Эдуард Багрицкий (Дзюбин) - биография. Багрицкий георгиевич эдуард стихотворения и поэмы

Эдуард Багрицкий (1895–1934) - поэт романтического подвига. Первые его стихотворения появились в дореволюционных одесских альманахах. Героика революции и гражданской войны, социалистических преобразовании, энтузиазм первых пятилеток окрасили поэзию Багрицкого в яркие, подчас трагические тона. От книжной романтики поэт пришел к прославлению романтики мира, обновленного революцией. Через увлечение свободолюбивой поэзией Багрицкого проходит каждое новое поколение читателей. Лучшие его произведения стали советской поэтической классикой.

Стихотворения

Суворов

О кобольде

Нарушение гармонии

Гимн Маяковскому

Дерибасовская ночью (весна)

О любителе соловьев

Креолка

Пристань

В пути («Уже двенадцать дней не видно берегов…»)

Конец Летучего Голландца

Газелла («В твоем алькове спят мечты…»)

Рудокоп

Славяне

Осень («Литавры лебедей замолкли вдалеке…»)

Полководец

- «О Полдень, ты идешь в мучительной тоске…»

- «О кофе сладостный и ты, миндаль сухой!..»

- «Я отыскал сокровища на дне…»

- «Движением несмелым…»

- «Заботливый ключарь угрюмой старины…»

Осень («Я целый день шатаюсь по дорогам…»)

Осенняя ловля

Птицелов

Тиль Уленшпигель («Весенним утром кухонные двери…»)

- «Я сладко изнемог от тишины и снов…»

Баллада о нежной даме

Рассыпанной цепью

- «Здесь гулок шаг. В пакгаузах пустых…»

Путнику

Чертовы куклы

Освобождение (Отрывки из поэмы)

- «Потемкин»

Александру Блоку

Ленинград

- «Великий немой»

Октябрь («Неведомо о чем кричали ночью…»)

Украина

Песня о Джо

Большевики (Отрывки из поэмы)

Тиль Уленшпигель. Монолог («Отец мой умер на костре, а мать…»)

Тиль Уленшпигель. Монолог («Я слишком слаб, чтоб латы боевые…»)

Песня моряков («Если на берег песчаный…»)

Моряки («Только ветер да звонкая пена…»)

Пушкин («Когда в крылатке, смуглый и кудлатый…»)

Одесса («Клыкастый месяц вылез на востоке…»)

Красная Армия

Февраль («Темною волей судьбины…»)

Коммунары

Баллада о Виттингтоне

Песня о Черном Джеке

Предупреждение

Рыбачьи песни

Рыбаки («Если нам в лица ветер подул…»)

В пути («Мало мы песен узнали…»)

Саксонские ткачи (Песня)

К огню вселенскому

Памятник Гарибальди

Осень («По жнитвам, по дачам, по берегам…»)

О Пушкине («…И Пушкин падает в голубоватый…»)

Скумбрия

Бастилия

Слово - в бой (На смерть т. Малиновского)

Порт (Летний день)

Возвращение

Осень («Осень морская приносит нам…»)

Кинбурнская коса

Детство

Моряки («Ветер качает нас вверх и вниз…»)

Охота на чаек

Рыбаки («Восточные ветры, дожди и шквал…»)

Одесса («Над низкой водою пустые пески…»)

За границу

Ленин с нами

Укразия

Стихи о соловье и поэте

- «Взывает в рупор режиссер…»

Стихи о поэте и романтике

Завоеватели дорог

Февраль («Гудела земля от мороза и вьюг…»)

Иная жизнь

Ночь («Уже окончился день - и ночь…»)

- «От черного хлеба и верной жены…»

Контрабандисты

Бессонница

Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым

Папиросный коробок

Трясина

Можайское шоссе («По этому шоссе на восток он шел…»)

Можайское шоссе (Автобус) («В тучу, в гулкие потемки…»)

Новые витязи

Cyprinus carpio

Исследователь

Всеволоду

Стихи о себе

Соболиный след

Вмешательство поэта

Происхождение

- «Итак - бумаге терпеть невмочь…»

Весна, ветеринар и я

Звезда мордвина

Разговор с сыном

Медведь

Сказание о море, матросах и Летучем Голландце

Трактир

Дума про Опанаса

Последняя ночь

Человек предместья

Смерть пионерки

Февраль

К либретто оперы «Дума про Опанаса» и к радио-композиции «Тарас Шевченко»

