Древние фараоны Египта. Первый фараон Египта

Древний Египет хранит множество тайн, которые представляют интерес для огромного количества людей во всём мире. Ирригационная система, обработка камня, изобретение зеркала – все эти открытия были сделаны в древнеегипетскую эпоху. Во главе каждого из них стоял неограниченный во власти хозяин – фараон.

Происхождение термина «фараон»

Само слово «фараон» происходит от египетского «Пер-аа», что в переводе означает «великолепный дом». Так древние египтяне называли дворец, который являлся признаком, отличающим фараона от остальных людей.

Существует мнение, что правители не имели официального титула «фараон» и не приравнивались по положению к царям или императорам.

Жители Египта пользовались этим словом для того, чтобы исключить произнесение царского имени. В основном фараона называли повелителем обоих земель, под которыми понимали Верхний и Нижний Египет, или «принадлежащим Тростнику и Пчеле».

Имена фараонов древнего Египта

Имена фараонов древнего Египта были занесены в специальные списки. На сегодняшний день сложно судить о настоящих именах фараонов, так как в каждом из источников предлагается свой вариант произношения. Прежде всего, это объясняется существованием множества вариантов написания имени.

Египтяне верили, что фараоны на самом деле были богами, и считали первым из них бога Ра. Предшественником реально существовавших властителей древнего Египта принято считать бога Хора, сына Осириса и Исиды. На земле он преставал в образе правящих фараонов.

В полном варианте имя фараона содержало пять частей. Первая часть означала факт божественного происхождения. Во второй части было подчёркнуто происхождение фараона от богинь Верхнего и Нижнего Египта - Нехбет и Уаджет. Третье имя являлось Золотым и символизировало вечность существования правителя. Четвёртое имя обычно указывало на божественное происхождение фараона. Наконец, пятым или личным именем считалось то, которое было дано при рождении.

Положение фараона древнего Египта

Древние египтяне верили, что в образе фараона их взору предстают боги. Считалось, что все фараоны появляются в результате брака жены фараона с одним из божественных существ. Следует сказать, что фараонами могли быть не только мужчины, но и женщины. Примером этому может служить царица Хатшепсут.

В повседневной жизни фараона часто считали богом, ему посвящали оды, молились за его удачу и здоровье. Нередко и сам фараон обращался с молитвами к богам. Издревле считалось, что фараон и боги связаны особыми узами. Получая в дар от богов долголетие, здоровье и благополучие, фараон взамен должен был восхвалять их и возводить в их честь храмы.

Фараон был единственным, кто имел непосредственную связь с божественными существами. В некоторых случаях он был первым, кто начинал и заканчивал земледельческие работы. Так, например, фараон нередко сам готовился к посеву, а во время сбора урожая удостаивался чести срезать первые плоды.

Египет времён древности стал периодом, когда фараоны пользовались особым почтением. Властитель Египта признавался сыном бога Ра и был очень влиятельным.

Непременным атрибутом фараона являлась корона, состоящая из двух частей, символизирующих единство Верхнего и Нижнего Египта. Нередко фараоны носили с собой трость, верхняя часть которой была выполнена в виде головы собаки или шакала. Борода также была символом власти фараона и подчёркивала мужественный образ властителя Египта.

Самые известные фараоны древнего Египта

Время правления фараона Джосера (2635-2611 гг. до н.э.) называют золотым веком в истории древнего Египта. При нём трудами лучших учёных был изобретён солнечный календарь. В честь Джосера недалеко от города Мемфис была воздвигнута величественная пирамида. Проект пирамиды принадлежал известному зодчему Имхотепу. Пирамида была выполнена в виде семи ступеней и облицована белыми плитами. Особую роскошь ей придавали необычайно красивые дворы и храмы. Позже талантливый Имхотеп был возведён в ранг бога врачевания.

Первые пирамиды с гладкими стенами появились при фараоне Хеопсе (2551-2528 гг. до н.э.). Пирамиды, возведённые в его честь, расположились в городе Гиза. Благодаря тому, что пирамиды всё ещё продолжают поражать своим великолепием, они причислены к одному из восьми чудес света.

К строительству пирамиды было привлечено большое количество рабочих. Архитектором пирамиды, высота которой составляет 147 метров, являлся Хемиун. Для строительства понадобилось более 2 миллионов каменных плит. По словам некоторых историков того времени, возведение пирамиды растянулось на 20 лет. Такой труд был изнурительным, вследствие чего новых рабочих к месту строительства пирамид доставляли каждые три месяца.

Учитывая, что на строительство пирамиды уходило несколько лет, фараоны приказывали начать строительство пирамиды сразу после того, как становились правителями Египта.

Звания второй по величине пирамиды в Гизе удостоилась пирамида, возведённая во времена правления фараона Хефрена. Несмотря на то, что по высоте пирамида Хефрена была на несколько метров ниже пирамиды Хеопса, её значение также велико. Особо примечательным было возведение рядом с пирамидой статуи Большого Сфинкса. Неподалёку располагается третья по размерам пирамида, относящаяся к годам правления фараона Менкаура.

Времена правления Яхмоса I (1550-1525 гг. до н.э.) ознаменовались тем, что это был расцвет таких наук, как геометрия и астрономия. Яхмос I, благодаря успешным военным походам, значительно увеличил территорию Египта, который стал могущественным государством Ближнего Востока.

Наивысшее развитие древнего Египта произошло при царице Хатшепсут (1489 - 1468 до н. э.). Несмотря на то, что Хатшепсут была женщиной, времена её правления не оказались напрасными. Как и предшественники, она значительно расширила границы Египта благодаря успешно проведённым войнам, которые сама возглавляла. Царица увлекалась не только политикой, но и архитектурой. Именно по её приказу был возведён храм Джесер Джесеру в Дейр эль-Бахри.

Наиболее значимой фигурой, повлиявшей на границы территории древнего Египта, стал фараон Тутмос III Великий. Благодаря освоению искусства ведения войны, ему удалось присоединить такие государства, как Ливия, Сирия, Палестина, а также Финикия. Таким образом, во времена правления Тутмоса III Египет стал государством, в состав которого вошли земли Передней Азии. Считается, что успех египетской армии принесло использование наёмных войск, а также боевых колесниц.

В отличие от своих предшественников, фараон Эхнатон (1364-1347 гг. до н.э.) особое внимание уделил реформам в религиозной сфере. Именно при нём был введён культ личности самого фараона, а не богов. При фараоне Эхнатоне столицей Египта стал город Ахетатон, не посвящённый ни одному из божественных сил. Последним шагом фараона Эхнатона стал приказ, согласно которому следовало остановить строительство всех храмов.

Нововведения Эхнатона пришлись не по нраву населению Египта, а также его последователям. Уже после его смерти значение всех богов было восстановлено, посвящённые им храмы вновь отстраивались. Времена правления Эхнатона вспоминаются египтянами с отрицательной стороны, и нередко его не включают в списки фараонов.

Последним фараоном, который увеличил территорию древнего Египта, является Рамсес II, который запомнился как завоеватель и строитель. Именно во времена его правления Египет возвращает былое влияние. При Рамсесе II развернулось строительство многих произведений искусства, в частности, монументов. Во времена его правления было создано около 5000 изображений фараона, сохранившихся до наших дней.

Последователи Рамсеса II не смогли сохранить могущество древнего Египта. После великолепного правления фараонов династии Рамсесов начались усобицы между отдельными территориями древнего Египта, что послужило началом распада великой цивилизации. Власть фараонов постепенно ослабевала, а Египет стал территорией, завоёванной другими государствами.

Заключение

Деятельность каждого из фараонов древнего Египта оставили свой след в истории. Каждый период знаменовался своими открытиями и достижениями.

Несомненно, имена фараонов ещё долгое время будут занимать страницы истории эпохи древности.

/ Фараоны Египта

Фараоны Египта

Долгая история Египта с её разнообразными, порой драматическими событиями всегда разворачивалась вокруг одного неизменного, непоколебимого центра – фараона. Он избирался не людьми, а богами, которые давали ему право и возможность говорить и действовать от их имени. Фараон – владыка Египта, посредник между небом и землёй. За каждым фараоном скрывается сокровенная история Египта. Восхождение на трон нового царя становилось для Египта началом новой эры, с него начинался новый отсчёт времени. Основной задачей фараона было уничтожение зла и установление Маат – справедливого порядка, управляющего миром людей и всей Вселенной.

Кто такие фараоны

Слово «фараон» происходит от египетского «Пер-аа», что в переводе означает «великолепный дом». Так древние египтяне называли дворец, который являлся признаком, отличающим фараона от остальных людей. В основном, фараона называли повелителем обоих земель, под которыми понимали Верхний и Нижний Египет, или «принадлежащим Тростнику и Пчеле».

