Экономисты милостью Божьей: Михаил Туган-Барановский. Теория предельной полезности

Экономические теории институционализма

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institutio – "обычай, наставление") – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты – это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:
– общественные институты – семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;
– понятия общественной психологии – собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

Институционализм характеризуется следующими положениями:
– основа анализа – метод описания экономических явлений;
– объект анализа – эволюция социальной психологии;
– движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии;
– трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;
– неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;
– стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;
– необходимость детального количественного исследования явлений;
– защита проведения антимонопольной политики государства.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап – 20–30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Третий этап – 60–70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Я. Ноув, Дж, Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865–1919) – великий экономист, ученый с мировым именем. Окончил Харьковский университет. В1894 году он опубликовал работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь", за которую был удостоен степени магистра Московского университета.


Взяв за основу идеи, изложенные в книге "Русская фабрика в прошлом и настоящем", М. И. Туган-Барановский защищает докторскую диссертацию.

В 1916 году выходит его работа "Социальные основы кооперации", а в 1918 году – "Социализм как положительное учение", где ученый описывает свои взгляды на социализм.

Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта). М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:
- государственный – строй, при котором единицей хозяйствования является государство;
- синдикальный – строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;
- коммунальный – строй, при котором роль государства незначительна.

М. И. Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... – их предельная полезность – должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М. И. Туган-Барановский выделил две фазы:
- в первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;
- во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М. И. Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов – фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

М. И. Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации: материальная заинтересованность; добровольность; использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М. И. Туган-Барановского: рост прибыли и падение заработной платы – явление необязательное; рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы; рабочая сила не служит товаром, так как работник – личность, наделенная потребностями; размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892–1938) – русский экономист. Родился в семье крестьянина, закончил юридический факультет Петербургского университета. В октябре 1917 года был заместителем министра продовольствия во Временном правительстве. После октября 1917 года он работа в Сельскохозяйственной академии, а затем возглавил Конъюнктурный институт. В 1938 году был расстрелян по ложному обвинению.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса Н.Д. Кондратьев видел в социализации земли. Он приходит к выводу, что в деревне должно быть уравнительное семейно-трудовое пользование землей и каждому трудящемуся земля должна предоставляться безвозмездно.

Ученый выделял три приемлемые формы землепользования – личную, общинную и артельную, но считал, что выбор формы должен осуществляться на местах.

Кооперация. Н.Д. Кондратьев верил в возможность широкой кооперации в сельском хозяйстве. Положительные стороны кооперации заключаются в отсутствии акцента на прибыль и в возможности роста производительности труда. К принципам кооперирования ученый относил добровольность и последовательный переход к высшим формам кооперации.

Теория длинных волн. Анализ важнейших экономических показателей в четырех странах за период, примерно равный 140 годам, привел Н.Д. Кондратьева к мысли о существовании больших периодических циклов продолжительностью примерно 50 лет. Каждый цикл состоял из двух фаз – подъема и спада. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств.

Александр Васильевич Чаянов (1888–1939) – крупнейший ученый, экономист-аграрник. Родился в Москве. Окончил Московский сельскохозяйственный институт. В 1919 году возглавил Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. За свои взгляды был репрессирован и в 1939 году расстрелян.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса А.В. Чаянов видел в социализации земли. Сущность социализации, с его точки зрения, – в уравнительном распределении земли: по трудовой норме, то есть крестьянин должен получать надел земли, который он мог бы обработать трудом своей семьи, или по потребительской норме надела, чтобы доход с земли удовлетворил все потребности его семьи.

Теория крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда. А.В. Чаянов говорил об исключительной выживаемости крестьянских хозяйств в условиях длительного и значительного падения цен, а также роста издержек, поскольку они не гонятся за прибылью.

Кооперация. Развитие деревни и выход из кризиса ученый видел в создании кооперации. Система кооперации представлялась ему как совокупность союзов кооперации, ведавшая отдельными отраслями крестьянского хозяйства.

А. В. Чаянов признавал преимущество крупного хозяйства над мелким. Для России, считал он, предпочтительно сочетание семейных крестьянских хозяйств с крупными кооперативами: последние берут на себя переработку, транспортировку и реализацию продукции, а также кредитование крестьянских хозяйств.

Михаил Иванович Туган-Барановский - это российско-украинский экономист, расцвет академической карьеры которого пришелся на начало XX века. Также он был известным политиком и государственным деятелем. Туган-Барановский является представителем так называемого легального марксизма в царской России. Йозеф Шумпетер считал его самым выдающимся русским экономистом своего времени. За свою жизнь он написал множество работ, посвященных теории стоимости, распределению общественного дохода, и основам совместной управленческой деятельности.

Туган-Барановский: биография

Будущий нобелевский лауреат родился 8 января 1865 года в с. Соленом, недалеко от Харькова. Сегодня это территория Украины, но в те времена земли входили в состав Российской империи. Туган-Барановский происходил - по отцовской линии - из рода польско-литовских татар. Мать ученого была этнической украинкой из Туган-Барановский учился в школе в Киеве и Харькове. С детства увлекался философией, изучал работы Эммануила Канта. В 1884-м поступил в Харьковский университет, где продолжил изучение естественных наук. Через четыре года Туган-Барановский получил степень кандидата наук. Но к этому времени его уже заинтересовала поэтому он решил продолжить обучение. В 1890-м Михаил Иванович Туган-Барановский получил еще одну степень. Годом ранее он женился на дочке директора Санкт-Петербургской консерватории Лидии Давыдовой. Он активно участвовал в общественной деятельности и построил успешную академическую карьеру. В начале 1919 года Туган-Барановский был отправлен на конференцию в Париж в качестве руководителя украинской делегации. Во время поездки он перенес два приступа стенокардии и скончался в поезде недалеко от Одессы от третьего.

Революционные настроения

Во время обучения в университете Туган-Барановский начал активно участвовать в революционном движении против царизма в России. Он был знаком с братом Владимира Ленина, которого казнили в 1887 году за участие в покушении на жизнь Александра III. Дружбу прервал арест Туган-Барановского за участие последнего в студенческой демонстрации в Санкт-Петербурге, посвященной 25 годовщине смерти писателя Николая Добролюбова.