Примечания

Стихотворения

Эдуард Багрицкий

Обновившая мир Октябрьская революция призвала, как сказал бы Пушкин, «к священной жертве Аполлона» целый отряд молодых поэтов-романтиков - ярких, талантливых, не похожих друг на друга, но объединенных романтическим мироощущением. Николай Тихонов, Эдуард Багрицкий, Владимир Луговской, Михаил Голодный, Михаил Светлов. Из них наиболее «яростным» и наиболее «традиционным» был Эдуард Багрицкий. Напряженный драматизм сопутствует его поэзии в сложном и противоречивом пути развития от книжной романтики к романтике новой жизни. Революция, солдатом которой называл себя Багрицкий, стала для него датой подлинного поэтического (рождения, началом своего пути в русской поэзии. С 1914 по 1917 год им написано немало звучных стихав, не отличавшихся поэтической новизной, зато впечатлявших яркой образностью, цветистой экзотикой. Стихи эти приводили в восторг одесскую литературную молодежь и печатались в роскошных альманахах квадратного формата, на глянцевой бумаге, с вычурными названиями «Шелковые фонари», «Серебряные трубы», «Авто в облаках», «Седьмое покрывало», на деньги богатого молодого человека, сына банкира, дилетанта и мецената. Тиражи были минимальны, книги издавались для избранных и давно стали библиографической редкостью. Под псевдонимами Багрицкий и Нина Воскресенская выступал юноша атлетического сложения, со шрамом на щеке и без одного переднего зуба, что, однако, не портило его артистичного чтения, а лишь придавало, как свидетельствуют современники, особый шик. В одесских парках с эстрады и в литературных домах он с пафосом и мастерски читал стихи свои и чужие, казалось, что он знал наизусть всю поэзию. Стихи юноши Багрицкого, демонстрируя поэтическую культуру и свободное владение версификацией, порой тем не менее напоминали талантливую имитацию.

Нам с башен рыдали церковные звоны,

Для нас поднимали узорчатый флаг,

А мы заряжали, смеясь, мушкетоны

И воздух чертили ударами шпаг! -

такова строфа одного из ранних, целиком не сохранившихся стихотворений. Молодой поэт, бесспорно, обладал даром проникновения в инонациональную стихию, о чем свидетельствуют его более поздние вольные переводы из Вальтера Скотта, Роберта Бернса, Томаса Гуда. В повести «Алмазный мой венец» друг юности Багрицкого Валентин Катаев пишет об этой особенности поэта, обратившись к - истории одного из его ранних стихотворений «Дионис». В Сиракузах во время своей туристской поездки Катаев услышал голос гида: «Грот Диониса»: «…в тот же миг восстановилась ассоциативная связь. Молния озарила сознание. Да, конечно, передо мной была не трещина, не щель, а вход в пещеру - в грот Диониса. Я услышал задыхающийся астматический голос молодого птицелова-гимназиста, взывающего из балаганной дневной полутьмы летнего театра к античному богу… Я не удивился бы, если бы вдруг тут сию минуту увидел запыленный пурпуровый плащ выходящего из каменной щели кудрявого бога в венке из виноградных листьев, с убитой серной на плече, с колчаном и луком за спиной, с кубком молодого вина в руке - прекрасного и слегка во хмелю, как сама поэзия, которая его породила. Но каким образом мог мальчик с Ремесленной улицы, никогда не уезжавший из родного города, проводивший большую часть своего времени на антресолях, куда надо было подниматься из кухни по крашеной деревянной лесенке и где он, изнемогая от приступов астматического кашля, в рубашке и кальсонах, скрестив по-турецки ноги, сидел на засаленной перине и, наклонив лохматую, нечесаную голову, запоем читал Стивенсона, Эдгара По или любимый им рассказ Лескова «Шер-Амур», не говоря уже о Бодлере, Верлене, Артюре Рембо, Леконте де Лило, Эрсдиа и всех наших символистов, а потом акмепстов и футуристов, о которых я тогда еще не имел ни малейшего представления, - как он мог с такой точностью вообразить себе грот Диониса? Что это было: телепатия? ясновидение? Или о гроте Диониса рассказал ему какой-нибудь моряк торгового флота, совершавший рейсы Одесса - Сиракузы?» [Катаев Валентин Алмазный мои венец: Повести. - М.: Сов. писатель, 1981, с. 28–30.] Настоящая фамилия Эдуарда Георгиевича Багрицкого - Дзюбин. Родился он в Одессе 4 ноября 1895 г. на той самой Ремесленной улице, которую упомянул Катаев, в той самой квартире, которую он описал, в семье владельца мелочной лавки. Родители хотели дать сыну коммерческое образование и вывести его в солидные, по их представлению, люди. Увлечение литературой не только не вызывало у них сочувствия, но и встречало резкое противодействие. О своем разрыве с отчим домом, с близкими по крови, но бесконечно чужими по духу людьми Багрицкий рассказал в стихотворении «Происхождение». Перед нами не только «родословная» героя, но и происхождение его романтической мечты, защитной реакции на окружающую действительность. Романтически настроенный подросток спасается в мире иллюзий от косного, иссушающего местечкового быта.