В Древнем Египте существовал культ фараонов. Египтяне верили, что фараоны, на самом деле, были богами, и считали первым из них бога Ра. От божественных предков он получает великое наследие – землю Египта, которую он должен хранить, как самое дорогое сокровище. Предшественником реально существовавших властителей Древнего Египта принято считать бога Хора, сына Осириса и Исиды. Фараон – земное воплощение божественного Хора. Подобно богу-соколу Хору, который сражается с Сетом, фараон должен уничтожать исефет – разрушения, насилие и зло и устанавливать Маат – истину и справедливость, благоразумие, порядок, единство и согласие. Крылатая богиня Маат, атрибутом которой является страусиное перо, будет сопровождать фараона с первых дней его царствования до последнего этапа великого пути, когда после смерти его душа предстанет перед судом Осириса. На этом суде будут взвешены каждая его мысль, каждое слово, каждое совершённое им действие.

Для того, чтобы боги могли жить на земле, им необходимы были дома. Поэтому, одной из главных обязанностей фараона было строительство храмов. Фараон – верховный жрец. Он осуществлял обряды и церемонии, посредством которых жертвования и молитвы доходили до богов. «Жертвоприношения Маат» – одна из самых важных обрядовых сцен. Принося жертву божеству, фараон дарит свои благие действия, совершённые во имя Маат. За каждым обрядовым жестом приношения стоят конкретные действия, подвиги, выполненный долг чести перед богами и людьми.

Каждый шаг фараона должен был соответствовать строгим правилам и законам. Фараон непосредственно отвечает за правосудие, экономику и благополучие страны. Фараон стоит во главе армии. На охоте, в состязаниях, в искусстве и познаниях – он везде должен быть лучшим. Фараон должен быть примером во всём. Если это было не так, его власть подвергалась сомнению, и тогда Египет переживал самые тяжёлые времена.

Египтяне считали, что энергия фараона истощается после 30 лет правления. Именно поэтому, фараон должен был проходить обряд возобновления жизненных сил Хеб-Сед. Этот обряд мог длиться более двух месяцев. Он состоял из множества церемоний и испытаний. Хеб-Сед давал «второе дыхание» царской власти и позволял почувствовать, что царь и его страна вечно молоды.

Имя фараона состояло из пяти частей. Первая часть означала факт божественного происхождения. Во второй части было подчёркнуто происхождение фараона от богинь Верхнего и Нижнего Египта – Нехбет и Уаджет. Третье имя являлось Золотым и символизировало вечность существования правителя. Четвёртое имя обычно указывало на божественное происхождение фараона. Наконец, пятым или личным именем считалось то, которое было дано при рождении.

Фараона, как правило, окружал многочисленный двор, состоящий из придворных чиновников и прислужников. Считалось, что все фараоны появляются в результате брака жены фараона с одним из божественных существ. При этом, фараонами могли быть не только мужчины, но и женщины. Чтобы предотвратить смешение божественной крови с человеческой, фараоны сначала женились на собственных сестрах, а уже потом брали в жёны других женщин. Наследовать престол мог только ребенок, рождённый от брака фараона с сестрой. Женщины, рождавшиеся в семье фараона, наделялись большой властью. Например, Яххотеп I правила Египтом, пока её сын Яхмос не достиг зрелости, и даже возглавляла военные походы. Царица Хатшепсут была коронована, как царь и бог и единолично правила в Египте около 20-ти лет, её изображали в виде мужчины.

Основной одеждой фараона была передник из неширокой ткани. Его обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом. Этот передник назывался схенти. В отличие от других слоёв населения схенти правителя был изготовлен из тонкого, хорошо отбелённого полотна. Также, были передники из плиссированной ткани, надетые поверх набедренной повязки. В качестве убранства к поясу фараона подвязывали передник в виде трапеции, который был изготовлен из драгоценных металлов. Завершающим штрихом были драгоценности и украшения.

Непременным атрибутом фараона являлась корона. Наиболее употребительная двойная корона «пшент» состояла из красной короны Нижнего Египта «дешрет» и белой короны Верхнего Египта «хеджет». Каждая из этих двух корон принадлежала, также, богиням, покровительствующим этим частям страны – соответственно Уаджит, богине-кобре, и Нехбет, почитавшейся в виде стервятника. Изображения Уаджит (урей) и Нехбет прикреплялись к короне спереди. Реже надевались синяя корона хепреш (для военных походов), золотая корона хаит (для ритуальных обрядов), диадема сешед (в эпоху Древнего царства), а также, другие головные уборы вроде короны хемхемет, чаще встречающиеся на изображениях богов, чем фараонов.

Нередко фараоны носили с собой трость, верхняя часть которой была выполнена в виде головы собаки или шакала. Правитель всегда был с покрытой головой. И даже в семейном кругу всегда носил парик. Существовали парики парадные и повседневные. Поверх парика могла надеваться диадема в виде золотой кобры. Обычно её голова вздымалась над головой царя. Обязательным атрибутом являлась накладная борода, заплетённая в косички. Она соединялась с париком двумя подвязками. Фараон, как правило, не носил натуральную бороду и усы, но иногда мог оставлять квадратную бородку.

Фараон, в первую очередь, был гарантом стабильности, справедливости и порядка в стране. Каждый подданный мог рассчитывать на милость правителя. А самым большим праздником являлась коронация правителя. Ведь страна снова обретала правителя, который был гарантом стабильности и дальнейшего существования.

Жизнь фараонов

Фараоны жили в прекрасных дворцах, им прислуживали сыновья верховных жрецов, и даже сами верховные жрецы, следившие за исполнением ритуалов и «разговаривавшие» с богами, считали себя, всего лишь, слугами фараона. Но, жизнь верховных правителей Древнего Египта была не такой беззаботной, как может показаться на первый взгляд, они не могли делать то, что хотели, а обязаны были всю жизнь исполнять ритуалы и участвовать в церемониях.

Египтяне верили, что фараон может влиять на все происходящие события. Только благодаря ему солнце встаёт по утрам, Нил разливается в определённое время года и несёт с собой плодородную почву, зёрна дают всходы и созревает урожай. П о мнению древних египтян именно фараон регулировал смену дня и ночи, обеспечивал божественную помощь во время военных походов и оберегал от эпидемий и прочих кар.

Всё население Египта, в буквальном смысле, боготворило фараона, при благоприятных обстоятельствах.
Однако, когда наступала чёрная полоса или ряд неудач и неурядиц, например, неудача в военном деле, бунт рабов, страшная эпидемия, «выкосившая» четверть населения, неурожайный год и, как следствие, голод – всё это тоже «списывалось» на фараонов. Мол, утратил наш правитель божественное покровительство и теперь ничего хорошего случиться не может. И, чтобы не попасть в опалу и не быть свергнутым приходилось действительно заботиться о благополучии собственного государства.

Поэтому, жизнь фараонов, отнюдь не была похожа на сказку. К правителям относились, как к непосредственному продолжению божественной воли. Они были центральными фигурами религиозного культа. Участие в религиозных обрядах было одним из обязательных моментов, ведь так постановили сами боги. Власть фараона была абсолютной, её не ограничивал никакой свод правил или законов. При этом, к общению с ними допускался лишь ограниченный круг людей.

При царском дворе особым событием была церемония утреннего туалета фараона. Пробуждение властителя всегда начиналось с гимна в честь восходящего солнца и сопровождалось сложной церемонией, которая готовила его к утреннему выходу. Фараон поднимался с ложа и совершал в золочёной ванне омовение розовой водой. Затем его божественное тело натиралось ароматными маслами под шёпот молитв, имевших свойство отгонять злых духов. Цирюльник брил голову и щёки, при этом, он пользовался бритвами с разными лезвиями. Завершив первую часть туалета, богоравный с гладко выбритой головой и короткой бородкой, свежий и бодрый переходил в руки следующих специалистов, которые занимались его макияжем. Свои краски они держали в небольших сосудах из стекла и обсидана. Фараону подводили глаза. Власодел примеривал на бритую голову парики различных образцов – сводчатый, лопастный, черепичатый. Брадобрей предлагал два рода подвязанных, на тесёмочках, бородок: амонов кубик из жёсткого конского волоса и Озирисов жгутик из белокурого волоса ливийских жён.

Ризохранитель приносил белое платье из тончайшего «царского льна» – « тканного воздуха», всё в струйчатых складках; широкие рукава в перистых складках похожие на крылья, туго накрахмаленный передник, выступающий вперёд многоскладчатой прозрачной, как бы стеклянной пирамидкой. Царский наряд был не просто роскошным, ему надлежало соответствовать божественной сущности его обладателя. Поэтому, завершали утренний церемониал убранством царственной особы драгоценными символами царской власти. Ожерелье или оплечье было изготовлено из нанизанных золотых пластин и бус с плоской застёжкой сзади, от которой на спину спускалась золотая кисть из цепочек и цветов удивительно тонкой и изысканной работы. Классическое же оплечье было составлено из многочисленных рядов бус. Помимо ожерелья фараон одевал нагрудное украшение с изображением храма на двойной золотой цепи. Три пары масивных браслетов украшали руки и ноги: запястья, предплечье и щиколотки ног. Иногда поверх всего костюма одевалась длинная тончайшая туника, подвязанная поясом из той же ткани.

