Древневосточные цивилизации. Что будем делать с полученным материалом

Древневосточные цивилизации

Существуют, как мы уже проходили, несколько основных подходов изучения исторического процесса. Среди них – формационный и цивилизационный. Если в основе формационного подхода – господствующий способ производства, включающий в себя производительные силы и производственные отношения, то в основе цивилизационного – определенный уровень развития техники, технологий, культуры, то есть совокупности традиций, ценностей, идеалов.

Слово «цивилизация» происходит от латинского слова от лат. Civilis , что можно перевести как гражданский, государственный. Понятие цивилизации – несколько значений: 1) этап в развитии общества , следующий за дикостью и варварством; 2) в философском значении - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 3) историко-философское значении - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достиженийчеловечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 4) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 5) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Общепринято было выделять в исторической науке следующие признаки цивилизации: 1) наличие государства – аппарата управления и принуждения; 2) наличие письменности; 3) наличие городов.

Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства:

1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).

2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.

3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.

4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение. Государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

Если придерживаться цивилизационного подхода, то в развитии общества можно выделить доцивилизационное развитие (эпоха первобытного общества), аграрную цивилизацию (эпоха древнего мира, средних веков), индустриальную (эпоха капитализма, модерна), информационную (эпоха постмодерна).

В свою очередь, изучая историю древнего мира, целесообразно сосредоточиться на изучении древневосточной и античной цивилизациях.

Как нетрудно заметить, у этих цивилизаций – одна общая черта: они относятся к аграрным цивилизациям, к тому этапу социальному развития, в котором появилось неравенство, государство, письменность, господствовал рабовладельческий способ производства, главным сектором экономики – аграрный сектор. Цель наших занятий как раз и стоит в том, чтобы в процессе сравнения раскрыть сходства и отличия между древневосточной и античной цивилизацией.

Древневосточная цивилизация , в свою очередь, включает древнеегипетскую цивилизацию, цивилизации древнего Междуречья, древнеиндийскую, древнекитайскую . Общее между ними – в том, что они относятся к так называемым речным цивилизациям: египетская государственность – на берегах Нила, цивилизации Междуречья – в долинах Тигра и Евфрата, древнеиндийская цивилизация – на берегах Инда и Ганга, древнекитайская – на берегах реки Хуанхэ и Янцзы. Эта географическая особенность повляла на хозяйственный уклад древневосточных цивилизаций: зародилась ирригационная система земледелия. В свою очередь, ирригационная система повлияла на господствующие социальные отношения: строительство дамб, каналов не под силу отдельному индивиду, но под силу общине, государству. При этом работу общины необходимо было организовать. От успешной организации зависило выживание людей. Так появился социальный запрос на государственное управление, на сильную власть правителя. Этим обстоятельством можно объяснить этатизацию о бщественной жизни.

Для древневосточных цивилизаций характерна огромная власть правителей – монархов: фараонов, императоров, царей, ванов, раджей. Укреплению их власти спосбствовали государственные чиновники, которую играли ключевую общественную роль. При этом правитель обладал неограниченной властью. Его боялись все жители страны, в том числе чиновники. Такая форма государственного устройства, при которой правитель неограниченно, по своему желанию и усмотрению, неограниченно распоряжается властью, называется деспотией. Применительно к древневостчным цивилизациям форма государственного устройства называется древневосточной диспотией. Сущность древневосточной деспотии кратко, но и в то же время емко, охарактеризовал немецкий философ Гегель: свободен один, то есть деспот .

Преобладающим населением в древневосточных цивилизациях являлось крестьянство, объединенное, как правило, в общины. Несвободную часть населения – рабы. Древневосточное общество можно сравнить с пирамидой : на вершине – правитель, обладающий неограниченной властью, в средней части – чиновничество, выполяющее управленческие функции, далее – крестьяне, занимающиеся тяжелым сельскохозяйственными работами, составляющие основу ирригационной системы хозяйствования, далее – самые бесправные и угнетаемые члены обшества – рабы.

Таким образом, можно выделить следующие сходства между древневосточными цивилизациями:

1) Относятся, как правило, к речному типу;

2) Деспотическая власть: жесткая централизация, сакрализация власти;

3) Социальная структура: правитель – чиновники – крестьяне – рабы;

4) Большая роль государства и общины в организации социальных связей и отношений;

5) Ирригационная система хозяйствования;

6) Рабовладение как основа господствующего способа производства.

Раскрыв некторые основные общие черты древневосточных цивилизаций, необходимо выявить различия между ними. Чтобы начать движение к данной цели, начнем обзор древневосточных цивилизаций с древнего Египта.

Первые государства в Египте называют номы. В четвертом тысячителетии до нашей эры в Египте сложилось около 40 номов . Потребности развития ирригационной системы хозяйствования привели к объединению всей долины Нила: первоночально возникло два государства – Верхний Египет (Южное царство) и Нижний Египет (Северное царство). Потом, в результате войн, Верхний Египет объединил всю страну.