Багрицкий Эдуард Георгиевич (1895-1934), наст. фамилия Дзюбин, русский поэт.

Родился 22 октября (3 ноября) 1895 в Одессе в религиозной еврейской семье. Впоследствии Багрицкий называл своих родителей типичными представителями мелкой буржуазии. Родители хотели, чтобы сын получил солидную профессию врача или инженера, он же, с детства обладая мироощущением художника, противился тому, чтобы «на мир облокотиться, как на стол» (Происхождение, 1930).

Ай, греческий парус!
Ай, Черное море!
Ай, Черное море!
Вор на воре!

Багрицкий Эдуард Георгиевич

С 1915 печатал свои стихи в одесских литературных альманахах, стал одной из самых заметных фигур в группе молодых одесских литераторов, из которой вышли также Ю.Олеша, В.Катаев, И.Ильф и др. Последние литературные альманахи Смутная алчба и Чудо в пустыне, составленные этой группой, вышли в свет в 1918.

В 1917, работая делопроизводителем в русской регулярной армии, Багрицкий участвовал в персидской экспедиции генерала Баратова. В 1918 вернулся в Одессу и добровольцем вступил в Красную Армию. Во время Гражданской войны работал в политотделе партизанского отряда, писал агитстихи, листовки, воевал с бандами Н.Махно и атамана А.Григорьева.

С 1920 Багрицкий работал в Одессе, в ЮгРОСТА вместе с Олешей, Катаевым, В.Нарбутом и др., редактировал литературную страницу одесских «Известий», читал рабочим лекции о поэзии, вел занятия литературного кружка. В 1919 был постоянным автором одесских газет «Моряк», «Шквал», «Станок» и др. Его стихи этих лет (Фронт, Фронтовик, Красная Армия и др.) отражали впечатления Гражданской войны. Впоследствии Багрицкий отрицательно отзывался о своей «газетной лирике», однако уже в этих стихах закладывалась основа образного строя его эпической поэмы Дума про Опанаса (1926).

В эти же годы Багрицкий обратился в своей поэзии к классическим образам мировой литературы. В 1922-1923 был написан стихотворный цикл о Тиле Уленшпигеле, состоящий из пяти песен, в котором поэт воспел мужество и свободу неунывающего героя. Романтикой странствий, творчества и свободы проникнуто одно из самых известных стихотворений тех лет Птицелов (1918, 1926). Впоследствии критики отмечали живописность и «фламандскую» выразительность этих стихотворений Багрицкого, характерное для всего его творчества внимание к точной и гиперболичной поэтической детали.

В 1925 Багрицкий переехал в Москву и вступил в литературную группу «Перевал», а через год примкнул к конструктивистам. В 1930 вступил в РАПП. В 1928 вышел в свет стихотворный сборник Юго-Запад, принесший поэту широкую известность. Вошедшие в этот сборник Стихи о соловье и поэте, Стихи о поэте и романтике, От черного хлеба и верной жены..., Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым и др. были проникнуты духом революционной романтики, их главная тема - место поэта в новой жизни. Вошло в сборник и одно из лучших стихотворений Багрицкого Контрабандисты, в котором воспевались Черное море, «бездомная молодость» поэта, его способность «выстрелом рваться Вселенной навстречу». Критики называли Багрицкого самым заметным представителем романтического направления советской поэзии.

Эпическая поэма Дума про Опанаса стала одним из самых значительных поэтических произведений 1920-х годов. В беседе с читателями Багрицкий сказал: «Мы видели, как потрясался мир, мы переносили его на своих плечах». Трагедия Гражданской войны, мировые потрясения, ломающие судьбу простого человека, стали главной темой Думы про Опанаса, действие которой происходит на Украине во время борьбы большевиков с бандами Махно.