Очищенный и окуренный благовониями, полностью облачённый, фараон шёл к часовне, срывал с её дверей глиняную печать и один входил в святилище, где на ложе из слоновой кости возлежало чудесное изваяние бога Осириса. Эта статуя обладала необыкновенным даром: каждую ночь у неё отваливались руки, ноги и голова, отрубленные некогда злобным богом Сетом, а наутро, после молитвы фараона, вновь приростами сами собой. Когда святейший владыка убеждался, что Осирис снова цел, он снимал его с ложа, купал, одевал в драгоценные одежды и, усадив на малахитовый трон, воскурял перед ним благовония. Обряд этот имел чрезвычайно важное значение, так как, если бы божественное тело Осириса в какое-либо утро не срослось, это являлось бы предвестием великих бедствий не только для Египта, но и для всего мира. После воскрешения и облачения бога Осириса фараон оставлял дверь часовни открытой, чтобы исходившая из неё благодать изливалась на всю страну, он сам назначал жрецов, которые должны были охранять святилище, не столько от злой воли людей, сколько от их легкомыслия, так как не раз случалось, что кто-нибудь, неосторожно подойдя слишком близко к своему месту, получал невидимый удар, который лишал его сознания, а иногда и жизни.

Закончив обряд богослужения, фараон, в сопровождении жрецов, поющих молитвы, шёл в большой трапезный зал. Когда фараон садился за стол, в зал вбегали молодые девушки и юноши, держа в руках серебряные тарелки с мясом и сладостями и кувшины с вином. Жрец, наблюдавший за царской кухней, отведывал кушанье из первой тарелки и вино из первого кувшина, которые затем прислужники, стоя на коленях, подавали фараону. После того, как фараон, утолив голод, покидал трапезный зал, блюда, предназначенные для предков, передавались царским детям и жрецам.

Утреннее время отводилось под занятия государственными делами. Из трапезной фараон направлялся в столь же большой зал для приёмов. Тут приветствовали его, падая ниц, самые важные государственные сановники и ближайшие члены семьи, после чего, военный министр, верховный казначей, верховный судья и верховный начальник полиции докладывали ему о делах государства. Доклады прерывались религиозной музыкой и плясками, во время которых танцовщицы засыпали трон венками и букетами.

После этого фараон шёл в расположенный рядом кабинет и отдыхал несколько минут, лёжа на диване. Затем совершал перед богами возлияния вином, воскурял благовония и рассказывал жрецам свои сны. Толкуя их, мудрецы составляли высочайшие указы по делам, ожидавшим решения фараона. Но, иногда, когда снов не было или когда толкование их казалось повелителю неправильным, он благодушно улыбался и приказывал поступить так-то и так-то. Приказание это являлось законом, которого никто не смел изменить, разве что в деталях.

В послеполуденные часы богоравный, несомый в носилках, появлялся во дворе перед своей верной гвардией, после чего поднимался на террасу и, обращаясь к четырем сторонам света, посылал им своё благословение. В это время на пилонах взвивались флаги и раздавались мощные звуки труб. Всякий, кто их слышал в городе или в поле, будь то египтянин или варвар, падал ниц, дабы и на него снизошла частица всевышней благодати. В такую минуту нельзя было ударить ни человека, ни животное, и если преступник, осуждённый на смертную казнь, мог доказать, что приговор был ему прочтён во время выхода фараона на террасу, наказание ему смягчалось. Ибо впереди повелителя земли и неба шествует могущество, а позади милосердие. Осчастливив народ, владыка всего сущего под солнцем спускался в свои сады, в чащу пальм и отдыхал там, принимая дань ласк от своих женщин и любуясь играми детей своего дома.

Обедать повелитель шёл в другую трапезную, где делился яствами с богами всех номов Египта, изваяния которых стояли вдоль стен. Чего не съедали боги, то доставалось жрецам и высшим придворным.

К вечеру фараон принимал у себя свою жену, мать наследника престола, смотрел религиозные пляски и разнообразные представления. Потом отправлялся снова в ванную и, очистившись, входил в часовню Осириса, чтобы раздеть и уложить чудесного бога. Совершив это, он запирал и припечатывал двери часовни и, провожаемый процессией жрецов, направлялся в свою опочивальню.

Надо отметить, что супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому, нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством.

Дом фараона

Приблизительно, в конце IV тысячилетия до Рождества Христова, комплекс зданий, предназначенных для размещения и функционирования центральной власти – дворец фараона или номарха – приобретает ту особую архитектрную форму, которая сохраняется потом в течение большей части III тысячилетия.

Этот прототип дворца, просуществовавший потом около 500 лет, имел такие конструктивные характеристики: прямоугольный параллелепипед, внешние стены которого были обнесены серией башен, равномерно перемежавшихся с глубокими нишами; внутренний массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады были, также, украшены высокими, близко поставленными пилястрами, соединёнными наверху и часто обрамлёнными богатыми карнизом и декоративным панно.


Дворец фараона, высшее выражение города и царства, должен был отвечать не только нуждам царя, но и администрации, следовательно, делился на два больших сектора. Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: большой зал с аудиенцией, тронный зал, и, наконец, помещения, используемые «хозяином дворца», «хранителем короны», «хозяином двух тронов» и главой царских регалий», который руководил всеми сложными церемониями и самим двором, включая многочисленных придворных дам и царский гарем, к которым добавлялась армия служащих, дворцовых рабочих, ремесленников, художников, врачей и парихмахеров. В прямой связи с этой официальной частью были «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».

Второй сектор включал в себя: «Белый дом» (Министерство финансов); «Красный дом», или «Дом вечности» (Министерство царского и государственного культа); «Палата Печати» (Министерство налогов) с высокоорганизованным кадастром и национальным реестром собственности; «Дом руководителям вооружённых сил», соединённый с казармами армии фараона.

Царский суд имел канцелярию и архивы. Судебная процедура проходила в три стадии: петиция, написанная и зарегестрированная; судебное расследование; приговор, основанный на слушаниях сторон. Наказание предусматривало: временное заключение, телесное наказание и, редко, смертный приговор через отрубание головы или повешание.

Конечно, с усилением власти дворец нуждался всё в большем количестве помещений и служб. Часто различные ведомства возглавлялись одним и тем же человеком. Во время Джосера, например, первосвященник Имхотеп, исключительная личность, соединял в себе функции врача, царского архитектора и визиря.

При IV династии дворец-замок достиг максимального блеска. Можно полагать, что эти монументальные здания разрабатывались технически и художественно на основе архитектурного опыта, абсолютно неизвестного в остальной части света. Фасад, например, характеризовался игрой пустот и заполненностей, подчёркнутой выступающими элементами и вертикальными линиями, которые, по сравнению со стенами мавзолея Джосера, демонстрируют исключительную архитектурную, а также, техническую и конструктивную эволюцию, пройденную менее, чем за 200 лет.

К концу III тысячилетия до Рождества Христова восхитительный замок-дворец прекращает своё существование не только, как эстетическое и архитектурное решение, но и, как объёмная композиция из одного блока, объединяющего функции резиденции фараона и правительства. С приходом II тысячилетия требования становятся разнообразнее и сложнее: разрастающаяся империя требовала всё большего престижа и всё более изощрённых инструментов власти. Во дворце размещались теперь официальные апартаменты царя и его двора. Это было место властелина мира, бога на земле; дворец приравнивался к храму. Центральным стал гипостильный зал, заполненный гигантскими колоннами, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним, перед большим вестибюлем, также, украшенным колоннами и пилястрами, располагались «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных слуг. Всё богатство и монументальность ансамбля было сосредоточено вдоль оси, идущей от входа-атриума к тронному залу. В основном, дворец был подобен храму, где место молельни занимал тронный зал.

Характерный дворцовый фасад с портиком появляется в храме Сети в Абидосе; внутренние и внешние портики с колоннами – во дворец Аменофиса III в Луксоре; гипостильный зал аудиенцией, салон празднеств и тронный зал – в аналогичных помещениях Карнакского храма.

Идея окружить «центр всемирной власти» внушительными стенами, в дополнение к внешним фасадам дворцов, реализовалась в городских стенах и Больших вратах Мединет-Абу.

Во времена царствования Эхнатона (1372 - 1354 года до нашей эры), в этом исключительном периоде для
древнего искусства и религии, произошли решительные изменения в архитектурном языке правительственных сооружений и резиденций фараона. Так, в городе Ахетатон в Тель-эль-Амарне дворец предстаёт уже не как массив, заключённый внутри прямогольника, и не как храм, обнесённый гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окружённых открытым пространством. Между главной артерией («царской дорогой») и Нилом протянулась длинная зона, занятая официальной резиденцией: комплекс, начинавшийся от просторного перистиля с тронным залом, развивался через ряд внутренних двориков и садов к дому для гостей, гарему, царским канцеляриям и службам. Галерея, пересекавшая царскую дорогу, соединяла дворец с апартаментами фараона и его семейства. Помещения эти были скромны в размерах, но богаты изящными картинами с изображениями цветов и птиц, написанными даже на полах. Полы были украшены красочной мозаикой, а стены, колонны и потолки – росписью. Помещения были уставлены богатой мебелью и наполнены роскошными украшениями. Стены, как правило, расписывались сценами из жизни царских семейств: например, царь в окружении детей и царицы, или царь в окружении очаровательных наложниц. Помещения окружали лоджии с колоннами или небольшими пилястрами из раскрашенного дерева; особую прелесть им придавали висячие сады, спускавшиеся к главной магистрали. Правительственные здания окружали комплекс, к которому примыкали, также, частный храм и школа для будущих сподвижников фараона.

