Древние народы на территории России. История государства и народов России

На данную тему существует множество теорий. Согласно самой распространённой из них, древнюю Русь до прихода славян населяли различные племена.

Чудь

Одним из самых многочисленных и загадочных племён, проживавших на Руси до прихода славян считалась чудь. Эта народность оставила после себя множество топонимов в качестве наследства. Например, Чудское озеро, Задние Чуди и так далее. Историки по сей день спорят, кем же были представители этого племени. Кто-то относит их к финно-уграм, а другие называют арийцами.

Одним из самых многочисленных и загадочных племён, проживавших на Руси до прихода славян считалась чудь // Фото: tainyurala.ru


В отличии от других племён, проживавших на Руси, чудь упрямо не хотела ассимилироваться со славянами. Представители данной народности долго жили бок о бок с пришельцами, оставаясь равнодушными к их культуре. Славяне и чудь поддерживали добрососедские отношения. Представители этого племени часто вступали в войско киевских, новгородских и других князей. Возможно, мирное сосуществование чуди и славян продолжалось бы и по сей день, но этому помешала христианизация Руси. Чудь наотрез не захотели принимать новую веру, и просто ушли на север. Историки до сих пор спорят, остались ли в живых потомки чуди и где именно племя дожило последние дни своей истории.

Киммерийцы, скифы, сарматы

Тем временем побережье Чёрного моря активно обживали киммерийцы. Это кочевое племя, которое не оставило явный след в истории Руси. Киммерийцев вытеснили похожие на них скифы, о чьих курганах и золотых украшениях знает каждый школьник. О скифах можно прочитать в работах греческих историков. Как известно, греки активно колонизировали Крым и часто торговали, а иногда и конфликтовали с кочевыми племенами, живущими по соседству.


Скифов постигла судьба киммерийцев, их также вытеснило более молодое и агрессивное племя сарматов // Фото: ukhtoma.ru


Именно от греческих историков мы узнали, что скифов постигла судьба киммерийцев. Их также вытеснило более молодое и агрессивное племя сарматов. Сарматы не слишком отличались от скифов. Они также были кочевниками и язычниками. Про их быт, верования и тому подобное исследователи узнают благодаря изучению курганов.

Культура сарматов, как и само племя, постепенно пришла в упадок. На этот раз виной этому стало не другое племя, а постепенный переход человечества от скотоводства, которым в основном и занимались кочевые племена, к земледелию. Так как в условиях степи земледелием заниматься было крайне неудобно, сарматы постепенно расползлись по более пригодным для этого территориям и ассимилировались со славянами.

Мурома

Племени мурома, пожалуй, удалось дольше всех сохранять свою самобытность по соседству со славянами. Упоминание о нём есть в «Повести временных лет». Согласно одной из версий, название племени в дословном переводе означает «возвышенное место у воды». Именно таким было расположение города Муром – центра древнего племени.


Племени мурома, пожалуй, удалось дольше всех сохранять свою самобытность по соседству со славянами // Фото: politus.ru


Представители мурома также встречались в войсках киевских князей. Кроме того, племя славилось своим необыкновенным оружием. Также, как и чудь, мурома бесследно исчезло. Вероятнее всего, постепенно их ассимилировали славяне.

Меря

Ряд исследователей уверены, что окончаниями вроде –гда в топонимах славяне обязаны племени меря. Согласно самой распространённой версии, меря относились к финно-уграм и обитали на территориях современных Костромской, Тверской, Ярославской и ряда других областей РФ.

Меря также очень долго не хотели ассимилироваться со славянами. В летописях упоминается крупное восстание этого племени, произошедшее в 1024 году и жестоко подавленное киевским князем Ярославом Мудрым. Впоследствии меря, как и мурома, ассимилировались со славянами.

