Двусторонний характер обучения. Учебный план средней общеобразовательной школы

Лекция № 19 (2 часа)

Тема: Педагогический процесс как система и целостное явление

Цель: показать педагогический процесс как систему по организации воспитания, обучения и развития личности обущающегося.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.

2. Движущие силы процесса обучения: противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников.

3. Логика образовательного процесса и структура процесса усвоения знаний.

4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Целостность образовательного процесса.

5. Анализ современных дидактических концепций.

Основная литература

1. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 101 – 164.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – С. 147 – 164.; 185 – 214.


Дополнительная литература

3. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 90 – 93.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]: учебное пособие для / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006 – С. 70 – 78.

5. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. – с. 232 – 239.

1. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения

Дидактика – это наука, изучающая и исследующая проблемы обучения и образования; это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работах чешского ученого, педагога Яна Амоса Коменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Наряду с термином «дидактика» в педагогической науке используют термин «теория обучения».

Дидактика является частью, разделом педагогики. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, методика обучения русскому языку и литературе и др.).

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Обучение это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования.

Очень трудно дать полное определение процесса обучения, так как он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов. Отсюда и множество определений этого процесса:

Это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями (Н.В. Савин);

Сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию (Г.И. Щукина);

Взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями (В.М. Величкина);

Это процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека, овладение различными видами конкретной деятельности, как основы для формирования черт, свойств и качеств личности (Д.А. Белухин).

Категории «обучение» и «процесс обучения» – не тождественные понятия. Категория «обучение» обозначает явление, а понятие «процесс обучения» (учебный процесс) – это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).

Преподавани е – это деятельность учителя по:

· передаче информации;

· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

· оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение это деятельность ученика по:

· освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

· самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

· осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

2. Движущие силы процесса обучения: противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников



Как известно, движущей силой любого процесса являются противоречия , единство и противостояние которых как раз и обеспечивает развитие и продвижение вперед.

Основное противоречие процесса обучения – противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Данное центральное внутреннее противоречие порождает целый ряд других противоречий:

· между ранее усвоенным и изучаемым;

· между обыденно-житейским и научным;

· между теоретическими знаниями и практическими умениями эти знания применять;

· между стилями общения и поведения учителя и учащихся;

Понятно, что на самом деле в практике обучения существует гораздо больше противоречий большего или меньшего характера, которые и позволяют свершаться процессу обучения и, в целом, развитию личности его участников.

Все противоречия проявляются в педагогических ситуациях , истинной причиной которых и являются эти противоречия, которые, в свою очередь, могут иметь объективный или субъективный характер, быть постоянными или временными, типичными или случайными.

В течение педагогической деятельности некоторые противоречия удается разрешить, но на их месте появляются другие противоречия. Этот процесс практически бесконечный и подтверждает тот тезис, что педагог и учащиеся находятся в процессе собственного развития и сам процесс обучения, как и процесс педагогического взаимодействия тоже не стоит на месте.

Разрешение противоречий осуществимо при наличии условий:

1) осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса;

2) понимания необходимости этого разрешения;

3) овладения способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

Обучение - это такая разновидность человеческой деятельности, которая предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика, поэтому оно имеет двусторонний характер, то есть состоит из двух процессов: 1) процесса преподавания - деятельность преподавателя; 2) процесса обучения - деятельность ученика или коллектива. Обучение невозможно без взаимодействия учителя и учащихся, которая бывает непосредственной (учитель и ученик совместно реализуют задачи обучения) и опосредованным (ученик выполняет задание, данные учителем ранее). Процесс обучения может проходить и без учителя (например, самостоятельная работа). Процесс обучения - это не механическая сумма процесса преподавания и обучения. Это качественно новое целостное явление. Суть учения - это единство познания и общения. Процесс обучения включает цель, мотивы, содержание, способы деятельности, он требует напряжения воли, физических и интеллектуальных сил, способов регулирования действий и контроля за их результативностью. Поэтому можно вы делить такие компоненты в структуре процесса обучения:

1. Целевой компонент - это осознание педагогом и учащимися целей и задач каждого предмета, его конкретных разделов и тем. Это осознание зависит от уровня образованности и воспитанности учащихся, знаний предыдущего материала, а всего - от целеустремленности учителя, его умение поставить и разъяснить цели и задачи своим воспитанникам.