На север от города располагался дворец Хататон («Замок Атона»), вероятно, – первый дворец, построенный в новой столице, так как он, всё ещё, заключён в квадрат и разделён на шесть прямоугольных симметричных зон. Два больших внутренних двора занимали центральное пространство, соединённое с единственным входом. Первый внутренний двор вёл к личному святилищу фараона – слева, и к служебной зоне и кладовым – справа. Второй внутренний двор с садом, сердце всего ансамбля, вёл к апартаментам царя и его семейства – справа, и слева – к зоологическому саду с животными в вольерах, происходившими из самых далёких уголков Египта. В глубине, в центре, доминировал гипостильный зал с тронным залом, справа от которого находился зал празднеств, слева – частный сад с цветами и фонтанами, окружёнными клетками с экзотическими птицами.

Меру-Атон, обширная летняя резиденция фараона, находится на юге города. Она включает в себя два больших прямогольных замкнутых пространства, расположенных рядом. Меньшее предназначалось для религиозных медитаций, по его сторонам стояло множество молелен и маленьких келий, небольшой крытый храм и священная ограда или храм на открытой площадке; в центре – рощица со священным озером, вокруг которого рассеяны павильоны и алтари. В большом пространстве здания были преимущественно распределены по коротким сторонам, таким образом, чтобы в центре оставалсь открытая территория: справа находилась сама резиденция с тремя маленькими храмами и садом с беседками, фонтанами, каналами и водяными шутихами; слева – просторные конюшни для лошадей, ангар для колесниц и царская псарня. Центральный парк имел большой судоходный искусственный пруд с пирсом, островками и павильонами.

Однако, даже дворцы, висячие сады и ухоженные парки Эхнатона, необыкновенно роскошные и оригинальные, не могут сравниться с монументальностью и громадными размерами тех, что появились через 100 лет с Рамсесом II и Рамсесом III, властелинами мира и великими строителями. Несомненно, слава об их гигантских обителях и огромных садах была, всё ещё, жива в I тысячилетии, когда Навуходоносор – пятью веками позже – построил в Вавилоне свой дворец и знаменитые висячие сады.

И если в III тысячилетии дворец конкурировал по масштабам с «обителью фараона в потустороннем мире», то во II тысячилетии гробница, едва ли, могла сравниться с заупокойными храмами и дворцами, где фараон осуществлял власть над всем миром.

Смерть фараона

Так как правитель являлся воплощением божества, то он имел свой культ, как при жизни, так и после смерти. Смерть фараона являлась большой трагедией. Ведь без правителя не мог существовать Египет. Его культ очень ярко выражается в погребальном обряде. По представлению египтян правитель и в загробном мире сохраняет свой божественный статус и продолжает там править. Поэтому, покойного правителя полагалось достойно сопроводить на тот свет.


Первоначально погребальный обряд повторял путь солнца с востока на запад. Однако, в период Среднего царства этот путь меняется, так как это дорога в царство мёртвых Осириса, где солнце движется наоборот. Ещё при жизни фараона начиналась подготовка к его похоронам – начинали строить монументальный некрополь – чаще всего, в виде пирамиды, многие из которых сохранились и до наших дней. Сразу после смерти тело фараона подвергалось бальзамированию. Извлекались внутренние органы, дабы избежать процессов гниения. Тело обрабатывалось специальными бальзамами и растворами. Труп оборачивали бинтами, дабы замедлить процесс разложению и перекрыть доступ воздуха к плоти. На церемониальной ладье тело фараона доставлялось к подножию пирамиды. Внутрь святилища заходили лишь жрецы и их приближённые лица. После проведения всех церемоний гробница опечатывалась.

Как и все язычники, древние египтяне оставляли рядом с прахом фараона вещи, которые должны были пригодиться ему «на том свете». Именно эти реликвии, на протяжении тысячелетий, привлекали «охотников за сокровищами». С каждым новым фараоном начиналась новая эпоха Египта.

Династии Египетских фараонов

Третье тысячилетие до Рождества Христова

3 000 лет – I династия – Столица Абидос (Тин), Верхний Египет – Зарождение абсолютизма.

Нармер (Мен, иначе, Менес), царь Верхнего Египта завоёвывает всю долину Нила вплоть до Средиземного моря. Объединение двух царств под новым символом «белой короны» Юга, соединённой с «красной короной» Севера. Абидос становится священной столицей бога Осириса, здесь находится резиденция визиря Нижнего Египта и десяти советников Верхнего Египта. Гелиополь и Нехеб превращаются в города-святилища.

Аха основывает город Мемфис (Нижний Египет) и укрепляет южные границы. Его гробница похожа на дворец с башнями.

Хуаджи возглавляет экспедицию на Синай.

Удиму официально провозглашает праздник Хеб-Сед, отмечающий тридцатилетний юбилей правления фараона. Постройки из обработанного камня со сводчатыми перекрытиями.

2 850 лет – II династия – Столица Мемфис, Нижний Египет – Развитие абсолютизма.

Хотепсехемуи, Неб-Ра, Нинитер – первые цари династии.

Перибсен подавляет восстание номархов Верхнего Египта и переносит столицу в Мемфис, изменяет свою титулатуру, объявив своим богом Гора вместо Сета; погребён в Абидосе.

Хасехем провозглашает культ Гора государственной религией с сосредоточением высшей религиозной власти в Гелиополе. Экспедиция в сердце Нубии.

2 770 лет – III династия – Столица Мемфис – Распространение абсолютизма в области религии.

Джосер совмещает культ Солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Имхотеп – правитель, визирь, великий жрец Гелиополя – первый известный в истории врач и архитектор, позже обожествлённый греками под именем Асклепий (Эскулап – у римлян). Сооружение в Саккаре города-мавзолея Джосера с большой ступенчатой пирамидой в центре. Новые экспедиции на Синай и распространение власти на Юг.

Сехемхет закладывает погребальный комплекс со ступенчатой пирамидой, большей, чем пирамида Джосера, но не заканчивает его. Вдоль всех этих границ сооружаются стены с крепостями (12 км длиной вдоль русла Нила, на уровне острова Филе, иначе, Филэ, или Филы).

Санахт, соперничая со своими предшественниками, заложил, среди прочего, мавзолей, подобный мавзолею Джосера, но его гробница была просто установлена в месте, где потом вырос траурный храм Унаса.

Хаба, последний царь династии, возможно, построивший маленькую пирамиду в Завийят-аль-Арьян.

2620 лет – IV династия – Столица Мемфис – Укрепление власти.

Снефру входит в историю, как фараон гуманный и добрый. Защищает границы, в Судане открывает рудники по разработке бирюзы. Строит первую геометрически правильную пирамиду.

Хеопс (Хуфу) назначает своих сыновей верховными жрецами Нехеба, священного города напротив Нехена, и Пе – священного города напротив Буту (изгнанные жрецы будут проклинать его память). Строит первую Великую пирамиду с городом-некрополем вокруг неё.

Дидуфри (Реджедеф) узурпировал власть на короткое время между правлениями Хеопса и Хефрена. Начинает строительство пирамиды в Абу-Роаш, оставшейся незавершённой.

Хефрен (Хафра) продолжает централизацию власти политической и религиозной. Строит вторую Великую пирамиду с гигантским храмом-усыпальницей и гранитный храм в долине.

Микерин (Менкаура), возвратив жрецам часть владений, конфискованных Хеопсом, вошёл в историю, как справедливый и мягкий фараон.

Шепсескаф возвращается к борьбе с властью жрецов. Во время его правления вырастают новые некрополи с гробницами типа мастаб и пирамидами.

2 500 лет – V династия – Столица Мемфис – Кризис власти, расцвет культа Солнца.

Усеркаф, племянник Микерина, строит пирамиду в Саккаре.

Сахура строит канал Бубаст (Бубастис), соединяющий Средиземное море с Красным и создаёт сильный военный флот. Предпринимает первую экспедицию в таинственное Царство Пунт. Строит несколько пирамид и солнечный храм в Абусире.

Нефериркара теряет юридическую и религиозную власть. Строит пирамиду и несколько храмов в Абусире.

Ниусерра прерывает серию солнечных храмов в Абусире и возвращается к строительству пирамид в Саккаре.

Унас строит пирамиду, украшая её внутри «Текстами пирамид» и «Мудростью Птах-Хотепа», двумя самыми важными египетскими текстами, дошедшими до нас.