Первые удачные статьи

Успешная академическая карьера Тугана-Барановского началась в 1890 году. Его первая статья под названием «Доктрина маржинальной полезности экономических благ» была опубликована в октябре в журнале «Юридический вестник». В этой работе он аргументированно доказывал, что трудовая теория стоимости и современная ему маржиналистская экономика не находятся в антагонистическом противостоянии, а дополняют друг друга.

«Жизни выдающихся людей»

После первого успеха на теоретическом поприще науки Туган-Барановский решил написать краткий обзор биографии и экономических воззрений Пьера-Джозефа Прудона и Джона Стюарта Милля для серии книг, которая публиковалась издательством Павленкова. У него получилась небольшая работа, всего на 80 страниц. В ней Михаил Туган-Барановский раскритиковал Прудона за отсутствие у последнего внутренней согласованности теста, его стилистическую неясность, нехватку воображения и лицемерную поддержку режима Наполеона. Взгляды Милля больше пришлись Михаилу Ивановичу по душе, поскольку тот проявил правильное понимание духа современной науки, основанной на изучении природы.

Получение опыта за границей

Как и Карл Маркс и Туган-Барановский рассматривал Англию в качестве примера для развивающихся стран, в частности, России. Поэтому весну и лето 1891 года ученый провел в Британском музее, изучая коллекцию редких книг и статистических работ. Затем вернулся в Санкт-Петербург. Следующие два года он потратил на изучение теории бизнес-циклов. За это время он написал масштабную работу «Промышленный кризис в современной Англии: причины и влияние на жизнь людей». За нее получил в 1894 году степень магистра в области политической экономии от Московского университета. После этого вернулся в Санкт-Петербург, смог устроиться в университет на должность приват-доцента. Туган-Барановский проработал здесь до 1899 года, когда был уволен из-за политической неблагонадежности.

Политическая деятельность

В 1895 году М. И. Туган-Барановский вместе с соавтором П. Б. Струве присоединился к Свободной экономической ассоциации. В 1896 году он стал ее председателем и написал одну из своих самых известных своих статей «Важность экономического фактора в истории». Несмотря на то что экономика Туган-Барановского была марксистской по своей природе, ученый никогда не был участником подпольного социал-демократического движения, которое появилось как раз в этот период в России. В 1898 году свет увидела его самая большая работа «Русская фабрика в ее прошлом и настоящем». За нее он получил докторскую степень в Московском университете. С 1901 по 1905 год Туган-Барановский активно участвовал в общественной жизни Полтавской области. Он стал работать в местном земстве. После этого ученый вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он работал приват-доцентом и профессором на экономических факультетах множества политехнических и коммерческих институтов, а также в частном университете Шанявского в Москве.

Неокантианство и политика

Постепенно интерес к легальному марксизму у Туган-Барановского угасает. Он увлекается неокантианством, что отображается во многих его работах начала XX века, посвященных кооперативному движению. В 1901 году он опубликовал «Заметки из истории политической экономии» в журнале «Народное богатство». Эта работа, как и ее продолжение, была переведена на немецкий в 1915-м. В 1919 году появилась первая работа ученого на украинском языке под названием «Кооперация, ее природа и цели». С 1906 года работал вместе с Михаилом Грушевским. С ним он написал энциклопедию «Украинский народ в его прошлом и будущем». Туган-Барановский был членом украинской партии социал-федералистов и ушел из генерального секретариата 20 ноября 1917 года в знак протеста против провозглашения Третьего универсала Центральной Радой, в котором говорилось о необходимости предоставления Украине большей автономии.

Экономические воззрения

Все работы Туган-Барановского можно условно разделить на несколько категорий в соответствии с темами, которым они посвящены:

  1. По основам социализма.
  2. По концепции распределения.
  3. По теории предельной полезности.
  4. По основам кооперации.
  5. По теории промышленных циклов.

Об основах социализма

Туган-Барановский сделал значительный вклад в изучение кооперации. Он обобщил российский и зарубежный опыт. В своей книге «Социальные основы кооперации», выпущенной в 1916 году, ученый разделяет понятия кооперационного движения и такой формы хозяйственного предприятия, как кооператив. Идеалом первого является создание социалистической коммуны, нового человека, а второго - экономическая выгода, что вполне укладывается в капиталистические представления о ведении хозяйства. Однако основная цель этой формы предприятия состоит не в получении прибыли, а в увеличении трудовых доходов людей, занятых на нем, и уменьшении их расходов на потребительские нужды. Существуют различные формы кооперативов: крестьянская, мелкобуржуазная, пролетарские. Специфический тип данного предприятия зависит от целей класса, который его создает. Для Туган-Барановского кооперация - это борьба с капитализмом, но не оружием и баррикадами, а мирными средствами.

Концепция распределения

Теория Туган-Барановского включает отдельный раздел, посвященный справедливому разделу общественного продукта. Ученый отмечал проблему существующего механизма распределения, где хозяевами положения оказываются нетрудовые классы. Наемному рабочему достается непомерно малая часть общественного продукта. Именно от пролетариата как класса зависит построение социализма, потому что только он может освободить экономику от капиталистов и аристократов. Последние получают нетрудовой доход, поэтому с ними должна вестись борьба.

Теория предельной полезности

Туган-Барановский не был согласен с концепцией трудовой стоимости Маркса. для него - это причина ценности хозяйственных благ. Она не должна противопоставляться трудовой стоимости, а является ее необходимым дополнением. По мнению Туган-Барановского, проблема заключается в том, что теорию предельной полезности часто неправильно понимают. Учение Рикардо сосредоточено на объективных факторах ценности, а Менгера - на субъективных. Поэтому они не являются антагонистичными по своей природе. Напротив, трудовая Рикардо и Маркса дополняют концепцию предельной полезности, раскрытую в работах Менгера. Все находится в полной гармонии. Ученый также доказал, что предельная полезность свободно воспроизводимых благ всегда пропорциональна их трудовым стоимостям. Это положение часто называют теоремой Туган-Барановского. Ленин не разделял этого воззрения украинского экономиста. Туган-Барановский считал, что социализм в неподготовленной среде - это прямой путь к рабству и общей бедности населения. Ученый отстаивал особую роль среднего класса как звена между рабочими и интеллигенцией. Однако в СССР с его образованием были большие проблемы. Со временем даже Ленин осознает, что построение социализма - это дело будущего.