Стихи Багрицкого – это своеобразная пародия на творчество поэтов Серебряного века. Некоторым исследователям казалось, что его поэзия чисто подражательная: но это совсем не так. Поэт постоянно искал свою интонацию, свои темы и образы.

Революцию он воспринял романтически, как мощную силу, которая преобразит мир: наивные политические взгляды нашли свое отражение и в стихах той поры. В его исторических стихотворениях широко использованы традиции русского и украинского эпоса в создании образа России. В стихах о гражданской войне поэт опирался на собственный опыт, но выступал от имени народа, превращая каждую деталь в поэтический плакат.

Свободолюбие автора ярче всего выразилось в цикле стихотворений, посвященных Тилю Уленшпигелю (так называемом «фламандском цикле»), который он писал на протяжении всей жизни. Песня птиц, образ мира-птицы и мира-трактира – основные в этом цикле. А в герое, прежде всего, поэт подчеркивает черты певца, а не воина. Воспевает он здесь мир еды, дары моря и земли: как неотъемлемую часть природы.

Много стихов и песен Багрицкого написаны в стиле, традиционном для фольклора моряков. Герои этих произведений: моряки, скитальцы и контрабандисты – были близки новому читателю и нужны ему. А романтические поэмы утверждали силу творческого воображения, родственную стихии моря. В «морских стихах» поэт показывает буйство моря, его безграничную свободу – и сравнивает природу с поэзией.

Его стихотворения вошли в школьную программу – и считаются одними из лучших. На уроках дети с удовольствием читают о войне и военной славе, о Родине и революции, о Пушкине. Самые популярные – это произведения о язычестве.

Вы найдете на этой страничке произведения поэта на любой вкус: исторические и лирические, романтические и философские – и читайте с удовольствием. Тем более, что выбор тем просто поражает: кроме перечисленных выше, есть еще стихи о жизни и смерти, о труде и мещанстве, о личных переживаниях и болезнях, о свободе.

Русский поэт Эдуард Багрицкий, биография которого будет раскрыта в этой статье, после свершения Великой Октябрьской Революции стал писать соответствующие данному периоду стихи, и был одобрен новой властью. Его настоящая фамилия Дзюбин (Дзюбан), а Багрицкий - творческий псевдоним. Он умер в 1934 году, в возрасте 39 лет. После его смерти многие считали, что ему повезло, поскольку он не дожил до кровавого 1937-го.

Багрицкий Эдуард Георгиевич: биография

Будущий поэт родился в 1985 году в Одессе в семье Годеля Мошковича (Моисеевича) Дзюбана - еврея, который работал приказчиком в магазине одежды. А его мать, Ита Абрамовна Дзюбина (Шапиро), как и большинство еврейских женщин того периода, была домохозяйкой. В возрасте 10 лет Багрицкий Эдуард поступил в Одесское училище Святого Павла, где проучился вплоть до 1910 года, когда поступил в Одесское реальное училище имени Жуковского, которое находилось на Херсонской улице. Здесь он проучился еще 2 года. Параллельно с учебой он был назначен оформителем в редакции журнала «Дни нашей жизни». После окончания училища он поступил в землемерную школу, где посещал занятия еще 2 года. В 1914 г. он начала трудиться в качестве редактора в одесском отделении телеграфного агентства Петербурга.

Начало творческой деятельности

Писать стихи Багрицкий Эдуард начал еще в детстве. Однако впервые его произведения были напечатаны в альманахе "Аккорды" в период учебы в землемерной школе. В это время он еще не определился со своим творческим псевдонимом и под стихотворениями ставил подпись "Эдуард Д.". В 1915 году он стал публиковаться сразу под тремя именами: "Нина Вознесенская" , "Деси" и "Эдуард Багрицкий". Стихи его печатались в таких литературных альманахах Одессы как "Авто в облаках", "Серебряные трубы", а также в сборнике "Чудо в пустыне".

Время от времени они появлялись в газете "Южная мысль". Это в основном были неоромантические стихи, в которых чувствовалось подражание Николаю Гумилеву, Р. Стивенсону, Маяковскому. Через какое-то время все его три псевдонима стали довольно известными в родном городе, а когда стало понятно, что под всеми тремя скрывается один и тот же автор, то он стал одним из лидеров группы молодых литераторов Одессы. В этот круг входили Ю. Олеша, И. Ильф, В. Катаев, С. Кирсанов и Вера Инбер. Они собирались в каком-нибудь особняке и декламировали свои стихи. Багрицкому очень нравилось читать собственные произведения перед молодежью.