2 350 лет - VI династия – Столица Мемфис – Коллапс абсолютизма.

Тети пытается восстановить центральную власть, пользуясь услугами нубийских наёмников. Великие визири, такие, как Каджемми и Мери, практически, являются носителями власти. Наивысший расцвет искусства. Мемуары архитектора Менипта-Ханк-Мери-Ра, «придворного строителя двойного дворца».

При Пепи (Пеопи I) значение царской власти падает с одновременным ростом влияния визирей, великих сановников и жрецов. Уни, первый министр, восстанавливает господство египтян на Синае и в Палестине. О возросшем уровне искусства свидетельствует прекрасная медная статуя фараона и изумительное украшение гробницы Уни.

Пепи (Пеопи II) правил с шестилетнего возраста до 100 лет: самое долгое в истории правление. Это было, однако, номинальное царствование, так как власть была мирным образом поделена между клерикальными и светскими правителями.

В конце VI династии под давлением народов, населявших приграничные территории, в особенности бедуинов, центральная власть была разделена между номархами.

2 180 лет – VII и VIII династии – Столица Мемфис и Абидос – Исключительно номинальные династии.

Гераклеополь остаётся верным Мемфису, как личное владение царя. Различные правители Египта следуют друг за другом бесконечной чередой. Вторжение кочевых племён из Азии и разграбление городов Дельты. Среди властителей Юга выделяются: Иди, царь коптоса, и Шемай, правитель Верхнего Египта.

2 160 лет – IX и Х династии – Главная столица Гераклеополь, Средний Египет – Отсутствие единой и узаконенной власти.

Неферкара (2 130 - 2 120 года до нашей эры) устаналивает монархию, как «данную Богом» (но не обожествлённую), где царь для князей – «первый среди равных». Не все правители признают его первенство.

XI династия – Столица Фивы, Верхний Египет – Восстановление централизованной власти.

Сехертани-Антеф (сехертови) (2 120 - 2 118 года до нашей эры) – самопровозглашённый царь, переносит власть из Гераклеополя в Фивы.

Монтухотеп I, «Бог Монту удовлетворён», (2 060 - 2 010 года до нашей эры) распространяет власть на Нижний Египет, поддержанный средними слоями общества, заинтересованными в расширении торговли по всей территории. Постройка грандиозного храма-усыпальницы в Дейр-эль-Бахри с пирамидой, колоннадой и ступенями, а также, некрополя в Фивах.

Монтухотеп II и III восстанавливают должность государственного визиря и верховного судьи. Возобновляется судоходство по Эгейскому морю. Важный караванный путь между Коптосом и Красным морем оборудуется колодцами, хранилищами и морским портом.

Второе тысячилетие до Рождества Христова

1 991 лет – XII династия – Столица Фивы – Расширение империи.

Аменемхет I, «Амон на вершине», (1991 - 1962 года до нашей эры), бывший визирь Монтухотепа III, поддержанный народом и средними классами, завоёвывает власть и над номархами. Могущество культа Солнца – Амона-Ра. Мелиорация Файюмского оазиса (грандиозные осушительные и ирригационные работы на площади в 2 000 км²). Перенос границ за третий нильский порог в глубину Судана. Строительство множества фортификационных сооружений на приграничных территориях.

Сесострис I (Сенусрет) – первый фараон, который с целью продолжения династии ввёл институт регентства для своего сына.

Аменемхет II расширяет империю до Мегиддо в Палестине и Угарит на побережье Сирии .

Аменемхет III сооружает грандиозную резиденцию в Файюме (Фаюме), названную греками «Лабиринт».

Сесострис III и его последователи продолжают расширение и объединение страны. На границах вырастают цепи фортификационных сооружений, связывающиеся друг с другом системой дымовых сигналов. Возрождение науки и литературы с такими известными произведениями, как «Книга двух дорог» и «Наставления Аменемхета».

1 785 лет – XIII династия – Столица Фивы – Разделение власти.

Сехемра женится на царице-регентше и берёт на себя часть её власти. Нубия отделяется от Верхнего Египта.

1 745 лет – XIV династия, почти современница XIII династии .

Неферхотеп восстанавливает единство, прежде всего, по всей Дельте. Восстанавливает протекторат над Библом в Ливане . Гиксосы, под давлением индо-европейцев из Центральной Азии (хетты и касситы), вторгаются в плодородные земли Дельты, внедрив традиции использования лошади и повозки, неизвестные, до этих пор, египтянам, и культ Ваала.

1 700 лет – XV династия – Столица Аварис, Нижний Египет – Господство гиксосов.

Салитис – первый «царь-пастух» из гиксосов, ставший владыкой Нижнего Египта. Основывает новую столицу Аварис.

Апофис, разбитый царём Верхнего Египта, последний «царь-пастух».

1 622 лет – XVI династия – Столица Фивы – Реставрация власти во всём Египте.

Камос (Камес) разбивает и изгоняет гиксосов из Среднего Египта.

Яхмес (Амасис) отвоёвывает Нубию вплоть до Абу-Симбела . Проникает в Дельту, разрушает Аварис и преследует последних Гиксосов до самой Палестины. Возвратясь, подавляет мятеж князей Севера и восстанавливает власть над всем Египтом.

XVII династия – Призрачная монархия, существовавшая в Нижнем Египте во время господства гиксосов.

1580 лет – XVIII династия – Столица Фивы и Ахетатон – Тримф великой египетской империи во всей ойкумене.

Яхмес (1580 - 1558 года до нашей эры), брат Яхмеса из XVI династии, продолжает укрепление и расширение власти.

Аменофис I, «Амон удовлетворён» (1558 - 1530 года до нашей эры) расширяет границы до Евфрата. Первые столкновения с хеттами и митаннийцами (северо-западная Месопотамия).

Тутмос I (1530 - 1520 года до нашей эры) ведёт города Фивы и Абидос к наивысшему расцвету. Храм Карнака обогащается пилонами и гигантскими обелисками; появляется Большой колонный (гипостильный) зал. Культ бога солнца Амона совмещён с культом Тота.

Тутмос II (1520 - 1505 года до нашей эры) женится на сводной сестре Хатшепсут. Усмиряет внутреннее и внешнее сопротивление абсолютной власти.

Хатшепсут (1505 -1484 года до нашей эры), регентша своего сына, правит в течение 20-ти лет, одевшись в мужское платье и даже с накладной бородой фараонов. Снаряжает важнейшие торговые экспедиции в таинственное царство Пунт.

Тутмос III (1505 - 1450 года до нашей эры) фактически правит в течение 34 лет после смерти матери, став самым известным фараоном. В Кадеше, за Библом, наносит поражение митаннийцам; в Мегиддо разбивает 330 сирийских князей; Каркемиша, на севере Сирии, переходит Евфрат и вновь разбивает митаннийцев, теперь уже на их территории (1483 год до нашей эры). Так же победоносно захватывает плодородные земли, обширные, как Дельта, с богатыми торговыми городами. Распространяет свою власть на «острова великого круга» (Крит, Кипр и Киклады). Щедро прощает бунтовщиков и сохраняет нравы и религиозные традиции завоёванных территорий. Египетская культура и искусство распространяется по всей ойкумене (известный в древности мир).

Аменофис II (1450 - 1425 года до нашей эры) заключает мир, женив своего сына, будущего фараона Тутмоса IV (1425 - 1408 года до нашей эры), на принцессе Митении, дочери митаннийского царя Артатама.

Аменофис III (1408 - 1372 года до нашей эры) поддерживает мир с соседними государствами, женившись на Тиу (или Туйя), дочери митаннийского царя Сутарна, и на дочери вавилонского царя Калимасина. Тиу оказывает сильное влияние на фараона. Первые столкновения с Суппилулима, царём хеттов.

Аменофис IV, позже Эхнатон, «угодный Атону», (1372 - 1354 года до нашей эры) меняет своё имя, при замене религии Амона на монотеистическую и глубоко мистическую религию Атона, согласно которой, все люди равны в любви к единому Богу, пророком которого является фараон. В центре Египта создаёт новую столицу – город Ахетатон, «горизонт Атона», куда перемещает и религиозную власть из Фив.

Нефертити, «прекраснейшая из живущих», митаннийская принцесса и жена Эхнатона, оказывает сильнейшее воздействие на обновление обычаев, искусства и религии.

Тутанхатон, позже Тутанхамон (1354 - 1345 года до нашей эры), остаётся в Ахетатоне, управляя под регенством Нефертити, а затем, под влиянием духовенства, возвращается в Фивы и восстанавливает главенство культа Амона. Загадочно умирает в возрасте 18 лет. Нефертите, вышедшей замуж за старого Эйе, удаётся сохранить власть ещё 4 года. Но, с её смертью исчезает город Ахетатон, а с ним и память о прекрасной царице, и её захоронение. Египет впадает в анархию и нищету.

Хоремхеб (1340 - 1324 года до нашей эры), бывший друг Эхнатона и властный военачальник, отрекается от веры в Атона и уничтожает все следы этой религии (память Эхнатона, «фараона-еретика», проклинается). Из-за эпидемии чумы в Азии заключает мир с Мурсили II, царём хеттов. Сдерживает общее обнищание, жестоко преследуя коррупцию.