Теория промышленных циклов

Экономические взгляды Туган-Барановского были достаточно широкими. Однако наиболее современной является его инвестиционная теория циклов. Туган-Барановский занимался исследованием промышленных кризисов в Англии. Их причину он видел в непропорциональности размещения капитала, которая усиливается в условиях ограниченности банковских ресурсов. В своей работе «Промышленные кризисы в современной Англии» он подчеркивал, что капиталистическое хозяйство само может создавать рынок, поэтому оно не имеет ограничений для своего развития и роста. Однако Туган-Барановский доказывал, что свободная конкуренция может затруднять расширение производства. Причиной кризисов он считал не только недопотребление, но и проблемы в сфере кредитного и денежного обращения. За основу своей инвестиционной теории циклов ученый взял идею Маркса о том, что промышленные колебания связаны с периодической необходимостью обновления основного капитала. Таким образом, по мнению Туган-Барановского, фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Колебания возникают из-за отсутствия параллелизма в различных областях хозяйства во время подъема, несовпадения между вложениями и сбережениями, диспропорциональности цен на потребительские и капитальные блага. Рассматривал Туган-Барановский и роль процентной ставки на экономику. Он говорил, что ее повышение является признаком того, что в стране слишком мало капитала, а последнее и есть главная причина кризисов, по мнению ученого.

Туган-Барановский: труды

  1. «Промышленный кризис в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894).
  2. «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898).
  3. «Учение о предельной полезности» (1890).
  4. «Прудон, его жизнь и деятельность» (1891).
  5. «Очерки об истории политической экономии» (1901).
  6. Ряд работ на немецком языке.
  7. «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903).
  8. «Теоретические основы марксизма» (1905).
  9. «Социализм как положительное учение» (1918).

Михаил Иванович Туган-Барановский - выдающийся экономист начала XX века. Особое место в развитии экономики как науки занимает его теория промышленных циклов, которая стала предвестницей совместной инвестиционной концепции. Ученый видел причину кризисов не только в перепроизводстве, но и в несовершенстве систем денежного и кредитного обращения. Он является не просто представителем легального марксизма, но и одним из самых известных экономистов прошлого столетия. У него есть работы, которые посвящены теории стоимости, концепции распределения общественного дохода, развитию основ менеджмента. Наследие Михаила Ивановича продолжает вдохновлять современных ученых, а выводы Туган-Барановского не утратили своей актуальности и сегодня.

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865 - 1919) - известный русский экономист и историк. Окончил Харьковский университет (1888). Получил стопень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние иа народную жизнь" (1894). Первоначально представитель "легального марксизма", позже перешел на либерально-демократические позиции, вступил в партию кадетов. Известен как один из организаторов и видных деятелей дореволюционного кооперативного движения. Сотрудничал в журналах "Мир Божий", "Начало", "Вестник Европы" и других. Совместно с М. М. Ковалевским.и М. С. Трушевским редактировал издание "Украинский народ в его прошлом и настоящем". В 1917 - 1918 годах состоял министром финансов украинской Центральной Рады. Автор книг: "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1898), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Основы политической экономии" (1909), "Социальная теория распределения" (1913).


Туган-Барановский Михаил Иванович (1865, Купянский у. Харьковской губ. - 1919, ок. Одессы) - экономист. Род. в дворянской семье. Окончив классическую гимназию, поступил на физико-математический ф-т Харьковского ун-та. За участие в студенческом рев.-демократическом движении был исключен из ун-та, но революционером не стал. Осознавая необходимость полит. борьбы и мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в к-ром появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что "как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей", и поэтому отрицал якобинство. Получив разрешение вернуться в ун-т, Туган-Барановский в 1889 сдал экзамены за курс юридического и физико-математического ф-тов и был удостоен степени кандидата. С 1893 служил без усердия в департаменте Министерства финансов. Успешно преподавал в женском уч-ще Коммерческого счетоводства, Петербург, ун-те и на Высших женских курсах, но только после Февральской рев. 1917 был утвержден в звании профессора. В 1898 за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора полит, экономии. Принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что "никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически". В 1908 Туган-Барановский критиковал тоталитарную утопию о миллионах бездумно послушных счастливцев и пастырях, несущих за них бремя власти и ответственности. Теоретические работы Туган-Барановский - "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Социализм как положительное учение" (1918) и др. - формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, - прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журн. "Вестник кооперации", к-рым руководил с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Гос. думу, но не был избран. Октябрьской рев. не принял. После короткого пребывания на посту министра финансов украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от полит, деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. Умер от приступа стенокардии.

Кооперативная концепция М.И. Туган-Барановского (1865-1919)


Введение

туган барановский кооперативный

ХХ век в истории человечества - век величайших научных свершений и прежде всего в естественных науках, новых географических открытий, новых шедевров в области литературы и искусства. Также, в истории отмечается, что основные события глобального масштаба были непосредственно связаны с нашей страной и нашим народом, так как экономическая наука России переживала небывалый подъем.

Одним из наиболее интересных российских экономистов конца XIX-начала XX века был ученый-энциклопедист Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919). Он стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории ценности с теорией предельной полезности. Наибольший вклад внес М.И. Туган-Барановский в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации.

В поисках путей экономического развития в условиях господства индустриализации М.И. Туган-Барановский, по собственному признанию, входит в библиографический справочник всемирно-известных экономистов периода 1700-1986 гг, изданный в США.