2. Стимулирующее-мотивационный компонент процесса обучения - это продолжение целевого разъяснения, углубленная мотивация, меры по стимулированию познавательного интереса, чувство долга и ответственности у учащихся.

4. Операционно-деятельностный компонент, который можно назвать методическим, потому что он охватывает все методы, приемы, формы обучения, которыми оперирует учитель в процессе своей деятельности, взаимодействия с учениками.

5. Контрольно-регулятивный компонент - это контроль за ходом процесса обучения "обратная связь - получение учителем информации о степени затруднений, недостатки, качество этапов обучения. Он включает те методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, которыми пользуется учитель параллельно с изложением нового материала. Обратная связь предполагает коррективы, регулирования процесса обучения, внесение изменений в методы и средства обучения.

6. Оценочно-результативный компонент - завершающий в процессе обучения, он предусматривает оценку знаний учащихся до выпуска из средней школы, а также самооценку учениками достигнутых результатов. Все компоненты нужно рассматривать во взаимосвязи, они представляют собой этапы, звенья в структуре процесса обучения, к ним нужно подходить творчески, не допускать шаблона в их использовании.

Роль учителя в учебном процессе. Учитель выступает как организатор и руководитель учебной деятельности учащихся. Ему принадлежит руководящая роль. Деятельность учителя состоит из планирования, организации, стимулирования, бегущей контроля, регулирования, анализа результатов. Планирование - это составление календарно-тематических и поурочных планов. С некоторых предметов учителя получают готовы тематические планы и вносят в них лишь некоторые коррективы. При составлении поурочных планов учителя пользуются пособиями по методике преподавания конкретных предметов. Молодые учителя пишут подробные планы уроков, в которых указывают цель, основные вопросы для опроса учащихся, выкладывают новый материал, отмечают номера упражнений, задач для закрепления и повторения, содержание домашней работы, перечень оборудования и литературы. Опытные учителя пишут менее детальные планы.

Организация процесса обучения состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. На подготовительном этапе учитель подбирает ТСО, наглядность, раздаточный материал, проводит опыты, демонстрации, просматривает диафильмы, подбирает учебно-методическую литературу, пишет план.

Организация деятельности учителя - это постановка задач урока, создание благоприятных условий, распределение функций при организации практических работ, краткие инструкции, своевременная помощь ученикам.

Стимулирующая функция учителя заключается в том, что он обеспечивает потребность в изучении темы, раскрывает ее значение, продумывает приемы стимулирования познавательной активности учащихся, снимает напряженность, перегруженность и повышает активность учащихся.

Бегущая контроль, регулирование и корректировки учебного процесса осуществляется путем наблюдения, конкретных вопросов, упражнений, индивидуальных собеседований, анализа письменных работ, тетрадей учеников. Он позволяет выявить типичные недостатки, затруднения у учащихся, предупредить пробелы в знаниях, учитель должен видеть рациональность выбранного варианта учебной деятельности, регулировать, дополнять и изменять его темп обучения.

Анализ результатов - завершающий цикл обучения. Здесь важно установить уровень осознания знаний учащимися, умение применять полученные знания, проанализировать причины пробелов, наметить пути их ликвидации.

Чтобы осуществлять процесс преподавания, учителю необходимо знать цель школы, место "своего" предмета в ее реализации, знать учеников, уметь управлять процессом обучения.

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. В основе процесса обучения лежит идея деятельностного подхода, разработана отечественными психологами. Обучение - это система познавательных действий учащихся, направленная на решение учебно-воспитательных задач. Очень важна формула.Л. Выготского "Обучение идет впереди развития", то есть учета зоны ближайшего развития личности, ориентация не на достигнутый сегодня уровень развития, с на более высокий, которого может достичь ученик под руководством и с помощью учителя. В школе развивающего обучения - наоборот, впереди идет развитие умения учиться.