1314 лет – XIХ династия – Столицы Танис и Фивы – Перманентные войны.

Рамсес (Рамзес I) (1341 - 1312 года до нашей эры), бывший военачальник и визирь Хоремхеба, «владыка всей земли», добивается власти. Столицей империи выбирает Танис (Пер-Рамсес), покинув Фивы, столицу двух царств и место культа бога Амона.

Сети I (1312 - 1298 года до нашей эры) отбрасывает хеттского царя Муваталлу, продвинувшись до самого Синая. Захватывает Финикию и оккупирует Кадеш, несмотря на упорное сопротивление хеттов.

Рамсес (Рамзес II) (1298 - 1235 года до нашей эры) переносит царскую резиденцию в Аварис и укрепляет Танис. В первую военную кампанию вновь отбивает нападение хеттов (18 000 человек, 2 500 боевых колесниц с серповидными ножами), но, благоразумно останавливается в Кадеше. Во второй кампании отражает палестинских повстанцев, подстрекаемых хеттами. Перед лицом растущей угрозы со стороны ассирийского царя Салманассара, хетты и египтяне, непремиримые враги на протяжении более века, подписывают первый международный договор в истории, гарантами которого выступают: бог Ра из Фив – для египтян и бог Тешуб (Тейшеба) из Хаттуса – для хеттов.

Мернептах (Меренптах) (1235 - 1224 года до нашей эры) разгоняет «морские народы»: ахейцев, этрусков, сикулов, ликийцев и ливийцев, вновь угрожающих Дельте. Исход евреев из Египта.

Сети II пытается сдержать кризис экономики и власти. Дельта вновь становится объектом ливийских нашествий.

1200 лет – XХ династия – Столица Фивы – Оживление и закат централизованной власти.

Сетнахт (Сетнехт) разбивает ливийские орды и возвращает захваченную ими собственность.

Рамсес (Рамзес III) (1198 - 1188 года до нашей эры) продолжает труд по восстановлению державы. В первую же военную кампанию кладёт конец набегам «морских народов». Сикулы и этруски ретируются в далёкую Италию , остальные – в Ливию . Оставшиеся на территории Египта ассимилируются или поступают наёмниками в армию. Вводится всеобщий призыв для национальной обороны. Борясь против коррупции и предательства, распространившихся даже в гареме и среди визирей, великий фараон становится жертвой очередного покушения.

Следующие 7 фараонов под именем Рамсес (Рамзес), приходят к власти в результате бесконечных дворцовых заговоров.

Рамсес (Рамзес ХI) (1100 - 1085 года до нашей эры) тщётно пытается противостоять неограниченной власти верховного жреца Амона Аменхотепа Херихора, который став визирем, практически, возглавил царство.

1085 лет – XХI династия – Столицы Танис и Фивы – Власть разбивается на 2 ветви.

Мендес, преемник Рамсеса ХI, управляет Нижним Египтом из Таниса.

Пианхи, сын Херихора, становится фараоном Верхнего Египта. За ним следуют Пинуджем I и его сын Менхеперра.

Могущественный ливийский род из Гераклеополя, прогнавший войско палестинского царя Соломона до самого Мегиддо, пришёл на смену XXI династии.

Первое тысячилетие до Рождества Христова

950 лет – ХXII династия (Ливийская) – Столица Бубаст (Бубастис) – Попытка добиться прежнего престижа.

Шешонк (Шешенк) I (950 - 929 года до нашей эры), после смерти царя Соломона, возобновляет завоевание Палестины.

Осоркон (Усеркен) I (929 - 893 года до нашей эры), борьба против власти жрецов Фив. Верхняя Нубия отделяется от Египта и, объеденившись с Суданом, создаёт новое государство со столицей в Напате.

757 лет – ХXIII династия (Бубастиды) – Столица Бубаст (Бубастис) – Династия, параллельная ХXII, с резиденцией правителей в той же столице.

Осоркон (Усеркен) III (757 - 748 года до нашей эры) восстанавливает отношения с религиозной властью Фив, установив должность «божественная служительница Амона» и наделив этим званием царевну.

730 лет – ХXIV династия (Саисская) – Столица Саис – Краткие перемирия.

Тефнахт (Тефнехт) (730 - 720 года до нашей эры), царь Саиса, завоёвывает Гермополь и возвращает часть Нижнего Египта. Изгнан с Юга царём Напаты, Пианхи. Объединяется с соседними народами для защиты от опустошительной экспансии ассирийцев.

Бокхорис (Бекенренеф) (720 - 716 года до нашей эры) добивается мира с ассирийцами. Поднимает из нищеты рабочих и средний класс, преследуя богатую касту жрецов. Увековечен греками, как образец правителя справедливого и щедрого.

716 лет – ХXV династия (Эфиопская) – Столица Напата, позже Фивы – Современница ХXIII и ХXIV династий.

Пианхи (751 - 716 года до нашей эры) аннексирует Верхний Египет и Нубию.

Шабака (716 - 701 года до нашей эры) возвращает столицу в Фивы, вторгается в Нижний Египет и заключает дружеский мир с Ассирией.

Шабатака (701 - 689 года до нашей эры) подавляет восстание под предводительством Езекии, царя Иудеи. Разбитый впоследствии ассирийским царём Сеннахерибом, сумел, всё же, избежать поражения.

Тахарка (689 - 663 года до нашей эры) из-за бунтов князей Дельты и последующих нашествий ассирийского царя Ашшурбанапала бежит в далёкую Напату.

Танут-Амон (663 - 655 года до нашей эры) свергнут в результате нашествия ассирийцев, которые, пользуясь предательством правителей Севера, разграбляют Фивы.

666 лет – ХXVI династия (Саисская) – Столица Саис – Подъём политической и экономической жизни.

Нехо (Нехао, или Никау), царь Саиса, получает власть, позорно подчиняясь главенству Ашшурбанапала.

Псамтик I (Псамметих) (663 - 609 года до нашей эры), сын Нехо, с ассирийской помощью завоёвывает Дельту и укрепляет монархию Верхнего Египта, дав ключевые посты родственникам. Освобождается от ассирийцев, объединившись с городами Восточного Средиземноморья, и, тем самым, поощряет эмиграцию греков в Дельту.

Нехо II (609 - 594 года до нашей эры) реконструирует канал к Красному морю. Его корабли бороздят всё Средиземное море, и, может быть, даже огибают мыс Горн в Африке.

Псамтик II (594 - 588 года до нашей эры) отвоёвывает Нубию и золотые рудники. Распространяет в Средиземноморье культуру и этику древней египетской религии. Неудачные войны против Кирены, греческой колонии на западе Дельты, и потеря престижа в Азии. Фараон – более не сын Осириса, и его власть опирается только на низы.

Псамтик III (526 - 525 года до нашей эры) сталкивается с персидским царём Камбиносом, уже захватившем все его египетские земли. Терпит поражение в Пелусии, тщётно пытается взять реванш и кончает жизнь самоубийством.

524 лет – ХXVII династия (Персидская) – Столицы Саис и Мемфис – Продолжение борьбы за независимость.

Камбис, завоевав Египет, коронуется в Саисе и освящается в Гелиополе, как фараон по материнской линии. Царствует милосердно и щедро.

Дарий I (522 - 484 года до нашей эры) сумел оздоровить египетскую экономику. Вновь открывает канал к Красному морю для соединения Индийского океана со Средиземным морем.

Ксеркс и его преемник Артаксеркс подавляют два больших восстания в Нижнем Египте.

Дарий II (424 - 404 года до нашей эры) подавляет третье восстание под руководством Амиртея.

404 лет – ХXVIII династия – Столица Саис – Освобождение от персидского владычества.

Амиртей (404 - 398 года до нашей эры) после смерти Дария II, освобождает страну и, в основном, реставрирует власть египтян.

398 лет – ХXIХ династия – Столица Мендес – Борьба за власть.

Нефритис I, предводитель египетского войска, сам берёт власть в свои руки.

Ахорис (390 - 378 года до нашей эры) реконструирует морской флот. Заключает союз с Афинами и Кипром против Персии и Спарты.

378 лет – ХXХ династия (Себеннитская) – Столицы Себеннит и Мемфис – Утрата независимости. Второе персидское владычество.

Нектанебо I, правитель Себеннита, возглавил шатающуюся власть. Персидский царь Артаксеркс II вторгается в Дельту с войском в 200 000 человек, но остановлен разливом Нила.

Нектанебо II, преданный греческими наёмниками, бежит в Верхний Египет.

Каббас объявлен фараоном жрецами Мемфиса, но, через 2 года Египет завоёвывается Дарием III. Неудачные попытки сопротивления; оставшиеся в живых египтяне взывают о помощи македонцев.