В России М.И. Туган-Барановский широко известен как лидер «легального марксизма». Сам он утверждал: «... мое отношение к Марксу остается неизменным: отношением отнюдь не противника, но и не ученика, а самостоятельного исследователя. В своем научном мировоззрении я многое заимствовал у Маркса, но много и отверг, не считая себя обязанным идти чужими путями, но находясь в поиске собственного ».

Идеал есть верховная ценность, писал Туган-Барановский, из нее исходят низшие ценности. Кооперативные ценности, а отчасти и кооперативные принципы представляют собой модель такого идеала. Что означает, кооперативные ценности - это ценности не экономической, материальной сферы, а духовного, этического свойства. Они являются ориентиром для кооператоров и играют для них свою вдохновляющую роль.

В работах Туган-Барановского исследуется все целое народное хозяйство, не отношения: капиталистическая фирма - наемный работник, а социальные отношения класс капиталистов - класс наемных работников.

М.И. Туган-Барановскому принадлежат уникальные труды по истории социалистических учений, теории кооперации, истории промышленного капитализма в России. Его научное и публицистическое наследие не потеряло актуальности, оставаясь востребованным и в наши дни, о чем свидетельствует библиография его трудов и аналитических материалов о них, публиковавшихся в разных странах в течение всего XX столетия.


1.Практика кооперативной деятельности М.И.Туган-Барановского.


Кооперация - явление чрезвычайно подвижное и разнообразное. Его самой важной особенностью является то обстоятельство, что шло это движение «снизу». Оно было свободным, открытым, массовым движением трудящихся.

Кооперативное движение в России, зародившись в 60-е годы XIX века, постепенно охватило практически все регионы страны, породило множество форм кооперативов. Новый подъем пришелся на период после революции 1905 г. Именно тогда образовались наиболее сильные кооперативные объединения. По числу кооперативов и членов в них Россия занимала первое место в мире.

М.И. Туган-Барановский был выдающимся деятелем кооперативного движения, участвовал в его руководящих органах, а в 1909г. создал и возглавил журнал «Вестник кооперации», лучшее из подобных изданий не только в России, но и за рубежом. С победой сталинизма его имя попадает в число забытых на 70 лет, а труды переизданы (не все) лишь в последние годы. Зато его работы хорошо известны за рубежом.

Среди многих публикаций по теории кооперации, в том числе сельскохозяйственной, в первой трети XX века видное место занимают такие классические труды М.И. Туган-Барановского, как «Социальные основы кооперации» (1916 г., 1-е изд.), «Экономическая природа кооперативов и их классификация» (1914), «О кооперативном идеале» (1918).

Туган-Барановский Михаил Иванович вступил в партию кадетов в период Революции 1905-07. В конце 1917 - январь 1918 был министром финансов контрреволюционной Центральной рады. Окончил Харьковский университет (1888). В 1895-99 приват-доцент Петербургского университета по кафедре политэкономии; с 1913 года профессор Петербургского политехнического института. Получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (1894). Главную причину кризисов Туган-Барановский видел не в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала, в ограниченности банковских ресурсов. Итогом изучения истории русской промышленности явилась книга "Русская фабрика в прошлом и настоящем", фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне.

В 90-е гг. Туган-Барановский изучал работы К. Маркса, но встал на позиции "легального марксизма"; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма.

Издал "Основы политической экономии" (1909) и "Теоретические основы марксизма" (1905), в которых объявил теорию Маркса только "отчасти верной",пытался доказать, что по мере хода истории должно падать преобладающее влияние экономики, суживал понятие классовой борьбы, утверждал, что нет общественных сил, способных уничтожить капитализм. С позиций социальной школы буржуазной политэкономии Михаил Иванович "дополняет" марксизм этико-психическим фактором. В.И. Ленин относил Туган-Барановского к буржуазным демократам, "... для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму", также В.И. писал: «Туган-Барановский принадлежит к числу тех российских экономистов, которые в молодости были почти марксистами, а затем быстро "поумнели", "подправили" Маркса обрывками буржуазных теорий и за великие ренегатские заслуги обеспечили себе университетские кафедры для ученого одурачения студентов".

В 1912 Туган-Барановский выдвигался кандидатом от кадетов в Государственную думу, но не был избран. Октябрьскую социалистическую революцию Туган-Барановский встретил враждебно. В кон. 1917 - янв. 1918 был министром финансов контрреволюционной Центральной рады. Затем отошел от активной политической деятельности. Был профессором Киевского университета и деканом его юридического факультета, председателем Центрального кооперативного украинского комитета и Украинского научного общества экономистов, редактором журнала "Украинска кооперация". Участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ.


2. Экономическая характеристика видов кооперации в работах М.И. Туган-Барановского


М.И. Туган-Барановский различал десять видов кооперативов:

1.Кредитные кооперативы.

2.Потребительские общества.

3.Строительные общества.

4.Закупочные товарищества.

5.Товарищества по сбыт.

6.Товарищества по переработке продуктов мелких производителей (например, маслодельные артели).

7.Общества взаимного страхования.

8.Производительно-подсобные артели (их члены работают порознь, но сообща пользуются некоторыми средствами производства, например, горнами, кузнями и т.д.).

9.Трудовые артели.

10.Производительные артели.

Стихийный рост в 20-е годы XX века в России низовых производственных объединений, простейших форм производственной кооперации (работа сообща кооперированным трактором, обработка земли сообща орудиями машинного товарищества и т.д.) был связан с отсутствием средств производства у значительной массы крестьянства. По расчетам Наркомзема, в 8 млн крестьянских хозяйств было нерентабельно применение лошади, то есть не окупалось ее содержание.

М.И. Туган-Барановский пессимистически относился к росту числа земледельческих артелей". Он признавал эту форму организации производства лишь как радикальное средство разрешения сельскохозяйственного кризиса, наступившего после революции. До революции город кормился, по утверждению М.И. Туган-Барановского, не крестьянским, а преимущественно помещичьим хлебом, несмотря на то, что помещичьи запашки составляли только одну десятую всей запахиваемой площади в России. После того как помещичьи запашки прекратились, встал вопрос: откуда же городское население будет получать продовольствие? В этой кризисной ситуации, по мнению М.И. Туган-Барановского, «земледельческие артели должны считаться той формой кооперации, развитие которой в настоящее время в России наиболее желательно». Он считает земледельческую артель «наиболее естественным переходом от хозяйства мелкого сельского производства к социалистическому хозяйству».