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода есть свой, наиболее характерный вид деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте - это обучение, в среднем школьном возрасте - общественно-полезная практика и общение, в старшем - особая профориентационная работа, самостоятельные суждения и оценки. Важно развивать все богатство видов деятельности. Большое значение для усвоения знаний имеет аналитико-синтетическая деятельность, сравнение, ассоциации, обобщения, гибкость мышления, смысловая память. Выдающиеся ученые-дидактики П. Гальперин и Н. Талызина разработали структуру цикла усвоения: предварительное ознакомление с действием, условиями ее выполнения; формирование действий в форме операций, формирование действия как внеязыковой; формирование действия во внешней речи; формирование действия во внутренней речи, переход ее в глубокие процессы мышления. Вся эта последовательность умственных действий применяется к объяснительно-иллюстративного, а не к проблемному обучению. Существует два типичных варианта учебной деятельности школьников:

Урок и самостоятельная работа учащихся. На уроке ученик выполняет следующие действия: воспринимает учебные задачи, планы действий от учителя; осуществляет учебные действия и операции; регулирует учебную деятельность; анализирует результаты обучения.

В ходе самостоятельной деятельности ученик выполняет следующие действия: планирует задачи своей учебной деятельности, методы, средства, формы обучения; самоорганизовуе учебную деятельность; осуществляет самоконтроль результатов учебной деятельности.

Психологический характер процесса усвоения включая восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение.

Восприятие является необходимым условием и началом большого усвоения. В процессе обучения восприятию предшествует создание готовности учащихся к участию в обучении, формирование их познавательной активности, мотивация обучения, опора на предыдущие знания и опыт, сосредоточение внимания на объекте познания.

Новый учебный материал необходимо излагать лаконично, информацию обобщать и унифицировать, акцентировать внимание учащихся на смысловых моментах, отделять относительно самостоятельные единицы учебного материала; новый материал должен иметь четкую, понятную и легкую для запоминания структуру, нужно очистить новый учебный материал от лишней информации. Учитель должен хорошо владеть методами эмоционального воздействия на учащихся; использовать их в процессе изложения нового материала. Особое значение имеет первое впечатление ученика от учебной информации (явление импритингу), оно надолго остается в сознании, 90% знаний ученик получает через зрение, поэтому визуальном представлению учебной информации нужно уделить особое внимание.

Понимание учебного материала - это обобщенное установления связей между явлениями и процессами, их строением, составом, назначением, мотивами. При этом очень важно четко, доступно, логично излагать новый материал, включать учащихся в сопоставление фактов, данных исследований. Понимание невозможно без глубокого проникновения в суть явлений, процессов. Понимание еще не обеспечивает полного усвоения материала, оно является исходным для глубокого разностороннего осмысления информации.

Осмысление - это более глубокий ход процессов анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции. В ходе осмысления обогащается понимание, оно становится разносторонним и глубоким, появляются начала убеждение, умений, открытий.

Обобщение происходит тогда, когда выделяются и объединяются общие существенные черты предметов и явлений, которые изучаются. Оно ярко проявляется при выделении главного, существенного. Обобщение завершает обучение, но не обязательно, потому что, например, законы можно дать и в начале урока. Степень обобщения знаний проверяется при переносе их на решение новых учебно-практических занятий. На этапе обобщения осуществляется систематизация знаний - это классификация фактов, явлений, процессов.

Закрепление - это повторное осмысление с целью запоминания. В закреплении материала важное значение имеет первичное, текущее и обобщающее повторение. К организации повторения предъявляются следующие требования: оно должно быть целенаправленным, иметь определенную мотивацию, быть правильно распределенным во времени, проводиться частями или в целом, не должно.допускаты механического запоминания.

Применение знаний, умений и навыков. Завершающим этапом процесса обучения является применение полученных знаний на практике. Это - осуществление перехода от абстрактного к конкретному. Учащиеся выполняют различные упражнения, самостоятельные лабораторные и практические работы, пишут сочинения, решают задачи, готовят межпредметные конференции, составляют вариативные задачи.

Эффективность обучения зависит от мотивации. Зная мотивы учащихся, учитель может ликвидировать недостатки. Необходимо углублять мотив долга, ответственности учащихся за обучение, образованность, волю, все время подчеркивать значение обучения, быть требовательным к ученикам, применять поощрения.

Эффективность усвоения зависит от уровня развития эмоциональной сферы школьников. На уроках нужно умело применять яркие примеры, материалы периодической печати, грандиозные цифры и факты НТР произведения искусства, цитаты великих людей и тому подобное. Эмоциональному развитию учащихся способствует атмосфера комфорта, защищенности от несправедливости, тонкий педагогический подход, высокая требовательность, содержание урока. В процессе обучения нужно отыскивать возможности для самостоятельной работы учащихся, поскольку ее значение незаменимо. Ученики должны проводить опыты, наблюдения, решать экспериментальные задачи, нужно применять специальные приемы творческого мышления.

Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (материальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.).

Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения.

Процесс обучения

Процесс преподавания Процесс учения

(деятельность преподавателя) (деятельность ученика

или группы учеников)

Обучение невозможно без одновременной активной деятельности преподавателя и обучаемых, без их активного дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию их учебно-познавательной деятельности, то процесс обучения фактически не протекает.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способов мышления и деятельности.

Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление воспринимаемой в ходе учебного процесса информации. Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходимы активность и взаимодействие всех участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно заметил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел – который надо зажечь». Следовательно, обучение можно охарактеризовать как целенаправленный процесс активного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого у учащихся формируются знания, умения, навыки, способы мышления и деятельности на основе их собственной активности.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 7.1.1. Двусторонний характер процесса обучения.:

  1. Лекция 2. Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика
  2. Семинар 1. Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика
  3. 7) двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
  4. 7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса
  5. 4. Обучение как система и как процесс. Этапы процесса обучения. Цели, принципы, содержание обучения.
  6. Понятие о дидактике. Процесс обучения и ею основные признаки. Функции и движущие силы процесса обучения. Учение и преподавание, их взаимосвязь.
  7. 42. Компоненты процесса обучения: преподавание, учение, научение как результат процесса обучения.
  8. Вопрос 45. Формирование характера. Характер и деятельность. Характер и темперамент. Характер и межличностные отношения. Характер и внешность.
  9. 10. Обучение как средство умственного воспитания. Модели процесса обучения. Типы обучения
  10. 31. Характер человека. Взаимосвязь характера и темперамента. Типология характеров. Структура характера.
  11. 16. Сущность процесса обучения. Функции обучения и его виды
  12. 9. Сущность, структура и движущие силы обучения. Основные закономерности обучения и их учет в организации образовательного процесса.

1. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

2. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

1. Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Двусторонний характер процесса обучения - это форма, в которой происходит процесс обучения. По форме процесс обучения состоит из двух сторон: преподавания и учения. Между ними должно быть следующее взаимодействие: учитель преподает так, чтобы все участники процесса обучения стали субъектами, т.е. активными, самостоятельными учениками в овладении знаниями.

Однако учитель в массовой практике часто этот процесс строит не как взаимодействие, а воздействие на учащихся, т.е. упрощает его по такой формуле: «Я преподаю, а вы должны учиться». Если учащиеся не исполняют свой долг учения, то учитель начинает предъявлять к ним требования, а в случае их неисполнения - наказывать. В этой ситуации, когда отсутствует взаимодействие учителя и ученика и когда оно подменено воздействием учителя на учащихся, процесс обучения теряет и обучающую, и развивающую, и воспитывающую функции, в результате процесс познания в обучении носит поверхностный, формальный характер, что отмечал Я.А. Коменский. Об образовании он писал, что учащиеся должны получать не

поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения ос­нована на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения. Об этом пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети!»:

“На проводимый мною открытый урок пришли 15 учителей. Я начал урок этим приветствием и тут же радостно осознал, что мне удалось произнести его в...особой тональности. После урока я подходил к каждому присутствующему и спрашивал: «Вы, наверное, обратили внимание, как я произнес: "Здравствуйте, дети!"?» И они ничего не смогли мне сказать, даже не смогли точно вспомнить, е какими словами я обратился к детям. «Приветствие как приветствие, - говорили они в недоумении, - что тут особенного?..» Как удивлялся я, что особая тональность приветствия - располагающая, добрая, стимулирующая бодрость духа, радость учения, счастье общения - не достойна того, чтобы ее рассматривали как прием воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды в человека? Скажите человеку «Здравствуйте» тоном снисхождения или тоном, выражающим радость встречи, и вы увидите, как одно и то же слово, произне­сенное по-разному, будет менять отношение к вам людей!


Как произнести приветствие «Здравствуйте, дети!» - это серьезная педагогическая проблема... Моя заповедь гласит:

Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах...

Ш.А. Амонашвили любит детей педагогической любовью, особенно он любит шалунов, чего нет в массовой практике педагогической деятельности учителей. Его любовь к ним выражена в такой его характеристике:

«Шалуны - сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений...