Главное занятие египтян – ирригационное земледелие. Мягкую почву – мотыгой или легким плугом. Для сбора урожая – деревянный серп с микролитами. Позже – сельскохозяйственные орудия из меди и бронзы. Помимо земледелия, египтяне занимались ремеслом. В египетских папирусах упоминаются ремесленники несколько десятков профессий. Благодаря письменным источникам, можно сделать вывод о том, что ремесло в древнем Египте было хорошо развито.

Социальные отношения складывались первоначально на основе общинных связей. Затем – общины исчезли, и все население было объединено под властью правителя – фараона , которому помогали в управлении чиновники. Ежегодно чиновники – смотр детей, достигшие трудноспособного возраста. Самых сильных – в войско, сообразительных – в жрецы, остальных – на физические работы: кто-то становился земледельцем, кто-то ремесленником, а кто-то строителем.

Таким образом, в древнеегипетском обществе - разделение труда, предполагающее существование множество профессий. Разделение труда, как это убедительно доказал французский социолог Э. Дюркгейм, является одним из главных факторов социального прогресса. Заметим, что в основе разделение труда – не родственные связи, а отбор, основанный на личных качествах ребенка. Это, в частности, означает, что член древнеегипетского общества назначался на должность жреца не благодаря использованию связей и других ресурсов, составляющих содержание социального капитала, а благодаря своим способностям. Неудивительно, что древнегреческий философ Платон, побывав в Египте, предложил в своем проекте государственного устройства взять идею организации общества на лично-профессиональных качествах за основу.

Первоначально египетские земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати, храмов. Позже им стали выделять в собственность участок пашни. Подобным образом был организован труд ремесленников. Следовательно, в руках крестьян и ремесленников, были главные средства производства, к которым относятся земля, инструменты, орудия труда. Наиболее тяжелые работы выполняли рабы, как правило, чужеземцы.

Во главе древнеегипетского общества – фараон, фигура которого обожествлялась. Он считался сыном бога солнца - Ра. Фараон сосредоточил в своих руках большой объем власти и полномочий: он был не только божеством, живым богом, но и верховным жрецом, устанавливал законы, командовал войском, повелевал заниматься стороительством оросительных сооружений. По приказу фараона строились города, храмы, крепости, пирамиды.

Фараоны вели постоянные войны. В Египет поступала огромная дань, росла численность рабов. Постепенно Египет в результате захватнических войн превратился в мощную державу. Наибольшего могущества держава достигла при Аменхотепе Третьем. (1455 – 1419 гг. до н.э.). Однкако вскоре в Передней Азии – державы, которые начали с Египтом войну. С переменным успехом война продолжалась около 200 лет. В результате силы Египта были истощены. Помимо внешних трудностей, можно выделить и внутрение причины потери былой египетской мощи: в стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. То, что Египет был завоеван в 525 г. до н.э. Персией, - закономерный итог развития древнегипетской цивилизации, политическая элита которой не смогла дать своевременные адекватные «ответы» на внутрениие и внешние «вызовы».

Итак, мы рассмотрели экономическое, социальное, политическое развитие древнеегипетского общества. Его обзор не был целостным, если бы мы не изучили особенности духовного развития древнего Египта.

Более пяти тысяч лет назад возникла египетская система письма . Письменные знаки передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Материалом для письма – папирус. Египетскую письменность называют иероглифической.

Доминирующее положение в духовной сфере – религия: именно она оказывала очень большое воздействие на развитие науки, искуссства, тесно переплеталась с ними. Под религией понимают веру в сверхъествественные силы. Имено религия выработала представления о загробной жизни.

В древнеегипетском обществе – политеизм , или язычество – вера во множество богов. Во времена фараона Эхнатона была предпринята попытка религиозной реформы: Эхнатон хотел заменить политеизм монотеизмом – верой в единого Бога. В качестве такого он предложил египтянам Атона – бога Солнца. Цель реформы – укрепить власть фараона. Попытка провалилась.

В древнем Египте – зачатки философского дискурса: древние Египтяне задумывались о конечности человеческого бытия. Например, в «Книге мертвых», сравнивают сон и загробную жизнь.

Духовная сфера, как известно, включает в себя искусство, религию, философию, науку. Если философия – в зачаточном состоянии, тесно связана с религиозными представлениями, то искусство, наука, не смотря на господство религии и теснкую связь с ней, достигли высот. Древнеегипетское искусство представлено пирамидами, гробницами, фресками. Если говорить о науке, то колоссальные достижения – в области медицины, астрономии, математики, - все, что связано с религией, со строительством пирамид. Известно, что дрвенеегипетские медики хорошо знали анатомию человека, делали сложные хирургические операции.

О том, что медицинские научные знания – с религией – изготовление мумий – мумификация. Труп фараона бальзмировали, но до этого – избавлялись от внутренностей умершего человека

Архитектурных памятников древнеегипетской цивилизации сохранилось не так уж много. Среди них - пирамиды, которые поражают своим величием. В Луксоре (Фивы) – громадный дворец Аменхатепа Третьего. Здесь же – храмы со множеством колонн в виде пучков папируса.