В то же время русский ученый исходит из того, что «даже в наиболее благоприятном случае земледельческие артели охватят лишь ничтожную долю крестьянских хозяйств... как бы ни был велик успех таких артелей, они все же должны явиться в будущей русской деревне не правилом, а исключением».

Не считая земледельческие производительные артели средством поднятия производительности русского сельского хозяйства, М.И. Туган-Барановский в своей монографии обращает внимание на производительно-подсобные артели, например, машинные товарищества. Эти товарищества обычно образуются для кооперативного использования таких сельскохозяйственных машин, которые по своей цене недоступны для заурядного крестьянского хозяйства. Потребность в товариществах этого рода после перехода помещичьих экономии в руки народа будет громадна, считает ученый. Он пишет: «Было бы очень нецелесообразно передавать инвентарь помещичьей экономии отдельным крестьянским хозяйствам, гораздо целесообразнее было бы передавать этот инвентарь специально для того образуемым товариществам, производительно-подсобным артелям».

Таким образом, не отрицая возможности некоторого развития артельного земледелия, русский экономист все же полагал, что главное течение прогрессивной эволюции земледелия пойдет не по артельному, а по кооперативному руслу.

М.И. Туган-Барановский отмечает глубокое влияние некоторых видов кооперации на строй крестьянского хозяйства. При этом сам процесс крестьянского производства подчиняется контролю организованной крестьянской группы. Сюда относятся, прежде всего, различные формы товариществ по переработке. В качестве примера выступает маслодельная кооперация. Поскольку качество масла зависит от качества молока, то маслодельный кооператив вынужден контролировать производство молока. Этой цели служат товарищества для приобретения лучших производителей, ибо лишь таким путем можно улучшать породу молочного скота. Не меньшее значение имеют контрольные товарищества, которые контролируют способы кормления скота, доения коров, хранения молока и вообще всю постановку молочного хозяйства. Для выполнения контроля товарищества имеют особые аппараты, посредством которых определяются составные вещества молока, а сам контроль осуществляют лица с аграрным образованием, могущие быть руководителями крестьянина во всех случаях его хозяйственной жизни.

Производство молока осуществляется отдельным хозяином при помощи средств производства, находящихся в его индивидуальной собственности. Однако, подчеркивает М.Т. Туган-Барановский, это индивидуальное производство контролируется и регулируется общественной группой.


. Социальные основы кооперации в работах М.И. Туган-Барановского


«Социальные основы кооперации» - работа М.И. Туган-Барановского, написанная в 1915 г. с близких к марксизму позиций, представляет собой подробное исследование развития теории и практики кооперативного движения в России и странах Европы в XIX начале XX вв. Настоящее издание снабжено вступительной статьей, научным аппаратом. Для преподавателей, научных работников, аспирантов, хозяйственников.

В социальной концепции Туган-Барановского средний класс занимает особое место, хотя экономически мелкое товарное производство в промышленности того времени не имеет особых перспектив, оно уничтожалось и возрождалось, но политически как звено сочетания между рабочим классом и интеллигенцией ее роль была очевидной. А в истории, например, с Французской революцией 1789-1793 гг она выявлялась главным действующим лицом.

Социальный аспект является основой его толкования капитала. «Не деньги, а капитал царит в этом мире - это своеобразные социальные отношения, которые в основе своей имеют сосредоточение средств производства в руках немногих людей, тогда как огромное большинство населения лишено этих средств. А необходимость денежного обмена, по сути, вытекает из неорганизованности, непланомерного общественного производства, присущих капиталистическому хозяйству », отмечает он.

В тенденции, по мнению М.И. Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных ладей - стать насквозь свободным кооперативом.

Социальным идеалом М.И. Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по его мнению, конечная цель общественного прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества. Это положение явно имеет много общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее общество как союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.


4. Кооперация и политический строй социализма и коммунизма в работах М.И. Туган-Барановского


Профессор М.И. Туган-Барановский определяет кооперацию следующим образом: «Кооператив есть такое хозяйственное предприятие нескольких, добровольно соединившихся лиц, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, но увеличение, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов или уменьшение расходов этих членов на их потребительские нужды».

Сфера деятельности кооперации - экономика. И она объединяет работников умственного и физического труда, включая и сельскохозяйственную практику. Кооперативное движение предстает как социальное, защитное движение.

Обобщив исторический опыт развития сельскохозяйственной кооперации в странах Западной Европы и России, М.И. Туган-Барановский пришел к выводу, что в основе кооперации лежат такие принципы, как добровольность, самодеятельность, самостоятельность, демократизм: «... Сила кооперативов заключается в их полной добровольности, в совершенной свободе каждого члена принимать или не принимать в них участие. Кооператив является такой хозяйственной организацией, которая возникает совершенно свободно, без какого бы то ни было принуждения. Кооператив есть организованная самопомощь, и в этом его специфическая сила», «... кооперация есть самодеятельность населения, а отнюдь не опека и руководство сверху», «... кооператив является по самому своему существу демократическим учреждением». И если данные принципы организации кооперативного предприятия нарушаются, то они лишаются своей сущности. Это уже, по мнению Туган-Барановского, не кооператив в подлинном смысле этого слова.

Ученый подчеркивает, что «кооператив есть хозяйственное предприятие, как и всякое другое. Кооператив обращается, прежде всего, к хозяйственному интересу человека, и в этом существенное сходство кооператива со всеми другими хозяйственными организациями капиталистической системы. В этом же и его огромная сила». Далее экономист отмечает: «Кооператив не только есть капиталистическое предприятие, но именно в борьбе с капиталом и заключается самая сущность кооперативного движения. В своем капиталистическом теле кооператив скрывает душу, враждебную капиталу. Кооперативы служат интересам не капиталистов, а тех, кто страдает от капитализма. Кооперация есть одна из форм самозащиты трудящихся классов от натиска капитала».