Воспоминания

Его друг Катаев позже писал: "Руки поэта Багрицкого были полусогнуты, словно он был борцом, бицепсы напряжены до предела. Он любил проводить рукой по волосам, и в результате этого он выглядел растрепанным. Его глаза можно было назвать бодлеровскими, так они мрачно смотрели из-под насупившихся бровей. При чтении его губы зловеще перекашивались. И тогда становилось заметно, что у него нет переднего зуба. Багрицкий Эдуард выглядел настоящим атлетом, силачом. На его щеке был небольшой шрам. Он придавал его лицу мужественности и навевал романтические мысли. Многим казалось, что эту отметину на его лице оставил какой-то пират или черный рыцарь, в то время как это было всего лишь зарубцевавшаяся рана от пореза оконным стеклом. Он страдал бронхиальной астмой, и для того, чтобы держать такую гладиаторскую позу, ему приходилось прилагать много усилий".

Революция в жизни поэта

За несколько месяцев до Октябрьской революции, весной 1917 г. он устроился на работу в милицию, а с октября - на службу в 25-й врачебно-писательский отряд в качестве делопроизводителя. В его составе он участвовал в персидской экспедиции генерала Баратова по оказанию помощи больным и раненым военнослужащим.

В феврале 1918 года он вернулся в Одессу. Через год добровольно вступил в ряды Красной Армии и в Гражданскую войну прослужил в партизанском отряде особого назначения. После переформирования данного воинского подразделения Багрицкий Эдуард стал инструктором политического отдела в стрелковой бригаде. Здесь он смог найти применение своему таланту и стал писать агитационные стихи. После окончания войны он вновь вернулся в родной город и, встретившись со своими друзьями-литераторами, Валентином Катаевым и Юрием Олешей, устроился на работу в Бюро печати Украинской республики (БУП), а через год его и его друзей пригласили в ЮгРОСТА, где они создавали революционные плакаты, листовки и т. д.

Продолжение карьеры поэта

В отличие от Москвы, здесь, в родном городе, многие знали, кто такой Эдуард Багрицкий. Лучшие стихи его публиковались в различных одесских газетах, а юмористические стишки - в журналах-альманахах. Здесь он подписывался как "Некто Вася", "Рабкор Горцев", ну и своим прежним женским псевдонимом "Нина Воскресенская". Проработав в Одессе до 1923 года, он по инициативе Я. М. Бельского, своего давнишнего друга, поехал в Николаев. Поэта взяли в качестве секретаря редакции ежедневника "Красный Николаев". Здесь же он печатал свои произведения. Редакция газеты часто организовывала поэтические вечера, на которых он декламировал свои стихи. Однако здесь он также долго не пробыл и уже осенью вернулся в родной город.

В Москве

В 1925 Багрицкий и Катаев отправились в Москву, вступили в литературную группу "Перевал", а через год поэт примкнул к конструктивистам. В 1928 он сумел издать сборник своих стихов под названием "Юго-запад", а через 4 года вышел еще один сборник - "Победители". С 1930 года Багрицкий Эдуард - поэт, который вступил в РАПП. Он жил в знаменитом московском Доме писательского кооператива в Камергерском переулке. В 1930 году у него обострилась болезнь (бронхиальная астма). Возможно, ему не пришелся московский климат. Около четырех лет врачи лечили его всеми известными методами, однако болезнь прогрессировала и в 1934 году он умер. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь: семья

В 1920 Эдуард Багрицкий женился на старшей дочери австрийского эмигранта - преподавателя музыки - Густава Суока, вдове погибшего в годы Первой мировой войны военного врача Лидии Густавовне Суок. Друг ее второго мужа, Валентин Катаев, выбрал ее для прообраза своей героини - жены птицелова в романе "Алмазный мой венец". У супругов родилась дочь, которая умерла в младенчестве, а сын, которого они назвали Всеволодом, пошел по стопам отца и тоже стал поэтом. Он погиб на фронте в 1942 году.