Бесспорно, земли Руси до прихода сюда славян не пустовали. Из-за своего мягкого климата и плодородных почв, эти территории всегда представляла интерес для людей. Хочется верить, что в будущем историкам удастся отыскать новые данные и всё же выяснить, кто же населял Киевскую Русь до прихода славян и что именно досталось современникам от первых поселенцев.

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре. ЧУДЬ «Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след. Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы. В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли. МЕРЯ «Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку. С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание. Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа. Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет. МУРОМА Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром. Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается. Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Какие народы проживали на наших территориях до прихода славян?

Отсутствие каких-либо письменных источников усложняет ответ на вопрос, «Кто жил на территории России до прихода славян». Эти народы были вытеснены или истреблены. Ведь, когда славяне расселялись, территория была заселена.

Территория России до славян

На эту тему написано много научных работ. Учёные до сих пор спорят, откуда пришли славяне, чьи земли они заняли. В литературе на это имеется два противоречивых взгляда. Немец Шлецер предположил, что до прихода варягов на территориях от Новгорода и до Киева были непроходимые леса. И если там были люди, то дикие. Такого же мнения были: Карамзин, Погодин.

Следующая гипотеза стала писаться в книгах 19-го века, профессорами Беляевым и Забелиным. В своих работах учёные выявляли долгий исторический процесс, из родовых союзов до племён.

Писатели из Рима и Греции знали о России от купцов, которые привозили известия из колоний, находившихся тогда по берегам Чёрного моря. Здесь жили кочевые народы Азии, потом киммерийцы, скифы, сарматы. Некоторым народам юная Россия была временной стоянкой, для других же наоборот. После себя здесь они оставили многочисленные курганы и могильные насыпи.

Киммерийцы

Читателям на заметку: Если вас интересует тату наклейка , то получить всю необходимую информацию вы сможете на сайте tattoo-stickers.ru.

Давайте разберёмся, кто же такие киммерийцы, скифы и сарматы?

Первые были самым древним народом заселявшую южную Россию с 1600 до 1000 гг. до н.э. Они занимались скотоводством и земледелием. Эти народы были индоевропейского (арийского) типа. Об этих племенах имеются упоминание даже в Библии (Бытие: 10,2). Наверное, они были могущественным народом. Археологи обнаружили большое скопление поселений в районе Харькова, Орла, Самары.

На больших территориях России также отмечается влияние скифов. Если проследить, множество могильных курганов находиться в Украине и в южной России. Согласно Геродоту, именно скифы вытеснили киммерийцев с побережья Чёрного моря.

Сарматы — пришли в -м веке до н.э. Это были кочевники, которые испытывали давление со стороны тюрков. Они проживали от Дона до Туркменистана. Позже им пришлось потеснить скифов.

Несмотря на свирепую внешность взгляд бал добрым. Об этом свидетельствуют записи римского историка Аммиана Марцеллини.

У сарматской орды было большое, грозное войско. Вооружены они были хорошо, поэтому им не составило труда вытеснить скифов.

Историк Забелин считает, что греческие и римский писатели сарматами называли славян. Если так, то откуда мы?

»

Нашей планете более 4,5 миллиардов лет. В момент возникновения она выглядела совершенно по-другому. Что было в древности на территории современной России, и как она менялась с годами - в книге «Древние чудовища России» .

3000 миллионов лет назад

В первые миллионы лет своей жизни Земля походила на ад. Здесь постоянно шли кислотные дожди, извергались сотни вулканов. В было намного больше астероидов. Бесконечные метеоритные дожди формировали планету - врезались и становились ее частью. Некоторые метеориты достигали размеров современных городов.

Однажды Земля столкнулась с другой планетой, одна часть которой присоединилась к нам, а вторая отлетела на орбиту и с годами превратилась в современную Луну.

Иллюстрация из книги

3 миллиарда лет назад сутки длились всего 5 часов, а в году было 1500 дней. Раз в 50 часов происходило лунное затмение, а раз в 100 - солнечное. Это наверняка выглядело очень красиво, только любоваться природными явлениями тогда еще было некому.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...