По мнению Туган-Барановского, «кооперация отнюдь не является социальным миром, а социальной борьбой, столь же принципиальной и идущей до конца, как и политическая борьба. Но кооперация борется не насилием, не оружием и не баррикадами, а мирным строительством нового общественного строя. Кооперация есть, конечно, борьба, но борьба мирными средствами».

С конца XIX века и в первое десятилетие XX века в России появились черты монополистического капитализма, что накладывало отпечаток на социально-экономическую и идейно-теоретическую жизнь общества. В русской экономической мысли выявились глубокие расхождения в понимании многих основополагающих проблем. Шел процесс идейного и теоретического размежевания представителей различных социальных слоев.

Бурный рост капиталистических отношений в стране породил острые дискуссии о выборе пути развития. Работы ученых в области политической экономии содержали в себе всю специфику и все противоречия своего времени. Эта наука развивалась и изменялась вместе с эволюцией общества. Российская действительность ставила перед экономической наукой актуальные проблемы. В России капитализм развивался при сохранении многочисленных феодальных пережитков. Вместе с тем наиболее глубоко мыслящие исследователи при анализе растущего монополистического производства не могли не видеть очень важной его стороны - колоссальных преимуществ крупного хозяйства с точки зрения возможностей технического оснащения и организации производства. Общественный прогресс многими учеными, в том числе и идеологами концепции «устойчивости крестьянского хозяйства», неразрывно связывался с развитием науки, техники и применением их достижений в производстве. В связи с этим экономисты-аграрники занимались активным поиском путей обеспечения техникой и мелкого семейного хозяйства. Отсюда - повышенный интерес к крестьянской кооперации.

М.И. Туган-Барановский признает, что крестьянская кооперация ни малейшим образом не разрушает крестьянского хозяйства и не превращает его из индивидуального в коллективное. Какое бы широкое распространение ни получила в крестьянской среде кооперация и как бы ни развивалась вглубь, она не может ослабить крестьянского хозяйства. Наоборот, кооперация имеет тенденцию укреплять крестьянское хозяйство, ибо развитие различных форм кооперативной самопомощи приводит к тому, что стоящая в центре их крестьянская ячейка получает новые источники силы.

В то же время кооперация вносит новую струю в жизнь крестьянского хозяйства: она уничтожает ту изолированность мелких хозяев друг от друга, которая являлась характерной чертой экономики крестьянского хозяйства прежнего времени. Хозяйство крестьянина в целом утрачивает свой прежний индивидуалистический характер. Его внутренняя природа, пишет М.И. Туган-Барановский, становится более сложной. При соприкосновении с рынком личное хозяйство поглощается хозяйством кооперации, обширного коллектива, к которому он принадлежит.

М.И. Туган-Барановским многое сделано и в теории социализма. В 1906 г. он выпустил специальную работу "Современный социализм в своем историческом развитии", а в 1918 г. - "Социализм как положительное учение". В этих работах социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле слова представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и индекализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта.

Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.

М.И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

государственный - строй, при котором единицей хозяйствования является государство;

синдикальный - строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;

коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.

Социализм по его оценке - это: уничтожение социальной эксплуатации. «Человек при капитализме - средство достижения цели, при социализме он - высшая ценность».


Заключение


Таким образом, М.И. Туган-Барановский проделал путь от исследования капиталистической фабрики к кооперативной проблематике. По его мнению, кооперативные предприятия - инородное тело внутри капиталистического строя, они могут стать инструментом приближения крестьянина к социализму.

М.И. Туган-Барановский признал полную совместимость кооперации и социализма. Идеал и первого, и последнего "есть внеклассовый идеал - общество, не знающее социальной эксплуатации". Кооперация, по мнению ученого, является единственным в своем роде социальным движением современности, задачей ее является преимущественно воспитание соответствующего человека "на коллективистских началах". Таковы, по мнению Туган-Барановского, социальные основы кооперативного движения.

За минувшее столетие выросло несколько поколений сельских жителей, которым идеи кооперации неизвестны и чужды. Анализ русскими учеными социально-экономической природы кооперации, ее роли и значения в прогрессивном развитии хозяйства представляет не только большой теоретический интерес, но и имеет практическое значение для нашего времени.


Список использованной литературы. Сетевые ресурсы


1.http://uchebnik-online.com/

Http://www.creditcoop.ru/

Http://www.be5.biz/

Http://textb.net/


Алексей Чичкин


Многие экономические воззрения выдающего российского учёного, которому посвящена эта статья, сохраняют актуальность и в наше время. Некоторые из них нашли применение в других странах.

«Можно смело утверждать, что М. И. Туган-Барановский в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьёзно прислушаться к движению её на востоке Европы, в России… Анализируя проблемы, даже в их общих основах, он сплошь и рядом оттеняет те особенности, которые приобретают эти проблемы в условиях русской действительности, он ориентирует их и на материале русской жизни», - так оценивал Михаила Ивановича великий русский экономист Николай Кондратьев.

В 23 года Михаил Туган-Барановский (1865-1919) закончил Харьковский университет сразу по двум факультетам: естественному и юридическому. Но основной сферой своей исследовательской деятельности он избрал политическую экономию и экономику. В 1894-м, опубликовав работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», стал учёным-экономистом с мировым именем.

Титульный лист книги М. Туган-Барановского «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь».

Положением о том, что в основе периодических кризисов лежит разрыв между процессами сбережения и инвестирования, востребованным наукой спустя десятилетия, Туган-Барановский предвосхитил идею кейнсианской инвестиционной теории циклов, войдя именно в качестве её автора в учебники экономики на Западе. В 1901-м книга была переведена на немецкий язык, а в 1905-м - на французский. За эту работу М. И. Туган-Барановский в1894 годубыл удостоен степени магистра Московского университета. А в 1895-м становится приват-доцентом по экономике Петербургского университета.

В том же году его принимают в члены Императорского Вольного экономического общества. Однако в 1899-м по причине политической неблагонадёжности - близости к социал-демократам, Туган-Барановский, несмотря на все ученые степени, был лишён права преподавания в вузах Петербурга.

