7-8 (предложенный материал частично известен ребятам) чтение текста с пометами методом «инсерт» (слайд 5)

«V» – информация мне известна
«+» – узнал что-то новое
«–» – думал иначе
«?» – хочу уточнить (спросить)

– Какая информация вам уже была известна?
– Что нового узнали?
– О чем думали иначе? (Земля имеет шарообразную форму, а не шар. Что она немного сплюснута у полюсов)
– Что хотели бы уточнить?

– Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы – сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.

Работа с новыми понятиями (Цель: Знакомство с новыми понятиями: «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»).

– Давайте рассмотрим глобус более внимательно. (слайд 6)
– Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают модель Земли.
– Для чего нужны эти линии на глобусе?

– Обратите внимание на круговые линии, которые соединяют Северный полюс Земли с Южным полюсом. Эти линии называются меридианами.
Мысленно совершая путешествие по любой такой линии, обязательно окажешься либо на самой северной точке Земли – Северном полюсе, либо на самой южной – Южном полюсе.
– Рассмотрите глобус на стр. 9. Найдите меридианы.
– А теперь на доске на глобусе покажите меридианы.(слайд 7)
_ Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией?
– Это – нулевой меридиан . Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести отчет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич. (слайд 8)
Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. (слайды 9-10)
До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу.
Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии – от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт- Петербурга.

– На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на две равные половины – западное и восточное полушария. Эти полушария изображены на карте в вашем учебнике.

– Посмотрите внимательно. А как еще можно разделить земной шар? (По горизонтали) (слайд 11)

– Рассмотрите второй глобус на странице 9. Что вы видите?
– Это линии, которые проведены к Северному и Южному полюсу. Они называются параллели.
– Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель?
– Это экватор – воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов. Длина экватора составляет 40000 км. Он делит земной шар на два полушария. Подумайте, на какие? (На Северное и Южное полушария)
– Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие)
– Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие)
– Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара).
– Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии).

Физминутка для глаз (слайд 12)

4. Закрепление изученного

Практическая работа (Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).

Работа в парах

На рисунке (стр. 9) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.

– Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
– А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? (Самая большая параллель – это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
– Какие самые короткие параллели? (Это Северный и Южный полюс)

Игра «Да – нет» (Цель: закрепить знания о модели Земли.)

– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.

1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)
2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)
3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет )
4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)
5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)
6. Самый длинный меридиан – это экватор. (Нет )
7. Экватор – это самая длинная параллель. (Да)
8. Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное (Да) .
9. Экватор – это линия, которая делит все меридианы пополам. (да)
10. Самые маленькие параллели – это Северный и Южный полюса Земли. (да)
11. Все меридианы Земли имеют разную длину (нет )
12. Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (да)

Работа в тетради (слайд 13)

Задание 1.

– Рассмотрите глобус и подпишите названия на нем. Какие полушария вы знаете? (Северное, Южное, Западное и Восточное)
– В каком полушарии находится наша страна Россия? (В Восточном полушарии)

Работа с хрестоматией (слайд 14)

Чтение рассказа «Земля в авоське» (по цепочке):

– А теперь ответим на вопросы в конце текста.

5. Итог урока (слайд 15)

Игра «10 секунд»

– Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.

Домашнее задание (слайд 16): стр. 11, вопросы.

Используемая литература:

1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– Ч.1: 128 с: цв. ил.
2. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Хрестоматия. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– 160 с: ил.
3. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.– Ч.1: 48с. :. ил.
4. Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие [Текст]: 3 кл. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– 185 с.

Моделью, наиболее близкой к фигуре Земли, является глобус. Глобусы отличаются от карт тем, что для их математи­ческого построения используются другие математические за­коны, отличные от картографических проекций.

Глобус (от лат. globus - шар) - уменьшенная шаровидная модель Земли, другой планеты или небесной сферы с нанесенным картографическим изображением ее поверхности, сохраняющим гео­метрическое подобие контуров и соотношение площадей.

Так же как и для карты, при составлении глобуса исполь­зуются условные знаки и законы обобщения объектов и явлений. Как и карты, они различаются по тематике (общегеогра­фические и тематические - политические, геологические и др.), масштабу и назначению (учебные, справочные и др.).