Именно в Египте больше всего найдены скульптурные изображения людей и богов. На стенах гробниц росписи и рельефы изображают сцены загробной жизни. Изображение – по канонам: лицо человека, его руки, ноги – в профиль, а глаза и плечи – в фас. Фигуры фараонов и богов – выше простых смертных. Это одна из особенностей древнеегипетского искусства. При фараоне Эхнатоне – отход от канонов. Стали подчеркивать, а не скрывать, как раньше, особенности простых людей. Всемирную известность – бюст его жены Нефертити.

Таким образом, для древнеегипетской цивилизации характерно:

· В сфере экономической – ирригационная система хозяйствования, рабовладельческий способ производства, централизовання система хозяйствования, в которой государство играет ведущую роль;

· В социальной сфере – развитое разделение труда, социальная дифференцация: правитель – чиновники – простой люд (крестьяне, ремесленники, строители), рабы. Главная основа социальной организации – не община, а государство;

· В политической сфере – деспотическая власть фараона, сакрализация (обожествление) его власти, полное отсутствие демократических свобод, гражданского общества;

· В духовной сфере – политеизм, попытка ввести монотеизм, господство религии, ее проникновение в другие сферы общества, господствующее положение в духовной сфере социума, появление египетской иероглифической письменности; в архитектуре – пирмиды, мумификация.

Древнее Двуречье или Междуречье – между реками Тигр и Евфрат – питательной почвой для зарождения множества древневосточных цивилизаций: шумерской, аккадской, вавилонской.

В Месопотамии – различные народы : на севере – семиты, на юге – шумеры . Шумеры построили города, создали древнейшую систему письменности – клинопись. Материалом для письма – глина. Письменные знаки, как и в древнеегипетской системе письменности, передавали отдельные слова, слоги, звуки. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у других народов Передней Азии. Считают, что именно шумеры изобрели колесо.

В 4 тыс. до н.э. - шумерские города – центры небольших государств. Они – подобие номам. Их – города – государства. Наиболее известные: Урук, Ур, Умма и др. В отличие от Египта, единство Шумера – непрочное. Первая серьезная попытка объдинить государство - Саргон Древний – 24 век до н.э. По происхождению - семит, из низов общества. Он завоевал обширные земли, ввел единые меры длины, площади, веса. При нем – активное строительство каналов и плотин.

В 22 веке до н.э. – Царство Шумера и Аккада. Централизованная организация политической власти и хозяйственной жизни. Земля – только государству. Все трудились под строгим контролем чиновников. Государство захватили кочевые семитские племена.

В начале 2 тыс. до н.э. – усилился город Вавилон на р. Евфрате. При царе Хаммураппи (1792 – 1750 гг) вавилоняне завоевали почти всю Месопотамию. О жизни Вавилонского царства – законы Хаммураппи: вся земля – царю, крестьянские общины и знать – пользователи земли, существенную роль – рабы из пленников. Был и другой источник рабства: в рабство за доги продавали детей, самих себя. Однако долговое рабство было ограниченно.

Создателеми первой державы – хетты. Основа хозяйства – земледелие и скотоводство. Занимались и ремеслом. Умели добывать и обрабатывать металлы. Считается, что именно в Хеттском царстве люди научились первыми в мире выплавлять железо.

Вели завоевательные войны: в 17 в. до н.э. хетты захватили Северную Сирию, а в 16 веке - Вавилон. Мощное сопротивление хеттам – египтяне. В последствии – мирный договор против Ассирии.

Власть хеттов над покоренными народами – мягкой: хеттский царь ставил родственников, которые управляли завоеванными территориями. Новые правители сохраняли традиции, обычаи, сложившисеся порядки и выплачивали дань. Как погибо хеттское царство – неизвестно. Есть предположение, что от нашествия «народов моря».

Еще одна мощная держава – Ассирия. Ее заметное усиление – с царем Тиглатпаласаром Третьим . Он принял решительные меры по укреплению государства и войска: обеспечил войнов железным оружием и доспехами, армия – за счет государства. При нем и его наследниках Ассирия - обширные земли Передней Азии.

Ассирийцы не славились в отличие от хеттов мягким стилем управления. Для укрепления своей власти над огромными землями ассирийцы переселили целые народы, стремились перемешать их, чтобы те забыли свои обычаи, традиции, культуру. Ассирийцы прославились жестокостью: убивали жителей городов, отрубали у пленных руки, ноги, уши, языки, выкалывали глаза. Однако ассирийская жестокость не могла предотвратить восстания покоренных народов. Выражаясь языком физики, срабатывал закон Ньютона: всякое действие порождает противодействие. Иначе говоря, чем жестче управление, тем жестче восстания.

Крушение Ассирийской державы было стремительным: в 7 веке до н.э. вавилонский наместник провозгласил себя царем, заключил союз с Мидией, начал успешную войну с Ассрией.

После исчезновения Ассирии сложились две державы: Мидийское царство, Нововавилонское царство. Вавилоняне завоевали Ассирию, Сирию, Палестину. При царе Навудохоносоре Втором Вавилон был украшен дворцами, воротами.