Спустя шесть лет он вернулся на кафедру Петербургского университета - снова в качестве приват-доцента. Стать профессором ему помешал донос коллеги, завидовавшего популярности учёного.

В 1898-м Туган-Барановский на основе своих социально-экономических исследований заканчивает фундаментальный труд «Русская фабрика в прошлом и настоящем», где представлены основные варианты развития капитализма в России, особенно в промышленных отраслях. Учёный прогнозировал бурный промышленный рост и социально-политическую стабильность в нашей стране - в том случае, если капитализм будет не компрадорским, не антисоциальным… В том же году Туган-Барановский с успехом защитил эту работу в Московском университете как докторскую диссертацию. Защита стала событием и вызвала большой резонанс. Приходится удивляться тому, как быстро (с 1894 года) он написал эту работу. По нынешним временам только на сбор материалов ушло бы не менее 10 лет. Причём нужно учесть, что до этого автор книги занимался совершенно другими проблемами. Конечно, ему очень помогла работа в 1890-х годах в библиотеках Европы.

Учёный увлечённо занимался вопросами кооперативного движения. С 1908 года он - член руководства Всероссийского Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ. В 1909-м стал издавать журнал «Вестник кооперации», а в 1916-м выходит один из его главных трудов - «Социальные основы кооперации».

В сборнике «К лучшему будущему», выпущенном в 1912 году, Туган-Барановский выделяет десять видов кооперативов: кредитные, потребительские общества, строительные общества, закупочные товарищества, товарищества по сбыту, товарищества по переработке продуктов мелких производителей, общества взаимного страхования, производительно-подсобные артели, трудовые артели, производительные артели.

Кооперативная мастерская по производству дорожных экипажей.

Кооперативы трактуются как некапиталистические формы. Они существуют как средства самозащиты трудящихся и только в их среде. Не гоняются за прибылью, а увеличивают общие трудовые доходы своих членов или уменьшают их расходы на потребительские нужды.

По мнению учёного, кооперативное движение может не просто стимулировать социально-экономическое развитие России, особенно её сельского хозяйства и пищевых отраслей, но и стать своего рода конкурентом крупных монополий, что, в свою очередь, позволит избежать диктата во всех сферах экономики.

Учёный обращал внимание на успешное развитие различных форм кооперации в Скандинавии, прежде всего в Швеции, которое обеспечило высокий уровень занятости, социальной и хозяйственной взаимопомощи населения, а в более широком контексте - «общенациональной экономической солидарности».

Он уделял большое внимание проблемам возможного перехода России на социалистический путь развития. Два главных противоречия капитализма, по мнению мыслителя, превращали этот строй в тормоз для раскрытия созидательных сил: во-первых, между производством как средством удовлетворения человеческих потребностей и как целью в себе ради создания капитала; а во-вторых, между организованностью труда в пределах отдельного предприятия и неорганизованностью всего народного хозяйства.

В то же время он предупреждал, что «в неподготовленной социальной среде социализм, вместо того, чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства, должен стать царством рабства и всеобщей нищеты».

Обе существующие теории прибыли - исходящие из трудовой теории и из предельной полезности - Туган-Барановский не считал верными. Он выдвинул иное, собственное объяснение, но в то же время согласованное и с той, и с другой теориями. В целом обществе, а не частном хозяйстве, прибыль возникает, как показывал учёный, по причине количественного увеличения совокупного продукта. Доля предпринимателей при этом может расти одновременно с ростом доли средств производства, которые играют совершенно такую же роль в образовании прибыли, как и рабочие.

Положение учёного, при всей его известности, было весьма противоречивым. В университетах и вузах, где преподавал Михаил Иванович, он пользовался необычайной популярностью и авторитетом. Его считали энциклопедистом, обращались к нему как к арбитру в научных спорах. В Петербургском университете он читал лекции только в актовом зале, так как все другие аудитории не вмещали желающих. В то же время его отказ «слепо верить в догму» марксизма, критика ряда постулатов, которая вначале преследовала целью их «более прочное обоснование», вызвали неприязнь будущих ниспровергателей режима. Приняв экономическую теорию Маркса и обосновав ею свои лозунги, российская интеллигенция не хотела возвращаться к теоретическому анализу и критике своего учителя. Зато, будучи переведены на европейские языки, труды Туган-Барановского высоко оценивались в научных кругах, его выводы за рубежом воспринимались как прорывные.

Социализм рассматривался Туган-Барановским в узком и широком смысле. В узком - как специфическая форма товарного хозяйства, где рационально сочетаются элементы капитализма и т. н. «индикализма». Под последним понималась система, при которой рабочие конкретного предприятия непосредственно участвуют в управлении и в распределении произведённого продукта.

Именно эта концепция реализовывалась в Югославии в «титовский» период (1948-1980) и в 1981-1991 годах - в рамках рабочего самоуправления, когда предприятиями практически всех отраслей, за исключением оборонных, руководили выборные советы, а не назначаемые «сверху» директора и парторги.

Схожая система была внедрена в Китае в 60-е - начале 70-х годов в виде «народных коммун», руководство которых выбиралось из числа их участников. Там она продолжает частично существовать в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Аналогичные «советы народного управления» или «комитеты трудящихся» существовали с начала 1970-х в Ливии в соответствии с концепцией «Народного самоуправляемого государства». Некоторые элементы рабочего самоуправления внедрены на Кубе. Работы Туган-Барановского не единожды издавались и в СФРЮ, и в КНР.

Но конечный «продукт развития» - социализм в широком смысле - представал таким обществом, где более высокий уровень производительных сил сопровождается появлением нового типа человека. Происходит «органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов». Здесь просматриваются элементы ряда теорий - «народного государства» Сунь Ятсена, концепций Ивана Ильина, Петра Струве, Дмитрия Мережковского, социалистов-утопистов Шарля Фурье, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.

Артельный труд применялся в большинстве крестьянских промыслов. Семеновские ложкари. Их товар имел постоянный спрос.