Через 3 года после смерти мужа ее репрессировали, так как она пыталась заступиться за мужа своей сестры. Свой срок ссылки она проходила в Караганде и каждый день отмечалась в местном НКВД, который по иронии судьбы располагался на улице, носившей имя ее мужа - Эдуарда Багрицкого. В 1956 году вдова поэта вернулась в Москву. Умерла она в 1969 году. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа и кенотафом Всеволода, их сына.

Память и критика

В Советском Союзе каждый школьник знал, кто такой Эдуард Багрицкий. Стихотворение его "Смерть пионерки", которое было опубликовано в школьных учебниках, заучивалось наизусть. На некоторые стихотворения писалась музыка, и они становились песнями, которые также знала и пела вся страна. Его произведения время от времени становились предметом для споров среди литературных критиков. Особенно его поэма "Дума про Опанаса", где показана трагическая борьба простого деревенского паренька из Украины Опанаса, которого устраивает тихая, самая обычная деревенская жизнь, и комиссара Иосифа Когана, отстаивающего "высшую" истину революционных идей.

Некоторые критики послевоенного периода раскритиковали поэта за его "буржуазно-националистические тенденции". Опанас был дезертиром и бандитом, которому не хотелось бороться за светлое будущее. Однако, как было известно, Багрицкий был из тех поэтов, которые приняли революцию, стали воспевать строительство социалистического общества. Некоторые критики видели за его романтической поэзией завуалированные антиреволюционные идеи и несогласие с карательным режимом Сталина, который с каждым днем становился очевидней. Вот почему позже было сказано, что "Багрицкий имел счастье вовремя умереть". До него не дошла карающая рука правосудия. Ведь его строчку про свое поколение могли бы истолковать совершенно по-другому: "Мы ржавые листья, растущие на ржавых дубах". Чем не причина для ареста?

Поэма "Февраль"

Это произведение поэта было опубликовано после его смерти. Оно вызвало немало споров. По своей сути это исповедь юноши-еврея, принимавшего участие в революции. Герой "Февраля" насилует проститутку, которая некогда была его гимназической любовью. Критики считали, что в ее лице еврей совершает насилие над всей Россией. Согласно другому толкованию, рыжеволосая гимназистка вовсе не является русской, банда, с которой борется герой, состоит из его сородичей: Семки Рабиновича, Петьки Камбалы и Мони Бриллиантщика. Независимо от мнения некоторых критиков, Багрицкий, тем не мене, стал вдохновителем многих молодых поэтов, а Бродский считал его одним из самых близких ему по духу поэтов.

Багрицкий Эдуард Георгиевич - это русский поэт, драматург, переводчик. О его жизни и творчестве пойдет речь в этой статье. Настоящая фамилия Эдуарда Багрицкого - Дзюбин, по другим сведениям - Дзюбан.

Ранние годы

Поэт появился на свет в Одессе 22 октября 1895 г. в еврейской семье. Отец, Годель Мошкович, работал в магазине готового платья приказчиком, а мать, Ита Абрамовна, была домохозяйкой.

Эдуард в 1905-1910 гг. обучался в училище Святого Павла в Одессе, в 1910-1912 гг. — в реальном училище Жуковского, находящемся на Херсонской улице, а в 1913-1915 гг. — в землемерной школе. В качестве оформителя он принимал участие в издании рукописного журнала, называвшегося «Дни нашей жизни». В 1914 году был редактором в отделении ПТА (Петербургское телеграфное агентство) в Одессе.

Первые стихи

Поэт стихи писать начал рано. Уже в 1913-1914 гг. в альманахе «Аккорды» были напечатаны его первые творения. Автор подписывался как Эдуард Д., а с 1915 года начал использовать псевдонимы Деси, Эдуард Багрицкий и Нина Воскресенская. В это время в одесских литературных альманахах «Серебряные трубы» и «Авто в облаках» стали публиковаться его неоромантические стихи, в которых отмечалось подражание В. Маяковскому, Л. Стивенсону, Н. Гумилеву.

Вскоре Багрицкий Эдуард стал заметной фигурой в группе молодых литераторов Одессы. Ему нравилось декламировать перед молодёжной публикой свои произведения.

1917-1923 гг.

Весной и летом 1917 г. Багрицкий работал в милиции, а осенью устроился делопроизводителем во врачебно-писательный отряд Всероссийского союза помощи раненым и больным. Он принимал участие в персидской экспедиции Баратова и в Одессу вернулся только в феврале 1918 года. Во время гражданской войны, в апреле 1919-го, Багрицкий Эдуард вступил добровольцем в Красную Армию, нес службу в партизанском отряде ВЦИКа, а когда его переформировали, занял должность инструктора политотдела в стрелковой бригаде. На протяжении всего этого периода писал агитационные стихи.