В 6 веке до н.э. – усиление Персии. Ее усиление – с Киром Вторым . Персия – постоянные войны. Кир погиб, а его приемник - сын Камбиз завоевал Египет. Вскоре Камбиз погиб. Царем стал Дарий Первый . Он восстановил едиснство державы, покорил среднеазиатские племена, завоевал чать Индии. Однако потерепел неудачу со скифами. По своим размерам держава Дария намного превышала существовавшие ранее государства. Песидская держава была разделена на сатрапии. Во главе – сатрапы. Они судили население, собирали налоги. В царстве прокладывались дороги, учреждена государственная почта, обновлена денежная система. Предпринятые меры – расцвету торговли.

Культура цивилизаций древнего Двуречья тесно связана с письменностью, с георафическими особенностями. Появились сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний – литература. Одним из древнейших литературных произведений – «Сказание о Гильгамеше», где повестсовалось о подвигах царя шумерского город Урук Гильгамеше, о его дружбе с чудовищем и о тщетных поисках бессмертия.

Архитектура представлена воротами богини Иштар в Вавилоне. Ворота выложены синим кирпичем и украшены изображениями животных.

Таким образом, к особенностям цивилизаций Древнего Двуречья можно отнести:

· Жесткую централизацию в экономической и политической сферах общества, где все ресурсы – в руках государсва и его главы. Эта особенность выражается в том, что земля считалась государственной собственностью, то есть собственностью правителя;

· Наличие городов-государств, стремящихся к господству, существование несколько держав;

· Войны как ведущий способ обогащения;

· Община как основа для организации социальных связей;

· В духовной сфере – изобретение клинописи, в Иране – зарождение зороастризма.

В районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря, древневосточная цивилизация – особые, характерные черты. Появление этих черт – в географических особенностях региона: здесь проходили торговые пути из Египта в Мессопотамию, из Азии и Африки в Европу.

На узкой полосе Средиземного моря, на территории современных государств Ливана и Сирии – Финикия. Здесь – один из древнейших очагов земледелия. Земля – полезными ископаемыми. Процветали ремесло, торговля, особенно международная торговля. Финикийцы – как отважные мореходы.

Фикикийцы – создатели первого в мире алфавита, буквы которого обозначали только согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древние греки. Через древних греков алфавит перешел к древним римлянам и лег в основу большинства современных систем письма: на основе латиницы созданы многие современные алфавиты.

Таким образом, алфавит связал не только древневосточные цивилизации с античностью, но и оказал влияние на многие современные цивилизации.

Финикийцы имели связи с другим народом Восточного Средиземноморья – древними евреями . Позднее евреи столкнулись с филистимлянами, от название которых - Палестина.

С 13 века до н.э. ееврейские племена превратились в Палестине в господствующую силу. Помимо скотоводства они стали заниматься земледелием. В конце 11 века до н.э. складывается Израильско-Иудейское царство. Период расцвета оно пережило в 10 веке до н.э. при царях Давиде и его сыне Соломоне . Соломон был мудрым царем. О его мудрости – Библия. Крылатое выражение: «соломонова мудрость». Можно сказать, что Соломон – виднейший представитель так называемой житейской философии.

Затем единое царство распалось, столица Иудеи Иерусалим захвачен Вавилонией. Позже Иудейское царство – в качестве независимого государства.

В духовной сфере с обытием исторического значения – появление религии у иудеев – евреев – монотеизма. Значние зарождения иудаизма заключается в том, что она была монотеистической религией, то есть релегией основанной на вере в единого Бога, и на основе иудаизма появилось христанство. Однако следует отметить, что в отличие от христианства, которое является мировой религией, иудаизм, как большинство древнейших религиозных верований, так и остался религией национальной.

Таким образом, цивилизации Восточного Средиземноморья имели следующие особенности: в силу географического положения у них большую роль играла международная торговля, развитие ремесла. Несомненный вклад в духовной сфере – появление алфавита и иудаизма как первой монотеистической религии, на основе которой зародилась христианская цивилизация. Кроме того, иудаизм как система ценностей, обычаев, традиций, верований, лег в основу иудейской цивилизации.

Первые поселения земледельцев и скотоводов в Индии возникли в четвертом тысячителетии до нашей эры в долине реки Инд. Долина Инд – один из древнейших очагов земледелия. Выращивали: пшеницу, ячмень, горох, дыни, хлопок.

В долине реки Инд – древнейшие города. Они поражают своими размерами: в некторых проживало до 100 тыс. человек. Затем – упадок и гибель Хараппской цивилизации.

Во 2 тыс. до н.э. – вторжение в Индию ариев – племена индоевропейцев, которую пришли в Индию из Восточной Европы. Арии вели жестокие войны с местным населением, порабощали их. Об этом – в Ведах – в свящанных книгах ариев. Во главе государств – вожди арии – раджи.

Особенность арийского общества – деление на сословия – варны : 1) жрецы (брахманы); 2) войны и правители (кшатрии); 3) скотоводы, ремесленники (вайшьи); 4) свободные общинники или слуги (шудры). Позже жители Индии – на более мелкие группы по роду занятий – касты. Касты существовали наравне с варнами. Выделялись касты кузнецов, ткачей, рыбаков. Некоторые люди – такое низкое социальное положение, что не входили ни в какие касты – неприкасаемые. Подобная система социальной организации – касто-варновая. Отличительная ее черта – замкнутость.