1.4.1 .Свойства глобуса ;

1. Географические карты учитывают особенности фигуры Земли. Она представляет собой геоид - неправильную фи­гуру, которая не может быть описана единым алгоритмом. Наиболее близкая геометрическая фигура к геоиду - эллипсо­ид вращения. Почему же для построения глобуса условно при­няли Землю за шар? Потому, что разница в величинах осей земного эллипсоида слишком мала - всего около 43 км. При очень мелком масштабе модели этой величиной можно пренебречь. Чаще всего используют глобусы масштабов 1:80 000 000 - 1:30 000 000. Разница в длине осей эллипсоида в этих масштабах будет составлять от 0,5 до 1,5 мм. Выдержать такую разницу в осях при создании глобуса практически невозможно, поэтому глобус - шар. В отличие от карты - это наиболее точная модель Земли.

2. Поверхность глобуса, как правило, ровная. Рель­ефные глобусы изготавливаются редко, чаще всего лишь от­дельные части модели Земли в крупном масштабе. На глобусе масштаба 1:30 000 000 высочайшая горная система Джомо­лунгма (8848 м) должна была бы иметь высоту 0,34 мм. Безу­словно, добиться такой разницы в высотах на поверхности от­носительно небольшого шара практически невозможно, да и нет в этом необходимости. Следовательно, ровная (округлая) поверхность глобуса практически оправдана.

3. Если принять глобус за шар, то его оси будут равными во всех направлениях, а меридианы и параллели - окруж­ности. Это легко объяснить: линия пересечения поверхности шара плоскостью в любом направлении - окружность. Если плоскость сечения проходит через центр Земли, то образуется большой круг. Большими кругами являются линии меридиа­нов и экватора. Радиусы всех меридианов равны между собой.

Если секущая шар плоскость не проходит через центр Зем­ли, то линии пересечения ее с плоскостью образуют малые круги. Все параллели, кроме экватора, - малые круги, цент­ры которых лежат на оси вращения Земли. Радиусы их умень­шаются от экватора к полюсам.

4. Углы между меридианами и параллелями -прямые в любой точке глобуса, т. е. соответствуют углам между ними на поверхности Земли. Следовательно, на глобусе отсутствуют ошибки в изображении углов между направле­ниями.

5. Масштаб глобуса в любой его точке одинаков, поэтому промежутки между параллелями на всех меридианах и между меридианами на одной параллели равны (последние уменьшаются от экватора к полюсу). Постоянство масштаба глобуса говорит об отсутствии ошибок в длинах линий в лю­бом направлении, т. е. измеренное на глобусе расстояние - истинное.

6. Отсутствие ошибок в длинах линий и углах позволяет строить на поверхности глобуса любую фигуру, подобную такой же фигуре на поверхности Земли. Таким образом, мож­но говорить, что на глобусе передаются без искажений фор­мы объектов - морей, материков, стран, болот, контуры лесов и др

7. При отсутствии искажений в углах и длинах линий в любой точке глобуса не искажаются и величины, площа­дей. Они будут пропорциональны соответствующим площа­дям на поверхности Земли.

Основной пользователь глобусов - школа. Глобус дает школьникам, особенно младших классов, наглядное представ­ление о Земле, формах и относительных размерах материков и океанов. В школах можно применять глобусы разных масш­табов. Однако предпочтение следует отдавать глобусам масш­таба 1:30 000 000, поскольку их содержание можно хорошо читать с дальних парт класса.

Используют глобусы и в других отраслях деятельности, например в навигации - водной, воздушной, космической. В последней используют самоориентирующиеся глобусы для определения местонахождения космического корабля в дан­ный момент времени.

По глобусу можно планировать маршруты полета самолета из одного пункта Земли в другой. Для этого нужно приложить нитку к началу и концу маршрута на глобусе и натянуть ее. Нитка ляжет ровно по дуге большого круга - это будет крат­чайшее расстояние между пунктами, которое называется ор­ тодромией.

Если по пересечениям с линиями географической сетки пе­ренести ортодромию на карту, то почти во всех случаях полу­чим большую по длине кривую линию.