Александр Великий (Македонский) (333 - 323 года до нашей эры), изгнав персов из Египта, был встречен, как освободитель и законный наследник фараонов. Оракулом из Луксора объявлен, как сын бога Ра. Основывает новый город Александрию (где и будет погребён в 323 году до нашей эры), который превращается в идеальную столицу и экономический и культурный центр всего античного мира. Его наследниками были сводный брат Филипп Арридей и Александр Аэгос, считавшийся сыном Александра и Роксаны.

311 лет – династия Птолемеев, или Лагидов – Столица Александрия – Возвращение абсолютной власти. Конец Древнего Египта.

Птолемей I Сотер (306 - 285 года до нашей эры), сын Лага (сатрапа, или правителя Египта, времён Александра Великого), самопровозглашённый царь всего Египта. Основывает город Птолемаиду, рядом с Фивами, разрушенными ассирийцами. Вновь завоёвывает Сирию и Эгейские острова.

Птолемей II Филадельф (285 - 246 года до нашей эры) возвращает Кипр, Тир и Сидон. Заключает договор о дружбе с Римом. Вновь открывает канал к Красному морю. Активное развитие эллино-египетской культуры.

Птолемей III Эвергет (246 - 221 года до нашей эры) расширяет границы и становится «Господином Средиземного моря и Индийского океана». Александрия превращается в один из самых важных экономических и торговых центров от Испании до Индии ; международной валютой становится египетский «статер».

Птолемей IV Филопатр (221 - 203 года до нашей эры), с которым начинается потеря владений и упадок этой династии.

Птолемей V Эпифан (203 - 181 года до нашей эры) получает Сирию, как приданное Клеопатры I, данной ему в жёны царём Антихом. Роскошь и распущенность Птолемеев сопровождается ростом социальной и экономической бедности всего Египта, опустошённого набегами соседних народов. Рим выступает, как союзник и, в конце концов, вмешивается в политику и государственные структуры Египта.

Птолемей XII Авлет (80 год до нашей эры) возвращается в Александрию, благодаря Габинию, римскому губернатору в Сирии.

Птолемей XIII, «Новый Дионис», выкупает власть над Египтом у Римского Сената. Убивает Помпея, добиваясь милости Цезаря, нового абсолютного владыки Рима. Приехав в Египет, Цезарь женится на Клеопатре VII , сестре Птолемея, и объявляет себя сыном бога Амона, потомком фараона. Цезарь и Клеопатра мечтают объеденить Рим с Египтом в единую империю, превосходящую даже империю Александра Великого, и оставить её своему сыну Цезариону.

Клеопатра VII после смерти Цезаря пытается упорядочить экономику Египта и просит помощи у Антония, преемника Цезаря; Антоний приезжает к Клеопатре в Александрию, а Цезарион становится новым фараоном. Начинается завоевание азиатских территорий, но, Рим, под властью Октавиана, объявляет Египту войну. Египетской флот разбит у мыса Акций (Акциум); Антоний и Клеопатра кончают жизнь самоубийством.

Голос Древнего Египта не смолк окончательно с римскими завоеваниями. Этот голос, уже получивший глубокий резонанс в цивилизации Средиземноморья, продолжает властно и магически звучать над Нилом. Даже римские императоры имеют картуши с иероглифами и почитают египетских богов с их образами в храмах, которые римляне реставрируют и строят. Культ Осириса широко распространяется по всей империи и в самом Риме.

Нерон (54 - 68 года нашей эры), кроме восстановления и обновления монументов, даже организует экспедиции в верховья Нила в поисках его истока.

Траян (98 - 117 года нашей эры) возвращает к жизни древнейший канал из Бубаста (Бубастиса) к Красному морю, большая часть которого сейчас совпадает с трассой Суэцкого канала.

Адриан (117 - 190 года нашей эры) основывает в Египте город Антинополь, посещает «колоссы Мемнона» и храмы Фив, и остаётся очарован ими до такой степени, что возводит фантастические их реконструкции на своей гигантской вилле Тиволи близ Рима.

Но, это последние искры: религиозные войны и восстания против иностранного господства становятся всё более кровавыми, нищета и отчаяние разрушают всё, что осталось от городов. Письменность и искусство завершают свой путь в забвении и презрении. Тяжёлое песчаное покрывало расстилается над великим прошлым, почти уничтожая даже память о нём.

Туры в Египет спецпредложения дня

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "дом фараона" - (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона - он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог ЕГИПТА - БОГ Солнца как "Восходящее Солнце" назывался Хепри, или Хепрер, как "Солнце в зените" - Ра, как "Солнце перед закатом" - Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах - бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира и дал ей жизнь движением языка - своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун - первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов - бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб - бог Земли и Нут - богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли "добрым богом". Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) - богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса - бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике сокола.

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем что есть на суше, в воде и воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам - скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался "земным воплощением" и "служителем" бога Птаха, символом плодородия.

Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника - "новорожденного Аписа" - были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, Из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

Что египтяне думали о своей стране. Мифов у египтян сложилось очень много, и те, что встретились вам в этой книге - лишь малая их часть. Много древних сказаний до нас просто не дошло, от других осталось лишь несколько фраз. Но и этого достаточно, чтобы представить, насколько богат был в Египте запас мифов, преданий, сказок. Никто сейчас не верит, что есть Осирис, Гор и Сет, Ра, что когда-то на земле жили боги. Для древних же египтян мифы были самой настоящей правдой, более того, многие мифы полагалось знать лишь определенной группе людей. Да и сами египтяне жили в сказочном мире, по крайней мере, они так считали.

Начнем с того, что египтяне представляли свою страну центром всего мира. А сам мир для них был очень небольшим. В центре этого мира находился Нил, текущий с юга на север, а по берегам его лежала плодородная земля. В Египте царили мир и закон, а остальные страны, как думали египтяне, пребывали в невежестве и были жалкими. Только Египет был самой лучшей и "правильной" страной, поэтому жители Египта называли его любимой землей. Вокруг располагалась чужая враждебная страна, мир хаоса. Египтяне привыкли к мысли, что Египет правильная страна, и когда они видели, например, реку, которая течет не с юга на север, как Нил, а наоборот, то считали такую реку "неправильной водой".

Живой бог - фараон. Египтяне считали, что боги находятся в их стране постоянно, что самим Египтом правит живой бог - фараон. Царь Египта (фараон) считался сыном бога солнца Ра, и еще его считали молодым богом Гором. Египтяне очень почитали своего владыку. Они полагали, что царь борется со всеми черными силами, которые могут разрушить Египет и мир. Царь - сын солнца, живой бог, стоит на страже мирового порядка. Он следил за тем, чтобы выполнялись законы, которые были написаны для людей. От его имени произносили приговор суда, по его приказу ловили преступников, наказывали и награждали. Считалось, что все жертвы богам, которые приносятся в Египте, должен приносить царь. Он приносил жертву богу Нила, а когда приходило время, бросал в воды Нила свиток папируса с приказом о том, чтобы начался разлив. Люди думали, что без этого Нил, мог бы и не разлиться.

Для богов царь строил храмы, а для своей вечной жизни - гробницы. Это были величественные пирамиды, а позже - большие украшенные росписью гробницы, высеченные в скалах. За эту заботу боги защищали и оберегали Египет. Считалось: чем больше у царя гробница или пирамида, тем дольше будет жить память о нем и тем дольше будет царь (даже давно умерший) защищать и оберегать Египет.

Фараон молился богам и просил, чтобы они защитили Египет, а они открывали ему свою волю во сне или через пророков. Боги за те дары, которые царь преподносил им, помогали ему, давали Египту хороший урожай, отводили болезни, засухи, следили за тем, чтобы вовремя разливался Нил.

Когда царь по решению богов отправлялся на войну для того, чтобы расширить пределы Египта - самой лучшей страны в мире, то боги защищали его. Они помогали ему сражаться, а врагов повергали в прах. Бог Амон Ра даже обращался к фараону с такой речью:

«Говорит Амон-Ра владыка Карнака… Я связал нубийцев десятками тысяч И северян сотнями тысяч пленными. Они приходят с приношениями на своих спинах, Сгибаясь перед твоим величеством По моему приказу».

Жизнь «живого бога» - фараона не была легкой. Он был обязан строго следовать обычаям и правилам. Весь его день расписывался по минутам, фараон должен был строго выполнять установленные правила, иначе могла случиться беда. Его окружала роскошь и огромное количество придворных и слуг, которые выполняли любое приказание «живого бога». Фараон следил за всем, что происходило в Египте. Настоящее имя фараона запрещалось произносить, его называли «перо» - «большой дом», то есть дворец. (отсюда и происходит слово «фараон»). А всего у фараона было пять имен, и когда их писали на стенах храмов или в папирусе, то имена эти помещали в особую рамку, картуш, для того, чтобы даже написанного имени не могли коснуться злые силы.