Большую роль жизни Индии – община . Индийцы очень многие работы выполняли совместно: расчищали поля от тропических деревьев, строили оросительные сооружения. Поля, каналы, плотины – во владении общины.

Главное событие духовной жизни – появление буддизма , который зародился в Индии в 6 – 5 вв. до н.э. Основные идеи философии буддизма: жизнь – это страдание, причина страданий – наши желания; существует путь избавления от этих страданий: правильно думать, говорить, делать. В основе – идея самоограничения, созерцательности. Идея реинкорнации – большую роль на жизнь индийцев.

Помимо буддизма в Индии – другие религиозные системы, которые играли и продолжают играть большую роль в жизни Индии. В Индии произошла эволюция ведической религии древних ариев в брахманизм, а также в индуизм.

Индия – родина зарождения философских систем – идеализма и материализма, которые тесно связана с религией.

Таким образом, можно выделить следующие особенности древнеиндийской цивилизации: 1) в экономической сфере – ирригационая система, общинная форма ведения хозяйства, общинная собственность; 2) в политической сфере – арийское завоевание Индии, появление городов-государств во главе с раджами; 3) в социальной сфере – варно-кастовая система; 4) в духовной сфере – появление таких религий как буддизм, брахманизм, индуизм; появление философских систем.

Древнекитайская цивилизация зародилась в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале продки китайцев населяли лишь долину одной реки. Позже они захватили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев.

В середине 2 тыс. до н.э. – в долине Хуанхэ – союз племен Шан , который потом организовал государство Шан (Инь) во главе с царем – ваном. Государство Шан – постоянные войны. Главная цель войн – захват военнопленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обозглавленных людей.

Постепенно у других племен – зачатки государственности. Особеннос сильное сопроивление Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил племена, разгромил государство Шан, создал государство Чжоу. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной, или Срединным Царством. Вначале 8 в. до н.э. Чжоу – в упадок. Наместники объявили себя ванами. Началась междоусобная война, в которой победило государство Цинь. Правитель Цинь завершил объединение и провозгласил себя императором Цинь Шихуанди – первый император Цинь.

В годы правления Цинь Шихуанди – увеличение податей, за малейшее преступление – в рабство преступника и его семью. Рабы – в хозяйствах правителя, на государственных работах. Чтобы бороться с кочевниками сюнну, Цинь Шихуанди велел для защиты Китая от их нашествий начать в 221 г. до н.э. Великой Китайской стены , которая стала впоследствии одним из самых грандиозных сооружений в мире. Не смотря на то, что Великая Китайская стена растянулась на 4 тыс. км, полной защиты от кочевников она не обеспечила.

После смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. по всей империи Цинь вспыхнули восстания. В 207 г. до н.э. войско повстанцев под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу империи. Правители Цинь были уничтожены. Возникла новая империя во главе с потомками Лю Бана – государство Хань.

Первый период существования государства Хань – расцвет экономики и культуры. Недаром китайцы называют себя ханьцами.

Во 2 веке до н.э. – возник Великий шелковый путь, который связал Китай с далекими западными странами.

В Китае – сложная система управления. Его основы зложил мыслитель Шан Ян. Были ограничены права знати, введено 12 рангов знатности, которые мог пройти любой человек, даже из социальных низов, если он обладал талантами. В основе – строгая экзаменовка. Чиновники полностью подчинялись правителю. Для усиления власти вана Шан Ян боролся с почитанием родителей. Он считал: чиновник, почитающий родителей, изменяет своему государю.

В государстве Хань во многом сохранился порядок управления, созданный мыслителем, но наказания за почтительность к родителям были отменены. Правители стремились, чтобы чиновники относились к ним как со своим отцам.

В древнем Китае были созданы оригинальные религиозно-этические учения с глубоким философским содержанием. Мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традициями социальный иерархический порядок. Философско-этическое учение Конфуция положило начало конфуцианству.

Старший современник Конфуция Лао Цзы (6 – 5 вв. до н.э.) стал основателем даосизма. Согласно Лао Цзы, существует особый путь – дао, некий закон вселенной, которому должен следовать человек.

Лао Цзы с китайского буквально переводится как «старый учитель». До нас дошла книга «Дао Дэ Цзин» - древнейший источник китайской философии, оказавшая влияние на все дальнейшее развитие философии.

Человек входит в жизнь мягким и слабым, - учил Лао Цзы, а умирает жестким и крепким. Все существа, растения и деревья входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими жесткими. Жестокость и сила – спутники смерти, - делал умозаключение Лао Цзы.

Известны другие высказывания древнекитайского мыслителя: «кто знает других, тот умен. Кто знает самого себя, тот мудр»; «кто превозмогает других, тот силен. Кто превозмогает себя, тот могущественен. Кто умеет быть довольным, тот богат».