С учетом рассмотренных выше свойств глобуса, а именно отсутствия искажений по всем направлениям, можно сделать вывод, что разница в длинах линий на глобусе и карте есть величина искажения на карте.

Наряду с глобусами Земли изготавливают глобусы Луны и планет, а также глобусы небесной сферы, изображающие не­бесную сферу с наиболее яркими звездами на сетке экватори­альных координат.

Глобусы, выполненные из пластика, с внутренней подсвет­кой, передают на общегеографическом фоне политико-адми­нистративное деление земного шара.



Глобус – модель Земли.

Землеведение. Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

Земля – планета Солнечной системы.

Теоретический материал.

Планета Земля – одна из планет Солнечной системы. Кроме Земли, вокруг Солнца обращаются 8 больших планет со спутниками, тысячи астероидов (малых планет), менее крупные тела – метеориты, облака космической пыли. Земля находится на расстоянии в среднем 150 млн. км от Солнца.

1. Внутренняя группа планет (земная): Земля, Меркурий, Венера, Марс.

2. Внешняя группа планет: планеты гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

У шести из десяти планет Солнечной системы есть спутники. Всего их открыто уже более 50.

Галактика – часть звездного образования;светлая полоса, состоящая из бесчисленного количества звезд. Ближайшая звезда Галактики – Солнце. Малые планеты – астероиды. Мелкие – кометы, метеориты, метеорные тела.

Солнце – огромный, раскаленный газообразный шар, ближайшая к нам звезда, источник света, тепла и жизни в солнечной системе. Ее диаметр -1, 39 млн. км (в 103 раза больше диаметра Земли), а масса равна 99, 86 % всей массы солнечной системы. Все планеты движутся в одной плоскости.

Луна занимает 5 место среди всех спутников по величине. Ее масса только в 81,3 раза меньше массы Земли, тогда как у других спутников это соотношение не составляет и тысячной доли.

Луна находится на расстоянии 384000 км от Земли. Диаметр Луны в 4 раза меньше диаметра Земли, а масса в 81 раз меньше, поэтому все тела легче, чем на Земле. Луна всегда обращена к нам одной стороной, потому что время обращения Луны вокруг своей оси совпадает с полным оборотом вокруг Земли. День на Луне продолжается более двух земных недель, так же тянется ночь. Поверхность Луны неровная.

Литература:

Доказательства шарообразности Земли. Глобус – модель Земли. Вращение Земли вокруг собственной оси.

Теоретический материал.

1. Форма и размеры Земли . Земля, как и другие планеты имеет шарообразную форму. В результате вращения вокруг оси она слабо приплюснута у полюсов. Если Землю принять за шар, то ее радиус равен 6 371 км. Длина экватора составляет 40 000 км.

Глобус – модель Земли.

Глобус – это модель Земли.

Экватор – линия, расположенная на одинаковом расстоянии от полюсов.

Полюсы – это точки, которые не описывают окружность вокруг собственной оси.

Параллели – это линии, расположенные параллельно экватору.

Меридианы – это круговые линии, проходящие через полюсы.

Северный тропик – это параллель, на которую солнечные лучи падают вертикально при наклоне Земного шара к Солнцу (северного полюса к Солнцу).

Южный тропик - это параллель, расположенная ниже экватора.

Северный полярный круг – это территория, на которой наблюдается полярная ночь и полярный день.

Географическая сеть – это сеть, образующая пересечение параллелей и меридианов. За линию отсчета принят начальный меридиан. Он проходит через Гринвич – это местечко близ Лондона.

Географическая широта – это расстояние какой-либо точки на глобусе к югу или северу от экватора, выраженная в градусах. Различают северную и южную широту.

Географическая долгота - это расстояние какой-либо точки на поверхности Земли, от начала меридиана, выраженная в градусах (различают восток и запад).

Географические координаты – это долгота и широта какой-либо точки на Земной поверхности.

1) Движение Земли. Земля обращается вокруг Солнца (орбитальное движение ) почти по круговой орбите, проходя ее за год (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд ). При этом в январе она оказывается несколько ближе к Солнцу (147 на 10 млн. км), чем в июле (152 на 10 млн. км). Незначительное, казалось бы, изменение расстояния до Солнца влияет на скорость обращения Земли: чем дальше от Солнца, тем меньше скорость. Поэтому в северном полушарии зима короче лета, а в южном наоборот, короче лето.