После своей смерти фараон сразу же попадал на небо к богам и там путешествовал по небу вместе богом солнца Ра в его ладье. Хоронили же фараонов с огромной роскошью и строили для них поминальные храмы, чтобы владыки Египта даже после смерти не покидали своей страны

Жрецы и храмы. По всему Египту было построено множество храмов для богов. Египтяне считали, что боги хотя и живут на небе, очень часто бывают на земле и приходят в храмы - свои дома. Храмы были разные. Были храмы солнечных богов, без крыши. Они представляли собой огороженные стенами площадки. Богу Солнца ставили обелиски - высокие прямоугольные каменные столбы, верхушки которых покрывали позолоченной медью. Как только первые лучи солнца касались их, обелиски начинали ярко блестеть, а все вокруг еще пребывало в утреннем полумраке. Жители Египта думали что на вершинах обелисков отдыхает бог Ра. Были и другие храмы.

В храм вела мощеная камнем дорога, по обеим сторонам которой стояли статуи сфинксов. Дорога приводила к храмовым башням - пилонам. Перед башнями стояли обелиски и статуи фараонов. В пилонах были ворота, которые вели внутрь храма, за воротами шли колонные залы, святилища и другие постройки. Храм был огромным домом бога. Его украшали статуями, росписями на мифологические сюжеты. В глубине храма стояла статуя бога. Для бога в храме было все необходимое - одежды, утварь, пища. Служители храма - жрецы, каждый день приносили богу жертву, одевали его статую в одежду, курили богу благовония и пели молитвы. Только жрецы знали все тонкости и правила ритуала.

Бог Апис и его храм. Были в Египте и «живые боги». Так, во всем Египте почитали «живого бога» Аписа. Считалось, что бог Птах когда-то воплотился в быка. Это и был Апис. Жил этот бог-бык в Мемфисе, в особом храме, его выбирали по особым признакам: он должен был иметь черную шкуру, на лбу белое пятно в форме полумесяца, и много других признаков. Его приводили в храм, где ему приносили жертвы и возносили молитвы. Когда Апис умирал, страна погружалась в многодневный траур. За это время жрецы дложны были найти нового Аписа, т.е. теленка, который обладал бы теми же признаками, что и старый. Тело умершего Аписа бальзамировали и хоронили не менее торжественно, чемфараона. Археологи обнаружили целое кладбище Аписов.

В других городах Египта были свои священные животные, был даже бог-крокодил.

Мифы и боги в жизни простых египтян. Жизнь простых египтян: крестьян, ремесленников, воинов, торговцев - также была неразрывно связана с мифами. Сама природа Нильской долины была для египтянина сказочной. Тогда люди еще не могли знать почему происходят разливы Нила, и считали, что в этом проявляется воля богов. А от Нила зависела вся жизнь в Египте. Поэтому для египтян Нил был священной рекой. Когда утром поднималось Солнце, египтяне считали, что это бог Ра покинул свою ночную ладью и пересел в дневную, чтобы светить людям. Когда наступало время засухи, и из пустыни дули раскаленные ветры, иссушающие все живое, египтяне верили, что это происходит из-за того, что злой Сет победил и убил Осириса и насылает из пустыни злые ветры на Египет. А когда начинался разлив, они считали, что Осирис возродился к новой жизни, и с ним ожила вся природа.

С самого рождения египтянина окружало огромное множество богов и духов. При рождении семь богинь Хатхор писали на листьях волшебного дерева судьбу египтянина. Богиня Исида защищала его от бед и болезней, помогала своими заклинаниями, если его кусала змея. Бог мудрости Тот помогал жителям Египта учиться, божок Бэс прогонял от него злых духов. Если боги не сразу приходили на помощь, можно было обратиться к ним с молитвой, или прочитать заклинание или прибегнуть к помощи волшебных амулетов, которых у каждого египтянина было множество.

Египтянин в своей жизни учитывал хорошие и плохие дни; были даже целые книги, в которых писалось, что можно и что нельзя делать в тот или иной день.

Осирис, Царство мертвых, Книга Мертвых. Ну а после того как человек умирал, его готовили к вечной жизни в загробном мире. Из его тела опытные бальзамировщики делали мумию. Для изготовления мумии использовали материалы, которые происходили, как считали египтяне, из тех слез, что пролили боги, когда оплакивали гибель Осириса. Боги, по убеждению египтян, давали полотно, в которое заворачивали мумию. Стенки гроба-саркофага и гробница были расписаны изображениями богов и суда Осириса. Умерший попадал на суд Осириса, и если решение суда было положительным, оставался в царстве мертвых. Для того, чтобы египтянин не заблудился в царстве мертвых, в гроб ему клали написанный на папирусе «путеводитель» - Книгу Мертвых.

Вот так вся жизнь в Египте была связана с мифом. Египтяне почитали богов, о которых говорилось в мифах, выполняли действующие в них правила. Египтянин постоянно ощущал, что рядом с ним находятся боги, духи добрые злые, от которых зависит его жизнь.

Вся великая культура Египта, все, что дошло до нас, является отражением тех чувств, которые испытывали египтяне, думавшие, что их жизнь связана с жизнью богов и зависит от них во всем.

Имя «фараон» стало определением носителя верховной государственной власти только в эпоху Нового царства. До этой эпохи древнеегипетская транскрипция «per-oa» (искаженная древнегреческая («φαραώ») дословно означала «Великий дом». Однако еще задолго до наступления новых времен Яхмеса I, Тутмоса и Аменхотепа III египетские правители имели всеобъемлющую власть, которая позволяла вести захватнические войны, содержать в повиновении армии рабов, сооружать циклопические монументы и грандиозные усыпальницы. Это производило достаточно сильное впечатление на окружающих. Многие жители дельты Нила и послы других государств считали, что фараон в Древнем Египте – это материализовавшаяся в плоть одна из ипостасей древнеегипетских богов.

Значение фараона в Древнем Египте

Древнеегипетские фараоны если и не считались земным воплощением бога, то рассматривались как посредники между божественным духом и земной материей. В непогрешимости фараона нельзя было сомневаться, за любое осуждение воли египетских властителей ослушника ждали два наказания – рабство или смерть. При этом атрибутике достоинств фараона была весьма разнообразна и обширна. Любой атрибут одежды египетского царя помимо чисто унитарной функции носил и смысловую.
Роль не чисто управленческая или военная, но и определённой мере сакральная. Именно благодаря его близости к религиозным культам обеспечивался разлив Нила – гарант плодородия почвы у высоких урожаев. Жрецы, доводили до масс простонародья волю египетского правителя, с использованием магических обрядов. Причем значение фараона в Древнем Египте подчеркивалось каждой мелочью, любым бытовым действием. Ни простолюдин, ни верховный сановник не могли сесть за стол без упоминания имени фараона, которых у него было несколько. При этом, произносить истинное имя властелина (Рамсес, Эхнатон, ) запрещалась. Наиболее употребительным, расхожим было определение — «жизнь-здоровье – сила».
Лишь немногим египтянам удавалось увидеть земное воплощение всевышнего воочию. Даже приближенные вельможи подбирались к фараону, ползя на коленях и преклонив голову. Умерший фараон должен был воссоединиться со своим божественном сообществом и его небесная жизнь, как и земная должна проходить в роскоши. Фараон в загробном мире должен иметь все необходимое что его окружало в земной юдоли. Именно этим объясняется богатство и разнообразие погребальной утвари.


Первые фараоны Древнего Египта

Несмотря на то что первым правителем Древнего Египта официально признан Ни-Нейт, (Хор-ни-Нейт), годы правления которого до настоящего времени не определены, в действительности это первый правитель Египта династического периода. История египетского государства гораздо древнее и до Ни-Нейта правили мифические владыки (Птах, Ра, Осирис) и фараоны додинастического периода («Слон», Пен-абу («Бык») и «Скорпион» I). Кто они такие и являются ли реальными личностями современная египтология не может дать ответа. Действительные первые фараоны Древнего Египта – (Хат-Хор (Хор-хат), Ка, (Хор-ка, Хор-сехен), Нармер (Нар)) малоизветны и о них не осталось практически никаких материальных свидетельств.
Говорить о величии фараонов можно начиная с эпохи правления Джосера — первого фараона III династии Древнего царства и строителе первой, ступенчатой пирамиды.


Имена фараонов Древнего Египта

Как и все обряды Древнего Египта, одежда верховных правителей и имена египетских фараонов носили налет сакральности. Используемые в современной литературе имена скорее прозвища (если не сказать «клички») фараонов Древнего Египта. Личное имя, пишущееся одним иероглифом будущий правитель получал при рождении. При назначении его наследником престола Верхнего и Нижнего Царства, впереди личного имени обязательно делалось уточнение – «сын Ра». Если на престол вступала женщина, то приставкой служило определение «дочь Ра». Первой «фараоншей» удостоившейся такого титула была царица Мернейт («Быть любимой»). По дошедшим до нас сведениям она была женой или фараона Джета (Уэнефеса) или Джера (Хор Хвата).
При вступлении фараона на престол ему присваивалось тронное имя. Именно эти имена отображались в картушах, благодаря которым Жан-Франсуа Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы.
Кроме этих двух имен фараон мог именоваться Золотым именем, именем по Небти и Хоровым имени (именем Хора).



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...