В этих высказываниях, как считает современный исследователь В.Д. Губин, содержится подлинное начало любой философии: самое главное – знать себя. Поскольку люди в глубине своей все одинаковы, то познавая себя, ты начинаешь понимать все мысли и тайные движения чужой души. Самое трудное, по Лао Цзы, победить не врага, а самого себя, то есть свою лень, инертность, безделье. Если ты не справишься с самим собой, то ты не сможешь распоряжаться другими людьми.

Со временем в империи Хань росли налоги и ужесточались законы. Знать выходиоа из повиновения, вспыхивали восстания бедносты. В результате, империя Хань, раздираемая внутренними противоречиями, в 3 в. н.э. погибло.

Таким образом, к особенностям древнекитайской цивилизации можно отнести: 1) обожествление китайского императора, который считался сыном бога неба, сокрализация власти; 2) большая роль традиций, церемоний, предписаний (чайная церемония, регламентация ношения цветов одежды); 3) использование философско-этических учений в управлении, рассмотрение образования в качестве главного канала социальной мобильности; 4) представление о своей исключительности (Срединное царство); 5) в духовной сфере – философские системы конфуцианства, даосизма.

Подведем итоги. Попытаемся в обобщенной форме раскрыть сходства и отличия между древневосточными цивилизациями.

Сходства. Большинство древневосточных цивилизаций, за исключением цивилизаций древнего Восточного Средиземноморья, относятся к речным типам цивилизации. Этот факт отложил отпечаток на организацию хозяйствования, систему управления, на принципы организации социальной жизни. Например, близость рек способствовало появлению ирригационной системы хозяйствования, в котором большую роль играл как конкретный правитель, власть которого обожествлялась, так и государство в целом. Общинный способ организации социальной жизни присутствовал во всех древневосточных цивилизациях, кроме Египта: в Египте на смену общины пришло государство. Но, тем не менее, закономерность прослеживается: ирригационная сиситема земледелия требовало координацию социальных сил, и в качестве этой силы выступало или община, или государство, или и то, и другое вместе взятое. Этим обстоятельтсвом можно объяснить большую роль правителя и государства.

В свою очередь, жесткая централизация экономической, политической жизни не способствовала развитию частной собственности, гражданского общества, зарождению демократических институтов, самоуправления. Подобное мы будем наблюдать в античной цивилизации.

Социальные отношения древневосточных цивилизаций можно охаорактеризовать как преимущественно вертикальные, чрезмерно регламентироварнные, жесткие. В некторых случаях, как в древней Индии, - замкнутые.

Социальная мобильность – разная: в Индии из-за кастово-варновой системы сведена к нулю, выше – в Египте и Китае.

В духовной сфере – зарождение иудаизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, появление письменности имело большое историческое значение. В целом в эпоху древнего мира были заложены идейные, социокультурные основы для восточной цивилизации, для которой характерны созерцательность, традиционность, этатизация общественной жизни, господство вертикальных связей, коллективизм.

Различия. Если говорить об особенностях, то в политической жизни в Египте на смену общины как социальной силы, организующей население на ведение ирригационного земледелия, пришла сила политическая – государство. На политическую, социальную, культурную жизнь Индии оказало вторжение древних ариев.

Если говорить об особенностях хозяйственной жизни, то можно вспомнить цивилизации Восточного Средиземноморья, где близость моря привела к тому, что основными занятми были внешняя торговля и связанное с нею мореплавание. Если, например, в Египте знали частную собственность, то в Междуречье основным собственником было государство.

Относительно особенностей в социальной сфере можно заметить следующее. Более мобильным в социальном плане – древнеегипетское и древнектиайское общество: там была возможна восходящая социальная мобильность. Самым закрытом обществом – древнеидийское: варно-кастовая система в силу своей замкнутости исключала социальную мобильность.

Не смотря на общие черты в духовной жизни – господство религии, связь религиозных представлений с искусством, можно выделить различия. Только в Восточном Средиземноморье зародился монотеизм – иудаизм. В Египте была предпринята неудачная попытка перейти от политеизма к монотеизму. В древнем Китае, Индии – зарождение философских систем. В этих же странах – зарождение таких религий как буддизм, брахманизм, конфуциоанство, даосизм. Однако только буддизм стал со временем мировой религией. Отличия прослеживаются и в архитектуре: в древнем Египте – пирамиды, в Месопотамии – зиккураты.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) - исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм - ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока

Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии и многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Земледелие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы - по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей ирригационной системы в порядке. Одна община не могла справиться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга - в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV-III тыс. до н.э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III-II тыс. до н.э. - в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Самым важным центром древней государственности являлся район Двуречья. В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как остальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря этому Западная Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н.э. Постепенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н.э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров, которые объединились в государство Шумер. На протяжении всей своей древней истории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы, в ходе которой власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до н.э. ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могучей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. до н.э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падений Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон - возникает Нововавилонское царство. Персы - выходцы с территории современного Ирана - сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н.э. основать огромное Персидское царство.

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой - около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III-II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации - западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации - восточный и западный.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство - поэтому человеку весла не нужны.

Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя - к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

Важный признак восточного деспотизма - политика принуждения, а то и террора. Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.

Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н. э. до IV- V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII- XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв. до н. э. последняя попытка удалась - возникло античное общество.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

Цивилизация Древней Греции. Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» - «город-государство» , охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.

Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах - Кипре и Сицилии. В VIII-VII вв. до н. э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой территории больших полисов было столь значительным, что получило название «Великой Греции».

Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры - цивилизация эллинизма.

К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации - эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.

Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, справедливость которой подтвердили археологические раскопки нынешнего столетия. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни - reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

В конце VI в. до н. э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Римская республика вначале была небольшим по площади государством, менее 1000 кв. км. Первые века республики - время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IV в. до н. э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики. В это время Рим был захвачен галлами, которые несколько ранее обосновались в долине реки По. Однако галльское вторжение не сыграло значительной роли в дальнейшем развитии римского государства. II и I вв. до н. э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

В первые века существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в. до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н. э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н. э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Первая Цивилизация возникла 62 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 41 в. назад.

К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V - II тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии.

Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И м типологически близки государства, существовавшие во II - начале I тысячелетия до Р.Х. на Балканском полуострове и островах Эгейского архипелага.

Д ревневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

Д ревний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.

С ознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.

В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий - скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей.

П олная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам.

Т руд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие - единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага - мудрости.

К орпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей.

П ервые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

Н а Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер.

И рригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.

Д ругой тип хозяйства - простое товарное производство - был представлен городским ремеслом

П ри отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей.

О сновой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя - живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени.

Ш еловек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдель-ного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников - к профессии.

Т акой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот - повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.

П ервый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V - IV тысячелетие до Р.Х.

В торой этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.

Д ля этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые - царско-храмовой и общинной - стало основой сосуществования двух секторов экономики - общинного и централизованного, государственно-храмового.

Т ретий этап - первая половина I тысячелетия до Р.Х. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.

Д ля этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.

Д ревневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

Д ревневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия - замкнутые группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу.

Н а вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.

В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Д ревневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и ообеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории.

Т акая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиции, мыслившейся как абсолютная истина. Главным было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью. Это замедляло изменения в обществе.

П ервые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V-IV тысячелетий до Р.Х.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до Р.Х.) - в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.

В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.

П редки египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до Р.Х. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.

П осле появления дамб и каналов во второй половине IV тысячелетия до Р.Х. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.

К ооперация родовых общин способствовала перерастанию их в номы - общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.

Б ольшие патриархальные семьи распались на малые. Они состояли из двух поколений - родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским.

П еремены в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины - жрецу.

Н омы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.

П роцесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В конце IV тысячелетия до Р.Х. 22 южных нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.

А налогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия до Р.Х. его заселили шумеры - народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.

В начале IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.

Ц ентром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города. Самым древним из них шумеры считали Шуруппак. Главой общины был верховный жрец храма - эн. Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога.

Н омовые хозяйства Египта и храмовые хозяйства Двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета их деятельности возникла письменность - в начале IV тысячелетия до Р.Х. - в Египте, на рубеже IV-III тысячелетий до Р.Х. - в Шумере.

Шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма Двуречья, Передней Азии и Ирана. Символы и их группы обозначали слоги, понятия или детерминативы (пояснения понятий). Эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине - основном писчем материале Двуречья - удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. Такая форма знаков сохранялась и при письме на камне.

Е гипетская письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. Каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. Писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась.

Р азличают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо). Позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.

Е гиптяне верили, что «знание вышло из Египта», родины наук. Время разлива Нила они определяли по звездам. На этой основе египтяне выделили знаки Зодиака, разделили год на 365 суток, а сутки - на 24 часа. Из опыта деления земельных участков и исчисления объемов урожая появилось знание основ геометрии и алгебры. Традиция мумификации тел умерших способствовала развитию анатомии и хирургии. Египтяне первыми выплавили стекло, что было основано на знании химических процессов. Слово химия произошло от имени, которым египтяне наделили свою страну, - Та-Кемет (Черная земля). Эти науки были суммой практических знаний и не подкреплялись теорией.

Ц ивилизации Древнего Востока:

Д вуречье, Междуречье, Месопотамия. В отличие от других цивилизаций оно являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.

Д вуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.

В о 2 тысячелетии до нашей эры возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. С 14 по 7 век до нашей эры усиливается Ассирия, а её сменило Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.

Е гипет. Располагался в долине реки Нил, который делился на верхний и нижний. Первые государственные объединения назывались номы. В результате длительной борьбы верхний Египет присоединил к себе нижний. В Египте были сильны позиции жречества.

К итай. Сформировался в долине реки Хуанхэ. Река Хуанхэ часто меняло своё русло и затопляло обширные территории. Во главе государства стоял обожествлённый правитель. В Китае существовал тотальный контроль над населением, население выполняло тяжёлые повинности.