Шалуны - жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться...

Шалуны - дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению, они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей...

Шалуны - дети с юмором. Видят смешное в самом серьезном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор...

Шалуны - общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей...

Шалуны - деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности... (1, 26-27).

Так ли относится учитель к шалунам?

Как относятся будущие учителя к нестандартным детям, можно выяснить, предложив студентам такую диагностику:

«Разделив лист бумаги вертикальной чертой пополам, поставьте знак минус над его левой половиной и знак плюс над правой. Далее заполните каждую из половин краткими характеристиками (эпитетами), которые учитель применяет к ученикам. Соответственно, под минусом записывайте отрицательные характеристики, а под плюсом - положительные».

Затем можно заслушать несколько студентов по результатам этой диагностики и попросить их сделать выводы об их отношении к ученикам с большим «набором» отрицательных качеств личности.

2. Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?»

Психолог Б.Г. Ананьев приводит факты общения учителя с учащимися, свидетельствующие о том, что учитель действительно не задумывается над своим общением с детьми. Педагог обращается к слабой ученице после того, как не ответили на вопрос сильные и средние ученики: «Ну, может быть, хоть ты ответишь?» Такое обращение учителя к ученице создает неблагоприятную обстановку для правильного ответа. Большое значение для ответа учащихся имеет то, как учитель обращается к ученикам: «Петя, скажи нам»; к другим ученикам обращается по фамилиям: «Иванов, скажи нам!», а к некоторым - показывая рукой или глазами на ученика или неопределенно: «Вот ты там, да, да, да, ты скажи нам!»

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителя с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учитель-авторитарист чаще всего стремится отобрать у учащихся инициативу, торопится досказывать ответы учащихся или вместо них отвечать. Инициативны те учащиеся, у которых есть способности и которые всегда поднимают руки, а остальные шалят, т.е. проявляют инициативу не в учении, а в шалостях. И учитель-авторитарист ведет наступление на шалунов, требуя от них дисциплины, наказывая за ее нарушения.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

1) доверие интеллектуальным силам ребенка, предоставление им самостоятельности в познавательной деятельности;

2) минимум поощрений и наказаний;

3) предоставление детям права самим регулировать свое поведение;

4) вовлечение детей в учение так, чтобы оно приносило им радость и успехи;

5) отсутствие принуждения к учению.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:

1) закономерность меры, времени, места воздействия на ученика - учитель, в интересах эффективности взаимодействия с учениками, далеко не всегда должен обнаруживать перед учеником, что он видит и все замечает; кое-что в поведении ученика учитель должен «не замечать» или не замечать до какого-то времени;

2) существует зависимость между тоном речи и воспитательной его эффективностью - чем менее уважителен тон учителя, чем более он раздражителен, тем ниже его положительное воздействие на учащихся.

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Литература (основная):

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. М. Академия. 2006.

Литература (дополнительная):

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.

2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Учебное пособие. Таганрог. 2007.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа. 1990.

4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Личностный характер обучения состоит в том, что…

1) в процессе обучения происходит формирование личности;

2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.

Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.

Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.

Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания):



Восприятие нового материала;

Осмысление воспринятого;

Запоминание;

Применение усвоенных знаний на практике;

Последующее повторение;

Обобщение и систематизация изученного;

Самоконтроль результатов обучения;

Выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.


25. Ценности образования в российской педагогической школе

Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности.

Одной из педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком.

В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма, Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях. Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.



Вышеуказанное не означает, что для образования снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства (как отражение базовой ценности культуры полезности), то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).

Таким образом, образование тесно связано с особенностями человеческого существования и имеет несколько разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития человеческого общества.

24. Учебный план средней общеобразовательной школы.

Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой - сами являются предпосылкой для реализации.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана..

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:

Собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы.

Рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно советом школы.

Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон РФ об образовании дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам.

В учебном плане выделяются ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ШКОЛЬНЫЙ (МЕСТНЫЙ) компоненты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык,математика, информатика, физика и астрономия, химия).

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).

ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовы-вать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст.32, п.2 Закона "Об образовании" является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных годах) об щая и по каждой из его ступеней;

б) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обя зательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

в) максимальная обязательная недельная учебная на грузка учащегося, включая число учебных часов, отводи мых на обязательные занятия по выбору;

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...