Туган-Барановский утверждал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать сформулированная Иммануилом Кантом этическая идея о равноценности человеческой личности, о личности как цели в себе.

«Люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, с каким мы должны относиться к интересам их всех; они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них», - отмечал Туган-Барановский. При социализме, по его мнению, «развитие отдельной личности становится главной общественной целью».

В рамках этой сферы своих исследований Туган-Барановский выделял социализм государственный, коммунальный и синдикальный. Он считал, что «именно государственный социализм придаёт общественному производству пропорциональность и планомерность и даёт возможность быстрого роста общественного богатства». Причём государственным социализмом, по
мнению учёного, может быть назван такой строй, при котором если не единственной, то основной хозяйственной единицей является государство.

Под синдикальным социализмом Туган-Барановским понималась такая форма, при которой средства производства принадлежат не только государству, но и отдельным группам рабочих, использующих эти средства. Причём каждая из групп является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Но здесь, опять-таки, «государство может согласовывать действия различных рабочих ассоциаций». Что практиковалось в Югославии в 1948-1991 годах. Однако другие базовые, прежде всего социально-экономические условия не «дотягивали» там до максимальной эффективности самоуправляемого социализма. Зависимость от импорта нефти и газа, растущие внешняя задолженность, экономико-географические диспропорции между регионами и национально-конфессиональная напряжённость - все это вместе взятое нивелировало самоуправляемый социализм, а в итоге привело к распаду СФРЮ.

При коммунальном же социализме, как считает Туган-Барановский, роль государства сводится к очень незначительным функциям. Попытка внедрения именно такой формы была предпринята в Китае в 1950-х - середине 1970-х годов.

Причём все эти типы социализма Туган-Барановский считал не последовательными этапами развития, а разновидностями. Учёный был ещё и историком социализма, с увлечением изучал программы, основные особенности идеологии, литературную и практическую деятельность лидеров различных его направлений, в том числе и утопистов.

Туган-Барановский считал, например, вполне актуальной концепцию «гарантизма» Фурье. Речь шла о строе, при котором частному интересу будут противопоставлены гарантии общественного интереса: государственное страхование, регулируемое фабричное законодательство, помощь безработным, создание общественных ассоциаций, право на труд и достойная оплата. Развитие муниципалитетов, рабочих союзов, растущее кооперативное движение мелких производителей, особенно крестьян, по мысли Туган-Барановского, подготавливало почву для грядущего социалистического общества.

Титульный лист сборника статей М. Туган-Барановского «Вопросы мировой войны».

В работах по этой проблематике учёный исследовал и вопросы ценообразования. По его мнению, для построения хозяйственного плана социалистическое общество «будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов». И в этом прогнозе великий русский учёный оказался провидцем. В 1960-70-е годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) Академии наук СССР велись глубокие исследования по разработке системы оптимального управления на основе широкого использования экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Были созданы модели текущего, среднесрочного и долгосрочного развития народного хозяйства и его звеньев.

Рассматривая государственный социализм, Туган-Барановский отмечал, что хотя последний обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, он всё же сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития личности. Поэтому, «хотя создание общественного богатства и обладает значительной положительной ценностью, оно не может идти за счёт принижения человеческой личности».

Первым из всех благ Туган-Барановский (как, впрочем, и Бердяев, и Булгаков) считал личную свободу, без которой сытость - ничто. Не соглашаясь с Владимиром Соловьёвым, он заявлял, что социализм - не мещанство, а средство спасения от мещанства. «Я убеждён, - писал экономист, - что марксистский социализм приходит к концу и что теперь необходимо идеалистическое истолкование и обоснование социализма…»

Важной особенностью России Туган-Барановский считал «идеалистическую» природу русской интеллигенции, которая всегда стояла вне буржуазной культуры по той простой причине, что таковой в нашей стране не было. Для Михаила Ивановича важнее остального выступает именно эта черта - одухотворённость социалистической идеей, а не собственными классовыми инстинктами. Социалистический идеал, по его мнению, даётся этикой и метафизикой, а не вытекает непосредственно из экономического положения рабочих и их групповой борьбы.

Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма - в тесном сочетании с кооперацией. «Общество совершенно свободных людей», полагал он, - конечная цель развития общественного прогресса.

Ученый впрямую, можно сказать, «причастен» к современной теории инвестиционных циклов. В ряде работ он отмечал, что главным фактором их цикличности является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов. А фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Нарушение же ритма экономической активности, приводящее к кризису, происходит, по мнению Туган-Барановского, «из-за отсутствия параллелизма на рынках разных сфер в период экономического подъёма, несовпадения между сбережениями и инвестициями, из-за диспропорциональности в движении цен на капитальные блага и потребительские товары. В свою очередь, рост ссудного процента является верным признаком того, что свободного ссудного капитала в стране слишком мало для нужд промышленности». Отсюда Туган-Барановский делал вывод, что непосредственной причиной кризисов является не избыток ссудного капитала, не находящего применения, а его недостаток.

Обоснованность этой теории показывает, например, современный кризис в евровалютной зоне, где изначальная неравномерность социально-экономического развития многих стран-членов ЕС дополнилась диспропорциями в монетарной политике как Европейского Центробанка (ЕЦБ), так и частных финансовых структур стран еврозоны. А дополняющая эти факторы ограниченность банковских, в том числе ссудных ресурсов той же еврозоны не позволяет ЕЦБ планомерно выводить из нынешнего кризиса Грецию, Португалию, Ирландию, Италию. К тому же число кризисных стран в этом регионе постоянно растёт…

Туган-Барановский обоснованно критиковал теории, объясняющие кризисы нарушениями только в сфере денежного и кредитного обращения. Заметим, что такие воззрения, фактически игнорирующие теснейшую взаимосвязь положения в финансовой сфере с состоянием и перспективами производственной экономики, ныне весьма популярны. В том числе в России…

Словом, идеи Михаила Ивановича Туган-Барановского не только вызывают теоретический интерес, но и заслуживают того, чтобы быть практически востребованными. Прежде всего - для предотвращения системных социально-экономических кризисов.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...