Обращаясь вокруг Солнца, Земля одновременно вращается вокруг мнимой оси (осевое движение ) с запада на восток (в том же направлении, в каком перемещается по орбите), совершая полный оборот за сутки.

Ось вращения постоянно наклонена к плоскости орбиты на 66,5 градусов. Главные следствия орбитального и осевого движения Земли – смена дня и ночи и смена времен года .

Смена дня и ночи на Земле происходит непрерывно . Но два раза в год в дни равноденствий (21 марта, 23 сентября) их продолжительность на всех широтах одинакова – 12 часов. В эти дни Солнце находится в зените над экватором. Светораздельная линия проходит через полюса так, что одна половина Земли освещена, а другая находится в тени. Северное и южное полушария получают одинаковое количество солнечного тепла.

Самый длинный день и самая короткая ночь в день летнего солнцестояния (в северном полушарии – 22 июня, в южном – 22 декабря). После летнего солнцестояния (22 июня), вследствие перемещения Земли по орбите, в северном полушарии высота Солнца постепенно уменьшается, дни становятся короче, а ночи длиннее.

В южном полушарии, наоборот, Солнце поднимается выше, дни удлиняются, ночи становятся короче.

22 сентября – день осеннего равноденствия, после которого южное полушарие получает все больше солнечного Света (тепла), а северное меньше.

22 декабря – день зимнего солнцестояния, когда максимальное количество тепла – в южном полушарии. В это время там лето, в северном полушарии – зима.

На экваторе день всегда равен ночи. Угол падения солнечных лучей на поверхность (высота Солнца) изменяется в течение года очень мало, поэтому смена времен года не выражена. На полюсах, где полгода день и полгода ночь, и смена времен года и смена дня и ночи в общем совпадают.

Вывод: смена дня и ночи и смена времен года обуславливают суточные и годовые ритмы в природе.

Литература: Никонова М.А., Землеведение и краеведение,2000

Все мы видели глобус, но всё ли мы знаем о нем? На этом уроке вы узнаете много нового о модели земного шара. Познакомитесь с представлениями древних людей о внешнем виде Земли. Узнаете об открытии шарообразности Земли Магелланом. Рассмотрите модель земного шара - глобус, и узнаете, какие линии на глобусе называются меридианами и параллелями, зачем они нужны, что такое экватор и где проходит нулевой меридиан. Узнаете об истории создания глобусов и огромном их разнообразии.

Тема: Планета,на которой мы живем

Урок: Глобус - модель земного шара

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время, а опирались люди, прежде всего, на мифы. Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане.

Рис. 1. Мифическое представление глобуса

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат слоны, стоящие на огромной черепахе.

Рис. 2. Индийское представление глобуса

В давние времена люди верили, что если очень долго идти в одну сторону, то можно добраться до места, где небо встречается с землей. Конечно, человеку хотелось знать, что за краем Земли. У людей было множество вопросов, на которые представления о плоской Земле не давали ответа. Например, почему корабль, отдаляясь от берега, исчезает из вида? Почему, если подняться на возвышенность, расширяется горизонт?

Рис. 3. Корабль, отдаляющийся от берега

Рис. 4. Возвышенность

Португальский мореплаватель возглавил экспедицию, состоявшую из пяти парусников. Они отправились от берегов Испании к островам пряностей (к Молуккским и Филиппинским островам) за перцем, гвоздикой, корицей, - эти пряности в Европе стоили очень дорого.

Рис. 5. Фернан Магеллан

Рис. 6. Купанг - архипелаг Кай (Молуккские острова)

Рис. 7. Палаван, пятый по величине остров Архипелага, расположен к западу, в отдалении от основной части Филиппинских островов.

Путешествие было очень трудным: первый парусник разбился о скалы, команда второго вернулась домой с полпути, третий парусник так сильно обветшал, что его пришлось сжечь, команда четвертого попала в плен, а сам Магеллан погиб. Спустя три года парусник «Виктория», что значит победа, достиг родного берега. Это была экспедиция, которая совершила первое известное кругосветное путешествие и доказала правильность предположения о шарообразности Земли. И этим великим открытием мы обязаны славному мореходу Фернану Магеллану.