И ндия. Сложилась в долине реки Инд. Здесь были созданы крупнейшие ирригационные системы и большие города. На высоком уровне развития было ремесло, были созданы канализационные системы. Высшим органом управления был Паршиат – Брахманы - Царь. Во второй половине тысячелетия до нашей эры в Индию вторглись племена Ариев, которые заселяли реку Ганг. Они установили систему Варн.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии и многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Земледелие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы - по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей ирригационной системы в порядке. Одна община не могла справиться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга - в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV-III тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III - II тыс. до н. э. - в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Самым важным центром древней государственности являлся район Двуречья. В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как остальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря этому Западная Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н. э. Постепенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н. э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров, которые объединились в государство Шумер. На протяжении всей своей древней истории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы, в ходе которой власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до н. э. ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могучей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падения Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон - возникает Нововавилонское царство. Персы - выходцы с территории современного Ирана - сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н. э. основать огромное Персидское царство.

Цивилизация древнего Египта обязана своим появлением крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам. Египет делился на Верхний (долина Нила) и Нижний (дельта Нила). Вдоль Нила возникали первые государственные объединения - номы, центром которых становились храмы. В результате долгой борьбы номы Верхнего Египта объединились и присоединили Нижний Египет.

Китай как государство сформировался в долине реки Хуанхэ. Другая великая китайская река - Янцзы, протекающая южнее, была освоена позже. Хуанхэ очень часто меняла свое русло, затопляя обширные местности. Для обуздания реки требовался упорный труд по возведению дамб и плотин.

Египет и Китай, несмотря на отдаленность друг от друга, имеют ряд общих черт, что объясняется несколькими причинами. В этих странах изначально проживало этнически однородное население, государственный аппарат был очень устойчивым; во главе государства стоял обожествленный правитель. В Египте это фараон - сын Солнца, в Китае - ван, сын Неба. В рамках обеих цивилизаций существовал тотальный контроль над населением, которое привлекалось для исполнения тяжелых повинностей. Основу населения Египта составляли общинники, которые назывались «слугами царя» и были обязаны сдавать весь урожай государству, получая за это продукты или надел земли для обработки. Аналогичная система функционировала и в Китае.

Огромную роль в государстве такого типа играли жрецы-чиновники, которые управляли аппаратом и распределяли продукты среди всего населения. В Египте именно жрецы играли главную роль в процессе распределения материальных благ. Храмы обладали значительной властью, что позволяло им успешно противостоять Центру. В отличие от Египта, в Китае религиозная составляющая власти государственного аппарата отошла на второй план.

В Индии, в долине реки Инд, сложилась протоиндийская цивилизация. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и построены большие города. Развалины двух городов найдены у современных поселений Харалпы и Мохенд-жо-Даро и. носят эти названия. Цивилизация достигла здесь высокого уровня развития. Об этом говорит наличие ремесла, канализационной системы, письменности. Однако письменность протоиндийской цивилизации, в отличие от иерог- лифов Египта и клинописи Двуречья, еще не разгадана учеными, и эта цивилизация продолжает оставаться для нас загадкой. Причины гибели цивилизации Древней Индии, просуществовавшей несколько столетий, также неизвестны,

Во второй половине II тыс. до н. э. в Индию вторглись племена ариев. Язык ариев относится к индоевропейской языковой семье и близок славянским языкам. Арии заселили долину реки Ганг, подчинив себе местное население. Пришедшие арии жили преимущественно родовым строем. Во главе племен стояли вожди - раджи, которые опирались на прослойку воинов-кшатриев. Жрецы-брахманы боролись с кшатриями за первое место в обществе и государстве.

Арии, не желая раствориться среди многочисленного местного населения, были вынуждены установить систему варн. Согласно данной системе, население распределялось на четыре варны - жрецы-брахманы, воины-кшатрии, производители-вайшьи, а также шудры - покоренное местное население. Принадлежность к варне наследовалась, и изменить ее было невозможно. Браки всегда происходили между членами одной варны.

Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал таким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.

В Восточном Средиземноморье возникает новая форма цивилизаций, отличающаяся от классических речных государств. Здесь существовали древнейшие центры земледелия и скотоводства, здесь же возникают первые урбанистические центры. Город Иерихон в Палестине известен как древнейший город в мире (VIII тыс. до н. э.). Восточное Средиземноморье - это регион, расположенный на пересечении важнейших торговых путей, связывающий между собой Азию, Европу и Африку.

С III тыс. до н. э. города Восточного Средиземноморья становятся важными центрами транзитной торговли. Богатые города и плодородные земли этого региона постоянно служили объектом притязаний крупных держав - Египта, Ассирии, Хеттского царства (на территории Малой Азии). Восточное Средиземноморье делится на три части - на севе- ре Сирия, на юге Палестина, в центре - Финикия. Финикийцы сумели стать опытными мореходами, занимались транзитной торговлей, основывали свои колонии по всему Средиземноморью. Финикийцы изобрели буквенное письмо, помогающее им оформлять торговые сделки. Этот алфавит лег в основу всех современных алфавитов.

Финикия оказалась переходной формой цивилизации, близкой античной модели.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...