Летом 1919 г. Эдуард вернулся в Одессу, стал работать в БУПе (Бюро украинской печати). С мая 1920-го в качестве художника и поэта трудился в ЮгРОСТА (Южное бюро Украинского отделения Российского телеграфного агентства). Багрицкий был автором многочисленных листовок, плакатов, а также подписей к ним. Его произведения публиковались в одесских юмористических журналах и газетах под псевдонимами Нина Воскресенская, Некто Вася, Рабкор Горцев.

По инициативе друга Я. М. Бельского в августе 1923-го Багрицкий Эдуард приехал в Николаев и стал работать в редакции газеты «Красный Николаев» секретарем. В этом же издании печатались его стихи. Багрицкий выступал на организованных редакцией В октябре того же года поэт вернулся в Одессу.

Последние годы

В 1925 году с подачи Катаева в Москву переехал Эдуард Багрицкий. Биография его пополнилась новыми достижениями. Он вступил в литературную группу «Перевал», а спустя год примкнул к конструктивистам. Первый сборник стихов вышел в 1928 году и назывался «Юго-запад». В 1932-м появился второй сборник «Победители».

С 1930 года у поэта обострилась бронхиальная астма — ей он страдал с детства. Багрицкий Эдуард скончался в Москве 16 февраля 1934 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Семья

В декабре 1920 года поэт женился на Лидии Густавовне Суок. В 1937 году она была репрессирована и вернулась из заключения только в 1956-м. У пары был сын Всеволод, тоже поэт. В 1942 году он погиб на фронте.

Творчество

До сих пор в песнях звучат яркие романтические стихи Багрицкого, его книги переиздаются. Творчество поэта даже в наши дни вызывает споры.

Например, немало противоречивых комментариев получает поэма «Февраль», опубликованная уже после смерти Багрицкого. Это своеобразная исповедь еврейского юноши, участвовавшего в революции. Публицисты, настроенные антисемитски, не раз отмечали, что герой «Февраля», который насилует проститутку, являвшуюся его гимназической любовью, в ее лице совершает насилие над всей Россией и тем самым мстит за позор «бездомных предков». Однако рыжеволосая красавица при этом выглядит не по-русски, да и банда, арестованная героем, состоит как минимум на две трети из евреев.

Ярче всего свободолюбие Эдуарда Багрицкого выразилось в так называемом фламандском цикле стихотворений, которые были посвящены Тилю Уленшпигелю. Этот цикл поэт писал на протяжении всей жизни. Писатель Исаак Бабель, друг Эдуарда, говорил о нем как о «фламандце» и писал, что в светлом будущем все люди будут состоять из «верных, умных, веселых одесситов, похожих на Багрицкого».

Этот блистательный мастер был одарен редкой чувственной впечатлительностью, его романтической поэзией воспевалось строительство нового мира. В то же время Багрицкий пытался для себя понять жестокость революционной идеологии. В свои стихотворения поэт вкладывал завуалированный протест против сталинского карательного режима, складывающегося к тому времени.

Творчество Багрицкого повлияло на целую плеяду поэтов. В его честь названа московская улица.

Наиболее известные произведения

В 1926 году поэт написал поэму «Дума про Опанаса». В ней показано трагическое противостояние деревенского украинского юноши Опанаса, мечтающего жить на вольной Украине тихой крестьянской жизнью, и еврейского комиссара Иосифа Когана, отстаивающего истину мировой революции. Во время идеологических кампаний в 1949 году поэма была раскритикована украинской «Литературной газетой» за «буржуазно-националистические тенденции», которые, по мнению редакции, проявились в искажении правды и ошибочном изображении украинского народа в образе бандита и дезертира Опанаса, который неспособен бороться за светлое будущее.

Известными произведениями Багрицкого также являются «ТВС» (стих написан от лица человека, умирающего от туберкулеза, который в лихорадочном состоянии видит умершего Феликса Джержинского), «Контрабандисты» (произведение многими бардами, в том числе Виктором Берковским, Леонидом Утесовым, положено на музыку), «Смерть пионерки» (его в фильме 1962 года «Дикая собака динго» на школьном предновогоднем представлении читает главная героиня).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...