Чтобы лучше представить себе внешний вид Земли, люди создали её модель - глобус (от лат. globus - шар), который имеет такую же форму, как и Земля, только во много раз меньше.

Рис. 8. Модель глобуса

С помощью глобуса легко представить себе шарообразную форму Земли. Почему мы говорим именно шарообразную, а не шар? Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы - сообщения о своей удаленности от Земли.

Рис. 9. Спутник, облетающий Землю

По этим сигналам специальные электронные машины определили высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму Земли. Оказалось, наша Земля не правильный шар - она немного сплюснута у полюсов. Глобус закреплен на оси, но наша планета вращается вокруг воображаемой оси. Обратите внимание, точка, где ось выходит из глобуса сверху, называется Северным географическим полюсом (от лат. polus - ось), а нижняя точка - Южным географическим полюсом Земли .

Рис. 10. Вращение Земли вокруг воображаемой оси

Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии. Они помогают определять точное местоположение различных земных объектов. Линии на глобусе или на карте, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами (от лат. meridianus - полуденный). Направление тени от предметов в полдень совпадает с направлением меридиана в данной точке на земной поверхности. Меридиан можно провести через любую точку на Земле, и он всегда будет направлен с севера на юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Мысленно путешествуя по любому меридиану, вы обязательно окажетесь либо на самой северной точке земли - Северном полюсе, либо на самой южной - Южном полюсе. Нулевым условно считают меридиан , который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

Рис. 11. Гринвичская обсерватория.

Он был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу. Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии - от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

Обсерват ория (от лат. observo - наблюдаю) - это научное учреждение, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел.

Рис. 12. Пулковская обсерватория.

Линия Гринвичского нулевого меридиана делит земной шар на Западное и Восточное полушария .

Рис. 13. Западное и Восточное полушарие

На равном расстоянии от полюсов проходит условная линия, которая называется экватор (от лат. aequador - уравнитель). Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария . На линии экватора день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в году - в дни весеннего и осеннего равноденствия.

Если посмотреть на глобус сверху, мы увидим Северное полушарие и Северный полюс, а снизу - Южный полюс и Южное полушарие. Наша родина Россия находится в Северном полушарии.

Параллельно экватору на глобусах и картах проведены параллели (от греч. parallelos - идущий рядом), все они направлены с запада на восток.

Самая длинная параллель - экватор , длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе параллель превращается в точку. Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сетку.

Рис. 14. Северное и Южное полушарие

Известно, что модель земного шара впервые построил хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако она, к сожалению, не сохранилась.

Рис. 15. Глобус Кратеса

Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507). Бехайм разместил на своей модели, которую называли «земным яблоком», карту мира древнегреческого ученого Птолемея. Естественно, на этом глобусе не хватало очень многих объектов.

Рис. 16. «Земное яблоко» Бехайма

Позже глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси.

В прошлом глобусы устанавливали на морских судах, а сейчас на космических кораблях.

Некоторые глобусы превышают человеческий рост, и на них умещаются не только красочные карты поверхности Земли или неба, но и сведения о разных странах, растениях и животных, а возвышенности сделаны выпуклыми.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Фестиваль педагогических идей ().
  2. Shack.ru ().
  3. Планета Земля ().
  1. Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
  2. Определите с помощью нитки длины параллелей. Что вы о них можете сказать? (Самая большая параллель - это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
  3. Какие параллели самые короткие? (Это Северный и Южный полюс).
  4. Отвечайте «да» или «нет» на приведенные утверждения:

1) На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)

2) Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)

3) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет)

4) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)

5) Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)

6) Самый длинный меридиан - это экватор. (Нет)

7) Экватор - это самая длинная параллель. (Да)

8) Экватор делит земной шар на два полушария - Северное и Южное. (Да)

9) Экватор - это линия, которая делит все меридианы пополам. (Да)

10) Самые маленькие параллели - это Северный и Южный полюса Земли. (Да)

11) Все меридианы Земли имеют разную длину (Нет)

12) Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (Да)



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...